Пейзажная лирика некрасова кратко

Обновлено: 02.07.2024

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо. Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам – железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли – там уж ждут палачи.

И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.

. Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры.
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил –
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, – все зелено:
И воздух, и вода!

Молчу. а дума лютая
Покоя не дает:
Убить. так жаль сердечную!
Стерпеть – так силы нет!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Чистота и свежесть обновленной природы, ее радостное оживление и заставляют героя пережить такое же обновление, вносят в его душу гармонию и свет: мысли о смерти уходят из души героя, возвращается любовь и согласие:

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-ямщика,
И шарманка с пронзительным воем
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных –
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет

Не такой там услышите шум, –
Там шумит созревающий колос,
Усыпляя младенческий ум
И страстей преждевременный голос.

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, –
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны – напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок, – в просторе свободы
Все в гармонию жизни слилось.

Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? –
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай – не споря.

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных ив.

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведряный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Картины природы никогда не были для Некрасова главной поэтической темой: обыкновенно все его внимание поглощали напряженные человеческие отношения. Пейзажные зарисовки, если и возникают в его стихах, то в связи с этими отношениями или как своеобразная к ним иллюстрация. К примеру, за изображением несжатой полосы пшеницы поздней осенью встает судьба несчастного пахаря, надорвавшегося на тяжелой работе и умирающего от мучительного недуга:

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Ветер несет им печальный ответ:

"Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети,

Очи потускли, и голос пропал,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою".

Роскошны вы, хлеба заповедные

Цветут, растут колосья наливные,

Ах, странно так я создан небесами,

Что хлеб полей, возделанных рабами,

Нейдет мне впрок!

Бесконечно унылы и жалки

Эти пастбища, нивы, луга,

Эти мокрые, сонные галки,

Что сидят па вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,

Через силу бегущая вскачь

В даль, сокрытую синим туманом,

Это мутное небо. Хоть плачь!

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса. как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи.

Ясные, тихие дни.

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Все хорошо под сиянием лунным.

Всюду родимую Русь узнаю.

Пусть Некрасов никогда не вдумывался в метафизику и философию природы, подобно Тютчеву, но он прочувствовал с детства ее животворную силу и величавую красоту. Глубокое проникновение в ее бытие, противопоставленное суетным человеческим устремлениям, мы находим в маленькой лирической зарисовке, принадлежащей, несмотря на свою немногословность, к вершинам русской пейзажной лирики:

В столицах шум, гремят витии,

Кипит словесная война,

А там, во глубине России -

Там вековая тишина.

Лишь ветер не дает покою

Вершинам придорожных ив,

И выгибаются дугою,

Целуясь с матерью-землею,

Колосья бесконечных нив.

Природа оказывается для Некрасова средством успокоения, отдохновения от тягот жизни, исцеления душевных ран; именно к ней, на ее грудь он припадает, черпая новые жизненные силы. Особую роль играют восторженные описания весенней природы, поражающие ликованием жизненных сил и кипящей радостью бытия:

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно - смешанный шум;

Ты ликуешь, на миг не смолкая,

Как дитя, без заботы и дум.

По холмам, по лесам, над долиной

Птицы севера вьются, кричат,

Разом слышны - напев соловьиный

И нестройные писки галчат,

Грохот тройки, скрипенье подводы,

Крик лягушек, жужжание ос,

Треск кобылок, - в просторе свободы

Все в гармонию жизни слилось.

Я наслушался шума иного.

Оглушенный, подавленный им,

Мать - природа! иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим -

Заглуши эту музыку злобы!

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой.

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Пригреты теплым солнышком,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Идет - гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Сеятель знанья на ниву народную!

Почву ты. что ли, находишь бесплодную.

Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?

Труд награждается всходами хилыми,

Доброго мало зерна!

Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 8384
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Пейзажная лирика Некрасова глубоко пронизана реалистичным стилем. Как и А. Пушкин, он изображает в своих произведениях природу средней полосы России. Чтобы подчеркнуть бесконечную широту русских просторов, поэт использовал сложные предложения с несколькими придаточными, трехсложные размеры.

Часто даже в самых светлых стихах о природе (“Зеленый Шум”) сквозит печаль. Обычно пейзаж у поэта связан с крестьянским непосильным трудом, как пример стихотворение “Несжатая полоса” (1854). Это объединение труда и пейзажа подчеркивает близость

простого народа и природы.
Типичный изображаемый Некрасовым пейзаж – поздняя осень, описание которой начинается стихотворением “Железная дорога” (1864). Поэт особо подчеркивает: “Все хорошо под сиянием лунным…” и “Нет безобразия в природе!”. Можно любоваться всем, что видно из окна поезда: тонким льдом на речке, который “словно как тающий сахар лежит”, мягким пестрым ковром из опавшей листвы, даже болотами и пнями на первый взгляд кажущиеся обыденным зрелищем.

Сравнения Некрасова достаточно просты и понятны, а пейзаж осмысливается как национальное достояние: “Всюду

родимую Русь узнаю…”. Гармоничный природный мир противопоставлен человеческому, где царят ложь, обман и беззаконие.
Теги: Природа в лирике Некрасова, изображение природы в произведениях Некрасова, Пейзаж в стихотворениях Некрасова, образ природы в творчестве Некрасова.

Пейзажная лирика Некрасова глубоко пронизана реалистичным стилем. Как и А. Пушкин, он изображает в своих произведениях природу средней полосы России. Чтобы подчеркнуть бесконечную широту русских просторов, поэт использовал сложные предложения с несколькими придаточными, трехсложные размеры. Часто даже в самых светлых стихах о природе ("Зеленый Шум") сквозит печаль. Обычно пейзаж у поэта связан с крестьянским непосильным трудом, как пример стихотворение "Несжатая полоса" (1854). Это объединение труда и пейзажа подчеркивает близость простого народа и природы.

Типичный изображаемый Некрасовым пейзаж - поздняя осень, описание которой начинается стихотворением "Железная дорога" (1864). Поэт особо подчеркивает: "Все хорошо под сиянием лунным. " и "Нет безобразия в природе!". Можно любоваться всем, что видно из окна поезда: тонким льдом на речке, который "словно как тающий сахар лежит", мягким пестрым ковром из опавшей листвы, даже болотами и пнями на первый взгляд кажущиеся обыденным зрелищем. Сравнения Некрасова достаточно просты и понятны, а пейзаж осмысливается как национальное достояние: "Всюду родимую Русь узнаю. ". Гармоничный природный мир противопоставлен человеческому, где царят ложь, обман и беззаконие.

Теги: Природа в лирике Некрасова, изображение природы в произведениях Некрасова, Пейзаж в стихотворениях Некрасова, образ природы в творчестве Некрасова.

Читайте также: