Перемещение столицы из новгорода в киев кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Одной из возможных причин, почему Олег сделал Киев столицей объединенного Русского государства, стало то, что Киев занимал срединное положение на главном торговом пути "из варяг в греки". Так, контроль над данным городом давал возможность контролировать весь торговый путь, обеспечивая государству дополнительную прибыль и способствуя его развитию.

2. Другой возможной причиной наделения Киева статусом столицы объединенного Русского государства можно назвать существующую там систему управления сферами жизни общества. Так, в Киеве было легче установить княжескую власть и подчинить ей жителей, нежели чем в свободолюбивом Новгороде, в котором система управления была развита слабо.

3. Также одной из причин того, что Олег сделал столицей Киев, можно назвать его выгодное географическое положение. Так, Киев в отличие от Новгорода находился в центре проживания большинства восточнославянских племен, что было важно для будущего включения этих территорий в состав государства.

При расширении Новгородское княжество сразу же вступило в военное столкновение с Хазарским каганатом. Последний был осколком распавшегося великого тюркского каганата, и в какой-то степени его история был сильно похожа на Золотую Орду много лет спустя. Занимал Хазарский каганат примерно ту же территорию, что в будущем Орда. Столица на момент войн с Новгородским княжеством была в Итиле, богатом городе на нижней Волге. Многие восточные племена славян входили в Хазарский каганат, имея автономию, но платя дань.

Новгородское и затем Киевское княжество при расширении отобрало у хазар все их славянские земли - присоединило к себе племя полян в 864 году, так же северян 884 и радимичей в 885 году. С конца 9 века киевские князья стали носить титул кагана, такой же, как сам хазарский каган, чтобы подчеркнуть равенство с Хазарским каганатом, в ту пору всё ещё достаточно могучим. В 964 году князь Святослав присоединил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе. Затем, в 965—969 годах руссы захватили столицу каганата Итиль и основные крупные города. Святослав не воспользовался ситуацией и не присоединил к себе всю территорию каганата. Очевидно, с пониманием стратегических задач Руси у князя были большие проблемы. Конечно, удержать территорию с чуждым славянам в большинстве кочевым населением было на тот момент непросто. Но возможно при некотором напряжении сил. Кроме кочевого населения в Хазарии были богатые города, более развитые, чем на Руси. В этих городах хазарами была заимствованная система управления намного совершеннее, чем у руссов. Удерживать огромную территорию не захотели. Было хлопотно и влом. А ведь реши Святослав по-другому, не было бы в истории точно ни Золотой Орды, ни, возможно, самого монгольского завоевания.

Двор хазарского кагана после поражения укрылся на островах Каспийского моря. После ухода руссов, где-то в 970 году хазарский правитель получил помощь от Хорезма и вернулся в Итиль. В 985 г. князь Владимир совершил новый поход на Хазарию, но вместо завоевания территории наложил на неё дань. Хазария после этого вскоре развалилась на составные части. В ее степях начинают господствовать печенеги и половцы. Последние стали страшно досаждать руссам набегами. Население стало бежать на северо-восток, в лесистые места, в основном около Суздаля и Владимира. А ведь этого можно было бы легко избежать, если бы чуть раньше присоединили всю степную территорию. Теперь же момент был упущен. Киевская Русь против кочевников перешла к оборонительным войнам. В будущем ставшими независимыми от Киева русские княжества тем более не имели сил для наступательных войн.




Единственно, что было присоединено от хазар к Руси Святославом, это Тмутараканское княжество на Таманском полуострове и крепость Саркел на Дону (переименованная в Белую Вежу). Тмутаракань – это искаженное от тюркского Тумантархан, от титула тархан и тумен, обозначавшего войсковое подразделение в 10 тысяч. Княжество было отрезано от русских земель кочевыми землями. После распада Киевской Руси оно стало независимым, ему было крайне сложно существовать во враждебном окружении. Отстраненный от власти Черниговский Князь Олег Святославич в 1082 году в период войн между русскими княжествами при поддержке Византии захватил Тмутаракань и правил в вассальной зависимости от греков. В 1093 году, вернув себе власть над Черниговом, окончательно передал княжество под управление Византии.

Так же степью была отрезана от Руси и Белая Вежа. Сначала в Белой Веже был славянский гарнизон. В 1103 году его заменили на печенегов и торков, попавших в вассальную зависимость от Киевского князя. Половцы в 1117 году гарнизон уничтожили, город разграбили. Все оставшиеся в живых жители город покинули, после чего последний был заброшен и исчез навсегда. Восстанавливать город у потерявших единство русских не было уже ни сил, ни желания.

В хазарском каганате на момент распада официальная религия была иудаизм, хотя ее исповедовало меньшинство, в основном знать. Много иудеев переселилось в каганат из Византийской империи после начала гонений на них. После окончательного распада каганата часть иудеев растворилась в местных народах, утратив иудейскую веру, часть осела в Киеве, где уже была значительная хазарско-иудейская торговая община, часть переселилась в Европу. Часть до сих пор существует на Кавказе под названием горские евреи. Таким образом, частично европейские и в гораздо большей степени русские евреи имеют не палестинское, а хазарское происхождение.

В 10-м веке в устье Днепра возник древнерусский посёлок Олешье, который основали воины и купцы, торговавшие с Византией. С 11 века Олешье превратилось в крепость-порт, центр отрезанной от Киевской Руси территории с радиусом около 60 км. Как Тмутаракань и Белая Вежа, Олешье было отрезано от Руси диким полем. Киевские князья не приложили достаточно усилий к тому, чтобы свои удаленные территориальные аванпосты соединить с основной территорией. На некоторое время Олешье в 12 веке захватывают берладники. Это бывшие беглецы из Киевской Руси плюс частично беглецы из кочевых народов. Уклад берладников очень напоминал казачий. Они селились в низовьях Дуная, ныне это территория Молдавии, Украины и Румынии. Их существование прямое свидетельство, что жизнь простого народа в 12 веке была далеко не сахар. Руссы нанесли серьёзное поражение берладникам и восстановили контроль над Олешьем. После нашествия монголов вся русская территория Олешья была разграблена и пришла в полное запустение, население было уничтожено и продано в рабство. Русские с падением Олешья почти на 500 лет лишились основного выхода к морю и в значительной степени утратили морские традиции. Выход к западному морю через Новгород так же вскоре был утрачен. Оставалось только Северное море– достаточно удаленный морской путь.

Что же касается берладников, то после поражения от руссов они смешались с остатками разбитых кочевых племен и образовали небольшую смешанную славянско-тюркскую народность бродники. Последние явились ядром первых казаков.

При расширении Новгородское княжество сразу же вступило в военное столкновение с Хазарским каганатом. Последний был осколком распавшегося великого тюркского каганата, и в какой-то степени его история был сильно похожа на Золотую Орду много лет спустя. Занимал Хазарский каганат примерно ту же территорию, что в будущем Орда. Столица на момент войн с Новгородским княжеством была в Итиле, богатом городе на нижней Волге. Многие восточные племена славян входили в Хазарский каганат, имея автономию, но платя дань.

Новгородское и затем Киевское княжество при расширении отобрало у хазар все их славянские земли - присоединило к себе племя полян в 864 году, так же северян 884 и радимичей в 885 году. С конца 9 века киевские князья стали носить титул кагана, такой же, как сам хазарский каган, чтобы подчеркнуть равенство с Хазарским каганатом, в ту пору всё ещё достаточно могучим. В 964 году князь Святослав присоединил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей и в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе. Затем, в 965—969 годах руссы захватили столицу каганата Итиль и основные крупные города. Святослав не воспользовался ситуацией и не присоединил к себе всю территорию каганата. Очевидно, с пониманием стратегических задач Руси у князя были большие проблемы. Конечно, удержать территорию с чуждым славянам в большинстве кочевым населением было на тот момент непросто. Но возможно при некотором напряжении сил. Кроме кочевого населения в Хазарии были богатые города, более развитые, чем на Руси. В этих городах хазарами была заимствованная система управления намного совершеннее, чем у руссов. Удерживать огромную территорию не захотели. Было хлопотно и влом. А ведь реши Святослав по-другому, не было бы в истории точно ни Золотой Орды, ни, возможно, самого монгольского завоевания.

Двор хазарского кагана после поражения укрылся на островах Каспийского моря. После ухода руссов, где-то в 970 году хазарский правитель получил помощь от Хорезма и вернулся в Итиль. В 985 г. князь Владимир совершил новый поход на Хазарию, но вместо завоевания территории наложил на неё дань. Хазария после этого вскоре развалилась на составные части. В ее степях начинают господствовать печенеги и половцы. Последние стали страшно досаждать руссам набегами. Население стало бежать на северо-восток, в лесистые места, в основном около Суздаля и Владимира. А ведь этого можно было бы легко избежать, если бы чуть раньше присоединили всю степную территорию. Теперь же момент был упущен. Киевская Русь против кочевников перешла к оборонительным войнам. В будущем ставшими независимыми от Киева русские княжества тем более не имели сил для наступательных войн.

Единственно, что было присоединено от хазар к Руси Святославом, это Тмутараканское княжество на Таманском полуострове и крепость Саркел на Дону (переименованная в Белую Вежу). Тмутаракань – это искаженное от тюркского Тумантархан, от титула тархан и тумен, обозначавшего войсковое подразделение в 10 тысяч. Княжество было отрезано от русских земель кочевыми землями. После распада Киевской Руси оно стало независимым, ему было крайне сложно существовать во враждебном окружении. Отстраненный от власти Черниговский Князь Олег Святославич в 1082 году в период войн между русскими княжествами при поддержке Византии захватил Тмутаракань и правил в вассальной зависимости от греков. В 1093 году, вернув себе власть над Черниговом, окончательно передал княжество под управление Византии.

Так же степью была отрезана от Руси и Белая Вежа. Сначала в Белой Веже был славянский гарнизон. В 1103 году его заменили на печенегов и торков, попавших в вассальную зависимость от Киевского князя. Половцы в 1117 году гарнизон уничтожили, город разграбили. Все оставшиеся в живых жители город покинули, после чего последний был заброшен и исчез навсегда. Восстанавливать город у потерявших единство русских не было уже ни сил, ни желания.

В хазарском каганате на момент распада официальная религия была иудаизм, хотя ее исповедовало меньшинство, в основном знать. Много иудеев переселилось в каганат из Византийской империи после начала гонений на них. После окончательного распада каганата часть иудеев растворилась в местных народах, утратив иудейскую веру, часть осела в Киеве, где уже была значительная хазарско-иудейская торговая община, часть переселилась в Европу. Часть до сих пор существует на Кавказе под названием горские евреи. Таким образом, частично европейские и в гораздо большей степени русские евреи имеют не палестинское, а хазарское происхождение.

В 10-м веке в устье Днепра возник древнерусский посёлок Олешье, который основали воины и купцы, торговавшие с Византией. С 11 века Олешье превратилось в крепость-порт, центр отрезанной от Киевской Руси территории с радиусом около 60 км. Как Тмутаракань и Белая Вежа, Олешье было отрезано от Руси диким полем. Киевские князья не приложили достаточно усилий к тому, чтобы свои удаленные территориальные аванпосты соединить с основной территорией. На некоторое время Олешье в 12 веке захватывают берладники. Это бывшие беглецы из Киевской Руси плюс частично беглецы из кочевых народов. Уклад берладников очень напоминал казачий. Они селились в низовьях Дуная, ныне это территория Молдавии, Украины и Румынии. Их существование прямое свидетельство, что жизнь простого народа в 12 веке была далеко не сахар. Руссы нанесли серьёзное поражение берладникам и восстановили контроль над Олешьем. После нашествия монголов вся русская территория Олешья была разграблена и пришла в полное запустение, население было уничтожено и продано в рабство. Русские с падением Олешья почти на 500 лет лишились основного выхода к морю и в значительной степени утратили морские традиции. Выход к западному морю через Новгород так же вскоре был утрачен. Оставалось только Северное море– достаточно удаленный морской путь.

Что же касается берладников, то после поражения от руссов они смешались с остатками разбитых кочевых племен и образовали небольшую смешанную славянско-тюркскую народность бродники. Последние явились ядром первых казаков.

В предыдущей статье я рассказал про деятельность князя Святослава. Из нее понятно, почему центр деятельности первых русских князей из Новгорода вскоре перенесена была на юг, в Киев.

Киев не только лежал на торговой столбовой дороге, но почти в центре Греческого Водного пути, значительно ближе к главному Византийскому рынку, и к тому же близ устьев Десны и Припяти, — двух рек, которые, в свою очередь, открывали удобные пути внутрь страны. Киев всего дальше был выдвинут к западу, в сторону Польши и Венгрии, что облегчало ему связь с этими землями.

Будучи расположен на границе Лесной и Степной полосы (читайте про это тут) , он являлся удобным перевалочным местом для продуктов севера (лес, меха, мед, воск) и юга (скот, зерно). Все это делало Киев узлом торговых сношений. Кроме того близость степи, откуда следовало постоянно ожидать нападений, делала Киев важным военным пунктом: из далекого Новгорода труднее было бы защитить Русскую землю от кочевников.

Олег Новгородский, также известный как Олег Вещий, был князем-викингом IX века, который, как полагают, основал Киевскую Русь, первое восточнославянское государство, расположенное в бассейне Днепра.

Ранняя жизнь

Царствование

Перед смертью в 879 году Рюрик назначил Олега Новгородского опекуном своего несовершеннолетнего сына Игоря, а также его владений. Таким образом, Олег начал свое правление в 879 году, возможно, регентом князя Игоря. В то время у них была столица в Новгороде, который во многом зависел от торговли.

Чтобы восстановить ослабленную экономику города, он теперь решил взять под свой контроль торговый путь, который соединял Скандинавию и Русь с Константинополем. Чтобы осуществить свой план, он вскоре собрал армию из варягов и восточных славян, отправившись в длительный поход в 880 году. Отправившись на юг, он начал захватывать важные города и процветающие торговые форпосты, создав гарнизоны в Смоленске и Любече. В 882 году он достиг Киева, которым тогда правили двое из родственников Рюрика, Аскольд (Оскольд) и Дир, бояре по чину ниже князя.

По мнению некоторых историков, Аскольд (Оскольд) и Дир жили в разное время, что вызывает сомнения в подлинности летописи. Однако также могло быть правдой, что Аскольд и Дир были одним и тем же человеком или что было два Дира.

Аскольд и Дир попались в ловушку, и когда они вошли в лодку, Олег сказал им, что они не имеют права управлять, потому что они не княжеской крови, также представив юного Игоря законным наследником Рюрика. В конце концов солдаты набросились на них, мгновенно убив их.

Перенос столицы

При взятии Киева в 882 году Олег Новгородский понял, что город занимает стратегически важное положение. Поэтому он перенес свою столицу вместе со своими вооруженными силами из Новгорода в Киев, провозгласив себя новым правителем.

Договор с Константинополем

Постепенно Олег Новгородский начал распространять свою сферу влияния на средний Днепр, ранее принадлежавший хазарам. После этого он обратил свой взор на Константинополь, организовав военную кампанию против него в 907 году. В то время он был известен как Царьград и был столицей Восточной Римской империи.

Чтобы защитить свой город, император Лев VI Мудрый приказал закрыть городские ворота, а залив, ведущий прямо в город, закрыть цепями. Но у Олега Новгородского были другие идеи. По его приказу баркасы ждали попутного ветра, расправив паруса в другом месте.

Когда поднимался такой ветер, он гнал колесные лодки по суше в сторону города. В результате город был осажден как с моря, так и с суши. Однако они не могли пробить городские стены, но поджидали. В конце концов греки были вынуждены начать мирные переговоры.

По требованию Олега, помимо регулярных дани Киевской Руси, греки согласились платить по 12 гривен серебра за лодку. Олег также смог обеспечить выгодные торговые условия для Киева, тем самым став первым человеком в истории, заключившим торговое соглашение.

Олег Новгородский также пообещал оказать военную помощь византийскому императору, что сделало соглашение выгодным для обеих стран. В знак победы он прибил свой щит к городским воротам Константинополя.

Смерть и наследие

О месте и времени смерти Олега идет спор. Согласно Первой летописи, он умер в Киеве в 912 году, а в Новгородской Первой летописи говорится, что он умер в Ладоге в 922 году. Однако в обеих летописях говорится об одной и той же легенде о его смерти.

Согласно легенде, некоторые волхвы, принадлежавшие к священническому сословию, предсказывали, что его смерть наступит от его любимого коня. Чтобы обмануть смерть и не желая убивать своего любимого коня, он приказал увезти его.

Спустя годы, когда Олег узнал о смерти коня, он захотел увидеть его останки, и его отвели на место, где лежали его кости. Когда он коснулся черепа лошади ботинком, змея выскользнула и тут же укусила его, в результате чего он умер.

Поскольку он объединил восточных славян, он вошел в историю как основатель государства Киевская Русь.

Киев стал столицей Древней Руси в IX веке

Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. (Википедия, Столицы России)

Действительность

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.

Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

Читайте также: