Павел 1 в гатчине история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гатчина находилась в сорока верстах от столицы и в двадцати — от Царского Села. В 1770 году гатчинское имение было подарено Екатериной II графу Григорию Григорьевичу Орлову. В то время оно состояло из небольшого господского дома и нескольких чухонских деревушек. Кругом расстилалась болотистая местность с речкой Парицей и двумя озерцами — Белым и Черным; столбовая порховская дорога между ними, с постоялыми дворами и кабаками, была единственным оживленным местом в этой богом забытой глуши, известной лишь завзятым охотникам.

С переходом Гатчины в руки Орлова все изменилось; Гатчина приобрела известность. Близ Белого (или Большого) озера, по плану архитектора Ринальди, Орлов возвел великолепный барский дом с башнями и разбил правильный парк, упиравшийся в столбовую дорогу. На этом строительство прекратилось: граф не хотел портить столь удобные для охоты места.

В 1783 году, после смерти любимца, императрица купила Гатчину для Павла Петровича. С этих пор бывшее орловское имение сделалось любимым местопребыванием цесаревича. За те тринадцать лет, которые наследнику пришлось провести здесь, имение стало образцовым и напоминало уже небольшой городок или, вернее, это был свой, особый мирок, созданный Павлом в противовес матери, как идеал новой, уже не екатерининской, а павловской России. А тем, так сказать, первоэлементом, из которого гатчинский демиург намеревался сотворить свою вселенную, была гатчинская гвардия.

Павловское войско создавалось постепенно. Его ядро составили две команды по 30 человек, набранные из флотских батальонов (цесаревич имел чин генерал-адмирала) для несения караульной службы — одна на Каменном острове, другая в Павловске. Затем эти две команды были пополнены солдатами из других полков, а также вербовкой; офицеры в этих частых были в основном из отставных. В 1796 году в гатчинской гвардии числилось уже 6 батальонов пехоты, егерская рота, 4 кавалерийских полка (жандармский, драгунский, гусарский и казачий), пешие и конные артиллеристы при 12 орудиях — всего 2399 человек; в их число входили 19 штаб — и 109 обер-офицеров. Кроме того, на гатчинских прудах плавала небольшая флотилия.

Екатерина не препятствовала созданию гатчинских войск. Ей, привыкшей к подвигам румянцевских и суворовских чудо-богатырей, маниакальное увлечение сына прусской шагистикой казалось смешным. Она презирала гатчинцев. Во время последней турецкой войны Павел Петрович хотел продемонстрировать боевые качества своих войск и неоднократно просил мать позволить им, под его руководством, принять участие в боевых действиях. Императрица неизменно отказывала ему в этих просьбах. Однажды, выведенный из себя, цесаревич вскричал:
— Что же скажет обо мне Европа?
— Европа скажет,— спокойно отвечала Екатерина,— что вы послушный сын.

За гатчинцами замечалась еще одна характерная черта — они не были любителями порохового дыма. Впоследствии только один из них, генерал Капцевич, заслужил известность храброго офицера. Тем не менее у этой армии были свои герои — люди особого рода, орлы вахтпарадов и рыцари фронта.

В 1792 году Павел Петрович пожелал улучшить организацию артиллерийского дела в своих войсках и искал для этого сведущего артиллерийского офицера. Поскольку охотников до гатчинской службы было немного, он обратился за помощью к командиру Артиллерийского и Инженерного шляхетского корпуса генералу Петру Ивановичу Мелиссино, и тот ответил наследнику, что такой человек у него есть.

4 сентября Аракчеев представился в Гатчине наследнику. Он легко усвоил сложные требования гатчинской службы, казавшиеся многим невыносимыми. На первый вахтпарад он явился безотказным автоматом, как будто век прослужил в Гатчине.

Именно в Гатчине была опробована та система организации артиллерийского дела — создание самостоятельных артиллерийских подразделений и новых орудий, повышение подвижности полевых орудий, широкое применение стрельбы картечью, превосходное обучение артиллерийских команд,— без которой русская артиллерия не смогла бы совершить свои славные подвиги в 1812 году.

На современников Аракчеев производил неприятное впечатление. Действительно, даже по наружности он походил на большую обезьяну в мундире. Он был высок, худощав и при этом сутуловат; на его длинной тонкой жилистой шее можно было изучать анатомию. На большой, безобразной голове выделялись мясистые ломти ушей и нависший над впалыми серыми глазами лоб. Щеки у него были впалые, нос широкий, с вздутыми ноздрями, рот большой. Его лицо представляло странную смесь ума и злости.

Павел Петрович и жаловал любимца и журил крепко. Раз, после одной чрезвычайно бурной служебной взбучки, Аракчеев со слезами вбежал в церковь, думая, что лишь милость Божия может помочь ему остаться на службе. Стоя на коленях и горячо молясь, он вдруг услышал за спиной звон шпор. В страхе он обернулся — так и есть: Павел!
— О чем ты плачешь? — спросил его цесаревич.
— Мне больно лишиться милости Вашего Императорского Высочества.
— Да ты вовсе не лишился ее,— сказал Павел Петрович, кладя руку ему на плечо. — Молись Богу и служи верно: ты знаешь, за Богом молитва, а за царем служба не пропадают!
— У меня только и есть, что Бог да вы! — со слезами выдавил из себя Аракчеев.
Когда они вышли из церкви, цесаревич остановился, внимательно посмотрел на Аракчеева и сказал:
— Ступай домой, со временем я сделаю из тебя человека.

Адаптированный отрывок из моей книги

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги 41001947922532
или
Сбербанк 5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!

Гатчина занимает особое место среди петербургских пригородов. Неповторим облик Гатчинского дворца непохожего на другие загородные резиденции. Огромные размеры, десять башен, стены, облицованные местными известняками, подземный ход, ведущий к озеру, окружают его ореолом романтической загадочности. Единое, неразрывное художественное целое с дворцом составляет Гатчинский парк — один из первых пейзажных парков в России.

Получив Гатчину, Павел Петрович сразу же начал перестраивать быт ее обитателей, рассматривая новое имение в качестве плацдарма для будущих преобразований в масштабах всей страны.


Г.С. Сергеев. Парад на плацу

Через пять дней после своего вступления на престол, 11 ноября 1796 года, Павел I даровал мызе городские права. По мысли императора Гатчина должна была стать образцовым городом Российской империи. Наступил новый этап и в развитии дворца. Ничто теперь не мешало Павлу воплотить в жизнь свою давнюю мечту — перестроить его и перепланировать помещения так, чтобы он соответствовал своему новому статусу — императорской резиденции. Абсолютное большинство работ выполнялось по проектам и под руководством архитектора Винченцо Бренна (1747-1818), творчество которого в наибольшей степени отвечало вкусам его сюзерена.

Приорат заслуживает особого внимания не только с исторической точки зрения, но и как первоклассный архитектурный памятник, а также как постройка, возведенная по уникальной землебитной технологии — из прессованной и просушенной земли.

В 1800 г. императорский двор переехал в Гатчинский дворец в августе и оставался здесь до ноября. В виду придворного траура по случаю кончины великой княжны Марии Александровны, жизнь во дворце той осенью была тихой, в отличие от предыдущего года, запомнившегося пышными праздниками и церемониями. 1 ноября Павел I отправился в Петербург для освящения своей новой резиденции — Михайловского замка. Как оказалось, что уезжая в этот день, он покидал любимую Гатчину навсегда.

Любовь к отцу, постоянное уважение к его памяти подпитывались матушкой, создавшей своеобразный культ своего супруга. Посеянные семена пали в благодатную почву. Николай подхватил идею Марии Федоровны по созданию в Гатчинском дворце мемориала Павла I. Сначала речь шла о сохранении в неприкосновенности его личных комнат на первом этаже Центрального корпуса. Они не только поддерживались в неизменном виде, но и регулярно пополнялись предметами, принадлежавшими покойному императору.

Император Николай I с придворными перед картиной

Несмотря на внимательное отношение к прошлому дворца, пребывания императорской семьи здесь в 1830-е были весьма кратковременны. Значительная часть времени посвящалась различным развлечениям: спектаклям, на которые приглашалось до 300 человек, балам, обедам, охотам в Зверинце. Когда посещение совпадало с военными маневрами, проводившимися в окрестностях Гатчины, Николай Павлович почти никогда не оставался ночевать во дворце, а по окончании увеселений отправлялся в поле к войскам, где для него раскидывалась палатка, в которой он оставался на ночлег. По воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви совершались литургии при участии хора, в котором обязательно пели великие князья и княжны и сам государь.

Первое по-настоящему длительное пребывание в Гатчине относится к 1844 году: с 14 сентября по 21 ноября. Причиной его послужило печальное событие: кончина великой княжны Александры Николаевны. Императорская семья проводила здесь время в трауре и в полном уединении. Именно тогда окончательно стало ясно, что дворец не приспособлен для проживания императорской семьи и двора. Помещения его устарели и физически, и морально. Во дворце длительное время не проводилось серьезных ремонтных работ, поэтому многие апартаменты находились в плачевном состоянии. Кроме того, комнаты императорской семьи уже не соответствовали требованиям комфорта того времени, а залы не могли выполнять представительские функции.

В кратчайшие сроки архитектором Р. И. Кузьминым был подготовлен проект, и уже в декабре 1844 года Николай I подписал указ о перестройке одного из боковых корпусов – Кухонного каре. Весной 1847 года начинаются активные работы в Арсенальном каре, где располагались апартаменты императорской семьи. Арсенальное каре по сути дела превратилось в новый обширный дворец, включавший в себя свыше двухсот помещений. 30 июля 1852 года все вновь отделанные комнаты в Арсенальном каре были освящены, что знаменовало собой окончание работ. Р. И. Кузьмин блестяще справился с поставленной задачей. Не зная истории дворца, можно подумать, что он создавался не десятилетиями, а родился как творение одного мастера. Настолько тактично Р. И. Кузьмин отнесся к достижениям своих предшественников, стараясь оставить все лучшее, что было создано ими, творчески развивая и дополняя их идеи.

Неизвестный художник. Открытие памятника

Совершенно иначе, чем в последние годы николаевского царствования, выглядит картина высочайших посещений при императоре Александре II, который явно никакого интереса к пребыванию в Гатчинском дворце не испытывал. За свое более чем 25-летнее царствование он лишь 5 раз оставался во дворце дольше, чем на сутки. Причем 4 из них приходится на 1856, 1858, 1859 и 1862 годы, то есть на первые годы правления. В 1857 г. в Гатчину была переведена Императорская охота и дворец интересовал императора чаще всего как место кратковременного отдыха или ночлега при выездах на охоту.

Свою роль сыграло, безусловно, и стремление обеспечить собственную безопасность. Охрана дворца была организована очень тщательно. Ежедневно осматривались все подвалы, чердаки и внутренние комнаты. Переходы из Кухонного каре в Центральный корпус были опечатаны. В Арсенальное каре был оставлен только один вход. Рабочие пропускались во дворец только по пропускам с фотографией (что было новшеством) и после тщательного осмотра. В ведомости постов городовых, назначенных для охраны Гатчинского дворца и парка, датированной сентябрем 1881 г. насчитывалось 34 (!) поста. Помимо дворцовой полицейской команды караул во дворце несли воинские части. Прежде всего, это Кирасирский полк, квартировавший в Гатчине.

И.А. Тюрин. Портрет императора Александра III

Переезд в Гатчину императорской семьи состоялся 27 марта 1881 года. Государственная деятельность с отъездом государя из столицы не остановилась ни на одну секунду. Был организован специальный поезд из Петербурга в Гатчину. Сюда приезжали министры на прием, здесь представлялись императору. Кроме того, активно использовались достижения технического прогресса конца XIX века, в первую очередь телеграф и телефон.

Смерть императора Александра III в 1894 году явилась судьбоносным рубежом не только в истории Российской империи, но и в жизни Гатчины. Дворцово-парковый ансамбль, за тринадцать лет его царствования приведенный в идеальное состояние, сохранив статус императорской резиденции, редко видел нового монарха. Николай II в Гатчине бывал эпизодически, приезжая в основном на охоту и для встреч с матерью. Не проходило здесь и крупных мероприятий государственного уровня: больших приемов, торжеств.

Свои гатчинские будни императрица делила между приемами официальных особ, прогулками по парку и городу, развлечениями в узком кругу приближенных лиц, которые устраивались, как правило, вечером или в праздничные дни. Много времени Мария Федоровна тратила на благотворительность, богоугодные и учебные заведения, чем традиционно занимались все российские императрицы. Первым событием общегородского масштаба в царствование императора Николая II явилось празднование в 1896 г. столетия со дня дарования императором Павлом I Гатчине городских прав. 10 ноября, накануне юбилея, в Гатчинском дворце состоялся прием делегации города императорской семьей.

К. В. Лемох. Портрет великого князя Михаила

А в истории бывшей императорской резиденции наступили новые времена…

Вдовствующая императрица Мария Федоровна,
великая княгиня Ксения Александровна,
великий князь Михаил Александрович
и великая княжна Ольга Александровна
в Собственном саду. 1898. Фотограф А. И. Смирнов.
Государственный архив Российской Федерации.

Большой Гатчинский дворец

История Гатчинского дворца

Гатчинский дворец 1845-1858гг. Литография рисунок: Иосиф Шарлемань, гравер: Карл Шульц

Когда-то на месте нынешнего Гатчинского дворца располагалась мыза, небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II, чтобы сделать подарок графу Григорию Орлову. Он был фаворитом императрицы и отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Но столь дорогой подарок был не только знаком внимания, но и благодарность. Григорий Орлов был одним из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол. Через год, в 1766 году было начато возведение дворца.

Строительство дворца в Гатчине

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

Собственная роскошная резиденция была давней мечтой графа, поэтому он с воодушевлением приступил к работам. Вместе с императрицей они пригласили архитектора из Италии – Антонио Ринальди, который строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего Исаакиевского собора, Мраморного дворца, и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме. Архитектор разработал проект, в котором удивительно гармонично сочетались дух русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. В результате его работы Гатчинский дворец стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга.

Архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой три этажа, по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придают дворцу средневековый шарм. На одной из башен, той, что располагается на юге, были установлены часы, на другой же, северной, возвышался громоотвод.

Полуциркульные галереи соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными каре, Кухонным и Конюшенным. У каждого из них был собственный внутренний двор и восьмиугольные башни.

Для облицовки дворца использовали парицкий известняк, названный так из-за деревни, в которой он добывался. Вестибюль и парапет облицовывали пудостским камнем. В настоящее время доподлинно неизвестно, каким было внутреннее убранство дворца в период владения им графа Орлова, так как описи его имущества были потеряны.

Хозяин недолго прожил в своей резиденции, он умер всего через 2 года после окончания строительства – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка сыну – князю Павлу Петровичу.

Дворец при Павле I

Открытие мемориала Павла I в Гатчине

Павел Петрович, будущий Павел I, не сразу принялся за работы в Гатчине. В это время он занимался возведением личной резиденции, названной в его честь Павловском, и не имел свободных средств, которые можно было бы вложить во дворец. Павел смог заняться делами в Гатчине только после окончания большей части работы в Павловске, это случилось в 1790-х годах.

Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. Было решено, что архитектор надстроит оба одноэтажных каре до трех этажей, а также создаст в них жилые помещения. Кроме того, в его задачи входило перестройка колоннады, открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Конюшенное каре было переименовано в Арсенальное, в нем были обустроены комнаты для семьи Павла I, работы начались в 1797 году. Изменения затронули и придворцовую площадь, которая стала плацем, обнесенная бастионной стеной. Рядом был обустроен Собственный сад.

Император Павел был убит в 1801 году, а дворец перешел в собственность его жены. Она велела внести небольшие изменения – было переделано внутреннее убранство, а также оборудованы помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который провел масштабную реконструкцию.

Период до революции 1917 года

Император Николай II и императрица Мария Федоровна принимают парад полка перед Гатчинским дворцом

Николай I велел перестроить каре, которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус, и он перестал выделяться. Поэтому к башням, располагавшимся по бокам от основной части, пристроили еще один этаж.

Кроме этого перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, разобраны старые бастионы и построены новые.

Эти серьезные изменения стали последними – в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I, в дальнейшем он стал символом всей Гатчины – статую нередко можно встретить на сувенирной продукции.

В 1880-х годах в Гатчинский дворец провели электричество, телефон, новая канализация и водопровод, а отопление изменили с печного на калориферное.

Дворец Павла 1 в Гатчине после революции

После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем, и уже в 1918 году он был открыт. Сохранились данные, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. В 1926 году внутреннее убранство, как мебель, ковры и скульптуры, было вывезено. Планировалось, что позже имущество будет продано. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге был один из самых крупных пригородных музейных учреждений.

Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны

Гатчинский дворец во время оккупации, 1943г.

Как только стало известно об объявлении войны, работники стали готовиться к налетам. Дворец и другие строения на территории дворцово-паркового ансамбля были подготовлены к атакам настолько, насколько это было возможно. 24 августа 1941 года было значительно повреждено Арсенальное каре, а немногим позже бомба нанесла ущерб двору.

Все ценности работники музея вывезти не успели, подальше от центральной России было отправлено только 4 эшелона, и еще 1 – в Петербург. Все, что осталось – укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.

Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.

Послевоенная реконструкция

Хоть к реконструкции принялись почти сразу после окончания войны, работы нельзя было назвать восстановительными. Делалось все, чтобы здание можно было использовать. Поврежденные барельефы закрывались металлическими щитами, ремонтировались перекрытия между этажами, окна, крыша.

Не шло речи о воссоздании музея, так как власть не считала это рентабельным. Все предметы и ценности, которые удалось сохранить, были распределены между 24 музеев на территории СССР. До сих пор сотрудники возвращают их в родные стены, и не всегда успешно.

Изменить это удалось А. С. Елкиной – главной хранительнице музея Дворцового парка. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкции. Работы начались в 1976 году, и уже в 1985 году первые интерьеры были открыты для гостей.

Гатчинский дворец восстанавливается и по сей день, только с 2006 года финансирование реконструкции стало существенным. Сейчас гости могут увидеть немало красивых помещений, но немалую работу только предстоит проделать реставраторам.

Архитектура Гатчинского дворца

Архитектура Гатчинского дворца

Архитектура дворца в Гатчине органично сочетает элементы, характерные для европейских средневековых замков и классической русской императорской загородной резиденции. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.

Гатчинский дворец вид сверху

Образ дворца строгий, лаконичный, но интересный. Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга.

Архитекторам удалось совместить и легкость загородного дома, и мощь укрепленного замка.

Интерьеры дворца

Мраморная лестница в Гатчинском дворце

На интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных архитектора – Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены.

Ознакомится с интерьерами Гатчинского дворца и узнать о главных достопримечательностях и выставках Вы можете при помощи интерактивного плана дворца

Схема достопримечательностей Гатчинского дворца
Офицер кирасирского полка в Гатчине 1822-1914

К сожалению, во время войны были уничтожены интерьеры всех помещений без исключения, а их реставрация длится уже более 44 лет.

На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых воссозданы интерьеры, а также создана тематическая экспозиция.

 Аванзал в Гатчинском дворце

Подземный туннель в Гатчинском дворце

Где находится Гатчинский дворец

Адрес Большого Гатчинского дворца – Красноармейский проспект, 1.

Великий князь и император Павел, его жизнь в Гатчине

Музей

История


Можно только пожалеть о том, что описания Гатчины знатными свидетелями того времени очень немногочисленны. Это объясняется тем, что иностранцы, оставившие свои мемуары, были в большей степени покорены блеском большого Двора, и меньше интересовались Гатчиной, где великокняжеская чета вела тихую и довольно уединённую жизнь. В основном, это воспоминания лиц, служивших в ближайшем окружении цесаревича и в его любимых гатчинских войсках.

Скажем несколько слов об убранстве самого Гатчинского дворца. После князя Орлова Павел старательно перестраивал и переделывал его, конечно, не без участия хорошо образованной и обладавшей отменным художественным вкусом Марии Фёдоровны. Поэтому, её влияние на Павла Петровича в этом смысле бесспорно и неудивительно. Хотя Павловск, где они жили прежде, и был ближе её сердцу, но и в Гатчине можно было найти многое, что отражало её вкус.

Известно, что она любила художество, сама много творила, близко сотрудничала с архитекторами и художниками, строившими её дома. Выросшая в великолепных дворцах Монбельяра и Этюпа, она, в частности, сохранила вкус и пристрастие к хорошей мебели. Кстати, мебель – столы, комоды, стулья – цесаревич и его супруга покупали на собственные деньги (чтобы не обращаться к Императрице). К сожалению, многое из этой мебели не сохранилось до наших дней.

Не забудем, что они только что объехали самые просвещённые дворы Европы, и видели торжественную пышность дворцовых зал, в которых красивая мебель и многочисленные предметы искусства придавали изящное благородство этим залам.
При этом, в обустройство собственных покоев Павел внёс простоту и строгость.

Остаётся только сожалеть, что многие очень ценные воспоминания не сохранились. Так, дневник Императрицы Марии Фёдоровны, который она самым тщательным образом вела всю жизнь, был сожжён, во исполнение воли матери, рукой её сына, Николая Павловича. Поэтому мы имеем весьма скудные сведения об убранстве Гатчинского дворца времени правления Павла I.
После кончины Императора полновластной хозяйкой Гатчины стала Мария Фёдоровна, которая часто и подолгу жила там. Она благоговейно чтила память покойного супруга, бережно хранила его вещи, и, конечно, за время своей жизни, старалась сохранить Гатчину в том виде, как её любил покойный государь. В первую очередь, это относится к тем комнатам дворца, которые занимал сам Павел I. В тех же помещениях, которые занимала она сама, там, где она жила, принимала, то за многие прошедшие годы, вероятно, были произведены различные изменения, продиктованные изменившимися вкусами, модой, да и просто потребностями жизни.

После кончины вдовствующей Императрицы Марии Фёдоровны в 1828 г. Гатчина оказалась в определённой опасности: некому было сохранять былую красоту и величие. Николай Павлович попытался перестроить и переделать дворец для себя, вышло плохо. Через несколько десятилетий ещё один Император – Александр III тоже сделал Гатчину местом пребывания для своей семьи. И хотя комнаты первых державных хозяев дворца претерпели при этих переделках небольшие изменения, многие помещения совершенно утратили характер XVIII столетия.

Материал подготовила Т. Л. Просина,
хранитель музейных предметов

Читайте также: