Pdca цикл деминга кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цикл Деминга (или Цикл PDCA) — это инструмент, состоящий из четырех этапов: планирование, действие, проверка, реагирование. Используется, в частности, при работе по фреймворку Scrum — как основа эмпирического процесса.

Что такое PDCA цикл Деминга

Это универсальный способ для эффективной работы, состоящий из четырех этапов: планирование, действие, проверка, реагирование. Используется, в частности, при работе по фреймворку Scrum — как основа эмпирического процесса.

Зачем нужен PDCA цикл

Действия в соответствии с этим циклом позволяют адаптироваться к изменяющимся условиям (например, изменениям рынка). Цикл также помогает принимать решения на основе данных.

Как используют цикл Деминга

В сущности почти каждая работа содержит в себе этапы цикла Деминга. Однако, иногда очень полезно делать из каждого этапа отдельное событие. Например, в Scrum есть отдельные церемонии как для планирования, так и для реагирования после действий.

Цикл Деминга

Продукт нужно непрерывно улучшать, чтобы он соответствовал изменяющемуся рыночному спросу и актуальным технологиям. Да и просто совершенствование продукта — это возможность его улучшить таким образом, чтобы принести больше ценности его пользователям и больше прибыли для бизнеса.

Цикл Деминга (или Цикл PDCA — Plan-Do-Check-Act) — это инструмент, который позволяет наладить процесс изменений, сделать его системным и последовательным. Это цикл улучшений, цикл повышения качества продукта и его ценности.

Цикл Деминга (PDCA) закладывает в управление процессом постоянное улучшение качества.

Эдвард Деминг заложил два варианта для цикла управленческих действий постоянного улучшения качества: PDCA (планируй/Plan - делай/Do - проверяй/Check - корректируй/Act) и PDSA (планируй/Plan - делай/Do - изучай/Study - корректируй/Act).

Статья расшифровывает эти два понятия и объясняет, как использовать цикл Деминга в ежедневном управлении продажами и бизнесом.

Читайте в статье:

  • Цикл Деминга (PDCA): 4 элемента
  • Цикл Деминга (PDCA): когда внедрять
  • Цикл Деминга (PDCA): планирование
  • Цикл Деминга (PDCA): внедрение
  • Цикл Деминга (PDCA): изучение
  • Цикл Деминга (PDCA): воздействие
  • Цикл Деминга (PDCA): примеры

ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): 4 ЭЛЕМЕНТА

Цикл качества PDCA – это аббревиатура процессного подхода к управлению бизнесом. Он был разработан У.Шухартом в 1939г. и затем доработан Э.Демингом при внедрении системы Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM) в японские компании.

Э.Деминг сформулировал формулу успеха бизнеса: обеспечить качество и повысить качество. Если вы работаете над постоянным повышением качества, это значит, что вы постоянно работаете над процессом, который создает это качество.

Цикл Деминга (PDCA) - это работа над постоянным улучшением бизнеса.

В применении к управлению продажами вы работаете надо постоянным улучшением каждого этапа процесса продажи.

Модель цикла Деминга (PDCA) состоит из 4-х элементов, каждый этап содержит определенные действия. Этапы замыкаются в цикл.

Так как цикл не имеет завершения, PDCA действия должны повторяться снова и снова для того, чтобы осуществлялось постоянное улучшение процесса.

Цикл Деминга: этапы и содержание

Цикл Деминга: этапы и содержание

PDCA - это концепция управления, его стиль. В применении к продажам это постоянное внедрение улучшений в процесс продажи.

ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): КОГДА ВНЕДРЯТЬ

Если ваш отдел продаж еще не "живет" по модели PDCA, внедряйте его в следующих ситуациях:

ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ (PLAN)

На этом этапе вы формулируете цель, делаете предположения и разрабатываете теории. Определяете результат и метод его измерения, разрабатываете Action plan для ее достижения.

На этапе планирования в цикле Деминга вы составляете план - чего именно вы планируете достичь.

С одной стороны вы имеете дело с бизнес-процессом, и вы знаете об "узком" месте, которое следует улучшить. Это может быть операционная составляющая или что-то по вашему продукту и/или сервису.

С другой стороны, вы постоянно тестируете свой анализ и прогнозирование развития ситуации. В какой степени точно вы можете диагностировать и описать проблему? Насколько точно вы сможете оценить свои достижения? Какие проблемы могут возникнуть в ходе работ, и какие из них вы не смогли предвидеть?

Этап планирования в цикле Деминга - это попытка как можно точнее проанализировать и понять работу вашего отдела или бизнеса.

Вы анализируете, что не так с продуктом, со стратегией продаж или методами продаж. Пытаетесь понять, какие изменения вы можете внести. И какие результаты смогут улучшить процесс.

Ваши действия в цикле Деминга на этапе планирования:

  • Укажите цель изменения;***
  • Определите причины в текущем состоянии, которые мешают системе достичь цели;***
  • Определите базовые измерения существующего процесса;***
  • Поймите причины, которые составляют проблему;***
  • Решите, что нужно изменить, чтобы устранить проблему;***
  • Разработайте план проведения изменений.

ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ВНЕДРЕНИЕ

ВНЕДРЕНИЕ (DO)

На этапе Do создаются условия, и осуществляется необходимое обучение или дополнительная поддержка для выполнения плана. Важно, чтобы отделы продаж / маркетинга полностью понимали цели и план и согласовывали процедуры, необходимые для выполнения плана. Затем работа выполняется в соответствии с этими процедурами.

  • Реализуйте изменения в пробной форме: начинайте с небольшого тестирования;***
  • Вносите изменения в несколько итераций, если это необходимо;***
  • Документируйте то, что вы узнали, как ожидаемое, так и неожиданное.

На этом этапе цикла PDCA Деминг предлагает не просто принять решение и внезапно пересмотреть и перестроить все операции процесса.

Очень важно внедрять изменения итерациями, наблюдая за тем, как ваши гипотезы подтверждаются или опровергаются.

Вы как-будто проводите научный эксперимент - в этом залог успешности и достижение качества в цикле Деминга.

ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ИЗУЧЕНИЕ

ПРОВЕРКА (CHECK) ИЛИ ИЗУЧЕНИЕ (STUDY)

Этап обучения (Study) - это больше чем просто проверка (Check).

Вам необходимо проверить результаты и изучить их. Вам важно понять на этом этапе цикла Деминга - улучшился ли процесс, и почему он улучшился.

Если результат не тот, который вы прогнозировали, вам необходимо понять, почему вы не смогли предвидеть этот результат.

На этом этапе цикла PDCA вам важно спросить у себя не просто "Сработало ли это?", а "Почему это сработало?".

В управлении отделом продаж на этом этапе цикла Деминга вы осуществляете основные аналитические действия: анализируете собранную статистику продаж, оцениваете результат, делаете прогноз.

Этот этап является основным в цикле PDCA: чем качественнее вы изучите результат, тем выше вероятность в дальнейшем ускорять внедрение изменений и не допускать ошибок.

Ваши действия на этапе Check-Study:

  • Анализировать данные;***
  • Сравните данные с прогнозами;***
  • Подведите итог тому, что было извлечено из испытания;***
  • Приступить к полной реализации, если результаты приемлемы, или вернуться к фазе PLAN.

ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ВОЗДЕЙСТВИЕ

ВОЗДЕЙСТВИЕ (ACT)

На этом этапе цикла Деминга вы внедряете рекомендуемые измения. Вы устраняете обнаруженные недочеты. Закрепляете полученное знание в регламентах и стандартах, спецификациях и инструкциях.

На этом этапе цикла вы закладываете основу для перехода на новый цикл PDCA – на стадию планирования.

  • Стандартизировать изменения, полученные в процессе реализации.
  • Завершите анализ данных и проверьте к цели.
  • Установите процесс / элементы управления, необходимые для мониторинга.
  • Поддерживайте улучшение с течением времени.
  • Определите, когда необходим следующий цикл улучшения.

Все новые результаты, которых вы добились в цикле Деминга после их внедрения вновь создадут предпосылки для новых узких мест, которые вы сможете улучшить.

Вы начнете новый цикл PDCA заново.

Цикл Деминга (PDCA)

Цикл Деминга (PDCA)

ЦИКЛ ДЕМИНГА (PDCA): ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРИМЕР № 1: ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОДАЖ

На этапе Планирования при формировании планов продаж вы изучили рынок, сделали прогноз по каждому сегменту клиентской базы, использовали методику SMART и постав, декомпозировали свою цель, рассчитали показатели эффектиности KPI, внедрили их в систему материальной мотивации, провели собрание и подготовили коллектив к тому, что он стартует новый этап развития и работает по новым планам.

Далее, в течение 2-х недель, по следующему этапу цикла Деминга – Внедрение – вы внедряете плановые показатели и контролируете их выполнение, собираете аналитику. На этом этапе у вас формируется видение и понимание узких мест и разрывов. Но для того, чтобы сформулировать верное решение относительно тех действий, которые вы должны совершить с целью корректировки первоначальных планов, вы должны перейти на следующий этап – Анализ/Изучение/Обучение.

На 3-м этапе цикла Деминга – Изучение – проведите анализ слабых мест. Где вы совершили ошибку в прогнозе? Что можно сделать, чтобы заложенный план все же выполнялся отделом продаж? Какие ресурсы необходимы для этого?

Вы изучаете выполнение планов продаж. Сравниваете результаты с прогнозом. Если обнаружены отклонения, проводите изучение причин, чтобы предотвратить их повторение.

У вас формируется видение и понимание узких зон в конъюнктуре рынка, процессе продажи или техниках продаж, по причине которых вы не можете выполнить свои планы продаж.

На этом этапе цикла Деминга вы формируете понимание тех мер воздействия на процесс продаж, которые помогут выполнить данный план продаж. Или корректируете его.

На этапе Воздействия цикла Деминага вы внедряете корректировки условий выполнения планов продаж. Это может быть изменение структуры отдела, корректировка распределения клиентских сегментов по менеджерам, ужесточение режима работы и проч.

Устраните потери качества с помощью техник продаж. Если удалось, то оставляйте планы продаж прежними, если нет, то корректируйте их с сторону снижения.

ПРИМЕР № 1: ПЕРЕГОВОРЫ С КЛИЕНТОМ

Очень важная практика внедрения новых навыков активных продаж в вашей команде. Неоднократно применяли этот метод в развитии продаж в В2В компаниях.

Наставник осуществляет следующие действия при подготовке, проведении переговоров и анализе результатов после встречи:

  1. Планирование: до переговоров с клиентом Наставник дает задание менеджеру подготовиться ко встрече и по специальному алгоритму, переданному менеджеру по продажам на тренинге СПИН-продаж, дает установку доложить о цели переговоров и о стратегии ее достижения за 30 минут до встречи. На этом этапе цикла Деминга закладывается успех продаж.///
  2. Внедрение: на переговорах с клиентом менеджер по продажам и Наставник реализуют согласованную на этапе Планирования стратегию ведения переговоров. На этом этапе цикла Деминга продавец совершает ошибки.///
  3. Обучение: сразу же после переговоров Наставник и менеджер анализируют по специальному алгоритму ход встречи и ее результат. На этом этапе цикла Деминга наставник учит, а продавец осознает ошибки.///
  4. Воздействие: на вечернем разборе полетов менеджер по продажам докладывает коллективу отдела продаж о достигнутом результате, сообщает какие обстоятельства способствовали достижению цели или препятствовали, какие методы ведения переговоров и воздействия на клиента должны быть улучшены и какие для этого есть у менеджера и у отдела продаж ресурсы, берет на себя обязательства по реализации этих улучшений. На этом этапе цикла Деминга закрепляются новые навыки продаж.

Этот метод использования цикла Деминга показывает отличные результаты в обучении продавцов сложным методам продаж в сложных сделках с длинным циклом.

Благодаря PDCA-приемам цикла Деминга РОП снижает временные затраты на обучение всего отдела. Процесс внедрения изменений в обучение и закрепление навыков активных продаж проходит очень результативно.

Цикл Деминга не имеет конца, это непрерывный цикл улучшения процесса продажи, усиления клиентской базы, улучшения техник продаж.

Придерживайтесь алгоритма цикла Деминга (PDCA) для постоянного повышения процесса продажи и увеличения продаж.

Вы узнали какие элементы содержит принцип управления по циклу Деминга (PDCA) и как его применять в управлении отделом продаж.


Оцените эффективность вашей системы продаж

Скачайте чек-лист и за 20 минут оцените эффективность вашей системы продаж

Надежда Соколова

Рассказываем про цикл Деминга: идею, преимущества, а также, как цикл улучшает процесс создания продукта, и как встроить его в твою работу и команды.

Цикл Деминга или PDCA: как улучшить процесс работы над продуктом за 4 шага

Цикл Деминга — последовательный алгоритм действий, созданный для повышения эффективности процессов работы и предотвращения возможных рисков. Если хочешь держать процессы работы под контролем, быстро реагировать на изменения и принимать волевые и сложные решения — ты в правильном месте.

Метод появился благодаря американскому учёному-экономисту Уолтеру Шухарту. Часть его работ, кстати, легла в основу другой методологии управления и оптимизации процессов — 6 сигм.

Что из себя представляет цикл Деминга

Итак, цикл Деминга — это цикличный алгоритм, состоящий из четырёх шагов. По первым буквам шагов, его ещё называют PDCA. Иногда название третьего этапа меняют, и PDCA превращается в PDSA, но мы остановимся на самом популярном — первом варианте.


  • Планируй (Plan) решение, готовься к возможным проблемам. На этом этапе. Буквально — делаешь план на период, оцениваешь риски и т. д.
  • Делай (Do) — реализуешь план.
  • Проверяй (Check) или Анализируй (Study) результаты этого цикла. Следи, всё ли идёт по плану, или что-то выходит за его рамки. Находи проблемные места и т. д.
  • Корректируй (Act) — если в рамках этого цикла всё получилось, то здесь ты решаешь, какие нововведения попробовать в следующем. А если были проблемы — начинаешь следующий цикл, только уже с учётом ошибок.

Как применить метод на практике

Представь, ты запустил рекламную кампанию в соцсетях, прикинул ожидаемую конверсию, количество кликов, продаж и т. д. Но на деле реклама не собрала и половины ожидаемого отклика и провалилась. А бюджет и время ты уже потратил.

А вот что бы было, если бы ты подошёл к запуску рекламы с помощью PDCA-цикла:

  • Планирование. Подготовка к запуску рекламы начинается с досконального анализа: аудитории и потребностей, УТП и т. д., а также планирования результатов. Дальше генерация гипотез, создание креативов, копирайтинг и грамотная установка KPI.
  • Реализация. Теперь запускаем рекламу — главное, держи руку на пульсе, чтобы контролировать возможные отклонения от плана и ожиданий.
  • Проверка. Не забывай анализировать промежуточные результаты, а не только финальные. Например, спустя день-два проверь результаты кампании и прикинь, какие у неё есть перспективы.
  • Корректировка. После анализа результатов реши, что делать дальше. Продолжать или приостановить, собрать команду на брейншторм и проанализировать, что пошло не так, внести правки, чтобы улучшить показатели и т. д.

И снова, и снова…






Преимущества Цикла Деминга

У итеративного подхода к оптимизации минусов не так много — разве что затраты времени. А вот плюсов куда больше:

  • Принимать решения проще, ведь уже проанализированы все возможные результаты. Просто выбери то, что будет полезнее для компании.
  • Легче выявить слабые места и устранить, так как на этапе планирования анализируются процессы работы над продуктом. Тогда и замечаешь, если где-то есть отклонения, которые пока не критичны. А это помогает оптимизировать бизнес-процессы.
  • Ситуация под контролем, потому что отслеживаются промежуточные результаты — процессы работы стабильны, не случается непредвиденных случаев.
  • Рабочий процесс и сотрудники продуктивнее, ведь результат контролируется и проблемы вовремя выявляются (главное, не отслеживать работу над ошибками, доводя микроменеджмента).
  • Минимизация проблем и рисков в будущем.

Итак, цикл Деминга или PDCA-цикл — итеративный подход к работе над задачами, который помогает анализировать возможные риски, отслеживать рабочие процессы и корректировать их, не пуская ситуацию на самотёк. Главное, помни, что PDCA не может завершиться — как только закончился один цикл, начинается другой. Потому что нет предела совершенству, а показатели твоего проекта всегда могут быть ещё лучше.

Цикл PDCA или цикл Деминга (также известный как цикл “PDSA” или цикл Шухарта) представляет собой модель непрерывного улучшения качества, состоящую из логической последовательности четырех шагов: планирование, выполнение, проверка и действие.

Прародителем цикла PDCA является выдающийся эксперт по статистике Уолтер Шухарт, который представил концепцию Plan, Do, See. Таким образом Шухарт выделял 3 стадии управления качеством:

  1. Разработка допусков (техническое задание, техническое условие, спецификация) для всего, что требуется;
  2. Производство продукции, удовлетворяющей требованиям;
  3. Проверка (контроль) произведенной продукции для оценки ее соответствия допускам.

Шухарт считал, что именно такая последовательность важна в мире, где все процессы подвержены вариациям, в противоположность другому миру — точной науке. Шухарт преобразовал такую последовательность в окружность, которую отождествил с динамическим процессом приобретения знаний. После первого круга можно многое узнать из результатов контроля, дабы улучшить допуски на то, что требуется.

Цикл PDCA

Деминг утверждал, что последовательность шагов будет повторяться в лучшей форме, если использовать знания, накопленные на предшествующей стадии. Поэтому, по мнению Деминга, процесс решения проблем должен включать планирование, реализацию, проверку и действие. Суть цикла PDCA — в непрерывном обучении на основе опыта. В начале нужно спланировать (plan) действие, потом выполнить его в пилотном варианте (DO), затем сравнить результат с планом (CHECK) и, если все в порядке, сделать план стандартом (ACT). Цикл PDCA обычно применяют в детально проработанных рабочих процессах и на всех уровнях — на уровне группы, на уровне компании в целом и далее включая в его сферу другие компании.

цикл PDCA

ПЛАНИРУЙ или ВЫЯВИ ПРОБЛЕМЫ

На этом этапе происходит выявление проблем, которые необходимо решить и определяются возможности для улучшения. Необходимо узнать все, что можно о проблеме, анализируя как имеющиеся данные, так и возможные варианты. Хорошим инструментов для анализа проблемы служит простой инструмент анализа “5 почему”. Также этот пункт предполагает составление плана по достижению поставленных целей.

ДЕЛАЙ или РЕАЛИЗУЙ КОНТРМЕРЫ

На этом шаге необходимо приступить к выполнению того, что было определено на предыдущем шаге. Обычно тестируются небольшие изменения и собираются данные, чтобы оценить эффективность этих изменений. Деминг рекомендовал, чтобы этот шаг проводился в масштабе, достаточном для получения полезной информации, но не больше, чем потребуется в том случае, если дела не пойдут удачно.

ПРОВЕРЯЙ или ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ

Это наиболее важный шаг цикла PDCA. Здесь измеряются, проверяются и анализируются результаты, то есть данные сравниваются с запланированными на первом шаге.

ВОЗДЕЙСТВУЙ или СОЗДАЙ ПОТОК

Если небольшие изменения прошли успешно и вы добились требуемых целей, то можно внедрять эти изменения на более глобальном уровне. За этим шагом может последовать еще один “круг”, с использованием полученных знаний или в связи с намеренным измененными требованиями (чтобы узнать еще больше). Также, это может быть последним шагом решения — принять или отклонить план.

Цикл PDCA в системе менеджмента качества

Цикл Деминга является требованием стандарта ИСО 9001, который применяется для осуществления процессного подхода при управлении организацией. Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и осуществлять возможности для их применения. Концепция качества Деминга основана на том, что все бизнес-процессы организации должны быть проанализированы и измерены, чтобы идентифицировать источники отклонений, которые не соответствуют требованиям заказчиков. Поэтому бизнес-процессы компании также помещаются в непрерывны цикл обратной связи для того, чтобы менеджеры могли выявить и изменить те части бизнес-процесса, которые нуждаются в улучшении. Таким образом, цикл PDCA может быть применен абсолютно ко всем процессам. Вот как выглядит цикл Деминга в системе менеджмента качества.

цикл PDCA

Применение процессного подхода организацией позволяет подчеркнуть важность понимания и удовлетворения требований заказчика. Более того, при таком подходе все процессы организации рассматриваются с точки зрения процессов добавления стоимости, что позволяет увеличить эффективность и производительность процессов.

  • PDCA цикл
  • PDSA цикл
  • Цикл Деминга
  • Цикл Деминга-Шухарта
  • Цикл Шухарта

Применение PDCA цикла.

Для того чтобы понять как применять PDCA цикл на практике давайте сначала разберём его по пунктам.

Планирование.

Выполнение.

Проверка.

На этапе проверки необходимо сравнить полученный результат с запланированными целями. Так же важно оценить, сколько ресурсов было затрачено. Для объективности и лучшей измеримости результатов лучше всего использовать KPI показатели, чем конкретней и измеримей цель, тем проще оценивать полученный результат.

Корректировка.

На данном этапе вам необходимо внести корректировку, которая поможет осуществить новое планирование. Вам важно понять как исходя из имеющегося опыта выполнения данной задачи, улучшить её выполнение в следующий раз.

Осмысленное выполнение PDCA цикла приводит к улучшению качества выполняемой работы, а так же значительно помогает сократить затраты. Хотя выполнение самого цикла это неизбежность и он будет выполняться постоянно, далеко не все понимают насколько можно повысить эффективность при внесении изменений и новых практик. Во времена научно технического прогресса многие задачи могут выполнять значительно эффективней при использовании новейших технологий.

Читайте также: