Патриции и плебеи в древнем риме кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Древнем Риме было две основные категории граждан: патриции и плебеи. Плебеи являлись свободными людьми, они имели право стоять в строю легиона (в античном мире участие в войне было не обязанностью, а привилегией, которой удостаивались далеко не все), голосовали, платили налоги. Но была отдельная социальная группа тех римлян, которые принимали законы и избирались в органы власти. Не обязательно они обладали огромными богатствами, но это не мешало им от рождения принадлежать к властной элите. Их звали патриции.

На чём основывалась власть патрициев? В первую очередь на наследственных привилегиях. Только патриции имели право заседать в сенате, который принимал законы. Только патриции могли быть избранными в магистраты. Долгое время лишь патриции распоряжались ager publicus (общественной землёй). Все территории, завоёванные Римом, передавались в фонд общественной земли, и теоретически она принадлежала всем гражданам. Но на практике управляли ею (решали, кому и по какой цене сдавать в аренду) патриции.

Патрициев было немного, плебеи превышали их численно сперва в десятки, а затем в сотни раз. Каким же образом патрициям удавалось доминировать над народными массами? В этом им помогали клиенты. Латинское слово clientes означало людей, зависимых от своих покровителей, именуемых patronus. У каждого патрицианского рода имелось множество клиентов, готовых поддержать его. Патроны выделяли клиентам землю для обработки, а в случае нужды также скот и инструмент. Патроны защищали клиентов в судебных тяжбах. Что они получали взамен?

Патриции, в отличие от плебеев, в случае войны служили в кавалерии, а не пехоте. Их же ставили на командные должности. Клиенты входили в отряд своего патрона, в мирное время они оказывали ему разнообразные услуги. Формально, патронат считался равноправным союзом. Обе стороны помогали друг другу по мере возможностей, которых у патрона, разумеется, было гораздо больше. Клиенты могли входить в родовую общину патрона. И если у патрона не было своих детей, он мог усыновить кого-то из клиентеллы.

Плебеи Древнего Рима формально обладали теми же правами, что и патриции. Они владели собственностью, могли претендовать на часть военной добычи, голосовали на народных собраниях. Однако патриции мало считались с их мнением и при всяком удобном случае подчёркивали разницу между аристократией и простонародьем. В тех же Законах Двенадцати таблиц даже был прописан запрет на брак между плебеем и патрицианкой, но уже через несколько лет его отменили.

Плебеев заведомо не могло устраивать их положение, на протяжении нескольких веков они упорно боролись за свои права. Их борьба увенчалась успехом, в 494 г. до н.э. в Риме появилась официальная должность народного (то есть плебейского) трибуна. Сперва таких трибунов было два, потом пять, а в 457 г. до н.э. их число увеличилось до десяти.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.


Патриции и плебеи в Древнем Риме представляли собой два основных класса общества. Первые вели свою родословную от основателей города, а вторые получили статус граждан Римской республики после завоевания их государств или городов на территории Апеннинского полуострова.

Патриции

Этот термин происходит из латыни от корня “Pater”, то есть отец. Изначально римскими патрициями были все коренные жители, которые входили в родовую общину и составляли “римский народ”. По мере развития города, выделилась родовая аристократия, которая владела землей. Ее предки входили в состав царского сената.


Рис. 1. Патриции.

К концу VI века до н.э. произошло превращение патрициев в господствующий класс Рима, который к тому времени стал республикой. Они имели особо право на пользование общественной землей. В таком статусе они находились свыше 200 лет и к началу III века до н.э. слились вместе с плебеями и сформировали нобилитет – правящее сословие рабовладельческого класса.

Значение термина изменилось в период ранней Империи, то есть в I веке н.э., когда появилась прослойка нового патрициата, она составила привилегированную часть сенаторского сословия. Одной из причин формирования нового патрициата стал факт вымирания старых патрицианских родов. Пополнение сословия происходило за счет тех, кого возводил в этот статус император за службу себе.

К патрицианским родам относились, например, такие: Нумиции, Тарквинии, Туллии, Аквилии, Горации, Лукреции, Корнелии, Семпронии, Сервилии.

В ранний период Римской республики только патриции могли занимать ключевые политические посты, к которым относились диктатор, консул, верховный жрец и цензор.

Сенат Римской республики

Рис. 2. Сенат Римской республики.

Термин “патриции” использовался и в Средние Века для обозначения представителей власти в некоторых городах Европы – имперских и вольных. Эти люди входили в городской совет, они могли избираться сенаторами и осуществляли судебную, административную и финансовую власть.

Плебеи

Термин “плебей” происходит из латыни, от слова “Plere”, то есть “наполнять”. Так в Древнем Риме называли население, которое не имело политических прав и этим самым отличалось от патрициев.

Сначала представители покоренных народов включали в трибы, которые формировались по родовому признаку и состояли из трех этносов:

Из-за возросшего потока населения в Рим, его перестали принимать в трибы, а это значит, что его представители не входили в состав древних династий. Им запрещалось пользоваться землей, которая принадлежала общинам и принимать участие в религиозных обрядах.

Основными видами деятельности плебеев в тот период (с VI до III века до н.э.) стали ремесло и мелкая торговля. Некоторые из них смогли разбогатеть, но все равно были бесправны на фоне патрициев.

Плебеи постепенно стали требовать себе больше прав. Сначала они добились возможности избираться в плебейские трибуны, у которых было право вето на решения патрицианского магистрата. В середине V века до н.э. плебеи добились выставления на обозрение на центральной площади Рима 12 медных досок с законами. Плебейские собрания назывались “плебисцит”. В XX веке такой термин стал использоваться как одно из названий референдума.

В Средние Века плебсом называли городскую бедноту.

Закон о запрете браков между плебеями и патрициями просуществовал около года, его отменили в 445 году до н.э.


Рис. 3. Плебеи.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, кто такие плебеи и патриции. Оба термина используются для характеристики населения по социальным группам в Средние Века и в Древнем Риме. В последнем свыше 200 лет плебеи были простонародьем с меньшим количеством прав, а патриции знатью, аналогом дворянства в период истории Нового времени.


Патриции полагали, что лишь их можно считать настоящими римлянами, а к плебеям, работавшим на полях и служившим в войске, они относились как к людям второго сорта, которым нельзя доверить управление городом.

После окончания войн с этрусками и латинами наступили тяжелые времена, и жизнь плебеев стала поистине невыносимой. Их дома были разрушены, поля разорены, еды не хватало; бедняки стонали под бременем долгов, а патриции жили припеваючи и вовсе не стремились облегчить участь плебеев.

Да и зачем? Им-то тяжелые времена были не страшны. И если плебей залезал в долги, закон требовал, чтобы он продавал себя и свою семью в рабство, чтобы заплатить долг. А брал он деньги у своего землевладельца и к нему же попадал в рабство.

Партию патрициев в то время возглавлял Аппий Клавдий. По происхождению он был сабинин, но всегда держал сторону Рима; в юности он привел в Рим большую группу своих соотечественников и верно служил городу, принявшему его. Он стал патрицием, и в 495 г. до н. э. его избрали консулом. Он управлял твердой рукой, и плебеев, вероятно, возмущало еще и то, что человек, безжалостно требовавший выполнения суровых законов о долгах, не был даже коренным римлянином.

Плебеи дошли до такого состояния, что они больше не чувствовали себя хозяевами родного города, и в 494 г. до н. э. решили покинуть Рим и основать свой собственный город на холме в трех милях восточнее Рима. Рим оставило много людей, и патриции, которые не могли позволить, чтобы население города так сильно сократилось, согласились на переговоры с плебеями.

Согласно преданию, плебеев убедила вернуться назад речь патриция по имени Менений Агриппа, который рассказал им сказку о бунте частей тела против живота.

Руки жаловались, что они поднимают тяжести, ноги — ходят, челюсти — жуют, сердце — бьется и так далее, а вся пища достается животу, который ничего не делает. Живот ответил, что хотя он и съедает всю пищу, но с помощью крови распределяет ее между всеми частями тела, которые в противном случае не смогли бы существовать.

Суть этой аллегории заключалась в том, что, хотя все должности заняты патрициями, они используют свою власть для того, чтобы мудро управлять городом на благо всех его жителей.

Басня Менения не кажется слишком убедительной, и трудно поверить, чтобы она смогла заставить угнетенных людей вернуться назад и позволить угнетателям вновь поработать себя. На самом деле патрициям не удалось ограничиться поучительными историями — они были вынуждены предложить плебеям кое-что посущественней.

Было достигнуто соглашение, по которому плебеи получали право назначать своих должностных лиц; эти чиновники выбирались только плебеями и являлись их представителями, а не представителями всего римского населения. Они получили название трибунов (раньше так назывался вождь племени).

Естественно, все понимали, что трибуны едва ли будут пользоваться расположением натрициев и могут даже стать жертвой насилия. Поэтому было решено, что никто не должен причинять трибуну никакого вреда. При любом проявлении неуважения к его должности он мог наложить штраф.

Плебеи таким образом стали принимать участие в политической жизни города, и некоторые плебейские семьи сделались весьма богатыми и уважаемыми. Со временем им стали доступны различные официальные посты, вплоть до консульства.

Однако в первые годы существования трибунов патриции несколько раз предпринимали попытки восстановить прежнее положение, когда вся власть сосредоточивалась в их руках. Главой этого движения, согласно римской легенде, был патриций Гней Марций.

В 493 г. до н. э., на следующий год после попытки плебеев покинуть Рим, Гней Марций, как полагают, захватил богатый Вольский город Кориоли и за храбрость, проявленную в бою, получил почетное прозвище Кориолан, под которым он и вошел в историю.

На следующий год в Риме разразился голод и зерно привозили из Сицилии. Кориолан предложил патрициям припрятать зерно и не выдавать его плебеям, если они не согласятся отменить должность трибуна.

Но трибуны тут же обвинили его в стремлении нанести им вред (что соответствовало действительности, причем мотивы Кориолана были самыми презренными — он хотел нажиться на страданиях людей). Его отправили в ссылку, и он бежал к вольскам.

Кориолан увел армию вольсков и, согласно некоторым вариантам легенды, был убит ими как двойной предатель (совершенно справедливо).

Современные историки утверждают, что все это — чистой воды выдумка. Например, они говорят, что в то время, когда Кориолан якобы осаждал Кориоли, завоевывая себе славу и прозвище, город этот был вовсе не вольским, а верным сторонником Рима.

Тем не менее, даже если детали этой истории и вымышлены, суть от этого не меняется — она свидетельствует о том, что некоторое время между плебеями и патрициями шла своего рода гражданская война и что, в конце концов, плебеям удалось удержать то, что они завоевали.

Плебеи хорошо понимали, что в их интересах добиться, чтобы законы Рима были изложены в письменной форме. Пока они не записаны, остается вероятность того, что патриции истолкуют их в свою пользу. Только при наличии писаных законов трибуны смогут обоснованно оспаривать действия патрициев.

Законы были выгравированы на двенадцати бронзовых табличках и получили поэтому название Двенадцать таблиц. Эти таблицы в течение многих веков служили основой римского права.

Однако создание свода законов вовсе не означало, что в стране наступили мир и благоденствие. Римское предание гласит, что децемвиры не захотели отдавать власть и незаконно правили и после выхода в свет Двенадцати таблиц. Они стремились присвоить как можно больше разных прав и регалий. Например, каждого из них сопровождало двенадцать телохранителей, называемых ликторами.

Лидером децемвиров был Аппий Клавдий Красс, сын или внук Клавдия, чьи действия вызвали уход плебеев из Рима почти пятьдесят лет назад.

Этот новый Аппий Клавдий был убежденным противником предоставления политических прав плебеям и, согласно более поздним рассказам, пытался установить в Риме режим террора. Но он зашел слишком далеко, попытавшись сделать своей наложницей прекрасную девушку, Вергинию, дочь солдата-плебея. Аппий Клавдий собирался подвести под это деяние законную основу с помощью ложного свидетельства, гласящего, что девушка — будто бы дочь одного из его рабов и поэтому автоматически является его рабыней.

Отчаявшийся отец Вергинии, понимая, что ему не удастся на законном основании помешать могущественному децемвиру захватить его дочь, в самом разгаре судебного разбирательства схватил нож и заколол ее, заявив, что только смерть могла спасти девушку от позора.

Возмущенные поведением Аппия Клавдия плебеи пригрозили снова уйти из Рима. В 449 г. до н. э. децемвиров заставили уйти в отставку. Аппий Клавдий то ли умер в тюрьме, то ли покончил жизнь самоубийством.

В результате власть трибунов как защитников интересов плебеев усилилась. Им было позволено находиться внутри здания сената, где они могли непосредственно влиять на принятие решения. Они также получили право толковать знамения и решать, благоприятен ли момент для заседания сената или его надо отложить. Заявив, что предзнаменования неблагоприятны, они легко могли остановить все государственные дела, по крайней мере временно.

В 445 г. до н. э. были разрешены браки между патрициями и плебеями, а в 421 г. до н. э. плебеям позволили занимать должность квесторов.

Глава LVII Плебеи в массе своей крепки и сильны, а по отдельности слабы

Юные годы Вечного города: патриции и плебеи

Юные годы Вечного города: патриции и плебеи В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорбленными гражданами. Ромул стал царем

Сословия, патриции и знать

Сословия, патриции и знать Важная — возможно, самая важная — черта римского общества состояла в том, что оно было сословным, а не классовым в том смысле, как это обычно понимается: иерархия лиц определялась их юридическим статусом, определенными законом правами,

Патриции

Плебеи

Патриции

Плебеи

Кто такие патриции и плебеи в Древнем Риме

Кто такие

Социальное расслоение — это явление, которое сопровождает человечество непосредственно с момента обретения им начального сознания. Исключением не стал Древний Рим, где все общество было поделено на две противостоящие группы: патриции и плебеи. Изначально между двумя классами было непреодолимое социальное неравенство, но позже они были объединены и уравнены в правах.

Класс патриций

Представители этого социального слоя обладали универсальным и безоговорочным правом владения и распоряжения общественными землями. Этот слой состоял из наиболее знатных римских родов. Изначально их было 53, но уже к III веку до н.э. количество сократилось до 18.

Принадлежность к тому или иному знатному роду определялась человеку непосредственно при рождении. То есть, если оба из родителей имели эту принадлежность, то ребенок автоматически наследовал ее. Также был второй вариант обретения принадлежности к высшему социальному классу. Он заключался в процедуре усыновления ребенка. Если родители из какого-то рода брали малыша на усыновление, то он тоже считался представителем этого класса.

Класс плебеев

Изначально плебеям и патрициям было запрещено заключать между собой браки. Вероятно, это условие существовало для того, чтобы дети, рожденные у патриций были чистокровными представителями того или иного рода.

Разница между двумя слоями

Изначально между патрициями и плебеями существовала огромная разница. Патриции были наделены рядом привилегий, которые были недоступны для плебеев. Разница между двумя социальными слоями заключалась в следующем:

  1. Патриции регулярно занимали высшие должности в сфере управления государством. Они имели право осуществлять управление Римом через сенат.
  2. Высший социальный слой составляли исключительно богатые люди. В категории плебеев основная часть — бедняки и лишь отдельные личности имели приличное материальное благосостояние.
  3. Патриции обладали правом управлять общественными землями. Плебеи этой привилегией не наделялись.

К III веку до н.э. два разных социальных класса объединились в один. Дело в том, что среди плебеев к тому времени стало появляться все больше и больше состоятельных личностей. Они были обеспечены в материальном плане, имели поддержку масс и больше не собирались терпеть свой второстепенный статус. Борьба за социальное равенство в Древнем Риме продолжалась более 200 лет. Но по итогу плебеи добились признания. После объединения они были наделены теми же правами, что и люди из высшего общества. На начальном этапе это было зафиксировано лишь документально, поскольку общественность все еще не считала плебеев равноправными. Со временем между представителями обоих социальных слоев заключались браки, произошло смешение, а потом установилось не только юридическое, но и фактическое равноправие.

Если сравнивать Древний Рим с современными государствами, то можно убедиться в том, что разделение на социальные классы присутствует до сих пор. Так, в мире существует условное разделение людей на три социальных группы: низший, средний и высший класс.

Разница заключается только в том, что в современном обществе социальное разделение определяется именно материальным благосостоянием.

Патриции и плебеи в Древнем Риме — это два социальных класса. Первые были наделены правом управлять государством, а вторые такого права не имели, поскольку считались выходцами из завоеванных территорий Италии, и не принадлежали к древним знатным римским родам.

Читайте также: