Политическое просвещение народа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование vs пропаганда: история запутанных отношений

Когда политика вмешивается в образование в современном мире, мы часто называем это пропагандой. У пропаганды плохая репутация, и потому нам так важно отличать одно от другого. Как это сделать?

Этот вопрос горячо волновал педагогов и исследователей образования в 1920–1940-х годах — именно тогда случился первый бум научных дискуссий про сложные отношения образования и пропаганды. Среди педагогов того времени (в основном в США) очень популярен был бюллетень от американского Института анализа пропаганды, который они выпустили в 1937 году, чтобы противодействовать фашистской и советской идеологиям.

Он описывал 7 инструментов пропаганды:

Эти инструменты в то время казались простой и понятной инструкцией, как отличить пропаганду от образования, а сегодня мы скорее назвали бы их логическими ошибками или когнитивными искажениями. В их основе лежит так называемое быстрое мышление , которое происходит на автомате и без долгих логических рассуждений, часто оно руководствуется эмоциями и не обязательно является пропагандой.

Однако некоторые исследователи замечали, что использование этих инструкций привело к тотальному цинизму, недоверию и даже отказу от образования: студентам казалось, что пропаганда везде и никому и ничему нельзя верить. Истины нет, ее придумывают для своих целей.

Подобный релятивизм использовал итальянский философ Джованни Джентиле, чтобы оправдать фашизм и показать его преимущества среди других идеологий. Джентиле писал, что фашисты, в отличие от всех остальных, не ищут истины; они создают ее сами и для самих себя.

Прежде чем возмущаться и ругать Джентиле, стоит вспомнить, что подобные размышления в то время были близки и тем, кто разделял популярную тогда философию прагматизма. Например, американский философ и педагог Джон Дьюи, один из основателей прагматизма, также отрицал существование абсолютных истин и считал, что знание по своей природе всегда открыто, случайно и плюралистично. Муссолини и Джентиле называли прагматизм источником своего вдохновения.

Так, может, разницы между образованием и пропагандой нет?


Проще говоря, если вы придерживаетесь философии прагматизма, то признаете, что ваши выводы открыты для пересмотра и сомнений. Вы способны вступать в дискуссии относительно ваших убеждений и всегда готовы к тому, что то, что вы считаете истиной, может измениться благодаря новым открытиям.

Фашизм и диктатура исключают любые дискуссии, обсуждения и пересмотр истин. Они устанавливают истины, удобные для них — и потому относительные (диктатор в любой момент может переписать истину, если новая будет лучше служить для сохранения режима), но не разрешают сомневаться в них.

Два главных отличия образования от пропаганды

Такое разделение лежит в основе первого главного различия между образованием и пропагандой. Чтобы проверить, действительно ли вас хотят научить чему-то полезному и новому или вам хотят что-то навязать, нужно смотреть не столько на инструменты, которые используются (хотя и это полезно, потому что помогает выявить логические ошибки и когнитивные искажения), сколько на готовность обсуждать, дискутировать и проверять.

Образование отличается от пропаганды тем, что в первом случае вам расскажут, какие обсуждения стояли за принятой сейчас теорией, позволят задавать вопросы, расскажут об альтернативах и слабых местах. Пропагандист же будет настаивать на своей теории как на единственно верной и ни в коем случае не позволит в ней усомниться.

Второе важное отличие между образованием и пропагандой — это цель .

Цель образования в том, чтобы принести пользу самому ученику. Рассказывая о различных теориях и обучая, как решать задачи, учитель пытается помочь своему ученику стать лучше: быстрее и легче справляться с трудностями, использовать знания в повседневной жизни и т. д.

Цель пропаганды не в помощи, а в манипуляциях и в том, чтобы переманить на свою сторону. Пропагандист выберет ту теорию, которая будет удобна для него и которая лучше всего подтвердит его точку зрения. Пропагандист не думает о том, насколько эта теория полезна для его слушателей, ему важно то, насколько убедительно она звучит и как она поможет ему достичь его целей.

Образование вне политики?

Важно подчеркнуть: даже если государство пресекает любую пропаганду в образовании, сама система образования — это часть государства, и, таким образом, отношения между образованием и политикой неизбежны.

Правильного ответа здесь нет, каждая эпоха и каждое государство отвечает на эти вопросы по-своему.

Например, древнегреческий философ Аристотель (и многие современные философы образования, которые развивают его учение об эвдемонии) считал, что образование нужно для того, чтобы сделать нас… счастливыми, ведь государству нужны счастливые и процветающие граждане. Его идея сегодня воплощается в призывах включить в школьную программу курсы по психологическому здоровью, осознанности и ведению личных финансов. Иначе говоря, научить всем тем навыкам, которые помогут людям испытывать меньше стресса и лучше решать свои личные проблемы, а не тому, как посчитать синусы и косинусы, изучение которых многим кажется бессмысленным.

В его теории идеальное государство разделено на сословия (правители, воины и ремесленники), и каждый человек должен обучаться тому, что поможет ему лучше всего выполнять свою роль в обществе.

Мы тоже так делаем: чем дальше продвигаемся по лестнице образования, тем больше учим только те предметы, которые будут нам полезны в будущей профессии. И даже если знания философии киренаиков или умение решать теорию множеств, в жизни никогда нам не понадобятся, они учат нас учиться, логически мыслить и разбираться в сложном материале, чтобы нас не пугали сложности, с которыми мы сталкиваемся в реальности.

Выбор, что важнее — научить людей критически мыслить, легче справляться с трудностями или заботиться об их ментальном благополучии, — это также выбор общества, в котором мы все будем жить. Таким образом, вопросы образования — это всегда вопросы политики: выбирая, чему учить, мы выбираем ценности.


Реши, какой режим ты хочешь построить, и я скажу тебе, как организовать образование

Из-за изначально неравноправных и вертикальных отношений, которые подразумевает любая система образования (одни учат других), образование — это всегда мощный инструмент социальной инженерии . Реформировать институт образования — значит строить будущее и определять важные ценности, которые хотелось бы передать дальше.

И дело тут не только в том, чтобы решить, по каким книгам будут учиться дети или какие предметы будут преподаваться в школах. Важно еще и то, как именно будет организован образовательный процесс. Преподаватель стоит за кафедрой вдали от студентов и авторитарно читает свою лекцию, не давая себя прервать? Или, наоборот, приглашает к дискуссии и организует дебаты?

Политика вмешивается в образование, не только решая, чему учить, но и решая, как это делать. Это заметили не только в ХХ веке — например, немецкий философ Иммануил Кант в 1784 году писал:

В своем коротком эссе Кант подчеркивал: важно не столько то, чему конкретно учат народ, сколько то, в какой атмосфере это делается.

Если государство поощряет свободу мыслить и высказывать свое мнение, критиковать и выслушивать отзывы, то в такой атмосфере больше людей станут просвещенными.

Эти идеи соответствуют современному идеалу демократического образования. Его теоретики напоминают о неразрывной связи между демократическими ценностями и тем, как они воплощены в образовании, а потому так важно организовывать школы и университеты таким образом, чтобы в приоритете были личность и автономия ребенка, его свобода выбора и умение нести ответственность за него.

Потому, если хочется сделать выводы о политическом режиме государства (или о том, какое будущее его ждет), нужно смотреть на то, как организована его система образования: в какой атмосфере происходит обучение, как формируются отношения между учителями и учениками, какие методы обучения используются и что ценится больше всего — умение креативно мыслить или соответствовать определенным стандартам.

Образование вне государства?

Всё это сегодня понимают и современные корпорации, потому они пытаются разрушить монополию государства в сфере образования. Например, Илон Маск уже создает собственную школу прямо в SpaceX, а основатель Amazon Джефф Безос запускает Академию Безоса для детей из семей с низкими доходами.

Кризис современной системы образования и ее неспособность сформировать личностей, которые необходимы нам как обществу, приводит к тому, что всё больше корпораций и частных компаний организуют собственные курсы и школы для детей и взрослых.

Кроме того, не стоит забывать и про частные школы, существование которых влечет за собой такие этические проблемы, как несправедливость и неравенство. Образование в частных школах зачастую лучше, но попасть в них могут только те дети, родители которых хотят и могут платить за образование. Возникает закономерность: дети богатых родителей поступают в частные школы, получают лучшее образование, поступают в лучшие университеты и, как следствие, богатеют. С подобным неравенством пытаются справляться благодаря различным стипендиям, а также улучшением государственного образования, но пока не очень успешно.

Может быть интересным

Впрочем, всё это не особенные и не новые проблемы, которые появились лишь в XXI веке. Долгое время на систему образования влияла церковь, и именно она, а не государство, решала, как и что будут изучать новые поколения.

Частные и альтернативные существующему на тот момент образованию институты возникали в разных странах. В России наиболее известна школа Льва Толстого, которую он открыл в своем имении в XIX веке, также надеясь реформировать сложившуюся на тот момент систему образования.

Неизвестно, что нас ждет в будущем: возможно, современный кризис образования приведет к тому, что мы действительно откажемся от идей общеобразовательных школ и монополии государства на образование. Но даже если это и произойдет, стоит помнить, что образование формирует будущее общества. Поэтому те, кто будут решать, каким будет образование, должны прежде всего задаваться вопросами о ценностях.

Образование как активизм

Образованием занимаются и всегда будут заниматься конкретные люди: я, мои друзья и коллеги, учителя из маленьких городов и учителя в мегаполисах. Это люди со своими историями и жизненным опытом, со своими психологическими травмами и ценностями.

Именно потому некоторые современные философы образования призывают обращать внимание не только на предметы, методы или систему образования, но и на конкретных людей. Кто они? Какие истории они могут рассказать? Как и почему образование стало частью их жизни?

Современный мир обезличивает учителя: ему навязывают, что и как учить, от него требуют нейтральности. Такой подход решает проблемы необъективности и помогает контролировать: ничего лишнего не будет сказано и все ученики одного класса или одной профессии получат один и тот же материал.


Именно потому всё больше исследователей образования сравнивают образование с активизмом. Как пишет биоэтик Том Шекспир, академия и активизм сблизились благодаря работе ученых в таких областях, как феминизм, расизм и ЛГБТК+ права, где личное стало политическим. Исследовательница образования Кэти Хиттен пишет:

Хиттен напоминает, что, развивая у студентов критическое мышление, обучая их новому и заботясь об их будущем, мы меняем мир к лучшему. И в этом смысле между образованием и политикой всегда будет неразрывная связь.


О политическом просвещении в современной России в последние годы упоминают очень редко. Значительно реже, чем, например, о политическом образовании. И формирование такой ситуации далеко не случайно. Политическое образование функционально, технологично, наконец, понятно по своему содержанию, - это социально-педагогический процесс, ориентированный на формирование системы знаний о политической системе, политических процессах и его субъектах.

Этот перечень далеко не исчерпывает список элементов сложной, разветвленной структуры советской пропагандисткой системы постсталинского периода, ориентированной на обслуживание и поддержание сложной, иерархически организованной системы партийно-государственного и хозяйственного управления.

Отдельные обломки прежде существовавшей системы массового политического просвещения были инкорпорированы в новые государственные институты, как например, система РАГС и региональных академий государственной службы (бывших высших партийных школ и их филиалов), ориентированные на подготовку новой формации государственных и муниципальных служащих.

Поэтому принципиальным для нас является вопрос о том, кто в современном российском социуме может: 1) дать определение политическому просвещению с точки зрения его ценностного и идеологического содержания, социальных функций и их институциональных оснований; 2) претендовать тем самым не только на роль инициатора дискуссии о политическом просвещении, но и на роль субъекта политического просвещения, возлагающего на себя миссию формирования новой системы идеолого-политических ценностей и их внедрение в массовое общественное сознание; 3) обладать достаточными для реализации первого и второго пунктов интеллектуальными, материальными, политическими ресурсами? До того, как давать ответ на эти вопросы, необходимо сделать еще одну небольшую историческую ремарку.

Идеи политического просвещения приходят в Россию практически одновременно с западноевропейскими странами. Но с двумя существенными оговорками. Во-первых, политическое просвещение в России (как и социально-политическая мысль в целом) носит ярко выраженный импортированный характер, т.е. сами идеи не были органичной частью социально-политической реальности российской истории и традиции. Во-вторых, распространение идей политического просвещения (как и системы ценностей Просвещения) ограничивалось крайне узким, сословно определяемым кругом образованных людей, с одной стороны, и цензурой самодержавного монархического режима, с другой.

Впрочем, в постсоветской России ельцинского периода в условиях тотального идеологического вакуума в роли субъектов политического просвещения пытались, и, часто, небезуспешно, обозначиться сотни западных правительственных и неправительственных общественных организаций. Трудно переоценить эффект, произведенный в исторически кратчайшее время различными западными фондами и общественными организациями. Достаточно отметить, что подавляющее большинство переводной литературы в области общественно-политических наук является результатом финансирования соответствующих программ ряда американских и западноевропейских фондов, массовые зарубежные стажировки российских граждан и, как следствие, рост уровня свободного интеллектуального общения, – тоже результат их деятельности.

Но беда в том, что за относительно короткий срок можно создать, к примеру, институт полномочных представителей Президента РФ и федеральных округов, можно за один президентский срок полностью переформатировать избирательное право и партийную систему страны, можно приобрести колоссальный запас прочности легитимности центральной власти в общественном мнении и не меньший запас золотовалютных резервов. Нельзя сделать только одного – сформировать нового российского гражданина, который был бы одновременно почвенником и прагматиком, политически образованным и активным, но при этом предсказуемо лояльным.

Тем не менее, последние девять лет в идеологической сфере при прямой или косвенной поддержке государства были предприняты несколько попыток политического влияния на массовое общественное сознание. К наиболее ярким проектам такого рода следует отнести следующие.

Несмотря на тесную взаимосвязь, политическое образование и политическое просвещение имеют не только различное содержание, но подразумевают разные модусы поведения личности и формы воздействия на общественное сознание. Цели и политического образования, и политического просвещения одни и те же: дать представление о политике (сфера знания), сформировать основы мышления о политических процессах и явлениях (сфера мышления), научить образцам политического поведения (сфера политических навыков).

Но достижение перечисленных целей в политическом образовании и политическом просвещении осуществляется реализацией различных задач.

Сфера знаний. Образчик главного инструмента политического образования – учебник. Сфера политического рассматривается преимущественно как совокупность систем, процессов, политических категорий и понятий. Главным критерием верности суждений являются критерий объективности. В отличие от деперсонализированности политического образования политическое просвещение исходит из личностного подхода: он апеллирует к конкретным примерам из истории и современной практики, здравому смыслу, морально-нравственным категориям.

Сфера мышления. Политическое образование ставит своей задачей научить логично и непротиворечиво мыслить о политике, активно использует методические и дидактические приемы в качестве технологических методов подачи и усвоения материала. Политическое просвещение учит воспринимать политику скорее как сферу искусства жизни, в которой человеческая личность является активным субъектом в мире политики, сопричастной к происходящему непосредственным образом.

Так, например фашизм или сталинизм в политическом образовании – это периоды исторических явлений и событий, формы политических режимов. Для политического просвещения – это трагические исторические примеры, которые должны задать человеку определенную систему ценностей и антиценностей. Именно поэтому отрицание существования Холокоста в ФРГ рассматривается как преступление, а в России совсем недавно была президентским указом создана комиссия по противодействию историческим фальсификациям. Политическое образование может только транслировать определенный набор знаний, фактов, ценностей и установок. Политическое просвещение их создает и оформляет в ценности общественного сознания.

Однако для выполнения этой задачи политическое просвещение должно опираться на систему социальных институтов, инкорпорирующих ценности политического просвещения в социальную практику. Средства массовой информации, специальные общественные организации и образовательные институты, - это инфраструктура, без которой политическое просвещение может быть или тенью прошлого, или, симулякром, - копией, не имеющей оригинала. Сможет ли в ближайшей перспективе российское государство встать на путь создания реальной системы политического просвещения – это вопрос не о перспективе политического просвещения, это вопрос о судьбе российской государственности.

политическое просвещение населения.
борьба с аполитичностью и безучастностью населения к политическому процессу ( хм.. ну минимально - участие в выборах, достойная явка на избирателные участки , знание своих прав и обязанностей касательно права выбора представителных органов, местных или президента , создание гражданского общества итд) именно сам институт госудаства отвественен за политическое правосознание и заиинтересованность населения в участии полит. событий. задачи :
1. поощрение полтической заинтересовеннасти
2. прививание со школьной скамьи)) типо пусть ходят по школам, и молодежи как будущим избирателям и объясняют насколько их голос важен длля всей страны.
3. делают политические програмы партий более доступными и разграниченными ( а то они такое ощущение что все друг у друга свои политические платформы посписывали) т.е пусть народ точно знает за кого голосует и что будет будет когда те дорвуцо до власти
4 и дальше в том же духе))

Белга Мастер (1517) гыы.. бес понятия.. в 1 ночи мой моск отказался мне их подсказать) хотя. если по другому сформулировать. то задачи : это то на что направлено просвещение : то есть сокрашение аполитичности и проявления политической заинтересованности. (итд) в вот составляющие. хм. это как бы методы. т.е. это как раз 1,2,3. то есть какими способами возможно достижение задач. Оо. хотя я не уверана

Короче если хочешь дам адресок однаго паренька он с политическим прибобахом он тебе расскажет все от а до я

политическое просвещение населения. борьба с аполитичностью и безучастностью населения к политическому процессу ( хм.. ну минимально - участие в выборах, достойная явка на избирателные участки , знание своих прав и обязанностей касательно права выбора представителных органов, местных или президента , создание гражданского общества итд) именно сам институт госудаства отвественен за политическое правосознание и заиинтересованность населения в участии полит. событий. задачи : 1. поощрение полтической заинтересовеннасти 2. прививание со школьной скамьи)) типо пусть ходят по школам, и молодежи как будущим избирателям и объясняют насколько их голос важен длля всей страны. 3. делают политические програмы партий более доступными и разграниченными ( а то они такое ощущение что все друг у друга свои политические платформы посписывали) т.е пусть народ точно знает за кого голосует и что будет

Просвещения нет и близко и на самом деле никогда не бывает. Промывание мозгов, с задачей - пропаганда идеологии власти. В настоящее время - Единая россия, путинизм, антиамериканизм. Использование низменных инстинктов - Единая Россия - карьеризм, путинизм - культ и страх перед потерей "стабильности", антиамариказм, в сочетании с алчностью - свои деньги хранят именно в США и трусостью. Когда американцы торпедировали подлодку "Курс" сделали вид, что потонула сам; (
Но если вы это изучаете, то посмотрю свои старые учебники по партполитработе: )

Политическое просвещение: повышение осведомленности о
деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых
для участия в деятельности общественных организаций и движений.

Составляющие - пропаганда, агитация, учеба, политическое просвещение молодежи,

Формы политического просвещения: лектории, конференции, встречи актива, депутатов с населением, распространение газет, листовок, индивидуальные беседы, агитации сочетаются с манифестациями, митингами, пикетами, различные акции.

После смерти Сталина в 1953 году и прихода к власти Хрущева в Украине начался процесс постепенной десталинизации и либерализации общественно-политической жизни, что не могло не отразиться и на культурной сфере. Однако этот процесс, хотя и привел к своеобразному обновлению социокультурной ситуации в стране, принципиально не изменил политико-идеологического вектора ее развития, подчиняя деятельность представителей культуры и педагогов основным задачам партийной власти.

Выполнение политических задач, в первую очередь, требовало привлечения работников советской системы образования, которым был делегирован целый ряд общественно-политических функций. Деятельность учительства обуславливалась директивами официальной власти, Ворошиловградского обкома КП(б)У, Ворошиловградского областного комитета профсоюза работников образования, высшей школы и научных учреждений.

Другой формой политпросвещения учителей были кружки по изучению истории ВКП (б), биографии Ленина и Сталина, истории КПСС, исторического материализма. Политучебу осуществляли также университеты марксизма-ленинизма и политшколы. Учителя, которые не посещали кружки (около 30% от общей численности охваченных обучением), должны были самостоятельно повышать уровень своей политпросвещения.

Во время проведения агитационно-пропагандистских кампаний учителя обеспечивались специальной политической литературой, в которой в доступной форме для населения содержались разъяснения государственных постановлений, советских законов, прав и обязанностей советских граждан, предоставлялись научно-политические знания. Педагоги активно участвовали в оборудовании агитпунктов наглядностью (лозунгами, витринами), обеспечивали регулярный выпуск фотомонтажей, настенных газет, привлекали учащихся школ к составлению списков избирателей, дежурство на агитпункта, оформление помещений.

Агитационно-пропагандистская работа учительства проводилась и через функционирование педагогических лекториев. Эта масштабная работа проводилась преимущественно среди сельского населения. Педагогические лектории периодически организовывались при доме культуры и дома учителя, а для большего охвата населения агитационной работой проводились тематические встречи педагогов со студентами, рабочим в общежитиях и красных углах, которые были на всех предприятиях.

Советская власть привлекала учительство не только для реализации необходимых политических мероприятий, но и для решения важнейших общественных проблем. Так, в конце 1950-х гг. одним из приоритетных направлений работы педагогов была названа борьба с неграмотностью и малограмотностью среди взрослого населения края. На 1958 в области насчитывалось 3830 неграмотных и 282 малограмотных, с которыми и велась эта работа. Для реализации политики ликвидации неграмотности было привлечено 582 учителя и 1279 культармейцев области.




Лекция №3

Культурный процесс на Луганщине в послевоенный период

(1950–1990-е гг.)

Проблемы образования и общественно-политической жизни края в период хрущевской десталинизации (1950-60-е гг.).

Политическое просвещение

После смерти Сталина в 1953 году и прихода к власти Хрущева в Украине начался процесс постепенной десталинизации и либерализации общественно-политической жизни, что не могло не отразиться и на культурной сфере. Однако этот процесс, хотя и привел к своеобразному обновлению социокультурной ситуации в стране, принципиально не изменил политико-идеологического вектора ее развития, подчиняя деятельность представителей культуры и педагогов основным задачам партийной власти.

Выполнение политических задач, в первую очередь, требовало привлечения работников советской системы образования, которым был делегирован целый ряд общественно-политических функций. Деятельность учительства обуславливалась директивами официальной власти, Ворошиловградского обкома КП(б)У, Ворошиловградского областного комитета профсоюза работников образования, высшей школы и научных учреждений.

Другой формой политпросвещения учителей были кружки по изучению истории ВКП (б), биографии Ленина и Сталина, истории КПСС, исторического материализма. Политучебу осуществляли также университеты марксизма-ленинизма и политшколы. Учителя, которые не посещали кружки (около 30% от общей численности охваченных обучением), должны были самостоятельно повышать уровень своей политпросвещения.

Во время проведения агитационно-пропагандистских кампаний учителя обеспечивались специальной политической литературой, в которой в доступной форме для населения содержались разъяснения государственных постановлений, советских законов, прав и обязанностей советских граждан, предоставлялись научно-политические знания. Педагоги активно участвовали в оборудовании агитпунктов наглядностью (лозунгами, витринами), обеспечивали регулярный выпуск фотомонтажей, настенных газет, привлекали учащихся школ к составлению списков избирателей, дежурство на агитпункта, оформление помещений.

Агитационно-пропагандистская работа учительства проводилась и через функционирование педагогических лекториев. Эта масштабная работа проводилась преимущественно среди сельского населения. Педагогические лектории периодически организовывались при доме культуры и дома учителя, а для большего охвата населения агитационной работой проводились тематические встречи педагогов со студентами, рабочим в общежитиях и красных углах, которые были на всех предприятиях.

Советская власть привлекала учительство не только для реализации необходимых политических мероприятий, но и для решения важнейших общественных проблем. Так, в конце 1950-х гг. одним из приоритетных направлений работы педагогов была названа борьба с неграмотностью и малограмотностью среди взрослого населения края. На 1958 в области насчитывалось 3830 неграмотных и 282 малограмотных, с которыми и велась эта работа. Для реализации политики ликвидации неграмотности было привлечено 582 учителя и 1279 культармейцев области.

Под революцией подразумевается коренное изменение основ жизни общества. Коренные изменения в каждой из сфер жизни общества затрагивают и другие сферы, вызывая такие же изменения.

Реформация, сопровождавшие ее изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма изменяли традиционный миропорядок. Начинается процесс модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствии с требованиями времени. Распространение капиталистических отношений в деревне запустило аграрную революцию, которая создала условия для промышленной революции. Развитие промышленности потребовало проведение транспортной революции. Транспортная революция привела к оживлению европейской и мировой торговли. Европа смогла вырваться на первое место в мире по темпам роста экономики благодаря модернизации, которая трансформировала все сферы жизни европейского общества, тогда как в других регионах сохранялось традиционное общество.

2. Как мы могли бы в целом охарактеризовать изменения в повседневной жизни людей, происходившие в Европе в XVIII в.? Сделали ли они жизнь европейцев лучше или хуже? Докажите правильность своего ответа.

Жизнь людей в Европе в XVIII в. быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали более современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало внимания воспитанию детей. Эти изменения сделали жизнь людей намного лучше. Развитие гигиены, разнообразие питания повысили качество жизни населения, что привело к снижению уровня смертности. В городах активно развивается социальная политика властей. Появление полиции способствовало снижению преступности. Эти изменения привели к общему повышению качества жизни европейского населения.

3. Продемонстрируйте на примерах, что принятие идеологии Просвещения было в интересах европейских монархов.

Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако все изменения наталкивались на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций. Кроме того, у ряда просветителей существовали готовые планы реформ – монархи стали переписываться с философами, интересоваться их мнением и в конце концов приглашать их на высшие государственные посты. Принималась идея о том, что власть монарха происходит не от бога, а от народа. Это имело несколько важнейших последствий. Отказ от традиций и оправдание своих действий благом народа привели к безмерному усилению государственной власти. Кроме того, отказ от религиозной основы власти монарха приводил к повсеместному появлению веротерпимости. В Дании в начале 1770-х гг. провозглашается свобода совести. В монархии Габсбургов вначале протестанты и православные были уравнены в правах с католиками, а затем был принят аналогичный закон и в отношении иудеев. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы. Итогом реформ просвещенного абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации.

4. Повлияло ли Просвещение на жизнь народов европейских стран? Стали ли правители действовать в интересах народа?Принятие идеи о том, что власть монарха происходит не от бога, а от народа, имело несколько важнейших последствий. Прежде всего, это означало, что у монарха есть не только права, но и обязанности по отношению к своим подданным. Монархи начинают проводить аграрные реформы, отменять пытки, делать более независимой судебную власть, улучшать законодательство. Во многих государствах прекращаются преследования людей, не исповедующих государственной религии. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы. Таким образом, Просвещение серьезным образом повлияло на жизнь народов европейских стран. Монархи принимали действиях в интересах народа, но большей частью, политика правителей была направлена на укрепление собственной власти, зачастую проводившиеся изменения шли насильственным способом, не считаясь с мнением подданных.

5. Подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры эпохи Просвещения. Отметьте, как связано его творчество с теми изменениями в духовной жизни общества, которые происходили в XVIII в.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Его называют предтечей Великой французской революции.

Руссо Жан-Жак: Биография и Самые Значимые Факты

Вольтер и Руссо: Общественный договор

Учение Жан-Жака Руссо содержит радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании посредством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым движениям.

6. Напишите рассказ от имени одного из правителей великих держав о том, какие внешнеполитические задачи стояли перед его страной. Определите, успешно ли он их решал.

Фридрих II – король Пруссии с 1740 по 1786 гг.

Пруссия – великое государство! Оно должно быть единым, а не разделено на разобщенные области. На Балтике мы должны потеснить Швецию. Моя задача – создать экономически и политически сильное государство, что невозможно без войн.

Я говорил, что с Россией мы будет друзьями! Так и произошло, вместе с Россией и нашими врагами австрийцами нам удалось договориться, и мы получили от Речи Посполитой Западную Пруссию. Теперь Бранденбург и Пруссия едины. Германия будет единой, я сделал большой шаг к благу германских народов.

Стр. 83

Творческие работы и проекты

Северная война проходила между Россией, Данией, Саксонией против Швеции. Цель Северного союза заключалась в борьбе с гегемонией Швеции на Балтике, получения Россией выхода к Балтийскому морю, а также усилению Дании и Саксонии в этом регионе. Основные сражения: битва при Нарве (1700), осада Нотебурга (1702), сражение при Клишове (1702), битва при Лесной (1708), Полтавское сражение (1709), Гангутское сражение (1714), сражение при Гренгаме (1720).

Война за польское наследство проходила между Россией, Австрией, Саксонией и Францией, Испанией, Сардинским королевством. Целью антифранцузской коалиции было оставить престол за Фридрихом II Августом, целью французской коалиции было получить престол Станиславу Лещинскому. Основные сражения: осада Данцига (1734), битва при Парме (1734).

Война за австрийское наследство проходила между Священной Римской империей, Великобританией, Голландией и Баварией, Пруссией, Францией, Испанией и рядом других стран. Целью войны являлась попытка оспорить завещание австрийского императора Карла VI рядом европейских государств и расчленить владения дома Габсбургов в Европе. Основные сражения: сражение при Мольвице (1741), сражение при Хотузице (1742), сражение при Кампо-Санто (1743), Деттингенское сражение (1743), битва при Фонтенуа (1745).

Семилетняя война – крупный общеевропейский военный конфликт. В этой войне Пруссия и Англия воевали против Австрии, Франции, Саксонии, России и Швеции. Причиной войны стала дипломатическая революция. Франция и Англия конкурировали между собой за колонии, Россия, Саксония, Австрия, Швеция стремились не допустить усиления Пруссии. Основные сражения: сражение при Гросс-Егерсдорфе (1757), битва при Цорндорфе (1758), сражение при Кунерсдорфе (1759), сражение при Торгау (1760), сражение при Фрайберге (1762).

Основой военной стратегии в войнах XVIII в. использование линейной тактики боя и использование генеральных сражений для уничтожений армии врага. Страны стремились выводить постепенно своих врагов, хотя все чаще армии союзников объединялись и давали решающие сражения.

К периоду войн XVIII в. относятся нововведения, связанные с расчленением вражеских сил и уничтожением арьергардов войск противника, формированием регулярных армий, взаимодополняющее использование родов войск на поле битвы, активное применение флота при проведении военных операций.

Читайте также: