Перелом в направлении поисков кратко некрасов

Обновлено: 07.07.2024

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

  • счастье народа;
  • счастье каждой отдельно взятой личности.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Действующие лица

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.

Ионушка — богомолец; рассказчик.

Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Краткое содержание

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата. Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи. Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце. Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Ответ. Гриша Добросклонов.

Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.

для финала "Пир" оказался внутри эпопеи, что встретило резонные возражения знато-ков творчества Некрасова. С убедительной аргументацией выступил тогда П. Н. Сакулин. К. И. Чуковский, согласившись с его точкой зрения, во всех последующих изданиях использовал такой порядок: "Пролог. Часть первая", "Крестьянка", "Последыш", "Пир - на весь мир". Против выступил А. И. Груздев. Считая "Пир" эпилогом и следуя логике подзаголовков ("Последыш. Из второй части", "Крестьянка. Из третьей части"), ученый предложил печатать поэму так: "Пролог. Часть первая", "Последыш", "Крестьянка", "Пир - на весь мир". В этой последовательности поэма опубликована в пятом томе Полного собрания сочинений и писем Н. А. Некрасова. Но и такое расположение частей не бесспорно: нарушается специальное указание поэта, что "Пир" непосредственно идет за "Последышем" и является продолжением его. Споры зашли в тупик, выход из которого возможен лишь в том случае, если будут найдены какие-либо неизвестные нам пожелания самого Некрасова.

Но, с другой стороны, примечательно, что сам этот спор невольно подтверждает эпопейный характер "Кому на Руси жить хорошо". Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? В "Прологе" как будто бы намечена и четкая схема путешествия - встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако эпопея лишена четкой и однозначной целеустремленности. Некрасов не форсирует действие, не торопится привести его к всеразрешающему итогу. Как эпический художник, он стремится к полноте воссоздания жизни, к выявлению всего многообразия народных характеров, всей непрямоты, всего петляния народных тропинок, путей и дорог.

Мир в эпопейном повествовании предстает таким, каков он есть: неупорядоченным и неожиданным, лишенным прямолинейного движения. Автор эпопеи допускает "отступления, заходы в прошлое, скачки куда-то вбок, в сторону". По определению современного теоретика литературы Г. Д. Гачева, "эпос похож на ребенка, шествующего по кунсткамере мироздания: вот его внимание привлек один герой, или здание, или мысль - и автор, забыв обо всем, погружается в него; потом его отвлек другой - и он так же полно отдается ему. Но это не просто композиционный принцип, не просто специфика сюжета в эпосе. Тот, кто, повествуя, делает "отступление", неожиданно долго задерживается на том или ином предмете; тот, кто поддается соблазну описать и то, и это и захлебывается от жадности, греша против темпа повествования,- тот тем самым говорит о расточительности, изобилии бытия, о том, что ему (бытию) некуда торопиться. Иначе: он выражает идею, что бытие царит над принципом времени (тогда как драматическая форма, напротив, выпячивает власть времени - недаром там родилось тоже, казалось бы, только "формальное" требование единства времени)".

Введенные в эпопею "Кому на Руси жить хорошо" сказочные мотивы позволяют Некрасову свободно и непринужденно обращаться со временем и пространством, легко переносить действие с одного конца России на другой, замедлять или ускорять время по сказочным законам. Объединяет эпопею не внешний сюжет, не движение к однозначному результату, а сюжет внутренний: медленно, шаг за шагом проясняется в ней противоречивый, но необратимый рост народного самосознания, еще не пришедшего к итогу, еще находящегося в трудных дорогах исканий. В этом смысле и сюжетно-композиционная рыхлость поэмы не случайна, а глубоко содержательна: она выражает своей несобранностью пестроту и многообразие народной жизни, по-разному обдумывающей себя, по-разному оценивающей свое место в мире, свое предназначение.

Стремясь воссоздать движущуюся панораму народной жизни во всей ее полноте, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества. Но и фольклорная стихия в эпопее выражает постепенный рост народного самосознания: сказочные мотивы "Пролога" сменяются былинным эпосом, потом лирическими народными песнями в "Крестьянке", наконец, песнями Гриши Добросклонова в "Пире - на весь мир", стремящимися стать народными и уже частично принятыми и понятыми народом. Мужики прислушиваются к его песням, иногда согласно кивают головами, но последнюю песню "Русь" он еще не спел им. А потому и финал поэмы открыт в будущее, не разрешен:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,

Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Но странники не услышали песни "Русь", а значит, еще и не поняли, в чем заключается "воплощение счастия народного". Выходит, Некрасов не допел свою песню не только потому, что смерть помешала. Песни его не допела в те годы сама народная жизнь. Более ста лет прошло с тех пор, а песня, начатая великим поэтом о русском крестьянине, все еще допевается. В "Пире" лишь намечен проблеск грядущего счастья, о котором мечтает поэт, сознающий, сколь много дорог впереди до его реального воплощения. "Незаконченность" "Кому на Руси жить хорошо" принципиальна и художественно значительна как признак народной эпопеи.

"Кому на Руси жить хорошо" и в целом, и в каждой из своих частей напоминает крестьянскую мирскую сходку, которая являлась наиболее полным выражением демократического народного самоуправления. На такой сходке жители одной или нескольких деревень решали все вопросы совместной, мирской жизни. Сходка не имела ничего общего с современным собранием. На ней отсутствовал председатель, ведущий ход обсуждения. Каждый общинник по желанию вступал в разговор или перепалку, отстаивая свою точку зрения. Вместо голосования действовал принцип общего согласия. Недовольные переубеждались или отступали, и в ходе обсуждения вызревал "мирской приговор". Если общего согласия не получалось, сходка переносилась на следующий день. Постепенно, в ходе жарких споров вызревало единодушное мнение, искалось и находилось согласие.

Вся поэма-эпопея Некрасова - это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Он достигает своей вершины в заключительном "Пире - на весь мир". Однако общего "мирского приговора" все-таки не происходит. Намечаются лишь пути к нему, многие первоначальные препятствия устранены, по многим пунктам обозначилось движение к общему согласию. Но итога нет, жизнь не остановлена, сходки не прекращены, эпопея открыта в будущее. Для Некрасова здесь важен сам процесс, важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. Попробуем поближе присмотреться к нему, двигаясь от "Пролога. Части первой" к "Крестьянке", "Последышу" и "Пиру - на весь мир".

Первоначальные представления странников о счастье. В "Прологе" о встрече семи мужиков повествуется как о большом эпическом событии:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай.

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков.

Так сходились былинные и сказочные герои на битву или на почестен пир. Эпический размах приобретает в поэме время и пространство: действие выносится на всю Русь. "Подтянутая губерния", "Терпигорев уезд", "Пустопорожняя волость", деревни "Заплатова", "Дырявина", "Разутова", "Знобишина", "Горелова", "Неелова", "Неурожайка" могут быть отнесены к любой из российских губерний, уездов, волостей и деревень. Схвачена общая примета пореформенного разорения. Сам вопрос, взволновавший мужиков, касается всей России - крестьянской, дворянской, купеческой. Потому и ссора, возникшая между ними,- не рядовое событие, а великий спор. В душе каждого хлебороба, со своей "частной" судьбой, со своими житейскими целями, пробудился интерес, касающийся всех, всего народного мира. И потому перед нами уже не обыкновенные мужики со своей индивидуальной судьбой, а радетели за весь крестьянский мир, правдоискатели. Цифра семь в фольклоре является магической. Семь странников - образ большого эпического масштаба. Сказочный колорит "Пролога" поднимает повествование над житейскими буднями, над крестьянским бытом и придает действию эпическую всеобщность. В то же время события отнесены к пореформенной эпохе. Конкретная примета мужиков - "временнообязанные" - указывает на реальное положение "освобожденного" крестьянства, вынужденного временно, вплоть до полного выкупа своего земельного надела, трудиться на господ, исполнять те же самые повинности, какие существовали и при крепостном праве.

Сказочная атмосфера в "Прологе" многозначна. Придавая событиям всенародное звучание, она превращается еще и в удобный для поэта прием характеристики народного самосознания. Заметим, что Некрасов играючи обходится со сказкой. Вообще его обращение с фольклором более свободно и раскованно по сравнению с поэмами "Коробейники" и "Мороз, Красный нос". Да и к народу он относится иначе, часто подшучивает над мужиками, подзадоривает читателей, парадоксально заостряет народный взгляд на вещи, подсмеивается над ограниченностью крестьянского миросозерцания. Интонационный строй повествования в "Кому на Руси жить хорошо" очень гибок и богат: тут и добродушная авторская улыбка, и снисхождение, и легкая ирония, и горькая шутка, и лирическое сожаление, и скорбь, и раздумье, и призыв. Интонационно-стилистическая многозвучность повествования по-своему отражает новую фазу народной жизни. Перед нами пореформенное крестьянство, порвавшее с неподвижным патриархальным существованием, с вековой житейской и духовной оседлостью. Это уже бродячая Русь с проснувшимся самосознанием, шумная, разноголосая, колючая и неуступчивая, склонная к ссорам и спорам. И автор не стоит от нее в стороне, а превращается в равноправного участника ее жизни. Он то поднимается над спорщиками, то проникается сочувствием к одной из спорящих сторон, то умиляется, то возмущается. Как Русь живет в спорах, в поисках истины, так и автор пребывает в напряженном диалоге с нею.

Сказочный мир "Пролога" окрашен легкой авторской иронией: он характеризует еще не высокий уровень крестьянского сознания, стихийного, смутного, с трудом пробивающегося к всеобщим вопросам. Мысль народная еще не обрела в "Прологе" независимого существования, она еще слита с природой и выражается в действиях, в поступках, в драках между мужиками.

Идут, как будто гонятся

За ними волки серые,

Что дале - то скорей.

Наверно б, ночку целую

Так шли - куда, не ведая.

Мужики живут и действуют, как в сказке: "Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". И "баба встречная", "корявая Дурандиха", на глазах у мужиков превращается в хохочущую, над ними ведьму. А Пахом долго умом раскидывает по поводу того, что с ними случилось, пока не приходит к выводу, что леший "шутку славную" над ними подшутил.

В поэме возникает комическое сравнение спора мужиков с боем быков в крестьянском стаде. По законам эпоса, оно развертывается, как в гоголевских "Мертвых душах", но обретает еще и самостоятельный смысл. Корова с колокольчиком, отбившаяся от стада, пришла к костру, уставила глаза на мужиков,

Шальных речей послушала

И начала, сердечная.

Мычать, мычать, мычать!

Стихийной мощи и ограниченности спора вторит переполох в природе, которая, как в сказке, тоже участвует в лихой мужицкой перебранке-потасовке. На спорящих странников слетаются посмотреть семь филинов, с семи больших дерев "хохочут полуночники".

И ворон, птица умная,

Приспел, сидит на дереве

У самого костра,

Сидит да черту молится,

Чтоб до смерти ухлопали

Переполох нарастает, ширится, охватывает весь лес:

Проснулось эхо гулкое,

Как будто подзадоривать

С иронией относится поэт и к самой сути спора. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь - обнаруживает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности. Встреча с попом в первой главе первой части поэмы наглядно проясняет, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно с ним соглашаются:

"В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь -

Не так ли, други милые?"

Они сказали: "Так".

Рассказ попа заставляет мужиков над многим призадуматься. Расхожая, иронически-снисходительная народная оценка духовенства обнаруживает свою поверхностность и неполноту. По законам эпического повествования поэт доверчиво отдается рассказу попа о жизни всего духовного сословия, он не торопится с развитием действия, давая возможность попу выговорить все, что лежит у него на душе. За этой доверчивостью и отзывчивостью скрывается и сам народ, наивно-простодушный, всепринимающий и многое понимающий своей сердобольной душой. За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Здесь и драматические перемены в дворянских судьбах: уходит в прошлое старая, патриархальная дворянская Русь, жившая оседло, в нравах и привычках близкая к народу. Пореформенное разорение разрушило вековые устои дворянской жизни, уничтожило старую привязанность к родовому деревенскому гнезду. Рассеялись дворяне по белу свету, усвоили новые привычки, далекие от русских нравственных традиций и преданий. В рассказе попа развертывается перед глазами смекалистых мужиков "цепь великая", в которой все звенья прочно связаны: тронешь одно - отзовется в другом. Драма русского дворянства порождает драму в жизни духовного сословия. В той же мере эту драму усугубляет и всероссийское пореформенное оскудение мужика:

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

И труженицы вечные,

Господь прибавь им сил!

Не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его поилец и кормилец. И дело тут не только в материальной зависимости. Несчастья мужика приносят глубокие нравственные страдания чутким людям из духовенства: "С таких трудов копейками живиться тяжело!" Выходит, напрасно противопоставляли мужики "счастливые" верхи "несчастливым" низам. Верхи оказываются несчастливыми по-своему: кризис, переживаемый народом, коснулся всех сословий русского общества. И вот мужики в финале главы "Поп" так отделывают Луку:

- Что, взял? башка упрямая!

Туда же лезет в спор!

Попы живут по-княжески".

Ну, вот тебе хваленое

Но, в сущности, так можно было бы отделать не только Луку, но и каждого из семи мужиков, и всех их вместе. За бранью мужицкой здесь снова следует тень автора, который подсмеивается над ограниченностью первоначальных представлений народа о счастье. И не случайно, что после встречи с попом характер поведения и образ мысли странников существенно изменяются. Они становятся все более активными в диалоге, все более энергично вмешиваются в жизнь. Да и внимание странников все более властно начинает захватывать не мир господ, а народная жизнь.

Перелом в направлении поисков

В "Сельской ярмонке" странники приглядываются к народной толпе, являющейся главным действующим лицом. Поэт любуется вместе с ними хмельным, горластым, праздничным народным морем. Этот праздничный разгул народной души открывается яркой картиной купания богатырского коня. Черты богатырства подмечаются Некрасовым и в собирательном образе "сельской ярмонки". Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа. В ней нет середины и меры, в ней все на пределе: если уж радость - так безудержная, если покаяние - так безутешное, если пьянство - так бесшабашное. Поэт не скрывает здесь и ограниченность крестьянского сознания, находящегося в плену жестоких суеверий, и убогость эстетических вкусов народа: торговцы выбирают на потребу мужиков изображение сановника "за брюхо с бочку винную и за семнадцать звезд". Порой Некрасов не выдерживает, вмешивается в повествование, произносит обращенный к читателю монолог:

Эх! эх! придет ли времечко,

Когда (приди, желанное. )

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого -

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Но здесь же рядом поэт восхищается народной отзывчивостью на чужую беду в эпизоде с пропившимся Вавилушкой, народной чуткостью к бескорыстной доброте Павлуши Веретенникова, выручившего деньгами

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : «Ещё народу русскому пределы не поставлены: пред ним

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

Образовательная : подчеркнуть многообразие крестьянских типов,

мастерство поэта в изображении народной жизни,

обостренное чувство справедливости, чести и

достоинства в образах крестьян – правдоискателей

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

формирование поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к родному слову,

уважительного отношения к истории отечества,

к народному творчеству

Оборудование урока: выставка книг, альбом «Н.А.Некрасов. Выставка в

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

В минуту унынья, о родина – мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Ещё суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю!

1. Вступительное слово учителя: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое, с

3. «Истинный, не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою,

4. Савелий — богатырь святорусский

Проблемные вопросы:

В чем счастье для Я.Нагого, Е. Гирина, Савелия, богатыря святорусского?

1. Вступительное слово учителя: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое, с

Что мы узнаем о прошлом Якима Нагого?

Как характеризует Якима Нагого история с лубочными картинками?

Каким чувством наполнены слова Якима Нагого:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная.

Вывод: Яким мужик бывалый, в прошлом занимавшийся отхожим промыслом, поживший в городах, поис­кавший справедливость. Он

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок

История с лубочными картинками свидетельствует о том, что, может быть вкус его не развит, не соответствует канонам эстетики, но тяги к прекрасному Яким Нагой не лишен.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А всё вином кончается.

3. «Истинный, не купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдою,

Как характеризует Ермила Гирина тяжба с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы?

Как вы понимаете слова из поэмы:

Когда тут попадалася

Иная гривна медная

Дороже ста рублей…

Почему именно Ермила Гирина крестьяне выбрали старостой ?

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совести и чести. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре на этот мир.

4. Савелий — богатырь святорусский.

Найдите описание Савелия — богатыря святорусского в поэме.

Что подчеркивает автор в его портрете?

Что мы узнаем о прошлом Савелия — богатыря святорусского?

Почему автор сравнивает Савелия с былинным богатырем Святогором?

Как характеризует Савелия история с управляющим Фогелем?

Как вы понимаете слова Савелия:

Случайно ли, что историю Савелия рассказывает Матрена Тимофеевна?

С большущей сивой гривою

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал.

Особенно как из лесу,

Став религиозным подвижником, Савелий готов отвернуться от грешной земли как юдоли плача и страданий и проповедовать полное смирение со злом сего. Некрасов в поэме утверждает другие, активные формы противостояния злу, вплоть до пресечения его. Говоря о врагах, которым нужно прощать все, Христос ведь имел в виду личных врагов человека, но отнюдь не врагов Божиих.

Первоначально представление о счастье крестьян - странников вполне

После знакомства с Я.Нагим, Е.Гириным, Савелием, богатырем святорусским

в сознании крестьянства постепенно зарождается идеал подвижника, радеющего за народные интересы.

7. Итоги урока

и в народной среде. Став религиозным подвижником, Савелий готов отвернуться от грешной земли как юдоли плача и страданий и проповедовать полное смирение со злом сего. Некрасов в поэме утвержает другие, активные формы противостояния злу, вплоть до пресечения его. Говоря о врагах, которым нужно прощать все, Христос ведь имел в виду личных врагов человека, но отнюдь не врагов Божиих.

Авторитет Гирина еще более укрепился, когда будучи старостой:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совести и чести. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре на этот мир.

Как липочка ободранный Вернулся он на родину И за соху взялся.

У каждого крестьянина

Душа что туча черная —

Гневна, грозна, — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Величественная фигура крестьянина правдоискателя и бунтаря возникает перед читателем в рассказе Матрены Тимофеевны.

Савелий — богатырь святорусский и в столетнем возрасте, уже

согнувшийся, похожий на очеп, все-таки могуч:

С большущей сивой гривою

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой, Дед на медведя смахивал.

За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, дед провел двадцать лет на каторге, двадцать — на поселении и все не смирился.

И молвил: — Православные!

Роптать на Бога грех,

Несу мой крест с терпением.

И не случайно, что после встречи с попом характер поведения и образ мыслей странников существенно изменяются. Они становятся все более активными в диалоге, все более энергично вмешиваются в жизнь. Да и внимание их все более властно начинает захватывать не мир господ, а' народная жизнь.

Перелом в направлении поисков

Ермил Гирин

Авторитет Гирина еще более укрепился, когда будучи старостой:

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному

Странники и помещик

Труд Николая Алексеевича Некрасова посвящен глубинным проблемам русского народа. Герои его повествования, обычные крестьяне, отправляются в путешествие в поисках человека, которому жизнь на родине приносит счастье. Так кому на Руси жить хорошо? Краткое содержание по главам и аннотация к поэме помогут понять основную мысль произведения. …

Задумка и история создания поэмы

кому на руси жить хорошо автор

Основной идеей Некрасова было создать поэму для народа, в которой тот мог бы узнать себя не только в общей идее, но и в мелочах, быте, поведении, увидеть свои достоинства и недостатки, найти свое место в жизни.

Автору удалась задумка. Некрасов годами собирал нужный материал, планируя свой труд под названием Кому на Руси жить хорошо? гораздо более объемным, чем тот вышел в конце. Планировалось целых восемь полноценных глав, каждая из которых должна была оказаться отдельным произведением с законченной структурой и идеей. Единственное объединяющее звено – семь обычных русских крестьян, мужиков, которые путешествуют по стране в поисках правды.

В поэме Кому на Руси жить хорошо? четыре части, порядок и законченность которых является причиной споров для многих ученых. Тем не менее, произведение выглядит целостным, приводит к логичному концу – один из персонажей находит тот самый рецепт русского счастья. Считается, что окончание поэмы Некрасов дописал, уже зная о своей скорой смерти. Желая привести поэму к завершению, он перенес окончание второй части в конец произведения.

Считается, что автор начал писать Кому на Руси жить хорошо? примерно в 1863 году – вскоре после отмены крепостного права. Через два года Некрасов закончил первую часть и пометил рукопись этой датой. Последующие были готовы к 72, 73, 76 годам 19 века соответственно.

Содержание по главам

Пролог

кому на руси жить хорошо о чем

Кому на Руси жить хорошо? начинается с пролога, краткое содержание которого таково: встречаются семь главных героев – обычных русских мужиков из народа, которые пришли из уезда Терпигорева.

Каждый родом из своего села, название которого, например, было таким – Дыряево или Неелово. Встретившись, мужики начинают активно спорить друг с другом о том, кому по-настоящему на Руси жить хорошо. Эта фраза будет лейтмотивом произведения, его основной завязкой.

Каждый предлагает вариант сословия, который сейчас благоденствует. Это были:

  • попы,
  • помещики,
  • чиновники,
  • купцы,
  • бояре и министры,
  • царь.

Мужики так много спорят, что ситуация выходит из-под контроля, начинается драка – крестьяне забывают, какие дела они собирались делать, идут в никому не известном направлении. В конце концов они забредают в глухомань, решают до утра более никуда не идти и переждать ночь на полянке.

Из-за поднятого шума птенец выпадает из гнезда, один из странников ловит его и мечтает о том, что, если бы у него были крылья, он бы облетел всю Русь. Остальные добавляют, что можно без крыльев обойтись, было бы что выпить и хорошо закусить, тогда можно до старости путешествовать.

Внимание! Птица – мама птенца в обмен за своего ребенка рассказывает мужикам, где можно найти клад – скатерть-самобранку, но предупреждает, что нельзя просить более ведра алкоголя в день – иначе быть беде. Мужики действительно находят сокровище, после чего обещают друг другу не расставаться, пока не найдут ответ на вопрос, кому же хорошо жить в этом государстве.

Краткое содержание по главам даст представление о том, к кому обращались герои поэмы Кому на Руси жить хорошо? в надежде получить ответ на свой вопрос.

Первая часть. Глава 1

Первая глава рассказывает о встрече мужиков с попом. Они долго шли, навстречу попадались обычные люди – нищие, крестьяне, солдаты. Спорщики даже не пытались разговаривать с теми, так как по себе знали, что счастья у простого народа нет. Встретив тележку попа, странники перегораживают путь и рассказывают о споре, задавая главный вопрос, кому на Руси жить хорошо, выпытывают, счастливы ли попы.

кому на руси жить хорошо помещик

Поп отвечает следующее:

  1. Счастье у человека есть, только если его жизнь объединяет три черты – спокойствие, честь и богатство.
  2. Объясняет, что у попов нет никакого покоя, начиная от того, как хлопотно достается им сан и заканчивая тем, что ежедневно выслушивает плач десятков людей, что умиротворения в жизни не прибавляет.
  3. Много денег сейчас попам сложно заработать, так как дворяне, которые раньше обряды проводили в родных деревеньках, теперь делают это в столице, а священнослужителям приходится жить за счет одних крестьян, с которых скудный доход.
  4. Народ попов уважением тоже не балует, подшучивает над ними, избегает, нет возможности ни от кого хорошего слова услышать.

После речи попа мужики стыдливо прячут глаза и понимают, что священникам на свете живется отнюдь не сладко. Когда священнослужитель уезжает, спорщики накидываются на того, кто предположил, что попам жить хорошо. Дело дошло бы до драки, однако поп снова появился на дороге.

Глава 2

кому на руси жить хорошо пьяная ночь

Мужики долго идут по дорогам, навстречу почти никто не встречается, у кого можно спросить, кому на Руси жить хорошо. В конце концов они узнают, что в селе Кузьминском богатая ярмарка, так как село не из бедных. Там есть две церкви, закрытое училище и даже не очень чистая гостиница, в которой можно остановиться. Шутка ли, в селе есть фельдшер.

Самое главное, что здесь есть целых 11 кабатчиков, которые не успевают наливать веселящемуся народу. Все крестьяне много пьют. У лавки с башмаками стоит расстроенный дед, который обещал привести внучке сапожки, да деньги пропил. Появляется барин Павлуша Веретенников и оплачивает покупку.

Глава 3

В этой главе спорщики снова находят Павла Веретенникова, который на самом деле собирает фольклор, истории и выражения русского народа. Павел говорит окружившим его крестьянам, что они употребляют слишком много алкоголя, а для тех пьяная ночь – за счастье.

Яким Голый на это возражает, утверждая, что простой крестьянин много пьет не от собственного желания, а потому что работает тяжело, его постоянно преследует горе. Яким рассказывает окружающим свою историю – накупив сыну картинок, Яким не меньше их любил сам, поэтому, когда случился пожар, он эти изображения первыми вынес из избы. В конце концов деньги, которые тот скопил за жизнь, пропали.

Выслушав это, мужики усаживаются покушать. После один из них остается следить за ведром водки, а остальные снова направляются в толпу, чтобы найти человека, который считает себя счастливым на этом свете.

Глава 4

Мужики ходят по улицам и обещают угостить водкой самого счастливого человека из народа, чтобы выяснить, кому на Руси жить хорошо, однако к ним подходят только глубоко несчастные люди, которые хотят выпить, чтобы утешиться. Те, кто хотят похвастаться чем-то хорошим, обнаруживают, что их мелочное счастье не отвечает на основной вопрос. Например, белорус радуется, что здесь делают ржаной хлеб, от которого у него нет резей в животе, поэтому он счастлив.

характеристика князя утятина

В итоге ведро с водкой заканчивается, и спорщики понимают, что так они правды не отыщут, однако один из пришедших говорит поискать Ермилу Гирина. Ермил очень уважаем в деревне, крестьяне говорят, что это очень хороший человек. Даже рассказывают случай, что, когда Гирин хотел купить мельницу, а денег на задаток не было, тот насобирал целую тысячу взаймы у простого народа и успел внести деньги.

Через неделю Ермил раздал все, что занимал, до вечера допытывался у окружающих, к кому еще подойти и отдать последний оставшийся рубль.

Такое доверие Гирин заработал тем, что, служа писарем у князя, ни у кого денег не брал, а наоборот, простым людям помогал, поэтому, когда собирались выбирать бургомистра, выбрали именно его, Ермил назначение оправдал. При этом поп говорит, что тот несчастлив, так как уже сидит в остроге, а почему, рассказать не успевает, так как в компании обнаруживается вор.

Глава 5

Далее путешественники встречают помещика, который в ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо, рассказывает им про свои дворянские корни – основатель его рода татарин Оболдуй был ободран медведем для смеха императрицы, которая взамен преподнесла много дорогих подарков.

Помещик жалуется, что отобрали крестьян, поэтому нет больше закона на его землях, леса вырубаются, множатся питейные заведения – народ делает, что хочет, от этого нищает. Далее рассказывает, что не привык с детства трудиться, а тут приходится это делать из-за того, что отобрали крепостных.

Сокрушаясь, помещик уходит, а мужики жалеют его, думая, что с одной стороны после отмены крепостного права пострадали крестьяне, а с другой – помещики, что эта плеть хлестнула все сословия.

Это интересно! Примеры мужества в литературе и жизни: сочинение Смелость и трусость

Часть 2. Последыш – краткое содержание

Данная часть поэмы рассказывает про сумасбродного князя Утятина, который, узнав, что крепостное право отменили, слег с сердечным ударом и пообещал лишить своих сыновей наследства. Те, испугавшись такой участи, подговорили мужиков подыграть старому отцу, подкупив их обещанием подарить луга деревне.

Важно! Характеристика князя Утятина: эгоистичный человек, который любит чувствовать власть, поэтому готов заставлять окружающих делать совершенно бессмысленные вещи. Ощущает полную безнаказанность, думает, что именно за этим стоит будущее России.

Некоторые крестьяне подыгрывали барской просьбе охотно, а другие, например Агап Петров, не могли смириться с тем, что на воле приходится перед кем-то преклоняться. Попав в ситуацию, в которой добиться правды невозможно, Агап Петров погибает от мук совести и душевных терзаний.

В конце главы князь Утятин радуется возвращению крепостного права, говорит о его правильности на собственном пиру, на котором присутствуют семь путешественников, и в конце спокойно умирает в лодке. Луга при этом крестьянам никто не отдает, а суд по этому вопросу не окончен и по наши дни, как выяснили мужики.

Часть 3. Крестьянка

крестьянка кому на руси жить хорошо

Эта часть поэмы посвящена поиску женского счастья, однако заканчивается тем, что счастья нет и не найти такого уж никогда. Странникам встречается крестьянка Матрена – красивая, статная женщина 38 лет. При этом Матрена глубоко несчастна, считает себя старухой. У нее тяжелая судьба, радость была только в детстве. После девушка вышла замуж, муж ее уехал на заработки, оставив беременную жену в большой семье мужа.

Крестьянке пришлось кормить родителей супруга, которые только издевались и не помогали ей. Даже после родов не давали брать с собой ребенка, так как с ним женщина недостаточно работала. За малышом присматривал престарелый дед, единственный, кто нормально относился к Матрене, однако из-за возраста не доглядел за младенцем, того съели свиньи.

Матрена после тоже рожала детей, но первого сына забыть не смогла. Ушедшего с горя в монастырь старика крестьянка простила и забрала домой, где тот вскоре помер. Она сама на сносях пришла к губернаторше, попросила вернуть мужа из-за тяжелого положения. Так как Матрена родила прямо в приемной, губернаторша помогла женщине, от этого народ стал звать ее счастливой, что по факту было далеко не так.

В конце концов странники, не найдя женского счастья и не получив ответа на свой вопрос – кому на Руси жить хорошо, отправились дальше.

Часть 4. Пир на весь мир – заключение поэмы

название глав кому на руси жить хорошо

Дело происходит в той же деревне. Главные герои собрались на пиру и веселятся, рассказывают разные истории, чтобы выяснить, кому из народа на Руси жить хорошо. Зашла речь о Якове, крестьянине, который очень почитал барина, однако не простил, когда тот отдал его племянника в солдаты . В итоге Яков завез хозяина в лес и повесился, а тот не смог выбраться, так как у него не работали ноги. Далее происходит долгий спор о том, кто более грешен в этой ситуации.

Мужики делятся разными историями о грехах крестьян и помещиков, решая, кто же честнее и праведнее. Толпа в целом достаточно несчастна, в том числе мужики – главные герои, только молоденький семинарист Гриша хочет посвятить себя служению народу и его благополучию. Он сильно любит мать и готов это чувство излить на деревню.

Гриша идет и поет о том, что впереди ждет славный путь, звонкое имя в истории, он воодушевлен этим, не пугается даже предполагаемого исхода – Сибири и смерти от чахотки. Спорщики не замечают Гришу, а зря, ведь это единственный счастливый человек в поэме, поняв это, они могли бы найти ответ на свой вопрос – кому в России жить хорошо.

Читайте также: