Перед вами одна из картин серии стога рассмотрите произведение и попробуйте описать состояние кратко

Обновлено: 30.06.2024

По горизонтали живописное полотно делится как бы на несколько пластов, слоев. На переднем плане мы видим полосу темно-зеленой травы. Справа на этой

полосе находится огромный стог сена, сразу же привлекающий к себе внимание созерцателя картины. Конус стога немного неровный, что только усиливает достоверность картины.

Прямо за стогом заканчивается зона тени с зеленой травой. Начинается область, освещенная ярким солнечным светом, трава становится ярко-салатовой, с желтым оттенком. Граница света и тени видна очень четко. Она проходит не прямо, а немного по горизонтали, что добавляет картине немного движения.

Следующий слой картины Моне – череда редких деревьев, растущих в ряд. Эти деревья не дают тени и совершенно не умаляют общего впечатления прозрачности и невесомости пейзажа.

klod-mone-stog-sena-v-zhiverni

Смелые эксперименты со светом — вот основное выразительное средство, используемое Клодом Моне в своих произведениях. Изменчивость теней и игра света всегда привлекала художника, который пытался поймать и запечатлеть эту красоту на своих картинах. Клод Моне является автором множества однотипных пейзажей, но написанных в разное время суток, в разную погоду, в разное время года.

На картине перед глазами зрителя предстает обычная будничная сельская картина французской глубинки. На первый взгляд на картине не изображено ничего особенного и трудно понять, что здесь привлекло художника и почему это полотно считается одной из лучших работ великого французского импрессиониста.

Горизонтально картину можно разделить на несколько планов: темно-зелёная затененная трава на переднем плане является как бы обрамлением, смысловым ограничением полотна. На этом же плане изображен главный герой картины, который приковывает взгляд зрителя — большой, неровный стог сена. Его нарочитая неидеальность только усиливает реализм изображения.

Третий план картины — это ряд деревьев, которые настолько прозрачны и невесомы, что таким же становится весь пейзаж, изображенный кистью Клода Моне.

Стог сена в Живерни, Клод Моне, 1886 - описание картины

Стога в живописи появились со времён возникновения импрессионизма. Подобные сельские сюжеты в первое время обескураживали аристократическую публику, но Милле, Гоген, Ван Гог, Писсаро и другие мастера не раз прибегали к данной теме. Моне, как художник-новатор, привнёс в данный сюжет свои элементы – серийность и особое видение света.

Ещё один любопытный фрагмент – задний план, как будто поддёрнутой, дымкой на горизонте виднеются просторы с участками деревьев. Крыши уютных разномастных домиков довершают деревенскую пастораль.

На выставке Дюран-Рюэля серия картин Моне, посвящённая стогам, нашла заслуженное признание и была выкуплена за немалую цену.


Клод Моне - Стога сена

1890 год стал переломным моментом в жизни Клода Моне — ему исполнилось пятьдесят, он впервые приобрел недвижимость и договорился о покупке "Олимпии" Эдуарда Мане для последующего размещения во французской национальной коллекции. Любое из них могло оказаться самым заметным событием того периода, однако 1890 год стал также временем, когда Моне написал самую объемную художественную серию XIX века — свои "Стога". Эта знаменитая серия нашла свое вдохновение в полях, прилегающих к дому художника в Живерни, а в качестве своих основных образов заимствовала монолитные злаковые стога, которые доминировали на убранных полях с середины лета. Настоящая работа - самый запоминающийся и известный пример в группе картин, вошедших в западный канон искусства XIX века.

На этих полотнах, обычно известных как "Стога сена", преобладают гигантские конические структуры, состоящие из пшеничных колосьев и уложенные таким образом, чтобы колосья могли сохраниться без образования плесени в течение довольно продолжительного времени. В деревнях ощущалась нехватка молотилок, и ожидание пока одна из этих тихоходных машин достигнет нужного места часто занимало месяцы - летний срез зерна мог находиться в аккуратном и ровном снопе до января или февраля следующего года. Собранные стога были около трех метров в высоту, иногда достигая шести метров, их форма варьировалась в зависимости от региона. Белокурые монолиты на полотнах Моне имеют типичную форму зерновых стогов в сельской местности Нормандии - цилиндрическое основание, увенчанное остроконечным куполом из соломы.

Стога сена уже появлялись на холстах Моне до этого, но они никогда не оказывались предметом его исследований, появляясь как случайные элементы в большом пейзаже или позади фигур, прогуливающихся по убранному полю. Только в 1888 году Моне начал рассматривать стога в качестве центрального мотива композиции. Эти картины представляли собой довольно скромное начало и не отмечали никакого реального прогресса в систематическом создании серии. "Стога" Моне не были рождены "волшебным образом" его первыми встречами с ними, напротив, они стали результатом многолетнего опыта пейзажиста. Выбрав в качестве своего предмета эти величественные объекты, Моне продолжил давнюю традицию изображать сельскую местность Франции и ее обильные богатства, невольно подражая Милле и другим последователям Барбизонской школы. Тем не менее, Моне обновил и адаптировал эту традицию с поразительным эффектом: его серия стогов практически не содержит отдельных деталей; в ней нет собак и птиц, нет рабочих или гуляющих по полю. Художник сокращает свое виденье, чтобы сосредоточиться исключительно на самих стогах, на игре света и тени, на небе и горизонте. Стога никогда не засвечены солнцем или затемнены сумерками, из-за чего они никогда не теряют своей идентичности как формы. Моне заходит так далеко, что выделяет их, часто задействуя смелые цвета, и обрамляет их конические вершины ручейками света, которые словно стекают по волнистым краям. Несмотря на свою инертность, стога, кажется, излучают чувство глубокой гармонии и благополучия.

Настоящее полотно отрывается от общей организации серии несколькими решениями. Параллельность стогов доминирует в структуре гораздо меньше, чем сильная диагональ, идущая от левого края полотна к линии горизонта. Моне также использует радикальное усечение стогов, что способствует ощущению динамизма в отступающей диагональной линии рукотворных объектов; они прямо противоположны солнцу, скрытому за ними и излучающему диагональные лучи света в нижний правый угол композиции, тем самым наполняя кромки стогов и землю красными, оранжевыми и ярко-зелеными цветами. Отрезая часть самого большого стога с левого края, Моне передает монументальность этих монолитов и еще больше поражает манипулированием света в ландшафте, вызванным их физическим присутствием.

Пятнадцать "Стогов" Моне были впервые выставлены в мае 1891 года в галерее Дюран-Рюэля в Париже. Выставку сопровождало несколько других работ, но внимание публики было приковано к стогам сена. Многие искусствоведы того времени опубликовали хвалебные рецензии, а Писсарро, обычно не принимавший творчество Моне, написал в частном письме своему сыну, что, несмотря на все опасения, это "была работа великого художника". Знаменитый критик Феликс Фенеон, придумавший термин "неоимпрессионизм" четырьмя годами ранее, написал в рапсодической прозе: "Когда краски Моне соединялись в столь гармоничном звучании с еще более искрящимся импульсом? Это вечернее солнце, которое больше всего возвысило стога: летом они сияли ореолом в фиолетовых хлопьях гнева; зимой их фосфоресцентные тени рябили на солнце, и, внезапно застыв в голубом, они сверкали сначала розовым, а затем золотым".

Серийные работы Клода Моне - стога

Моне очень любил рисовать стога сена за своим домом, передавая едва уловимые волнообразные движения света и цвета. Моне подчеркивал: "Я пытался сделать невозможное - нарисовать сам свет".

В период с 1890 по 1891 Моне создал серию из пятнадцати полотен изображающих стога сена в окрестностях Живерни.

Claude Monet - Стог сена, снег, утро

1891 г., х., м., 60 x 100 см. музей изящных искусств, Бостон, США

стога сена при различных эффектах освещения, картины Клода Моне

Claude Monet - Стога в Живерни, заход солнца

1888 г., х., м., 65 x 92 см. национальная галерея Австралии, Канберра

Нью-Йорк. Собрание Дж. Розензафта?

Claude Monet - Стога сена. Конец лета 1890 года

1890 г., х., м., 60 x 100 см., Художественный институт, Чикаго

Claude Monet - Стога (конец лета)

1890 г., х., м., музей Орсе, Париж, Франция

Claude Monet - Стог сена около Живерни

1884 г., х., м., ГММИ им. А. С. Пушкина

Claude Monet - Стога возле Живерни

1886 г., х., м., 61 x 81 см., Эрмитаж, Санкт-Петербург

[ Haystack At Giverny ]

Claude Monet - Стог сена в пасмурную погоду

1891 г., х., м., 93 x 66 см., институт искусств, Чикаго, США

Claude Monet - Стог сена в солнечный полдень

Claude Monet - Стог сена

стога Моне ч.1

Claude Monet - Стог сена в Живерни

Claude Monet - Стог сена на закате

Claude Monet - Стог сена на закате

Claude Monet - Стог сена на закате, зима

стога Моне ч.2

Claude Monet - Стог сена

Claude Monet - Стог сена

Claude Monet - Стог сена в пасмурную погоду, выпал снег

Claude Monet - Стог сена утром, выпал снег

Claude Monet - Стог сена, розовые и голубые тона

Claude Monet - Стог сена на закате, оттепель

Claude Monet - Стога сена в лучах восходящего солнца

Claude Monet - Стога сена утром, Живерни

стога Моне ч.3

Claude Monet - Стога сена в Живерни, восход солнца

Claude Monet - Стога сена лучах восходящего солнца, выпал снег

Claude Monet - Стога сена вечером, конец лета

Claude Monet - Стога сена утром, конец лета

Claude Monet - Стога сена

Claude Monet - Стога сена утром при выпавшем снеге

Claude Monet - Стога сена в солнечном свете, полдень

Claude Monet - Стога сена в солнечном свете, утро

стога Моне ч.4

Claude Monet - Стога сена, заснеженные

Claude Monet - Стога сена покрытый инием

Claude Monet - Стога сена покрытый белым инием

Claude Monet - Стог сена

Claude Monet - Стога сена в Живерни

Claude Monet - Стога сена в Живерни

Claude Monet - Стога сена в Живерни

Claude Monet - Стога сена, облачный день

Claude Monet - Два стога сена на исходе осеннего дня

В период с 1890 по 1891 Моне создал серию из пятнадцати полотен изображающих стога сена в окрестностях Живерни.

Василий Кандинский увидел одно из этих полотен на выставке в Москве в 1895 году и был очарован первой абстрактной картиной.

Сколько труда вложено в эти стога. Работы красивые и интересные, хоть и не разнообразные.

Серия работ о стогах - невероятный сбор качества и тонкости в работе. Как всегда браво Моне.

Читайте также: