Печенеги в восточноевропейских степях кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале своей истории Древняя Русь, жители которой занимались преимущественно земледелием и ремеслами, столкнулась с распространенной для того времени проблемой – ее земли постоянно подвергались нападкам со стороны соседних кочевых племен. Особенно ее терзали печенеги и половцы.

Кто такие печенеги

Кочевники сильно окрепли после ослабления и уничтожения Хазарского каганата. До этого печенежские племена на Руси большой проблемой не считали. Окрепнув, они стали терзать Русь, грабя ее города. Они не стремились захватить чужие земли, им было достаточно взять что-то ценное из вещей и рабов. Так они терзали Русь в течение долгого времени.

В 968 году печенеги окружили Киев, когда князь Святослав вместе с дружиной ушел в наступление на Болгарию. Осада была тяжелой для киевлян. Но Святослав, получив письмо из родных краев, возвратился вовремя и отбил недругов. Но в 972 году его войско было полностью уничтожено печенегами. Также был жестоко убит и сам князь.

В 990 году внушительное печенежское войско снова попыталось напасть на Русь, но дружина князя Владимира Святославича дала врагу отпор. Таким же поражением закончился поход кочевников и в 992 году.

Вопрос с печенегами был решен только при Ярославе Мудром. В 1036 году его войско нанесло врагу сокрушительное поражение.

Кто такие половцы

Это тоже кочевой народ, как и печенеги. Половцы имели тюркское происхождение. Их предки кочевали в землях между монгольской частью Алтая и восточной стороной Тянь-Шаня. Половцы были отличными конниками и имели собственный военный строй. Основным делом, кроме набегов, было разведение скота. Особенно они любили лошадей.

Можно смело сказать, что половцы продолжили дело печенегов. Они тоже не стремились к созданию собственного государства. К началу 12 века у них было более десятка орд, численность каждой составляла 40 тыс. человек.

С 1061 года половецкие набеги на Русь стали регулярными. Положение переломил Владимир Мономах. Он неоднократно разбивал половцев и в итоге оттеснил их ближе к Кавказу. Однако после его смерти половцы снова стали терзать Русь.

В отличие от Руси, половцы не пережили нашествия монгольского ига. Войска Батыя их полностью поработили. К середине 13 века половцы растворились среди иных народов Золотой Орды.

В VII – Х вв. в далеких заволжских степях обитали многочисленные кочевые тюркоязычные народы. В IX вв. поисках новых пастбищ; они начинают движение на запад и доходят до границ Восточной Европы. Первым значительным пришедшим народом были печенеги. Их удар ощутили на себе прежде всего хазары. В конце IX в. печенеги разрушили хазарские крепости на Среднем Дону и прорвались в европейские степи.

Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гардизи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта – это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогащения племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.

Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу.

Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах.

Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских печенегов, боуты и другие племена. Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на правом берегу Днепра.

Господство торков в Восточной Европе было недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшиеся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце.

Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна – поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в рай на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в куртку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.

В середине XI в. место печенегов и торков в степи заняли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейские хронисты называют половцев команами (или куманами), восточные – кипчаками (или кыпчаками). Вся половецкая земля получила название Дешт-и-Кипчак. Такое название оформилось в XII в., когда половцы прочно основались в Европе. Владения половцев простирались от правого берега Днепра до заволжских степей, охватывали Северный Кавказ. Они полностью освоили степь в этом пространстве.

Тяготение половцев к открытым степным просторам объясняется их кочевым образом жизни. Кипчаки были типичными кочевыми скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, коз и овец, буйволов и коров, в теплое время года половцы кочевали по степи. В холодное время, в отличие от печенегов и торков, устраивали зимовники. Такие зимние становища (сезонные поселки) в русских летописях назывались вежами. Они состояли из юрт и кибиток. Зимой скот свободно пасся вокруг становищ. Незначительная часть половцев оседала на землю и занималась примитивным земледелием. В основном это происходило вокруг существовавших ранее городов или больших местных поселков. Основными продуктами питания были мясо животных и коровье молоко, кумыс (переработанное лошадиное молоко), каши из проса и пшеницы.

Жизнь половцев, как и всех кочевников, была неразрывно связана с конем. Все от мала до велика были прекрасными наездниками. Конь сопровождал половцев и после смерти, в могилы мужчин и женщин клали, как правило, целого коня, уздечный набор, стремена, иногда седло. Умерших хоронили в уже существовавших курганах или насыпали над их могилами новый земляной холм. К мужчинам клали большую искривленную железную саблю, лук и несколько стрел, к женщинам – недорогие украшения. В богатых погребениях находят золотые и серебряные витые браслеты и гривны, круглые зеркала, серьги, колты (большие кольцевидные височные подвески с полой фигурной бусинкой) древнерусского происхождения, медные котлы, дорогую посуду, остатки дорогой одежды с золотым шитьем и нашивными золототканными лентами. Богатые женские погребения с золотыми предметами найдены в курганах у села Новоивановка в Амвросиевском районе, возле Ясиноватой.

Одежда была хорошо приспособлена для верховой езды. Половцы носили узкие штаны, сапоги с узкими голенищами до колен, рубахи, короткие кафтаны без ворота, башлыки (островерхие шапки). Костюмы женщин были похожими, но отличались богатой отделкой. Замужние женщины-половчанки носили сложные и красивые головные уборы, украшения. В обычае мужчин было отращивать на затылке (лоб и макушка выбривались) длинные волосы и заплетать их в две или три косы. Этот обычай вообще характерен для многих тюркских народов; от тюрков он перешел в средневековый Китай. Одежда половцев и убранство хорошо известны по описаниям восточных и европейских путешественников, находкам в погребениях и каменным скульптурам.

Половцы Восточной Европы были частью огромного кипчакского мира, но исторически оказались прочно связанными с европейскими народами, прежде всего со славянами.

Центр половецкой земли находился в Северном Приазовье. Русские летописи называют эти земли Лукоморьем. Наивысшая концентрация каменных изваяний (т.е. святилищ рядом с традиционными зимовниками) приходится на южные районы Донецкой и Запорожской областей. За исключением одного раза (1103 г.), Приазовье находилось вне досягаемости русских дружин. В Приазовье отмечены самые ранние половецкие изваяния XI в., т.е. расселение половцев в Поднепровье и Подонье происходило именно отсюда.

Крупным центром половцев от Дона были укрепленные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Сидорово и Маяки в Славянском районе Донецкой области, открытые в 20-е годы Н. В. Сибилевым. Они возникли еще в хазарское время. Вместе с половцами здесь проживало оставшееся оседлое алано-болгарское население. Возможно, это летописные города Шарукань, Сугров и Балин, которые в 1116 г. ходил покорять Владимир Мономах. В одном из городов Мономаха встретили христиане.

Недалеко от указанных городищ, в верховьях реки Тор (Казенный Торец) располагалась ставка могущественного хана Кончака (где-то в районе Славянска). В 70-80 гг. хан Кончак (внук хана Шарукана, впервые напавшего на Русь) неоднократно нападал на русские княжества (1174, 1178, 1183, 1185 гг.). Он сосредоточил в своих руках большую власть и пытался создать единое половецкое государство. Возглавляемое Кончаком Донецкое объединение кочевых орд было одним из самых крупных в половецкой земле. Хан Кончак проводил осторожную и тонкую политику по отношению к своему могущественному соседу – Руси. Его традиционными союзниками были черниговские князья – Ольговичи. Одногоиз пленных князей – Владимира Игоревича (представителя рода Ольговичей) – хан женил на своей дочери и через год с ребенком отправил домой.

В конце ХII в. – начале XIII в. в половецком обществе усилились процессы феодализации и имущественного расслоения. Все больше кочевников оседали на земле. Все эти процессы были прерваны страшным бедствием XIII в. – монголо-татарским нашествием.

13. монголо-татарское нашествие. Битва на Калке.

В 1237 году, зимой, произошло первой крупное нападение монголо-татарского войска на Русь – их жертвой стало Рязанское княжество. Рязанцы оборонялись героически, но нападающих было слишком много – не получив помощи от других княжеств (хотя были разосланы гонцы с тревожной вестью), Рязань продержалась пять дней. Княжество было захвачено, а его столицу не только полностью разграбили, но и разрушили. Местного князя и его сына убили.

Следующим на их пути стало Владимирское княжество. Началось сражение с Коломны, где войска князя были разгромлены, далее монголы захватили Москву и подошли к Владимиру. Город, как и Рязань, продержался 5 дней и пал. Последним решающим сражением за Владимиро-Суздальское княжество стала битва на реке Сити (4 марта 1238 года), где Батый полностью разбил остатки княжеского войска. Княжество было разорено и сожжено почти полностью.

Далее Батый планировал захватить Новгород, но неожиданным препятствием на его пути стал Торжок, остановивший монгольское войско на две недели. После его взятия завоеватели все же двинулись к Новгороду, но в результате неизвестных причин повернули на юг и на долгих семь недель застряли у стен героически оборонявшегося Козельска.

Впечатленный тем, как долго этот город продержался против его большой и хорошо обученной армии, Батый назвал его “злым”.

Второй поход начался в 1239 году и продлился до 1240-го. За эти два года Батый смог захватить Переяславль и Чернигов, последним из крупных городов стал Киев. После его захвата и разорения монголы без особенного труда справились с Галицко-Волынским княжеством и пошли в Восточную Европу.

Причин, ко которым такая значительная территория была захвачена достаточно быстро, несколько. Первая и самая важная – разобщенность княжеств, что подтверждается всей историей России. Каждое из них преследовало собственные интересы, так что политическая раздробленность стала предпосылкой того, что князья не объединили военные силы, а каждое отдельное войско было недостаточно многочисленным и сильным, чтобы остановить монголов.

Вторая причина заключалась в том, что у завоевателей было многочисленное войско, оснащенное на тот момент по последнему слову военной техники. Дополнительным фактором стало то, что к моменту прихода на Русь и военачальников и солдат Батыя уже был значительный опыт в осадном деле, ведь они захватили множество городов.

Наконец, свою лепту внесла и железная дисциплина, которая царила в монгольском войске, где каждого солдата воспитывали с детства.

Такая дисциплина поддерживалось также очень жесткой системой наказаний: самым мелким подразделением в войске был десяток – и его весь казнили, если один солдат проявлял трусость.

Итоги нашествия были очень тяжелыми – это описано даже в древнерусской литературе. Прежде всего нашествие татаро-монголов привело к почти полному уничтожению городов – из 75 существовавших на тот момент полностью разрушено было 45, то есть, больше половины. Население сильно сократилось, особенно прослойка ремесленников, что замедлило развитие Руси. Следствием этого стала экономическая отсталость.

Также приостановились и важные социальные процессы – формирование сословия свободных людей, децентрализация власти. Южная и юго-западная части Руси были отчуждены, а деление оставшейся территории продолжилось – борьба за власть поддерживалась монголами, которые были заинтересованы в разобщении княжеств.

В 1223 году в половецких степях появился разведывательный отряд Джэбе и Субэдэя. Встретившиеся на их пути степняки были разбиты, но немногие уцелевшие переправились через реку Днепр и доложили о случившемся. Хан Котян обратился за помощью к галичскому правителю Мстиславу Удалому.

На общем совете русские князья решили предоставить свою помощь. В апреле 1223 года русские рати под руководством трёх Мстиславов (Старый (киевский), Черниговский и Удалой) выдвинулись к Днепру.

На семнадцатый день русские воины встретились с татаро-монгольским авангардом, обратив их в бегство и, преследуя в течении восьми дней до самых берегов реки Калки. Собравшийся около реки военный совет не пришёл к единому мнению насчёт решения, стоит ли начинать военные действия или нужно выждать некоторое время, обдумав стратегию предстоящей битвы. Мстислав Старый настаивал на втором варианте, а Мстислав Удалой желал скорейшего нападения на монголов.

После такого спора, оставив дружины Чернигова и Киева, галичский князь пересёк реку. На разведку был отправлен отряд, которым командовали Данило Волынский и Ярун Половецкий. 1223 года тридцать первого мая основные военные силы Джэбэ и Субедэя столкнулись с ратями русских князей. Многие исследователи склонны считать, что если бы у Мстислава Удалого была поддержка от киевского князя, то его действия вполне могли стать успешными. Вдобавок к тому, что у Удалого не было поддержки, его конница бежала прочь, смешав порядок построения ратников Руси. Оставшимся в живых воинам Мстислава Удалого удалось отступить за Калку. После этого монголами была разбита и рать Мстислава Черниговского.

Битва на Калке продолжалась трое суток. Киевский князь изо всех сил пытался оборонять свой укреплённый лагерь, однако монгольский руководитель военными действиями Субедэй сумел всё-таки взять лагерь хитростью. Пообещав жизнь тем, кто сдаст оружие, он убил Мстислава Старого и его приближённых воинов.

Исследователи отмечают, что битва на реке Калке унесла множество жизней (как доносят нам исторические памятники, из русских воинов домой вернулся едва ли не один из десяти). После обретения победы в этой битве монголы двинулись далее – в черниговские земли и развернулись назад только подступив к границам до Новгорода-Северского.

К огромному сожалению, данный урок сплочённости не был усвоен русскими князьями. Через пятнадцать лет после Калки они не смогли договориться об объединении против войска Батыя.

Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам (их было восемь), шедшим в авангарде этого тюркоязычного (возможно, с небольшой примесью угров) потока и составлявшим количественно более половины его (Артамонов М.И., 1962, 345).

Культура печенегов была довольно высокой для кочевников. В насыпанных ими курганах обнаружены мечи, глиняные кувшины, украшенные причудливым, пышным орнаментом, костяные орнаментированные накладки на луки, пряжки и подвески для поясов. Сбруя печенежских коней уже мало чем отличается от современной, в ее состав входят жесткие удила с трензелями, седельные подпруги и, главное, стремена, позволявшие стрелять из лука, не покидая седла.

Печенеги входили ранее в Хазарский каганат и откололись от него, как только он стал слабеть. Уйдя от преследований бывшего владыки, они двинулись на запад и юг. В начале X в. эти скитальцы степей уже достигли Крыма, где захватили Боспор и Херсонес, потеснив хазар. Очевидно, полуостров весьма подошел им, так как здесь многие остановились (основная часть их пошла на запад, дальше к Днепру) и стали устраиваться вполне основательно. Они заключили в начале X в. союзные договоры с Византией и Русью, впрочем не мешавшие войнам и в дальнейшем. Византия все же стремилась всячески крымских печенегов ублажать, поддерживать их и экономически и политически. Императорам была выгодна дружба с воинственными и многочисленными степняками, которые образовывали барьер против проникновения в византийские владения русских, ибо последние были более опасны: не ограничиваясь грабежом мелких поселений, они угрожали Константинополю, организовывали совместные походы, в которых против греков выступали, как, например, в 944 г., варяги, русь, поляне, словены и кривичи. Согласно выводам советского историка, союз с печенегами Крыма вообще[110] "являлся центром византийской системы поддержания политического равновесия в X в. " (Левченко М.В., 1940, 156). Но, судя по русским летописям, с Русью печенеги воевали не только по договоренности с Византией и совместно с ее войском, но и по собственному почину, причем неоднократно. В одной из таких войн пал знаменитый князь Святослав, из черепа которого печенежский хан Куря сделал себе ритуальную чашу.

В середине XI в. четыре печенежских орды, кочевавших в Причерноморье, распались. В конце века они попытались было снова объединиться в племенной союз и даже двинулись совместно на Византию, но это был их последний крупный поход. Император привлек на свою сторону половцев и устроил, окружив печенегов, страшное побоище, где их погибло более 30 тыс. Это был решающий удар, более этнос так и не смог подняться. Часть печенегов ушла из Крыма в южные степи, в долину реки Рось и к Белой Веже; осталось, очевидно, немного.

Влияния на крымское население печенеги не оказали почти никакого — и по краткости пребывания там, и по невозможности конкурировать с мощным культурным влиянием более развитых византийских соседей по Крыму. С другой стороны, печенеги отличались от иных завоевателей тем, что не только не разрушили классических древностей Тавриды, но и со временем "стали дорожить" ими, приобретя вкус к оседлой культурной жизни (Лашков Ф.Ф., 1881, 24).

Более того, они переняли и многое из социально-экономических достижений тогдашних крымчан. Если они пришли сюда кочевниками, причем довольно низкой, таборной стадии развития (она характерна военной демократией и слабой имущественной дифференциацией), то вскоре, освоив степь и предгорья, стали быстро переходить к земледелию. Часть печенегов переселилась в портовые города, где они также проявили неожиданные способности, занявшись торговлей. Более того, известно немало печенежских купцов, которые вели крупную транзитную торговлю между Византией и Херсоном — с одной, и Россией и волжской Хазарией, с другой стороны. Есть сведения о том, что печенежские торговые дома даже вытеснили коренных херсонеситов из са[111]мой перспективной сферы их интересов — торговли с Востоком (там же, 25).




Половцы, или кыпчаки (по имени одного из крупнейших половецких племен), появились в Крыму в X — XI вв., придя из регионов рек Волки (Идиль) и Урала (Джаик). Это были такие же, как печенеги, кочевники, по происхождению они также имели определенную степень родства. И те и другие принадлежали в основном к тюркам. По найденным в погребениях скелетам мы видим, что это были круглоголовые (брахикранные) европеоиды, некоторые — с незначительными монголоидными чертами. Половцы были по большей части светловолосыми и голубоглазыми, чем отличались от темноволосых печенегов. В XI в. основная масса половцев приняла ислам.

Первое время по приходу в Крым половцы-кыпчаки продолжали и кочевать, и устраивать опустошительные набеги — главным образом на Русь и Византию. Причем добились больших успехов: с одной стороны, Византии пришлось на горьком опыте убедиться, что с ними выгоднее дружить, чем воевать, с другой — русские ни разу за весь XI век не смогли углубиться внутрь половецких владений. Политические половецко-византийские связи осуществлялись в основном через Херсонес, хотя столицей крымских половцев был Судак (Сугдея).

Половецкая орда процветала в Крыму значительно дольше печенегов — до начала татаро-монгольского вторжения в XIII в.46 Основная эмиграция началась после битвы на Калке, но многие, особенно купцы и земледельцы, смешавшиеся с местными племенами и принявшие к тому времени христианство, остались. Затем их постигла судьба столь многих племен, заселявших Крым в древности, и они окончательно слились с местным населением, не оставив по себе памяти даже в чертах лица коренных крымчан; как было сказано, и те и другие были европеоиды.

Зато остались весьма примечательные памятники половецкой материальной культуры. В северо-западном Крыму до сих пор находят полускрытых землей, а то и под пахотным слоем так называемых половецких баб — массивные каменные изваяния. Это великолепный жанр искусства, причем строго индивидуального. Древние мастера сильно стилизовали[112] свои творения, они компоновали их по общему образцу (выпрямленная фигура с кувшином, прижатым обеими руками к животу), но умели достичь, невзирая на каноны, портретного сходства. В этих статуях отразилась живая история народа, даже изменения в его внешности — "бабы" прикавказских равнин приобретают в XIV в. горбинку на носу (след межэтнического смешения с грузинами), крымские же сохраняют благородную простоту и ясность старого половецкого типа. И еще один след, к сожалению менее долговечный, чем статуи. До 1944 г. в Крыму имелись населенные пункты с топонимическим компонентом "кипчак". Ныне это села с такими бездарными, выдуманными без опоры на историю названиями, как Громове, Рыбацкое, Самсоновка и т. д. и т. п. .

Из духовного наследия половцев мы можем назвать занесенные ими на крымскую почву такие общие для исламского мира образцы устного арабского фольклора, как "Лейла и Меджнун", "Юсуф и Зулейка", позднее — "Ашик-Гариб", анекдоты о Ходже Насреддине и другие, обогатившие крымскую народную культурную традицию.

В среде этих первых мусульман Крыма был в XII — XIII вв. создан и первый памятник крымскотатарского языка — словарь "Кодекс Куманикус". Признано, что язык крымских кыпчаков того периода был более развит и совершенен, чем диалекты пришедших в Крым позднее орд (см. ниже), в которых смешались самые различные тюркские и монгольские элементы, и поэтому именно кыпчакский язык послужил основой при формировании и письменного, литературного крымскотатарского языка (Фазыл Р., Нагаев С., 1989, 136).

Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам (их было восемь), шедшим в авангарде этого тюркоязычного (возможно, с небольшой примесью угров) потока и составлявшим количественно более половины его (Артамонов М.И., 1962, 345).

Культура печенегов была довольно высокой для кочевников. В насыпанных ими курганах обнаружены мечи, глиняные кувшины, украшенные причудливым, пышным орнаментом, костяные орнаментированные накладки на луки, пряжки и подвески для поясов. Сбруя печенежских коней уже мало чем отличается от современной, в ее состав входят жесткие удила с трензелями, седельные подпруги и, главное, стремена, позволявшие стрелять из лука, не покидая седла.

Печенеги входили ранее в Хазарский каганат и откололись от него, как только он стал слабеть. Уйдя от преследований бывшего владыки, они двинулись на запад и юг. В начале X в. эти скитальцы степей уже достигли Крыма, где захватили Боспор и Херсонес, потеснив хазар. Очевидно, полуостров весьма подошел им, так как здесь многие остановились (основная часть их пошла на запад, дальше к Днепру) и стали устраиваться вполне основательно. Они заключили в начале X в. союзные договоры с Византией и Русью, впрочем не мешавшие войнам и в дальнейшем. Византия все же стремилась всячески крымских печенегов ублажать, поддерживать их и экономически и политически. Императорам была выгодна дружба с воинственными и многочисленными степняками, которые образовывали барьер против проникновения в византийские владения русских, ибо последние были более опасны: не ограничиваясь грабежом мелких поселений, они угрожали Константинополю, организовывали совместные походы, в которых против греков выступали, как, например, в 944 г., варяги, русь, поляне, словены и кривичи. Согласно выводам советского историка, союз с печенегами Крыма вообще[110] "являлся центром византийской системы поддержания политического равновесия в X в. " (Левченко М.В., 1940, 156). Но, судя по русским летописям, с Русью печенеги воевали не только по договоренности с Византией и совместно с ее войском, но и по собственному почину, причем неоднократно. В одной из таких войн пал знаменитый князь Святослав, из черепа которого печенежский хан Куря сделал себе ритуальную чашу.

В середине XI в. четыре печенежских орды, кочевавших в Причерноморье, распались. В конце века они попытались было снова объединиться в племенной союз и даже двинулись совместно на Византию, но это был их последний крупный поход. Император привлек на свою сторону половцев и устроил, окружив печенегов, страшное побоище, где их погибло более 30 тыс. Это был решающий удар, более этнос так и не смог подняться. Часть печенегов ушла из Крыма в южные степи, в долину реки Рось и к Белой Веже; осталось, очевидно, немного.

Влияния на крымское население печенеги не оказали почти никакого — и по краткости пребывания там, и по невозможности конкурировать с мощным культурным влиянием более развитых византийских соседей по Крыму. С другой стороны, печенеги отличались от иных завоевателей тем, что не только не разрушили классических древностей Тавриды, но и со временем "стали дорожить" ими, приобретя вкус к оседлой культурной жизни (Лашков Ф.Ф., 1881, 24).

Более того, они переняли и многое из социально-экономических достижений тогдашних крымчан. Если они пришли сюда кочевниками, причем довольно низкой, таборной стадии развития (она характерна военной демократией и слабой имущественной дифференциацией), то вскоре, освоив степь и предгорья, стали быстро переходить к земледелию. Часть печенегов переселилась в портовые города, где они также проявили неожиданные способности, занявшись торговлей. Более того, известно немало печенежских купцов, которые вели крупную транзитную торговлю между Византией и Херсоном — с одной, и Россией и волжской Хазарией, с другой стороны. Есть сведения о том, что печенежские торговые дома даже вытеснили коренных херсонеситов из са[111]мой перспективной сферы их интересов — торговли с Востоком (там же, 25).

Половцы, или кыпчаки (по имени одного из крупнейших половецких племен), появились в Крыму в X — XI вв., придя из регионов рек Волки (Идиль) и Урала (Джаик). Это были такие же, как печенеги, кочевники, по происхождению они также имели определенную степень родства. И те и другие принадлежали в основном к тюркам. По найденным в погребениях скелетам мы видим, что это были круглоголовые (брахикранные) европеоиды, некоторые — с незначительными монголоидными чертами. Половцы были по большей части светловолосыми и голубоглазыми, чем отличались от темноволосых печенегов. В XI в. основная масса половцев приняла ислам.

Первое время по приходу в Крым половцы-кыпчаки продолжали и кочевать, и устраивать опустошительные набеги — главным образом на Русь и Византию. Причем добились больших успехов: с одной стороны, Византии пришлось на горьком опыте убедиться, что с ними выгоднее дружить, чем воевать, с другой — русские ни разу за весь XI век не смогли углубиться внутрь половецких владений. Политические половецко-византийские связи осуществлялись в основном через Херсонес, хотя столицей крымских половцев был Судак (Сугдея).

Половецкая орда процветала в Крыму значительно дольше печенегов — до начала татаро-монгольского вторжения в XIII в.46 Основная эмиграция началась после битвы на Калке, но многие, особенно купцы и земледельцы, смешавшиеся с местными племенами и принявшие к тому времени христианство, остались. Затем их постигла судьба столь многих племен, заселявших Крым в древности, и они окончательно слились с местным населением, не оставив по себе памяти даже в чертах лица коренных крымчан; как было сказано, и те и другие были европеоиды.

Зато остались весьма примечательные памятники половецкой материальной культуры. В северо-западном Крыму до сих пор находят полускрытых землей, а то и под пахотным слоем так называемых половецких баб — массивные каменные изваяния. Это великолепный жанр искусства, причем строго индивидуального. Древние мастера сильно стилизовали[112] свои творения, они компоновали их по общему образцу (выпрямленная фигура с кувшином, прижатым обеими руками к животу), но умели достичь, невзирая на каноны, портретного сходства. В этих статуях отразилась живая история народа, даже изменения в его внешности — "бабы" прикавказских равнин приобретают в XIV в. горбинку на носу (след межэтнического смешения с грузинами), крымские же сохраняют благородную простоту и ясность старого половецкого типа. И еще один след, к сожалению менее долговечный, чем статуи. До 1944 г. в Крыму имелись населенные пункты с топонимическим компонентом "кипчак". Ныне это села с такими бездарными, выдуманными без опоры на историю названиями, как Громове, Рыбацкое, Самсоновка и т. д. и т. п. .

Из духовного наследия половцев мы можем назвать занесенные ими на крымскую почву такие общие для исламского мира образцы устного арабского фольклора, как "Лейла и Меджнун", "Юсуф и Зулейка", позднее — "Ашик-Гариб", анекдоты о Ходже Насреддине и другие, обогатившие крымскую народную культурную традицию.

В среде этих первых мусульман Крыма был в XII — XIII вв. создан и первый памятник крымскотатарского языка — словарь "Кодекс Куманикус". Признано, что язык крымских кыпчаков того периода был более развит и совершенен, чем диалекты пришедших в Крым позднее орд (см. ниже), в которых смешались самые различные тюркские и монгольские элементы, и поэтому именно кыпчакский язык послужил основой при формировании и письменного, литературного крымскотатарского языка (Фазыл Р., Нагаев С., 1989, 136).

В ис­точ­ни­ках за­фик­си­ро­ва­ны обы­чаи печенегов: бри­тьё бо­ро­ды, но­ше­ние уко­ро­чен­ной без­ру­кав­ной оде­ж­ды, со­жже­ние по­кой­ни­ков (этот обы­чай фик­си­ру­ет­ся толь­ко письменными ис­точ­ни­ка­ми и не под­твер­жда­ет­ся ар­хео­ло­ги­че­ски), ве­ра в кон­та­ги­оз­ную пе­ре­да­чу лич­ной уда­чи, воз­мож­но, ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм. Ар­хео­ло­гические дан­ные сви­де­тель­ст­ву­ют, что печенеги прак­ти­ко­ва­ли по­гре­бе­ния в ви­де тру­по­по­ло­же­ний с ко­нём, час­то - с ору­жи­ем (лу­ки, стре­лы, саб­ли) и ук­ра­ше­ния­ми. По­гре­бе­ния печенегов не име­ют прин­ци­пи­аль­ных от­ли­чий в об­ря­де сре­ди мас­сы син­хрон­ных ко­чев­ни­че­ских за­хо­ро­не­ний, вы­де­ля­ют­ся в основном хро­но­ло­ги­че­ски и тер­ри­то­ри­аль­но. Над мо­ги­ла­ми ли­бо на­сы­па­лись не­боль­шие кур­га­ны, ли­бо де­ла­лось впу­ск­ное по­гре­бе­ние в на­сы­пи бо­лее ран­не­го вре­ме­ни. Час­то в мо­гиль­ной яме со­ору­жа­лась де­ревянная ка­ме­ра или ящик (С.А.Плет­нёва, Е.В. Круг­лов). В 1108 году немецкий мис­сио­нер Бру­но Квер­фурт­ский ез­дил к печенегам с це­лью об­ра­тить их в хри­сти­ан­ст­во, но его ини­циа­ти­ва ока­за­лась ма­ло­ус­пеш­ной. Восточные ав­то­ры со­об­ща­ют о рас­про­стра­не­нии сре­ди печенегов ис­ла­ма, так­же к печенегам про­ни­ка­ли про­по­вед­ни­ки ма­ни­хей­ст­ва.

В 1036 году ки­ев­ский князь Яро­слав Муд­рый на­нёс печенегам со­кру­шительное по­ра­же­ние, по­сле ко­то­ро­го основная часть печенегов под на­по­ром по­лов­цев (смотри в статье Кип­ча­ки) от­ко­че­ва­ла к гра­ни­цам Ви­зан­тии и Венг­рии. В XI веке печенеги соз­да­ва­ли по­сто­ян­ную уг­ро­зу Ви­зантии, в конце 1040-х годов (ско­рее все­го, в 1048 году) под пред­во­ди­тель­ст­вом ха­на Ти­ра­ха фор­си­ро­ва­ли по льду Ду­най, од­на­ко ви­зан­тий­цам уда­лось ос­та­но­вить их на­сту­п­ле­ние. В то же вре­мя чуть ра­нее со­пер­ник ха­на Ти­ра­ха Ке­ген пе­ре­шёл на служ­бу к ви­зантийскимим­пе­ра­то­рам, часть печенегов рас­се­ли­лась на тер­ри­то­рии Бол­га­рии. Император Алек­сей I Ком­нин по­сле шес­ти­лет­ней вой­ны с печенегами в 1091 году су­мел одер­жать над ни­ми по­бе­ду. Его ус­пех за­кре­пил император Ио­анн II Ком­нин, по­сле по­бе­ды ко­то­ро­го в 1122 году пе­че­неж­ская уг­ро­за бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на.

Часть печенегов со 2-й половины XI века ста­но­вят­ся фе­де­ра­та­ми ки­ев­ских кня­зей, вой­дя в со­став чёр­ных кло­бу­ков. В 1116 году со­стоя­лось сра­же­ние печенегов и тор­ков с по­лов­ца­ми у реки Дон, в ко­то­ром со­юз­ни­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. Ве­ро­ят­но, печенеги и тор­ки по­пы­та­лись вос­поль­зо­вать­ся ос­лаб­ле­ни­ем по­лов­цев в ре­зуль­та­те по­ло­вец­ких по­хо­дов русских кня­зей 1100-1110-х годов. В русских ле­то­пи­сях печенеги в по­след­ний раз упо­ми­на­ют­ся в 1169 году в со­ста­ве чёр­ных кло­бу­ков. Из­вес­тия позд­них ле­то­пи­сей (XVI века) о по­бе­де над печенегами Ас­коль­да и Ди­ра в 867 году, кре­ще­нии пе­че­неж­ских кня­зей, по­бе­дах русских бо­га­ты­рей над печенегами и до­го­во­рах с различными пе­че­неж­ски­ми князь­я­ми, ско­рее все­го, не­дос­то­вер­ны и яв­ля­ют­ся пло­дом литературного твор­че­ст­ва позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья.

Све­де­ния о печенегах ис­че­за­ют из ис­точ­ни­ков к концу XIII века.

Ис­точники:

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей. Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий / Под ред. Г.Г. Ли­тав­ри­на, А.П. Но­во­сель­це­ва. М., 1991;

Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков. Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки / Сост. Т.М. Ка­ли­ни­на. М., 2010. Т. 4:

За­пад­но­ев­ро­пей­ские ис­точ­ни­ки / Сост., пер. и ком­мент. А.В. На­за­рен­ко.

Дополнительная литература:

Го­лу­бов­ский П.В. Пе­че­не­ги, тор­ки и по­лов­цы до на­ше­ст­вия та­тар: ис­то­рия юж­но­рус­ских сте­пей IX–XIII вв. К., 1884;

Prit­sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975;

Плет­не­ва С.А. Пе­че­не­ги, тор­ки, по­лов­цы // Сте­пи Ев­ра­зии в эпо­ху Сред­не­ве­ковья. М., 1981;

Mo­ravcsik G. Byzantino­tur­cica. I. Die by­zan­ti­nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl­ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by­zan­tinischen Quellen. B., 1983;

Pá­lóczi-Hor­váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989;

Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8;

Щер­бак А.М. Пе­че­неж­ский язык // Язы­ки ми­ра. Тюрк­ские язы­ки. М., 1997;

Ма­рей А.В. Осо­бен­но­сти со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции пе­че­не­гов // Аль­тер­на­тив­ные пу­ти к ци­ви­ли­за­ции. М., 2000;

Га­ру­сто­вич Т.Н., Ива­нов В.А. Огу­зы и пе­че­не­ги в Ев­ра­зий­ских сте­пях. Уфа, 2001;

Круг­лов Е.В. Пе­че­не­ги и огу­зы: не­ко­то­рые про­бле­мы ар­хео­ло­ги­че­ских ис­точ­ни­ков // Сте­пи Ев­ро­пы в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. До­нецк, 2003. Т. 3

Читайте также: