Паустовский телеграмма отношение насти к матери смысл названия рассказа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Словарная работа: эпиграф - изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

Зарубка - отметка рубящим предметом на чем-либо.

Интерьер - внутреннее помещение в здании

Художественная деталь - изобразительная или выразительная подробность изображенного художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной.
К. Батюшков

1. Слово учителя

Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ “Телеграмма” дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском “Я”, выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и др. худ. средств. Постижение авторской позиции - дело нелегкое, особенно если голос автора, как в “Телеграмме” почти не слышен. Наша задача на уроке - проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, “в тайну личности” писателя, понять своеобразие его таланта. В этом нам поможет еще одно произведение с “подробностями текущей жизни” Паустовского “Золотая роза”. Сопоставляя эти произведения, мы увидим, что писатель, “отбирая” факты действительности, “с помощью воображения творит подобие жизни”: что “творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее”. Паустовский продублировал рассказ “Телеграмма” описанием реальных событий своей жизни, тем самым показал, как писатель из большого житейского материала “выкраивает” рассказ.

2. Реализация домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с отрывком из произведения Паустовского “Золотая роза” “Зарубки на сердце”.

Что такое зарубка? Рубящим предметом, т.е. должна быть боль.

- Как вы понимаете выражение “зарубки на сердце”? (Что-то оставило неизгладимый след, болезненный след)

-Как построил автор свое произведение для того , чтобы и у нас остались “зарубки на сердце”? ( Рассказ разделен на 4 части 1 часть о матери, 2 часть о дочери, 3 часть - телеграмма 4 часть играет роль эпилога. Основные действия уже закончены: мать умерла и похоронена чужими людьми, односельчанами; дочка не успела приехать не только увидеться с ней, но и на похороны, Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже “зарубка на сердце”)

3. Работа с текстом

Давайте сравним воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор, а что оставил прежним? Какие эпизоды писатель домыслил в рассказе? (Жизнь Насти Петербурге)

а) Постижение авторской позиции.

В воспоминаниях мы видим присутствие автора, слышим его голос, а в “Телеграмме” повествователь как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем начало.

- Подумайте для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность произведения)

Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвлении природы текст (начало), создается ощущение, что этот нагоняющий тоску месяц будет длиться вечно)

Обратите внимание, что фразы здесь короткие и от них веет каким-то холодом, безысходностью. И из этого ритма выделяется предложение о подсолнечнике.

- Почему именно “подсолнечник”, а не “подсолнух”, как говорят в деревне? (Подсолнечник как теплое маленькое солнышко на фоне серого, черного неба)

- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне “стало еще труднее вставать по утрам” (значит и без того было, трудно))

- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? (“Горький запах” нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар (текст))

Чтение фрагмента “Золотой розы” (текст “Много было примет осени, но я не старался их запомнить. Одно я знал твердо - что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова”).

- В чем отличие душевного состояния автора в рассказе от состояния в “Золотой розе”?

Вывод: В фрагменте душевное состояние автора легко, умиротворенно и гармонично. В “Телеграмме” сохранено звучание осенней горечи, но горечь эта утрачивает легкость и радость бытия и становится “горем горьким, страданием неписаным” ласковой старушки к которой смерть забыла дорогу.

Мотив одинокого увядания-умирания пронизывает весь рассказ с первых строк: “. все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора”. Так же долго, тихо и тяжело доцветала жизнь сгорбленной маленькой женщины.

б) Роль художественных деталей в тексте.

К.Г. Паустовского считают мастером художественной детали.

Подумайте какой смысл заключен в данных выражениях? (Чтение учащимся)

1. Текст “Манюшка шмыгая носом. одна жестяная пустота” (одной стороны, в этом словосочетании смысл обычной - жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота - Настя не находит времени написать - матери долгожданное письмо, жестяная пустота - бездушие, неоправданная жестокость дочери)

2. Текст “Керосиновый ночник вздрагивал… как дожить до утра”.

(Ночник - “единственное живое существо”, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия)

3. Текст “Она задохнулась …. от этой бесприютной, ветреной ночи”. (Дерево воспринимается как живое Катериной Петровной. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: “некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”. Кроме того каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины - глубины ее тоски по дочери)

Вывод: С помощью художественной детали автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев.

4. Характеристика Катерины Петровны.

а) Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

б) Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.

(Прошлое в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Это была счастливая и насыщенная жизнь, отсвет ее в эскизе к “Неизвестной” Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они могли бы скрасить ее одиночество. Автор своим подтекстом подчеркивает, что “сумрачно” не только в опустевших комнатах, но и в душе героини)

Мотив памяти - основной в рассказе. Прошлое просачивается в повествование исподволь, точными и характерными штрихами. В подтексте “Телеграммы”, как тоненькая жилка на виске вылепленного скульптором Тимофеевым Гоголя, бьется мысль о бесконечном течении бытия, о единении людей, не предающих памяти. Приметы былого, которыми Паустовский насыщает свой рассказ, должны связывать прочной нитью век 20 (время жизни Насти) и век 19 (время жизни ее деда). Но нить рвется? Горькая одинокая смерть Катерины Петровны символизирует разрыв человеческой памяти. Уходящая культура 19 века умирает вместе с хозяйкой ветхой усадьбы, похороны, которой будто прощание с веком Пушкина, Тургенева, Гюго, Крамского, (текст “Золотая роза” Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг ее ног. Из-под него были видны маленькие черные бархатные туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шелковых алых роз был приколот к корсажу. Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, можно было бы подумать, что это лежит молодая и стройная женщина). Отдавая распоряжение о своем смертном уборе героиня помнила о счастливой девической жизни в Петербурге, о том лете, когда жила с отцом в Париже.

в) Для чего Катерина Петровна хранит “сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярскую черную шляпу”, а потом дарит их Манюше? (Все это неслучайно. Дарит эти вещи Манюше, чтобы отблагодарить ее. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Для Катерины Петровны эти милые реликвии - частицы жизни и судьбы.

- Чем эти милые реликвии являются для Маняши? (Для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. “Сдам в утиль,- решила Манюшка, забирала все и уходила”, а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством.

В действительности прототип Манюши - Нюрка не избавлялась от подарков. Нюрка - хозяйственная и практичная девочка не продавала вещи, подаренные Катериной Ивановной. На деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпу с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце) а Маняшка сообщила о своем жестоком решении, сдать вещи в утиль. Насколько этот эпизод характерен для основной идеи рассказа? Это еще раз доказывает одиночество Катерины Петровны)

д) Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывая ей посильную помощь)

Почему она это сделала?

Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны. Композиционный переход оправдан и внешним и внутренним сцеплением событий. Нам хочется узнать, как Настя получила письмо, ее реакцию. Мы хотим увидеть Настю.

- Обратимся к образу Насти.

Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? (Текст). Авторское определение “холодные” глаза контрастно имени. Солнце не может быть холодным. Глаза - зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.

Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам.

а) Настя в мастерской скульптора Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным.

Героиня потрясена. Текст “В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное сиюминутное и осталось главное: мать и ее одиночество”.

- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей Катерины Петровны? И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина, которой - человеческое равнодушие и непонимание)

- Случайна ли цифра 3 во фразе художника Тимофеева: “Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся. ” (3 года страдает от одиночества К.П., 3 года проводит в творческих муках и безвестности скульптор Тимофеев и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, по ее словам, так, что даже “нет времени не то, что приехать, а написать по настоящему некогда”)

б) Выставка Тимофеева.

- Бездушна ли по вашему Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки)

Найдите в тексте глаголы, характеризующие настину жизнь, (“горячилась, доказывала”, хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, “приходила отчаяние”. Неужели это Настя, которая могла за 3 года не написать матери ни одного письма?)

- Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит автор, избегая всяких оценок. (Текст с. 395) Мы видим нежелание Насти ехать. Даже упоминание о материнских слезах выдает настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви нас забывающих в суете повседневности о главном.

- Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь)

- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать)

- Почему Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы)

Чтение эпизода “Настя под “хмурым небом”.

Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы - это слезы очищения. Но с просветлением души приходит и твердое понимание - Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы и людей (текст) Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи)

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (Чти отца своего и матерь твою)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что - ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Вот эту опору и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все-таки пробудилась?

Смысл названия рассказа.

Не забывайте о самых близких, самых родных вам людях, которые так нуждаются в вас, а то может быть поздно. “Будь человеком” - говорит Паустовский. - За добро плати добром!”

4. Домашнее задание: Сочинение. “ Поступок, за который я себя осуждаю”, “ Если бы Настя отправила телеграмму маме, каков был бы текст?”

К.Г. Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам. Это рассказ о том, что люди не ценят самых важных своих близких. Главная героиня старая пожилая женщина, которая ждет свою дочь, когда она приедет. Её жизнь прошла и сейчас она находится с незнакомыми ей людьми, а её дочь уехала в Ленинград к лучшей жизни.

Первую телеграмму отправил, сторож Нине в нем говорилось, что её мама очень сильно больна, и она должна срочно ехать домой, чтобы помочь матери. Нина не сразу прочла телеграмму, потому что была, очень занята на работе она достигла, больших у спехов и её хвалили коллеги и тогда она начала осознавать близость родных и любовь которую они её уделяли все жизнь. Вторую телеграмму отправил тоже сторож, он понимал, что маме Нины становится все хуже и хуже и она может и не дождаться ответа телеграммы от дочери и поэтому он подделывает письмо и читает своей хозяйке. Её маме становится радостно от того что дочь её не забыла но это не так. Тут проявляется его не безразличность, доброта и милосердие.

Смысл этого рассказа в равнодушии человека к его близким, которые любят и стараются для тебя. Ведь сколько в наше время людей, которые не интересуются жизнью своих родных. Главная героиня живет в селе, а её дочь уехала в Ленинград строить свою семью. Её дочь редко пишет маме, и мама сама редко пишет, чтобы не нервировать свою дочь. Становиться очень страшно, когда понимаешь, что близкие от тебя отдаляются, и ты совсем один никому не нужен и не на кого понадеется. Автор хотел сказать, чтобы мы больше уделяли внимания своим близким и любили, их ведь они не вечны, и все когда то заканчивается. Это произведения получило много наград, премий, сотни положительных отзывов от читателей и называли как самый поучительный рассказ о семье десятилетия.

2 вариант

В своём рассказе автор поднял тему важности поддержки родственных связей и заботы о близких людях. Одним из главных персонажей произведения является женщина старческого возраста, живущая в деревне. Её дочь уехала в Ленинград с целью построения карьеры, практически забыв об оставшейся в одиночестве матери.

Когда состояние Катерины Петровны ещё сильнее ухудшилось, Тихон отправил Насте новую телеграмму, которая так и не была прочитана. Сторож, испытывая сочувствие к одинокой старой женщине, написал ей телеграмму собственной рукой, будто бы она прислана дочерью. Катерина Петровна, конечно же, заметила подвох, но не рассердилась, а лишь поблагодарила Тихона за заботу. Женщина умерла, так и не повидавшись с единственной дочерью.

Рассказ Паустовского крайне трагичен и заставляет задуматься о человеческих взаимоотношениях. В жизни бывает так, что родной человек проявляет абсолютное равнодушие, а посторонний – искреннюю человеческую заботу. Девушка Настя уехала из деревни в крупный город, и это вполне нормально, ведь там есть много возможностей. Только это не повод забывать о родной матери, которая вырастила её и бескорыстно любит, несмотря ни на что. Сторож Тихон, будучи простоватым и необразованным мужчиной, оказался намного человечнее.

Это великолепное произведение поучительно для всех нас. Близкие люди часто ссорятся и отдаляются друг от друга, не пытаясь помириться и попросить прощения. Зачастую осознание важности родного человека приходит лишь с его потерей, когда сделать что-либо уже поздно.

Рассуждение

Вот в этом произведении Настя должна была, получив эту телеграмму, бросить всё и ехать к маме. В принципе, так и получилось, вот только открыла Настя телеграмму слишком поздно… Сама убеждала себя, что ещё много важных дел. Вот и опоздала! Ещё ей хотя бы кассир на вокзале помог!

И ещё девушка ведь не отвечала на письма матери, её некогда было написать ответ, но она считала важным регулярно посылать ей деньги. Они старушке особенно не были важны и нужны, она мечтала о дочери рядом. Конечно, никто не идеален, у Катерины Петровны свой характер, о котором вспоминает её дочь. А у Насти идеальный характер? Видно, что это совсем не так.

Ещё важен момент с тем, как Тихон пытался обмануть Катерину Петровну, будто дочь всё-таки ответила, пообещала приехать. Как старушка поняла правду? По поведению Тихона, по словам, которые не использовала бы дочь? Главное, что не поверила, но оценила старания Тихона помочь.

Все мы живем своей жизнью, суетимся, но в глубине души опасаемся, что вот сейчас принесут какую-нибудь телеграмму, и всё рухнет. Лишь бы с близкими всё оказалось в порядке. Нужно надеяться только на лучшее!

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия рассказа Телеграмма

Популярные сегодня темы

Мой родной город – Москва. Здесь я родилась, живу и учусь. С уверенностью могу заявить, что лучше города вы ни за что не отыщете на всей планете Земля.

Согласно законам окружающего мира, каждое время года узнаваемо благодаря приметам, которыми их щедро наделила природа.

Солнечные зайчики переливаются через густую зеленую листву. Почки на деревьях превратились в плоды и теперь аппетитно поглядывают с ветвей. Мимо летают стрекозы и бабочки

Если обратиться к сюжету, то здесь речь идет о двух телеграммах. Первую посылает сторож Тихон Насте с уведомлением того, что ее матери очень плохо, и поэтому она должна срочно приехать. Девушка была слишком занята работой и редко писала письма домой. Когда Катерина Петровна отправила ей последнее свое письмо, она даже не сразу его прочла. На работе она достигла определенных успехов, ей даже аплодировали на мероприятии, но девушка уже начала осознавать, что совершила непростительную ошибку по отношению к родному человеку.

Вторую телеграмму пишет тот же Тихон. Он увидел, что Катерине хуже и она не дождется телеграммы от дочери, и поэтому подделывает уведомление. Мужчина был малообразован и его подлог был очевиден, но Катерина Петровна поблагодарила его за доброту. И это было действительно проявлением нестоящего милосердия. Простой малообразованный мужик преподал многим урок человечности.

Очень страшно, когда родные люди так отдаляются, когда родная дочь проявляет равнодушие к матери. Можно понять Настю, почему она уехала с глухого села – там не было для нее перспектив. Почему она не забрала с собой мать? Автор дает нам ответ. Катерина не могла бросить дом, который построил еще ее отец, ведь она хорошая дочь.

В этой ситуации сложно кого-то винить. Настя имела право уехать, но не имела права забывать о родном человеке. Ведь Катерина Петровна не ждала многого – хотя бы иногда ее видеть дома, читать от нее письма. Но Настя забывала даже об этом. Как ни странно, больше участия в жизни главной героини принимают чужие люди – соседская девчонка и сосед Тихон. Они показывают пример того, каким должен быть настоящий человек.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок родной литературы(русской).

Ход урока

- Запишите число и тему нашего урока :

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0206/0010a3d5-43bf4001/img11.jpg

- О чем это произведение (тема), как вы думаете?

- О взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери, т.е. родителей и детей.

- Назовите главных действующих лиц рассказа.

- Мать – Катерина Петровна,

- Давайте рассмотрим, какова композиция рассказа? Как взаимоотношения матери и дочери отражены в композиции рассказа?

http://player.myshared.ru/6/556189/slides/slide_2.jpg

-Запишите в тетради композицию рассказа.

- Сначала рассказывается о жизни Катерины Петровны, потом о жизни Насти в Ленинграде, а потом о смерти матери.

-Составьте план рассказа.

3Эпилог. (Смерть, похороны)

-Запишите план в тетрадь.

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей.

А всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять заботу о них, стараются ли быть с ними ласковыми со стариками?

Поговорим сегодня об этом.

- С чего начинается рассказ? Какая картина нам представляется? (Дети читают из текста описание.

Мрачная, грустная печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих.

- Какие детали интерьера дополняют грустное настроение?

- Какова роль пейзажа в произведении? Для чего автор начинает свое повествование с таких зарисовок?

Автор настраивает читателей на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны.

- Что вы узнали о хозяйке дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково душевное состояние?

- Что же поняла К.П. во время непосильной прогулки?

- Что дни ее сочтены.

- Дальше автор переносит нас в Ленинград, где живет Настя, дочь К.П. Расскажите, как живет Настя, каков род ее занятий, какой ее видят окружающие люди? Как Настя относится к своей работе?

http://player.myshared.ru/6/556189/slides/slide_9.jpg

- Настя получает письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (

Спрятала в сумочку: раз пишет – значит жива).

Кто дает оценку ее поступку?

Через слова Гоголя мы чувствуем отношение автора к происходящему). А почему Гоголь сравнивает Настю с сорокой?

Скорее всего автор этим сравнением хочет передать беспечность Насти, тягу ко всему красивому, блестящему…

Выв од: Настя беззаботна, равнодушна. Она слишком увлечена любимым делом, отгоняет от себя мысли о доме, о матери.

- Найдите разоблачительный эпитет во внешности Насти.

- Настя готова помочь Тимофееву? Докажите, что она не намерена отступать. (Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека от безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устроить выставку Тимофеева).

- Выставка удалась? Чья это заслуга?

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Имеет ли свою выгоду она? Бескорыстна ли она?

Нет. Настя - карьеристка. Все говорили, что этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали.

- Во время выставки она получает телеграмму. Как Настя ведет себя? Какая Катя умирает?

- Ребята, а кто пробудил ее сознание? Давайте прочитаем отрывок.

- Что на самом деле заставило ее почувствовать, как она нужна маме?

Совесть . Гоголь – это Настина совесть.

Найдите глаголы, которые показывают динамику пробуждения совести в Насте.

- Сможет ли Настя когда-нибудь простить себя за то, что не уделила матери времени, не вспомнила о ней, не пожалела?

Нет, ей всю жизнь придется нести этот тяжкий крест. Она всю жизнь будет корить себя за то, что не писала маме письма, так редко приезжала к ней, что не поехала тогда, когда получила письмо, ведь, возможно, она успела бы увидеть мать живой и порадовать её. Она не успела даже проводить ее в последний путь, и чужие люди похоронили ее как брошенную, никому не нужную…

Какой вывод мы можем сделать?

- Какова основная мысль рассказа? Какой урок мы можем извлечь из истории, рассказанной Паустовским?

8.Домашнее задание.

-Ко всем из нас придёт старость. Очень важно, чтобы в это время вы не остались одни. Самое страшное наказание в конце жизни-это одиночеств, ощущение себя никому ненужным. Ведь прожив жизнь, мы все много переживаем, стараемся вырастить своих детей, дать всё, что в наших силах. И самое страшное в старости понять, что всё было зря: все усилия, всё, в чём отказывал себе ради детей. Остаться в старости одному, без помощи, без поддержки)—это самое страшное, что может ждать тебя в старости.

Поэтому, я желаю вам, чтобы ваши дети знали, кто их родители, любили их, ценили тогда вы не останетесь одинокими, никому не нужными. Любите своих детей и воспитывайте их так, чтобы в преклонном возрасте они вам были надеждой и опорой.

Читайте также: