Ноосфера тейяра де шардена кратко

Обновлено: 07.07.2024

В человеке эта энергия разворачивается наиболее полноценным образом. В результате Дух получает возможность воздействовать на материю. Коллективные усилия в этом плане и мысли людей порождают нечто высшее, что становится областью соприкосновения психического мира разных личностей и обретает форму сферы. Это и есть ноосфера, которую также пытались описывать В. Вернадский и Э. Леруа. Впрочем, ноосфера по философии Тейяра де Шардена имеет свои особенности.

Он выделял преджизнь, жизнь и ноосферу, которую относил исключительно к психическому и духовному формированию людей. Смысл же эволюции – достижение некоей Точки Омега, когда сознания сольются и выйдут на уровень сверхсознания, что возможно без потери индивидуальности.

Обычно говорят о том, что Тейяр де Шарден создал некий синтез между католической теологией и научными теориями космической эволюции. Хотя непосредственно в его книгах католические догматы не рассматриваются в той мере, какая была бы нужна для того, чтобы говорить о попытках их реформирования.

Все его философские работы основаны на придании общеизвестным истинам каких-то собственных трактовок. Основным отличием человека от всех других существ он считал рефлексию. Ни одно существо не обращает столь пристального внимания на те психические процессы, которые в нём происходят. Это так, но это не позволяет сделать каких-то обоснованных выводов о том, что в результате психической активности материи, которая происходит в индивидуумах, рано или поздно образуется некая сверхжизнь. Постулат остаётся декларированным, ничего не объясняющим и ничего не дающим.

Синантроп же оказался куда более настоящим, а роль Шардена в его открытии заключается в том, что ему и Анри Брейлу удалось обосновать, что этот вид людей пользовался орудиями труда, укрывался шкурами, мог использовать и огонь. Не исключено и то, что синантропы были каннибалами. Жили же они 600-400 тыс. лет назад, в период оледенения Земли.

Путём же к единению он рассматривал любовь, которую, по всей видимости, отождествлял с изначальной эволюционной силой, присущей материи. В Точке Омега же она должна полностью раскрыть свой потенциал и выступить в виде всеобъемлющей силы единения.

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1881-1955) - французский теолог и философ, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции.

Тейяр де Шарден полагал, что переход в сверхжизнь неизбежен. На Земле она утвердится помимо воли людей, несмотря ни на что - ибо такова поступь мировой эволюции.

Термин “глубинная экология” ввел в начале 70,х годов норвежский эколог и философ Арне Наэсс (Arne Naess). Он полагает, что необходима не рефор, ма существующего общества, а сущностная, глубин, ная переориентация цивилизации. По его мнению, глубинная экология означает возвышение от науки к мудрости (1). Это осознание того, что Земля — живая, и каждый из нас является неотъемлемой ее частью. Ги, Путь от науки к мудрости Человек привык смотреть на Природу, отделяя себя от остального мира. Homo sapiens пытается быть вне Природы или над ней, воспринимая себя как вершину мироздания, венец эволюции. Дикая природа рассматривается как источник удовлетворения потребностей людей, её надо покорять, осваивать, изменять и улучшать. Человек разделяет живые существа на “вредные” и “полез, ные”; то, что называют “неживой природой”, практически не принимается во внимание. Даже в среде экологов, провозглашающих биоцентризм в качестве альтернативы антропоцентризму, словосо, четание “права животных” принимается, но “права растений” уже вызывают усмешку. Мы немного отодвигаем границу, допуская, что животные имеют право на жизнь, на удовлетворение потребно, стей, забывая о множестве других видов, связанных с нами, друг с другом, с почвой, воздухом, водой, солнечной энергией и со всем, что существует в этом мире, в единую сеть жизни. Глобальный экологический кризис — прежде всего кризис мировоззрения. Необходимо радикально изменить наше сознание, ощутить себя частью Природы, не раздвоенной на царство людей и нечеловеческий мир. Возможно, это следующая ступень эволюции, шанс на выживание. Осуществляется переход от антропоцентризма и биоцентризма к холистическому, или целостному подходу, рассматривающему Природу как интегрированное целое, как систему. Это не иерархия, а сеть. Человек — не вершина мироздания, не высшая ценность, а простой “гражданин” сообщества, он включен в природные циклы и зависит от них. Все в Мире взаимосвязано, и человек — только паутинка в паутине жизни. Гипотеза о том, что вся наша планета — живой организм, названная именем греческой богини Земли (гипотеза Геи), является результатом открытий, сделанных в рамках теории систем. Линн Маргулис и Джеймс Лавлок установили, что химический баланс атмосферы поддерживается в достаточно узких, необходимых для жизни рамках с помощью саморегулирующихся процессов. Это означает, что Земля ведет себя как живое существо и при воздействиях, нарушающих баланс, восстанавливает его (в определенных пределах, конечно: парниковый эффект и озоновая дыра — несомненные достижения цивилизации на пути покорения Природы). Глубинная экология не предлагает свода законов, этических норм или правил поведения. Она ориентирует нас на самопознание, на более полную самореализацию, на интуитивное постижение истины, что мир внутри нас и мир снаружи — это одно целое. “Человеческое Я” становится открытым и включает в себя весь мир. Трансперсональная психология исследуя сознание человека с совершенно иных позиций, пришла практически к такому же результату, про, возгласив необходимость движения к “надличностному Я”, к “сознанию единства”. А. Наэсс определяет “экологическое Я” как всё, с чем человек себя отождествляет, как интуитивное постижение цельности мира. Если человек воспринимает мир через “экологическое Я”, то он естественным и прекрасным образом начинает следовать законам экологической этики . По свидетельству участника акций в защиту природы и сторонника глубинной экологии Джона Сида, он понял, что является частью тропического леса, которая обрела сознание и защищает себя (3). “Экологическое Я” — это не отказ от собственной личности, это ее развитие, обретение радости и смысла бытия. Цитируя Э. Фромма, Арне Наэсс отмечает, что любовь к другим не означает уменьшение любви к себе (3). Признание внутренней ценности всех составляющих частей экосистемы не является антигуманным. Если любовь к природе, соблюдение принципов экологической этики воспринимается человеком как жертва, как ущемление своих потребностей, то такая забота о природе рано или поздно отступит перед сиюминутными интересами. Наша экосистема сохранится, только если человек откажется от “человеческого шовинизма” и увидит, что защита природы тождественна защите самого себя. Глубинная экология предлагает нам развивать самосознание, преодолеть иллюзорную разобщен, ность с Природой и восстановить целостный личностный взгляд на мир. А. Наэсс называет это экософией . У каждого из глубинных экологов своя экософия, основанная на личном опыте и переживаниях, поэтому существует несколько (или, скорее, множество) версий глубинной экологии. А. Наэсс разработал восемь принципов, являющихся основой действий и размышлений глубинных экологов.

Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1881 - 1955) - французский теолог и философ, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции.


Тейяр де Шарден полагал, что переход в сверхжизнь неизбежен. На Земле она утвердится помимо воли людей, несмотря ни на что - ибо такова поступь мировой эволюции.

… «Чтобы умножить контакты, необходимые для своих пробных нащупываний, и чтобы накопить полиморфное разнообразие своих богатств, жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами.

Поэтому, когда ее поток выходит из узких горловин, где она была как бы стиснута новой мутацией, то чем уже горловина, из которой она выходит, и чем обширнее пространство, которое она должна покрыть своей волной, тем больше ей необходимо воспроизвести себя во множестве.

Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле.

Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы.

В стремлении к умножению и организованной экспансии резюмируется и в конечном счете выражается - для того, кто умеет видеть, вся предыстория и вся история человечества, со времени его происхождения и до наших дней.

Попытаемся в нескольких чертах обрисовать фазы, или последовательные волны, распространения человека (рис. 1).

Рис. 1. Схематический рисунок, символизирующий развитие человеческого пласта. Числа слева обозначают тысячи лет. Они являются минимальными и, несомненно, должны быть удвоены. Предполагаемая зона конвергенции в точке омега, разумеется, не выражена в масштабе. По аналогии с другими живыми пластами ее длительность будет порядка нескольких миллионов лет.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Для Тейяра точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу

В эволюции биосферы просматриваются следующие тенденции:

- экспансия жизни, т.е. для всего живого характерно избыточное изобилие;

Снова сравним эти высказывания с иным подходом В.И. Вернадского к ноосфере:


Вернадский считал, что человечество не может уничтожить самое себя, что наука не может служить антиноосферным силам.

Биосфера - самоорганизующуюся система. Эволюционный путь - к кризисному состоянию. Из этого состояния система может выйти скачком, перейти на новый уровень организации - иными словами, биосфера находится в точке бифуркации.

"Нельзя отложить заботу о великом и вечном на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения своих элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет "хлеба и зрелищ". "

Сегодня эти слова Вернадского, написанные в 1918 году, звучат грозным предупреждением.

(История и развитие термина ноосфера.

Термин “ноосфера” предложили французские ученые - Ле Руа и Тельяр де Шарден в 1927 году, чтобы обозначить современную стадию, переживаемую биосферой. Ле Руа слушал лекции Вернадского о биосфере в Сорбонне в 1922-23 гг., и в 1927г. термин “ноосфера” впервые использовал в лекциях в Колледж де Франс в Париже. В те годы Вернадский неоднократно приезжал в Париж, но интереса к идее ноосферы он тогда еще не проявлял. К тому же Шарден, будучи ревностным католиком, придавал этому термину мистический смысл. Впервые В.И.Вернадский употребил термин в письме Б.Л.Личкову 7 сентября 1936 г. в Карлсбаде. Он писал: “Я принимаю идею Ле Руа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху – человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате энергия, активная, биосферы увеличивается”. Вернадский, приняв термин от французов, вложил в него другое содержание. В первый раз публично термин “ноосфера” Вернадский использовал в 1937 г в докладе “О значении радиогеологии для современной геологии”, который он прочитал на 17 сессии Международного Геологического конгресса. Он сказал: “Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Ле Руа, перешла в новое состояние – в ноосферу”. В 1945 г, после смерти Вернадского в журнале “American Scientist" вышла его статья “Биосфера и ноосфера”, которая получила широкую известность в научных кругах. Наиболее полно представления В.И.Вернадского о ноосфере изложены в работе “Научная мысль как планетное явление”).

НООСФЕРА (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927)

Леруа (Le Roy) Эдуар (1870-1954), французский ученый и философ, последователь А. Бергсона, представитель католического модернизма. Занимался математикой, палеонтологией и антропологией.

В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

По Вернадскому Биосфера это:

qона является результатом “достаточно длительной эволюции во взаимосвязи с неорганическими условиями” и может быть рассмотрена как закономерный этап в развитии материи.

qОна предстает в виде особого геологического тела, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса.

Специфической особенностью биосферы, как и живого вещества, выступает организованность. Биосфера как живая система для поддержания своего существования должна обладать динамическим равновесием. Но это особый тип равновесия. Система, находящаяся в абсолютном равновесном положении, не в состоянии развиваться. Биосфера же представляет собой динамическую систему, находящуюся в развитии, которое осуществляется под влиянием внутренних взаимоотношений структурных компонентов биосферы, в т.ч. антропогенные факторы.

Рассматривая роль антропогенных факторов, В.И.Вернадский отмечал растущее могущество человека, в результате чего его деятельность приводит к изменению структуры биосферы. Вместе с тем сам человек и человечество теснейшим образом связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть отделены.

Он выделил так же особую геологическую силу — научную мысль социального человечества.Вернадский отмечал, что все отчетливее наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу. “Человек становится все более мощной геологической силой, и с этим совпало изменение положения человека на нашей планете. В XX веке он узнал и охватил всю биосферу, своей жизнью человечество стало единым целым”. По мнению Вернадского, мощь человека связана с его разумом и трудом, направленным этим разумом. Это должно дать основания человеку предпринять меры для сохранения облика планеты. Одновременно сила разума позволит ему выйти за пределы своей планеты.

В концепции Вернадского жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию. Своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский продемонстрировал неразрывную связь планетарных и космических процессов.

Можно заключить, что эволюционная теория и созданная на ее основе концепция биосферы и ноосферы вносят существенный вклад в обоснование идеи универсальной взаимосвязанности всех процессов и демонстрируют необратимый характер эволюционных процессов, четко обозначая в них фактор времени.

НООСФЕРА (от греч. noos — разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927)




Леруа (Le Roy) Эдуар (1870-1954), французский ученый и философ, последователь А. Бергсона, представитель католического модернизма. Занимался математикой, палеонтологией и антропологией.

В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

По Вернадскому Биосфера это:

qона является результатом “достаточно длительной эволюции во взаимосвязи с неорганическими условиями” и может быть рассмотрена как закономерный этап в развитии материи.

qОна предстает в виде особого геологического тела, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса.

Специфической особенностью биосферы, как и живого вещества, выступает организованность. Биосфера как живая система для поддержания своего существования должна обладать динамическим равновесием. Но это особый тип равновесия. Система, находящаяся в абсолютном равновесном положении, не в состоянии развиваться. Биосфера же представляет собой динамическую систему, находящуюся в развитии, которое осуществляется под влиянием внутренних взаимоотношений структурных компонентов биосферы, в т.ч. антропогенные факторы.

Рассматривая роль антропогенных факторов, В.И.Вернадский отмечал растущее могущество человека, в результате чего его деятельность приводит к изменению структуры биосферы. Вместе с тем сам человек и человечество теснейшим образом связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть отделены.

Он выделил так же особую геологическую силу — научную мысль социального человечества.Вернадский отмечал, что все отчетливее наблюдается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — ноосферу. “Человек становится все более мощной геологической силой, и с этим совпало изменение положения человека на нашей планете. В XX веке он узнал и охватил всю биосферу, своей жизнью человечество стало единым целым”. По мнению Вернадского, мощь человека связана с его разумом и трудом, направленным этим разумом. Это должно дать основания человеку предпринять меры для сохранения облика планеты. Одновременно сила разума позволит ему выйти за пределы своей планеты.

В концепции Вернадского жизнь предстает как целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), включенный в космическую эволюцию. Своим учением о биосфере и ноосфере В.И. Вернадский продемонстрировал неразрывную связь планетарных и космических процессов.

Можно заключить, что эволюционная теория и созданная на ее основе концепция биосферы и ноосферы вносят существенный вклад в обоснование идеи универсальной взаимосвязанности всех процессов и демонстрируют необратимый характер эволюционных процессов, четко обозначая в них фактор времени.

Читайте также: