Паоло верджерио о благородных нравах и свободных науках кратко

Обновлено: 05.07.2024

Люди, ищущие только древностей, забывают, среди каких людей и в какое время они живут, и настолько сродняются со стариной, что, как говорится, у себя дома и среди своих они иностранцы: нравы и познания своего ненавистного времени им неведомы, хотя этим же самым любителям древности хотелось бы видеть, что их собственные книги в цене, что ими увлекаются и зачитываются. Дух пристрастности настолько царит повсюду, что диктует мнения о странах и народах: "Этого писателя я не одобряю, потому что он не из такой-то местности". Словно таланты – это фрукты или вина, обычно оцениваемые по почве и месту! Умы процветают в любой стране, надо только их взращивать; возможно, в определенных местах великие таланты появляются чаще, но они есть везде. Впрочем, любители древности часто не щадят собственную родину и свой родной город, из чего становится ясно, что они не столь осуждают, сколько злобствуют. Они надеются, что брань и презрение обязательно поставят их выше презираемых. Но злословить еще не значит победить, презирать – не значит превзойти: только неразвращенные судьи способны понять, кто прав и кто оклеветан…

Наконец, даже когда мы идем за нашими предками, ступая им вслед, как в детской игре, мы не знаем, кто они, эти наши предки, и каковы были их голоса.

Эстетика Ренессанса / Под ред. П. Шестакова. М., 1981. Т. 1. С. 467–470.

Пер. и комм. В. Бибихина

"…иль позором считают совпасть с молодыми, сознавшись, что разлучаться пора с затверженным в детстве уроком".

"Достойное воспитание – наилучшее богатство"

Пьер Паоло Верджерио

Пьер Паоло Верджерио (1370–1444) – видный гуманист, был первым теоретиком гуманистического воспитания. Он родился в г. Копре (Каподистрии) в Истрии, происходил из знатной, но обедневшей семьи. Учился в Падуе, где слушал лекции в университете Конверсини да Равенна. Трижды бывал во Флоренции, гуманизм и гражданский дух которой оставили глубокий след в его мировоззрении, недаром к канцлеру Флоренции гуманисту Салютати он обращался как к своему учителю. Изучал Верджерио свободные искусства, право, медицину и естественные науки, но с наибольшим увлечением занимался гуманистическими дисциплинами. Один из приездов его во Флоренцию был связан с изучением греческого языка у Мануила Хризолора.

Активная творческая деятельность Верджерио связана с Падуей, где он жил с 1390 по 1405 г. с перерывами, занимаясь преподаванием в университете. После 1405 г. он перешел на службу в римскую курию, был на Констанцском соборе (1414–1417); в 1418 г. уехал вместе с императором Сигизмундом в Венгрию, где сыграл видную роль в развитии гуманизма. Писал Верджерио на этические и политические темы, он автор хроники правителей Падуи Каррара, трактата "О монархии". Известен он и своей защитой античной культуры: в 1397 г. он выступает с инвективой против Карло Малатесты, который, захватив Мантую, приказал убрать памятник Вергилию как языческому поэту. Он готовит к изданию поэму Петрарки "Африка", пишет жизнеописание поэта. Важны и письма Верджерио, развивающие гуманистические идеи.

Уже в молодые годы, между 1388–1390 гг., Верджерио написал под влиянием Теренция комедию "Павел", предназначенную служить "исправлению нравов юношей". Это первая дошедшая до нас гуманистическая комедия. Свой педагогический трактат "О благородных нравах и свободных науках" гуманист написал в начале XV в. Трактат был посвящен Убертино – сыну правителя Падуи Франческо Каррара, которому было в то время 10–12 лет. В историографии поэтому распространилась точка зрения, согласно которой Верджерио был наставником будущего правителя, советником и секретарем Каррара, официальным придворным историографом. Однако ни сам гуманист, ни его современники об этом нигде не говорят.

По своему содержанию трактат шире, чем наставление будущему государю, хотя он начинается и завершается обращением к Каррара и в самом трактате имеются ссылки на опыт семейства Каррара. Трактат состоит из введения, содержащего обращение к Каррара и призыв к родителям обучать детей "добрым искусствам и честным наукам", и двух частей. В первой части гуманист обращает внимание на характеры детей, отличительные особенности их возраста и говорит о важности нравственного воспитания. Во второй части обсуждается значение образования, дается обзор наук с расстановкой соответствующих акцентов, указывающих на их важность, высказывается ряд соображений по поводу процесса обучения, а также говорится о физическом воспитании и отдыхе. В трактате ощущается влияние античных идей (Цицерона, Аристотеля, Плутарха и Псевдо-Плутарха, "Физиогномики" Псевдо-Аристотеля), спартанской системы воспитания. В оценке Верджерио естественных наук чувствуется и питомец Падуи. В трактат включены некоторые элементы рыцарской системы воспитания (военная подготовка).

Идеи Верджерио были подхвачены и развиты итальянскими и другими европейскими гуманистами, писавшими о воспитании, и осуществлялись на практике гуманистами-педагогами. Трактат был очень популярен и выдержал до 1600 г. 40 изданий.

О благородных нравах и свободных науках

Твой дед, Франциск Старший, который прославился многими славными деяниями и о мудрых высказываниях которого всюду вспоминают, обычно говорил, что существуют три вещи, относительно которых родители безусловно могут и по праву и с полным основанием должны тщательно позаботиться для своих детей. Во-первых, дать им достойное имя. Ведь имя недостойное, хотя это и кажется не столь важным, приносит немалый ущерб. Относительно этого иные родители очень часто заблуждаются, когда по какому-то легкомыслию, желая сами создать новые имена или переняв их от предков, уверенно передают эти имена потомкам, словно родовое наследие. Во-вторых, вырастить детей в прославленных городах, поскольку могущество и известность родины более всего способствуют богатству и славе. Впрочем, в этом деле, скажу от себя, часто случается так, как было с Фемистоклом. Будучи афинянином, он ответил в споре некоему серифийцу, который упрямо утверждал, что Фемистокл прославился не собственной доблестью, а благодаря славе родины; ни ты, сказал Фемистокл, не сделался бы знаменитым, даже если бы стал афинянином, ни я не был бы неизвестен, став серифийцем.

Третье же условие состоит в том, чтобы обучить детей добрым искусствам. Прекрасны все вещи, о которых говорил Франциск, бывший и считавшийся в любом деле разумнейшим человеком своего времени. Но эта последняя вещь, кроме прочего, и весьма полезна. Действительно, никаких более прочных богатств или более надежной опоры в жизни не могут родители уготовить детям, чем обучить их искусствам и свободным наукам. Знающие их обычно возвышали и прославляли и безвестное имя своего рода, и ничем не примечательную родину.

Изменить свое имя любому позволено, если это делается без обмана; никому не запрещено переменить и местожительство, если ему заблагорассудится. Но если кто с детства не будет обучен добрым искусствам и будет жить обученный дурным, он вряд ли сможет надеяться в зрелом возрасте забросить вторые и тотчас приобрести для себя первые. Следовательно, основы доброй жизни должны быть заложены в детском возрасте и душа должна быть приучена к добродетели, пока она нежна и легко воспринимает любое впечатление, так что и в дальнейшей жизни оно сохранится в первоначальном виде.

И хотя всем людям, и родителям в первую очередь, следует стремиться правильно воспитать своих детей, а детям надлежит показать себя достойными своих родителей, но более всего подобает быть образованными в важнейших искусствах, чтобы считаться достойными и судьбы, и звания, тем, кто высоко поставлен и чьи слова и дела не могут быть не известны. Ибо те, кто желает, чтобы им причиталось все лучшее, должны по справедливости и сами являть собой все наилучшее. Самое надежное и прочное основание для правления состоит в том, что обладающие властью почитаются всеми как наидостойнейшие из всех этой власти.

Ты, Убертино, во-первых, получил имя, издавна славное в вашей семье и недавно прославленное тем, кто шестым из вашего рода обладал властью. Во-вторых, ты рожден в древнейшем царственном городе, который славится изучением всех добрых искусств и изобилует множеством всяческих вещей, полезных людям, и рожден в роду государей и отцом-государем, под властью которого день ото дня приумножается счастье и благосостояние города и слава вашей семьи. Но более всего я радуюсь (клянусь моей честью и благосклонностью ко мне твоей и твоих близких), видя, что ты всеми силами стремишься к добрым искусствам и славным занятиям благодаря заботе отца и, главным образом, по собственному стремлению.


В сочинениях гуманистов и особенно в их письмах можно часто встре­тить размышления о собственных занятиях и их целях, обоснование общественной значимости этих занятий. Подобные размышления тем интереснее, что относятся к эпохе, когда интеллектуальная дея­тельность — основная сфера приложения гуманистических сил и та­лантов — все сильнее обособляется, выделяясь из других областей жизнедеятельности, постепенно обретает свою функцию и свою спе­цифику и начинает признаваться обществом как самостоятельная сфера. Наиболее существенной и характерной чертой этого явления является секуляризация интеллектуальной деятельности и ее носи­телей. Имея свои предпосылки и некоторые успехи в развитом средне­вековом обществе, все эти процессы развертываются в полной мере только в эпоху Возрождения.

Настойчивая защита умственных занятий как упорного труда создает впечатление, что Верджерио полемизирует с невидимым про­тивником, опровергающим подобный взгляд. Очевидно, это спор с обы­денным взглядом на научные занятия, с недоверием трудовых слоев общества к созерцанию, скомпрометированному монахами. В заявле­ниях гуманиста видно стремление отстоять умственный труд, сделать его в глазах общества важной сферой жизнедеятельности. Убедить же предприимчивое и деятельное общество эпохи Возрождения в значи­мости этого рода занятий можно было, доказав, что они — тоже труд. И как специфическое качество этого труда, роднящее его с более вы­сокими сферами деятельности, подчеркивается присущее ему наслаж­дение. Оценивая умственные занятия как труд, Верджерио, однако, высказывается против чистой науки и считает, что человек не должен целиком отдаваться созерцанию, так как он тогда становится дорог только самому себе и мало полезен государству.

Для Верджерио заниматься философским познанием мира — великое дело, более великое — жить согласно философии, самое же превосходное — соеди­нение того и другого. Вот поэтому-то Верджерио выступает так активно в сочинении, написанном им в форме письма от имени Цицерона Петрарке, против обвинений, направленных в его адрес Петраркой. Позиция Цицерона, ученого, принимавшего активнейшее участие в государственной жизни и затем в гражданской войне,представляется ему справедливой и необходимой, гражданским долгом ученого. Подобное отношение к умственному труду определяется у Верд­жерио, на наш взгляд, рядом обстоятельств. Важную роль среди них играют защищаемый им принцип деятельной жизни и его граждан­ская позиция, сформировавшаяся под сильным влиянием граждан­ских идей Флоренции и их наилучшего выразителя — Салютати; в дальнейшем эта позиция нашла питательную среду в Падуе, где традиции демократических свобод долго сохранялись и при тирании Каррар. Наряду с этим на Верджерио оказало влияние и распростра­нившееся в эпоху Возрождения гуманистическое представление о бла­годетельной роли знания, способного силой мудрости и нравственного влияния устроить мир наилучшим образом. Сказались, очевидно, и недостаточная расчлененность общественной практики и не вполне сложившаяся в силу этого обособленность умственного труда даже в сознании его носителей.

Он называет эти дисциплины гражданскими и подчеркивает прежде всего их воспитательную функцию, их роль в формировании человека-гражданина, государственного деятеля по преимуществу. В философии, которую гуманист рассматривает исключительно в моральном плане, заключены предписания, чему подобает следовать в жизни и чего избегать, она рассуждает о назна­чении людей. Философия учит правильно думать, что, с точки зрения Верджерио, в любом деле является главным. По поводу философии высказывается и еще одна интересная мысль: она потому считается свободной наукой, что ее изучение делает людей свободными. Эта же мысль повторяется и в письмах, где говорится об освобожде­нии духа, которому способствуют учения о нравах. Очевидно, это освобождение надо понимать как обретение посредством философии внутренней свободы, благодаря которой человек становится лично­стью, т. е. приобретает самоценность и достоинство, составляющие его главное достояние и ценимые неизмеримо выше родовитости, богатства и т. п. Очевидно, не только моральное воспитание, но и фор­мирование личности как таковой составляет, по Верджерио, задачу философии.

Медицина неблагородна в своей практике, но весьма полезна для здоровья людей и прекрасна в познании. Юрис­пруденция полезна для государственных и частных дел и повсюду пользуется большим почетом; в ее адрес, однако, следует критика (недостойно продавать труд за деньги), предвосхищающая поздней­шую гуманистическую полемику против юристов. Верджерио указывает и на практическое значение астрономии, определяющей время затмения Солнца и Луны. О выходе в сферу практики других естественных знаний Верджерио не упоминает,

Будучи членом университетской корпорации, Верджерио тем не менее не мыслит умственный труд сугубо корпоративно, не огра­ничивает его только научно-педагогической деятельностью. Умст­венная деятельность выводится им за рамки университетов и школ и включается в сферу общественной и государственной жизни. Имен­но в этих сферах наиболее полно реализуется идеал связи знания с жизненной практикой, именно здесь мудрость знания и его мораль­ная сила получают возможность широкого влияния. В этих сферах умственный труд обретает новые функции. Уже говорилось о том, что понятие знания и добродетели у Верд­жерио теснейшим образом связаны между собой. Сама же добро­детель понимается им как моральное совершенство, проявляю­щееся в деятельности, прежде всего на благо общества.

Отмечая заслуги Салютати перед Фло­ренцией, Верджерио говорит о великой силе его гуманистической обра­зованности и убеждения, которая противостоит силе оружия: послания Салютати, как говорили тогда, были оружием против закованного в бро­ню врага, они имели большее значение в войне, чем флорентийское войско. Приветствуя назначение на должность канцлера Венеции Лючио Дезидерато, Верджерио называет это благом для города и отмеча­ет достоинства Лючио, связанные с его ученостью: способности как историка красиво и изящно описывать, нравственные качества и силу убежденности, рождающие в нем, как и в Салютати, государ­ственный талант (способность заключить выгодный мир и побудить к дружбе, устрашить врага блестящей речью), трудолюбие и готов­ность к самопожертвованию56. Подобные люди должны почитать­ся, по мнению Верджерио, как земные боги, так как они руководят посредством разумных советов жизнями людей, принося пользу всем и каждому. Венецию, где должность канцлера замещается, по мнению Верджерио, такими людьми, он рассматривает как при­мер разумно управляемого государства в условиях, когда все при­ведено в беспорядок и запутано. Осознание умственной деятельности как особого и необходимого для общества труда, осмысление целей и форм этого труда нам пред­ставляется главным в становлении самосознания интеллигенции.

Итак, в представлениях Верджерио о носителях умственной деятель­ности можно обнаружить осознание единства ученых и важности культурной среды для представителей умственного труда; обособление и противопоставление аристократии ума, с одной стороны, широкой необразованной массе и невежественным феодальным владетелям (ценз образованности), а с другой — церковно-католическим идео­логам (нравственный критерий); выявление и подчеркивание неко­торых характерных особенностей этики ученых. Все это, вместе с представлением об умственной деятельности как особом и необхо­димом для общества труде, есть свидетельство становления само­сознания интеллигенции эпохи Возрождения.

Ambrogio_Lorenzetti_-_Allegory_of_Good_Government_-_Google_Амброджо Лоренцетти аллегория доброго правления.jpg

Не знаю почему, но посты о Солженицыне вызывают гораздо больший интерес, нежели посты об основоположниках гуманизма. А зря, ведь история гуманистического учения — это, по большому счету, история развития левых идей и в каком-то смысле их будущего.

Есть серьезные ученые, которые, не сомневаясь, ставят у истоков буржуазного индивидуализма именно их, первых гуманистов. Есть и такие, которые уверенно называют первых флорентийских гуманистов антиклерикалами. На самом же деле это очень спорные утверждения.

И собственно вкратце уже было показано, что Данте, Петрарка, Салютати, Бруни не были певцами ни новых порядков, ни нового нарождающегося класса, ни богоборцами. В новых, формирующихся именно во Флоренции условиях, эти яркие и мощные мыслители разрабатывали такую систему взглядов, такую практическую программу, которая позволила бы человечеству сохранить свое культурное наследие , не утратить в бурном море перемен (затрагивающих все области человеческой жизни, от бытовых до духовно-нравственных) те черты, которые обеспечили создание и использование в целях собственного развития стабильное общественное устройство.

Ракитская И. Ф. вслед за Гуревичем А. Я. Говорит прежде всего о смене исторических закономерностей:

В предыдущих постах было рассмотрено значение studia humanitatis – комплекс дисциплин с ядром в виде моральной философии (иначе этики), который был взят за основу теми гуманистами, которые разрабатывали основное течение в раннем гуманизме – гражданский гуманизм.

Были вкратце затронуты идеи первых гуманистов о равенстве, труде, свободе. Показано, что они разделяли идеи республиканизма, всеобщего участия народа в управлении Флоренцией, они отстаивали идеалы служения и доблести.

Конечно отношение первых гуманистов к труду, обуславливалось традицией, но в их размышлениях уже нередко проскальзывает мысль о том, что только совместным производительным, созидательным трудом можно изменить мир. Народ, пополаны (и не только разбогатевшие), те, кто трудится достойны не только свободы, но и самого серьезного уважения и признания их заслуг перед городом.
Огромным шагом гуманистов вперед было признание того, что каждый человек имеет право, может и должен повышать свой уровень образования.

Таким образом, знатность и богатство путем простого установления более высоких ценностей опускались на самую низшую ступень в иерархии ценностей. Их не хулили, но и не превозносили.
Но не стоит думать, что Флоренция была идеальным местом, где признание гуманистических ценностей привело к их преобладанию. Новые идеи пробивали себе путь, преодолевая сопротивление со всех сторон. Как справа, от знати, так и слева от необразованных слоев населения.

Чтобы привлечь к своим идеям молодежь, гуманисты создавали свои библиотеки, школы, кружки.
Они вели активную переписку. Излагали свои мысли в виде трактатов, инвектив, поучений.
Конечно, первые гуманисты были сильно обусловлены своей эпохой, но при этом они сделали бесконечно много, чтобы придать этой эпохе хотя бы отдалённое сходство с идеалом. Именно в этом они далеко опередили свое время. Именно за это мы их далекие потомки продолжаем преклоняться перед ними.

Даже портрета Пьетро Паоло Верджерио Старшего история для нас, судя по всему, не сохранила, ибо все, приписываемые ему портреты, на самом деле принадлежат Верджерио Младшему. Совсем недавно нашла фото, это подтверждающее:

Верджерио Пьетро Паоло младший в Копере_vergerio_younger .jpg

Годы жизни совсем другие.

Верджерио Старший получил хорошее образование в Падуе, где в 1385 изучал логику, грамматику, философию.

падуанский университет.jpg


Старинное здание Падуанского университета.

Спустя год он отправился в Флоренцию, где пробыл около двух лет, продолжая свое образование. Именно тогда он познакомился со своим будущим учителем Колюччо Салютати. Это знакомство оказало решающее воздействие на становление взглядов гуманиста.

С 1388 г. по 1390 г. Верджерио преподавал логику в болонском университете. Но, даже достигнув определенных успехов, Пьетро не прекратил своего образования.

Талантливый юноша постоянно стремился углубить и расширить свои познания в медицине и естественной философии. Он пробует себя в литературе.

В это же время Верджерио приобрел покровительство известного религиозного деятеля времен Великого западного раскола - Франческо Дзабареллы (Дзабарелла крупная фигура в истории католической церкви, поэтому можно говорить о его серьезном влиянии на судьбу Верджерио).


В 1398 году, узнав, что во Флоренции начал преподавать Мануил Хризолор, Пьетро снова отправился туда, чтобы освоить греческий язык.

В 1405 году Верджерио – зрелый мыслитель, доктор медицины, гражданского и церковного права - получил предложение стать секретарем римской курии и принял его.
Находясь в Риме, он не потерял связи с Дзабареллой, который вел активную деятельность по преодолению раскола и организации Констанцского собора.

Сигизмунд_Пизанелло.jpg

В 1414 году Верджерио принял участие в соборе, где вел дипломатическую деятельность, установил тесный контакт с императором Сигизмундом (королем Венгрии, Чехии, Германии, Ломбардии).

Портрет императора Сигизмунда кисти Пизанелло.

В 1418 г. после окончания Контстанцского собора уехал с императором Сигизмундом в Венгрию.
Верджерио провел в Венгрии около 30 лет. Он способствовал распространению гуманистических идей, оказал влияние на становление венгерской историографии и светского образования. Гуманист провел реформу канцелярии Сигизмунда по примеру той, которую Колюччо Салютати провел во Флорентийской республике, сделав основным языком дипломатического общения латынь – язык великих писателей и общественных деятелей.

Как и для всех гуманистов гражданского направления для Верджерио важнее всего было разрешить вопрос о том, каковы же законы существования человека и общества. Согласно какой морально-этической доктрине человек должен строить социум.

Именно сквозь призму идеи всеобщего блага Верджерио оценивал современные для него общественные проблемы и искал их решение.

8331367574_274934bc84_b.jpg

А проблемы эти были отнюдь не шуточными, от их разрешения зависело то направление, по которому двинется в своем развитии не только Флорентийская республика, но и вся Италия, а с ней во многом весь западный мир.
И величие Верджерио, как одного из гениев гуманистической мысли, определяется тем, что он непоколебимо верил в возможности человека на этом пути и многое сделал, чтобы удержать человечество от блужданий.

Мысль о построении лучшего общества, лишенного недостатков современного ему мира, таких как лживость, стяжательство, жадность, невежество, издевательство сильного над слабым, жульничество, разврат, капризность и слабость напрямую соединялась в теории Верджерио с идеей нового человека. Можно сказать, что для Верджерио формирование образованного, ответственного, честного, стойкого, сознательного человека-гражданина было залогом построения качественно нового, гуманистического общества. Этот подход в целом определяет его политические взгляды, его отношение к античности, к церковной добродетели, к труду, к богатству, к образованию.

Размышление над образом человека привели Верджерио к осознанию необходимости новых подходов и нового смысла воспитания.

Верджерио Старший не зря почитается в педагогических кругах как основоположник педагогики. Он первым увидел в самом процессе воспитания предмет общечеловеческой важности, попытался сформулировать цели воспитания, обобщить наблюдения за воспитуемыми. Но самая серьезная его заслуга это попытка придать процессу образования сознательный и целенаправленный характер, в том числе на основе выявленных закономерностей развития ребенка и исходя из представлении о гуманистическом обществе.

В глубоком синтезе естественных задатков человека и новой системы моральной философии, как стержня новых общественных отношений, рождается подлинно гуманистический идеал Верджерио. И происходит этот синтез в следствии освоения studia humanitatis.

Глубже этой формулы еще никто ничего не придумал до сегодняшнего дня.

Трактат построен в виде наставления к Убертино Каррара. Сначала Верджерио излагает свои обобщенные наблюдения за воспитанниками, возрастные особенности, особенности характеров и приемы работы с ними. Далее Верджерио дает развернутое перечисление наук и высказывает свои выводы по поводу процесса обучения, физического воспитания, отдыха и военной подготовки.
Вот как гуманист определяет свободные науки:

"Свободными занятиями (liberalia studia) мы называем те, которые достойны свободного человека, а именно те, которыми возделывается и совершенствуется добродетель и мудрость и благодаря которым тело и душа предрасполагаются ко всему лучшему, вследствие чего люди обычно достигают чести и славы — первой награды мудрому человеку после добродетели. Ведь, как для неблагородных (illiberalibus) людей целью является выгода и [чувственное] наслаждение (lucrum et vo-luptas), так для благородных — добродетель и слава".

И тут за скобки можно вынести вопрос: И как Вам такое отношение к выгоде и чувственному наслаждению?

Невозможно удержаться от цитат, их будет много и с небольшими комментариями, но я думаю, что это оправдано, потому что имеет непосредственное отношение к пониманию мировоззрения самого Верджерио.
В самом начале гуманист отмечает пользу образования.

Далее он говорит, что все доброе закладывается именно в детстве.

Обращает на себя внимание отношение Верджерио к досугу и праздности, не раз будет повторять он, что праздность, лень и безделье вредны для человека.

Верджерио подчеркивает важность воспитания еще и потому, что человеку в своем становлении приходится начинать с нуля, с полного непонимания и природы, и жизни:

И пусть сдохнут от зависти любители покомфортней устроить свое тельце. Великий ренессансный гуманист, мыслитель и педагог не на их стороне.

Но собственно как же привлекать юношей к образованию и как удерживать их от порока? Вот ответ Верджерио:

Но и похвалу нужно использовать умеючи, чередуя с умеренным порицанием, не перебарщивая ни с тем ни с другим:

Как и многие наши современники Верджерио считает, что при обучении необходимо стимулировать интерес обучаемого:

Далее Верджерио отмечает то, с каким трудом образованность пробивает себе дорогу в сознание его современников и не только современников.

Очень трепетно относится Верджерио к истории:

Оригинальные выводы делает Верджерио относительно памяти. Думаю, сторонники нового веяния, что запоминать ничего не нужно, если есть интернет, будут очень удивлены:

О внешнем виде Верджерио говорит вот, что:

Итог своему трактату Верджерио подводит следующим образом:

Стоит ли говорить, что трактат имел большой успех. До 1600 года это произведение издавалось сорок раз, известнейшие гуманисты той эпохи взяли идеи Верджерио на вооружение. Но помогло ли это хоть отчасти воплотить в жизнь замыслы гуманистов о новом человеке и новом обществе?
На этом рассказ о Пьетро Паоло Верджерио не заканчивается. В следующей серии вы увидите: Верджерио о политике, богатстве, труде и добродетели.
На заглавной картинке фреска Амброджо Лоренцетти. Аллегория доброго правления. 1337-1339. Сиена, Палаццо Пубблико. Кому интересно можно увидеть детали фрески в ЖЖ


Пытаясь проникнуть в мировоззренческую доктрину Пьетро-Паоло Верджерио Старшего (1370—1444/1445) начинать необходимо с его философских взглядов и его отношения к studia humanitatis.

Для того, кто впервые обращается к мировоззрению первых итальянских гуманистов полезно будет знать, что их время очевидно и существенным образом отличается от XXI века.

Итальянские мыслители XIV века в основном отличались тем, что пришли в науку и политику через социальную проблематику. Толчком к этому послужили те изменения, которые происходили в Италии в пору разложения феодально-сословного уклада.

Первые гуманисты искали прочные основания для стабильного общества. Именно в поисках такой опоры они осуществляли пока еще неуверенные попытки систематизации научного багажа своего времени. Сопоставляли подходы к познанию античной философии и средневековой схоластики.

Интуитивно ощущая многогранность научного знания гуманисты гражданского направления пытались разделить науки на естественные и гуманитарные, причем гуманитарные они ставили существенно выше, чем естественные.

Размышления Верджерио о философии и учености приводит его к выводу, что человек не должен отгораживаться от мира, запираясь в монастыре, для занятий и уединения.

Такая позиция слабо вяжется с утверждением, что первые гуманисты были провозвестниками буржуазного индивидуализма, скорее наоборот, забота об общественном благе подразумевает коллективные усилия и великие совместные свершения.

И хозяйственные успехи Флоренции подтверждают правильность такого подхода. Именно в эпоху коллективистских настроений во Флоренции энтузиазм ее граждан поднимает город на недосягаемые для других городов высоты экономического роста.

И тут важно отметить, что подобный отход от средневекового идеала аскетичности и уединения не является призывом к гедонизму и наслаждениям. На самом деле противоположностью аскезы для первых гуманистов является активная жизнь в миру, гражданская активность, доблесть.

Но насколько Верджерио и первые гуманисты отходят от аскетизма, настолько же они держатся в стороне и от поклонения учености как таковой, характерного для более позднего гуманизма.

Даже в самих Studia Humanitatis он видит не просто способ получения тех или иных знаний, а способ совершенствования человека.

Он пишет, что занятия литературой (literarum disciplinae) не лишают человека ни безумия, ни злобности. Он должен развить в себе доблесть (иначе — добродетель) — virtus.

То есть каждый, независимо от его особенностей, должен усвоить, то, что положено. И призыв Верджерио учитывать при обучении и воспитании индивидуальные особенности воспитанников касается именно этого.

Таким образом, индивидуальное и коллективное не только не противопоставляются друг другу, но совместно развиваются и взаимодополняют друг друга.

Отход Верджерио от аскетического идеала не повлек за собой отказа от религиозных принципов.

Другое дело, что Верджерио стремиться к тому, чтобы научный подход занял подобающее ему положение в жизни общества.
Именно научное, эмпирическое знание необходимо использовать, организуя воспитательный процесс, потому что наши дарования даются нам от природы, и нам необходимо только прилежно их развивать.

Таким образом, можно предположить, что церкви Верджерио оставляет регулятивную функцию, а методику воспитания передает в руки науки.
В этом случае добродетель, подпитываемая с этих двух сторон, обретает не форму принуждения, а форму радостного ощущения сопричастности к созиданию.

И основой этого созидания является труд, вплотную примыкающий к теме добродетели.

Именно добродетельная жизнь, осуждение пороков, отношение к прибыли, наслаждениям является водоразделом между благородным и неблагородным человеком. Алчность и погоню за наживой Верджерио однозначно осуждает.

Богатство само по себе Верджерио не рассматривает, как обязательный признак благородства. Благородным может быть и человек, который вынужден много трудиться, поскольку судьба поставила его в такие условия. В то время как человек богатый может распоряжаться своим положением неблагородным образом, а согласно Верджерио такие люди достойны презрения.

Как мы видим Верджерио вслед за Салютати говорит о том, что каждый может подняться над судьбой, даже раб может обрести благородство. Очень важно подчеркнуть, что во взглядах Верджерио есть утверждение, что учить и воспитывать молодежь необходимо независимо от уровня природных задатков. То есть к свету культуры и образования необходимо приобщать всех. Вспомним высказывание о юношах с разными природными способностями. Для Верджерио дать каждому хорошее образование настолько серьезная задача, что он убежден в необходимости вмешательства государства в процесс образования и воспитания.

Такое отношение и к неравенству материальному и к мнимому неравенству интеллектуальному (неравенство интеллектуальное, это результат неправильного воспитания на ранних стадиях развития, чаще всего, конечно, проблемы с этим испытывают малообеспеченные семьи, где родители вынуждены много и тяжело работать, чтобы хотя бы прокормить своих детей) - это огромный шаг в развитии гуманистических взглядов.

Но не всех в обществе устраивала гуманистическая позиция, ставящая во главу угла общественное благо и защищавшая равенство всех перед законом. И знать и жирный народ, в основном купечество и ростовщики, разбогатевшие на народном энтузиазме первых десятилетий городской коммуны, уже не хотели полного равенства с тощим народом. Более того знать не хотела делиться прибылью с трудящимися, тем самым усиливая материальное расслоение и обеспечивая накопление крупных капиталов в руках небольшой верхушки.

В течение довольно длительного промежутка времени политическая сцена Флоренции и Италии менялась, новая городская элита в том числе и семейства Медичи, Альбицци вели бесконечные интриги за влияние и возможности обогащения. Подкупы, предательства, сговоры с врагами республики ослабляли Флоренцию и ее позиции в Тоскане, а народ был постоянным заложником этих противоречий.

Понятно, что в условиях клановой борьбы и всеобщей неразберихи республиканские настроения ослабевают или претерпевают некоторые изменения. В обществе не без помощи денежной элиты формируется отрицательное отношение к народным массам. Некоторые гуманисты ищут компромиссную позицию, способную навести порядок.

Но предпочтение монархии не мешает Верджерио видеть и все недостатки такой формы правления.

Справедливость, общее благо и наилучшее устройство государства - это то, чего ищет Верджерио в любой из форм правления. Он наблюдает вокруг себя распри и раздоры, борьбу за власть и богатство, презрение к наукам, обнищание народа и страстно мечтает построить новое общество.



Восстание чомпи во Флоренции

Пьетро Паоло Верджерио достоин самого большого почитания не только как великий гуманист, педагог и мыслитель, но и как человек в трудные для его мировоззрения времена сумевший сохранить верность гуманистическому учению, не позволивший осуществить раскол между интеллектуалами и гражданами свободных городов всех слоев.

Хотя были в истории и другие, так же именуемые гуманистами.

Влияние идей Верджерио на последующие поколения гуманистов не так сильно, как можно было бы предположить, имея в виду мощь и силу его мысли. А его наследие, как педагога, еще предстоит оценить будущим поколениям учителей и воспитателей.

Читайте также: