Киммерийцы на территории донбасса кратко

Обновлено: 05.07.2024

На юге Восточной Европы люди научились выплавлять железо и выковывать из него изделия приблизительно в IX в. до н.э. К тому времени иссушение климата достигло своего наивысшего предела. Степи распространились мак­симально широко. Основная часть населения была вынуж­дена перейти в районы, более благоприятные для земледелия. В степной полосе остались только немного­численные племена, со временем сумевшие изменить свой образ жизни и перейти к кочевому скотоводству. В IX в. до н.э. степи вновь, более чем на 15 веков, заселяют кочевники.

Первым кочевым народом раннего железного века были так называемые киммерийцы. Основное участие в формировании киммерийцев при­няли местные племена позднебронзового века. Перейдя к кочевому образу жизни, эти племена создали новые обы­чаи и формы культуры, широко представленные в степ­ной полосе Евразии. Киммерийцы вели подвижный образ жизни и извест­ны исключительно по погребениям и кладам. Своих по­селков у них не было. Умерших хоронили в курганах бронзового века, иногда возводили свои насыпи. В могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи и уздечного набо­ра, литые и костяные наконечники стрел, редкие укра­шения из золота, глиняные кубки и корчаги, бляшки, костяные застежки, иногда дорогую посуду, цилиндричес­кие сверленые каменные молоты, биметаллические (т.е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка в Бахмутском уезде (часть современного Артемовского района), раскопанное в начале XX века Городцовым В. А. Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка, Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие вещи из киммерийских погребений были привозными с запада (в основном посуда) и Кавказа (мечи, украшения).

Скифская культура во многом является продолжением киммерийской. Но все античные (древнегреческие и римские) авторы пишут о том, что при­шедшие с востока скифы изгнали киммерийцев и захва­тили их земли. Во многом похожие на киммерийцев, ираноязычные скифы действительно вступили с ними в военный конфликт и вытеснили основную массу за пределы причерноморских и приазовских степей.

Скифы были такими же кочевыми скотоводами, обитавшими до нашествия в Восточную Европу на далеких просторах Азии. Свое господство они установили сразу же после покорения киммерийцев. Важную роль в сложении классической скифской культуры сыграли переднеазиатские походы скифов в VII в. до н.э. После проникновения в Восточную Европу наиболее крупное объединение скифов обосновалось на Северном Кавказе. Именно отсюда они совершали свои походы в Переднюю Азию. Ассирийские клинописные документы сообщают о скифах начиная с 70-х годов VII в. до н.э., когда скифы под предводи­тельством царя Ишпакая выступили в борьбе с Ассирией. На Древнем Востоке скифы были известны под именем ишкуза или ашкуза. При царе Партатуа, наследнике Ишпакая, ассирийцам удалось привлечь скифов на свою сторону. Роль скифов особо возросла при сыне Партатуа царе Мадии. При нем скифы прошли Сирию, Палестину и даже достигли Египта. Скифское владычество в Азии прекратилось в начале VI в. до н.э., после чего они вернулись в Причерноморье. Знакомство с древней ассирийской и вавилонской культурой оказало большое влияние на развитие скифского общества, формирование скифского искусства.

О пребывании скифов в донецких степях в VI в. до н.э. свидетельствует уникальная каменная статуя из села Ольховчик (г. Шахтерск). Она изображает бородатого скифского воина в полном боевом облачении. Возле городов Новоазовск и Славяногорск найдены бронзовые втульчатые наконечники стрел и железные мечи-акинаки с характерным перекрестием в форме бабочки.

К концу VI в. до н.э. относится самая героическая страница истории скифов. В 512 г. до н.э. персидский царь Дарий I пытался захватить скифские земли, дошел до азовских степей, но потерпел неудачу. Подробно об этих событиях пишет Геродот и другие античные авторы.

В V в. до н.э. культура скифов достигает своего наивысшего расцвета. Современником скифов этого пери­ода был Геродот. Он описал греческие и скифские леген­ды о происхождении скифов, их обычаи, образ жизни, одежду и пищу, религию, погребальный обряд, известные ему события скифской истории. Свидетельства Геродота являются бесценным источником по истории и географии скифов.

Согласно Геродоту, в степях к востоку от Борисфена (Днепр) до Геррос (Молочная) жили скифы-кочевники, а дальше до Меотиды (Азовское море) и до Танаиса (Дон) находились земли царских скифов, которые называли всех остальных своими рабами. Земли Донецкого края входили непосредственно во владения царских скифов. Собственно, эти скифы и составляли основное ядро скиф­ского мира. Царские скифы управлялись могущественны­ми владыками. Их могилы находились в области Герры (современная Запорожская область). Скифы кочевали по степи со своими стадами, почти не делая остановок. В До­нецкой области найдены следы только двух таких крат­ковременных скифских стоянок. Одно из них, наиболее крупное, находится у села Райгородок близ Славянска.

Во время постоянных перекочевок семьи ски­фов и их небогатый скарб находились в больших телегах, покрытых сверху войлочным шатром. Телеги имели до шести колес и запрягались безрогими быками. Весь день скифские мужчины проводили в сед­ле. Во время частых военных столкновений скифские во­ины одевали кожаные или металлические пластинчатые доспехи, бронзовые шлемы греческой работы, боевые по­яса, вооружались акинаками, копьями, чеканами. Как и киммерийцы, скифы были прекрасными наездниками и стрелками из лука. Скифский лук был сильно изогнут, отличался небольшими размерами и мощностью. Стрелы делались из тростника. Стрелы (до 300 штук) и лук поме­шались в специальный футляр - горит. Единичные на­ходки скифских бронзовых стрел известны практически по всей Донецкой области.

В нашем крае найдено более десятка скифских курганных захоронений V-II вв. до н.э. Наиболее известны два из них — Двугорбая Могила близ Мариуполя и Передериева Могила у Шахтерска. К сожалению, они были ограблены еще в древности. Находки в Двугорбой Могиле практически полностью соответствуют картине погребения царя, описанной Геродотом. После смерти владыки его тело бальзамировали и в течение 70 дней возили на деревянной двуколке по под­властным территориям. Затем его привозили в местность, где находились царские могилы. Вырывали глубокую яму и подземные камеры и хоронили туда царя вместе со сво­ими слугами, лошадьми и большим количеством вещей. Погребали также котел с заупокойной пищей, двуколку, телохранителей. Сверху насыпали большой курган. Главной находкой Передериевой могилы стал золотой шлем с изображением сцены сражения. Золотой шлем был изготовлен по заказу бо­гатого скифа в одной из греческих ювелирных мастерс­ких, скорее всего, в Боспорском царстве. Здесь делалось много золотых художественных изделий для скифской знати.

Менее значительные скифские захоронения обнаружены в окрестностях Мариуполя, у сел Шевченко Володар­ского района и Стыла Старобешевского района, у города Новоамвросиевка. В них также содержались предметы вооружения, остатки пластинчатых медных и железных панцирей, детали конской упряжи, обломки бронзовой греческой посуды, бляшки в скифском зверинном стиле.

В Ш-П вв. до н. э. скифов постепенно начинают тес­нить сарматы. Границы земель кочевых скифов заметно сокращаются. Они были вынуждены откочевать на запад за Днепр и в крымские степи. В Крыму скифы смешались с местным таврским населением и еще долго сохраняли свои язык и обычаи.

Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, языги, роксоланы, сираки и аланы. Сарматские племена полнос­тью покорили Скифию, Тамань и земли Северного Кавка­за. Под их контролем оказались все греческие полисы Северного Причерноморья. Особенно сильным было вли­яние сармат в Боспорском царстве.

В донецких степях известны только могилы ко­чевых сармат. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями.

У села Новолуганское Артемовского района найдено во­инское мужское погребение. Воина сопровождали желез­ные нож и кинжал, лук, колчан со стрелами (более 80 шт.) и бронзовый котел. Наконечники сарматских стрел выкованы из железа и имеют три лопасти. Женское сарматское захоронение раскопано у села Васильевка Старобешевского района. Среди находок выде­ляются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаруже­ны фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь бое­вого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найде­ны в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. Этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник - катафрактарий. Катафракта - действующая в сомкнутом строю тяжелая конница. Римляне взяли на вооружение это сарматское военное новшество. Жизнь кочевых сармат отличалась стабильностью на протяжении нескольких веков. Сарма­ты продолжали господствовать во всем Северном Причер­номорье и с наступлением новой эры.


1) показывать на карте территорию расселения киммерийцев и скифов;

2) характеризовать основные занятия скифов, их образ жизни достижения культуры, основные этапы истории Скифского государства;

3) сравнивать образ жизни и достижения материальной и духовной культуры первых кочевых народов, с которыми связана история Донецкого региона;

4) называть и описывать скифские курганы, найденные на территории Донецкого края.

В период раннего железного века(1 тыс. до н.э. – первые века н.э.) развернулось так называемое великое переселение народов, когда целые народы снимались с мест и отправлялись в путь в поисках лучших условий жизни. Двигались они преимущественно с востока. В поисках пастбищ для скота они направлялись на запад, нередко с помощью силы, пробиваясь сквозь занятые другими племенами территории. Двигались они с табунами животных, везли с собой семьи, пожитки. Кибитки, юрты кочевых племен на многие столетия стали неотъемлемой частью пейзажа степи. С IX в. до н.э. донецкие степи более чем на 15 столетий заселяют кочевники.

Киммерийцы

Основой хозяйства киммерийцев было коневодство. Они вели подвижный образ жизни, поэтому на территории Донецкого региона известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах эпохи бронзового века, иногда возводили свои насыпи. В могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи, наконечники стрел, редкие украшения из золота, иногда дорогую посуду, биметаллические (т.е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка (часть современного Артемовского района), раскопанное в начале прошлого века Городцовым В.А. Здесь найдены бронзовые удила, налобный венчик из бронзы

– признак воина. Киммерийские воины носили в левом ухе золотую серьгу. Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка, Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие вещи из киммерийских погребений были привозными с запада (посуда) и Кавказа (мечи, украшения).



Изображение киммерийцев на греческих вазах Реконструкция внешнего облика киммерийцев

Киммерийцы были воинственным кочевым народом. Вооруженные мечами, копьями и кинжалами, с луками и стрелами, верхом на лошадях они ходили в далекие походы, достигая границ современных Армении, Турции и проникая вплоть до Малой Азии. Например, ассирийские клинописные глиняные таблички содержат сведения о разгроме киммерийцами в 714 г. до н.э. урартского царя Русы I.

Главной их силой была конница. Всадники имели на вооружении мечи, молоты, боевые дальнобойные луки. Киммерийцы первыми на этих землях научились плавить железо и изготавливать из него орудия труда и оружие.

Эти воинственные древние жители степи жили племенами, которые объединялись в племенные союзы. Во главе каждого стоял царь. Нам известны имена трех киммерийских царей. Это Лигдамис, Теушпа и его сын Сандакшатру. На короткое время киммерийцы даже создали свое государство. Ассирийцы называли страну киммерийцев в Малой Азии Гаммир. Господствовали киммерийцы в донецких степях до VII в. до н.э., пока с востока не пришли скифы. Вождь Лигдамис под натиском скифов повел свой народ на поиски новой родины. Двигаясь вдоль побережья Черного моря, киммерийцы дошли до Малой Азии, где и остановились. В бою с настигшими их скифами Лигдамис погиб.




Таким образом в VII в. до н.э. киммерийская культура Северного Причерноморья постепенно сменяется скифской.

· Когда на территории нашего края появились и расселились киммерийцы? Из каких источников нам известно о киммерийцах?

Скифы

? Киммерийцы. Скифы: расселение, занятия. Скифо-персидская война. Великая Скифия. Материальная культура и духовный мир скифов. Скифские курганы в Донецком крае.

Ø Изучая эту тему, вы научитесь:


1) показывать на карте территорию расселения киммерийцев и скифов;

2) характеризовать основные занятия скифов, их образ жизни достижения культуры, основные этапы истории Скифского государства;

3) сравнивать образ жизни и достижения материальной и духовной культуры первых кочевых народов, с которыми связана история Донецкого региона;

4) называть и описывать скифские курганы, найденные на территории Донецкого края.

В период раннего железного века(1 тыс. до н.э. – первые века н.э.) развернулось так называемое великое переселение народов, когда целые народы снимались с мест и отправлялись в путь в поисках лучших условий жизни. Двигались они преимущественно с востока. В поисках пастбищ для скота они направлялись на запад, нередко с помощью силы, пробиваясь сквозь занятые другими племенами территории. Двигались они с табунами животных, везли с собой семьи, пожитки. Кибитки, юрты кочевых племен на многие столетия стали неотъемлемой частью пейзажа степи. С IX в. до н.э. донецкие степи более чем на 15 столетий заселяют кочевники.

Киммерийцы

Основой хозяйства киммерийцев было коневодство. Они вели подвижный образ жизни, поэтому на территории Донецкого региона известны исключительно по погребениям и кладам. Своих поселков у них не было. Умерших хоронили в курганах эпохи бронзового века, иногда возводили свои насыпи. В могилах находят бронзовые удила, детали конской сбруи, наконечники стрел, редкие украшения из золота, иногда дорогую посуду, биметаллические (т.е. сделанные из железа и бронзы) мечи и кинжалы. Особой известностью пользуется киммерийское погребение у села Черногоровка (часть современного Артемовского района), раскопанное в начале прошлого века Городцовым В.А. Здесь найдены бронзовые удила, налобный венчик из бронзы

– признак воина. Киммерийские воины носили в левом ухе золотую серьгу. Погребения этого времени обнаружены также у сел Луганка, Веселая Долина, Камышеваха Артемовского района. Многие вещи из киммерийских погребений были привозными с запада (посуда) и Кавказа (мечи, украшения).



Изображение киммерийцев на греческих вазах Реконструкция внешнего облика киммерийцев

Киммерийцы были воинственным кочевым народом. Вооруженные мечами, копьями и кинжалами, с луками и стрелами, верхом на лошадях они ходили в далекие походы, достигая границ современных Армении, Турции и проникая вплоть до Малой Азии. Например, ассирийские клинописные глиняные таблички содержат сведения о разгроме киммерийцами в 714 г. до н.э. урартского царя Русы I.

Главной их силой была конница. Всадники имели на вооружении мечи, молоты, боевые дальнобойные луки. Киммерийцы первыми на этих землях научились плавить железо и изготавливать из него орудия труда и оружие.

Эти воинственные древние жители степи жили племенами, которые объединялись в племенные союзы. Во главе каждого стоял царь. Нам известны имена трех киммерийских царей. Это Лигдамис, Теушпа и его сын Сандакшатру. На короткое время киммерийцы даже создали свое государство. Ассирийцы называли страну киммерийцев в Малой Азии Гаммир. Господствовали киммерийцы в донецких степях до VII в. до н.э., пока с востока не пришли скифы. Вождь Лигдамис под натиском скифов повел свой народ на поиски новой родины. Двигаясь вдоль побережья Черного моря, киммерийцы дошли до Малой Азии, где и остановились. В бою с настигшими их скифами Лигдамис погиб.

Таким образом в VII в. до н.э. киммерийская культура Северного Причерноморья постепенно сменяется скифской.

· Когда на территории нашего края появились и расселились киммерийцы? Из каких источников нам известно о киммерийцах?

1. Ранний железный век

  • Утверждение железа как распространенного металла на землях Украины состоялось в 7 в. до н. н.э., о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок.
  • Появление железных орудий труда и оружия повлекла бурное развитие хозяйства и военного дела.
  • Земледельческие племена начали применять железный плуг , с помощью которого можно было вспахать больше земли, а значит - собрать лучшие урожаи.
  • Скотоводы степи за те сутки зажили кочевой жизнью, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли. Они научились ездить верхом на лошадях и преодолевали на этих быстроногих животных огромные расстояния.
  • С изобретением железа скотоводы-кочевники превратились в непобедимых воинов. Историю воинственных кочевников на наших землях основали киммерийцы

2. Киммерийцы

Свидетельство источников о киммерийцев

Киммерийцы - воины

  • Все письменные упоминания о киммерийцев связанные с их военными походами.
  • Войско киммерийцев состояло из подвижных отрядов всадников.
  • Как свидетельствуют археологические находки, киммерийцы для своего времени были непревзойденными мастерами военного снаряжения.
  • Главным оружием киммерийских воинов был мощный дальнобойный лук. В ближнем бою они применяли железные мечи длиной более метра.
  • О совершенстве конского снаряжения киммерийцев свидетельствует тот факт, что его позаимствовали тогдашние народы.

Для истории народов, проживавших на землях Украины в давние времена, это обстоятельство важна тем, что именно киммерийцы были первыми, кто из жителей Степи научился производить железо, вот почему с ними связано начало железного века на наших степных просторах.

Образ жизни киммерийцев

  • Киммерийцы были первым народом на украинских землях, которого исследователи называют кочевым .
  • Киммерийцы не строили жилищ, а их жизнь пробежало в бесконечной путешествии степью или верхом на лошадях или в кибитках, запряженных волами. Основой их хозяйства было коневодство . То, чего не могли дать лошади, киммерийцы завоевывали

3. Походы киммерийцев против земледельцев Лесостепи. Чернолесская культура

Военные походы киммерийцев донимали не только народам Ближнего Востока. Царя в причерноморских степях, они не могли обойти мира земледельцев Лесостепи. На землях от среднего Днестра на западе до среднего течения Ворсклы на востоке в те времена жили многочисленные племена, которые археологи называют носителями чернолесской культуры

  • Свое название культура получила от великого Черного леса в верховьях реки Ингулец, где было найдено ее достопримечательности
  • Археологические находки свидетельствуют, что они выращивали просо, ячмень, рожь, пшеницу. Урожай собирали бронзовыми серпами и хранили его в специальных ямах, сделанных в пол жилищ.
  • Зерна собиралось достаточно, чтобы содержать большое поголовье свиней. Кроме того, чорнолисци разводили коров, коз, овец, лошадей.
  • Но больше всего поражает мастерство чернолесских кузнецов. Археологам посчастливилось найти стального меча длиной 108 см.
  • Первых нападений киммерийцев чорнолисци потерпели уже изначально их господства в Степи. Но наиболее острым это противостояние было в 8 ст. до н. н.э. Именно тогда возникли мощная защитная линия по многим крепостей-городищ вдоль Тясмина, а в Черном лесу - опоясан тремя рядами валов и рвов городище
  • Борьба против киммерийцев была жестокой, нападения кочевников заканчивались основном разрушительной пожаром, многие чорнолисцив попадали в плен.
  • Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что в конце 8 ст. до н. э киммерийцы преодолели сопротивление чернолесской населения, проникли в глубь их земель и завладели важными городищами.
  • результате из числа чорнолисцив получили распространение вещи киммерийского образца, прежде оружие и конское снаряжение. И какими непобедимыми воинами казались киммерийцы, в 7 ст. до н. э их господство в Степи прервалось, а сами они рассеялись, покоренные значительно более мощными племенами скифов

4. Скифы: расселение и занятия

В причерноморские степи они пристранствовали из степных районов Предкавказья. Как и киммерийцы, скифы были кочевниками , основу хозяйства которых составляло коневодство .

5. Великая Скифия

Скифский царь Атей

  • Наивысшего подъема Великая Скифия достигла в 4 ст. до н. э во времена царя Атея
  • Из греческих источников узнаем, что царь-воин покорил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона.
  • Свидетельством могущества Атея было чеканки им собственной монеты
  • Атей вел активную захватническую политику. Это и привело противостояние Великой Скифии с Македонской государством, именно тогда набирала силы и стремилась новых земель.
  • В битве против македонцев во главе с царем Филиппом (отцом Александра Македонского) 339 г. до н. э столетний Атей погиб

Упадок Великой Скифии

  • В 4-3 вв. до н. э положение Скифии внезапно ухудшилось. Безвозвратно исчезли степные скифские памятники.
  • Причинами упадка скифского государства исследователи считают высыхания степей, упадок хозяйственной жизни Лесостепи за жестокого использования его ресурсов.
  • Великая Скифия перестала существовать.
  • Однако сами скифы не исчезли с исторической арены: они отошли на юг и создали две Малые Скифии. Первая - в Нижнем Подунавье, вторая - в степном и предгорном Крыму со столицей Неаполем

Духовный мир Великой Скифии

6. Сарматы

Владычество сарматов в Причерноморских степях продолжалось почти 600 лет. Положили ему конец германские племена готов и нашествие новых кочевников - тюркоязычных гуннов

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Эпоха бронзы и раннего железа на территории Украины (вторая половина III - начало I тыс. до н.э. Мир кочевников и мир цивилизаций)

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Великая Скифия

Древние цивилизации. Киммерийцы, скифы и сарматы


Украинские земли в III - I века до н.э.

dongeosociety.ru

Народ, живший в Северном Приазовье в первой половине первого тысячелетия до новой эры. О них крайне мало известно, лишь некоторые клочки истории древнего кочевого народа. Письменные свидетельства о киммерийцах сохранились лишь у имевших письменность народов непосредственно входивших с ними в соприкосновение: в хрониках ассирийцев, в урартских текстах и у античных авторов. У нас захоронение киммерийского времени было обнаружено археологами в одном из культурных слоев в имеющем мировую известность Васильевском кургане.

Что говорит археология

Быт и язык

Гроза древней Азии


Считается, что киммерийцы – это кочевые племена, однако среди них, безусловно, были и полукочевые и даже оседлые. Киммерийцы в начале I тысячелетия до н.э. представляли собой мощную и грозную силу. Известно, что в конце VIII века до н.э. они платили дань Урарту (территория совр. Армении, Турции, Ирана и Азербайджана). Кстати, именно с этого государства советские школьники начинали изучать отечественную историю. В 714 году до н.э. царь Урарту Руса I совершает поход на киммерийцев и терпит сокрушительное поражение. Примерно к этому же периоду относится возрастающая пассионарность киммерийцев. Они постоянно угрожают государствам Передней Азии и Закавказья: Фригии (равно как и выделившейся из его состава Лидии), а также Ассирии (совр. Ирак). Киммерийское войско, полностью состоявшее из конницы, владело новаторской для того времени коннострелковой тактикой. Как известно, стрелять, да ещё и стрелять метко, на коне очень трудно. Киммерийцы, как и монголы – этим владели весьма искусно. Это и обеспечило им военные успехи. Более всего пострадала от киммерийцев Фригия. Скорее всего, в первой четверти VII века до н.э. это государство было разрушено в результате совместных походов киммерийцев и Урарту. В это же время киммерийцы нападают и на столицу Лидии – Сарды, и на греческие города побережья Эгейского моря (которые располагались примерно там, где находятся современные турецкие курорты – Бодрум, Мармарис и др.). Считается, что кочевые и полукочевые племена Передней Азии и Закавказья, а также беглые рабы из Ассирии и Урарту также участвовали в губительных набегах киммерийцев. Впрочем, отношения между кочевниками и государствами Передней Азии и Закавказья далеко не всегда были линейными. В источниках есть сведения о том, что часть киммерийцев была на службе у Ассирии. Также есть данные и о союзе киммерийцев с Урарту. Киммерийцы нанесли значительный урон государствам Передней Азии и Закавказья.

Новая скифская волна

Впрочем, век господства киммерийцев не был длительным. Стремительно захлестнув своими набегами Переднюю Азию и Закавказье киммерийцы сами стали жертвами еще более мощной волны кочевников. Всего через 50-60 лет после вторжения киммерийцев в Переднюю Азию туда же вторгается другая кочевая сила того же, ираноязычного происхождения – скифы. В середине VII века до н.э. скифский вождь Мадий возглавил поход в Малую Азию. Вероятнее всего, этот поход был инициирован ассирийцами, которые пытались таким образом ослабить киммерийцев. Это действительно произошло: в результате столкновения скифы полностью разгромили киммерийцев, но ассирийцам легче от этого не стало. В конце VII столетия до н.э. последние территории некогда большой ассирийской империи были завоеваны Вавилоном при непосредственном участии скифов.

Что осталось после них

Литература 1. Иванчик А.И. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги дискуссии // Вестник древней истории. 1999. № 2.

Читайте также: