Решетки парижского метро и мебель гектора гимара кратко

Обновлено: 05.07.2024

Его мастерство было признано при жизни. Уже тогда в послужном списке хватало профессиональных и государственных наград, щедро сыпались заказы от завороженных талантом поклонников. Куда капризнее оказалась посмертная слава. Многие созданные им дома были перестроены или вовсе снесены. Под угрозой исчезновения оказалось даже главное достижение жизни. Правда, позднее оформленные художником входные павильоны парижского метро признали символом стиля ар-нуво, а власти французской столицы по сей день используют их точные копии в качестве подарка и жеста культурного сотрудничества с другими странами. Один из таких подарков можно найти даже в Москве на станции метро Киевская.

Иногда Эктора Гимара называют французским Гауди. Хотя с таким же успехом гения Барселоны можно было бы окрестить испанским Гимаром. Они практически параллельно осваивали модерн. Тут, вообще, очень много относительного. К примеру, Эктор привез вирус ар-нуво в Париж из Брюсселя в 1885 году. А там пробивал дорогу новому стилю бельгиец Виктор Орта. Вот и поди разберись - кто из них самый первый и самый важный.

Он ничуть не кривил душой, когда называл себя художником от архитектуры. Образы были его страстью. Да и образование сказывалось: сначала национальная школа декоративно-прикладного искусства, потом школа изящных искусств в Париже.

Беда в том, что сделать желаемое действительным оказалось не так просто без четкого понимания как, какими средствами. В 16 округе Парижа у Гимара уже сложилась своя клиентура из богатых и щедрых заказчиков, когда он впервые увидел особняк Тасселя с его причудливой линией форм и деталей. Кажется, после этого ничего другого ему больше не хотелось делать.

Уже первый, выполненный под влиянием ар-нуво, заказ открывает совершенно иного архитектора. Многоквартирный дом Кастель Беранже строился Гимаром по заказу мадам Фурнье. Ничего особенного не планировалось. Но побывав в Брюсселе он предлагает изменить проект и дать ему карт-бланш на строительство красивого и по-настоящему оригинального здания.

Гимар буквально уходит в отрыв, впервые осознав как классическая форма может преломляться в новых приемах и материалах. Для отделки он использует чугун, керамику, стекло. На месте привычного парижского вестибюля возникает грот, увитый стеблями сказочных растений. Фасад словно превращается в декорацию нескольких представлений, в которых уживаются дикие гримасы, экзотические персонажи и вырастающие из камня узоры.

На конкурсе фасадов, который объявила мэрия Парижа, дом признали лучшим. А сам зодчий поспешил выразить почтение учителю - Виктор Орта получил от него в подарок роскошный альбом гравюр, подробно раскрывающих особенности архитектуры Кастель Беранже. Ну не было тогда Инстаграмма, имя и портфолио приходилось продвигать с помощью полиграфии.

Не разочаровал Гимар и в другом проекте. Заказ Доминиканского ордена на строительство приходской школы и концертного зала с органом давал большой простор для творчества и фантазии. Немалая заслуга в этом была куратора и монаха Пера Лави. От него исполнитель получил деньги буквально на всё, что хотел: мрамор, красное дерево, витражи. И результат многих ошеломил. Поверхности зданий и их конструкции покрывали извилистые арабески, создавая у посетителя ощущение непрерывного движения.

Сердцем сооружения был восьмиугольный зрительный зал, вмещавший 1120 зрителей. На весь Париж была лишь еще одна такая площадка. По поводу её акустики зодчего консультировал композитор Камиль Сен-Санс. Но, как выяснилось, всё зря. Церковное начальство сочло новостройку слишком роскошной и приспособленной скорее для светских функций, чем духовных. Поэтому жизнь зданию была уготована недолгая.

Открывшись в 1901 году зал послужил ордену всего несколько лет. Уже в 1904-м его продали с аукциона. Новый владелец, предприняв ряд безуспешных попыток получить прибыль, в конце концов решил продать объект. Чуть больше повезло куратору стройки монаху Перу Лави, начальство фактически сослало его в Константинополь.

В 1900 году Париж стал вторым городом в мире, где построили метро. И городские власти всерьёз задумались об оформлении входных павильонов. Среди художников и архитекторов был объявлен конкурс. Эктор Гимар в нем тоже принял участие. Его подход был не только эстетический, уравнивающее все классы и сословия новое транспортное средство натолкнуло художника на идею типовых конструкций.

Модерн, который многими воспринимался как стиль для богатых, давал возможность продемонстрировать, что в стране с демократическими традициями возможно и наоборот. Вполне осознанно к этому подталкивали и социалисты, возглавившие в то время мэрию Парижа. Словом, после победы в конкурсе проектов художник очень рьяно взялся за дело.

Стебли, стручки, луковичные формы определили лицо парижского метро на долгие годы. Даже сегодня все входные павильоны кажутся разными, на самом деле Гимар предложил лишь три стандартных проекта - закрытого типа, в виде навеса и отрытый вход. Главным материалом стал чугун, возможности которого нагляднее всего были продемонстрированы на станциях Bastille и Etoile. Тамошние входные группы нередко называли пагодами из-за сходства с традиционной восточной архитектурой.

Но достижения современной цивилизации тоже никто не отменял. Красные фонари, которые поддерживали вывеску с названием станции и освещали вход, так же сигнализировали миганием о прибытии поезда на платформу.

Шрифт - еще одно изобретение Гимара. Благодаря ему он и вошел в употребление под названием Métropolitain. К сожалению, не обошлось без ложки дегтя. Принятие проекта к исполнению не гарантировало долговечность уже готовых конструкций. Многих раздражали формы ар-нуво. Из-за чего уже в 1908 году были убраны входные павильоны Гимара на Елисейских полях. Лишилась своего характерного облика в 1926 году и станция Etoile. Тоже самое произошло с Bastille в начале 60-х. Пагубная тенденция грозила уничтожить всё наследие художника, если бы в 1978 году государство не взяло их под охрану. Ущерб от такого вандализма оказался немалый: из 167 станций уцелели 88.

Параллельно Гимар продолжал принимать заказы на усадьбы и дома. Одним из наиболее ярких образцов его стиля стал отель Guimard, фактическая семейная резиденция художника. Его он подарил жене в качестве свадебного подарка. И выразился в нем, что называется, по полной.

Здесь каждая мелочь, от салфетницы до балконов, отмечена глубоко личной эстетикой. И всё же стиль художника ни с чем и ни с кем не спутаешь. Взять хотя бы гимаровский стул, который узнаваем в любой версии благодаря ушку, которым заканчивается спинка, и тонкому изгибу ножек.

Теперь такая мебель - большая редкость даже на антикварном рынке. Заслуга вдовы художника в том, что она вообще сохранилась. Аделина Гимар, наследница богатой американской семьи Оппенгейм, была свидетельницей того, как небрежно обошлись с наследием и талантом мужа его соотечественники. Но она всегда страстно желала, чтобы о нем и его работах знали больше.

В 1938 году они с Эктором Гимаром уехали в США из-за нарастающей волны антисемитизма и усиливающейся угрозы мировой войны. А через четыре года художник умер в нью-йорском отеле Адамс. Во Францию Аделина вернулась уже после падения нацистской Германии. Она хотела уладить кое-какие дела семьи и заодно решила пожертвовать Франции предметы из личного обихода Гимара. Их можно видеть теперь в Музее изящных искусств Лиона или в Музее декоративного искусства в Париже.

Напоминанием о таланте художника остаются и построенные им здания, входные павильоны метро. Впрочем, чтобы увидеть последние совсем не обязательно ехать именно в Париж. Помимо Москвы есть несколько точных копий гимаровского модерна в Чикаго и ряде других городов.

Эктор Жермен Гимар (Hector Guimard), один из наиболее признанных архитекторов своего поколения, главный представитель стиля Art Nouveau во Франции, родился в 1867 году в Лионе.


В 1882 году Эктор Гимар, перебравшись вместе с отцом в столицу, поступает в Парижскую школу изобразительных искусств. В процессе обучения начинающий архитектор проявляет яркие способности, получает ряд премий и наград, а в 1891 году становится профессором.

Профессиональная деятельность Гимара начинается в 1888 году с проектирования и строительства нескольких частных домов в одном из округов Парижа.

В 1895 году Гимар начинает строительство небольшого замка Béranger на улице La Fontaine. Первоначально планировалось, что замок будет оформлен в нео-готическом стиле. В том же 1895 году архитектор предпринимает поездку в Бельгию, где впервые сталкивается со стилем Art Nouveau, который уже набирает популярность в Брюсселе и Льеже. По возвращении в Париж Гимар радикально перерабатывает проект замка, создавая свой неповторимый стиль. Несмотря на неизбежные ошибки и неточности в своих проектах, Гимар достаточно быстро вырабатывает полную стилистическую самостоятельность своего языка в современной архитектуре того времени.

В 1895 году, в рамках подготовки к проведению всемирной выставки 1900 года в Париже, муниципалитет города в очередной раз возвращается к вопросу строительства метрополитена. Одновременно ставится вопрос о внешнем виде входов на станции. Вариант их размещения в цокольных этажах общественных зданий отвергается и планируется строительство отдельных павильонов в общедоступных местах. Они должны быть легкими и элегантными и иметь свой неповторимый стиль.

В 1899 году в Париже проходят сразу несколько конкурсов архитектурных проектов. В них принимают участие многие заменитые и авторитетные архитекторы Франции. Но ни один из конкурсов не приносит результатов – проекты отвергаются один за другим. Неожиданно для всех 12 января 1900 года Муниципальный совет директоров Управления транспорта Парижа утверждает проект наиболее революционного французского архитектора Эктора Гимара.



Первый выход Гимара (вариант с крышей) был смонтирован в Париже 10 января 1902 года. Всего в Париже в начале прошлого столетия было установлено 88 архитектурных ансамблей на 66 станциях Парижского метрополитена.

Даже несмотря на то, что в первые годы XX века стиль Art Nouveau выходит из моды, до 1908 года проектирование наземных павильонов метро остается исключительно прерогативой Эктора Гимара.

Многие искусствоведы на протяжении уже более чем ста лет спорят: что вдохновило Эктора Гимара на создание его произведений – столь необычных и грациозных. Кто-то сравнивает стойки светильников с берцовой костью, кто-то видит схожесть формы красных фонарей с головой кузнечика. Действительно, одной из отличительных черт стиля Art Nouveau является заимствование в художественных произведениях образов животного и растительного мира.


Для творений Э. Ж. Гимара характерно "органогенное" начало, превращающее металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Биоподобные, флореальные формы причудливых оград парижского метро, созданные по проекту Гимара, до такой степени отвечают вкусам стиля Ар Нуво, что его иногда называют "стилем метро" или "стилем Гимара".

Metro Abbesses - Paris 18e














Metro Boissiere - Paris 8e






Metro Chardon Lagache - Paris 16e





Metro Chatelet - Paris 1e





Metro Mouton-Duvernet - Paris 14









Metro Porte Dauphine - Paris 16e















Metro Saint Michel - Paris 5e et 6e










Metro Tuileries - Paris 1e










Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Архитектура. Полная энциклопедия
Архитектура России. Поиски национального стиля
История России в архитектуре. 70 самых известных памятников
Архитектурная сказка Федора Шехтеля


Архитектура. Полная энциклопедия

Архитектура России. Поиски национального стиля

История России в архитектуре. 70 самых известных памятников

Архитектурная сказка Федора Шехтеля


1000 замков, крепостей и дворцов
Замки Европы
Самые знаменитые памятники древности
70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)


1000 замков, крепостей и дворцов

Самые знаменитые памятники древности

70 чудес зодчества за 1500 лет новой эры. Удивительные сооружения и как они строились


Московский модерн
Москва в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века
Москва в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX века
В.А. Гиляровский Москва и москвичи

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)


Мария Нащокина "Московский модерн"

Москва в фотографиях. Конец XIX - начало ХХ века

Москва в старых фотографиях. Конец XIX - начало XX века

В.А. Гиляровский "Москва и москвичи" (лучшее издание с фотографиями и репродукциями картин)


Архитектура петербургского модерна. Общественные здания
Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века
Санкт-Петербург накануне крушения империи
Невский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века. Альбом

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)


Архитектура петербургского модерна. Общественные здания

Архитектура Петербурга конца XIX - начала XX века

Санкт-Петербург накануне крушения империи

Невский проспект. История Санкт-Петербурга в фотографиях. Конец XIX - начало XX века

Ар нуво. Причудливый мир Гимара

Невозможно представить Париж без стройной Эйфелевой башни, величественного Собора Парижской Богоматери, без изогнутых чугунных входов в павильоны метро. Автор шедевров металлической пластики – Эктор Гимар. Архитектор и дизайнер стал основоположником ар нуво, который по праву называли стилем метро. И стилем Гимар.

Guimard

Эктор Жермен Гимар родился в Лионе в 1867 году. В 1882-м семья переехала в Париж, где в том же году юноша поступил в Национальную школу декоративных искусств. Через год он перевелся на архитектурное отделение. В 1885-м Гимар поступил в Парижскую школу изящных искусств. А через 2 года молодой архитектор получил первый заказ на строительство кафе в Париже.

Guimard

Guimard

Фрагмент оформления входа на станцию Palais Royal. 1900.

Guimard

Особняк Beranger. 1894-98.

Guimard

Guimard

Guimard

1 Вестибюль особняка Beranger. 2 Фрагмент холла особняка Beranger.

Guimard

Guimard

В 1895-м, в рамках подготовки к проведению Всемирной выставки 1900 года в Париже, муниципалитет города в очередной раз вернулся к вопросу строительства метро. Был поставлен и вопрос о внешнем виде входов на станциях. Размещать их в цокольных этажах общественных зданий запретили, а запланировали построить отдельные павильоны в общедоступных местах. Легкие и элегантные входы обязаны были иметь свой неповторимый стиль. В нескольких конкурсах приняли участие многие знаменитые и авторитетные архитекторы Франции. Главный приз получил мсье Дэрэ. Но работу поручили Гимару. Дело в том, что президенту Административного комитета метрополитена, банкиру Адриану Бенару, нравился стиль ар нуво, то есть, стиль Гимара.

Guimard

Guimard

Интерьер холла отеля Mezzara. Париж. 1911.

Guimard

…Эктор Гимар, как многие творцы, раздражал и публику, и власти. Его творения не финансировались. А потом его забыли. Умер автор причудливого мира уникальной архитектуры в 1942 году в Нью-Йорке. А музей Гимара во Франции до сих пор так и не открыли.

Его творения называли великолепными и кощунственными, воспевали и разрушали, огромное число заказов от восхищенных богачей соседствовало с ожесточенной критикой со стороны представителей церкви. Эктор Гимар объединил изящные искусства и суровую индустрию, создав одну из визитных карточек Парижа – причудливые арки входов в метро.


Архитектор Эктор Гимар

Эктор Жермен Гимар (Hector Guimard), один из наиболее признанных архитекторов своего поколения, главный представитель стиля Art Nouveau во Франции, родился 10 марта 1867 года в Лионе. В 1882 году Эктор Гимар, перебравшись вместе с отцом в столицу, поступает в Парижскую школу изобразительных искусств. В процессе обучения начинающий архитектор проявляет яркие способности, получает ряд премий и наград. Профессиональная деятельность Гимара начинается в 1888 году с проектирования и строительства нескольких частных домов в одном из округов Парижа. В 1895 году Эктор Гимар начинает строительство небольшого замка Béranger на улице La Fontaine. Первоначально планировалось, что замок будет оформлен в нео-готическом стиле. В том же году архитектор предпринимает поездку в Бельгию, где впервые сталкивается со стилем Art Nouveau, который уже набирает популярность в Брюсселе и Льеже. По возвращении в Париж Эктор Гимар радикально перерабатывает проект замка, создавая свой неповторимый стиль. Несмотря на неизбежные ошибки и неточности в своих проектах, Гимар достаточно быстро вырабатывает полную стилистическую самостоятельность своего языка в современной архитектуре того времени.


Замка Béranger на улице La Fontaine – один из первых проектов Эктора Гимара в Париже


Причудливые орнаменты Эктора Гимара на решётке и колоннах входной арки

В 1895 году, в рамках подготовки к проведению всемирной выставки 1900 года в Париже, муниципалитет города в очередной раз возвращается к вопросу строительства метрополитена. Одновременно ставится вопрос о внешнем виде входов на станции. Вариант их размещения в цокольных этажах общественных зданий отвергается и планируется строительство отдельных павильонов в общедоступных местах. Они должны быть легкими и элегантными и иметь свой неповторимый стиль. В 1899 году в Париже проходят сразу несколько конкурсов архитектурных проектов. В них принимают участие многие знаменитые и авторитетные архитекторы Франции. Но ни один из конкурсов не приносит результатов – проекты отвергаются один за другим. Неожиданно для всех 12 января 1900 года Муниципальный совет директоров Управления транспорта Парижа утверждает проект наиболее революционного французского архитектора Эктора Гимара.


Архитектурная композиция Эктора Гимара на выходе со станции Square-Victoria в Монреале


Архитектурная композиция Эктора Гимара в саду скульптур Национальной галереи искусств в Вашингтоне

Читайте также: