Панки в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024


Когд арассматриваешь фотографии пакнов кажется, что ои все “на одно лицо”. На самом деле они тоже имели свои подкасты. Например панки, которые проживали в Сибири, являлись выходцами из культуры хиппи, в панк — рок они перешли после того, как разочаровались в движении.

Столичные панки считались более развязанными и многосторонними личностями, чем Питерские. Последние вели богемный образ жизни, и довольно часто устраивали панк — перфоманс. Санкт — Петербург считают городом, где появились первые “группировки”. В одну из них входил Виктор Цой, когда был молод.

Виктор Цой в молодости

Мы заблуждаемся, когда думаем, что прическа ирокез пошла от панков — ведь именно она является главной ассоциацией связанной с субкультурой. На самом деле такую прическу носили мужчины в 340 г.н.э. Прическа пришла из Америки. Панки делают ее, потому что она символизирует свободу, о чем и говорит яркий гребень из волос.

Сегодня панк как культура в принципе не существует. Ныне молодежь выбирает другие “движения”. От контркультуры нам остались только луки от современных модельеров, которые они создают до сих пор.


Панк-рок — жанр рок-музыки, сформировавшийся к середине 1970-х годов на территории США, Великобритании и Австралии. Истоки жанра проистекают из гаражного рока 1960-х. С самого начала представители жанра противопоставляли себя помпезности мейнстримного рока 1970-х: как правило, панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры, а также социальными и политизированными текстами, направленными против истеблишмента. Одной из ключевых особенностей панка была DIY-идеология; многие исполнители самостоятельно продюсировали свои записи и распространяли их собственными силами или через независимые лейблы.

1. В СССР до перестройки (1979-1985)

Всё трудно вписываемое и малопонятное было принято подгонять под термин панк-рока, вплоть до первого панк-фестиваля в Зеленограде, на котором участвовало ограниченное число исполнителей, звучащих по-разному.

2. Перестройка (1985-1991)

Сценический имидж группы постоянно менялся и часто включал в себя грим, соответствующий тематике песен. Коллектив открыл такие жанры как хоррор-панк, фолк-панк, арт-панк, и получил статус культового.

3. Распад СССР и начало двухтысячных (1991-2008)

В определенный период интерес к панк-року на территории постсоветского пространства падает. Это связано с распадом многих известных панк-групп, по каким-либо причинам.


1

Шучу. Никто так не думал. Или думал? И что же всё-таки это было? Что бы ответить на эти вопросы необходимо откатиться в историю. И тут, как ни крути, мы упрёмся в Прибалтику.

Знаете ведь расхожее клише, что наша родина – СССР? Но СССР в Вильнюсе и СССР в Воркуте совсем не одно и то же. Прибалтика очень сильно отличалась от всей остальной страны и естественно музыкальная культура тут была совсем иной. Смотрите, какой трогательный снимок. Все ведь застали такие электрички.


2

Собственно и заглавное фото сделано в Талине в 1989 году. Ничего подобного не было тогда за пределами Прибалтики.


3


4

Прибалтику иногда именуют витриной СССР. Мол, там и жили богаче, и дышалось свободнее. Всё это вопросы дискуссионные. Но то, что общество в Прибалтике было терпимее, чем по всей остальной стране точно. Во всяком случае, аналогичных снимков из других городов найти, почти не удастся.


5


6

Конечно, не все там ходили с ирокезами. Были там и вот такие молодые люди. Скорее даже с ирокезами ходило меньшинство.


7

Но панками первопроходцами в Стране Советов точно были молодые люди из Вильнюса или Талина.


8


9

Ну а уж к концу 80-х гребешки там расплодились в неимоверных количествах.


10


11


12

Я достаточно много видел фотографий неформалов Москвы и Питера конца 80-х. Ещё больше я читал чьих-то воспоминаний. Но при всём уважении к жителям наших двух мегаполисов стоит признать, что панки в ту пору в России выглядели скорее как-то так. Не знаю, где именно сделан этот снимок. Возможно даже, что это начало 90-х. Но он очень похож на другие фотографии конца 80-х.


13

Наверное, логично будет сказать, что первая волна панков в России пришлась на самый конец 80-х и первые годы 90-х. И с моей точки зрения это были действительно опасные ребята. Панки первой волны жили вне каких-то общественных догм и норм. Естественно присутствовал и мелкий криминал. В общем-то, панк на тот момент это был действительно элемент не вписывающийся никуда. Радикальные, злые и дерзкие.

Возвращаясь к вопросам, поставленным мною в самом начале, я бы сказал, что дело было не в разрушении системы. Мало кто верил в 89 году, что СССР прекратит своё существование. Тут скорее дело в том, что люди сознательно становились антисоциальными элементами, и для многих это не было игрой. Нельзя было сегодня выбрить ирокез, а завтра одеть костюм и потопать в НИИ. Отсюда и все эти татуировки на лице. Конечно, всякое бывало, ведь все люди разные, но в целом панки выбирали жизнь в андеграунде навсегда.


14


15


16


17

Ну а вот уже и первые ребята носившие ирокезы в столице.


18


19

К сожалению никто, до сих пор так и не смог проанализировать историю всего движения в целом. Единственная известная мне попытка снять документально кино лежит здесь. Увы, но кино вышло очень бледным и неубедительным. Там рассматривают лишь небольшой срез одной локальной тусовки. Это с одной стороны, а с другой критиковать что-то легко. Сделать же что-то самому куда сложнее. Во всяком случае, небольшой документ эпохи мы имеем и это хорошо.

На снимке же предположительно некто Жук. 1992 год. Вроде как первый человек, проколовший себе нос в Москве. К слову не надо воспринимать все, что я здесь пишу как истину. Данных не так-то уж и много у меня.


20


21

Снова 1992 год. Ничего особенного. Просто человек дышит клеем. Судя по всему, фотографию делал журналист. Качество больно уж хорошее.


22

Это я так думаю из того же фотосета снимок. Панки, жившие в сквоте где-то в центре Москвы.


23

Меж тем материал там очень благодатный. Про наркотики Москвы и Питера того времени можно было сделать увесистую книгу или хорошее документальное кино. На центральных каналах как я понимаю сейчас подобные темы не принято поднимать, но закрыв глаза, не заставишь историю исчезнуть.


24

1993 год. Судя по подписям к снимкам, это некая Карина и Арза. Весьма опасные дамы первой волны арбатских панков. Про Карину не знаю ничего. А Арза несколько лет назад умерла. Итог печален. Фактически она спилась.


25

Ещё панки из 1993 года.


26


27

Это уже пошёл 1994 год.


28


29

Как я понимаю эти снимки уже середины 90-х.


30


31


32


33

Естественно многих людей с этих фотографий уже нет в живых.


34


35


36

К 1995 году состав тусовки естественно сменился. Хотя часть старой гвардии всё так же обитала на Арбате. Здесь ещё интересный момент, что существовало несколько мест, где собирались панки. И панки с Арбата это совсем не то, что панки, обитавшие в бункере у Лимонова. Плюс своя тема была в Подмосковье, на Китай-Городе, и естественно во всяких местах типа Марьино или Медведково.


37


38


39

А это отдельная туса на Чистых прудах. 1996 год.


40

Снимок 1996 года. Насколько я знаю, троих с этого снимка нет в живых. Девушка, смотрящая в кадр, пропала без вести. Других сгубил алкоголь и наркотики.


41

Старые автобусы. Зима 1996. Владыкино.


42


43

Тоже середина 90-х. Здесь человек в зубах держит шприц уже не для журналистов. Он к слову вроде как жив. Кетамин в то время был весьма распространённой штукой в столице. Интересно, что моём провинциальном Орле в ту пору больше торчали на героине.


44

Что бы оказаться на Арбате, надо было обладать определенными качествами. И смелость там стояла далеко не на последнем месте. С пионеров же олдовые тусовщики могли и денег стрясти и косуху снять. По сути, панки той, первой волны мало чем отличались от гопников. И это тоже любопытный момент. Сращивание с криминалом и урками имело место быть.


45


46


47


48


49

Снимок из Царицыно. 1997 год.


50

К слову персонаж с фотографии выше жив до сих пор. Упорно следует заветам молодости. Не встречали этот знаменитый снимок?


51

Интересное вот воспоминание у меня всплыло. Почему-то у некоторых далёких от музыки людей существовала вера, что в панки каким-то образом принимают. Кто-то всерьёз думал, что надо было переночевать в мусорном баке. Кто-то рассказывал про игру баскетбол. Суть в том, что новобранец становился в центре полукруга, а старые плевали ему в рот. Слышал я и о других видах развлечений у панков. Вроде игры в веснушки. На кучу экскрементов кидался камень, а брызги должны были попасть на лицо рядом сидящих. Побеждал тот, у кого веснушек было больше всего.

Подобные ритуалы естественно никто не проводил. Этот бред может быть кто-то и выдумывал из первых панков, но это всё очень похоже на тюремные разводки для новичков. Подписываясь на такое, человек автоматически никогда бы не обрёл авторитета и скорее всего, стал бы изгоем среди своих.

Вы всерьёз верите, что кто-то из людей с фотографий стал бы участвовать в таких развлечениях? Я лично нет. Как пример приведу Константина Ступина. Определенно панк первой волны. В общей сложности провёл за решёткой 10 лет. С ним я не общался, но пересекался с человеком, который сидел со Ступой. По его воспоминаниям Ступа был правильным и авторитетным зеком. Его уважали. Обрёл бы он авторитет ночуя в мусорке? Не смешите меня.


52

Другой вопрос, что панки много пили и употребляли наркотики. Естественно это было частью субкультуры.


53


54

К середине нулевых возникло слово позёр. Вот на фото 1997 года позёр? Вряд ли.


55

Естественно я не клоню к тому, что посещение тюрьмы автоматически поднимает человека в моих глазах. Я веду речь о том, что панки 90-х были внутренне готовы к такому развитию событий. Насколько вообще можно было быть готовым к подобным вещам. И это не было исключительной ситуацией.


56


57

В нулевых же и вовсе развелось куча каких-то вегетарианцев ведущих здоровый образ жизни. Опять же часть панков вдруг стала антифашистами, символика анархии стала не протестом, а как раз напротив частью внутренней системы. Так же как и свастика. Вообще политики стало слишком много и это печально.


58

Если сравнивать панков первой волны и тех, кто пришёл им на смену под конец 90-х то отчётливо видно, что для первопроходцев панк рок был чем-то сродни полного отрицалова любых догм. Молодежь же, условно говоря, из третьей волны выстроила свою систему ценностей. То, что происходит сейчас анализировать и вовсе сложно.

Я читал странные комментарии в адрес людей набивавших себе татуировки на лице. Как правило, оскорбительные. На мой взгляд, это парадокс. Старички ведь жили абсолютно в иное время и имели совсем другую систему ценностей. И вместо элементарного уважения к ним некоторые индивидуумы считают, что как раз те панки позор. Старички же отвечают взаимностью. Считая молодняк позёрами и просто модниками. Отчасти правы и первые и вторые. Так же как отчасти и те и другие неправы.

Я же не могу занимать чью-то сторону. Для меня люди с фотографий представляют в первую очередь исторический интерес. Хотели они того или нет, но в итоге все они стали историей. И не просто историей из соседнего двора, а увесистой и очень убедительной. Мне бы очень не хотелось, что бы их забыли, и панки 90-х канули в лету. На мой взгляд, они важная часть нашей культуры. Яркие, дерзкие и идущие до конца.

Напоследок вспомним ещё один анекдот. Панк пишет в редакцию газеты письмо. Я живу на помойке, питаюсь оттуда же, одеваюсь там же. Не моюсь, не стригусь и даже вот задницу вытер этим письмом. Так что я главный панк. Через месяц ему приходит короткий ответ – настоящие панки жопу не вытирают.

Как ни странно, но этот анекдот правдоподобен. Здесь, как и в любой другой истории про панков правда одновременно и есть, и одновременно нет. Я лично знал пару ребят с ирокезами, от которых постоянно воняло как из помойки. Один из них принципиально не чистил зубы. Последний раз, когда я его видел он еле ходил. Алкоголь его совсем доконал. Недавно он умер. Но я знавал и других ребят. Панки они же, как и мы все разные. Ну а про так называемую трушность не мне судить.

Данная подборка фотографий ничему не учит и ни к чему не призывает. Скорее это попытка посмотреть на культурное явление. Я уже делал как-то подборку фотографий наших пёстрых граждан, но там по большей части снимки из 00-х. Здесь же я ограничился более давними временами. Хотя как давними? Всё в этом мире относительно.

Читайте также: