Источники активности личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Активность личности. Потребности. Мотивы

Активность личности. Потребности. Мотивы
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Потребность - источник активности личности

Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Источником активности личности являются ее потребности.
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития, а так же выступающей источником его активности.
Потребность - осознание и переживание нужды человека в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.

2 Виды потребностей


3 Мотивация как проявление потребностей личности


Темы для рефератов
1. Теория потребностей
2. Теория мотивации
3. Развитие теорий мотивации до 2-й половины XIX в.
4. Направления исследований мотивации в 1-й половине ХХ в.
5. Классификация потребностей личности.
6. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
7. Личностные корреляты мотивации.
8. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
9. Роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения.

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

Активность живых существ – внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма. Активность личности человека отличающаяся от активности животных. У животных это проявление инстинктивных биологических потребностей, а у человека это толчок его сознания и целенаправленное стремление.

Источником активности личности есть его органические и духовные потребности – в пище, одежде, знаниях, работе.

Потребность – это требование, которое проявляет зависимость человека от определенных условий, необходимых для жизни и деятельности. Потребности всегда отображают стойкие жизненно важные зависимости организма от среды.

· физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т. п. в той мере, в какой они обладают гомеостатической и организмической природой;

· потребности в безопасности — безопасность и защита от боли, страха, гнева, неустроенности;

· потребности в социальных связях — потребности в любви, нежности, социальной присоединенности, идентификации;

· потребности самоуважения — потребности в признании, одобрении;

· потребности самоактуализации — реализация собственных возможностей и способностей; потребность в понимании и осмыслении.

Мотив –это реальное побуждение, которое в зависимости от определенных жизненных обстоятельств побуждает человека к действию.

Мотивами человеческой активности являются интересы.

познавательные - это мотивы которые непосредственные связанные с целью, процессом и содержанием учения, со стремлением человека получали новые знания,

социальные - связаны с определенными взаимоотношениями между людьми в процессе учения

утилитарные - направлены на достижение человеком собственной пользы с помощью учения

2) по содержательным характеристикам:

по степени действенности (действенные, недейственные),

по особенностям образования (внутренне являющиеся результатом является результатом работы самого человека, внешние - формируются под влиянием окружающих),

по месту в иерархической системе (доминирующие, второстепенные),

по степени осознанности (четко осознанные, слабо осознанные, неосознанные );

3) по динамическим характеристикам:

по силе (слабые, сильные ),

по продолжительности (устойчивые, не устойчивые)

по эмоциональным особенностями (мотивы вызвавших положительные эмоции , которые вызвали негативные эмоции , нейтральные) .

Интерес - это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно важным объектам.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, стремлением овладеть им.

Жестким регулятором поведения есть убеждение.

Убеждение –это система мотивов личности, которая побуждает ее действовать соответственно своим взглядам и принципам. Убеждения становятся мощной силой при условии, что действия, которые предопределяются этими убеждениями, становятся обычными, К.Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему.

Важным осознаваемым мотивом есть идеал.

Идеал – это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни на протяжении определенного времени. Он и определяет программу ее будущего самосовершенствования.

Направленность – это система доминирующих целей и мотивов деятельности личности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость.

Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.

Самосознание – это осознание человеком себя самого в своем отношении к внешнему миру и другим людей. С эмоциональной сферой самосознания связанны такие его проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоуничижение, чувство собственного достоинства, спесивость. С волевой стороной психической деятельности человека, связанны такие проявления как сдержанность, самоконтроль, самодисциплина.

Теории личности

1. Биогенетическая концепция развития.Главным фактором человеческого развития считается наследственность, которая заведомо определяет все особенности развития личности. Все духовные качества личности, его сознание – это такой же естественный дар, как глаза, уши и т.д. Человек рождается с определенными моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. “Биогенетический закон” – ребенок, который родился, в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человечества: период скотоводства, земледельческий период, торгово – производственную эпоху. Лишь после этого он вступает в современную жизнь.

2. Социогенетическая концепция развития.Согласно социогенетическим теориям, развитие ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывается ребенок, в таком направлении и происходит ее развитие.

3. Методологическая концепция развития.В соответствии с которой биологические и социальные факторы конвергируют (сближаются).

4. Теория психического развития в отечественной психологииопирается на определение того, что движущие силы его развития обнаруживаются в несоответствии потребностей, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальных (таких, что не отвечают новым требованиям) возможностей их удовлетворить. На развитие личности влияет весь состав общественной жизни, достижения науки и техники, объем информации.

Развитие личности — сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии.

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития.

Деятельность человека — сознательная активность, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной дели.

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность.

Навыки - это усовершенствованные путем многоразовых упражнений компоненты умений, которые проявляются в автоматизированном выполнении действий.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

Вопрос для самостоятельной работы студентов:

1.Личность, ее психологическая структура.

2.Современные психологические теории личности.

3.Биологическое и социальное в личности. Соотношение понятий “человек”, “индивид”, “личность” и “индивидуальность”.

4.Активность личности и ее источники.

5.Направленность личности, характеристика ее компонентов.

6.Потребности, виды потребностей. Мотивы, виды мотивов.

7.Сознание и “Я” – образ человека. Самооценка. Уровень домогательств личности.

8.Основные факторы и условия формирования личности. Формирование личности врача.

9.Деятельность, ее структура и виды.

10.Знание, умение, навыки, привычки.

11.Профессиональная деятельность врача: психологическая характеристика.

Источники информации.

1. Максименко С.Д. Общая психология.- Киев,2000

2. Практикум по общей и медицинской психологии под общ. ред. проф. В.П. Блохиной Киев, 1990 г.

Активность живых существ — один из основных и необходимых проявлений жизни внутренней силы влечений, направленной на удовлетворение потребностей организма. Но активность человека коренным образом отличается от активности животных.

У животных она является проявлением их инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека ведущими в активности являются сознательные и целенаправленные стремления.

Активность человека и формы ее проявления развились исторически и имеют социально направленный характер. В вопросе об источниках активности личности в психологии существовали разные точки зрения.

Впервые вопрос активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории отстаивали мнение, что источником активности человека являются инстинктивные влечения, данные ему от рождения, которые передаются по наследству.

Это — мир инстинктов, биологических и физиологических влечений, неосознаваемых импульсов, природа которых "неизвестна". Основой этого учения является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении 3. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно влияет на его жизнедеятельность.

Неофрейдисты отталкивались от главных постулатов 3. Фрейда о подсознательном вд, но ограничивали роль сексуальных влечений и вели поиск новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных влечений занимает стремление к власти, в результате чего личность осознает свою неполноценность (А. Адлер), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и переживает тягостные чувства одиночества (Э. Фромм) и т.п.

Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности являются ее органические и духовные потребности — в пище, одежде, знаниях, работе.

Человеческие потребности развиваются в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам процесс удовлетворения потребности ведет к развитию и воспроизведению новых потребностей, которые неизбежно порождаются разными сферами общественного бытия людей и их деятельностью.

Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем более богатыми и разнообразными являются потребности людей. Внутренними стремлениями к действию становятся мотивы, которые являются результатом осознают личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению.

Расширенными мотивами человеческой активности являются интересы. Интерес — это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимым объектам. Интересы возникают на почве потребностей, но не сводятся к ним.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью в объекте, со стремлением лучше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и благосклонности человека, в увлеченности определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и т.п.

Жесткими регуляторами поведения являются убеждения.

Убеждение — это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Основания убеждений — знания человека, являющиеся для него истинными, неопровержимыми, в чем он абсолютно убежден.

Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждения появляются там, где возникают страдания и муки совести, когда актуализируются принципы действий и поступков.

Силу убеждений в качестве мотива поведения можно сравнить с путами, которые человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждения могут проявляться в разных сферах жизни и деятельности и в зависимости от этого подразделяться па моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

Убеждения становятся мощной движущей силой при условии, что действия, которые вызваны этими убеждениями, становятся привычными. К. Д. Ушинский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления возрастает и предоставляет человеку возможность плодотворно применять драгоценную силу — силу сознательной воли, не тратя сознание и волю на борьбу с уже преодоленными трудностями.

Важным осознанным мотивом является идеал.

Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.

Идеалы людей формируются под влиянием общественных условий жизни, в процессе обучения и воспитания. В роли мотивов личности могут выступать установки.
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность.

Установка может проявляться в стандартных суждениях, некритично усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предубежденности, в выделении из окружения того, что имеет важное жизненное значение.

Личность может видеть в объектах и явлениях жизни то, что она хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Установки могут быть положительными, если они основаны на доверии, симпатии, положительном общественном мнении, и негативными, когда они имеют характер предубежденности, необъективности.

Специфической формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое мнение группы.

В осознаваемых мотивах всегда проявляется цель деятельности личности. Объект, который может удовлетворить потребности личности, возникает в ее сознании как цель. Если личность действительно осознает свою жизненную цель и предусматривает реальное ее достижение, то раскрывается перспектива личности.

Перспектива делает действия человека уверенными, целенаправленными, наполняет их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или ее утрата могут вызвать состояние фрустрации, то есть расстройство планов, неверие, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность.

Состояние фрустрации может быть обусловлено завышенной самооценкой личности, когда она проявляет склонность выбирать в жизни весьма сложные, сверхсложные для нее цели, вследствие чего переживает неудачу. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые отвечают его возможностям, и успешно их реализует.

Самооценка может быть и заниженной. Сниженная самооценка обусловлена неуверенностью человека в своих возможностях, вследствие чего он ориентируется на выбор слишком простых целей. При заниженной самооценке не реализуется психологический потенциал личности, вследствие чего снижается темп ее развития и могут закрепляться негативные черты.

Интегрированным показателем социальной ценности ориентации личности является ее направленность. Направленность личности — это система доминирующих целей и мотивов ее деятельности, которые определяют ее самоценность и общественное значение. Направленность вместе с мировоззрением являются высшим регулятором поведения и действий человека.

Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.

Самосознание — это осознание человеком себя самого и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Оно имеет много разных форм проявления. Одна из них связана с познавательной стороной психической деятельности и проявляется в самоощущении, самонаблюдении, самооценке, самоанализе.

Самосознание личностью изменений и процессов, которые в ней происходят, способствует глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоунижение, чувство собственного достоинства, надменность и др. В них отражается отношение человека к самому себе и к другим людям.

Такие проявления самосознания, как сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодисциплина, инициативность, связаны с волевой стороной психической деятельности человека. Основные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами ее жизни и деятельности.

Личность как общественное существо формируется в процессе обучения, воспитания, в работе и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль в ее становлении играют врожденные особенности. Внешние влияния действуют на личность через ее внутреннее состояние, врожденное, ранее приобретенное.

Поэтому, чтобы познать личность, ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, работы, особенности среды и взаимодействия с ней.

Активность живых существ – один из основных и необходимых проявлений жизни внутренней силы влечений, направленной на удовлетворение потребностей организма, но активность человека коренным образом отличается от активности животных.

У человека ведущими в активности яв-ся сознательные и целенаправленные стремления.

Одним из первых, кто обратился к источникам активности личности был Зигмунд Фрейд. Основные положения теории Фрейда: источником активности человека яв-ся инстинктивные влечения, данные ему от рождения, передаваемые по наследству, главный – сексуальный.

В отечественной психологии источником активности яв-ся её потребности.

Потребность – нужда, в которой проявляется зависимость человека от определённых условий, необходимых ей для жизни и деятельности. В потребностях всегда отражается стойкая, жизненноважная зависимость организма от среды.

Мотив – реальное стремление, которое побуждает человека действовать в определённой жизненной ситуации при определённых обстоятельствах.

Перспективы делают действия человека уверенными, целенаправленными, наполняет их энергией. Отсутствие жизненной перспективы или её утрата могут вызвать состояние её фрустрации, т.е. расстройство планов, неверие, безнадёжность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность. Данное отрицательное состояние может возникнуть под влиянием завышенной или заниженной самооценки личности.

ВОПРОС 35. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

- Психоаналитическая теория личности З.Фрейда: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".
- Индивидуальная теория личности А.Адлера: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
- Аналитическая теория личности К.Г.Юнга: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
- Теории личности в эго-психологии Э.Эриксона, Э.Фромма, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
- Гуманистическая теория личности А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей:

1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3) потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

4) потребность в уважении (самоуважение, признание);

5) потребность в самоактуализации (развитие способностей).


- Феноменологическая теория личности К. Роджерса: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Читайте также: