Педагогика в 16 17 веках кратко

Обновлено: 05.07.2024

6.1. Педагогические теории Нового времени

Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории.

В. Ратке полагал, что в обучении следует учитывать особенности процесса познания, в котором на базе восприятия предметов и явлений осуществляется осмысление этих восприятий. В этой связи он считал необходимым широко использовать различные формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению. При этом Ратке оставался сторонником классической формы преподавания – лекции. Анализируя возможности школьного обучения, педагог был последователем гуманистов и выступал за обучение на родном языке; на основе аналитико-звукового метода обучения грамоте создал ряд учебников и хрестоматий для немецкой школы. В управлении школой В. Ратке, признавая приоритет педагогического контроля, настаивал на необходимости сделать все школы государственными, предъявлял высокие требования к методической подготовке учителя и ратовал за повышение социального статуса учительства.

Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, начальное образование получил в братской школе, затем учился в латинской школе, закончил Герборнскую академию и Гейдельбергский университет. Всю жизнь он занимался просветительской деятельностью, создал ряд педагогических работ и учебников для школы.

Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются: а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели; б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Педагог уделял внимание изучению главных категорий воспитания – целей, содержания и методов. Соответственно принципу природосообразности воспитание должно основываться на анализе законов духовной жизни человека и согласовании с ними всех педагогических воздействий. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.

6.2. Педагогические теории эпохи Просвещения

Отвергая традиционную систему воспитания, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитание будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный природосообразный характер, если будет связано с естественным развитием индивида. Воспитание дается человеку от природы как внутреннее развитие способностей и органов человека, воспитание от людей – это обучение тому, как пользоваться этим развитием, воспитание со стороны вещей – это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему воспитание. Все эти факторы, по мысли педагога, должны действовать согласованно. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, получает впечатления через органы чувств, по мере роста его восприимчивость увеличивается, знания об окружающем расширяются под действием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные отличия.

Ж.-Ж. Руссо предлагает такую организацию процесса воспитания, которая основана на выведенной им возрастной периодизации, где для каждого возрастного периода предусматривались задачи и средства воспитания. В раннем возрасте (от рождения до 2 лет) главной целью воспитания должно стать физическое развитие, идущее совместно с развитием органов чувств и речи. С самого раннего возраста необходимо дать ребенку свободу в движении, недопустимо ускорять процесс овладения речью.

В 12–15 лет, по мысли Ж.-Ж. Руссо, человек вступает в самую благоприятную пору жизни, наиболее подходящую для полноценного интеллектуального и трудового воспитания. Организация умственного воспитания опирается на естественную любознательность. Руссо предложил исследовательский путь получения знаний, который возможен в том случае, когда изучаемый предмет или явление интересны ребенку. Педагог отказался от предметного построения обучения и исходил из познавательных интересов воспитанника, обучая его умению самостоятельно применять знания в жизни. Вначале любопытство ребенка вызывают вещи и явления, непосредственно окружающие его, поэтому в первую очередь надо знакомить его с географией, астрономией. Особое значение педагог придавал труду, который не только воспитывает добродетель, но и позволяет сохранить независимое положение в обществе. В трудовом воспитании ребенок приучается уважать простого человека, начинает ценить результаты труда. Необходимые для ремесла инструменты ребенок должен изобретать и создавать самостоятельно, тогда он будет не просто ремесленником, а исследователем, мыслителем.

Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в XVIII–XIX вв. и продолжают оставаться актуальными по сей день.

6.3. Развитие практики образования в XVII–XVIII вв

Развитие практики образования в XVII–XVIII вв. происходило под влиянием идей Реформации, Контрреформации и Просвещения. В XVII в. идея индивидуального познания веры и Бога потребовала от человека развития мышления посредством образования. В Западной Европе формировалась система школ, обучение в которых соответствовало этим принципам. Главный акцент делался на образование в средних латинских школах и гимназиях (см. 5.3), в них шла перестройка образования на гуманистических началах. Были сформулированы основные положения организации системы образования: светская власть должна обеспечивать обучение и воспитание граждан, школы и библиотеки должны финансироваться государством, кроме того, выдвигалось требование демократизации школы, введения всеобщего начального обучения; целью средней школы должна стать подготовка протестантского духовенства и государственных служащих. Результатом данных тенденций в образовании стали появление классической гимназии, расширение числа средних школ, изменения в их деятельности.

В числе средних церковных школ наибольшее распространение получили школы иезуитов, которые основывались католическим орденом иезуитов. Это были учебные заведения закрытого типа, где царили строгий порядок и дисциплина. В программу воспитания входили физическое (гимнастика, фехтование, верховая езда) и умственное развитие (классические языки, литература, риторика, диалектика, богословие, начала математики, географии, истории). В обучении особое внимание уделялось прочности усвоения знаний, соревновательности, а в межличностных отношениях поощрялось доносительство.

Существенные изменения были внесены в организацию высшего образования. На протяжении XV–XVII вв. появились конфессиональные университеты, в которых получила развитие система постоянных, оплачиваемых государством лекций, некоторые университеты целиком финансировались правительством. Благодаря значительному повышению уровня среднего образования факультет свободных искусств освободился от задач подготовки к университетскому образованию и трансформировался в самостоятельный философский факультет.

В развитии практики образования в XVIII в. выделяются следующие главные тенденции: постепенный переход школы от церкви к государству, возникновение начального народного образования, дальнейшее совершенствование среднего образования. Эти тенденции по-разному реализовывались в крупнейших странах Западной Европы. Так, в Пруссии в отдельных княжествах были изданы указы о всеобщем начальном обучении. Обучение повсеместно перешло на немецкий язык, но его содержание в начальной школе было крайне ограниченным и включало чтение, письмо, четыре арифметических действия, знание гражданских обязанностей. Латинские школы или гимназии оставались повышенным типом средней школы, но во второй половине XVIII в. возникает ряд реальных и ремесленных училищ. Высшее образование наряду с университетом было представлено академией, в которой дворянская молодежь готовилась к гражданской и военной службе.

В Англии начальная школа имела церковную или частную принадлежность и давала знания чтения, письма и счета. Средними повышенными школами в этот период оставались грамматические школы, в программу обучения которых входили два древних языка, грамматика, риторика, классическая литература. Кроме того, было создано несколько академий, в которых преподавались наряду с классическими и реальные дисциплины. Высшее образование сосредоточивалось в университетах.

Во Франции начальные школы организовывались как церковью, так и государством, но их положение было плачевным, в содержание обучения входили лишь навыки грамоты и катехизис. Средняя ступень была представлена иезуитскими школами, учебными заведениями Пор-Рояля и колледжами, в которых господствовал классический идеал образования. Университеты представляли высшее образование.

Дувалина О.Н. кандидат психологических наук,доцент КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга

Лярский А.О. студент 3 курса, института социальных отношений, КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга

Педагогические идеи в Русском государстве XIV - XVII вв.

Dobalina O. N. candidate of psychological Sciences, associate Professor at KSU. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Lyarsky A.O. 3rd year student, Institute of social relations, KSU. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Pedagogical ideas in the Russian state XIV-XVII centuries

Аннотация: В данной статье рассматривается историческое развитие педагогических идей в Русском государстве с XIV века по эпоху так называемого Нового времени вплоть до конца XVII века. Цель работы – рассмотреть основные педагогические идеи, появившиеся после окончания монголо-татарского Ига, изменившие образование в государстве, разделившее взгляды многих деятелей того времени. В работе предложны различные исторические факты , позволяющие разобраться со становление образования в России. Дана краткая характеристика основных изменений, реформ. В статье рассмотрены основные деятели культуры и образования, которые принимали непосредственное участие в становлении новых педагогических идей Русского государства XIV - XVII веков.

Abstract : This article discusses the historical development of pedagogical ideas in the Russian state from the XIV century to the era of the so-called New time until the end of the XVII century. The purpose of the work is to consider the main pedagogical ideas that emerged after the end of the Mongol-Tatar Yoke, which changed education in the state, and divided the views of many figures of that time. The paper proposes various historical facts that allow to understand the formation of education in Russia. A brief description of the main changes, reforms. The article discusses the main figures of culture and education who were directly involved in the development of new pedagogical ideas of the Russian state of the XIV-XVII centuries.

Ключевые слова : педагогика, Русь, духовный подъем, национальная культура, церковные деятели .

Keywords : pedagogy, Russia, spiritual ascent, national culture, church leaders.

Как известно, развитие культуры славян из-за монголо-татарского нашествия значительно замедлилось. Грамотность снизилась не только среди простых людей, но и среди князей и бояр, даже среди духовенства. Из-за отсутствия школ священниками брали часто малограмотных и даже почти неграмотных людей. Вся Русь была отрезана: татарами от из Византии, Польши, Литвы и Ливонии от Европы. В результате она все больше впитывала черты азиатских нравов.

Уже со второй половины XIV века начался культурный подъем Руси. В целом, XIV век – это драматичное, но, при этом, и уникально благоприятное время в истории России. Духовное возрождение русского народа позволило прийти к успеху и во всех остальных сферах: культуре, экономике, политике и образовании. Духовный подъем страны позволил восстановить душу русского человека, укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, преобразить семью.

Безусловно, одним из родоначальников монастырских центров книжного обучения стал великий русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский. В монастырских школах того времени можно было получить энциклопедическое образование. Сергий Радонежский воплотил в себе лучшие качества русского человека. Он практически смог осуществить все самые важные идеи и принципы русского воспитания и утвердил их в педагогическом сознании:

1. Православие и православная жизнь как основа воспитания.

2. Приоритет духовного и нравственного начала в образовании.

3. Постоянное самовоспитание и самосовершенствование.

4. Личный пример как основа всего воспитания.

5. Индивидуальный подход к каждому в совместной и согласованной соборной жизни, и деятельности.

1. Наполнена назиданиями относительно религиозной жизни. Задача нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей;

2. Посвящена семейным отношениям, включает специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только затем ставится задача об обучении грамоте, книжным наукам;

3. Посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.

В XIV—XVI веков получали развитие воспитательно-образовательные тенденции, происходящие из предыдущей эпохи. На Руси государственно-экономическое развитие не могло оказать существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было. Самым образованным сословием было духовенство. [ 3 , с. 85-86]

В том же XV веке получили широкое распространение частные школы. Наличие мелких училищ давало возможность получит начальное образование и грамоту любому желающему. Более высокие ступени достигались путем самообразования, которое зависело от наличия книг, воли и способностей.

В 1553 году впервые в России была открыта типография. В 1574 году печатник Иван Федоров создал первый печатный алфавит, в котором была усовершенствована система обучения грамоте. Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. [ 4 ]

В XV-XVI веках шел процесс объединения раздробленных княжеств. Возрождались старые формы просвещения при монастырях и церквах.

К концу XVII века проблема соотношения веры и знания приобрела в российском обществе особую остроту и выражалась в оформлении четырех основных подходов к воспитанию и обучению:

Последующее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей приходит организация школьного дела по западноевропейским образцам. [ 5 ]

Оценивая состояние системы образования выбранного периода, можно сказать, что методы образования, которые существовали в то время, полностью соответствовали потребностям государства и общества, любая новая образовательная организация казалась ненужной. Не случайно то, что вплоть до XVII века Государственных школ в России не было. В XVII веке образование в России стало выходить на новый уровень развития.

Страна постепенно стала вовлечена в европейскую политику, расширила дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами. В результате возникла потребность государства в большом количестве людей, обладающих широким кругозором, различными специальными знаниями.

Своеобразной попыткой объединить эти два направления была деятельность греческих монахов, выпускников Падуанского университета в Италии, братьев Иоанния и Сафрония Лихудов. В 1685 году в том же году была открыта школа в Богоявленском монастыре в Москве.

Проблемы с языковой изолированностью, вероисповедной настроенностью, превосходство нравственных проблем над интеллектуальными, постоянная потребность в обращении к прошлому, чтение и понимание ограниченного фонда только религиозной литературу привели к тому, что во второй половине XVII века произошел раскол, выделение и самоопределение старообрядческой церкви. Предводители данной церкви - протопоп Аввакум, инок Епифаний и другие – устремляли свои взгляды на развитие старорусской образованности. Представители просветители нового толка – Симеон Полоцкий, Карион Истомин и так далее - отстаивали идею использования опыта западноевропейской школы в русских условиях. Так появились дв а совершенно непримиримых лагеря русской культуры и для компромисса между ними условий в этот период не было. [ 2 ]

К примеру, Полоцкий считал, что основную роль в формировании взглядов и привычек человека играют воспитание и среда, родители и учителя. Он хотел ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети, и давал ответ: причина - чрезмерная любовь матери, нетребовательность отца, взаимное попустительство. В своих работах он отражал основные педагогические идеи: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. От учителя зависело, что будет в ней изображено. Обучение должно было осуществляться на трех языках: латинском, греческом и родном. Симеон Полоцкий считал необходимым осуществлять светское воспитание юношества. [ 3 , с. 94]

Подводя итоги, можно сказать, что основные педагогические идеи в Древней Руси исходили из церковных проповедей, житий святых, поучений, сборников изречений, повестей в виде нормативных христианских заповедей, ценимых и одобряемых форм человеческого общежития. В XVI - XVII веках педагогика и школьное образование в Западной Европе развивались в условиях, важных для человечества. В недрах феодального общества родились новые социальные и духовные ценности, новые подходы к образованию и воспитанию. К этому, от части, стремилось и Русское Государство. К концу XVII века проблема отношений между верой и знаниями приобрела в сознании граждан России особую остроту. В дальнейшем она выразилась в преобразовании четырех и создании уже трех базовых подходов как обучению: латинский, грекофильский и старообрядческий. Позднее, развитие государства и всего остального мира привело к тому, что традиционная педагогика перестала удовлетворять потребности нового времени. Обучение в монастырях, домашние уроки и тому подобное – были заменены на организацию школьного дела по западноевропейскому подобию.

С середины 17 века в Москве открываются новые школы: греко-латинская Ртищевского братства (1648), Чудова монастыря (под руководством Епифания Славинецкого; 1653), Заиконоспасская (под руководством Симеона Полоцкого; 1665), Типографская при печатном дворе (1680). Эти школы подготовили открытие в 1687 году эллино-греческой школы (впоследствии Славяно-греко-латинской академии), дававшей не только богословское, но и широкое светское образование (Славяно-греко-латинская академия находилась в ведении Патриарха).

Развитие педагогики и школы в этот период российской истории шло параллельно с распространением технических и научных знаний, естествознания, астрономии, медицины, философии, а также знаний прикладного характера. История сохранила большое количество сведений о школах второй половины 17 века. До нашего времени сохранились учебные руководства 17 века по арифметике и грамматике. В Кормчей книге – своде церковных и гражданских законов, принятой в правление царя Алексея Михайловича (1629 – 1676), есть статьи об общественном призрении. Появились монастыри, где монахини лечили и учили сирот, занимались с ними рукоделием. Царь Федор Алексеевич (1661 – 1682) составляет правила создания первой в России Духовной Академии.

17 век ознаменован переменами в организации начального обучения: буквослагательный метод сменился звуковым. Расширилась роль букваря, в него стали включать христианские заповеди, псалмы, иногда толкования непонятных слов. Как уже отмечалось, в учебную практику вошли азбуковники. С 17 века в школьном обучении стали использоваться арабские цифры.

Образование и воспитание в России в 16-17 веках продолжало развиваться в русле единой православной традиции, существовала единая основа образования и воспитания, которая не только позволяла овладевать грамотой, но и обеспечивала воспитание истинного христианина и патриота отечества, формировала духовное и нравственное единство государства и общества. Опыт школ допетровской Руси укрепил духовные основания отечественной педагогики, и в последующие времена вдохновляя передовое учительство на поиск форм обучения и воспитания, которые бы соответствовали многовековым традициям православного народа.

Реформы Петра I (1672 – 1725) углубили светское направление в образовании россиян. Это направление отчетливо выразилось в организации, начиная с 1701 года, навигацкой школы (впоследствии Морской академии), а также пушкарской, госпитальной, приказной и других школ профессионального типа. Они находились в ведении соответствующих органов государственного управления – коллегий. Профессиональное образование тесно связывалось с сословным положением родителей учащихся.

Перу М.В. Ломоносова принадлежит целый ряд сочинений, посвященных вопросам преподавания языка и литературы, высшей школе и семейному воспитанию, вопросам организации учебного процесса. Им были созданы многие учебные пособия и учебники по русскому языку и литературе, физике, химии для гимназии и университета. Михаил Васильевич Ломоносов является основоположником современного русского литературного языка.

Педагогические идеи М.В.Ломоносова обращены в будущее, и потому не потеряли своей актуальности в наше время.

Вместе с тем, исторические факты позволяют говорить о том, что петровские реформы меньше всего коснулись обучения крестьянских детей, педагогами которых остались священники и монахи. И в 18 веке дети крестьян продолжали учиться при церквах и монастырях, в архиерейских школах.

Елизавета Петровна часто обращалась к священникам, совершала паломничества ко святым местам, а однажды пешком пришла на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. Двадцать лет ее правления (1741 – 1761) были благоприятным временем для Русской Православной Церкви и для православного образования и воспитания.

В 17 и 18 веках протекала деятельность таких выдающихся православных педагогов, как святители Дмитрий Ростовский и Тихон Задонский, о педагогической деятельности которых следует сказать более подробно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие педагогики в России

Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв. ……………. ….5

Педагогика в России в ХХ веке……………. …………..……………. …9

Педагогика ХХI века: какой ей быть в России……..……………………..11

История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества, а самое главное личности.

Чтобы воспитать личность, самым главным образом, надо познать основы педагогики.

На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания развития человечества остаются семья, общество, церковь и государство.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Нас же в настоящее время интересует, как развивалась педагогика в нашей стране. Откуда она появилась, чего объясняла и что ждет ее в будущем.

В течение длительного времени, Россия развивается по-разному, и по-разному воплощается идея воспитания человека.

Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

Но мы окунемся и узнаем, как происходило воспитание в России.

Самые первые реальные школы возникли в России и Германии одновременно уже в начале 18 века. А самым первым учебным заведением реального образования была открыта в Москве 14 января 1701 года по указу Петра 1 – школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела.

С ХVIII века начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Педагогические принципы К. Д. Ушинского

1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности и т.д.

Педагогика в России в ХХ веке

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия.

С развитием общества все больше и больше государству требовалось умных людей. А для этого с самого раннего возраста детей всех слоев общества следовало обучать и давать те знания, которые требовало само общество. Поэтому все больше стало создаваться школ и институтов.

В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была провозглашена светской, то есть независимо от церкви.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

• разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

• большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.

Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых — педагогов того времени.

Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Крупнейшим педагогом нашего столетия является Сухомлинский В. А., его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

В числе первых вышли книги, рассказывающие о педагогическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педагоги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам.

Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в современных трудах педагогов конца 20 века.

3. Педагогика XXI века: какой ей быть в России.

После распада Советского союза на образование стали уделять мало внимания. Учителя и педагоги во всей стране страдали от невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки образованных кадров и требовала механизации.

Лишь в начале 21 века заново начали поднимать образование, наконец-то стали уделять внимание образованию будущего поколения.

В настоящее время каждое учебное заведение компьютеризировано, ведь процесс развития человечества длинными шагами идет вперед.

Многие стараются в данное время отдавать детей сразу в несколько секций для увеличения объема знаний, но они не понимают, что чем больше человек вовлечен в разные процессы, тем меньше он знает. Надо конкретно с детства определить цель воспитания - чего хочет ребенок, а не чего хотите вы сами.

Думаю, что в будущем получение образования будет полностью компьютеризировано, и чем быстрее младшее поколение поймет, что современная техника мало дает знаний, а лишь ты сам изучаешь мир, тем быстрее станет развиваться общество, тем больше будет грамотных специалистов в той или иной области деятельности государства.

И все-таки российская школа всех степей жива. И она будет жить, пока на ниве народного просвещения трудятся настоящие российские патриоты и подлинные энтузиасты своего дела.

Зарождение и становление педагогически следует рассматривать лишь через призму исторического развития систем воспитания, которые сложились исторически и не имели научной обоснованности.

В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли за основу именно исторически сложившиеся системы воспитания.

В России основоположником научной дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.

В отличие от зарубежных дидактических систем, прошедших исторические трансформации дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться естественно, научно и теоретически обоснованно.

Лишь с обретением Россией свободы и демократии педагогика получила возможности следовать зарубежному опыту, а также претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.

Современная педагогика, прежде всего, направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.

Хочется верить, что именно школа станет инициатором, организатором и центром прозрения нашего народа, и внесет тем самым свой неоценимый вклад в дело возрождения и процветания нашей велико Родины – России.

Начиная с X – XIII веков, со времен Киевской Руси характер образования и воспитания в России находился под значительным влиянием византийской традиции. Этому во многом способствовало принятие Русью христианства в конце X века по византийскому образцу.

Население Киевской Руси по уровню образованности намного превосходило жителей Западной Европы. Воспитанием детей занимались главным образом в семье и под наблюдением наставника (монахов-книжников, приходских священников).

Развитие педагогики в XIV - XVII вв.

В эпоху Средневековья (XIV –.) развитию педагогической мысли в Руси способствовала деятельность выдающихся деятелей культуры - Ивана Федорова, Кориона Истомина, Сильвестра Медведева.

В 1687 году по проекту Симеона Полоцкого в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия. К основным факторам воспитания Полоцкий относил: личный пример родителей и преподавателей, окружающую среду. Большое значение ученый придавал воспитанию, направленному на формирование разума и чувств человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие педагогики в XVIII – XIX вв.

С XVIII века начинается профессиональная подготовка преподавателей:

  • 1779 год – учредили педагогическую семинарию при Московском университете;
  • с 1804 года – начали активно создаваться и открываться педагогические институты, педагогика становится отдельной научной дисциплиной;
  • 1840 год – открывается кафедра педагогики в Главном педагогическом институте Петербурга.

Педагогические принципы К.Д. Ушинского:

  • обучение должно базироваться на принципе наглядности;
  • обучение должно выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • обучение должно быть последовательным и посильным;
  • обучение должно развивать способности и умственные силы учащихся, давать знания, необходимые в повседневной жизни;
  • процесс обучения должен выстраиваться от конкретного к отвлеченному, абстрактному, от представления к мысли.

Педагогика XX – XXI вв.

Строительство системы образования после Октябрьской революции проходило достаточно долгое время. Все учреждения образования были переданы Народному комиссариату просвещения, который в 1920 году предоставил учебный план единой советской школы. По сравнению с учебными планами дореволюционного периода, этот план имел некоторые отличия:

  • широкий состав учебных предметов (физико-математические, гуманитарные, естественные науки);
  • на математику, язык и литературу, естественные науки отводилось большое количество учебных часов;
  • значительное количество часов было отведено на физическое воспитание.

С сер. 20-х годов в системе образования попытались ввести комплексные программы. Все знания были собраны в единый комплекс данных о природе, человеческом обществе и труде. Вводились новые приемы и методы обучения. В школе выделяли начальную и среднюю ступени, имеющие разную продолжительность в различные годы.

В 30-е годы были определены требования к общеобразовательному процессу: обеспечить высокий уровень получения знаний, связь политехнического обучения с усвоением основ наук. Главной формой организации обучения стал урок. Школа ориентировалась на образование информационного типа.

Педагогические идеи середины XX века имели ряд характерных особенностей. Главной идеей выступила идея формирования трудовой школы, основанная на индустриализации и принципе политехничности.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко свою педагогическую деятельность связывал с воспитательной деятельностью. Он разработал систему воспитания, полностью отвечающую задачам строительства социалистического общества, создал теорию воспитательного коллектива. Трудовое воспитание считал основным в воспитании личности. Идеи Макаренко послужили основой для возникновения социальной педагогики.

В послевоенный период важно отметить деятельность крупнейших педагогов: В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, С.И. Лысенковой, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амоношвили.

Читайте также: