Перечислите медресе ставшие явлением в культурной жизни края кратко

Обновлено: 05.07.2024

В медресе по­сту­па­ют по­сле окон­ча­ния мек­те­ба (мак­та­ба) или до­маш­ней ко­ра­нической шко­лы. Главный пред­мет изу­че­ния и пре­по­да­ва­ния в медресе - му­суль­ман­ское пра­во (фикх) [в со­от­вет­ст­вии с док­три­на­ми од­но­го, не­сколь­ких или всех 4 тол­ков (маз­ха­бов) сун­нит­ско­го ис­ла­ма, в за­ви­си­мо­сти от по­же­ла­ния ос­но­ва­те­ля медресе], хо­тя позд­нее в од­ном медресе фикх мог­ли изу­чать по не­сколь­ким маз­ха­бам. Кро­ме пра­ва изу­ча­лись Ко­ран, ха­ди­сы, арабский язык и литература, бо­го­сло­вие (ка­лам), а так­же свет­ские дис­ци­п­ли­ны (ма­те­ма­ти­ка, ас­тро­но­мия, ме­ди­ци­на). Про­грамм в медресе не бы­ло, обу­че­ние ве­лось в фор­ме лек­ций и дис­пу­тов. Медресе и биб­лио­те­ки при них су­ще­ст­во­ва­ли обыч­но на ча­ст­ные по­жерт­во­ва­ния (вакф).

Вре­мя и ме­сто воз­ник­но­ве­ния медресе как са­мо­сто­ятельной ор­га­ни­за­ции (в пер­вые ве­ка ис­ла­ма функ­ции медресе ис­пол­ня­ла ме­четь) ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сий. Са­мым ран­ним счи­та­ет­ся медресе упо­мя­ну­тое в опи­са­нии по­жа­ра Бу­ха­ры 937 года. По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­но­му мне­нию, медресе поя­ви­лись на вос­то­ке му­сульманского ми­ра, в государстве Сель­джу­ки­дов (XI-XII века) как сун­нит­ская ре­ак­ция на соз­да­ние в Егип­те Фа­ти­ми­да­ми-ис­маи­ли­та­ми оча­гов про­па­ган­ды ши­из­ма - Двор­цов муд­ро­сти (Дар аль-хик­ма) и До­мов нау­ки (Дар аль-илм).

Ар­хитектурный тип медресе как функ­цио­наль­но са­мо­сто­ятельного зда­ния пред­по­ло­жи­тель­но по­я­вил­ся в X-XI веках ли­бо под влия­ни­ем пла­ни­ров­ки буд­дий­ско­го мо­на­сты­ря - ви­ха­ры (В. В. Бар­тольд), ли­бо как раз­ви­тие ком­по­зи­ции хо­ра­сан­ско­го жи­ло­го до­ма с от­кры­ты­ми во внутренний двор 4 ай­ва­на­ми (французский учё­ный А. Го­дар). Ран­ние медресе обыч­но не име­ли жи­лых по­ме­ще­ний. Ке­льи для пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов поя­ви­лись, ве­ро­ят­но, во второй половине XI века. В XII-XIII веках по­лу­чил раз­ви­тие тип зда­ния медресе (по пла­ни­ров­ке близ­кий гос­пи­та­лям, ка­ра­ван-са­ра­ям, ха­на­кам), ос­но­ву ко­то­ро­го со­ста­вил квад­рат­ный или пря­мо­уголь­ный в пла­не двор с учеб­ны­ми, мо­литвенными, жи­лы­ми и хо­зяйственными по­ме­ще­ния­ми по сто­ро­нам и обя­за­тель­ным во­до­ёмом по­се­ре­ди­не, по­пол­няе­мым во­дой из фон­та­на или скры­тых кра­нов; часть или всё про­стран­ст­во дво­ра за­ни­мал сад.

Ар­хитектурные фор­мы медресе раз­ли­ча­лись в за­ви­си­мо­сти от ре­гио­на и эпо­хи. Для боль­ших средневековых медресе му­сульманского Вос­то­ка обыч­ной ста­ла ком­по­зи­ция с ай­ва­ном в цен­тре ка­ж­дой сто­ро­ны дво­ра; ме­нее мас­штаб­ные по­строй­ки мог­ли об­хо­дить­ся 1, 2 или 3 ай­ва­на­ми. Жи­лые ком­на­ты обыч­но рас­по­ла­га­лись на­вер­ху (ес­ли медресе бы­ло 2-этаж­ным или, ред­ко, 3-этаж­ным) ли­бо в зо­нах ме­ж­ду ай­ва­на­ми, ко­то­рые слу­жи­ли ау­ди­то­рия­ми и лет­ней мо­лель­ней (на сто­ро­не киб­лы); учеб­ные за­лы, библиотека, служ­бы уст­раи­ва­лись по сто­ро­нам вхо­да и в уг­ло­вых по­ме­ще­ни­ях (аль- Мус­тан­си­рия в Ба­гда­де, 1227-1233 годы; Шко­ла двух ми­на­ре­тов в Эр­зу­ру­ме, середина XIII века). С XII-XIII веков в Си­рии и Егип­те медресе не­ред­ко со­став­ля­ли еди­ный ком­плекс с усы­паль­ни­цей ос­но­ва­те­ля (ан-Ну­рия в Да­ма­ске, 1172 год; медресе-ме­четь сул­та­на Ха­са­на в Каи­ре, 1356-1363 годы).

Медресе стран му­сульманского За­па­да от­ли­ча­лись ка­мер­но­стью и де­таль­но раз­ра­бо­тан­ным мно­го­цвет­ным де­ко­ром дво­ро­вых фа­са­дов и ин­терь­е­ров (медресе Ат­та­рин в Фе­се, 1325 год). В эпо­ху ве­ли­ких им­пе­рий (Ти­му­ри­дов, Се­фе­ви­дов, Ос­ма­нов) медресе, как и со­бор­ные ме­че­ти, по­лу­чи­ли об­ра­щён­ные к го­ро­ду фа­са­ды, вы­де­лен­ные мо­ну­мен­таль­ны­ми на­ряд­ны­ми пор­та­ла­ми с ор­на­мен­та­ми, ре­лигиозными и ди­дак­тическими над­пи­ся­ми, и за­ня­ли важ­ное ме­сто в ком­по­зи­ции па­рад­ных сто­лич­ных ар­хитектурных ан­самб­лей (Ре­ги­стан в Са­мар­кан­де - мед­ре­се Улуг­бе­ка, 1417-1420 годы, Шир-Дор, 1619-1635/1636 годы, и Тил­ля-Ка­ри, 1646/1647 годы). К чис­лу наи­бо­лее из­вест­ных ис­то­рических медресе от­но­сят­ся так­же аль-Аз­хар в Каи­ре, аз-Зей­тун в Ту­ни­се, Бу-Ина­ния в Фе­се, Мис­ба­хия в Ма­рок­ко, Ми­ри- Араб в Бу­ха­ре. В XVIII-XIX веках зда­ния медресе воз­во­ди­лись в тра­диционных фор­мах, без су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний (медресе Му­хам­мед Амин-ха­на в Хи­ве, 1851-1854 годы). Со второй половины XX века му­сульманские учеб­ные зда­ния стро­ят­ся в фор­мах современной ар­хи­тек­ту­ры (медресе-университет аль-Мус­тан­си­рия в Ба­гда­де, 1970-е годы; уни­вер­си­тет­ский го­ро­док близ До­хи, Ка­тар, конец 1990-х годов - начало 2000-х годов).

Медресе ока­за­ли влия­ние на ста­нов­ле­ние сис­те­мы кол­лед­жей в средневековой Западной Ев­ро­пе. В Но­вое вре­мя на Ближ­нем и Сред­нем Вос­то­ке медресе при­шли в упа­док. Тра­диционный на­бор изу­чае­мых в них пред­ме­тов, учеб­ни­ков и ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ста­ли об­нов­лять­ся лишь в по­след­ней тре­ти XIX-XX веков с по­яв­ле­ни­ем джа­ди­диз­ма и но­во­ме­тод­ных М. Во второй тре­ти XX века часть медресе во­шла в со­став уни­вер­си­те­тов.

В СССР все му­сульманские шко­лы бы­ли за­кры­ты - за ис­клю­че­ни­ем бу­хар­ско­го медресе Ми­ри-Араб и таш­кент­ско­го медресе Ба­рак-ха­на (с 1971 года Ис­лам­ский институт), в ко­то­рых ве­лась под­го­тов­ка кад­ров му­сульман­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. В пост­со­вет­ское вре­мя в стра­нах СНГ сеть медресе вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся как сред­нее зве­но ме­ж­ду на­чаль­ной ко­ра­нической шко­лой и поя­вив­ши­ми­ся в 1990-е годы ис­лам­ски­ми ву­за­ми.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

Другие вопросы по Другим предметам

Категория

Прочитай (фото стр 107-108) и ответь на вопрос → что общего в семейных традициях разных российских народов человечек ты мне ? ! если , то получишь от меня в подарок 24 .на которые.

Категория

Подскажите фильм это фильм ужасов. там типа женщина работала в морге, пришивала трупу руку и он ее укусил. после этого в нее переодически начало что-то вселяться. она готовила каку.

"Обучение в медресе было 6-летним; принимали с 15 до 45 лет на основе экзаменов по окончании начальной школы. Особое место в учебной программе занимали история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Кроме традиционных предметов изучались психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание. Преподавали З. Кадыри, Т. Бадиги, С. Зиганшин, Л. Биксурин, Г. Терегулов, Х. Зайни, Х. Фазылов, И. Абдишев и др. Многие из них получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по просьбе демократически настроенной уччащейся молодежи в медресе начал преподавать татарский язык и литературу Г. Ибрагимов, историю тюркских народов - А. -З. Валидов, историю и теорию педагогики - Ф. А. Давлеткильдеева (в медресе "Галия" первый педагог-женщина). В нем обучались башкиры, татары, казахи и др. Медресе окончили М. Гафури, Ш. Бабич, Х. Туфан, С. Кудаш, К. Хакимов, К. Идельгужин, деятель народного образования Казахстана Н. Манаев, С. Габяши и др. В 1919 медресе "Галия" преобразовано в современную мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар.


Медресе Шердор — одно из трёх наиболее известных медресе в Самарканде, построенное в 1619—1636 годах на площади Регистан.

Содержание

История

Первое медресе при мечети было открыто в Марокко в 859 году (Аль-Карауин). Медресе получили распространение в IX—XIII веках в странах, где преобладало население, исповедовавшее ислам, в том числе и в некоторых районах дореволюционной России (Бухара, Самарканд, Хива, Среднее Поволжье, Башкортостан, Южный Урал, Сибирь и другие). Медресе открывались обычно при больших мечетях.

Учебные предметы

    ; и комментарии; ; ; ; и некоторые прикладные дисциплины. В средние века медресе были не только очагами мусульманского богословия, но и имели определённое культурное значение.

Современные медресе

В связи с реорганизацией системы народного образования, проведённой в 1960-е годы во многих странах ислама, сложились два основных типа медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, входящую в систему народного образования, и медресе — чтения Корана, готовящие служителей религии. Кроме государственных и конфессиональных, действует небольшое число частных платных медресе. В светских медресе изучение Корана обязательно.

Архитектура медресе

Как тип архитектурного сооружения медресе сложилось на востоке мусульманского мира в X—XII веках (медресе Фарджек в Бухаре, X век, не сохранилось); Низамие в Харгирде, Иран, XII век). С XII—XIII веков медресе строились на Ближнем Востоке (медресе ан-Нурия аль-Кубра в Дамаске, XII век, Мустансирия в Багдаде, XIII век), с XIII—XIV веков — на севере Африки (медресе Саффарин в Фесе, XIII век, Хасана в Каире, XIV век).



1—2-этажное здание медресе включает расположенные вокруг прямоугольного двора общежитие, мечеть, аудиторию. При общей типологии медресе различных областей отличаются друг от друга по планировке и конструкциям. В Средней Азии мечеть и аудитория расположены в корпусе здания, по обе стороны портала (находящегося на оси главного фасада), в Сирии и Египте они занимают открытые во двор лоджии. В Малой Азии дворик медресе обычно покрывается большим куполом. В Азии перекрытиями служат своды, в Северной Африке — стропильные крыши с черепичными кровлями. Медресе украшаются резьбой по стуку, камню и дереву, а также резной терракотой и поливными плитками. К числу выдающихся образцов мирового зодчества принадлежат медресе Бу-Инания в Фесе (XIV век), Улугбека в Бухаре (XV век), Мири-Араб в Бухаре (XVI век).

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Медресе" в других словарях:

медресе — [рэсэ], неизм.; ср. [араб. madrasa] В странах Ближнего и Среднего Востока: мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата. Учиться в м. * * *… … Энциклопедический словарь

Медресе — (араб. мадраса, от дараса изучать), мусульманская средняя и высшая школа. Одно , двухэтажное здание медресе включает расположенные вокруг прямоугольного двора мечеть или молитвенный зал, аудиторию, кельи, усыпальницу основателя. При… … Художественная энциклопедия

медресе — среднее и высшее исламское учебное заведение при мечети. В Москве медресе с курсом основ ислама появились при мечети в Татарской слободе (занятия начались во второй половине XIX в.) и при Соборной мечети в (после 1904). Закрыты в 1927 под… … Москва (энциклопедия)

МЕДРЕСЕ — [арабск.] у мусульман: средняя (реже высшая) религиозная школа. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. медресе (араб.) средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

МЕДРЕСЕ — (арабское мадраса, от дараса изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока государственных служащих. Здания медресе 1 2 этажные, с внутренним… … Современная энциклопедия

МЕДРЕСЕ — (араб. мадраса от дараса изучать), с 9 в. мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей, а также в странах Ближнего и Среднего Востока служащих и др. Медресе действуют на территории Российской Федерации (в Грозном,… … Большой Энциклопедический словарь

медресе́ — [рэсэ], нескл., с … Русское словесное ударение

Медресе — нескл. ср. Мусульманская средняя и высшая духовная школа, готовящая служителей религиозного культа, учителей начальных мусульманских школ, а также служащих государственного аппарата. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

медресе — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Медресе — Медресе, мадраса (араб., училище) у мусульман высшая школа. ВРоссии М. встречаются во всех местностях со сплошным мусульманскимнаселением, но особенно многочисленны М. в Ср. Азии. Древнейшие М.существуют в Самарканде, Коканде и Ташкенте;… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Читайте также: