Пассажирооборот авиационного транспорта в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авиационный транспорт – вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества:

- маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

- огромный охват территорий и акваторий;

- кратчайший путь следования;

- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

- неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

- относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения – это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт – это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром – это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.




В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.

Авиационный транспорт – вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества:

- маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

- огромный охват территорий и акваторий;

- кратчайший путь следования;

- возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

- экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

- неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

- относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения – это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт – это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром – это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.

В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е – начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Москва – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург – Екатеринбург – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск – Владивосток;

Санкт-Петербург – Пермь – Омск – Новосибирск – Иркутск – Якутск – Магадан – Петропавловск-Камчатский.

Если хотите понять, какую огромную значимость имеет пассажирооборот в России – посмотрите на эти значения за 2019 год:

Общая длина железнодорожных путей по стране 87 тысяч километров
Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием 1 миллион, 198 тысяч километров
Суммарная длина путей метро 602 километра
Величина грузооборота железнодорожного транспорта 2 602 миллиарда тонно-километров
Годовой пассажиропоток в Шереметьево 49 993 миллиона человек

Кроме того, мы посмотрим, как доля пассажирооборота уменьшилась из-за пандемии 2020 года.

Статистика пассажирооборота в России

Воздушные перевозки

Первыми в нашем списке будут аэропорты России. Данные, предоставленные Росавиацией:

Год Воздушный путь перевозок, миллионов человек
2000 23
2001 26
2002 28
2003 31
2004 35
2005 37
2006 40
2007 47
2008 52
2009 47
2010 59
2011 66
2012 76
2013 86
2014 95
2015 94
2016 91
2017 108
2018 118
2019 131

Пассажирооборот в России по Росстату

Как видно из графика отражения объёма перевозок, перелеты практически ежегодно набирают обороты, не в последнюю очередь потому, что билеты ежегодно становятся дешевле.

Статистика по Авиакомпаниям

Авиакомпании России ежегодно перевозят:

Авиакомпания Статистика объёма перевозок пассажиров, человек в год
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Аэрофлот 23610036 26111728 28977880 32845182 35762452 37220668 14563135
Трансаэро 13198591 11218909
ЮТэйр 8564340 5540382 6654417 7300240 7652155 7760642 4758390
Сибирь (S7 Group) 7938199 8208508 9509018 9947624 11598533 14046452 12349229
Россия 5191783 4751568 8099498 11152738 11140199 11553055 5710793
Уральские Авиалинии 5160588 5445134 6467188 8000474 9000615 9616908 5632152
Северный Ветер 4471030 2665553 1788452 3548210 4921715 5535177 2939149
Оренбургские авиалинии 3034659 2840284 491346
Глобус (S7 Group) 2127931 2422259 3637451 4305231 4361048 3898870
Донавиа 1736153 1475011 209478
Вим-Авиа 1613970 1594911 2076406 2136764
Ямал 1450355 1425103 1454456 1790178 1966568 1746224 698287
Когалымавиа 1344174 895721
NordStar 1286878 1398820 1424723 1283476 877141
Икар 1236596 1083991 988084 1381030 2020298 2161817 760085
Таймыр 1104938 1133885
Аврора 1050637 1124792 1376224 1548221 1622679 1657741 795873
АЙ ФЛАЙ 970368 611091 403856 746641 1129822 1129822
Якутия 968026 634289 688838 865661 853193 713150 499511
Ред Вингс 919186 1035496 921962 1617719 2621469 3070691 1536902
Нордавиа 763264 727625 959450 1087538 1189568 2033375 1637604
РусЛайн 626155 580454 606940 640575 655920 633371 374822
Royal Flight 624406 867162 994183 1499102 1727025 2258915 917313
Саратовские авиалинии 519096 525632 504185 796386 190226
Ижавиа 327800 267253 307641 397225 422879 241938 50103
Газпром авиа 319496 292498 245025 239951 234661 239883 141124
Ангара 291690 387093 416310 396548 422088 214911
ИрАэро 268761 271051 234818 373873 669599 908505 591830
АЛРОСА 261341 346366 421493 440647 520220 491845 368968
АЗУР эйр 214748 2354038 2344322 3747710 4288887 5788726 1930037
Грозный Авиа 176700 135149
Северсталь 148593 188839 221463 240892 242706
КрасАвиа 108891 203386 260483 314241 283533 225738 147050
Комиавиатранс 44239 152221 194930 146211 113597 64864
Победа 39565 3089676 4285937 4582755 7184779 10287233 9086736
Турухан 11556 237112 239765 255835 269160

Как вы можете заметить, в 2020 году пассажиропоток упал практически вдвое. Такую тенденцию показали все основные пассажиропотоки.

Такси

В 2020 году пассажиропоток такси составил 2.55 млрд пассажиров, в 2019 году перевозок пассажиров было на 5.6% больше.

Железная дорога

Железнодорожная транспортная система, пассажирооборот и количество перевезенных пассажиров:

Год Пассажирооборот, миллиардов пассажиро-километров Количество перевезенных пассажиров, миллионов человек
2000 167.1 1 419
2001 157.9 1 306
2002 152.9 1 271
2003 157.6 1 304
2004 164.3 1 335
2005 172.2 1 339
2006 177.8 1 339
2007 174.1 1 282
2008 175.9 1 296
2009 151.5 1 137
2010 138.9 947
2011 139.8 993
2012 144.6 1 059
2013 138.5 1 080
2014 130.0 1 076
2015 120.6 1 025
2016 124.6 1 040
2017 123.1 1 121
2018 129.5 1 160
2019 133.6 1 201

Данные пассажирооборота на графике:

Пассажирооборот в России по Росстату

Статистика по количеству перевезенных пассажиров:

Пассажирооборот в России по Росстату

Как видно из графиков, рейтинг железнодорожных перевозок постепенно падает. Количество пассажиров пытается выйти на уровень 2008 года, а вот пассажирооборот безнадежно просел.

Автобус

Автомобильная (автобусная) транспортная система России по годам:

Год Пассажирооборот, миллиардов пассажиро-километров Количество перевезенных пассажиров, миллионов человек
2000 173.7 23 001
2001 172.1 22 462
2002 170.7 21 921
2003 166.2 20 912
2004 168.7 21 018
2005 142.3 16 374
2006 136.0 14 734
2007 149.9 14 795
2008 152.1 14 718
2009 141.5 13 704
2010 140.6 13 434
2011 138.6 13 305
2012 133.3 12 766
2013 126.0 11 587
2014 127.1 11 554
2015 126.3 11 523
2016 124.3 11 296
2017 123.4 11 185
2018 122.5 10 912
2019 122.5 10 637

Статистика пассажирооборота автобусов общего пользования на графике:

Пассажирооборот в России по Росстату

Перевезенные пассажиры на графике:

Пассажирооборот в России по Росстату

В России по количеству перевезенных пассажиров лидирует транспорт именно наземный, обгоняя железнодорожный в 10 раз, но у обоих видов примерно одинаковый пассажирооборот – следовательно, в среднем 1 пассажир на поезде преодолевает расстояние в 10 раз больше, чем 1 пассажир на автобусе. Отметим, что автобусы, как и поезда, в последние 10 лет постепенно сдают позиции.

Водный транспорт

Пассажирооборот водного транспорта, список по годам:

Год Морской транспорт, миллиардов пассажиро-километров Внутренний водный транспорт, миллиардов пассажиро-километров
2000 0,1 1,0
2001 0,08 1,0
2002 0,07 1,0
2003 0,07 0,9
2004 0,07 1,0
2005 0,09 0,9
2006 0,06 0,9
2007 0,07 1,0
2008 0,07 0,8
2009 0,06 0,8
2010 0,06 0,8
2011 0,05 0,7
2012 0,04 0,6
2013 0,04 0,6
2014 0,07 0,5
2015 0,06 0,5
2016 0,09 0,6
2017 0,08 0,6
2018 0,06 0,6
2019 0,05 0,6

Таблица показывает, что водный транспорт не пользуется особой популярностью.

Другие виды транспорта

Пассажирооборот по остальным видам транспорта:

Год Трамваи, миллиардов пассажиро-километров Троллейбусы, миллиардов пассажиро-километров Метро, миллиардов пассажиро-километров
2000 25,1 28,1 46,9
2001 23,2 27,8 51,3
2002 21,9 26,6 51,3
2003 20,2 23,8 51,4
2004 18,7 21,4 51,4
2005 13,5 15,0 43,4
2006 11,1 12,4 44,2
2007 8,7 9,8 42,6
2008 8,2 9,0 43,4
2009 7,1 7,9 42,7
2010 6,7 7,1 42,4
2011 6,4 6,9 43,2
2012 6,3 6,6 45,1
2013 5,3 5,7 45,6
2014 5,0 6,4 45,4
2015 4,8 6,0 44,6
2016 4,6 5,5 44,1
2017 4,3 5,2 44,1
2018 3,9 4,7 45,4
2019 3,8 4,2 47,4

Как видите, трамваи и троллейбусы в России постепенно вымирают, и это – серьезная проблема, поскольку трамваи/троллейбусы сильно разгружают транспортную систему любого города.

История и динамика

Всю историю и динамику мы привели в таблицах выше. Если как-то суммировать информацию: железнодорожный транспорт, автобусы, трамваи и троллейбусы постепенно уходят в прошлое, пусть первые 2 вида на данный момент и являются доминирующими. Их постепенно заменяют авиаперевозки и такси. Наиболее стабильные сферы – метро и водный транспорт.

Прогнозы на будущее

Учитывая, что такси и перелеты дешевеют, можно с большой уверенностью предположить, что текущие тенденции по приросту/убыли пассажиропотока будут сохраняться.

Влияние пандемии на пассажирооборот

В 2020 году в мире случилась пандемия (двумя волнами), и это серьезно ударило и по количеству пассажиров, и по пассажирообороту. В России власти не вводили жесткий карантин (по сравнению с зарубежными странами), поэтому пандемия не так сильно ударила по перевозкам, но ее влияние все равно видно в числах. Статистический бюллетень по транспорту за 2020 год появится только во второй половине 2021 или начале 2022 года, но даже по имеющейся информации об авиаперевозках видно, что поток пассажиров просел примерно в 2 раза. Скорее всего, такие же числа будут у автобусов/поездов. Меньше всего пандемия ударила по такси – всего 4-5% снижения объема за год.

Что делается для развития пассажирооборота

В основном и частные юрлица, и государство нацелены на аэропорты – их количество и пропускная способность регулярно увеличиваются. Автобусы и поезда никто не трогает – как работают, так и работают. В некоторых аспектах власти, наоборот, ухудшают ситуацию – речь идет о ежегодно уменьшающемся количестве трамваев и троллейбусов.

Ответы на частые вопросы

  • Где взята информация? Основной источник – Росстат и Росавиация.
  • Почему уменьшение количества трамваев и троллейбусов – это плохо? Во-первых, трамваи и троллейбусы более безопасны для окружающей среды. Во-вторых – трамваи и троллейбусы потребляют меньше ресурсов для своего движения, что делает билеты на общественный транспорт в городах более доступными. Чем их меньше – тем больше стоит проезд, и, следовательно, тем чаще люди покупают личные авто. Это приводит к пробкам в крупных городах.

Вывод

В структуре пассажирооборота в России лидируют поезда и автобусы, по количеству пассажиров автобусы практически в 10 раз обгоняют поезда. Но оба вида транспорта постепенно сдают позиции, потому что люди начинают чаще летать на самолетах. Пандемия внесла свои коррективы в эту статистику, но когда она закончится – тренд на повышение доли самолетов продолжится.

Количество людей, которые используют различные виды транспорта для того, чтобы перемещаться между различными населенными пунктами формируют пассажиропоток. Его интенсивность свидетельствует о нескольких фактах одновременно – развитость перевозок пассажиров и грузов в стране, качество и развитость самой инфраструктуры различных видов транспорта, а также об экономическом уровне и качестве жизни.

О том, какие показатели по объемам перевозок пассажиров имеются в России на сегодняшний день и как они изменялись по различным видам на протяжении последних 10 лет, рассмотрим подробно в данной статье.


Определение

Пассажиропоток – это то количество пассажиров, которые перемещаются как в пределах страны, так и при выезде за границу, на различных видах транспорта. Измеряется данная величина в пассажиро-километрах. То есть это определение имеет следующий смысл.

Пассажирооборот рассчитывается по автомобильному, воздушному, железнодорожному, морскому и автотранспорту, как совокупное количество людей, проехавших на этих средствах передвижения установленное общее количество километров за расчетный период, который чаще всего принимается в размере 1 года.


Когда становится понятно, что такое показатели пассажирских перевозок, необходимо четко представлять, как можно рассчитать эту величину.

Методы расчета

Естественно, чтобы получить основные показатели по пассажирообороту на различных видах средств передвижения, используются установленные формулы и способы расчетов. Принимают во внимание такие факторы, как:

  • Выбирают определенные периоды для проведения обследования (они должны разниться по дням недели и месяцам).
  • Применяют разные методы для получения статистических данных. Анкетный метод использует опросы и анкетирование. Талонный проводится по учету проданных билетов. Табличный – цифра рассчитывается учетчиками, которые находятся в определенном виде транспорта и рассчитывают количество пассажиров или это делается на остановочных пунктах. Визуальный используется, как глазомерный вариант для оперативного определения степени наполняемости подвижного состава и мощности пассажиропотока.
  • Естественно, что в последующем полученные данные обрабатываются специальными формулами в результате чего и образуется статистика пассажирских перевозок на различных видах транспорта в России.

Актуальные показатели

Чтобы понять, какие статистические данные существуют по перевозкам груза и пассажирским перевозкам на различных видах средств передвижения – автомобильном, водном, воздушном, железнодорожном, необходимо обратиться к тем цифрам, которые предлагает Министерство транспорта РФ и Федеральная служба государственной статистики. Причем все данные по грузам и пассажирам следует рассматривать в динамике, так как только в этом случае можно реально оценить изменения.


Воздушные перевозки

По авиационному виду существуют следующие данные:

  • В 2000 году было перевезено 54 млрд пассажиро-километров.
  • В 2005 году этот показатель вырос до 85,8.
  • В 2010 показатель составил уже 147,1.
  • В 2015 цифра достигла отметки в 226,8 пассажиро-километров.
  • А в 2018 году пассажиропоток остановился на отметке в 286,9.


Как видно из вышеуказанных цифр, работа аэропортов в России в 2019 году существенно увеличилась, так как количество пассажиров, которые стали пользоваться их услугами существенно выросла. Так, почти за 20 лет эта цифра возросла более чем в 5 раз.

Такси

Развитие автомобильного пассажирского транспорта в России представлено в том числе и перевозками на такси. Естественно, что этот показатель развивался неравномерно. В больших мегаполисах услугами частного извоза пользуются большее количество граждан. Тогда как в небольших городках количество такси выросло незначительно.

Статистические данные аналитического центра при правительстве Российской Федерации представляются следующие цифры по исследованию рынка такси:

  • В общем, в Российской Федерации на конец 1 полугодия 2019 года действуют 441.000 разрешений на осуществление данного вида деятельности.
  • Интересно, что в 2018 году цифра была не существенно ниже и составляла всего лишь 429.000 подобных лицензии.
  • А вот в 2017 году этот показатель был выше и составлял 467.000 лицензий на осуществление деятельности таксоизвоза.

Поэтому за 3 года можно отметить снижение действующих лицензий в этой сфере извоза приблизительно на 5%.


Если говорить по регионам, то за эти 3 года показатели увеличили только:

  • Южный федеральный округ – с 52.000 до 62.000 лицензий.
  • Центральный федеральный округ со 158.000 до 174.000.
  • Все остальные регионы продемонстрировали снижение активности в этой сфере деятельности.

Железная дорога

Что касается железнодорожного пассажирского транспорта, то статистические данные здесь выглядят следующим образом:

  • В 2000 году объем составляет 167,1 миллиарда пассажиро-километров.
  • В 2002 году снизился до 152,9.
  • В 2004 году начал расти и составил 164,3.
  • В 2006 достиг 177,8 млрд пассажиро-километров.
  • В 2008 немного упал – 175,9 млрд пассажиро-километров.
  • В 2010 составил 138,9.
  • В 2012 – 144,6.
  • В 2014 – 130.
  • В 2016 еще меньше – 124,6.
  • В 2018 году составил 129,5 миллиарда пассажиро-километров.


Как видно, железнодорожный вид за все 18 лет испытывал постоянные колебания в количестве перевозимых пассажиров, но отслеживая общую тенденцию, стоит отметить, что все равно за 18 лет он упал приблизительно на 23%.

Автобусы

Количество перевозимых пассажиров автобусами выглядит следующим образом:

  • 2000 год – 173,7 млрд пасс. км.
  • 2005 год – 142,3.
  • 2010 год – 140,6.
  • 2015 год – 126,3.
  • 2018 год – 122,5 млрд пасс. км.


В этой области пассажирских перевозок автотранспортом в виде автобусов показатели постоянно снижались и также уменьшились за отчетный период в 18 лет приблизительно на 25%.

Водный транспорт

Если рассматривать пассажирский водный (речной) транспорт, то статистика здесь выглядит следующим образом:

  • В 2000 году количество перевозок 1 млрд пасс.км.
  • Затем эта цифра постоянно росла и достигла своего минимума в 0,5 млрд пасс.км. с 2014 по 2015 год включительно.
  • В 2018 году показатель вырос всего до 0,6 млрд пасс.км., но так и не дотянулся до уровня 2000 года.


Динамика и структура

Как видно, в России имеются пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспортных средств. Но, учитывая особенности географии, развиты они неравномерно. Так, например, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта в некоторых регионах из-за суровых климатических условий в зимний период затруднена. Это же касается и автомобильного транспорта в условиях Крайнего Севера.

Если рассматривать, какой вид транспорта перевозит наибольшее количество пассажиров в стране, то это однозначно железнодорожный. На втором месте идет автобусный. Но здесь стоит учесть, что функционирует он на коротких расстояниях, совершая преимущественно междугородние перевозки, как правило, в пределах 1 области.

По своей динамике, как видно из статистики, развивается исключительно авиационный воздушный транспорт, который нарастил более, чем в 4 раза количество перевозимых пассажиров. Все же остальные сферы показали спад, причем весьма существенный, до 5 раз.

Развитие

Что касается непосредственно воздушного транспорта, то на сегодняшний день это один из наиболее удобных и быстрых способов добраться между пунктами назначения. Причем, осуществить это как внутри страны, так и за ее пределами. Вероятнее всего, что и в ближайшее время, именно аэропорты и самолеты будут демонстрировать прирост показателей.

По оценке отраслевой исследовательской компании Cirium, в марте 2020 года количество авиарейсов в мире сократилось на 63% относительно аналогичного периода 2019-го. В США пассажирских авиаперелётов стало на 95% меньше из-за пандемии коронавируса COVID-19 и введённых для борьбы с нею мер.

К концу апреля 2020 года простаивают в общей сложности 16 тысяч пассажирских самолетов. Для двух третей лайнеров главной задачей является обеспечение таких условий на земле, чтобы техника сохраняла свою летную готовность к моменту восстановления рынка.



Издержки на парковку для авиакомпаний весьма существенны – по данным, которые приводит Bloomberg, большому самолету стоянка в аэропорту может обходиться в тысячу долларов в день. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обратилась к странам мира с просьбой снизить парковочные тарифы – в обычных условиях они обычно не превышают 2% доходов аэропортов, но теперь от них зависит выживание авиакомпаний.

Из-за отмены огромного количества полётов большинство авиакомпаний либо сократили персонал (в первую очередь это коснулось сотрудников, отвечающих за техническое обслуживание самолетов), либо отправили людей в оплачиваемые отпуска.



В 30-дневный период с 14 марта по 12 апреля 2020 года было запланировано около 24 5000 авиаперелётов между США и Европой с участием около 5,5 млн пассажиров. Отмена только этих рейсов обернулась потерей выручки в $2 млрд.

Сильнее всего пострадал Лондонский аэропорт Хитроу, который за этот период должен был принять 820 тыс. пассажиров. В тройку наиболее сильно пострадавших воздушных гаваней также вошли Международный аэропорт Париж — Шарль-де-Голль (370 тыс.) и Международный аэропорт Франкфурт-на-Майне (340 тыс.). Аэропорты в Амстердаме и Дублине не досчитались 290 тыс. и 160 тыс. пассажиров соответственно. [1]

Мировой рынок авиаперевозок пассажиров пережил кризис 2008 года снижением роста с 8,8% в 2007 году до 1,5% в 2008 году и падением количества пассажиров на 4% в 2009 году. Происходило и снижение наполнения самолета пассажирами. Так в 2008 году процент занятости кресел снизился до 76,5% с 2007 года, когда процент был 77,1%. А уже в 2009 году процент упал до 74,2%.

В целом можно отметить, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров практически выправился за два года и опять пошел в рост. Хотя по итогам 2017 года докризисных темпов роста (2007 г. – 8,8%) так пока и не достиг. Основной причиной можно назвать ухудшение общей геополитической ситуации в мире, связанной с войнами на Ближнем Востоке.


Что касается прогнозов развития мирового рынка на 2018 год, то по прогнозам UNWTO (Всемирная туристическая организация) общий пассажиропоток авиакомпаний по всему миру в 2018 году может увеличиться на 10%. Основной причиной такого резкого роста рынка за последние 10 лет они считают глобальный экономический подъем, который отразится на высоком спросе на международный и местный туризм. Аналитики компании Uniteller менее оптимистичны в своих прогнозах и считают, что мировой рынок авиаперевозок пассажиров вырастет не более, чем на 7-8% в 2018 году. Таким образом, можно ожидать, что мировой пассажиропоток к концу 2018 года составит 4,3-4,5 млрд. человек.

Рынок России

2021: Пассажиропоток авиакомпаний РФ вырос на 62%

Пассажиропоток авиакомпаний России по итогам 2021 года вырос на 62% и приблизился к доковидному (COVID-19) уровню. Об этом 12 января 2022 года глава Минтранса РФ Виталий Савельев доложил президенту Владимиру Путину на совещании с членами Правительства РФ.

По данным Савельева, в 2021 российские авиакомпании перевезли 112 млн пассажиров против 69,2 млн годом ранее, когда перелеты были существенно ограничены из-за распространения коронавируса COVID-19. В допандемийный 2019 год показатель измерялся 128 млн человек. Таким образом, в 2021 году относительно 2019-го пассажиропоток авиакомпаний РФ упал на 13%.



Внутренние перевозки, по словам главы Минтранса, в 2021 году достигли 89 млн пассажиров, что на 59% больше, чем в 2020-м, и на 22% - чем в 2019-м. Роста показателя удалось достичь благодаря системе субсидирования перевозок, отметил министр: всего в 2021 году из бюджета было выделено 21,9 млрд рублей, 63% этой суммы - на поддержку перелетов на Дальний Восток.

Также приводятся данные, согласно которым международные авиаперевозки в 2021 году составили 23 млн человек. Это в 1,8 раза больше, чем в 2020 году, и в 2,4 раза меньше, чем в 2019-м.

По предварительным оценкам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), операционные убытки российских пассажирских авиаперевозчиков за 2021 год составили от 70 млрд до 80 млрд рублей.

Суммарные убытки российских авиакомпаний достигли 125 млрд рублей



По словам старшего эксперта авиационной практики Bain & Company Сергея Зайцева, уровень убытков в отрасли пассажирских авиаперевозок, безусловно, беспрецедентный, особенно с учетом того, что отрасль остается убыточной уже несколько лет.

Зарубежный пассажиропоток российских авиакомпаний рухнул на 76%, до 13,1 млн человек - Росавиация

Зарубежный пассажиропоток российских авиакомпаний в 2020 году рухнул на 76,2% и составили 13,1 млн человек. Об этом говорится в статистике Росавиации.

Пассажиропоток между Россией и странами СНГ составил 1,5 млн человек, перевозки за пределы стран Содружества были на уровне 11,6 млн человек. Динамика падения в обоих случаях измерялась 76%. Внутренний пассажиропоток в 2020 году сократился на 23%, до 56,2 млн человек.

По данным Международной ассоциации аэропортов, пассажиропоток на авиатранспорте в России, по предварительным итогам 2020 года, снизился на 46% от уровня 2019 года.



Пандемия коронавируса COVID-19 привела к падению перевозок пассажиров через аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) вдвое по итогам 2020 года. Согласно данным Росавиации, пассажиропоток аэропортов МАУ сократился на 52,3%, до 48,5 млн человек. Больше всего пострадали:

  • международные перевозки, падение которых составило почти 76% (обслужено около 12 млн человек);
  • внутренние рейсы: пассажиропоток снизился на 30% (36,5 млн человек);
  • перевозки грузов сократились на 13%, до 421 тыс. тонн;
  • перевозки почты — на 24,6%, до 64,2 тыс. тонн.

Сильнее всего пандемия затронула столичный аэропорт Шереметьево. Его пассажиропоток сократился на 60,4% (обслужено 19,6 млн человек). Во Внуково пассажиропоток сократился на 47,6% (до 12,6 млн человек). Пассажиропоток Домодедово по итогам года упал на 42%, до 16,4 млн человек. [4]

Перевозки российских авиакомпаний сократились на 46%

Перевозки российских авиакомпаний в 2020 году сократились на 46% — до 69,17 млн пассажиров, а пассажирооборот за этот же период достиг отметки 153,43 млрд пассажирокилометров (–52%). Об этом сообщили в Росавиации, которая ранее ожидала сокращение пассажирских перевозок примерно на 50%.



Существенное сокращение пассажирских авиаперевозок в России, а также во всем мире произошло из-за пандемии коронавируса COVID-19 — многие страны вынуждены были свести до минимума полеты в качестве меры предотвращения распространения инфекции.

Ранее Правительство РФ направило 23,4 млрд рублей авиакомпаниям для ежемесячной компенсацию расходов авиакомпаний – лизинг, аэропортовые сборы, топливо, выплату зарплат персоналу. По данным Росавиации эти меры помогли сохранить авиационный персонал на уровне не ниже 90% от численности работников на 1 января 2020 года.

Но ситуация в отрасли остается сложной. К началу января 2021 года авиакомпаниям не хватает 50 млрд рублей господдержки, чтобы пережить осенне-зимний период, сообщается в направленном в правительство письме Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Авиаперевозки не восстановились и по-прежнему намного ниже, чем до пандемии, а зимой будут еще ниже. Зимой выше и затраты на содержание самолетов, отметили в ассоциации. [5]



В апреле 2020 года российские перевозчики обслужили в общей сложности 771,2 тыс. пассажиров, снижение объемов авиаперевозок составляет 91,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Пассажирооборот снизился на 93,2% и составил 1,586 млрд пассажирокилометров. Всего за первые четыре месяца 2020 года перевезено 24,1 млн пассажиров, что на 29,5% меньше значения годичной давности. [6]

Центр статистики и экономических исследований ТКП предоставил в мае 2019 года данные о результатах развития авиаотрасли за 2018 год и I квартал 2019 года. Согласно данным ТКП, мировой гражданский пассажирооборот в 2018 году вырос на 6,5% по сравнению с показателями 2017 года, в I квартале 2019 года наблюдается его стабильный рост.

Количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями в 2018 году, выросло на 10,6% по сравнению с предыдущим годом и составило 116,2 млн. человек, из которых 47,4 млн. пассажиров было перевезено по международным направлениям, а 68,8 млн. – по внутренним. В 2019 году положительная тенденция сохраняется с замедлением темпов роста.



В рейтинге внутренних авиамаршрутов традиционно доминирует направление Москва-Санкт-Петербург, на втором месте Москва-Сочи, замыкает тройку Москва-Симферополь. Среди международных авиамаршрутов наиболее популярным у российских туристов оказалось направление в Турцию, на втором месте – в Германию, на третьем – в Таиланд, далее – в Италию и Китай.

2007-2017

Анализ российского сегмента авиа-пассажиропотока показал, что он был более чувствителен к происходящим за это десятилетие событиям.

Российский рынок также, как и мировой просел в кризис 2008 года: темпы роста сократились с 18,4% в 2007 году до 10,7% в 2008 году. Однако уже в 2009 году падение пассажиропотока оказалось гораздо более существенным, чем в целом по миру: -9,4% в России против -4% по миру.

В 2010 году рынок вырос на 26,3%, в основном за счет восстановления экономики (ВВП набрал положительную динамику +4,5% после -7,8% в 2009 году), за счет отложенного спроса на туризм, а также за счет вступления в силу федеральной программы по субсидированию авиаперелетов с Дальнего Востока. Программа вступила в силу в 2009 году, но свою мощь набрала именно в 2010 году, когда программой воспользовалось 327 тысяч человек. Позже к программе были добавлены Калининград и другие российские города. В 2014 году в программу был включен Крым.

В дальнейшем в 2011-2013 гг. рынок пассажирских авиаперевозок замедлил свои темпы роста до 12,6-15,5% в год. Основная причина – снижение темпов роста экономики. ВВП с 7,8% в 2010 году до 1,3% в 2013 году.

Существенные проблемы начались после введения санкций против России в 2014 году, а также после отмены всех рейсов на египетские курорты с 7 ноября 2015 года. Максимальное снижение количества пассажирских авиаперевозок было достигнуто в 2016 году, когда спад составил -3,8%. В эти годы происходили большие перемены: снижение реальных доходов населения, переориентация турпоездок с внешних на внутренние.


В 2017 году на рынке авиаперевозок был отмечен взрывной рост – 18,6%. Было перевезено рекордное количество пассажиров – 105,1 млн. человек. Эксперты считают причинами этого:

  • Отложенный спрос.
  • Укрепление рубля (на 11% в евро и на 13% в долларах), что положительно повлияло на международные перелеты.
  • Увеличение посещения российских курортов россиянами – Сочи и Крым, как в летний, так и в зимний период для катания на горных лыжах.
  • Увеличение доли полетов лоукостерами на 30%. Снижение цен на лоукостеры по России на 7%. Причина – отказ от перевозки багажа и от питания на борту.
  • Открытие турецкого направления.

Что касается прогнозов развития российского сегмента авиапассажироперевозок в 2018 году, то по оценкам АКРА он вырастет на 5,5% и составит 110,8 млн. человек. Главные причины:

Если посмотреть на перспективы развития рынка до 2020 года, то эксперты АКРА не видят объективных причин для дальнейшего быстрого роста отрасли. Отмечается, что рост составит 2,4% в год. Основные факторы, которые приводят эксперты: рост зарплат и реальных доходов населения ожидается в пределах 1-3%, сохранение текущего уровня безработицы, позитивный общеэкономический фон, а также снижение процентных ставок на потребительские кредиты.

Читайте также: