Античные авторы о северном кавказе кратко

Обновлено: 05.07.2024

209. На Кавказе В это самое время Тохтамыш вернулся в Орду и собрал вокруг себя огланов и беков. Такая формулировка характерна для традиционной исторической методики, но с учетом данных этнологии ее следует повернуть на 180 градусов. Огланы и беки Синей Орды призвали назад

IX. СУВОРОВ НА КАВКАЗЕ

IX. СУВОРОВ НА КАВКАЗЕ В то время как Якоби занят был устройством Кавказской линии от Моздока до крепости св. Дмитрия, (ныне Ростов-на-Дону), Суворов, почти одновременно с ним назначенный на Кавказ, приступал к заложению нескольких приграничных крепостей и редутов по

СТРАБОН ГЕОГРАФИЯ

СТРАБОН ГЕОГРАФИЯ Страбон (греч. Strabon — Косой) (ок. 64–63 г. до н. э. — ок. 20 г. н. э.) — греческий географ и историк из понтийской Амасии. Происходил из знатной семьи. Несмотря на то что Страбон посетил Египет ок. 25–24 г. до н. э. (поднялся вверх по Нилу до Сиены и до острова Филе

Ермолов на Кавказе — I

Ермолов на Кавказе — I В апреле 1816 г. Ермолов был назначен главнокомандующим в Грузии, т. е. командиром Отдельного Грузинского корпуса и главнокомандующим в Грузии и Астраханской губернии. Одновременно было объявлено о том, что он поедет послом в Персию. В декабре 1816 г. он

Ермолов на Кавказе — II

Ермолов на Кавказе — II Нельзя ли сделать, чтобы судьи не воровали, или бы не воровали столько безбожным образом? Будет чудо! Ермолов — Закревскому Итак, Ермолов-администратор.Гражданское управление было сферой совершенно новой для него. Трудность эта была обычной для

Бронзовый век на Кавказе

Бронзовый век на Кавказе Еще в период раннего энеолита установились постоянные связи племен Закавказья с переднеазиатскими центрами рабовладельческой цивилизации. Из районов Арарата производился широкий вывоз обсидиана, который служит основным материалом для

СТРАБОН РАЗМЫШЛЯЕТ

СТРАБОН РАЗМЫШЛЯЕТ На склоне лет честолюбивые замыслы не покидали его. Он верил в свое призвание, и, вероятно, эта вера удлиняла его годы.Он не завидовал поэтам. Рано обретая популярность, они, как правило, рано покидали этот мир. Где они, прославленные римские лирики:

СТРАБОН ПУТЕШЕСТВУЕТ

СТРАБОН ПУТЕШЕСТВУЕТ Путешествовать было модно.Побывать там, куда стремятся попасть все, и убедиться, что прославленные места вполне соответствуют тому, что о них рассказывают, считалось хорошим тоном, во всяком случае в эпоху Страбона — на рубеже нашей эры.Правда,

СТРАБОН ВЫБИРАЕТ ЧИТАТЕЛЯ

СТРАБОН ВЫБИРАЕТ ЧИТАТЕЛЯ «Я считаю, что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же как и всякая другая наука, входит в круг занятий философа. Что этот взгляд правилен, ясно по многим причинам. Ведь те, кто впервые взял на себя смелость ей заняться, были, как

СТРАБОН КРИТИКУЕТ

СТРАБОН КРИТИКУЕТ Крылатая фраза настойчиво рекомендовала один раз увидеть вместо того, чтобы сто раз услышать.Страбон придерживался иной точки зрения. Главное для ученого — охватить предмет в целом, не отвлекаясь на мелкие детали. А значит, важнее всего — не чувства, не

СТРАБОН РАССКАЗЫВАЕТ

СТРАБОН РАССКАЗЫВАЕТ Честолюбие Страбона в конце концов было удовлетворено: он действительно написал книгу необычную — огромную, всеобъемлющую и, конечно же, полезную многим. Единственное, чего он не успел в жизни — увидеть ее в руках читателей. Издана она была, то есть

Страбон

Страбон Страбон, если поверить историкам, жил примерно во времена Христа. Написал много трудов по истории и географии. Но до нас дошли только его географические книги, которые так и назывались . Более того, вышел в свет труд Страбона, по-видимому, уже после его смерти,

На Кавказе

Страбон

Страбон

Страбон Из того, что было сказано на предыдущих страницах, явствует, какая богатая литература географического содержания была создана в эпоху эллинизма. До наших дней эта литература не дошла. И если мы о ней все-таки кое-что знаем, то это объясняется в большой степени тем,

Очень мало стран, где природа так поэтична, как на Кавказе. Великолепие кавказской природы превосходит Альпы, а жители считаются самой красивой расой, которую только может показать мир.
Земля, политая Тигром и Евфратом, еще не принадлежит Российской империи - колыбель человечества еще не завоевана сыновьями Москвы; Но эта территория, в которой, согласно легендам, произошли самые важные события Потопа, уже подчиняется русскому закону.
Название столицы российской Армении "Ереван" означает "целое", поскольку говорят, что отсюда полностью виден Ноев Ковчег (лежащий на г. Арарат). "Нахичевань" означает "половина", а "Эчмиадзин" - "четверть". Эти названия указывают на видимые части ковчега из разных местностей.

До того, как Ковчег достиг Арарата, он, как сообщается, отдыхал у Эльбруса. Жители этой провинции утверждают, что именно Ковчегом гора была расщеплена на две половины.
Греческая мифология выбрала Кавказ для одного из самых важных событий: за кражу огня Прометей был прикован к одному из его хребтов. Эта история еще жива в памяти местных жителей, перессказывающих ее с различными вариациями.
Геродот на Кавказе помещает амазонок. Говорят, что скифы не в состоянии были победить амазонок, поэтому заключали с ними брачные контракты. Плодом этого союза стали савроматы. Народные предания совпадают с записями отца истории говоря, что черкесы сначала населяли Тавриду, а затем, пробравшись на Кавказ, вступили в брак с амазонками.
Манеры и обычаи черкесских женщин подтверждают это, они действительно разделяют с мужьями все трудности войны. Особенно отличались бесстрашием суннитские женщины. Во время штурма Ахульго русские видели свыше 400 женщин, которые вместе с детьми предпочитали смерть рабству. Когда они увидели, что всё потеряно, то бросались с крутых скал в зияющие пропасти.

Колхида была на месте нынешней Мингрелии; Здесь было спрятано золотое руно, для овладения которым греки отправили две экспедиции - Фрикса и Аргонавтов. Первый поселился в Кытайсе (Кутаис, нынешняя столица Мингрелии), и его дети приветствовали Ясона, лидера аргонавтов, который приземлился в устье Фасиса со своими последователями и прошел через страну Цирцея. Согласно Геродоту, Ясон унес сокровище Антея и его дочь Медею. Чтобы отомстить за это оскорбление, Дарий Гистаспис стал врагом Эллады.

Александр Македонский свою индийскую экспедицию завершил покорением Грузии (Иберии). Цета - единственное место, где он встретил ожесточенное сопротивление, упрямое и героическое. После захвата Цеты он приказал убить всех детей до 15 лет, сравнять укрепления с землей и угнать жителей в плен. Начальником над (Цетой) он оставил своего офицера по имени Асон. Но через некоторое время потомок разрушенной династии Фарнак нашел сокровище (?), собрал партизан и воевал против Асона. Победив его, Фарнак восстановил независимость своей страны.

Митридат, царь Понта и Босфора, овладел Колхидой и Абхазией; И Атаг, царь Иберийский, и Орадес, царь Албании, были союзниками ему. Тигран, царь Армении, и его сын, помогли ему в войне против римлян. Побежденный Помпеем за шестьдесят пять лет до христианской эры, он бежал в горы Кавказа, а Атааль, наместник Колхиды, украсил триумф Помпея.

Римляне захватили Грузию и Колхиду в свои владения; Но эти страны были мало полезны для них, и поэтому они довольствовались назначением царей, которые были выбраны из числа местных жителей. Это положение вещей продолжалось до падения Римской империи.

Апостол Симон из Канны и Андрей (его брат) проповедовали Евангелие в Абхазии и Колхиде, но похоже, без особого эффекта.

Реку Кубань Страбон называет Гипанисом, а горный хребет - Коххаф или Касп. "Pilae Caspioe" Плиния образует долину, названную теперь Дарьялом, которую Птолемей называет Сарматскими воротами. Некоторые остатки стены действительно говорят о том, что в прежние времена в этом месте были ворота, которые так легко закрывались и защищались, что один человек мог удерживать его против целой армии (речь о Военно-Грузинской дороге).

Древние знали реку Куру под именем Кир, Койсу под именем Кассий, Чорак под именем Апсар. Нынешняя река Рион была Глауком Страбона, Сурием у Плиния и Рионом у Прокопия. Река, которую древние называли Фасисом, теперь называется Куррила (?).

Римляне считали, что Кир и Рион являются судоходными и что через них можно торговать с Индией. Но теперь хорошо известно, что эти реки будут проносить сосуды мимо их рта.
Византийские историки оставили очень скудные известия о Кавказе. Константин был знаком с аббисинцами, абхазами и цыганами. Прокопий называл Аланов готами и Ефстафий пишет, что это название означает "горцы".

Еще более ценные и обстоятельные сведения но истории и этнографии Кавказа, в частности и Северного Кавказа, приводятся в труде греческого географа Страбона, который, как и все древние авторы, пользовался сведениями и своих предшественников, свидетельства которых до нас не дошли.

Для нас являются важными указания Страбона на расселение между Каспийским и Черным морями не только народов северо-западного Кавказа, как меоты, ахейцы, зиги и гениохи, но и савроматов и скифов. Это свидетельство Страбона особенно кажется ценным, в связи со все умножающимися находками скифо-савромат-ских могильных комплексов в степных районах между реками Кумой и Тереком, а также южнее.

Эти сведения поражают своей точностью характеристики знаменитого Млетского спуска в узкую долину р. Арагви и предельно верным подсчетом дней, потребных древнему пешеходу для прохождения всего пути по тогда неблагоустроенной Военно-Грузинской дороге.

Локализуя аорсов н снраков в Предкавказье, Страбон перечисляет еще несколько названий народов, обитателей центральных районов Северного Кавказа, на которые обычно не обращалось внимания в исторической литературе.

Данный текст Страбона для разбираемой темы является очень важным источником, так как он содержит определенную зонально-географическую характеристику Северного Кавказа и уточняет размещение сираков в центральном Предкавказье. Северной границей расселения кочевых сираков будут являться районы, расположенные до р. Манычу, а южной — самые предгорья Кавказского хребта. Еще большее значение имеет этот текст в связи с рисующейся возможностью локализовать упоминаемые Страбоном племена: гаргареев, хамекитов, исадиков, набианов и нанксанов, а также увязать эти этнонимы как с определенными группами памятников материальной культуры, так и с предками современных нам народов Северного Кавказа. Какие же для этого имеются основания?

Прежде всего нет никаких данных сомневаться в том, что это местные кавказские племена. И судя по тому, что все эти племена отсутствуют в обычных перечнях народов, даваемых другими античными авторами применительно к северо-западному Кавказу и районам Прикаслия (например, Дионисием), с уверенностью можно полагать, что они обитали именно в центральных районах края, занимая преимущественно предгорья и нагорную зону Предкавказья, мало знакомую древним авторам.

Еще несколько лет назад, когда мы не знали ни одного памятника материальной культуры античного времени (вторая половинка I тысячелетия до н.э.) в горах и в предгорных районах Чечни и Ингушетии, это отождествление гаргареев с галгаями казалось особенно произвольным н необоснованным. Но за последние годы в части центральной Северного Кавказа, а конкретно в Чечне и Ингушетии, открыта и научно исследована целая серия поселений и могильников (VI-IV вв. до н.э. и позже), которые предположительно вполне могут принадлежат ь названным Страбоном древним племенам.

Еще большее значение имеют факты и наблюдения, устапоялен-ные при изучении самого вещественного инвентаря ряда этих памятников, правильное истолкование которых стало возможным при помощи сравнительного этнографического материала из этих же районов Северного Кавказа.

Так, крупных размеров бронзовые поясные пряжки с изображениями стилизованных зверей н пгиц, известные из могильников Исти-су, Лугового (близ сел. Мужичи) и из других мест Чечено-Ингушской республики, вряд ли случайно совпадают с очертаниями и размерами позднесредневековых, уже серебряных женских поясных украшений почти всех горянок Северного Кавказа, в числе которых и женщин Чечни и Ингушии. Еще убедительнее другой пример совпадения формы и функции древних и новых предметов. Среди головных бронзовых украшений, найденных нами при исследовании Несте-ровского и особенно Лугового могильников, резке выделяются двуовальные пластинчатые бляхи, обычно находимые на лобной части черепа. Понять их назначение можно было только сравнив и сопоставив их с крупными круглыми серебряными бляхами, украшавшими переднюю часть средневекового рогообраз-ного головного убора богатых ингушских женщин XV-XVII вв. (так называемый кур-харс).

Отрывочные данные античные авторов о Северо-Западном Кавказе всё же позволяют реконструировать некоторые аспекты истории местных народов.

Многие авторы приводят географические сведения: климат, названия рек, населенных пунктов, наличие городов, расстояние между объектами и т.д. Вопросом, для которого античная историография даёт наибольший материал, является локализация племён на данной территории. Хотя представления древних греков и римлян об этнической карте этого региона несколько запутаны, особенно относительно внутренних районов, но тщательное сопоставление этих сведений, в совокупности с данными археологии и вспомогательных исторических дисциплин, проясняет этот вопрос. Сопоставление материалов античных авторов разного периода позволяет выявить миграционные процессы в регионе.

Некоторое освещение получил образ жизни населения: осёдлый или кочевой; хозяйственная деятельность, развитие торговли, в том числе рабами, в первую очередь, с античными государствами; некоторые обычаи и обряды, в основном те, которые поражали воображение авторов. Некоторое освещение получили факты военной и политической истории. Следует учитывать, что античная историография военной и политической истории уделяла особое внимание. Конечно, в поле зрения античных историков попадали в первую очередь те события, которые имели хоть какое-то отношение к их миру. Следовательно, история племён Северо-Западном Кавказа осмысливалась и освещалась через историю античности или, в крайнем случае, Востока.

Античные авторы оставили нам многочисленные этнонимы северокавказских племен, места их локализации, факты из политической и военной истории, отдельные черты быта. Но, в общем, в античном мире уровень знаний о Северо-Западном Кавказе был достаточно низким. Хотя эти данные имеют большое значение при рассмотрении проблем этногенеза адыгов, их расселения в древности, связей с другими народами, они, по большей части, отрывочны, не систематичны, часто запутанны, на их основе трудно составить цельное представление по этим вопросам. Предки адыгов были одними из многих народов, описанных ими, отдельному, более подробному анализу они не подвергались.

Литература 1. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе; Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 1990.

2. Малышев А.А. Меоты // Вопросы истории. 1991. № 11. С. 214.

4. Впервые в трудах Гекатея Милетского.

5. Иванова Н. Общий обзор географии и этнологии Кавказа.

Одной из более значительных в первой половине XIX в. этнических групп кавказских горцев был адыгский народ, включавший в себя непосредственных предков нынешних адыгейцев (общая для всех самоназвание – адыгэ, адыги), кабардинцев и черкесов (бывшие бесленевцы и часть кабардинцев). В настоящее время адыгейцы подразделяются на четыре этнические группы: абадзехи, бжедуги, темергоевцы, шапсуги.

В исторических источниках содержатся противоречивые сведения о месте расселения бжедугов. Так, турецкий путешественник Эвлия Челеби, дважды посетивший северо-западных адыгов в середине XVIII в. зафиксировал бжедугов в верховьях р. Белой (Шъхьэгуащэ), а так же в Причерноморье – в районе современного Большого Сочи [2] и как утверждает хорошо осведомленный в адыгской истории автор, перемещение бжедугов к Кубани стало следствием борьбы за верховенство четырех братьев-князей – Черчана, Хмиша, Бегерсеко, Бастеко[3]. Но как видно на отмеченной карте, бжедуги в 1830 г. жили севернее абадзехов: по среднему и отчасти по нижнему течению Кубани (левый берег), на западе граничили с шапсугами, на востоке – хатукаевцами.

Жанеевцы, которых Ф. А. Щербина и М. В. Покровский причисляют к бжедугам[4], а Хан-Гирей, Л. Я. Люлье на наш взгляд, правильно выделяют в самостоятельную этническую группу[5], в рассматриваемое время вынуждены были оставить правый берег Кубани. От постоянных столкновений с казаками, поселяющимися на их землях по указу Екатерины II, жанеевцы были расселены среди других народов, в частности среди натухайцев и бжедугов, на острове Каракубань, в долинах рек Иль, Хабль, Пшад[6]. В. К. Гарданов отметил: «Бжедуги, делившиеся в свою очередь на хамышеевцев и черченеевцев, жили север нее абадзехов вплоть до Кубани: хамышеевцы – от шапсугской границы (р.

Перемещение бжедугов с южного склона Кавказского хребта на Северный было одним из значительных миграций Западного Кавказа XVI-XVII вв.

На Черноморском побережье в долине р. Мацеста, есть местность Хамыш, название которой созвучно названию хамышеевцев. Не исключено, что они проживали там в далеком прошлом.

Литература 1. Бларамберг И. Ф. Описание Черкесии. //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII – XIX вв. Нальчик. 1974 г. С. 358.

2. Челеби Э. Книга путешествия. Земли Северного Кавказа. М., 1979 г. С. 58, 75.

3. Хан-Гирей. Записки о Чекесии. Нальчик 1978. С. 185-186.

4. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. Т. 2. С. 10. Покровский М. В. Адыгские племена в конце XVIII – первая половина XIX вв.

// Кавказский этнографический сборник. Т. 2. М., 1958. С. 92.

5. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. С. 197-199; Люлье Л. Я. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемые: черкесами (адыге), абхазцами (азега) и другими смежными с ними. //Записки Кавказского отдела Русского географического общества. Тифлис. 1857. Кн. 4. С. 180.; Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII- нач. XX в.

М., 1967. С. 25.; Кумыков Т. Х. Хан-Гирей. Нальчик. 1968. С. 101.

6. Бижев А. Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20-х начало 30-х гг. XIX в. Майкоп. 1994 г.

7. Гарданов В. К. О расселении численности адыгских народов в первой половине XIX в.

8. Лавров Л. И. О происхождении народов Северо-Западного Кавказа.

//Сборник статей по истории Кабарды. Вып. 3. Нальчик 1954. С. 195, 204.; он же. Адыги в раннем средневековье. //Сборник статей по истории Кабарды.

Вып. 4. Нальчик 1955. С. 40.

9. Хаджимуков Т. Народы Западного Кавказа. //Кавказский сборник. Тифлис.

10. Хан-Гирей. Князь Пшьской Аходягоко. //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. 1893. Вып. 17.

11. Лавров Л. И. О происхождении народов северо-западного Кавказа. С. 204.

ИНТЕРЕСЫ СТРАН УЧАСТНИЦ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ НА СЕВЕРОЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ И ПАРИЖСКИЙ МИРНЫЙ КОНГРЕСС 1856 Г.

Штомпель Игорь Эдуардович В начале 50-х годов XIX века Северо-Западный Кавказ продолжает представлять интерес для ведущих держав Европы и Азии. Более того, в это время он только усиливается. Активно начинает разрабатывать планы Англия. Турция пытается получить “лакомый кусочек”, а Россия удержать. Составление планов “из-за стола переговоров” было перенесено для реализации “на поля войны”.

Таким объектом устремлений и стал Северо-Западный Кавказ, а субъектом реализации устремлений – война.

Читайте также: