Педагогика древнего рима кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания.

Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.).

Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание.

Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Он считался в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под постоянным надзором матери, вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения.

Первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан.

Уже на заре римской истории греческая образованность почиталась как эталон.

Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Одним из первых представителей римского просвещения явился Катон Старший (234 - 149 до н. э.). Будучи эллинофобом, он тем не менее опирался на греческие каноны при составлении римской риторики. Катон особенно настаивал на консервации римской традиции домашнего воспитания. Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106 - 43 до н. э.). Полноценного образования достойны немногие, говорил Цицерон, большинство римлян нуждаются прежде всего в "хлебе и зрелищах". Римская философия и педагогическая мысль достигли расцвета в I - II вв. н. э. Один из ее представителей, Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.), критиковал формализм школьной системы, которая воспитывает "ум, но не душу". Крупный мыслитель той же эпохи Плутарх (ок. 45 - ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Яркая фигура римской философской и педагогической мысли - Квинтилиан (42 - ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Демосфен, Цицерон и др.). Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс по формированию у подрастающего поколения норм и правил поведения в обществе, а также передаче накопленного поколениями опыта.

К воспитанию и обучению детей в Древнем Риме относились ответственно практически с момента создания государства.

Древний Рим представлял собой державу, которая состояла из нескольких провинций. Государство было достаточно богатым. Помимо богатства денежного, Древний Рим был богат художественными произведениями, философскими трудами, математическими открытиями и т.п. Все это говорит о том, что народ Древнего Рима был образованным. Процесс обучения и воспитания детей начинался практически с самого рождения.

Ведущую роль в формировании и развитии личности юного римлянина играла его семья. Именно на семью была возложена обязанность по созданию фундамента необходимых знаний и умений, овладению ребенком нравственных и культурных норм, общепризнанных правил поведения. Семейные традиции были достаточно крепки. Отношение к семье, как первичному институту, со стороны государство было уважительно. Семьи, которые славились своими выдающимися членами, были почитаемы и уважаемы в римском обществе.

В основу обучения и воспитания детей была заложена религия, при этом роль жреца в семье выполнял отец. Каждая римская семья считала, что ей покровительствует большое количество богов. Главой семьи был отец, он обладал неограниченной властью. У матери были несколько меньшие права, однако она занимала почетную роль в воспитании детей, а именно девочек.

Девочки и девушки семьи находились под неусыпным контролем матери до самого момента их замужества. Мать учила их вести домашнее хозяйство, готовить еду, убираться, шить и т.д. Воспитанием мальчиков и юношей до 16-ти лет занимался отец. Вместе с ним они изучали порядок ведения полевых работ, осваивали искусство владения оружием. Особенностью было то, что все это время мальчики и юноши должны были носить длинные волосы.

Готовые работы на аналогичную тему

Не всегда отношения в семье были идиллическим, что естественно отрицательно сказывалось на воспитании детей. Особенно негативно на формирование личности оказывали расправы над рабами в присутствии детей, увлечения и измены материй во время длительного отсутствия отцов. Вопрос о том, как этого избежать постоянно поднимался на государственном уровне. Со временем его решение нашлось в создании специально организованных учреждений, которые бы целенаправленно занимались воспитанием и обучением детей. Таким заведениями стали школы, суть организации которых римляне позаимствовали у греков.

В период расцвета Римской Империи семья уступает свои позиции государственной системе образования. Возврат к семейному воспитанию отмечается в период заката Империи, именно в это время вновь ведущей стала подготовка подрастающего поколения непосредственно в семье.

Периодизация развития воспитания и образования в Древнем Риме

В истории древнеримского воспитания принято выделять четыре периода, каждый из которых отражает специфические особенности развития воспитательной образовательной системы, в соответствии с исторической эпохой:

Первый этап. Период раннего римского воспитания (VIII-середина Ш вв.) – характеризуется устойчивыми семейными традициями в воспитании детей.

В данный период основной школой для детей считалась семья. С самых ранних лет воспитанием мальчиков занимался отец, воспитанием девочек – мать. Задача родителей заключалась в том, чтобы передать детям свои знания о мире, стране, истории, общественном устройстве и передать необходимые жизненные умения и навыки.

Именно в этот период предпринимаются первые попытки организовать учебные заведения, которые бы находились в ведении государства. Первые школы были частного характера и размещались в домах римлян.

Второй этап. Период введения греческих школ (сер. III в. – середина I вв. до н.э.) – совпадает с эпохой могущества Древнего Рима.

Обязательными предметами, подлежащими изучению в школах, являются: основы римского права, греческий язык, риторика и грамматика латинского языка. Позже на базе данных школ создаются школы риторов.

Третий этап. Период эллинизации римского воспитания (I в. до н.э. – II в. н.э.) – характеризуется тем, что процессы воспитания и обучения попали под влияние греков.

Воспитательно-образовательным идеалом в этот период являются греческая культура, на первое место выходит всестороннее интеллектуальное развитие. В Древнем Риме организована и функционирует достаточно обширная сеть образовательных учреждений.

В сеть воспитательно-образовательных учреждений входят:

  • элементарные школы – обеспечивают первоначальное обучение детей (письмо, грамота, чтение и т.д.);
  • грамматические школы – школы, более возвышенного типа, имеющие собственные образовательные программы, включающие в себя семь свободных искусств;
  • риторические школы – предоставляющую юношам подготовку для реализации себя в государственной и общественной карьере. В эти школы детей принимали с 15-ти лет, продолжительность обучения зависела от успехов ученика, его способностей и заинтересованности. Основная форма обучения – диспуты.

Развитость сети образовательных учреждений требовала от государства значительных вложений. Это было связано с необходимостью построения помещений для школ, культурно-научных центров и т.д.

Основная особенность системы воспитания и обучения на данном этапе является ее государственный характер. Правительство Рима устанавливает контроль за деятельностью школ, оказывает им помощь в организации и работе, назначает и выплачивает жалование учителям, а также предоставляет им ряд льгот и освобождение от некоторых налогов.

Четвертый этап. Последний этап римского воспитания – характеризуется упадком, связанным с упадком Римской Империи. Падение наблюдается в государственных структурах и обществе, все это не могло не сказаться и на системе образования. Популярность вновь приобретает семейное воспитания и обучение детей.

Все процессы в мире взаимосвязаны, и уже новые, современные, сложившиеся каноны переплетаются с древними, античными. Она затрагивает абсолютно все, включая культуру, одна из ее ветвей — образование, и мы поговорим о нем, в частности, об образовании в Древнем Риме. Стоит отметить, что в каждом обществе существует своя система образования со своими особенностями, которая была создана еще в древние времена. Итак, моя главная цель — выявить эти особенности, а также выяснить характеристики учебных заведений в Древнем Риме, их типологию, определить, какие предметы были основными и на что они были ориентированы, провести параллель с сегодняшней системой образования и выяснить имена известных людей, внесших вклад в римскую систему образования.

Образование древней Римской империи — одна из самых обсуждаемых и изучаемых тем нашего времени. Многие ученые и историки изучают эту тему и постоянно находят новые закономерности и объяснения тем или иным явлениям системы образования, что делает эту тему очень актуальной.

Согласно римскому историку Ливию, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 году до нашей эры. Занятия проводились частными лицами на форуме — месте общественного собрания римлян. Профессия учителя возникла еще в 3 веке до нашей эры. Роль воспитателя выполняли рабы. Роль воспитателя взяли на себя рабы. Рабы-медсестры ухаживали за детьми в возрасте до 4-5 лет. Рабы-наставники обучали мальчиков чтению, письму и арифметике. Рабы-няньки и рабы-учителя содержались состоятельными гражданами. Остальные римляне отправляли своих детей учиться на форум. Профессия учителя считалась унизительной для свободных граждан.

Начиная со II века до н.э., на организацию школьного образования в Риме оказали сильное влияние традиции эллинистических центров древнего мира.

Воспитание и школа в древнем Риме - Система образования и воспитания

Система образования и воспитания

Важную роль в формировании личности играло домашнее воспитание. И мать, и отец вносили большой вклад в развитие ребенка, семья всегда несла ответственность за нравственное становление юного римляна. Мальчики находились под наблюдением отца, они изучали полевую работу, навыки управления домашним хозяйством, искусству владения оружием. И помимо чтения и письма они, в отличие от девочек, учили законы Римской Империи.

Наиболее полную информацию о домашнем обучении можно получить из биографии человека по имени Катон Старший, который сторонился школьного обучения и поэтому взял на себя обучение своего сына на дому.

На первых этапах развития образования рабы не имели прав на получение образования, но в позднем периоде развития они получили возможность на обучение в педагогиумах — школах для несвободного населения. Учили обычно всем тем же предметам, что и свободное население, за исключение права. Рабы с образованием ценились больше обычных, так как имели квалификацию.

С рассветом Римской Империи окончательно формируются три ступени образования: тривиальные школы для детей 7-12 лет,

Грамматические школы для юношей 12-16 лет и риторские школы для молодых людей 16-20 лет.

Школы

Процесс обучения в коллективных учреждениях-школах был достаточно строгим. Была строгая дисциплина. Занятия длились от рассвета до заката, с небольшими перерывами, когда дети могли поесть. За опоздания и другие проступки применялись телесные наказания розгами и тростями. Начало учебного года было в марте. В школе не было выходных, семь дней в неделю. Тем не менее, существует множество как религиозных, так и юридических праздников. В эти дни дети не учились, и эти дни назывались feriae. Не было школьных уроков и летом, когда поднимался Сириус, наступали caniculares — самые жаркие дни в году. Занятия проходили в доме учителя, в мастерской ремесленника, в комнате, отделенной занавеской, но чаще всего занятия проходили на улице (на более высоких уровнях обучения — на форумах). В школе не было парт, а учитель сидел на стуле с высокой спинкой — кафедре. Дети сидели на стульях вокруг него и писали у него на коленях.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился стабильный и внешне единый канон содержания, системы и методов образования. В первом веке девять школьных предметов считались основными: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V веку из этого списка были исключены медицина и архитектура. Так возникла программа семи гуманитарных искусств с разделением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Тривиальные (элементарные) школы

Самым низким уровнем образования были тривиальные школы (лат. scholae или ludus-play). Их посещали дети в возрасте 7-12 лет из более бедных и обездоленных слоев свободнорожденного населения (более богатые нанимали в свои дома учителей-рабов). Обучение могли проходить как мальчики, так и девочки. Продолжительность обучения составляла всего 2 года. В школах преподавались основы чтения и письма на латыни (иногда на греческом), арифметика и чтение. Школы были частными и поэтому взимали плату, но она была не очень высокой. Дети обычно обучались в группах по 15-20 человек. Не было четкой программы обучения, и любой более или менее образованный человек мог открыть такую школу. Учебников не было, поэтому процесс обучения был очень примитивным: ученики повторяли все вслух за учителем, записи делали на глиняных табличках специальной палочкой. В начальных школах также преподавались некоторые знания по математике. Человек, который его преподавал, назывался калькулятором. Они считали маленькими камешками и руками: левая рука обозначала единицы и десятки, правая — сотни и тысячи.

Грамматические и риторские школы

Риторические школы для молодых людей в возрасте 16-20 лет были эквивалентом сегодняшнего высшего образования. Учебная программа была основана на ораторском искусстве и была очень насыщенной, интенсивно изучалась философия. Группы были очень маленькие, всего пять-шесть человек. Практиковался индивидуальный подход: Каждый студент получил ряд заданий по различным дисциплинам. Методы преподавания были основаны на практике, а не на теории. Будущие ораторы должны были чаще практиковать свои навыки красноречия. Плата за обучение была очень высокой, хотя школы частично финансировались государством. Учителя школ считались уважаемыми людьми, которых также обеспечивало государство. В риторские школы поступали не все, а только те, кто хотел быть связанным с государственной деятельностью (юноши из знатных семей). Школы служили для подготовки политиков, общественных деятелей и ораторов. Нередко провинциальное население отправляло молодых людей учиться в ораторские школы больших городов. Некоторые могли пойти на так называемую военную службу в легионы.

Педагогическая мысль

Педагогическая мысль в Древнем Риме нашла свое выражение в мыслях многих известных деятелей, внесших значительный вклад в развитие римской системы образования.

Луций Эней Сенека

Марк Туллий Цицерон

  • Оратор, политик, педагог и философ
  • Идеал воспитания — совершенный оратор
  • Путь к зрелости — это систематическое и постоянное самообразование
  • Писал книги для школ

Марк Фабий Квинтилиан

  • Оратор, педагог
  • открыл одну из самых известных школ риторики в Древнем Риме
  • Заимствованные и переработанные греческие идеи образования
  • Придерживается ненасильственной, гуманистической педагогики
  • Советуют учитывать индивидуальность каждого студента
  • Использовал три образовательных метода: Подражание, иллюстрация и практика
  • Предпочитает школьное обучение домашнему.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме

Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв, — трехпутье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

Читайте также: