Культура варварских народов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Историческая роль варваров и общий характер их искусства. Острый кризис, переживавшийся с 3 века нашей эры античным миром, и революция рабов, приведшие к крушению Рабовладельческого строя, протекали в условиях сильнейшего натиска на Римскую империю со стороны варваров. В Западной Европе это были, по преимуществу, племена германского происхождения, и когда в 476 году Западная империя перестает существовать, они образуют на ее территории ряд самостоятельных, по большей части недолговечных и сменяющих одно другое государств. В Галлии и прилегающих частях северной Германии обосновываются франки, на севере Испании вестготы, в Северной Италии остготы, вытесняемые затем лангобардами, в Англии англо-саксы. Все эти варвары, как и ассимилирующееся с ними коренное население — на северо-западе это были преимущественно кельты, имели свои многовековые художественные традиции. В соприкосновении с классическим искусством античности эти традиции не только не утратили своего значения, но, наряду с наследием греко-римской художественной культуры и некоторыми элементами, заимствованными с Переднего Востока, составили основу, на которой выросло все искусство западного средневековья. На всех этапах развития последнего отчетливо будут проступать характерные особенности искусства варваров: динамизм форм и их повышенная экспрессивность.

С конца 5 по конец 8 века художественные традиции варваров играют преобладающую роль в большей части Западной Европы, и вследствие этого указанный отрезок времени обозначается в истории западноевропейского искусства как период искусства варваров. В связи с большим значением в этот период раннего средневековья государства франков, где господствовала тогда династия Меровингов, он нередко называется также периодом меровингского искусства. Термин этот более закономерно, однако, применять лишь в приложении к памятникам, создававшимся, за означенные столетия, на территории современной Франции.

Архитектура варваров. О ранней архитектуре варварских народов, осевших в Западной Европе, мы знаем, главным образом, из письменных источников.

Обычным видом было деревянное зодчество, памятники которого нередко были украшены обильной декоративной резьбой. С принятием христианства в церковной архитектуре утверждается тип базилики, а вместе с тем и каменное строительство.

К числу самых ранних памятников архитектуры варварских народов относится гробница остготского короля Теодориха в Равенне (526—530). Это монументальное сооружение отличается особой лаконичностью своего внешнего облика. Циклопический характер постройки выступает отчетливо в самой конструкции сооружения. Внутри мавзолей состоит из двух помещений, расположенных друг над другом, купол его высечен из огромного монолита. В целом гробница сурова и вместе с тем величественна.

Наиболее ранние крупные церкви 6—7 веков были впоследствии перестроены, но на территории теперешней Франции сохранилось несколько небольших церковных зданий. Наиболее известными являются баптистерий в Пуатье (7—8 вв.) и крипта (в былое время самостоятельная постройка) святого Лаврентия в Гренобле (того же времени). Оба здания представляют крытые коробовым сводом прямоугольные пространства с примыкающими к ним небольшими абсидами (абсидиолами). Расположенные у стен грубоватые в деталях колонны служат не столько конструктивным, сколько декоративным целям.

Пластика варваров. Тот же примитивизм в изображении человека наблюдается и в пластике. В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви, а в ее кругах представление о круглой, особенно монументальной, скульптуре долго ассоциировалось с язычеством и идолопоклонством. В неменьшей степени исчезновение статуарной пластики было, однако, обусловлено тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших теперь в Европе варваров.

Искусство рельефа претерпевает существеннейшие изменения. Он становится плоским и приобретает преимущественно орнаментально-декоративный характер. Подобными рельефами вплоть до романского периода украшались архитектура, кивории (сооружения над алтарями), передние стенки алтарных престолов (так называемые антепендиумы), саркофаги и пр. В качестве особенно часто встречающихся орнаментальных форм можно назвать плетения из лент и жгутов, сохранившиеся от раннехристианского искусства изображения побегов виноградных лоз, декоративных крестов, венков с монограммой Христа, птиц, клюющих грозди или пьющих из чаши. Этот тип орнаментации наблюдается, в частности, на меровингских саркофагах, среди которых наиболее известным является саркофаг в Муассаке (7—8 вв.).

Что касается технической стороны миниатюр, то они выполнены пером, с редким каллиграфическим мастерством, без какой бы то ни было моделировки и плоско раскрашены акварелью. Золото и серебро не применяются в них вовсе. Из красок чаще встречаются зеленая, кирпично-красная и желтая; иногда к ним присоединяется лиловая и в редких случаях голубая. Подобным образом украшались не только рукописи, но и произведения прикладного искусства, а также крайне характерные для Ирландии и Англии большие каменные придорожные кресты (Бьюкестль, Рутвель и др.).

Варварское искусство Скандинавии. Чем больше мы удаляемся от очагов античной культуры, тем сильнее проявляются и дольше держатся традиции варварского искусства. Это имеет место, в частности, в Скандинавии. Одним из самых распространенных видов художественного творчества была резьба по дереву, применявшаяся как в оформлении предметов бытового назначения, так и в архитектуре. Для знакомства с искусством Скандинавии исключительно важное значение имеет обнаруженное в самом начале текущего столетия большое варварское погребение в Осеберге, близ Осло, в Норвегии. В погребении этом, по-видимому королевы Осе (около 800 г.), имелся большой корабль, на котором находились покрытые резьбой телега и несколько саней, утварь, ткани и пр. В орнаментации резьбы по дереву доминирующим мотивом служат причудливые ленты — животные, переплетающиеся и кусающие друг друга. Напряженность и динамика орнамента делают его гораздо более выразительным, чем многочисленные, но крайне примитивные изображения сражающихся людей, встречающиеся рядом с указанным орнаментом.

Искусство эпохи варварских королевств (5-8 вв.)

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Искусство эпохи варварских королевств (5-8 вв.) отключены

Введение

Однако кризис античной культуры в целом и неспособность варварских государств ее воспринять коснулся не только литературы. Судьбы ордерной архитектуры, изображения человека и пейзажа в живописи переживают тот же кризис и так же зависят от античного наследия. В искусстве, как и в литературе, варвары не имеют собственной традиции и полностью зависят от степени близости или удаленности Рима.

Архитектура варварских королевств

Архитектура вестготов, франков, бургундов — по другую сторону Альп, и непосредственного влияния на нее раннехристианские памятники не оказывают. На характер этих построек, и, прежде всего, на структуру плана и способы использования ордера влияет степень их удаленности от образца — т.е. от Италии.

Архитектура Пиренейского полуострова отличается высокой степенью грамотности и в области планировки, и в области ордерных решений. Вестготы, прошедшие через Италию в V в., осели в Южной Галлии и к VI в., вытесненные франками, перебрались за Пиренеи. Десятилетия, проведенные на латинизированной территории, не прошли бесследно. Как в своде законов короля Эриха (466-489) явственно чувствуется влияние норм римского права, так и в постройках вестготских королей — наследие раннего христианства. Постройки времени вестготского короля Рецесвинта (649-672) — Сан Педро делла Наве и Сан Хуан Баутиста в Баньосе — каменные трехнефные базилики, с трансептами (Сан Педро — и с башней над средокрестием), прямоугольными апсидами, с капителями, украшенными резьбой, включающей фигуративные сцены. Почти двумя столетиями позже строится однонефная Санта Мария дель Монте Нарранко, с нартексом, перекрытым цилиндрическим сводом. В Астурии при короле Альфонсо Целомудренном (812-842) строится грандиозная по тем временам базилика Сан Хулиан де лос Прадос близ Овьедо — трехнефная, плоско покрытая и украшенная цветными мраморами и живописью, имитирующей архитектурные формы в духе позднеримских фресок и не включающей ни одного изображения человека — в Испании были уже очень сильны влияния как магометанского, так и иудейского запрета на изображения живых существ.

Некоторое представление о тогдашних постройках может дать баптистерий св. Иоанна в Пуатье — построенный в IV веке и перестроенный в VII в., он первоначально был разделен на две камеры — для оглашенных и собственно баптистерий с купелью. После пожара начала VII в. он получил несколько пристроек — подобие трех квадратных апсид, и пристенный ордер. В центральной части сохранилось возвышение — селла — подобное месту для статуи божества в античном храме. Остатки последней галло-римской образованности видны на фасаде — два грамотных фронтона, украшающие его, впрочем, соседствуют с добавленными при перестройке плоскими и короткими пилястрами и фронтончиками разных форм в сопровождении варварских декоративных элементов — яркий пример смешения двух традиций в одном здании.

От основанного в Жуарре ирландским миссионером св. Колумбаном монастыря сохранилась сводчатая крипта с саркофагами членов семейства франка Аутурия, обращенных Колумбаном и ставших потом первыми аббатами и аббатисами этого монастыря. Саркофаги, украшенные раковинами, могли быть вывезены из Италии, другие, с фигуративными рельефами — местного происхождения; колонны, несущие своды, изготовлены в Аквитании, где на протяжении 6-7 вв. продолжают работать мастерские по обработке мрамора.

Каменная архитектура на Британских островах — в зоне, полностью лишенной собстввенной классической традиции — появляется только в VII в. Это несколько монастырей, основанных, согласно Беде Достопочтенному (см. цит. 11), на юге Британии римским миссионером Августином, в Веармут и Ярроу в Нортумбрии, основанные Бенедиктом Епископом, обучавшимся в Риме, наконец, ряд ирландских монастырей. Эта архитектура — прежде всего небольшие оратории, не более 6 м в длину, видимо, не рассчитанные на собрание паствы в интерьере. Службы происходили снаружи, перед посвятительными каменными крестами.

Таким образом, мы не наблюдаем в архитектуре 5-8 вв. в Заальпийской Европе никакой общей тенденции, кроме постепенного угасания влияния ранних образцов, прямо пропорционального расстоянию, лежащему между конкретным памятником и Италией.

Ирландская миниатюра

Первая, легендарная иллюминированная книга Ирландии — псалтирь Катах, переписанная, по преданию, самим Колумбаном в середине 6 в., исполнявшая в позднем Средневековье функцию военного талисмана семьи ОДоннелов и включающая лишь небольшие черно-белые орнаментальные инициалы, имитирующие декор металлических изделий (точки-удары пунсона, окружающие буквы и изображения, останутся в ирландской живописи на много столетий). Книга будет восприниматься как магический объект в англо-ирландском мире еще много столетий, и еще в 17 в. книгу из Дарроу будут обливать водой с целью отвести болезнь от скотины.

Расцвет ирландской миниатюры — 8 век, когда в соседней Нортумбрии основаны монастыри Веармут и Ярроу, в них привозятся рукописи из Рима, которые влияют и на ирландские памятники. Так, уже упомянутый нами Ездра-Кассиодор из Амиатинского кодекса копируется последовательно — в Линдисфарнском евангелии в виде евангелиста Матфея, потом — в евангелии Леофрика в виде евангелиста Марка, изображенного с львиной головой. Местная традиционная двухмерность и орнаментальность побеждает континентальный образец — первым отпадает пространственное решение, миниатюра лишается линии горизонта, глубины, предметов мебели аксессуаров, становится локальным и утрачивает связь с натурой цвет, а потом — исчезает и сама антропоморфность образа.

Итак, в отличие от континентальной живописи, в Ирландии к 800 году мы видим уже вполне сложившуюся (под влиянием континентальных памятников) изобразительную традицию, способную в свою очередь оказывать влияние на живопись континента.

Декоративно-прикладное искусство варварских королевств

Декоративно-прикладное искусство — самая сильная, самобытная и независимая часть зыбкой и изменчивой картины искусства варварских королевств, именно по ней можно судить о том, с каким художественным вкусом и каким зрительным рядом приходили варварские племена на более или менее латинизированные территории, и на что именно накладывались античные влияния.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Школа искусств Завитинского района

для обучающихся

империи франков в V-X вв. "

4 класс (8 лет обучения)

Автор: Ж.А. Базакина, преподаватель изобразительного отделения МБУДОШИ

Искусство эпохи варварских государств эпохи Франков (5-8 вв.)

В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

Варварскими народами, существовавшими во времена античного мира , но не входивших в круг цивилизаций того времени были кельты, германцы (лангобарды, готы, вандалы), фракийцы (даки), иллирийцы и мессапы, скифы, сарматы, гунны.

Ва́рварские короле́вства — государства, созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи в условиях её распада в V веке. Характерной чертой, общей для всех этих раннесредневековых политических образований, была внутренняя нестабильность, проистекавшая из отсутствия в то время устоявшегося правила престолонаследия — сыновья короля имели приоритетное право на престол, но знать вполне могла предложить иную, собственную кандидатуру. Раздоры между членами королевской семьи, между королём и его вассалами, споры между претендентами на престол были обычным делом, очень многие короли умерли насильственной смертью. Границы варварских королевств были также нестабильны, столицы часто менялись. Для внутреннего устройства были характерны общинно - племенная организация в виде территориальной общины свободных землевладельцев, народные собрания и военные ополчения.

Государственность варварских королевств развивалась под воздействием римской политической системы, римского права и с участием должностных лиц, получивших римское образование.

Все эти варварские племена становятся христианами. Как же это происходило?

В Западной Европе вместо школы Античности единственным оплотом культуры и образования стали монастыри, после закрытия в Афинах последней школы. Перед церковью встают новые вопросы - как и на каком материале создать новую систему образования? Как доступнее преподать основы христианства? Кризис культуры становится, прежде всего, кризисом литературных жанров. Самым популярным и востребованным жанром становится проповедь - устная и письменная - именно для таких нужд наглядного и простого разъяснения истин веры простым, даже примитивным языком папа Григорий Великий пишет свои "Диалоги" - сборник поучительных рассказов о святых, "подручный материал" для воскресной проповеди любого сельского священника. Главной книгой становится сакраментарий - служебник.

Характернейшим образцом меровингской книжной декорировки является украшение разворота в начале одного из разделов Гелазианского Сакраментария (середина VIII в., Ватикан, Апостолическая библиотека).

hello_html_m104ad50.jpg

"Золотой век" ирландской миниатюры - в этот период, создаётся собственный хорошо узнаваемый стиль иллюминованных рукописей. Иллюминирование книг началось с переноса на страницы пергаментных кодексов стихии островного орнамента и постепенно, медленного и мучительного процесса формирования собственно фигуративной традиции. Перед ирландскими художниками 7-9 веков стояла самая сложная из творческих задач - и одновременно самая нова - из ничего, из стихии орнамента, создать образ Человека, и притом сразу сверхъестественного.

hello_html_m5f0dc633.jpg
hello_html_7ee593ed.jpg

Орел — символ евангелиста Иоанна Евангелист Матфей, миниатюра Евангелия из Дурроу,ок.680 г.

Первая, легендарная иллюминированая книга Ирландии - псалтирь Катах, переписанная, по преданию, самим Колумбаном в середине 6 в., включающая лишь небольшие черно-белые орнаментальные инициалы, имитирующие декор металлических изделий (точки, окружающие буквы и изображения, остануться в ирландской живописи на много столетий).

hello_html_61708270.jpg
hello_html_m1875ba69.jpg

Книга будет восприниматься как магический объект.

В конце 7 в. появились т.н. "ковровые листы", украшающие евангелия. В знаменитом листе из Дарроуского евангелия единственным значащим элементом среди орнаментальной и звериной плетенки становится маленький медальон с греческим крестом. Здесь доминирует варварский принцип заполнения мелким орнаментом-оберегом всей плоскости листа, чтобы не осталось места для вторжения злых сил. Первые действительно фигуративные изображения - символы евангелистов.

hello_html_m6d894fd8.jpg

Ковровый лист, миниатюра Евангелия из Дурроу, ок. 680 г.

Книга из Дарроу, Евангелие из Дарроу (англ. Book of Durrow) —иллюминированный манускрипт, созданный в VII веке. Долгое время был частью сокровищницы аббатства Дарроу в центре Ирландии.

hello_html_m7ae578b2.jpg

Зверь с коврового листа Евангелия из Дурроу

Архитектура

Мы можем говорить о первых постройках франков и бургундов, только ссылаясь на тексты - огромное большинство их впоследствии перестроено. Вся жилая архитектура, видимо, была деревянной.

Примером подражания римскому зодчеству может служить гробница остготского короля Теодориха в Равенне.

hello_html_3301acc3.jpg
hello_html_m4e338b74.jpg

Построен из известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня. Поскольку средств поднять столь тяжелую плиту у готов не было, мавзолей был засыпан землей по самый верх, после чего купол путём втаскивания поместили на место, а землю удалили. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны кладбище готов.

С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует.

4.Романская архитектура

Воинственный дух испанского католицизма нигде не проявляется лучше, чем в укрепленной церкви с монастырем в Лоарре, которая могла служить крепостью, а так же возведенной примерно в это же время городской стене Авилы.

Влияние мосарабской архитектуры и использование труда мусульманских ремесленников превращает испанский романский стиль в особо интересный предмет для изучения. В монастыр Санто Доминго де Силос, в котором находятся некоторые из самых знаменитых образцов испанской монументальной скульптуры, угловые пилоны украшены тонко сработанными рельефными пластинами по образцу романской резьбы по слоновой кости и мосарабских иллюминированных рукописей.

Старый собор Саламанки можно рассматривать как кульминацию развития испанской архитектуры романского стиля, Опирающийся на два этажа аркад монументальный купол имеет богатый наружный декор, он восьмиугольный, с выпуклым профилем и покрыт каменными пластинами с орнаментом в виде рыбьей чешуи. Несущие фронтоны и башенки с коническими крышами способствуют созданию жизнерадостного общего впечатления и сложной архитектурной полифонии.

5.Романское искусство

В отличие от Византии, где искусство регламентировалось столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия и разнообразия локальных местных школ, что свидетельствовало о возможности различных исканий в пределах одного стиля.

Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, так же как и мировоззрение феодального общества. Католическая церковь обладала исключительным идеологическим и экономическим могуществом. В условиях феодальной раздробленности Европы она была единственной силой, объединяющей народы. Монастыри представляли собой крупные хозяйственные единицы, являлись средоточием умственной жизни и центрами церковного образования и художественного творчества. Для западной церкви характерны попытки примирения религиозного и рационального объяснения мира, что также отличало ее от восточной и открывало возможность более свободного толкования догматов, познания реального мира.

Стремление к повышенной одухотворенности отличает образы романского искусства так же, как и византийского, но их содержание и форма выражения различны. В западноевропейском искусстве с религиозностью совмещалось непосредственное деятельное отношение к жизни. Образ духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развития в такой мере, как в Византии. Романская архитектура поражает мощью, скульптура — мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.

Рождение новой цивилизации, длительный процесс становления феодализма в Западной Европе, сопровождавшиеся разрушением родовых отношений, войнами и крестовыми походами, порождали чувство дисгармоничности жизни, несовместимости красоты и действительности. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика, как бы воплощающего косную материю. В формировании средневековой художественной культуры огромное значение имело народное творчество. Влияние его сказывалось в монументальных формах архитектуры, в интерпретации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике. Создавалось романское искусство в основном в монастырях. Однако традиция народного творчества проникала и в церковное искусство. Светская культура в романскую эпоху не исчезла. Героический эпос, поэзия трубадуров, рыцарский роман, бытовой жанр, фаблио, фарсы, полные насмешливости поговорки, басни достигли в то время расцвета.

6.Готический храм

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающихся, когда обходишь кругом собора.
Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет.
Арки, галереи, башни, громадные окна, бесконечно сложная, ажурная игра форм. И все это пространство обитаемо - собор населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию.
А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа.
Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.
Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками.
В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять - таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок. Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей.
Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен.

7. Готика Франции, Германии, Чехии, Англии.

Готическое искусство Германии не так едино, как французское. Тому есть целый ряд причин, прежде всего слабость императорской власти, постоянная борьба феодалов с горожанами. Не приходится доказывать влияние французской архитектуры на немецкую, многие немецкие мастера просто учились во Франции, работали во французских строительных артелях. Но это не помешало немецким архитекторам сохранить свое национальное лицо. Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской. Немецкие соборы проще в плане, венец капелл, как правило, отсутствует, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики являются однобашенные храмы, увенчанные высоким. На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич. Так называемая кирпичная готика вообще характерна для Северной Европы, особенно в гражданской архитектуре.
Из-за запаздывания готики по сравнению с французской в Германии готические черты в архитектуре сильнее сплавились с романскими. Наружный декор много сдержаннее, скупее.
Скульптурный декор, как и в романский период, в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза, стук. В позднеготической немецкой скульптуре, так же как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется манерность, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода.

Готика Чехии. В период готики (13-14 — частично 15 век) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, имела значительную самостоятельность несмотря формальное подчинение Священной Римской империи. Уязвимая деревянная архитектура заменяется каменной, что способствует ее безопасности и сохранению на века. Образцы чешской готической архитектуры мало чем уступают образцам готической архитектуры других стран, исключений только два — архитектура Франции и Италии. Готический собор становился доминирующим зданием городских площадей, объединяя вокруг себя ратушу и дома жителей с готическими галереями первого этажа — характерный признак многих чешских городов с эпохи готики и позднее. Готические соборы Чехии — часто зального типа, когда центральный неф равен высоте боковых нефов или мало их превышает. Трансепт развития не получил, его почти не используют. Наружные стены толстые, мощные, лишены дополнительных опор, как в соборах Франции. Узкие высокие окна украшены витражами. Трудоёмкая технология и войны тормозили строительство, и большие соборы оставались недостроенными, как это произошло с грандиозным собором св. Вита в Праге. Его достроили в формах, приближенных к средневековой манере Парлержа лишь в конце 19 и начале 20 в.

Готика Англии. Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. В Англии главный неф собора уже, чем во Франции, и нередко длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму 'архиепископского креста'; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Утолщенные, как в романских зданиях, стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями, тоже характерная для романской архитектуры, сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.
Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов.
В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство - "самое французское" из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов.
В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.
В 15 в. на смену "украшенной готике" приходит "перпендикулярная готика". Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.

9. Сложение византийского искусства

Сложение византийского искусства происходило в тех областях Восточной Римской империи, где античное, греко-эллинистическое искусство издавна соприкасалось с древней художественной традицией культур Переднего Востока. В новой столице империи — Константинополе — в 4—5 веках сосредоточились многочисленные античные памятники, привезенные из различных древних центров. Здесь сливались элементы художественных культур разных народов, постепенно вырабатывались новые формы искусства. Сам облик города с его обширными площадями, украшенными триумфальными колоннами, увенчанными статуями императоров, с акведуками, доставлявшими пресную воду из далеких источников, цистернами и термами напоминал античный Рим. Город был опоясан сложной системой оборонительных сооружений, возведенных в начале 5 века и состоявших из двойного ряда стен и глубокого рва, с многочисленными башнями и несколькими воротами гражданского или военного назначения.
Столь же живы были античные традиции и в крупных центрах восточных провинций, таких, как Александрия и Антиохия. Недавно раскрытые в Антиохии мозаичные полы 5—6 веков как по содержанию, так и по форме во многом воспроизводят старые образцы; ряд моментов сближает их одновременно с сасанидским искусством. В небольших провинциальных городах, а также на периферии в тех же восточных областях развивались и местные художественные культуры.
Новые формы искусства проявились уже в живописи римских катакомб. Такого же рода стенные росписи встречались и в странах Переднего Востока.
Таковы, например, получившие широкую известность храмы, посвященные различным культам в Дура-Эвропос на Евфрате, погребальные склепы в Пальмире и другие. Открытые в погребениях фаюмского оазиса позднеэллинистические портреты на досках, выполненные в технике восковой, так называемой энкаустической, живописи (фаюмские портреты), тесно связаны по технике, а в некоторой части и по формам с ранними византийскими иконами.
В 4—6 веках ряд областей Переднего Востока становится центром создания новой христианской иконографии, причем эта иконография выступает в двух проявлениях: в одних произведениях отчетливо обнаруживаются традиции греко-эллинистического искусства, в других, созданных в монастырях и иных христианских центрах Сирии и Палестины, — традиции искусства сирийского.
В этот же период в христианском искусстве восточных провинций выявляются течения, представляющие своеобразную оппозицию искусству господствующей церкви.
Таким образом, византийское искусство возникло на очень сложной основе. Оно было многообразным и в дальнейшем развитии, ибо памятники его создавались в самых различных по своей художественной культуре областях, более или менее длительно входивших в состав непрерывно менявшей свои границы империи.
Начиная с 4 и 5 веков провинции Византии подвергаются постепенно усиливающемуся воздействию художественной культуры варваров, которое можно проследить в искусстве Константинополя, Греции, а также Италии. В Сирии и и Малой Азии особенно заметны взаимосвязи с сасанидским искусством, а позднее с культурой, созданной восточными народами при арабах.

10. Время Юстиниана

Никогда искусство не было более разнообразным, более зрелым, более свободным; в VI веке встречаются все архитектурные стили, все типы зданий — базилики, например св. Аполлинария в Равенне или св. Димитрия Фессалоникского; церкви, представляющие в плане многоугольники, например церкви св. Сергия и Вакха в Константинополе или св. Виталия в Равенне; постройки в форме креста, увенчанные пятью куполами, как церковь св. Апостолов; церкви, типа святой Софии, построенной Анфимием Тралльским и Исидором Милетским в 532—537 гг.; благодаря своему оригинальному плану, легкой, смелой и точно рассчитанной структуре, искусному разрешению задач равновесия, гармоничному сочетанию частей этот храм доныне остается непревзойденным шедевром византийского искусства. Умелый подбор разноцветного мрамора, тонкая лепка скульптур, мозаичные украшения на голубом и золотом фоне внутри храма являют собой несравненное великолепие, представление о котором еще и поныне можно получить, за отсутствием мозаики, разрушенной в храме св. Апостолов или едва видимой под турецкой росписью св. Софии, — по мозаике в церквах Паренцо и Равенны, а также по остаткам чудесных украшений церкви св. Димитрия Фессалоникского. Повсюду — в ювелирном деле, в тканях, в изделиях из слоновой кости, в рукописях — проявляется все тот же характер ослепительной роскоши и торжественного величия, которые знаменуют рождение нового стиля. Под совместным влиянием Востока и античной традиции византийское искусство в эпоху Юстиниана вступило в свой золотой век.

Читайте также: