Русская драматургия 18 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Комедиография – это творчество драматургов, пишущих юмористические или сатирические произведения.

Развитие русской комедиографии в 18 веке

Жанр комедии в русской литературе 18 века определился в трех разновидностях:

  • Комедия нравов,
  • Комедия характеров,
  • Фарс (комедия интриги).

Комедия характеров была наследием псевдоклассицизма и продолжала его традиции. В пьесах осмеивались отвлеченные пороки. Комедия этого вида имела дело с общечеловеческими типами-страстями и не задавалась вопросом об изменении этих типов в зависимости от народа, эпохи и т.д. Эта задача решалась комедией нравов – жанром, наиболее близким к действительности. В комедиях фарса все внимание автора обращено на комические положения персонажей, на разрешение интриги. Единственной целью этих пьес является смех зрителей.

Вторая половина 18 века – это период подлинного расцвета русской драматургии, и половина из написанных в этот период пьес были написаны в жанре комедии. Существенно расширился и круг писателей-комедиографов:

  • Д. И. Фонвизин,
  • Б. Е. Ельчанинов,
  • В. И. Лукин,
  • И. П. Елагин,
  • А. Д. Копиев,
  • П. А. Кропотов,
  • В. В. Капнист,
  • Я. Б. Княжнин и т.д.

На раннем этапе комедиографы, группировавшиеся вокруг И.П. Елагина (Лукин, Фонвизин, Ельчанинов) переделывали иностранные пьесы, приспосабливая их к русским обычаям и нравам. За этим недолгим периодом наступило время создания оригинальных русских комедий:

Заметно углубляются образы и содержание комедийных произведений. Так, если в комедиях Сумарокова преимущественно обличалось нравственное уродство персонажей – зависть, ханжество, скупость, стяжательство, то в пьесах Княжнина, Фонвизина, Капниста осмеивались общественные явления – фаворитизм, крепостнический произвол, неправосудие.

Готовые работы на аналогичную тему

В этот период создаются классицистические пятиактные комедии с продуманным сюжетом и четкой композицией.

Слезная комедия

Жанровый состав драматургии 18 века не исчерпывается классицистической комедией и трагедией. В драматургию начинают проникать произведения, которые не были предусмотрены поэтикой классицизма, что свидетельствует о потребности в демократизации содержания и расширении границ театрального репертуара.

Среди таких новинок оказалась слезная комедия – пьеса, в которой сочетается комическое и трогательное начало.

Особенности светской комедии

Значительная роль в создании жанровой модели русской комедии принадлежит французской комедийной традиции. Особенно важным в ее усвоении представляется драматический опыт И.А. Крылова, который предложил брать от французского оригинала сюжетно-композиционную схему и дополнять ее русским содержанием. Создавая светскую комедию, русские драматурги предпочли идти именно этим путем.

Ценными качествами, необходимыми для создания новой комедийной структуры, обладала французская салонная комедия, к которой и обратились русские комедиографы. А самосознание русского общества, возросшее после 1812 года, усилило интерес к тем жанрам, которые отражали жизнь светских людей. Поэтому проблематика обращенной к сфере светского быта французской салонной комедии оказалась актуальной для русского комедийного театра начала 18 века. Светская комедия приобретала своеобразную политическую оппозиционность, которая выражаясь в демонстративном отказе от общественно-социальной проблематики и обращении к проблематике семейно-бытовой. И это прекрасно ощущалось радикально настроенной молодежью.

В сатирической комедии характеры резко разведены по принципу порока и добродетели. В салонной комедии, в отличие от сатирической, характеры объединены мерой художественной и жизненной достоверности. Благодаря установке на развлекательность и легкое осмеяние авторам светских комедий удалось сконцентрировать главное внимание на интриге, где случай и эффектные сценические решения играют решающую роль.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Драматургия XVIII века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Драматургия XVIII века

Драматургия XVIII века

Определение Драматургия – это совокупность литературных произведений (как пра.

Определение Драматургия – это совокупность литературных произведений (как правило, написанных для постановки на сцене), структурированных по тому или иному признаку (драматургия Шекспира; драматургия Ренессанса, драматургия для детей и т.д.). Драматургия Трагедия Комедия Драма

Трагедия Траге́дия — жанр художественного произведения, предназначенный для п.

Трагедия Траге́дия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Комедия Коме́дия— жанр художественного произведения, характеризующийся юморис.

Драма Жанр драмы соединил в себе признаки трагедии и комедии. Драма – это неч.

Драма Жанр драмы соединил в себе признаки трагедии и комедии. Драма – это нечто среднее между ними. Центральной областью драмы является частная жизнь, но, в отличие от комедии, в драме эта жизнь не высмеивается. С трагедией драма сближается тем, что ее герой вступает в серьезный конфликт с обществом, но этот конфликт не столь напряжен. В отличие от трагического,характеры героев драмы лишены той трагической исключительности, какой обладают герои трагедии. Драматический конфликт, в отличие от трагического, может быть разрешен.

Создание После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт, и возрожден лишь.

Создание После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт, и возрожден лишь при Петре I. Однако пауза в развитии русской драматургии продолжалась несколько дольше: в театре петровских времен преимущественно игрались переводные пьесы, однако на развитие драматургии особого влияния не оказали. Тексты к этим представлениям носили скорее прикладной характер и были анонимными. Бурный подъем русская драматургия начала переживать с середины 18 в., одновременно со становлением профессионального театра, нуждавшегося в национальном репертуаре.

Классицизм На середину 18 в. приходится становление русского классицизма. В к.

Классицизм На середину 18 в. приходится становление русского классицизма. В классицистской трагедии пробовали свои силы В. Тредиаковский и М. Ломоносов, но основоположником русского классицизма (да и русской литературной драматургии в целом) стал А.Сумароков. Российская классицистская драматургия имела и еще одно отличие от французской: авторы трагедий одновременно писали и комедии. Это размывало строгие рамки классицизма и способствовало разнообразию эстетических направлений. Классицистская, просветительская и сентименталистская драматургия в России не сменяют друг друга, а развиваются практически одновременно.

А. П. Сумароков Одним из создателей русской драматургии классицизма был Алекс.

А. П. Сумароков Одним из создателей русской драматургии классицизма был Александр Петрович Сумароков, являвшийся также знаменитым поэтом. Он происходил из дворян. Обучаясь в Сухопутном шляхетском корпусе, Сумароков увлекся литературой и театром, обращался к темам из русской истории.

Творчество Сумарокова Одна из лучших трагедий Сумарокова – "Димитрий Самозван.

Творчество Сумарокова Одна из лучших трагедий Сумарокова – "Димитрий Самозванец". Главный герой- Лжедмитрий I представлен тираном, захватившим трон. Против него зреет заговор. И симпатии автора – на стороне заговорщиков, противников тирана. Подобные идеи были крайне характерны для общественной мысли России и Европы XVIII в. Недаром в конце столетия большое впечатление в России произвела трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский". Главный ее герой, легендарный новгородский посадник Вадим, поднимает восстание против князя Рюрика.

Яков Княжнин После Сумарокова трагедия развивалась медленно, некоторый прогре.

Яков Княжнин После Сумарокова трагедия развивалась медленно, некоторый прогресс сказался лишь в большей легкости и изяществе александринских стихов. Главным драматургом екатерининской эпохи стал зять Сумарокова Яков Княжнин (1742–1791), подражатель Вольтера. Некоторые из наиболее интересных его трагедий (например, Вадим Новгородский, 1789) дышат почти революционным свободомыслием Комедия была гораздо живее и после Сумарокова крупными шагами пошла к овладению русским материалом.

Трагедии Княжнина Трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский"(1789), главный.

Трагедии Княжнина Трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский"(1789), главный герой которой – республиканец и тираноборец – отстаивает вольность новгородцев и осуждает их за то, что они призывают на царство Рюрика и сами просят неволи. Но трагедия "Вадим Новгородский" как и "Путешествие Радищева" были запрещены Екатериной: "Самодержавие повсюду, бед содетель…". Приказ Сенату: конфисковать все экземпляры этих трагедий, сжеть "дерзостные" книги.

Социальная комедия и ее основатель Социальная комедия отображает социальные.

Социальная комедия и ее основатель Социальная комедия отображает социальные, жизненные проблемы общества, человечества, быта с смешной стороны. Денис Иванович Фонвизин вошел в историю как драматург, положивший начало социальной комедии

Творчество Фонвизина Его комедии, "Бригадир" и особенно "Недоросль", свидетел.

Творчество Фонвизина Его комедии, "Бригадир" и особенно "Недоросль", свидетельствовали о российском дворянском сословии не только с положительной стороны . В центре сюжета "Недоросля" Митрофанушка Простаков, его мать, их родственник Скотинин. Они олицетворяют пороки чиновников и помещиков: карьеризм, лень, невежество, грубость. Уже проницательные современники понимали, что это "злонравие" коренится в условиях быта крепостников-помещиков. Комедия "Недоросль"

Значение русской драматургии 18 века Русская драматургия 18 века, прошедшая п.

Значение русской драматургии 18 века Такие драматурги, как Сумароков, Фонвизи.

Значение русской драматургии 18 века Такие драматурги, как Сумароков, Фонвизин, Княжнин, определили на много лет развитие русского театра. В борьбе с классицизмом сформировались новые эстетические платформы реализма и сентиментализма. Они были более близки и понятны простому народу, поэтому снискали популярность именно в народной среде. Постепенно русская драматургия перестает быть чисто дворянской, включает в круг своей проблематики и вопросы простолюдинов. Закономерное развитие драматургии приводит к тому, что в 19 веке в творчестве Грибоедова, Островского и других драматургов социальные и политические проблемы становятся ведущими в русской драматургии

В комедии перед прилавком Щепетильника, устроенным в вольном маскараде, проходят щеголихи, волокиты, взяточники, льстецы, пороки которых обличает резонер-купец в назидание зрителям.

Резкие и правдивые речи Щепетильника бичуют порочных представителей дворянского общества. Третьесословный положительный герой, таким образом, впервые появляется на русской сцене в комедии Лукина.

медалью, выбор уже был сделан: Одоевский присоединился к лагерю русских

романтиков. Но с самого начала он вместе с несколькими друзьями избрал

особый путь в литературе русского романтизма. Особое место занимают в творчестве Одоевского так называемые

"таинственные" повести - "Сильфида", "Саламандра", "Косморама", "Орлахская

крестьянка". Именно эти произведения способствовали тому, что

дореволюционные исследователи и современные зарубежные толкователи

творчества Одоевского создали ему довольно устойчивую репутацию мистика и

идеалиста. Причудливый фантастизм "таинственных" повестей и всем известный

интерес их автора к алхимии и сочинениям средневековых мистиков иногда

заставляли забыть о весьма трезвом, реалистическом мышлении Владимира

Одоевского, о его всегдашней приверженности К науке, к точному знанию о

Между тем именно в фантастических повестях, создававшихся параллельно с

"Русскими ночами", отчетливо виден чисто научный интерес Одоевского к тайнам

человеческой психики. Его духовидцы и призраки, вообще характерные для

романтической литературы, в немалой мере обязаны своим появлением обширным

познаниям писателя в медицине и психологии, его постоянному интересу к так

называемому "животному магнетизму", к гипнотизму Я особого рода одержимости.

Разумеется, "таинственные" повести Владимира Одоевского не сводимы к

научным изысканиям. Это шедевры романтической прозы, теснейшим образом

связанные с общим движением русской литературы пушкинской поры. Герой

"Сильфиды" Михаил Платонович, этот столичный денди, уставший от светских

забав и удалившийся в дядюшкину деревеньку, явственно напоминает Онегина.

Модный сплин, насмешки над провинциалами - все это могло появиться лишь

после пушкинского романа. Но в отличие от Пушкина, Одоевский сделал главной

движущей силой своей повести жажду познания. Его герой говорит:

"Любознательность, или, просто сказать, любопытство есть основная моя

стихия, которая мешается во все мои дела, их перемешивает и мне жить мешает;

мне от нее ввек не отделаться; все что-то манит, все что-то ждет вдали, душа

рвется, страждет. " Одоевский потому и дает в начале повести столь

подробную и вполне реалистическую картину провинциальной жизни, чтобы

отчетливее показать чисто романтический конфликт героя-искателя с косной, не

одухотворенной высоким пафосом и подлинными знаниями средой.

Сильфида, это таинственное существо, явившееся герою повести, несет в

себе новое всеобъемлющее знание о мире. Она предлагает Михаилу Платоновичу

подлинный мир сущностей, понимание самодвижения жизни, основных законов

мира, учит его видеть всеобщую связь явлений. И познавший эту высшую

мудрость герой говорит в конце повести: "Ваши стихи тоже ящик; вы разобрали

поэзию по частям: вот тебе проза, вот тебе стихи, вот тебе музыка, вот

живопись - куда угодно? А может быть, я художник такого искусства, которое

еще не существует, которое не есть ни поэзия, ни музыка, ни живопись, -

искусство, которое я должен был открыть и которое, может быть, теперь замрет

на тысячу веков: найди мне его!" Здесь утверждаются романтические идеалы

всеобъемлющей науки и целостного искусства. В герое "Сильфиды" медленно гибнет человеческое начало, высокоразвитая

духовность, и он становится "живым мертвецом", двойником бригадира из

одноименной повести Одоевского. И потому "Сильфида", как и другие

"таинственные" повести писателя, не противостоит "Бригадиру", "Балу",

"Княжне Мими", "Насмешке мертвеца", а, напротив, служит вместе с ними одной

цели - беспощадной социальной сатире, критике неидеальной действительности,

"пошлой прозы жизни" и утверждению высоких идеалов и всеобъемлющих духовных

В повести "Саламандра" видно стремление писателя соединить историю,

философию и художественную прозу. В сущности, это составное произведение,

романтическая дилогия о трех эпохах - петровской, послепетровской и

современной Одоевскому поре 1830-х годов. В пределах обычного исторического

романа в духе Вальтера Скотта такое соединение было невозможно.

Одоевский, как всегда, нашел особый путь: он соединил в рамках одного

произведения историческую прозу и философско-фантастическую повесть "Эльса"."Русские ночи" - своеобразный памятник тому временя, ценнейший

документ, последнее слово, сказанное целой эпохой русской жизни о самой

себе. Без этой книги неполным будет наше представление о времени, когда

возникали, оформлялись многие жизненно важные для развития нашей культуры

мысли и проблемы. "Эта эпоха имела свое значение; кипели тысячи вопросов,

сомнений, догадок - которые снова, но с большею определенностию возбудились

в настоящее время; вопросы чисто философские, экономические, житейские,

народные, ныне нас занимающие, занимали людей и тогда, и много, много

выговоренного ныне, и прямо, и вкривь, и вкось, даже недавний славянофилизм,

- все это уже шевелилось в ту эпоху, как развивающийся зародыш"

Одоевский. Русские ночи, с. 192.>, - писал позднее Одоевский о 20-30-х годах

Глубина философской мысли Одоевского отнюдь не превращает "Русские

ночи" в скучную ученую книгу. Пластичной, четкой, скупой на словесные

украшения и фигуры прозой написаны повести, составившие осн

В комедии перед прилавком Щепетильника, устроенным в вольном маскараде, проходят щеголихи, волокиты, взяточники, льстецы, пороки которых обличает резонер-купец в назидание зрителям.

Резкие и правдивые речи Щепетильника бичуют порочных представителей дворянского общества. Третьесословный положительный герой, таким образом, впервые появляется на русской сцене в комедии Лукина.

медалью, выбор уже был сделан: Одоевский присоединился к лагерю русских

романтиков. Но с самого начала он вместе с несколькими друзьями избрал

особый путь в литературе русского романтизма. Особое место занимают в творчестве Одоевского так называемые

"таинственные" повести - "Сильфида", "Саламандра", "Косморама", "Орлахская

крестьянка". Именно эти произведения способствовали тому, что

дореволюционные исследователи и современные зарубежные толкователи

творчества Одоевского создали ему довольно устойчивую репутацию мистика и

идеалиста. Причудливый фантастизм "таинственных" повестей и всем известный

ДРАМАТУРГИЯ — основа театрального искусства. Развитие театра невозможно представить без национальной драматургии, которая способствует действенной связи между жизнью и сценой, формированию актерского искусства и воспитанию зрителей. История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Будите здравы, господа сенаторы

И высокопочтенные першпекторы.

Ныне к вам чужестранец приидох себя объявити,

Хошу у вас некоторые милости просити.

Повелите мне в вашем государстве пребывати

И кавалерские науки обучати

Общедоступный театр был закрыт в 1706 г. И хотя театр не оправдал надежд, которые на него возлагало правительство, так как не сумел наряду с пьесами традиционного репертуара ставить пьесы, которые откликались бы на современные, злободневные вопросы, тем не менее пробудившийся в эпоху Петра интерес к зрелищам способствовал дальнейшему развитию школьной драматургии.

В промежутках между действиями, по средневековой традиции, устраивались интермедии шутовского характера. Строились они на бытовых сценах, часто - анекдотах из народной жизни. Юмор заключался в драках, потасовках, порой неприличных шутках. Действующими лицами интермедий были взяточник-судья, дьячок, шарлатан-доктор и др. Действие пьесы строилось обычно на резких контрастах. Драматизм действия сменялся шуточным фарсом. Интермедии - наиболее ранние образцы пьес комедийного жанра - писались обычно рифмованной речью.

Здесь пироги горячи

Едят голодны подьячи,

Вот у меня с луком, с перцем,

С свежим говяжьим сердцем.

Масло через край льется

И подлить еще довольно найдется.

Небось брюхо не будет ворчать:

Изволите хоть за то даром взять.

Хоть денег поубавят,

Да живот приуправят.

Верно схваченные типы, сатирические портреты, зарисованные с натуры, сценки из народного быта, речевая стихия интермедий - все это было близко и понятно народу.

В Петровскую эпоху в интермедиях стали звучать характерные для этого времени темы, приобретавшие подчас элементы социальной сатиры. В них высмеивались враги петровских реформ, ревнители старины.

Вот интермедия, в которой подьячий явился к дьячку забирать его детей в семинарию (указом 1708 г. обучение детей церковнослужителей становилось обязательным).

Лучше мне теперь умереть,

Нежели на это смотреть,

Как моих детей отнимают

И в серимарию на муку отбирают.

О! мои детушки сердечные!

Не на ученье вас берут, но на мученье бесконечное.

Лучше вам не родится на сей свет, а хотя и родится

Народная драма отбрасывает правила, предусмотренные поэтикой школьной драмы. В ней нет актов, обязательных пролога, эпилога, нет и аллегорических персонажей. Народная драма более жизненна, в ней смешаны трагедийные и комедийные элементы, и написана она часто народным раешным стихом.

3. КЛАССИЦИЗМ В РОССИИ

Национальная литературная драма утверждается в России в 50-х годах XVIII столетия. Она знаменует собой новый этап в истории отечественного театра и в развитии передовой общественной мысли. Идейные основы, художественное своеобразие русской драматургии XVIII века были связаны с господствующим в искусстве того времени направлением — классицизмом.

В частности, классицизм, утверждавший приоритет всеобщего и вечного, мешал писателям сосредоточиться на реальной истории, на изображении национальных обычаев. Индивидуализированный характер подменялся в произведениях сторонников классицизма строго каноническим. Французский классицизм дал мировой культуре таких замечательных художников, как Корнель, Расин, Мольер, Вольтер. При этом необходимо учитывать, что все крупнейшие представители классицизма выходили за рамки его эстетических законов и политической, идеологической направленности. (В XVIII веке классицизм утвердился в искусстве большинства европейских стран — Англии, Германии, Италии, России.

В каждой стране он обретал свои черты под влиянием конкретной исторической обстановки данного государства. Идейно-эстетическим законам классицизма следовали литература, живопись, скульптура, театр. Остановимся на театральной эстетике классицизма. Теория классицизма требовала строгого разделения драматических произведений по жанрам. Каждый жанр имел свой круг тем и образов, свое композиционное построение, речевые особенности.

Основными жанрами были трагедия и комедия. Стихотворная трагедия считалась самым высоким литературным жанром. Основу ее конфликта составляла борьба между личным чувством и государственным долгом. Героями трагедий были цари, полководцы, вельможи, аристократы. Они изъяснялись возвышенным языком.

Персонажи трагедий не наделялись конкретно-историческими и национальными чертами. Даже в тех случаях, когда сюжет трагедии явно перекликался с современностью, действующие лица выступали в стилизованных греческих или римских костюмах. Комедия считалась низшим драматическим жанром и менее строго регламентировалась, а потому была более близка к реальной жизни. В ней действовали слуги, солдаты, торговцы, канцеляристы, мелкопоместные дворяне. В комедии допускались элементы пантомимы и различные приемы, заимствованные из народных фарсов и интермедий.

В целом комедия была более демократичным жанром. И состав действующих лиц, и содержание, и живость, доступность языка способствовали близости комедии к интересам народа. Значительные события, влияющие на разрешение конфликта, на судьбу героев, в пьесах любого жанра происходили за сценой. Зрители узнавали о них из длинных монологов и диалогов, что приводило к статичности действия. Драматические произведения строились с соблюдением трех единств: места, времени и действия.

В связи с этим идея пьесы излагалась прямолинейно, схематично, без широкого охвата жизненных событий. Рационализм, почти математическая выверенность сценического произведения приводили к тому, что герой выражал лишь одну идею, одно чувство. Образы были лишены жизненной конкретности и многогранности. Строгой регламентации подвергалось и поведение актеров на сцене. Русский классицизм формировался позже западноевропейского и использовал его богатый опыт. В то же время он не стал подражательным, копирующим чужие образцы.

3.1 ТВОРЧЕСТВО А. П. СУМАРОКОВА

Первым представителем русской классицистской драматургии, первым профессиональным драматургом и театральным деятелем был Александр Петрович Сумароков (1718—1777). Он сыграл большую роль в развитии отечественного сценического искусства. Литературная деятельность Сумарокова многообразна: его перу принадлежат стихотворные трактаты в форме писем, басни, сатиры, эпиграммы, исторические исследования, статьи. Но самое значительное место в его творчестве занимает драматургия, особенно трагедии.

Сумароков стал и первым директором первого публичного театра в России (1756). Как приверженец классицизма, Сумароков считал, что каждый гражданин, включая и монарха, должен подчинять себя интересам отечества. К государственной власти он предъявлял большие требования. Разумным государственным строем Сумароков считал правление просвещенного монарха, который мудро следует законам, строго распределяя обязанности между всеми сословиями. Дворяне, помещики — советники царя — должны быть гуманными и справедливыми, должны разумно управлять крестьянами.

Сумароков не выступал против крепостного права, как Радищев, то был противником жестокости и притеснений, видя во всех без исключения людях детей единой природы.

Общественные взгляды Сумарокова многое определяют в его драматургии. Ведущим конфликтом его трагедий является борьба между любовью, личным чувством и государственным долгом, честью гражданина. Следуя законам классицизма, Сумароков строго разделял героев своих трагедий на положительных и отрицательных. Положительные персонажи являлись идеальным воплощением дворянской чести, долга, разума. Сумароков считал, что театр — это школа для дворян, он призван воспитывать их нравы, чувства, вкусы.

Вот уже 16 лет Кий княжит в Киеве, но Завлох не оставляет мысли вернуть свои владения и собирает войско против Кия. Кий стар, и рать поведет в сражение его брат Хорев. Хорев — носитель гуманных жизненных идеалов. Он против войны, но вынужден идти сражаться, выполнять свой долг. Победив Завлоха, Хорев обращается с ним и с покоренным войском гуманно и справедливо.

Завлох дает согласие на брак дочери с Хоревом, видя в этом союзе залог мирных отношений. Но коварный приближенный Кия Стальверх клевещет на Хорева и Оснельду, обвиняя их в измене, в сговоре с Завлохом. Кий велит казнить Оснельду. С победой возвращается Хорев, но, узнав о гибели любимой, кончает с собой. Уже в первой трагедии Сумарокова четко определяется проблематика и своеобразие его драматургии.

Это подтверждают и некоторые нововведения, сделанные Сумароковым при постановке трагедии. Новым было появление междуактного занавеса. По традиции занавес давали только в конце спектакля. Опускание занавеса в конце акта и подъем в начале следующего помогал созданию внутренней атмосферы спектакля. Этому способствовало и введение звуковых эффектов.

3.2 ТВОРЧЕСТВО М. В. ЛОМОНОСОВА

Лингвистические исследования и реформы Ломоносова явились началом становления общенационального русского языка и затронули важнейшие проблемы форм и жанров художественной литературы. Широко популярны были лекции великого ученого в Академии наук, которые он посвятил стихотворству и стилю российского языка.

Основой пьесы также является ссора мужа с женой и ожесточенное соперничество женихов. Но образы помещиков выписаны более выпукло, с сатирической остротой. В образе Фатюя уже намечаются некоторые черты фонвизинского Митрофана. Деспотичная помещица Салмина и ее робкий муж Оронт напоминают будущую чету Простаковых. Уже в первых комедиях Сумароков индивидуализирует язык героев, создает комедийно яркие речевые портреты.

Главная идея пьес – борьба между долгом и собственными чувствами главного героя. Победить должно чувство долга. Классицизм вообще стремится чётко разделить мир на чёрное и белое, хорошее и плохое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жёсткие границы творчества, стандартный набор тем и художественных средств вполне гармонировал с общественной жизнью российского общества. Интересам власти соответствовала и тематика пьес, призывающих сделать нравственный выбор в пользу общественных интересов, то есть интересов вышестоящих персон и подчиняться действующим правилам.

Стоит отметить, что если средневековый театр был забавой простонародья, говоря современным языком, явлением массовой культуры, то в восемнадцатом столетии театр – элитарное искусство, предназначенное для представителей высшего сословия.

До середины века функционируют только домашние или придворные (Эрмитажный театр в Петербурге) заведения. На их сценах играют крепостные актёры и уже тогда актёрская профессия была зависимой ).

Первые публичные драматические театры в России появляются лишь в 50-ых годах 18 века, в Москве и Петербурге.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Русская народная драма XVII-XX веков, под ред. П.Н.Беркова, - М„ 1953г.

4. Всеволодский- Гернгорсс В. Русский театр от истоков до середины XVIII века., - М., 1957г.

5. Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII-XVIII веков. - М. 1957г.

6. Асеев Б.Н. Русский драматический театр XV1II-XIX веков. - М. 1957г.

7. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М-Л., 1948г.

Читайте также: