Партнерство ради мира между нато и рф кратко
Обновлено: 02.07.2024
Партнерство ради мира (ПРМ) является двусторонний свободной структурой ассоциации между государством и Организацией Североатлантического договора (НАТО), обслуживая вовлечь в общем подходе мирных стран военного сотрудничества , которые не желают , однако, быть частью НАТО.
Резюме
Рамочный документ
Рамочный документ содержит, в частности, следующие цели:
Стороны, подписавшие рамочный документ Партнерства ради мира
Он подписан 34 государствами между 26 января 1994 г. и 14 декабря 2006 г. .
Нынешние члены
Бывшие страны-участницы
Критика и возражения
В Швейцарии
В этом была определенная истина — до первого расширения альянса еще было несколько лет. Москва стремилась к сотрудничеству с Западом. К тому же, партнерские отношения с альянсом к тому моменту уже заключила Украина.
Документ для того времени был достаточно революционным: Россия направляла своих военных в штаб-квартиру НАТО для поддержания связей с альянсом, а также отмечала готовность к проведению совместных учений с альянсом. Совместно с НАТО Россия участвовала в операции по поддержанию мира в Боснии — российский военный контингент был самым большим из стран не входящих в альянс. Партнерство было небесполезным — офицеры альянса и российской армии проводили совместные мероприятия, касающиеся борьбы с терроризмом, и даже небольшие военные учения.
За годы сотрудничества стороны проводили учения и даже несмотря на политические трения, совместно боролись с терроризмом и наркотиками, создали совместный фонд для обслуживания вертолетов Ми-17 в Афганистане. Альянс из своих средств оплачивал покупку и ремонт российских вертолетов для нужд афганской армии и даже планировали строить совместное предприятие по утилизации боеприпасов в Калининграде.
Все это происходило уже после резкого ухудшения отношений, которое произошло после операции альянса против Югославии. Восстановлению отношений помогла позиция недавно вступившего в должность президента Владимира Путина, который был в то время настроен на прагматичный диалог с Западом.
В настоящее время в российском офисе при НАТО нет даже постпреда — после отъезда в Москву Александра Грушко в январе 2018 года на эту должность никто не был назначен.
При этом продолжает действовать совет Россия — НАТО, в рамках которого ведется диалог между сторонами .
На фоне конфронтации с Россией альянс продолжает расширяться — его членами стала Черногория и Македония. Оба государства находятся далеко от российских границ, однако в Москве считают, что альянс, таким образом, давит на дружественную Москве Сербию.
В общей сложности, начиная с 2016 года, европейские союзники и Канада потратили более $41 млрд на нужды обороны.
В докладе говорилось, что траты членов НАТО на оборону существенно повысились, однако только шесть стран из 29 тратят на коллективную оборону больше 2% от ВВП.
Сделать так, чтобы больше 2% ВВП тратили все члены альянса — мечта президента США Дональда Трампа, который обрушивался на альянс с резкой критикой в первые месяцы своего президентства. Не секрет, что львиную долю расходов на НАТО несут США и лично Трампу это не нравится. Правда, ситуация вряд ли измениться в ближайшее время, так как в НАТО, хотя это и блок равных, США играет в нем главенствующую роль.
О прекращении существования НАТО, возможно, мечтают многие представители российских военных и политических кругов. Хотя есть много и тех, кто считает, что иметь дело с более-менее предсказуемым военным альянсом лучше, чем с разрозненной группой государств. В отношениях России и НАТО нет большой любви, но есть определенный прагматизм — несмотря на жесткую риторику, воевать никто не хочет: слишком разрушительной будет война для европейского континента.
Но, несмотря на все проблемы, пространство для диалога у России и НАТО есть: одна из главных тем — возможность размещения ракет в Европе после выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
В Европе не хотят вновь столкнуться с перспективой, когда американские ракеты будут размещаться на европейской территории, не хочет этого и Россия.
Реализовывается по инициативе США с 1994 года в связи с упразднением в 1991 году Организации Варшавского договора. Руководство НАТО обратилось к новым суверенным государствам, а также к нейтральным странам с предложением присоединиться к программе на двусторонней и сугубо индивидуальной основе, с учётом позиций и интересов каждой страны, в целях расширения их сотрудничества с альянсом. Официальная основа программы - Рамочный документ - предусматривает, что каждое государство-партнёр берёт на себя ряд обязательств: быть приверженным демократическим ценностям, разделяемым НАТО; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН и других основополагающих документов; воздерживаться от угрозы применения или применения силы против других государств; разрешать споры мирным путём.
Страны - участницы программы обязуются способствовать проведению военных реформ, созданию эффективных оборонных институтов, обеспечению гражданского контроля над вооруженными силами, развивать потенциал, необходимый для совместных действий с НАТО при проведении миротворческих и гуманитарных операций. В Рамочном документе также закреплено обязательство государств - членов НАТО проводить консультации с любой страной-партнёром в случае, если она сочтёт, что возникла прямая угроза её территориальной целостности, политической независимости или безопасности.
В программе участвовали 34 государства. В 1994 году к ней присоединились Румыния (26 января), Литва (27 января), Польша (2 февраля), Эстония (3 февраля), Венгрия (8 февраля), Украина (8 февраля), Словакия (9 февраля), Латвия (14 февраля), Болгария (14 февраля), Албания (23 февраля), Чехия (10 марта), Молдавия (16 марта), Грузия (23 марта), Словения (30 марта), Азербайджан (4 мая), Финляндия (9 мая), Швеция (9 мая), Туркмения (10 мая), Казахстан (27 мая), Киргизия (1 июня), Россия (22 июня), Узбекистан (13 июля), Армения (5 октября); в 1995 - Белоруссия (11 января), Австрия (10 февраля), Мальта (26 апреля), Македония (15 ноября); в 1996 году - Швейцария (11 декабря); в 1999 году - Ирландия (1 декабря); в 2000 году - Хорватия (25 мая); в 2002 году - Таджикистан (20 февраля); в 2006 году - Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория (все 14 декабря). После вступления ряда государств - участников программы в НАТО (Венгрия, Чехия, Польша - в 1999 году; Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония - в 2004 году; Албания, Хорватия - в 2009 году) в ней участвуют 22 страны.
В рамках программы НАТО и страны-партнёры осуществляют консультации по широкому кругу вопросов. Войска стран - членов НАТО и ряда стран-партнёров проводят совместные учения, участвуют в военных операциях и миссиях под руководством НАТО, проводят мероприятия по повышению оперативной совместимости. Особое внимание НАТО уделяет отношениям со странами-партнёрами в стратегически важных для альянса регионах - на Кавказе и в Центральной Азии.
Программа НАТО "Партнерство ради мира" /ПРМ; The Рrogramme Partnership for Peace, PfP/ была учреждена на чрезвычайном саммите НАТО в Брюсселе 10-11 января 1994 года. Ее цель - развитие сотрудничества между НАТО и странами, не являющимися членами блока.
Предпосылки для создания ПРМ были заложены в 1991 году, когда НАТО приняла стратегическую концепцию, содержащую такие положения, как диалог и сотрудничество с государствами, не входящими в альянс. Тогда же был образован Совет североатлантического сотрудничества /ССАС, с 1997 г. Совет евроатлантического сотрудничества, СЕАП/, в рамках которого и была разработана программа ПРМ.
Участвуя в ПРМ, страна-партнер сама выбирает направления взаимодействия из общего перечня. В 2002 году в развитие программы были введены планы индивидуального партнерства /Individual Partnership Action Plans, IPAP/, которые разрабатываются специально для каждой страны. Такие планы страны-участники ПРМ заключают с НАТО на два года с целью получить более широкую поддержку в проведении внутренних реформ, в частности, в области обороны и безопасности.
ПРМ объединяет 22 страны-партнера - это все страны СНГ /РФ присоединилась в июне 1994 г./, а также Австрия, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Мальта, Сербия, Финляндия, Черногория, Швеция, Швейцария. В 2013 году заявку на вступление в программу подала Республика Кипр.
Сотрудничество ведется по различным направлениям: борьба с терроризмом, урегулирование кризисов, реагирование на стихийные бедствия и катастрофы, научное и гуманитарное сотрудничество и др. Особое место занимают аспекты военной и оборонной деятельности: стороны проводят совместные учения вооруженных сил, страны-партнеры принимают участие в миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой НАТО, проводят военные реформы и при содействии альянса осуществляют программы по ликвидации устаревшего оружия и боеприпасов. В ПРМ прямо или косвенно участвуют практически все структуры НАТО.
Основой программы является Рамочный документ, который содержит обязательства для стран-партнеров и самого альянса. Так, страна-партнер обязуется воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств, не нарушать существующих границ государств, разрешать споры мирным путем, развивать потенциал, необходимый для военного сотрудничества с НАТО. Государства-члены НАТО обязуются проводить консультации с любой страной-партнером, если, по мнению этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности.
Неотъемлемым элементом ПРМ является механизм целевых фондов, впервые задействованный в 2000 году. Проекты в рамках фондов касаются уничтожения запасов противопехотных мин, обычных вооружений, легкого стрелкового оружия и комплексных инициатив по оборонной реформе. Финансирование осуществляется из добровольных индивидуальных пожертвований стран-членов и партнеров НАТО.
Главным органом по всем аспектам ПРМ является Политический военный руководящий комитет. Координационный центр ПРМ расположен в Монсе /Бельгия/. Государства- партнеры также имеют бюро по связи в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
В настоящее время участие в ПРМ является первым условием для вступления страны в альянс.
Читайте также: