Пазырыкская культура алтая кратко

Обновлено: 03.07.2024

В Горном Алтае люди жили с незапамятных времен. Их словно манили эти невероятно красивые места с особенной энергетикой. До сих пор местные жители говорят, что алтайская земля принимает далеко не каждого человека. Ведь здесь проявляются самые скрытые черты характера, а в некоторых местах силы путешественник может даже воочию увидеть, как в зеркале, отражение собственных страхов и иллюзий. Забыть пережитое удается далеко не каждому, поэтому многие туристические маршруты недоступны обычным людям. Даже местные ни за какие деньги не поведут вас в некоторые места, за которыми тянется слава нехороших земель. К этой категории можно отнести многочисленные древние захоронения, которые очень интересуют историков и археологов. Дело в том, что многие из курганов и могильников сохранились в очень хорошем состоянии и могут подарить миру огромное количество уникальных экспонатов. Один из самых загадочных могильников Алтая - Пазырыкские курганы. Ученые заинтересовались ими еще в советские времена и до сих пор находки, извлеченные из-под земли археологами, считаются уникальными и исследуются разными специалистами. Сегодня мы подробно расскажем вам о Пазырыкских курганах, их местонахождении и о том, как можно добраться до этих удивительных исторических памятников древней культуры.

пазырыкские курганы

Краткая информация о могильниках

Ученые и местные жители утверждают, что Пазырыкские курганы – захоронения древних племен скифского периода. Историки датируют могильники приблизительно четвертым-пятым веком до нашей эры. Именно в этот период Горный Алтай был заселен большим количеством кочевых племен, культурные традиции которых до сих пор являются для специалистов загадкой, несмотря на обилие раскопанных могильников.

Пазырыкские курганы представляют собой пять насыпей, расположенных рядом с селом Балыктуюль в урочище Пазырык. Населенный пункт от могильников отделяют около четырех с половиной километров, поэтому местные жители вынуждены часто проходить и проезжать мимо древних захоронений. Этот путь не доставляет им никакого удовольствия, более того, он сопряжен с рядом аномальных явлений, описанию которых мы посвятим один из разделов статьи. Примечательно, что вокруг села расположено очень много древних памятников культуры, со временем превратившихся в достопримечательности урочища. Кроме курганов, большой интерес у туристов и ученых вызывает Арагольская оросительная система.

Думаем, даже из такого краткого описания вы смогли понять, что место, о котором мы вам сегодня будем рассказывать, поистине необычно и обладает невероятно сильной энергетикой.

Особенности курганов

Фото Пазырыкских курганов, которые можно найти в интернете, сразу же показывают, что эти захоронения крайне интересны. Практически все они расположены парами на севере урочища. Исключение составляет четвертый могильник, он стоит особняком от всех групп и находится на достаточно большом расстоянии от них.

Долгое время разрабатывался проект строительства музея непосредственно около курганов. Но все время на пути энтузиастов возникали серьезные препятствия, поэтому было принято решение об открытии музея в областном центре. Главной причиной отказа от первоначального проекта стало отсутствие воды у могильников и большое расстояние до крупных населенных пунктов. Несложно догадаться, что сотрудники музея не смогли бы согласиться работать и жить там, где когда-то нашла свое упокоение знать пазырыкской культуры.

пазырыкские курганы алтая

Исследования могильников

В процессе работы на свет были извлечены предметы быта, украшения, транспорт, мумифицированные тела лошадей и людей. Примечательно, что мумии были в таком хорошем состоянии, что на них отлично проступали нанесенные еще при жизни ритуальные рисунки. Ученые успели зарисовать практически все уникальные татуировки. В Пазырыкских курганах были обнаружены вещи, привезенные из Персии, а также украшения из мелких ракушек, которые невозможно найти на территории Алтая.

Интересно, что все пять курганов были разграблены еще до начала научной работы, но археологам повезло. Слой вечной мерзлоты скрыл от мародеров огромное количество уникальных предметов, которые после описи были практически сразу же отправлены в Эрмитаж.

Пазырыкские курганы известны еще и тем, что в них были обнаружены захоронения лошадей, которые сохранились в отличном состоянии. На некоторых из них ученые обнаружили кожаные маски с рогами и элементы упряжи. К сожалению, многие мумифицированные тела животных были съедены дикими зверями после извлечения из могильника в целости и сохранности.

Внешний вид курганов

В самом начале исследовательской работы над Пазырыкскими курганами ученых поразил тот факт, насколько обстоятельно подходили древние племена к захоронению своих сородичей.

Также не могли не отметить археологи поистине гигантские размеры могильников. Диаметр насыпей, выполненных из крупных камней, колеблется от двадцати до пятидесяти метров. Над поверхностью земли могильники возвышаются в среднем на пять метров, существуют курганы и более низкие – до двух метров. Сам могильник уходит под землю на семь метров, при этом погребальная камера достигает в некоторых случаях пятидесяти квадратных метров. Трудно даже представить, каким образом возводились такие монументальные сооружения в те далекие времена.

Неизвестно, дошли бы до наших времен уникальные предметы из этих могильников, если бы не воры. Раскрыв курган, они запустили процессы, которые привели к образованию обширных пластов вечной мерзлоты. Благодаря этому ученые смогли даже доказать, что геометрические орнаменты в предметах Пазырыкских курганов очень похожи на узоры, найденные на плато Укок. Некоторые специалисты считают, что делал их один и тот же мастер, несмотря на то, что курганы разделяет расстояние в сто пятьдесят километров.

пазырыкские курганы эрмитаж

Устройство могильной ямы

Проведя раскопки во всех пяти могильниках, ученые пришли к выводу, что особенное внимание представители пазырыкской культуры уделяли сооружению и обустройству могильной камеры. На глубине не менее пяти метров они возводили срубы из толстых бревен. Иногда погребальная камера имела даже двойные стены и потолок, покрытый большим количеством высушенных растений.

Внутренняя камера обычно имела в высоту не более полутора метров, в ней археологи обнаруживали саркофаги. Они вырубались из цельного куска древесины. Делалось это небольшим бронзовым топориком. Саркофаг обычно был богато украшен изображениями животных, чаще всего это были петухи и олени.

Мистическое значение растений в захоронениях

Тайна пятого кургана

Пятый Пазырыкский курган, открытый археологами последним, считается одним из самых уникальных. В его погребальной камере были найдены две мумии. Захоронены были мужчина и женщина, приблизительный возраст усопших не превышает сорока лет.

Тела знатных членов племени сохранились очень хорошо не только благодаря вечной мерзлоте, но и тщательной обработке после смерти. Предположительно мужчина был при жизни знатным воином и его кожа практически полностью покрыта татуировками. Женщина могла быть его женой или наложницей. Об этом говорит богатое убранство саркофага и остатки одежды, сшитой их хлопковой ткани и меха.

раскопки пазырыкских курганов

Способ мумификации

Благодаря найденным телам ученые смогли выяснить, каким образом шаманы и древние врачи мумифицировали тела знати. В первую очередь они проделывали небольшое отверстие в черепе усопшего и специальными инструментами извлекали из него мозг. Взамен в черепную коробку помещались высушенные ароматные травы.

Тело разрезалось, его полностью лишали внутренних органов, сухожилий и мышц. После этих манипуляций пустое пространство заполнялось травами и зашивалось конским волосом.

Для того чтобы вокруг курганов не распространялся запах гниющей плоти, рядом с саркофагами размещалось большое блюдо, наполненное конопляными семечками. Они впитывали все неприятные запахи. В пятом кургане это блюдо нашли накрытым тонкой шелковой тканью.

пазырыкские курганы фото

Самые уникальные находки кургана

Могильник, открытый последним, известен не только двумя отлично сохранившимися мумиями людей, но и другими уникальными находками, раскрывающими культуру кочевых племен скифского периода.

За стенами сруба археологи смогли обнаружить захоронения нескольких лошадей. По некоторым данным, их изначально насчитывалось четырнадцать. Удивительно, что помимо хорошо сохранившейся сбруи, ученые нашли целыми упряжь, кожаные маски, волокуши и колесницу. Некоторые туши лошадей классифицировались как монгольская порода, отличающаяся низким ростом.

Большой интерес у историков вызвали два ковра, которые неплохо сохранились вплоть до открытия кургана. Первый предположительно изготовлен пазырыкскими мастерами. Он покрывал стены погребальной камеры и был выполнен из белоснежного войлока. Он отличался яркими аппликациями, на одном из фрагментов сказочный персонаж, в котором сочетаются черты человека и нескольких животных (некоторые из них не водились на территории Горного Алтая), боролся с Фениксом.

Другой ковер является ворсовым и считается одним из самых древних и ценных экспонатов. Он выполнен в узелковой форме вязания и привезен из Персии. Подобных находок на Алтае еще не делали.

Пазырыкская культура

Удивительно, но до сих пор ученые не знают, как появилась эта культура, откуда пришла и сколько просуществовала. Некоторые историки считают, что пазырыкцы пришли на Алтай из Передней Азии и сохранили прочные торговые отношения с разными племенами.

По одним данным, они просуществовали единым народом не более пятидесяти лет и затем полностью растворились среди местных жители. Другие ученые утверждают, что пазырыкская культура продержалась на Алтае более двухсот лет.

пятый пазырыкский курган

Где хранятся находки из Пазырыкских курганов (Алтай)?

Если вы окажетесь в Эрмитаже, то обязательно загляните в отдел первобытной культуры. Именно здесь выставлены самые ценные экземпляры, привезенные из могильников.

Также несколько предметов находятся в краеведческих музеях двух городов: Бийска и Горно-Алтайска. Конечно, здесь нет слишком богатой экспозиции, но все же экспонаты дадут возможность оценить уникальность канувшей в вечность цивилизации.

Дорога к курганам

У села Акташ путешественникам нужно повернуть налево до Улагана. Дальше дорога идет до Балыктуюля, а оттуда до Пазырыкских курганов ехать уже не более пятидесяти километров. Сориентироваться туристы могут по указателям.

татуировки пазырыкских курганов

Аномалии курганов

Конечно, сюда приезжает множество людей, но не стоит забывать о том, что местные всегда предупреждают об аномалии курганов. Часто напротив них глохнут машины, а лошади отказываются идти дальше, топчась на месте иногда по нескольку часов. Заставить двигаться животное или авто в такие моменты невозможно. Через некоторое время все проходит, и путешественники продолжают путь как ни в чем ни бывало.

Часто местные жители видят высокую и печальную женщину в богатых одеждах, которая бродит вокруг курганов и сокрушается по поводу их разрушения. А порой перед глазами очевидцев предстает рыжеволосая красавица, выходящая прямо из могильника. Она легко взлетает над захоронениями и исчезает во вспышке яркого света.

Кто знает, что это за призраки. Возможно, именно их тела когда-то были здесь захоронены, а их тайны до сих пор пытаются раскрыть современные историки и археологи.

Па­мят­ни­ки ис­сле­ду­ют­ся с 1865 года (Ка­тан­дин­ский кур­ган на Ал­тае и Бе­рель­ский кур­ган в Ка­зах­ста­не, рас­коп­ки В. В. Рад­ло­ва). Вы­де­ле­на М. П. Гряз­но­вым в 1939 году. На­зва­на по Па­зы­рык­ским кур­га­нам. Из­вест­ны се­зон­ные по­се­ле­ния и сто­ян­ки с ос­тат­ка­ми уг­луб­лён­ных жи­лищ и хо­зяйственных ям.

Изу­ча­лись в основном кур­га­ны (ис­сле­до­ва­но бо­лее 600 на 130 мо­гиль­ни­ках), ко­то­рые по раз­ме­рам, кон­ст­рук­ции, чис­лу ко­ней, со­про­во­ж­даю­щих по­гре­бён­ных лю­дей, под­раз­де­ля­ют­ся на боль­шие (рас­ко­па­но 15), сред­ние и ма­лые. Наи­бо­лее из­вест­ны Ба­ша­дар­ские кур­га­ны, Ту­эк­тин­ские кур­га­ны (Центральный Ал­тай; рас­коп­ки С. И. Ру­ден­ко в 1954 году) и др., от­но­ся­щие­ся к ран­не­му эта­пу Пазырыкской культуры (VI-V века до н. э.); Укок, Па­зы­рык­ские кур­га­ны и др. позд­не­го эта­па (V-III века до н. э.).

К ха­рак­тер­ным чер­там Пазырыкской культуры от­но­сят по­гре­бе­ние в де­ревянных сру­бах, восточную ори­ен­ти­ров­ку и му­ми­фи­ка­цию по­гре­бён­ных, со­про­во­ж­де­ние их за­хо­ро­не­ния­ми ко­ней, не­ко­то­рые ти­пы ке­ра­ми­ки (например, уз­ко­гор­лые кув­ши­ны) и др. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва - по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во. Но­си­те­ли Пазырыкской культуры при­над­ле­жа­ли к ев­ро­пео­ид­ной и мон­го­ло­ид­ной ра­сам.

Пазырыкская культура сло­жи­лась на ос­но­ве ме­ст­ных куль­тур ран­не­скиф­ско­го вре­ме­ни (май­э­мир­ской, бий­кен­ской) и прив­не­сён­ных с тер­ри­то­рии Ма­лой и Средней Азии или Северо-Западного Ки­тая но­вых куль­тур­ных тра­ди­ций (по­гре­баль­ный об­ряд, ке­ра­ми­ка), что со­про­во­ж­да­лось уве­ли­че­ни­ем ев­ро­пео­ид­но­го ком­по­нен­та её но­си­те­лей. Не­ко­то­рые тра­ди­ции, вос­хо­дя­щие к Пазырыкской культуре, про­сле­жи­ва­ют­ся в сме­нив­ших её куль­ту­рах, вплоть от эпох гос­под­ства хун­ну и Тюрк­ских ка­га­на­тов.

Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли Па­зы­рык­ские кур­га­ны, груп­па из пяти боль­ших и не­сколь­ких ма­лых кур­га­нов в меж­гор­ном уро­чи­ще Па­зы­рык, у села Ба­лык­ту­юль, в 1,5 км от реки Боль­шой Ула­ган (Ула­ган­ский район Рес­пуб­ли­ки Ал­тай, Рос­сия). Рас­коп­ки М. П. Гряз­но­ва в 1929 году и С. И. Ру­ден­ко в 1947-1949 годах. Хро­но­ло­гия дис­кус­си­он­на (V-IV или IV-III века до н. э.).

По дан­ным ден­д­ро­хро­но­ло­гии, боль­шие Па­зы­рык­ские кур­га­ны со­ору­же­ны в ин­тер­ва­ле 49 лет: сна­ча­ла 2-й кур­ган, че­рез 1-2 го­да - 1-й, че­рез 7 лет - 4-й, че­рез 30 лет - 3-й, че­рез 11 лет - 5-й. Ка­мен­ные по­лу­сфе­рические на­сы­пи (высота до 5 м, диа­метр до 50 м) пе­ре­кры­ва­ют мо­гиль­ные ямы (глу­би­на до 4-5 м) с двой­ны­ми де­ревянными сру­ба­ми, гро­ба­ми-ко­ло­да­ми с му­ми­фи­ци­рованными те­ла­ми по­гре­бён­ных лю­дей, за­хо­ро­не­ния­ми ко­ней (от 5 до 14).

Па­зы­рык­ские кур­га­ны ог­раб­ле­ны в древ­но­сти, но их уни­каль­ность в том, что во льду со­хра­ни­лись ты­ся­чи пред­ме­тов из де­ре­ва, ро­га, ко­жи, ме­ха, вой­ло­ка, тка­ни. Сре­ди на­хо­док: ук­ра­шен­ная, в т. ч. рас­ши­тая оде­ж­да, ору­жие, по­су­да, ук­ра­ше­ния, кон­ские по­гре­баль­ные убо­ры с ро­га­ми оле­ней, коз­лов, ба­ра­нов и с изо­бра­же­ния­ми фан­та­стических жи­вот­ных, музыкальные ин­ст­ру­мен­ты, ков­ры и по­по­ны с зоо- и ан­тро­по­морф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми, ко­лес­ни­ца и др., в т. ч. китайские и индийские зер­ка­ла, китайский шёлк, иранские тка­ни и ко­вёр. Изо­бра­же­ния на ря­де пред­ме­тов и та­туи­ров­ках на ко­же по­гре­бён­ных вы­пол­не­ны в ски­фо-си­бир­ском зве­ри­ном сти­ле.

Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ет вой­лоч­ный ко­вёр (4,5×6,4 м) из кур­га­на № 5 - с изо­бра­же­ния­ми бо­ги­ни, си­дя­щей на тро­не, и муж­чи­ны, подъ­ез­жаю­ще­го к ней на ко­не; эта сце­на, воз­мож­но, сим­во­ли­зи­ро­ва­ла акт при­об­ще­ния вои­на или во­ж­дя к по­ту­сто­рон­не­му ми­ру. Ма­те­риа­лы Па­зы­рык­ских кур­га­нов хра­нят­ся в Эр­ми­та­же (Санкт-Пе­тер­бург).

Международный обмен в эту эпоху был очень оживлённым. На западе сношения с Грецией осуществлялись через её причерноморские колонии. На юге скифы входили в непосредственные сношения с цветущими в те времена центрами, Бактрией и Согдианой, где скрещивались пути, ведущие на запад и юг, в Персию и Индию, а на востоке — в Центральную Азию. Южно-скифские племена (массагеты и саки) неоднократно принимали участие в междоусобных войнах того времени в Передней и Малой Азии, а также на Балканах. Известны скифские походы в Закавказье и вхождение части скифских племён в одну из сатрапий Персидской державы. На север же, по мощным водным артериям Западной Сибири, общение скифов с таёжными звероловами простиралось вплоть до полярного круга.

Вытекающие отсюда взаимосвязи между скифскими и соседящими с ними нескифскими племенами не были односторонними и накладывали свой местный отпечаток на культуру каждого из этих племён.

В 2018 г мне удалось посетить древнейшие курганы в Уюкской долине в Тыве, который относят к скифской культуре. Уюкская культура существовала с 11 по 3 век до нашей эры. Известно, что в этой культуре женщины были воинами, охотились они при помощи прирученных барсов, а железный меч ценился дороже золота, о чем я написал в заметке о скифской охоте .

ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА. Ареал распространения - Горный Алтай. Основная концентрация памятников в пределах российского Алтая. С севера ограничивается степными районами, на юге в Монгольском Алтае вдоль южных склонов Салюгемского хребта, на западе по границе с Тувой, на востоке - восточные склоны Алтая. 1-е раскопки пазырыкских памятников Берель и Катанда проведены в 1865 академиком В.В. Радловым .

Особую известность Пазырыкская культура получила благодаря раскопкам Пазырыкского могильника, принадлежавшего элите пазырыкского общества (1-й курган исследован М.П. Грязновым в 1929, 4 остальных - С.И. Руденко в 1950-е гг.). Курганы содержали линзы мерзлоты в погребальных камерах, благодаря которым сохра­нились высокохудожественные предметы из дерева, кожи, меха, войлока. Как археологическая культура выделена В.Н. Чернецовым. Культура относится к скифскому времени (VI-III вв. до нашей эры). Пазырыкская культура известна преимущественно благодаря раскопкам погребальных памятников. Исследования пазырыкских могильников проведены С.И. Руденко (Башадар) и С.В. Киселе­вым (большие элитные курганы со следами мерзлоты), В.Д. Кубаревым в южной части российского Алтая (р-н Юстыда, Сайлюгема, Уландрыка), Ю.Ф. Кирюшиным в районе среднего течения реки Катунь, А.С. Суразаковым и В.А. Могильниковым в Центральном Алтае, Н.В. Полосьмак и В.И. Молодиным на плато Укок. По подсчетам А.А. Тишкина и П.К. Дашковского, на сегодняшний день раскопано свыше 1 тысячи погребальных комплексов Пазырыкской культуры. Особенно информативны памятники с мерзлотой, исследованные на юге Алтая и на плато Укок. Эпицентр культуры расположен в центральной части горной страны, с наиболее благоприятным для обитания человека клима­том. Погребальные памятники представлены сооружениями (курганами) из камня. Величина кургана была одним из показателей социального статуса умершего. Курганы рядовых кочевников диаметром 7-20 м располагались цепочками. Им сопутствовали ряды каменных жертвенников и вертикально стоящих камней (балбалов). Курганы элиты пазырыкского общества достигали в диаметром 50 м. Наибольшая концентрация могильников с огромными курганами расположена в Онгудайском районе Республике Алтай, в долине реки Каракол. Под насыпью кургана устроена 1 могила глубиной 1,5-5 м. В могиле сооружалась порой достаточно сложная конструкция из лиственных бревен или сруб-усыпальница. Погребенного (как правило, 1 человек) в зависимости от его социального статуса помещали на деревянное ложе, кровати или в колоде. Погребенные ле­жат на правом боку, в скорченном положении, головой на Восток. Захоронения со льдом позволяют в подробностях ре­конструировать нюансы погребальной практики. Умершего клали в могилу в одежде. Мужчины были одеты в шерстяные штаны и высокие войлочные сапоги, меховую шубу или полушубок, войлочную шапку. Все это украшено художественными аппликациями, деревянными фигурками животных, покрытыми золотой фольгой. Женщин хоронили в шерстяных юбках и шелковых кофтах. В мужских могилах помещали боевое оружие или его деревянную имитацию (бронзовые и железные кинжалы в ножнах, клевцы, луки и стрелы в колчанах, пояса с накладками). Во всех без исключения могилах помещали 3 сосуда - керамический, деревянный и роговой (в каждом из них, вероятно, содержались различные напитки), деревянное блюдо с ножом и курдючной частью барана, деревянный или роговой гребень, бронзовое зеркало в чехле. Встречаются и другие изделия. Кроме того, в зависимости от имущественного и социального статуса в погребение клали различное количество лошадей (от 1 до более 10). Лошади взнузданы, оседланы. Конская упряжь украшена высокохудожественными деревянными бляхами, преимущественно в виде грифонов. На седлах войлочные покрышки с апплицированым растительным орнаментом и изображениями сцен, выполненных в скифо-сибирском зверином стиле . Захоронения в больших курганах более богатых и знатных людей отличаются монументальными конструкциями надмогильных сооружений, огромной по величине погребальной конструкцией с двойным бревенчатым срубом, захоронением в колодах со значительным числом сопутствующих лошадей, богатым погребальным инвентарем, включающими тот же набор предметов, что и в захоронениях рядовых членов сообщества, однако богато художественно оформленных. Поселенческие комплексы Пазырыкской культуры изучены пока недостаточно хорошо, вероятно, в силу того, что уклад кочевников-скотоводов не способствовал формированию мощных культурных отложений. Основным направлением хозяйственной деятельности носителей культуры является скотоводство (мелкий рогатый скот и лошади). Подсобными отраслями являлось рыболовство и охота. В центральной части Горного Алтая могло существовать и земледелие, о чем свидетельствуют находки жерновов в погребных комплексах (Башадар, Бертек-1) и зернотерок. Происхождение носителей культуры (с учетом данных антропологов и генетиков) связано с автохтонскими само­дийскими популяциями, которые смешались с пришлыми мигрантами с запада, юго-запада, в языковом отношении — индоиранцами. По-видимому, носители Пазырыкской культуры поддержи­вали торговые связи с иранским миром вплоть до государства Ахеменидов, передовыми цивилизациями Китая и Индии. Более сложными отношения были с хуннами Центральной Азии, что и привело в III—II вв. до нашей эры к вытеснению части носителей культуры на север, а также к частичной ассимиляции их хуннами. Поразительно богатым был духовный мир носителей Пазырыкской культуры. Об этом свидетельствует пластичное и декоративно-прикладное искусство, развивающееся в рамках канона скифо-сибирского звериного стиля.

Лит.: Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. Л., 1950; Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953; Он же. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960; Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск, 1987; Он же. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991; Он же. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992; Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск, 1994; Она же. Всадники Укока. Новосибирск, 2001; Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А. и др. Феномен алтайской мумии. Новосибирск, 2000.

Читайте также: