Педагогика античного мира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вначале педагогическое знание развивалось в философской мысли. Оно стало основой обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал, которые в последующем и дали начало педагогике как науке. Педагогические идеи развивались в философских учениях древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, древнеримских мыслителей Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других античных философов, в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Демокрит(460-370 до н.э.) - ученый-энциклопедист, стал одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал 'развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания.

По дошедшим до нашего времени фрагментам сочинений Демокрита можно отметить, что он разрабатывал все отрасли знания того времени: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству.

Демокрит высказал и ряд педагогических идей:

Нравственным человеком Демокрит считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни.

Демокрит одним из первых выдвинул идею природосообразности воспитания.

Сократ(469 или 470-399 до н.э.) - видный философ, посвятивший свою жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны по описанию в трудах его учеников - Ксенофонта и Платона.

Педагогическими принципами Сократа являлись отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным способом в обучении и воспитании.

Совершенное государство Платона основано на разделении труда между разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствовался своей классификацией частей души: разумной, волевой и чувственной. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями - философами, волевой - воинами, чувственной - ремесленниками или земледельцами. Первые два разряда - привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев - материальное обеспечение привилегированны х. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов - физический труд.

Воспитание, считал Платон, должно сообразовываться с природой души ребенка. Человек изменяется с детских лет и до старости. Поэтому и воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

Отметим, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных влияний. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и этим самым укреплять разумную часть души.

Платон был не только теоретиком педагогики, но и практиком. В 378 г. до н. э. он основал в окрестностях Афин философскую школу - Академию, которой сам руководил и которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды педагогических идей Платона. В этой Академии получил философское образование Аристотель.

Педагогические воззрения Аристотеля связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическая, нравственная, умственная, которые, по убеждению философа, неразрывны.

Одним из первых Аристотель сделал попытку дать возрастную периодизацию:

- С 7 до 14 лет - воспитание под контролем государства (физическое и умственное воспитание, цель воспитания - формирование добродетели).

- от 14 до 21 года - умственное, эстетическое, нравственное воспитание (выработка привычек и навыков нравственного поведения).

Главная цель воспитания, по Аристотелю, - нравственное развитие личности, воспитание чувства собственного достоинства и чести, храбрости, мужества. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках - частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот; которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Аристотель уделял большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Умственное воспитание, по мнению Аристотеля, осуществляется путем изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов, полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Однако детей следует обучать этим наукам не столько в интересах получаемой от этого пользы, сколько потому, что такое обучение расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний.

Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на формирование человека, начатое еще Платоном. Он выделял три основных фактора: внешний, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении.

Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликея (335 г. до н. э.), просуществовавшей несколько столетий.

Аристотель оказал определяющее влияние на философскую и педагогическую мысль Античности и Средневековья. Его трактаты служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Педагогическая мысль Древнего Риманашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

Главной задачей воспитания провозгласил моральное совершенствование человека.

Основным предметом школьного обучения он считал философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя, и которая является средством нравственного самосовершенствования человека.

Основным методом воспитания называл самодвижение к божественному идеалу, а основным средством воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории.

Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.


Образование сегодня представляет собой многосложную структуру, ориентированную, прежде всего не только на рынок труда, но и на формирование в человеке как личности таких качеств как целеустремленность, критическое мышление, креативность и т. п. История образования на ранних этапах развития человечества и до наших дней приобретала различные вектора развития, которые детерминировались развитием экономической и технократической мысли. Однако многие методики и формы подачи материала были заложены еще с древних времен. Возникновение принципов воспитания сопряжено с возникновением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. Сегодня педагогика и образование являются важнейшими механизмами передачи знаний. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время, когда воспитание оформилось как специальная социальная функция. Общие черты принципов передачи знаний последующим поколениям наблюдались уже около 250 тыс. лет назад, в сообществах палеоантропов. Важно понимать, что развитие приемов передачи знаний тесно связано с развитием самого человечества. Во времена античной культуры вместе с развитием земледелия, ремесленничества и особенно философских идей и доктрин, важным встает вопрос о передаче знаний последующим поколениям. Более подробный взгляд на эпоху античности позволяет понять, что развитие общества и системы образования имеют прямую зависимость.

Во времена античности наиболее ярко были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В это время получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, начала оформляться система образовательных учреждений. Для данного этапа характерны три периода развития: архаичный (IX в. до н. э. — VIII в. до н. э.), период расцвета Эллады (VII в. до н. э. — IV в. до н. э.), эллинистический период (III в. до н. э. — I в. до н. э.). [5,7]

Во времена архаичного периода обучение и воспитание подрастающего поколения проходило в домашне-семейных условиях под руководством наставников. Школьной формы обучения в Древней Греции еще не существовало, однако, внимание общественности к обучению и воспитанию физически и нравственно развитого грека было велико. Об этом свидетельствуют произведения Гомера и Гесиода.

  1. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.
  2. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.
  3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  4. Джуринский А. Н. История педагогики. М., 2000.
  5. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
  6. Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.
  7. История педагогики / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  8. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
  9. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.
  10. Моздалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.
  11. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К. И. Соловьевой. М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): Спарта, время, Афины, воспитание, развитие, школа, военная подготовка, древнегреческий философ, особое внимание, сократическая беседа.

Античное образование – это система образования в Древней Греции и Древнем Риме.

Исторически сложилось, что понятие античности относится к истории и культуре древней Греции. Так как античность является преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, она стала основанием развития всей европейской цивилизации.

Истоки античной культуры уходят в III-II тысячелетие до н.э., и обнаруживаются в крито-микенской культуре, сыгравшей роль связующего звена между греко-римской и древнейшей цивилизаций. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в это время сформировалась самобытная культура, которая славилась искусством, знаниями в сфере эзотерики.

Традиция письма, которая зародилась на острове Крит, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до настоящего слогового письма. Письмом владели только вельможи и знатные жрецы, а также состоятельные граждане, которые могли учиться в специальных школах, которые создавались при храмах и дворцах. Отдельные правила письма, заложенные еще на острове Крит, например, написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и пр., распространились по всему миру и сохранились до наших дней.

Дальнейшее развитие воспитания и процесс зарождения педагогической мысли Древней Греции связывают с культурой городов-полисов, то есть государств VI-IV веков до н.э. В период расцвета Древней Греции определяющая роль была отведена двум городам-полисам: Спарте в Лаконии и Афинам в Аттике. В этих государствах сформировались свои особые воспитательные системы: афинская и спартанская. К отличиям этих двух систем общественного воспитания можно отнести несколько особенностей в экономическом, географическом и политическом развитии, состояние культуры городов-полисов. Воспитание подрастающего поколения в Древней Греции начали рассматривать в качестве одной из важнейших государственных функций.

Готовые работы на аналогичную тему

И в Спарте, и в Афинах образование почитали в качестве необходимого и неотъемлемого свойства достойного гражданина полиса. Если о человеке хотели сказать что-то дурное, то говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать. Лишиться права и возможности превратиться в образованного человека рассматривалась в качестве одной из больших зол.

Воспитание в Спарте

Воспитанием спартиатов преследовалась основная цель – подготовить крепкого воина. Идеал спартанского воспитания – физически развитый и сильный духом молодой человек, разбирающийся в военном деле. Государством жестко регламентировалась и контролировалась система воспитания детей. Сильных и здоровых младенцев передавали на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенная роль в процессе воспитания детей первых лет жизни была отведена физически здоровым и опытным кормилицам.

После того, как ребенок достиг возраста 7 лет, обязанности по его воспитанию принимало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в агеллы, а руководил ими известный властям человек – пайдоном. На этом этапе дети приобретали минимальные навыки письма и чтения, а все остальное время отводилось на их физическую подготовку (бег, борьбу, прыжки, метание копья и дисков, рукопашный бой), а также закаливание.

Воспитанников приучали стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть покорными и немногословными. Любой намек на красноречие пресекали. Дети всегда должны были ходить босиком, спать на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки ходили только в легком плаще в качестве верхней одежды. Кормление детей было скудным, их приучали воровать, но если подросток попадался на воровстве, его строго наказывали ударами плетьми, причем не за сам факт воровства, а за то, что он был пойман, то есть потерпел неудачу.

Юношей, достигших возраста 14 лет, посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор воспитанники приобретали некоторые гражданские права. В процессе посвящения подросток подвергался различным болезненным испытаниям, например, унизительной публичной порке, которую нужно было выдержать без слез и стонов.

В программу обучения юношей в возрасте 15-20 лет добавляли еще музыку, пение военных песен и религиозные танцы, которым был характерен в основном боевой, воинственный характер. Методы воспитания становились еще суровее. Нравственно-политическое воспитание молодых людей было возложено на представителей старшего поколения, отважных и опытных воинов, которые беседуя с юношами, рассказывали им легенды о героических событиях прошедших лет.

Воспитание девочек и девушек в Спарте почти не имело отличий от воспитания юношей. Минимальное внимание в их обучении уделяли общеобразовательной подготовке и более пристально занимались физическим воспитанием и военными упражнениями. Задачами спартанских женщин являлось несение охраны жилища и держание в повиновении рабов во время отсутствия мужа во время военных действий и подавления восстаний среди рабов.

Воспитание в Афинах

Иначе было организовано воспитание в Афинах. К середине I тысячелетия до нашей эры Афины превратились в центр ремесел и торговли, стали прекрасным городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями поэтов и философов, а также с гимнастическими залами и обширной системой школ. Афинское воспитание динамично развивалось в социально неоднородном обществе, было ориентировано на интересы разных слоев населения.

Цель афинского воспитания – развивать всестороннюю личность как физически, нравственно, умственно, так и эстетически. По сути речь идет о разностороннем формировании личности, в первую очередь с развитым интеллектом и телесной культурой.

Все свободные афиняне до 7-ми летнего возраста воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчики из состоятельных семей свободных граждан достигали возраста 7-ми лет, они приступали к обучению в частных и общественных учебных заведениях.

Девочки же продолжали получать семейное воспитание, обучаясь ведению домашнего хозяйства. Афинские традиции предусматривали для девушек исключительно домашнее воспитание. В семье афинские девушки получали элементарные навыки письма и чтения, а также основы музыкальной подготовки.

Начальное образование 7-14 лет мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах проводили учителя-дидаскалы. В школу дети ходили в сопровождении одного из рабов, которых называли педагогами, а дословно поводырями.

Следующий этап в обучении детей в древних Афинах наступал в 14 лет, когда мальчики переходили на обучение в гимнастическую школу – палестру, или школу борьбы. Далее, с 18 лет изучали философию, политику, литературу, риторику и диалектику.

В условиях первобытно-общинного строя воспитание было равным для всех детей и ограничивалось передачей навыков изготовления и использования примитивных орудий труда и оружия, навыков собирания и приемов охоты. Это был стихийный процесс. Усложнение деятельности привело к усложнению воспитания. Детям стали передаваться обычаи, религиозные верования, что явилось зародышем умственного воспитания. В первобытно-общинном обществе был характерен обряд посвящения молодежи.

В период рабовладельческого строя происходит разрыв между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. В государствах Древнего Востока начали появляться школы, чему способствовало создание определенных систем письма (шумерского, египетского, китайского и др.).

Для Спарты характерно военно-физическое воспитания, которым занималось государство. Умственному образованию уделялось мало внимания.

В Афинах существовали различные учебно-воспитательные учреждения:

1) мусические школы для мальчиков 7—15 лет, где обучали чтению, письму, счету, музыке, пению;

2) палестра. Занятия гимнастикой. Занятия в мусической школе и палестре шли параллельно, и те и другие были частными;

3) гимнасии – первые высшие учебные заведения. Поступали особо одаренные знатные юноши 16–23 лет. Продолжались занятия гимнастикой, велись беседы с философами, политиками.

В Афинах было три гимнасии: лицей, академия и киносарг.

Источником европейской системы воспитания всегда была древнегреческая философия. Платон выдвигал идеи общественного воспитания как функции государства, Аристотель – идеи гармоничного воспитания, Сократ разработал индуктивный метод.

В Древнем Риме господствовало семейное воспитание. Однако существовали частные элементарные школы, где обучали чтению, письму, счету.

В III–I вв. до н. э., помимо элементарных школ, появляются школы грамматические. Туда поступали дети 12 лет пучились до 16 лет. В содержании обучения появились языки: греческий и латынь.

Высшей ступенью являлись риторические школы, где изучали ораторское искусство, законы, не обучали музыке, пению, гимнастике.

Целая сеть высших школ охватила весь Восток, Италию, Галлию, Испанию.

В античном мире умственная жизнь была живой и напряженной. В высших школах Рима, Афин получили образование великие отцы христианской церкви (Григорий Богослов).

Конец всей этой образовательной системе положили Великое переселение народов и постепенный распад почти всех общественных организаций. Однако в нескольких центрах Византии, преимущественно в Константинополе, эти традиции держались в течение всех Средних веков (вплоть до взятия Константинополя турками).

2. Педагогика в эпоху феодализма

В V–XVI вв. христианская церковь стала главной идеологической силой, и все развитие культуры и просвещения протекало в русле религиозной идеологии католицизма.

Во внешних школах – обучались мальчики 7—15 лет чтению, письму, счету, церковному пению.

Во внутренних школах изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, т. е. семь свободных искусств.

Учащиеся запоминали тексты Священного Писания, некоторые произведения Аристотеля. Имелись специальные учебные пособия по предметам.

Тем не менее зажатое тисками теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На протяжении почти двенадцати веков оттачивались принципы догматического обучения. Среди деятелей церкви встречались образованные для своего времени философы: Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), которые создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая теория далеко не ушла.

Воспитание сыновей светских феодалов носило сугубо военно-физический, рыцарский характер. Рыцари презирали все виды труда, порой не владели даже элементарной грамотностью. Основа воспитания – семь рыцарских добродетелей: умение ездить верхом, плавать, владеть копьем, фехтовать, охотиться, играть на музыкальных инструментах. Грамотность среди женщин-дворянок была распространена шире, чем среди рыцарей.

Во II половине Средневековья наблюдается расширение торговых связей, происходят крестовые походы. Следствием этого является расширение знаний по математике, астрономии, географии, медицине и другим наукам.

Рост городов привел к возникновению городских школ (магистратских, цеховых, гильдейских). Обучение шло на родном языке.

3. История педагогики Древней Руси

Кирилл и Мефодий создали алфавит, что способствовало распространению письменности. В IX в. появились первые переводы богослужебных книг с греческого на славянский (Евангелие от Иоанна, Апостол, Псалтырь и др.).

Первые школы появились после крещения Руси (X–XI вв.), когда началось строительство церквей и монастырей. В конце XI в. в одном из женских монастырей было создано первое женское училище, в котором обучались чтению, письму, пению и швейному делу до 300 девочек.

Первые школы открывались не только при церквях и монастырях, но создавались и князьями.

В 1030 г. Ярослав Мудрый учредил школу в г. Новгороде, где обучались более 300 детей.

В последующие века создание школ на Руси было приостановлено в силу монголо-татарского ига.

В педагогических статьях того времени помещены советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, о воспитании смирения, терпения, советы родителям держать детей построже, применять телесные наказания.

4. Педагогика России XIV-XVIII вв

В начале XIV в. завершилось объединение русских земель, что содействовало развитию просвещения. Созванный в 1551 г. Стоглавый собор признал необходимым открыть училища при всех приходских церквах, обязав духовенство обучать детей чтению, письму, счету и молитвам. Центрами культуры были монастыри. Особенно велика роль Троице-Сергиева монастыря в распространении грамотности.

В 1615 г. открыта школа Киевского богоявленского братства, в 1632 г. она превратилась в первое в России высшее учебное заведение – Киево-братскую коллегию, получившую затем право академии.

В 1687 г. В Москве открыта Славяно-греко-латинская академия, где обучались М. В. Ломоносов, В. И. Баженов. С открытием в 1755 г. Московского университета Славяно-греко-латинская академия потеряла свое значение как вуз и в начале XIX в. была переведена в Троице-Сергиеву лавру. При МГУ были открыты две гимназии для дворян, для разных чинов, вспомогательные учреждения для ведения научных исследований.

Просветительские реформы Петра I: введение гражданского алфавита, возникновение периодической прессы, выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук.

В XVIII в. открываются первые светские профессиональные государственные школы, первые государственные обязательные общеобразовательные начальные школы.

5. Педагогика XIX в

В западноевропейской педагогике XIX в. можно выделить имена щвейцарского педагога И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта и немецкого педагога Ф. А. В. Дистерверга.

Широко известны труды русских мыслителей В. Г. Белинского (1811–1848), А. И. Герцена (1812–1870), Н. Г. Чернышевского (1828–1889), Н. А. Добролюбова (1836–1861). Во всем мире признаны идеи Л. Н. Толстого, изучаются труды Н. И. Пирогова. Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования народного воспитания.

Александр / проводит реформу образования в стране. Образовательная система включала приходские училища, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Для снижения уровня безграмотности было необходимо, чтобы приходские училища открывались при каждой церкви – и в городах, и в селах. Специальные профессиональные училища создавались в зависимости от требований региона, потребностей хозяйства и промышленности. Широкое образование давало домашнее и частное обучение и воспитание.

В России XIX в. возникают высшие технические учебные заведения. Так, в 1824 г. в Петербурге открывается Технологический институт, а в 1832 – Институт гражданских инженеров.

Начатая в XVIII в. профессиональная подготовка учителей активно проходит в XIX в. С 1804 г. в России последовало открытие педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. 28 января 1840 г. в Петербургском Главном педагогическом институте впервые в России создается кафедра педагогики, а с 1850 г. они открываются в большинстве университетов.

Преподаванию курса педагогики придавалось большое внимание. Например, в Казанском университете на ее изучение отводилось 8 ч. в неделю на 3–4 курсах.

Античная педагогика направление общественной мысли, развивающейся как составная часть античной культуры. Античная педагогика явилась колыбелью европейского образования. В ее рамках сформировались идеи гуманизма и гуманистического воспитания, модель высоконравственного и благородного человека с активной жизненной позицией и адаптированного к конкретным условиям общественного бытия. Античная педагогика – это интенсивное развитие наук и учебных дисциплин, изучаемых до сих пор; это различные образовательные системы (спартанское, афинское, римское воспитание); это разнообразные виды и типы школ (школы софистов, эллинистов, стоиков, грамматические, латинские, правовые, риторические школы), прототипы нашего профилированного обучения и дифференцированного образования. Это действующее до сих пор вертикальное структурированное образование с выделением элементарного образования (начальная школа), основного образования и высшей школы. Античная педагогика – это также выработка отношений образования и государственной власти, когда власть берет на себя функции финансирования, материально-технического обеспечения и, в то же время, сильного контроля за содержанием, кадрами и результатами образования. Античную педагогику представляют педагогические системы Древней Греции с ее пайдеяполисами и идеями калокагатии, а также Древнего Рима, сохранившая свою самобытность, несмотря на сильное влияние греческой культуры и греческой педагогики.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "Античная педагогика" в других словарях:

Античная культура — (лат. – древняя) – система духовной, бытовой, производственной, физической, художественной, управленческой, правовой культуры, сложившаяся в Греции в IV в. до н.э. и в Риме – в I в. до н.э. Эта культура во многом сохранилась до наших дней в форме … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Педагогика иезуитов — Основная статья: Иезуиты Педагогика иезуитов образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в… … Википедия

БИОГРАФИЯ — повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки,… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — в России (СССР) группа наук социально гуманитарного профиля, сложившаяся в течение 60 80 х гг., с 1995 введена в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки РФ в составе четырех специальностей: теория культуры; истор.… … Энциклопедия культурологии

Греция (Древняя) — Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в… … Большая советская энциклопедия

Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия

Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

Читайте также: