Пауль клее биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Пауль Клее (1879-1940 гг.) родился в Берне (Швейцария). В семье преподавателя музыки. Он был музыкально одарён. Играл на скрипке.

В молодости иногда играл в оркестре, чтобы немного заработать. Но решил в музыке карьеру не делать. Считая, что на этом поприще уже Моцарт и Бах достигли вершины. А вот в живописи ещё есть, куда двигаться.

Вот такое взрослое решение ещё совсем юного человека. Как вы понимаете, родители прочили ему музыкальную карьеру. Но Клее настоял на своём. В 23 года он уехал учиться в Германию, Мюнхен.

Ранние работы Клее

Сначала он сосредоточился на технике офорта. Мрачных, гротескных. В духе Капричос Гойи .

Чего только стоит один из известных его офортов. С таким громоздким, но оригинальным названием “Встреча двух людей, каждый из которых убеждён в более высоком положении другого”.

Благодаря увлечению офортами он изобрёл свою собственную технику – гравюру иглой по стеклу. “Портрет эмоциональной дамы” как раз создан в этой технике.

Как Клее стал тем Клее, которого мы знаем

Клее не остановился на полученном в Мюнхене образовании. Он упорно занимался и самообразованием. Так как считал, что “художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом”.

Такими универсалами были художники Эпохи Возрождения . Которые помимо живописи, ещё и на музыкальных инструментах играли, и трактаты писали.

Таковым стал и Клее. Он был и музыкантом, и художником, и писателем. Его дневник, который он вёл всю жизнь, сделал его самым изучаемым художником 20 века. Он же признан самым образованным из своих коллег.

В 27 лет он женится на немецкой пианистке и переезжает вновь в Мюнхен. Его жена будет его единственной женщиной на всю жизнь. При этом их семья была необычна. Она работала, а он сидел дома. Занимался живописью, но его работы ещё не покупали.

Даже когда родился их сын Феликс, жена продолжала работать. Слава настигнет его лишь к 40 годам. До тех пор – материально он зависим от жены. Но это не мешало им быть счастливыми в браке.

В 32 года Клее знакомится с передовыми художниками: Кандинским, Мондрианом. Он находит среди них понимание. Ведь он так же, как и они хочет перенести на бумагу или холст внутреннюю сущность мира. Закрыв глаза на внешнюю оболочку.

С этих пор он стал тем Паулем Клее, которого мы знаем. Тем, кто был убежден: смысл искусства не показывать видимое, а делать невидимое видимым.

Когда вы смотрете в окно, вы видите видимое. Но если вы смените фокус и посмотрите на стекло, только что видимое станет туманным, почти неразличимым. И возможно вне фокуса вы “увидите” нечто другое.

Вот эти миры “вне фокуса” и стремился показать нам Клее. Но с условием, что мы будем включать свою фантазию. Чтобы разглядеть что-то предназначенное лично нам.

Разнообразный Клее

Клее был очень многогранен. Иногда он создавал новый мир, который живет по своим законам. Это было полное отсутствие изобразительности.

Когда смотришь на картину “Шаг”, кажется, что Клее абстракционист.

Но нет. Иногда предметы и объекты реального мира появлялись в его работах. Но лишь, чтобы быть частью другого мира.

За счёт таких картин сюрреалисты назвали Клее одним из своих основоположников.

Но у Клее есть и другие работы. За которые уже примитивисты приняли его за своего.

На самом деле Клее не принадлежал ни одному направлению модернизма. Часто его работы сложно подогнать под конкретное направление.

В беспредметное он уходит редко. Чаще на его картинах мы видим узнаваемые образы. Просто из натуры он убирает все лишнее. “Экономит”, сокращает. Оставляет только главное.

А ещё добавляет музыку. Каждый его цвет – это нота. Полотно – мелодия.

Как сказал поэт Рильке, если бы он не знал, что Клее играет на скрипке, он об этом бы догадался. Настолько живопись художника музыкальна.

Клее ягненок

Пауль Клее. Ягнёнок. 1920 г. 31х41 см. Масло, чернила, картон. Штеделевский художественный музей, Франкфурт-на-Майне, Германия. Staedelmuseum.de

1920 год. Признание

В 20-х годах к Клее приходит слава. Тогда же его приглашают преподавать в Баухаус*. Здесь он воодушевлено внушает ученикам, что лишь духовное и интуитивное важно в искусстве.

Здесь же он преподаёт искусство работы со стеклом. В том числе по созданию витражей. Часть его картин на самом деле похожи на витражи.

Его коллеги вспоминали, что мастерская Клее напоминала лабораторию алхимика. В ней стояло несколько мольбертов. Художник мог часами сидеть в углу с трубкой и медитировать. Потом резко встать и нанести пару выверенных линий или мазков.

Все его работы были заранее продуманы. А исполнение отличалось тщательностью, почти ювелирностью.

Клее был восхищён работоспособностью Ван Гога , который писал по одной картине в 1-2 дня. И также стремился работать, ни дня без линии. В результате он оставил огромное наследие. Более 10000 работ.

Изгнание

1933 год. К власти приходят нацисты. Они вынуждают многих авангардистов покинуть Германию. Единственно верным признается псевдоклассическое искусство. Что-то типа того.

Вернер Пайнер

Картина Вернера Пайнера 1935 года. Germanartgallery.de

Как вы понимаете, создателю “Нового Ангела” и “Статично-динамичной градации” мало что хорошего предвещало будущее в стране с такими идеалами.

Он уехал в Берн. В город, где он родился. Подал документы на гражданство. Получил отказ.

Со второй попытки гражданство ему дали. Правда получил его слишком поздно. Через несколько дней после смерти.

Да, швейцарцы и тогда долго давали гражданство. Когда в 2005 году в Берне построили Центр Пауля Клее, мэр города сказал, что это единственная возможность публично принести извинения великому мастеру.

Ссылка на бесплатный курс

Умер Клее в 61 год. Последний год жизни умирал от мучительной болезни. Когда каждое движение – это сильнейшая боль. Провёл этот год в постели. И за это время создал 1200 работ. Ни дня без линии. Вот одна из последних его картин.

Пауль Клее в России

Я нашла только одну работу Клее, хранящуюся в России. В Пушкинском музее . Это рисунок-эскиз к куколке.

Клее сам смастерил десятки кукол для домашнего театра своего сына Феликса. Когда он вырос, то вспоминал детство, как время, наполненное волшебством. А стал он … театральным режиссёром.

*Баухаус – легендарная школа строительства и дизайна. Облик архитектуры современных городов сформирован выпускниками этой школы.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Пауль Клее (Paul Klee; родился 18 декабря 1879 — умер 29 июня 1940 гг.) — швейцарский и немецкий живописец XX века, талантливый график и преподаватель школы Баухаус. Универсальный художник — Пауль Клее — попробовал себя в разных течениях (экспрессионизм и кубизм, сюрреализм и примитивизм), но миру искусства запомнился как один из ярких представителей авангардизма. Всю свою жизнь он проповедовал свободу — в творчестве, в мыслях, в поступках.

Пауль Клее. Автопортрет, 1909

Биография Пауля Клее

Пауль Клее появился на свет 18 декабря 1879 года в творческой семье, проживающей в небольшой швейцарской коммуне Мюнхенбухз. Родители-музыканты пророчили талантливому сыну будущее великого скрипача, ведь маленький Пауль столь виртуозно играл на инструменте, что уже в 11 лет Бернская музыкальная ассоциация приглашала его принимать участие в благотворительных концертах. Но у юного Клее было еще оно увлечение — он любил рисовать.

Родители Пауля Клее не поощряли любовь сына к живописи, но бабушка настояла на том, чтобы мальчику позволили заниматься рисованием. Пауль брал цветные мелки и воспроизводил все, что приходило ему в голову. Детские работы он сберег: наклеил на картон и придумал названия, а потом включил в каталог своих произведений.

В 19 лет Пауль Клее уехал в Мюнхен учиться на художника, убедив отца и мать, что только живопись ему нужна как воздух. При этом он не отказался от скрипки и брался за смычок в поисках вдохновения перед работой над очередной картиной. Еще мастер устроился в симфонический оркестр, чтобы зарабатывать на жизнь. В 1906 женился на Лили Штумпф, прожил с ней в счастливом браке до конца дней и стал замечательным отцом для сына Феликса.

Все это время Пауль Клее без устали учился и работал. Он побывал в Италии и влюбился в архитектуру Флоренции, в аквариум Неаполя и в готику Сиены. В Мюнхене посещал курс анатомии для живописцев, изучал в Кабинете гравюр работы Франсиско Гойи (Francisco José de Goya) и Уильяма Блейка (William Blake), интересовался графикой Джеймса Энсора (James Ensor). Съездил в Париж, чтобы познакомиться с Лувром и Люксембургским дворцом, и узнал о существовании импрессионизма. А еще осваивал рисование иглой на зачерненном стекле и тренировался с соотношением тени и света в монохромном изображении. При этом успевал ходить в театры на музыкальные представления и писать рецензии для журнала Die Alpen.

Умер живописец 29 июня 1940 года в швейцарском городе Локарно от склеродермии. Но даже страшная болезнь, причиняющая ежедневные страдания, не помешала ему создать в последний год жизни 1200 картин.

Самые известные картины Пауля Клее

Картины Пауль Клее писал по-своему, не придерживаясь строгих принципов конкретного жанра. В одной работе он мог одновременно сочетать несколько разных материалов (чернила, масло, темпера, акварель и пастель) и техник. И ни в одной из них нет копирования и повтора. Самыми известными произведениями мастера называют:

На аукционах сайта Very Important Lot можно купить картины, выполненные в самых разных художественных жанрах. На портале также представлены работы современных художников, которые можно приобрести напрямую у авторов.

Детство и юность

Пауль Клее, рожденный 18 декабря 1879 года, был младшим из двоих детей учителя музыки Ганса Вильгельма Клее и швейцарской певицы Иды Марии Фрик. Биография художника была предопределена генетически. Талантливые родители поощряли увлечение искусством и поддерживали сына во всех начинаниях в этой области.

Пауль Клее в детстве

Пауль Клее в детстве

В школьные годы Пауль играл на скрипке и был настолько одаренным музыкантом, что в 11-летнем возрасте его пригласили участвовать в концерте Музыкальной ассоциации Берна.

Повзрослев, мальчик отложил инструмент и заинтересовался изобразительным искусством, начал изучать передовые художественные стили. Пауль рисовал на каждом листе бумаги, попадавшем к нему в руки. Ранним работам предшествовали картинки на полях учебников и тетрадей, в которых он оттачивал мастерство графика, прорисовывая линии, объемные фигуры и карикатуры. Увлечение живописью мешало учебе, поэтому выпускные экзамены в гимназии Берна Клее сдал с большим трудом.

Пауль Клее в молодости

Пауль Клее в армии

В 1897 году парень начал вести дневник, который предоставил исследователям ценную информацию о жизни и мировосприятии молодого художника.

В 1898 году Клее поступил в Мюнхенскую академию художеств и стал преуспевающим рисовальщиком. Он отлично чувствовал форму и перспективу, но никак не мог овладеть искусством цветопередачи. Несмотря на все трудности, Пауль получил степень бакалавра и отправился в Италию изучать работы великих мастеров прошлого.

Творчество

Вернувшись в Берн, Клее поселился в родительском доме и начал совершенствоваться как художник, время от времени посещая частные уроки живописи. Он совмещал творчество с игрой на скрипке в оркестре и составлением театральных обзоров. К 1905 году разработал некоторые экспериментальные техники письма, в числе которых было рисование иголкой на затемненном стекле, что производило эффект фотонегатива.

Настоящий прорыв в творчестве Клее произошел в 1914 году, после посещения Североафриканского государства Тунис. Художник слился с яркими цветами средиземноморских пейзажей и овладел техникой использования палитры.

В картинах этого периода Пауль совместил графику и живопись и начал увлеченно писать абстракции. Цветной прямоугольник стал основным предметом полотен художника. Объединенный с другими фигурами, он создавал либо ощущение гармонии, либо чувство глубокого диссонанса, характерные для музыкальных произведений.

В годы Первой мировой войны Клее не бросил рисование. Работая в тылу в мастерской по восстановлению маскировки воздушных шаров, художник создавал литографии на героические темы и время от времени устраивал выставки.

Клее был необыкновенно продуктивным мастером: в 1933 году он создал около 500 работ. Однако на следующий год количество картин резко уменьшилось из-за неожиданно возникших проблем со здоровьем. Ощущение приближающегося конца отразилось в произведениях Пауля: он начал использовать жирные линии и странное сочетание геометрических форм. Чередование крупных и мелких предметов, темных и ярких оттенков символизировало перепады настроения угасающего таланта.

Личная жизнь

В юные годы Клее отличался довольно легкомысленным поведением. Он много времени проводил в пабах, где знакомился с женщинами и заводил романы. Плодом таких отношений стал незаконнорожденный сын, родившийся в 1900 году и умерший в младенчестве.

В 1906 году Пауль взял в жены баварскую пианистку Лили Штумпф, а спустя год в семье появился ребенок, которого назвали Феликс.

Пауль Клее и его жена Лили

Пауль Клее и его жена Лили

Пара поселилась в пригороде Мюнхена, и пока молодая супруга давала частные уроки, Клее вел хозяйство и воспитывал сына. Для малыша Пауль мастерил перчаточных кукол, которые вскоре стали частью творчества живописца. На персонажах ярмарочных спектаклей Клее оттачивал технику воспроизведения формы и способы создания фактуры.

Другие подробности личной жизни художника не стали достоянием публики.

Известно, что с приходом к власти нацистов во главе с Гитлером Клее стал опальным художником в Германии. Прячась от режима, он переехал в Швейцарию, но при жизни так и не получил гражданства этой страны.

Смерть

В 1934 году у Пауля появились первые симптомы смертельной болезни, и на протяжении 6 лет приступы боли сменялись периодами ремиссии.

Весной 1940 года страдания Клее достигли высшей точки, он не мог рисовать и постоянно думал о скором конце. Избавление пришло 29 июня. Живописец скончался в швейцарской коммуне округа Локарно. Врачи констатировали, что причиной смерти стал отказ внутренних органов, спровоцированный склеродермией.

Могила Пауля Клее

Могила Пауля Клее

Художника кремировали в городе Лугано, а его прах захоронили на городском кладбище Берна.

В 1997 году потомки Клее передали Министерству культуры Швейцарии 700 картин мастера, для экспозиции которых сконструировали и возвели выставочный центр, названный в честь выдающегося мастера.

Особенности творчества художника Пауля Клее: будучи участником крупных художественных течений, Пауль Клее всегда остается уникальным художником, чьи живописные поиски невозможно вписать в рамки одного направления. Эксперименты с различными техниками, изобретение собственного пуантилизма (картины, состоящие из разноцветных квадратов), мечта вырастить картину как растение, стремление передать максимальное движение минимумом изобразительных средств. Клее практически не писал абсолютно абстрактных картин. Его художественный поиск – взгляд на нечто осязаемое и определенное изнутри и сразу со всех сторон, поиск исчерпывающей сути.

Пауль Клее - беспрецедентно положительный герой в истории изобразительного искусства. Он прожил всю жизнь с одной женщиной, по вечерам музицировал дуэтом (один - на скрипке, другой – на фортепиано) с Кандинским, для сына Феликса стал прекрасным отцом и первооткрывателем волшебных миров. Во время Первой мировой войны он не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты. Он был вдохновляющим преподавателем, которого студенты слушали, затаив дыхание. В Баухаузе его называли Буддой. Он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не бывал отчаянно зол.

Пауль Клее - первый художник, который назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством (лет за 10 до того, как об этом начали писать первые книги). Теоретик искусства, который умел быть крайне несерьезным, когда говорил о главном. Пауль Клее – интеллектуал и визионер. Без противоречий. Он был уверен, что материальный и видимый мир – лишь один из миров, доступных человеку. А потом Клее умирал от страшно материальной болезни, склеродермии, приносящей боль с каждым движением – этот мир словно хотел навсегда стать единственным в его жизни, заставить Клее бросить здесь якорь и не искать больше других миров. Он почти не вставал с постели, но за этот последний, самый тяжелый, год своей жизни написал рекордное количество работ – 1200! К черту якоря! Так говорила еще его бабушка.

Дальше Паулю приходилось отбиваться от мира самому. И хотя уже в 11 лет он получил специальное предложение играть на скрипке в Бернской музыкальной академии, к 19 годам все же смог убедить родителей-музыкантов, что ему не место в оркестре, его дело – живопись. После обучения в Мюнхенской академии художеств и традиционной для всех молодых художников поездки в Италию, он вернется в Берн. Много рисует и читает теоретических работ, продолжая зарабатывать на жизнь проверенным делом - работой в муниципальном оркестре.

Пауль Клее первым придумал автоматическое письмо, за что сюрреалисты запишут его потом в свои предшественники, он изобрел уникальные техники вроде процарапывания рисунка на затемненном стекле, за что его скоро позовут учить студентов в авангардистском Баухаузе. Процесс создания для него был всегда важнее готового результата, становление – важнее чем признание. Клее рождается как художник медленно и с наслаждением.

В начале 30-х Пауль Клее уйдет из Баухауза, не дожидаясь его скорого закрытия. Чтобы совсем ненадолго стать профессором Дюссельдорфской академии, встретить в своей мастерской людей с оружием, которые придут проводить обыск и в итоге изгонят опасного художника из академии, из города и из страны. В Швейцарии, куда уедет Клее, художественной жизни практически не было, его коллеги в основном эмигрировали в Америку, некоторые – в Советский Союз. У Клее не будет больше собственной мастерской, но она ему никогда по большому счету и не была нужна.

Он мечтал когда-нибудь вырастить произведение искусства как растение. Он умел разговаривать со змеями, и они его слушались. Он мог, гуляя по парку, чувствовать себя частью вселенной, как лист или кошка. Он оставался человеком без земного гражданства, кораблем без якоря и получил гражданство Швейцарии только через неделю после смерти. Но тогда Клее уже был далеко от Швейцарии.

Пауль Клее (18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.

Содержание

Биография Пауля Клее

Отец — немец, преподаватель музыки, мать — певица, от них страсть к скрипке и вокалу передалась сыну.

С 1898 Клее учился живописи в Мюнхене, с 1900 — в Академии изящных искусств вместе с Кандинским. В Италии открыл для себя архитектуру и живопись Ренессанса (прежде всего — Микеланджело), в Мюнхене — Гойю, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна.

Большое впечатление на художника произвела поездка в 1914 в Тунис; его работа с восточными мотивами близка аналогичным поискам Матисса. В 1915 познакомился с Р. М. Рильке. В 1916—1918 участвовал в Первой мировой войне, но служил далеко от фронта.

В 1921—1930 годах он преподавал в Баухаусе. В 1925 году участвовал в парижской выставке сюрреалистов. В 1933 году под давлением нацистов был вынужден отказаться от места профессора в Дюссельдорфской художественной академии и вернулся в Швейцарию.

В 1935 году большая экспозиция работ Клее прошла в Берне, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер.

Был похоронен в Лугано, через несколько лет урна с прахом перенесена на кладбище в Берне.

Творчество Клее

Несмотря на глубокое знание искусства прошлого и современности — от произведений примитивных народов до творчества Блейка, Гойи, кубистов, фовистов и немецких экспрессионистов, — Пауль Клее был одним из наиболее оригинальных и изобретательных художников 20 века.

Пастораль Волшебная рыбка Танцовщица

Высокий зрительский интерес к творчеству Пауля Клее, пожалуй, сопоставим с тем вниманием, которое проявляют к нему коллекционеры и инвесторы.

Работы Клее — непременные участники всех крупнейших аукционов искусства первой половины XX века, его работы продаются много и дорого. И надо сказать, что в отличие от произведений многих других не менее именитых художников работы Клее не сильно упали в цене вследствие кризиса 2008 года.

Читайте также: