Партнерство ради мира между нато и рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Партнерство ради мира (ПРМ) является двусторонний свободной структурой ассоциации между государством и Организацией Североатлантического договора (НАТО), обслуживая вовлечь в общем подходе мирных стран военного сотрудничества , которые не желают , однако, быть частью НАТО.

Резюме

Рамочный документ

Рамочный документ содержит, в частности, следующие цели:

Стороны, подписавшие рамочный документ Партнерства ради мира

Он подписан 34 государствами между 26 января 1994 г. и 14 декабря 2006 г. .

Нынешние члены

Бывшие страны-участницы

Критика и возражения

В Швейцарии


В этом была определенная истина — до первого расширения альянса еще было несколько лет. Москва стремилась к сотрудничеству с Западом. К тому же, партнерские отношения с альянсом к тому моменту уже заключила Украина.

Документ для того времени был достаточно революционным: Россия направляла своих военных в штаб-квартиру НАТО для поддержания связей с альянсом, а также отмечала готовность к проведению совместных учений с альянсом. Совместно с НАТО Россия участвовала в операции по поддержанию мира в Боснии — российский военный контингент был самым большим из стран не входящих в альянс. Партнерство было небесполезным — офицеры альянса и российской армии проводили совместные мероприятия, касающиеся борьбы с терроризмом, и даже небольшие военные учения.

За годы сотрудничества стороны проводили учения и даже несмотря на политические трения, совместно боролись с терроризмом и наркотиками, создали совместный фонд для обслуживания вертолетов Ми-17 в Афганистане. Альянс из своих средств оплачивал покупку и ремонт российских вертолетов для нужд афганской армии и даже планировали строить совместное предприятие по утилизации боеприпасов в Калининграде.

Все это происходило уже после резкого ухудшения отношений, которое произошло после операции альянса против Югославии. Восстановлению отношений помогла позиция недавно вступившего в должность президента Владимира Путина, который был в то время настроен на прагматичный диалог с Западом.

В настоящее время в российском офисе при НАТО нет даже постпреда — после отъезда в Москву Александра Грушко в январе 2018 года на эту должность никто не был назначен.

При этом продолжает действовать совет Россия — НАТО, в рамках которого ведется диалог между сторонами .

На фоне конфронтации с Россией альянс продолжает расширяться — его членами стала Черногория и Македония. Оба государства находятся далеко от российских границ, однако в Москве считают, что альянс, таким образом, давит на дружественную Москве Сербию.

В общей сложности, начиная с 2016 года, европейские союзники и Канада потратили более $41 млрд на нужды обороны.

В докладе говорилось, что траты членов НАТО на оборону существенно повысились, однако только шесть стран из 29 тратят на коллективную оборону больше 2% от ВВП.

Сделать так, чтобы больше 2% ВВП тратили все члены альянса — мечта президента США Дональда Трампа, который обрушивался на альянс с резкой критикой в первые месяцы своего президентства. Не секрет, что львиную долю расходов на НАТО несут США и лично Трампу это не нравится. Правда, ситуация вряд ли измениться в ближайшее время, так как в НАТО, хотя это и блок равных, США играет в нем главенствующую роль.

О прекращении существования НАТО, возможно, мечтают многие представители российских военных и политических кругов. Хотя есть много и тех, кто считает, что иметь дело с более-менее предсказуемым военным альянсом лучше, чем с разрозненной группой государств. В отношениях России и НАТО нет большой любви, но есть определенный прагматизм — несмотря на жесткую риторику, воевать никто не хочет: слишком разрушительной будет война для европейского континента.

Но, несмотря на все проблемы, пространство для диалога у России и НАТО есть: одна из главных тем — возможность размещения ракет в Европе после выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.

В Европе не хотят вновь столкнуться с перспективой, когда американские ракеты будут размещаться на европейской территории, не хочет этого и Россия.

Реа­ли­зо­вы­ва­ет­ся по ини­циа­ти­ве США с 1994 года в свя­зи с уп­разд­не­ни­ем в 1991 году Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра. Ру­ко­вод­ство НАТО об­ра­ти­лось к но­вым су­ве­рен­ным го­су­дар­ст­вам, а так­же к ней­траль­ным стра­нам с пред­ло­же­ни­ем при­сое­ди­нить­ся к про­грам­ме на дву­сто­рон­ней и су­гу­бо ин­ди­ви­ду­аль­ной ос­но­ве, с учё­том по­зи­ций и ин­те­ре­сов ка­ж­дой стра­ны, в це­лях рас­ши­ре­ния их со­труд­ни­че­ст­ва с аль­ян­сом. Официальная ос­но­ва про­грам­мы - Ра­моч­ный до­ку­мент - пре­ду­смат­ри­ва­ет, что ка­ж­дое го­су­дар­ст­во-парт­нёр бе­рёт на се­бя ряд обя­за­тельств: быть при­вер­жен­ным де­мо­кра­тическим цен­но­стям, раз­де­ляе­мым НАТО; со­блю­дать прин­ци­пы ме­ж­ду­народного пра­ва; вы­пол­нять обя­за­тель­ст­ва, вы­те­каю­щие из Ус­та­ва ООН и других ос­ново­по­ла­гаю­щих до­ку­мен­тов; воз­дер­жи­вать­ся от уг­ро­зы при­ме­не­ния или при­ме­не­ния си­лы про­тив других го­су­дарств; раз­ре­шать спо­ры мир­ным пу­тём.

Стра­ны - уча­ст­ни­цы про­грам­мы обя­зу­ют­ся спо­соб­ст­вовать про­ве­де­нию во­енных ре­форм, соз­да­нию эф­фек­тив­ных обо­рон­ных ин­сти­ту­тов, обес­пе­че­нию гражданского кон­тро­ля над воо­руженными си­лами, раз­ви­вать по­тен­ци­ал, не­об­хо­ди­мый для со­вме­ст­ных дей­ст­вий с НАТО при про­ве­де­нии ми­ро­творческих и гу­ма­ни­тар­ных опе­ра­ций. В Ра­моч­ном до­ку­мен­те так­же за­кре­п­ле­но обя­за­тель­ст­во го­су­дарств - чле­нов НАТО про­во­дить кон­суль­та­ции с лю­бой стра­ной-парт­нё­ром в слу­чае, ес­ли она со­чтёт, что воз­ник­ла пря­мая уг­ро­за её тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти, по­ли­тической не­за­ви­си­мо­сти или безо­пас­но­сти.

В про­грам­ме уча­ст­во­ва­ли 34 го­су­дар­ст­ва. В 1994 году к ней при­сое­ди­ни­лись Ру­мы­ния (26 января), Лит­ва (27 января), Поль­ша (2 февраля), Эс­то­ния (3 февраля), Венг­рия (8 февраля), Ук­раи­на (8 февраля), Сло­ва­кия (9 февраля), Лат­вия (14 февраля), Бол­га­рия (14 февраля), Ал­ба­ния (23 февраля), Че­хия (10 мар­та), Мол­да­вия (16 мар­та), Гру­зия (23 мар­та), Сло­ве­ния (30 мар­та), Азер­бай­джан (4 мая), Фин­лян­дия (9 мая), Шве­ция (9 мая), Турк­ме­ния (10 мая), Ка­зах­стан (27 мая), Кир­ги­зия (1 ию­ня), Рос­сия (22 ию­ня), Уз­бе­ки­стан (13 ию­ля), Ар­ме­ния (5 октября); в 1995 - Бе­ло­рус­сия (11 января), Ав­ст­рия (10 февраля), Маль­та (26 апреля), Ма­ке­до­ния (15 но­ября); в 1996 году - Швей­ца­рия (11 декабря); в 1999 году - Ир­лан­дия (1 декабря); в 2000 году - Хор­ва­тия (25 мая); в 2002 году - Тад­жи­ки­стан (20 февраля); в 2006 году - Бос­ния и Гер­це­го­ви­на, Сер­бия, Чер­но­го­рия (все 14 декабря). По­сле всту­п­ле­ния ря­да го­су­дарств - уча­ст­ни­ков про­грам­мы в НАТО (Венг­рия, Че­хия, Поль­ша - в 1999 году; Бол­га­рия, Лат­вия, Лит­ва, Ру­мы­ния, Сло­ва­кия, Сло­ве­ния, Эс­то­ния - в 2004 году; Ал­ба­ния, Хор­ва­тия - в 2009 году) в ней уча­ст­ву­ют 22 стра­ны.

В рам­ках про­грам­мы НАТО и стра­ны-парт­нё­ры осу­ще­ст­в­ля­ют кон­суль­та­ции по ши­ро­ко­му кру­гу во­про­сов. Вой­ска стран - чле­нов НАТО и ря­да стран-парт­нё­ров про­во­дят со­вме­ст­ные уче­ния, уча­ст­ву­ют в во­енных опе­ра­ци­ях и мис­си­ях под руководством НАТО, про­во­дят ме­ро­прия­тия по по­вы­ше­нию опе­ра­тив­ной со­вмес­ти­мо­сти. Осо­бое вни­ма­ние НАТО уде­ля­ет от­но­ше­ни­ям со стра­на­ми-парт­нё­ра­ми в стра­те­ги­че­ски важ­ных для аль­ян­са ре­гио­нах - на Кав­ка­зе и в Центральной Азии.

Программа НАТО "Партнерство ради мира" /ПРМ; The Рrogramme Partnership for Peace, PfP/ была учреждена на чрезвычайном саммите НАТО в Брюсселе 10-11 января 1994 года. Ее цель - развитие сотрудничества между НАТО и странами, не являющимися членами блока.

Предпосылки для создания ПРМ были заложены в 1991 году, когда НАТО приняла стратегическую концепцию, содержащую такие положения, как диалог и сотрудничество с государствами, не входящими в альянс. Тогда же был образован Совет североатлантического сотрудничества /ССАС, с 1997 г. Совет евроатлантического сотрудничества, СЕАП/, в рамках которого и была разработана программа ПРМ.

Участвуя в ПРМ, страна-партнер сама выбирает направления взаимодействия из общего перечня. В 2002 году в развитие программы были введены планы индивидуального партнерства /Individual Partnership Action Plans, IPAP/, которые разрабатываются специально для каждой страны. Такие планы страны-участники ПРМ заключают с НАТО на два года с целью получить более широкую поддержку в проведении внутренних реформ, в частности, в области обороны и безопасности.

ПРМ объединяет 22 страны-партнера - это все страны СНГ /РФ присоединилась в июне 1994 г./, а также Австрия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Мальта, Сербия, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария. В 2013 году заявку на вступление в программу подала Республика Кипр.

Сотрудничество ведется по различным направлениям: борьба с терроризмом, урегулирование кризисов, реагирование на стихийные бедствия и катастрофы, научное и гуманитарное сотрудничество и др. Особое место занимают аспекты военной и оборонной деятельности: стороны проводят совместные учения вооруженных сил, страны-партнеры принимают участие в миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой НАТО, проводят военные реформы и при содействии альянса осуществляют программы по ликвидации устаревшего оружия и боеприпасов. В ПРМ прямо или косвенно участвуют практически все структуры НАТО.

Основой программы является Рамочный документ, который содержит обязательства для стран-партнеров и самого альянса. Так, страна-партнер обязуется воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств, не нарушать существующих границ государств, разрешать споры мирным путем, развивать потенциал, необходимый для военного сотрудничества с НАТО. Государства-члены НАТО обязуются проводить консультации с любой страной-партнером, если, по мнению этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности.

Неотъемлемым элементом ПРМ является механизм целевых фондов, впервые задействованный в 2000 году. Проекты в рамках фондов касаются уничтожения запасов противопехотных мин, обычных вооружений, легкого стрелкового оружия и комплексных инициатив по оборонной реформе. Финансирование осуществляется из добровольных индивидуальных пожертвований стран-членов и партнеров НАТО.

Главным органом по всем аспектам ПРМ является Политический военный руководящий комитет. Координационный центр ПРМ расположен в Монсе /Бельгия/. Государства- партнеры также имеют бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.

В настоящее время участие в ПРМ является первым условием для вступления страны в альянс.

Читайте также: