Парланд спас на крови кратко

Обновлено: 02.07.2024

Со второй попытки

В 1870-е годы молодой зодчий пробует себя в различных сферах строительства: он создает проект здания театра для города Рыбинска (не был воплощен из-за высокой сметы), проект дома на Большой Дворянской улице Санкт-Петербурга, проект величественной усадьбы на берегу Волги в виде средневекового замка для В. П. Шереметева в Юрине (поместье сохранилось до наших дней). Но большой заказ от государства на сооружение церкви Воскресения Христова (1883–1907) в столице Российской империи во многом определил дальнейший творческий путь зодчего. 24-летнее строительство навсегда связало имя архитектора с этим памятником. Впрочем, в известном смысле судьба Парланду благоволила: ему было суждено завершить свое главное творение, получить признание и одобрение — как широкой публики, так и государственной власти.

На втором этапе к участию в конкурсе решил присоединиться настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, где несколькими годами ранее Парланд спроектировал и построил огромный каменный собор — тоже в честь Воскресения Христова. Архимандрит Игнатий (Малышев) не только имел познания в области архитектуры, но и принадлежал к избранному кругу духовенства, вхожему в Зимний дворец. Его имя присутствует в списке 14 духовных особ 1 , участвова­вших в панихидах и погребении тела почившего Александра II. Но самостоятельно архимандрит не мог создать проработанный архитектурный проект. Поэтому он убеждает Парланда, знакомого ему по строительству храма в его обители, принять участие в конкурсе снова и подать новый, уже совместный проект.

Фундаментальный подход

Вскоре Парланд представил в Техническо-строительный комитет проект другой перемычки, ограждающей уже среднюю часть сооружения. По его плану, линии свай из двух рядов должны огородить уже все место, занимаемое главным зданием и пристройками. В постановлении отмечалось, что шпунтовое ограждение предотвратит поступление воды в котлован под фундамент храма через почву, в обход уже сооруженного ограждения со стороны канала, или просачивание через песчаный грунт. Но условия местности были неблагоприятны, и, чтобы перемычка не подмывалась, летом 1885 года Парланду потребовалось забить третий ряд шпунтовых свай. После этого архитектор-строитель представил на рассмотрение комиссии составленный им проект устройства самого фундамента. Грунт для предполагаемого монументального сооружения оказался слабым, и Парланд предложил прибегнуть к искусственному основанию из бетона 4 фута 6 толщиной и сплошной бутовой кладке, которая делалась из отборных бутовых плит на цементном растворе. Понимая особую важность правильного устройства фундамента, Альфред Александрович не позволял экономить ни на материалах, ни на опытных каменотесах. Парланд был занят в это время на стройке все дни: под его личным руководством производились важнейшие работы этого этапа. В итоге нелегкая задача устройства фундаментов была решена: больше года потребовалось на создание ограждения всей площади строительства непроницаемой стеной; около года ушло на выемку земли под основание здания до уровня грунтовых вод. Затем, по предложенному плану Парланда, кропотливо укрепляли грунт, покрыв все пространство под церковь слоем бетона высотою около метра. И уже на эту ровную площадку укладывали штучные бутовые плиты, соединяя их с помощью цемента. Высота бутовой подушки составила до 8 аршин, то есть 5,68 м.

Памятник патриотизму подданных

После успешного решения задачи устройства фундаментов выложили пять рядов гранитного цоколя и приступили к возведению стен.

Парланд не просто переработал эскизный проект здания, поданный им совместно с архимандритом Игнатием в 1883 году. Альфред Александрович создал совершенно новый проект, который разительно отличался от совместного. Именно этот проект и был высочайше утвержден императором 1 мая 1887 года в Гатчине. Храм Воскресения Христова имел теперь 27 саженей в длину, 14 саженей в ширину, 38 саженей в высоту. Парланд предложил в плане крестово-купольную церковь с колокольней, которая должна была находиться над самым местом, где был ранен император. В церквах XVII века колокольни сооружались с западной стороны, в них располагался главный вход в храм. Но в храме Воскресения Христова это было невозможно, поскольку место ранения Александра II, включенное в пространство здания, оказалось непосредственно на оси колокольни западной части церкви. Поэтому архитектор присоединил по бокам две паперти, прилегающие с севера и с юга к колокольне, с входами в церковь, оформленными как крыльца под двускатными крышами. Таким образом, вместо одного главного входа были устроены четыре: этим Парланд достиг того, что место ранения оставалось нетронутым и становилось как бы отдельной часовней в пространстве храма.

Прежде в Европе не было прецедентов применения эмали на таких больших по площади выпуклых поверхностях. Стены из облицовочного красного кирпича покрываются вставками из эстляндского мрамора (пояски, колонки, оконные пилястры, подоконники и т. д.), ювелирной эмали и мозаики. При этом Парланд добивается эффектного внешнего вида здания путем сочетания особого цветного кирпича и удивительных декоративных узоров из белых арок, аркад, кокошников. Ни одна стена не повторяет своим оформлением другую: каждая поверхность служит примером красочного синтеза различных материалов.

Полтысячи мозаик для убранства

Из отечественных и зарубежных материалов

Пожизненная пенсия и. смерть от истощения

Пять других вошедших в историю архитектуры проектов Альфреда Парланда

В 1887 (?) — 1894 гг. в с. Николо-Ядревичи Смоленской губернии построена двухэтажная церковь Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. 23 сентября 1895 г. храм при большом стечении людей освятил епископ Гурий (Охотин; † 1912). Возведен на деньги Ракеевых, владельцев усадьбы в с. Николо-Ядревичи (ныне дер. Смогири). Действующий ныне живописный кирпичный Николо-Георгиевский храм в русском стиле с трехъярусной четырехгранной колокольней и выдвинутым к северу крыльцом признан памятником архитектуры: его описание присутствует во всех современных путеводителях по Смоленской области и в Своде памятников архитектуры и монументального искусства России.

Проект театра в Рыбинске. 1874.

Каменный трехпридельный Успенский храм в Опочке (Псковская губ.) в византийском стиле построен на деньги А. Г. Барышникова, петербургского купца II гильдии, церковного старосты Казанского собора, родившегося в Опочке. Освящен 1 мая 1894 г. Церковь была пышно декорирована по проектам Парланда, который привлек к отделке петербургских мастеров. Так, храм был снаружи украшен 87 изразцами художника Николая Харламова, который участвовал в работе по оформлению храма-памятника Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Причудливая резьба из дуба обрамляла все иконы иконостаса, написанные художником Валерианом Отмаром. Работа его так понравилась Парланду, что ему было доверено сделать более 40 картонов для мозаик петербургской церкви. В алтарных окнах находились витражи.

Космодамиановский собор в Сычевке (Смоленская губ.) построен в 1898–1911 гг. на деньги купцов-миллионеров Синягиных; освящен 5 июня 1911 г. Величественный и красивый кирпичный храм с шатровой двухъярусной колокольней, украшенный закомарами и кокошниками, с позолоченными куполами, на цоколе из тесаного камня, был выполнен в русском стиле. Разрушен в ходе военных действий в 1943 г.

Это образ Храма Гроба Господня, напоминающий о Русской Голгофе

Архимандрит Александр (Федоров), настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви Святой великомученицы Екатерины в Академии художеств, заведующий иконописным отделением Санкт-Петербургской духовной академии:

- Спас на Крови — удивительный храм, который, слава Богу, не был уничтожен в 1930-е годы и не погиб во время войны, когда в него попал снаряд и застрял прямо в изображении Спасителя. Он стоит за каналом и напоминает нам о Русской Голгофе. Не случайна и его некоторая ассоциация с московским собором Покрова на Рву — образом Храма Гроба Господня. Конечно, этот образ не буквальный, но собор Василия Блаженного тоже многопридельный и также располагается у Лобного места и за стенами града.

Спас на Крови — ярчайший пример русского стиля, причем московский прототип воспроизведен в нем отнюдь не буквально. Собор в древней русской столице шатрово-столпообразный, а этот — крестово-купольный с шатром в середине. Московское узорочье, украсившее в XVII веке дивную постройку предыдущего столетия, в нашем преломлении приобрело петербургскую упорядоченность.

Удивителен и сам архитектор, который, еще только оканчивая Академию художеств, сделал своей выпускной работой проект большого приходского храма. Впоследствии, работая вместе с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, он создал там замечательный храм, а затем они вдвоем начали работу над будущим главным произведением Парланда. Неудивительно, что за несколько лет до своей смерти зодчий, построивший уже немало церквей, принимает Православие.

Сегодня этот храм вновь действующий. То, что здесь дружно живут и музей, и приход, тоже свидетельствует об особом характере такого чудного и совершенно уникального храма.

- Спас на Крови Альфреда Парланда — уникальное произведение в истории отечественного церковного зодчества. Это своеобразная квинтэссенция храмостроения, воплотившая в себе его особое сакральное значение и образную самобытность русского стиля. Посвящение главного престола Воскресению Господа нашего Иисуса Христа и узнаваемая в архитектуре тема московского Покровского собора, что на Рву, как образа Небесного Града Иерусалима символизируют собой конечную точку и смысл жизни человека на земле. Эта идейная программа последовательно раскрывается в тщательно продуманных автором архитектурных и декоративных деталях фасадов, в мозаиках интерьера. Присутствие на стенах образов русских святых делает их, а вместе с ними и всех нас участниками мировой истории домостроительства Божия.

Примечания

1 РГИА. Ф. 472. Оп. 411/1931. Д. 23. Дело Канцелярии Министерства Императорскаго Двора. О выбитии медали по случаю кончины Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. 1881–1885. Л. 58.

3 РГИА. Ф. 1293. Оп. 116. Д. 22. Дело Техническо-строительнаго комитета М. В. Д. По проекту Архимандрита Игнатия и Академика Архитектуры Парланда на постройку Храма в память в Бозе почившаго Императора Александра II-го, на Екатерининском канале в С. Петербурге. 1883. Л. 9.

4 РГИА. Ф. 1293. Оп. 116. Д. 9. 1883. Л. 2.

5 Санкт-Петербургские ведомости. 1907. № 181. С. 2.

7 А. Парланд. Храм Воскресения Христова // Зодчий. 1907. № 35. С. 375.

10 Зодчий. 1903. № 31. С. 372.

11 Храм Воскресения Христова // Санкт-Петербургские ведомости. 1907. № 181. 17 (30) августа. С. 2.

12 Антонов Н. Р. Храм Божий и церковные службы. Учебник богослужения для средней школы. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. Рис. 116.

13 Храм Воскресения Христова // Санкт-Петербургские ведомости. 1907. № 181. 17 (30) августа. С. 2.

фото

Нарядный многоглавый храм Воскресения Христова сооружен на месте покушения на императора Александра II. 1-гомарта 1881 г. И. И. Гриневицкий, террорист из „Народной воли", взрывом бомбы смертельно ранил императора, который возвращался с парада в Михайловском манеже.

Через полмесяца на месте убийства была освящена временная деревянная часовня - арх. Л. Н. Бенуа. Затем был объявлен конкурс на проект храма-памятника. Победителем стал проект А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

В большом конкурсе 1882 г. принимал участие арх. Н. Л. Бенуа и его сыновья Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа. Проект Н. Л. Бенуа получил в 1-м туре вторую премию.

фото

фото

Фото 1909 г.
Фотограф
С.М.Прокудин-Горский.

Перспектива набережной от
Казанского моста к собору
Воскресения Христова
Фото 1908 - 1911 гг.

фото

Иллюстрации из
победившего проекта
1882 г.
журнал Зодчий

фото

фото

фото

Н. Л. Бенуа.
Конкурсный проект. (2-й) [113]
План, боковой фасад, 1882.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

журнал "Русский паломник"
(добавил Андрей Агафонов )

фото

Временная часовня.
Журнал "Всемирная
иллюстрация"
(добавил
Андрей Агафонов )

фото

Временная часовня.
Журнал "Всемирная
иллюстрация"
(добавил
Андрей Агафонов )

фото

Временная часовня.
Журнал "Живописное обозрение"
(добавил
Андрей Агафонов )

фото

Строительство Храма
Воскресения Христова.
Фото 1900-1906 г.

фото

Группа строителей храма
Воскресения Христова*
(добавил Nickolay )

фото

фото

Фото С. М. Прокудина-
Горского,
начало XX в.

фото

фото

1981 г.,
фото Цери Карлиль

фото

Фото - Альбом "Санкт-Петербург
с птичьего полета" -
СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.48
(добавил nikspb)

фото

фото

(фото из сети ?)
(добавил Mary)

* Группа строителей храма Воскресения Христова в С. Петербурге, присутствовавших на освящении его.

Сидят, справа: г. Феделли, младший помощник архитектора; Н. К. Бодаревский, художник; граф И. Д. Татищев, ктитор храма; строитель храма,

проф. А. А. Парланд; А. А. Орехов, помощник проф. Парланда; г. Никонов, казенный десятник. Стоят, справа: гг. Педашенко, представ. фирмы

серебр. изделий Хлебникова; Фролов, мозаичник; Федоров, бронзов. дел мастер; Сапожников; Б. К. Ковальский; Фридлендер, представитель

фирмы Шукерт и Ко. (добавил Nickolay )

Храм выполнен в стиле русского зодчества. Девятиглавый собор на высоком гранитном цоколе, к основному объему которого примыкает колокольня с золотым куполом. Стены облицованы глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти тонов и обильно украшены декоративными элементами. Колонки, карнизики, тяги и наличники сделаны из эстляндского мрамора. Пять глав собора покрыты особой разноцветной эмалью.

фото

фото

Фото - Наталия,
01.2014

фото

фото

Фото - yuri1812, 2009.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Уникальность собора - в его мозаичном убранстве - многочисленные мозаики, выполненные в мастерской Фроловых, украшающие храм снаружи и внутри.

М. В. Нестеров создал эскизы для „Нерукотворного Спаса" и „Воскресения", Н. А. Кошелев для „Христа во славе", А. А. Парланд - для „Благословляющего Спаса", В. М. Васнецов - для мозаик над входами. Внутри собора мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды (площадь более 7000 кв. м). Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др.

В Генуе изготовлены из разноцветного мрамора пол и иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Мозаичные иконы были выполнены по эскизам М. В. Нестерова и В. М. Васнецова.

Собор строился 14 лет - приходилось вести сложные работы по укреплению грунта и сооружению фундамента на бетонной подушке. Да и изготовление мозаик - трудоемкий процесс.

Храм закрыт в 1930 г.

В 1970 г. - передан под филиал музея - Исаакиевский собор. В 1973-1998 гг. проводились реставрационные работы. Сейчас - музей. (текст - Mary )

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Фото - @belimovgushchin, 01.2016


Альфред Александрович Парланд родился в 1842 году в Санкт-Петербурге. Начальное образование он получал в 4-й Санкт-Петербургской гимназии, затем в штутгардской политехнической школе. В 1862 году юноша поступил в Академию художеств. За успехи в учёбе Парланд удостоился пяти медалей. В 1871 году по выполнению выпускного проекта (собор на православном кладбище) Альфред Парланд получил Большую золотую медаль и право выехать за границу для продолжения обучения.

В 1872-1874 годах под руководством Н. Л. Бенуа Альфред Парланд строил богадельню в Петергофе, затем занимался проектом церкви Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни.

С 1875 года молодой архитектор путешествовал по Италии, Шотландии, Англии, Германии и Франции. В 1880 году он вернулся в Санкт-Петербург, сразу же получил звание академика и начал преподавать в Академии художеств. В течение десяти лет зодчий читал лекции по архитектуре Древних Греции и Рима.

В 1881 году Альфред Парланд начал работу над своим самым знаменитым проектом - собором "Спас-на-крови". Этот храм строился на берегу Екатерининского канала, на месте смертельного ранения императора Александра II. Проект являлся совместной работой Парланда с настоятелем Троице-Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием (в миру И. В. Малышевым). Кроме самого здания собора архитектор создал рисунок окружающей его ограды Михайловского сада. Созданная Альфредом Парландом ограда по праву считается одной из самых красивых в Петербурге.

Кроме Спаса-на-крови Альфредом Парландом был построен особняк Н. Г. Глушаковой на Большой Дворянской улице, перестраивалось здание Знаменской церкви в Петергофе. Также им возводились постройки в других городах и губерниях России.

В 1892 году Парланд получил звание академика архитектуры. В 1905 году архитектор стал почётным членом Академии художеств.

Вплоть до 1907 года зодчий осуществлял авторский надзор над строительством Спаса-на-крови. В 1910-1911 годах он состоял в комиссии по реставрации Казанского собора.

Альфред Александрович Парланд был холост и не имел детей. Он умер в 1919 году, был похоронен на Смоленском кладбище.

История храма Спаса на крови считается одной из судьбоносных для России. Поэтому архитекторы старались создать особый, исконно русский стиль, отличающийся от остальных.



История Спаса на крови




Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.


Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.


Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Читайте также: