Олимпия де гуж биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Олимпия де Гуж ( Монтобан , Франция , 7 из майского шеста в 1748 - Париж , 3 ноября в 1793 г. ) является псевдонимом из Мари Gouze , писатель , драматург , публицист и философ политического французского, автор Декларации прав женщин , а также Гражданин ( 1791 ). Как и другие феминистки своего времени, она выступала за отмену рабства . [ 1 ] Она была арестована за защиту жирондистов, предстала перед судом и была приговорена к смертной казни на гильотине . [ 2 ] [ 3 ]

биография

Он написал несколько пьес и основал передвижную театральную труппу, которая гастролировала по парижскому региону, но его доход не позволял ему содержать себя. Но вскоре его произведения стали представлять в театрах по всей Франции. Его самая известная работа, Рабство черных ( L'esclavage des noirs ), была опубликована в 1792 году , но вошла в репертуар Французской комедии в 1785 году под названием Замор и Мирза, или счастливое кораблекрушение ( Замор et Mirza, о кораблекрушении l'heureux ).

Основные лидеры аболиционистского движения аббат Грегуар и депутат-жирондист Бриссо записали в своих трудах восхищение, которое они испытывали к Олимпе де Гуж. [ 5 ] [ 6 ]

В 1788 году Генеральная газета Франции ( Journal général de France ) опубликовала две его политические брошюры, одна из которых была посвящена его патриотическому налоговому проекту, который он позже разработал в своем знаменитом Послании к народу ( Lettre au Peuple ). Во втором изложена обширная программа социальных реформ. За этими сочинениями последовали брошюры, которые он периодически адресовал представителям первых трех законодательных органов Революции, Патриотическим клубам и различным личностям, таким как Мирабо , Ла Файетт и Неккер. кем он восхищался. Подсчитано, что было около 30 брошюр. Он основал несколько братских обществ для обоих полов.

В 1791 году она написала свою знаменитую Декларацию прав женщин и граждан, которая начиналась следующими словами:

По линии Монтескье он защищал разделение властей . Первоначально он поддерживал конституционную монархию, но быстро присоединился к республиканскому делу и выступил против смертного приговора Людовика XVI в 1793 году . Он встал на сторону жирондистов и предупреждал об опасности диктатуры, резко критикуя политику Робеспьера и Марата . Он также осудил создание Комитета общественной безопасности .

2 ноября в 1793 г. , через 48 часов после того, как они были казнены своими друзьями жирондистов, Olympe предстал перед революционным трибуналом , лишенный доступа к к адвокату. Она смело и разумно защищалась на суммарном судебном процессе, приговорившем ее к смертной казни за защиту федеративного государства в соответствии с принципами жирондизма. На следующий день, 3 ноября 1793 года, ее гильотинировали . [ 7 ] Согласно заявлению инспектора полиции и контрреволюционной газеты Le Journal издателя Перле Олимпия де Гуж взошла на эшафот с мужеством и достоинством, хотя сын палача Анри Сансон и другие свидетельства, собранные историком Жюлем Мишле , утверждают иное.

Единственный сын Олимпи де Гуж, Пьер Обри, публично отказал ей вскоре после казни, опасаясь ареста.

Мысль Олимпа де Гуж


Его работы были глубоко революционными. Он защищал равенство между мужчинами и женщинами во всех аспектах общественной и частной жизни, включая равенство с мужчинами в праве голоса, в доступе к общественной работе, публично высказываться по политическим вопросам, иметь доступ к политической жизни, владеть и контролировать собственность. , быть частью армии; включая финансовое равенство, а также право на образование и равную власть в семье и церковной сфере. Олимпия де Гуж писала:

Он также внес предложения о запрещении брака и установлении развода , идею возобновляемого годового контракта, подписанного между партнерами, и выступал за признание отцовством детей, рожденных вне брака.

Он также был пионером в области защиты детей и обездоленных, разработав в общих чертах систему защиты матери и ребенка (создание родильных домов) и рекомендуя создание национальных мастерских для безработных и домов для нищих.

Связи с масонством

Он также был связан с масонскими ложами ; среди них Ложа Девяти сестер , созданная его другом Мишелем де Кубьер . [ требуется ссылка ]

Статьи Декларации прав женщин и граждан

Несомненно, работа политико-социального характера, которая оказала наибольшее влияние на французское общество и которая впоследствии повлияет на других авторов, выступающих за равенство между мужчинами и женщинами, - это Декларация прав женщин и гражданина . Этим заявлением Олимпи де Гуж стремилась добиться свободы, равенства и права голоса для женщин, поскольку это право, которым мужчины обладали исключительно в течение многих лет, а женщины не имели. [ 8 ]

Эта работа может быть помещена в хронологические рамки Франции 18 века, то есть работа была сделана в разгар Французской революции, когда во французском обществе можно было ощутить огромные различия между мужчинами и женщинами. Это мышление частично связано с влиянием, которое мысли Руссо оказали на французское население. Сам Руссо считал, что общие роли определяются естественными отношениями. В основном автор считает, что роль женщин в обществе заключалась в том, чтобы доставить удовольствие мужчинам, поэтому единственное место, которое он приписывает женщинам во французском обществе, - это их дом, и в нем их муж будет господствовать над женой. Таким образом, он считает, что основная роль женщин - заботиться о доме и своих детях,таким образом действуя в покорном положении перед своим мужем. Наконец, следует добавить, что Руссо считал женщин путем погибели для мужчин, потому что они были источником искушений и пороков. [ 9 ]

Декларация прав женщин и граждан была опубликована в 1791 году с целью принятия ее постановлением Национального учредительного собрания. [ 11 ]

I - Женщина рождается свободной и остается равной мужчине в правах. Социальные различия могут быть основаны только на общей полезности.

II - Целью любого политического объединения является сохранение естественных и неотъемлемых прав женщин и мужчин; Эти права - свобода, собственность, безопасность и, прежде всего, сопротивление угнетению.

III - Принцип суверенитета, по существу, присущ нации, которая есть не что иное, как встреча женщины и мужчины: ни одно тело, ни один человек не может осуществлять власть, которая не исходит от них.

IV - Свобода и справедливость заключаются в возвращении всего, что принадлежит другим; Таким образом, осуществление естественных прав женщин ограничивается только постоянной тиранией, против которой выступают мужчины; эти ограничения должны корректироваться законами природы и разума.

V - Законы природы и разума запрещают все действия, вредные для Общества: все, что не запрещено этими законами, благоразумным и божественным, нельзя предотвратить, и никого нельзя заставить делать то, что они не приказывают.

VI - Закон должен быть выражением общей воли; Все граждане должны участвовать в обучении лично или через своих представителей. Это должно быть одинаково для всех; все граждане и все граждане, будучи в их глазах равными, должны иметь равное право на все достоинства, должности и общественные должности в соответствии со своими способностями и без каких-либо различий, кроме их добродетелей и талантов.

VII - Ни одна женщина не освобождена от обвинения, задержания и тюремного заключения в случаях, определенных Законом. Женщины подчиняются этому строгому Закону, как и мужчины.

VIII - Закон должен устанавливать только строгие и очевидно необходимые наказания, и никто не может быть наказан иначе, как на основании Закона, принятого и обнародованного до совершения преступления и законно примененного к женщинам.

IX - Полная строгость Закона ляжет на каждую женщину, признанную виновной.

X - Никого не должно беспокоить их мнение, даже фундаментальное; Если женщина имеет право взбираться на эшафот, она также должна иметь право подниматься на трибуну, если ее выступления не нарушают общественный порядок, установленный законом.

XII - Гарантия прав женщин и граждан предполагает большую полезность; Эта гарантия должна быть установлена ​​для всеобщего блага, а не для личной выгоды тех, кому она вверена.

XIII - Для содержания государственных сил и административных расходов взносы женщин и мужчин одинаковы; она участвует во всех личных благах, во всех трудных задачах, поэтому она должна участвовать в распределении должностей, должностей, должностей, достоинств и других видов деятельности.

XIV - Граждане имеют право самостоятельно или через своих представителей проверять необходимость общественного вклада. Граждане могут одобрить его только в том случае, если допущено равное распределение не только состояния, но и государственного управления, и если они определяют квоту, налоговую базу, сбор и продолжительность налога.

XV - Масса женщин, сгруппированных с мужчинами за пожертвования, имеет право требовать от всех государственных агентов отчета об их управлении.

XVI - Любое общество, в котором не гарантируются права и не определено разделение властей, не имеет конституции; Конституция недействительна, если большинство людей, составляющих нацию, не участвовали в ее разработке. В этой статье Олимпа де Гуж оправдывает необходимость участия женщин в разработке законов, поскольку считает, что Конституция бесполезна, если большая часть нации не участвует в ее разработке. [ 12 ]

XVII - Имущество принадлежит всем полам вместе или по отдельности; Для каждого они являются неприкосновенным и священным правом; Никто не может быть лишен его как истинного достояния природы, если общественная необходимость, подтвержденная законом, явно не требует этого и при условии справедливой и предварительной компенсации.

В заключительной части Декларации прав женщин и граждан , а именно в эпилоге, Олимпия де Гуж проводит размышление и призыв, в котором она просит женщин проснуться и защитить свои права, поскольку их забрали мужчины. . Он также говорит, что революция была напрасной, поскольку они продолжаются с той же дифференциацией, и утверждает, что единственными людьми, которые извлекли выгоду из указанной революции, были мужчины, поскольку им помогали женщины в указанном процессе, но когда женщины нуждались в женщинах. свою помощь они им не оказывали, поэтому женщинам необходимо побеждать и бороться за свои права, поскольку никто не собирается делать это за них. [ 13 ]

Наследие

В жизни Олимпи де Гуж пришлось столкнуться с обычным женоненавистничеством того времени, и ее дискредитировало непонимание ее идей многими современниками. Ее работы были преданы забвению, а незнание и неправильное толкование ее произведений способствовало тому, что она стала объектом презрения и насмешек на протяжении всего XIX века , когда большая часть французской интеллигенции открыто отвергла идею о том, что женщина была идеологом-революционером. . Об Олимпе де Гуж говорили, что он с трудом мог читать и писать, подозревали авторство его работ и сомневались в его интеллектуальных способностях, пока не ставили под сомнение его умственные способности. [ 14 ]

Только к концу Второй мировой войны Олимпи де Гуж покинула поле карикатурных и псевдоисторических анекдотов и стала одной из величайших гуманистических фигур Франции в конце 18 века . Его изучали в США, Германии и Японии. Во Франции после публикации в 1981 году его биографии Оливье Бланом, исследовавшим его жизнь по оригинальным документам того времени, события двухсотлетия Французской революции 1989 года отдали дань уважения творчеству Олимпи де Гуж. С тех пор было поставлено несколько его пьес и переизданы его сочинения.

В 1989 году по предложению историка Екатерины Маранд-Фуке, несколько запросов были адресованы тогдашнего президента Республики Жака Ширака за имя Olympe де Gouges появляться в Пантеоне в Париже . Президент, по совету историка Алена Деко, отклонил эту идею. [ 15 ]

Несколько французских муниципалитетов [ 16 ] хотели отдать дань уважения Олимпу де Гуж, дав его имя школам, институтам, площадям и улицам. В Монтобане, ее родном городе, с 2006 года ее именем был назван муниципальный театр. В 11-м округе Парижа концертный зал, расположенный на месте бывшей женской тюрьмы Ла-Рокетт, также носит ее имя. 8 марта в 2007 году , номер отеля де Beauvau, штаб - квартира Министерства внутренних дел Франции , он был посвящен.

19 сентября 2005 года, Олимпия де Гуж или страсть существовать , работа по Маргарита Борха и Диана Raznovich , [ 17 ] в университетском институте феминистских и гендерных исследований Жауме университета , премьера в Эмпайр театре в Буэнос - Айресе. Я Кастельон .

В июле 2017 года правительство Княжества Андорра учредило премию Olympe de Gouges Awards, которая отмечает усилия физических и юридических лиц по обеспечению гендерного равенства на рабочем месте. [ 18 ]

Французская Революция дала истории много женских имён, но большинство из них связаны, увы, с трагедиями. Так, революционерка Олимпия де Гуж умерла, пытаясь остановить революционный террор.

Как революционерка де Гуж добилась права женщины на развод и была казнена

Дочь не того отца

В 1748 году, когда в семье Гуз родилась девочка, её крестили так, как издавна крестят девочек, когда не хотят задумываться над их именем — Марией. Для родителей она, прежде всего, была напоминанием о грехе матери. Мадам Гуз родила Мари не от мужа-мясника, а от мимолётного любовника, маркиза де Помпиньяна, больше известного как поэт Лёфран.

Об этом знали в семье, об этом знали и в округе. Впрочем, ничем особенным внебрачные связи для Франции восемнадцатого века не были, так что в маленькую Мари никто не приходил покидать комками грязи. Она росла точно так же, как любая другая девочка из семьи небогатых буржуа.

В шестнадцать лет её поспешили сбыть с рук, выдав замуж за некоего Луи Обри, мужчину много старше. Он не был ни богат, ни красив, ни хорош манерами — в общем, Мари было не за что благословлять этот брак, и к мужу она испытывала только отвращение. Мужа это не отвращало от того, что в те годы звалось исполнением супружеского долга (хотя Мари с удовольствием бы этот долг господину Обри отпустила), и в первый же год Мари родила сына Пьера.

Вскоре после этого ей повезло овдоветь — насколько это можно считать везением, когда у тебя на руках младенец.

Увидеть Париж и.


В 1770 году Мари поехала в Париж. Что за жизнь открылась перед ней! Рассуждения о высоком, острые обсуждения в книгах и газетах, а ещё — царящая всюду мода на античность. Под влиянием этой моды Мари переименовалась в Олимпию и немного облагородила девичью фамилию, чтобы звучала не хуже имени: де Гуж.

Ей было едва за двадцать, она была хороша собой, так что вскоре Олимпии-Мари удалось найти богатого (и, главное, изящного манерами) любовника — предпринимателя по фамилии де Розьер. Эта связь потом окажется крепкой и долговечной, и он не раз предложит ей закрепить её официально.

На деньги де Розьера Олимпия приоделась, взяла несколько необходимых уроков и стала посещать салоны Парижа. Ей нравились тонкие, остроумные или полные философских рассуждений разговоры, которые велись в этих салонах. Как вечера в них были непохожи на любые посиделки в родном провинциальном городке! Ни одно предчувствие не кольнуло её сердце, когда она проезжала по улицам Парижа, предвкушая болтовню в салоне. А ведь много позже ей отрубят здесь голову.

. и стать гражданской активисткой


Там, в салонах, она знакомилась с писателями, поэтами, философами, журналистами. Разговор с каждым из них не только тешил её самолюбие — становился маленьким уроком. Живому уму Мари Гуз наконец-то давали достаточно пищи; чтобы уметь поддержать разговоры, она также бросилась читать, читала много и жадно, и модное, и заумное — хотя часто модное и было заумным. В конце концов женщина поняла, что ей и самой есть, что сказать этому миру, и взялась за перо.

Тем более, что её возраст достиг сорока лет — той отметки, за которой начинаешь оценивать и переоценивать и свою жизнь, и жизнь общества вокруг.

Для начала, она исследовала и критиковала рабовладельчество Нового Света, которое частично касалось и Старого — чернокожие невольник-паж или невольница-горничная были в большой моде. Две пьесы против рабовладения и одно эссе привлекли внимание Общества друзей негров, и Олимпию пригласили вступить. Она не отказалась.

Свобода, равенство, братство! Казалось, что это будет касаться всех. В том числе половины населения Франции — женщин.

Женщина имеет право взойти на эшафот


У Олимпии была развёрнутая социальная программа, которую она предлагала революционному правительству. Она включала соблюдение прав детей, рождённых вне брака, создание родильных домов, где женщинам будут оказываться профессиональная помощь и профессиональный уход, ночлежек для потерявших кров, оплачиваемых из бюджета мастерских для пристраивания рук, оставшихся без работы.

По улицам Парижа текли реки крови. Дворян и, особенно, дворянок рвали на клочки, их головы проносили под окнами граждан на пиках. Казни стали такими массовыми, а экономика пришла в такой упадок, что правительство разрешило использовать человеческую кожу для изготовления кошельков и ботинок, тем более, что гражданская война оборвала поставки, в том числе телячьей и ягнячьей кожи. Один из знаменитых революционеров ходил в жилетке из женщины, которая отказала ему во взаимности.


Сердце Олимпии не принимало такой жестокости. Расстрелы дворян её бы не смутили, но варварство того уровня, которого оно достигло в те годы, было ужасающим. Она начала выступать против террора, писала обвинения самому Марату, выступала в защиту короля во время суда над ним, а летом 1793 года, когда жирондистов изгнали из Конвента, призвала дать народу право решать самому, через честное голосование, какая форма правления, чей политический проект ему по душе: якобинцев, жирондистов или фельянов.

Надо ли удивляться, что после выпуска памфлета на тему свободы народного волеизъявления де Гуж сразу арестовали как контрреволюционерку.

Во время обыска неумёхи-жандармы, которые заменили прежних профессиональных полицейских, не смогли найти, где де Гуж держит свои бумаги. Она сама им указала это место. Чего ей было страшиться? Все записи кричали о её горячей любви к революции.

Обвинение, тем не менее, было построено вокруг найденной в её бумагах пьесы. Якобы де Гуж слишком сочувственно выводила королеву Марию-Антуанетту (хотя по сюжету пьесы та очень пренебрежительно отзывалась о народе своего мужа). Вопреки закону, де Гуж не стали предоставлять адвоката: трибунал заявил, что ему известно, что Олимпия способна себя защищать сама. Де Гуж не возражала.

7 мая 1748 года в семье мясника Пьера Гуза из города Монтобана родилась девочка по имени Мари. Во Франции XVIII века родиться девочкой значило, что ребенка ждала незавидная участь: женщина, особенно из низших слоев населения, воспринималась в первую очередь как дополнение к мужчине, а ее первоочередной задачей было заботиться о муже и детях.

Мари повезло: ее мать позаботилась о том, чтобы дочь получила домашнее образование. Сама Мари верила, что ее предназначение — стать писательницей. Она была убеждена, что ее отцом на самом деле был местный поэт и интеллектуал маркиз Жан-Жак Лефран де Помпиньян, от которого ей и передалась страсть к литературе. Но даже если маркиз и правда имел отношение к Мари, ее судьбой он совершенно не интересовался.

В 17 лет Мари выдали замуж против ее воли за офицера и местного дельца, 47-летнего Луи-Ива Обри. Луи-Ив был необразован и не интересовался литературой. Подчиненное положение жены и необходимость во всем повиноваться мужу вызывали у Мари отвращение.

Через год после свадьбы, вскоре после того, как у пары родился сын Пьер, Луи-Ив утонул в реке. В 1770 году Мари переехала в Париж вместе с сыном: она хотела дать ему образование и реализоваться как писательница. Начало новой жизни ознаменовалось сменой имени и отказом от фамилии мужа. Так вместо Мари Обри появилась Олимпия де Гуж.

В Париже у Олимпии появился влиятельный покровитель и любовник, Жак Бьетри де Розьер. Он предлагал Олимпии выйти за него замуж, но она отказалась, несмотря на то, что про нее ходили неприятные слухи, — многие называли де Гуж обычной куртизанкой.

Раз женщина имеет право взойти на эшафот, она должна также иметь право подниматься на депутатскую трибуну

Премьера спектакля состоялась в Париже в Национальном театре в декабре 1789 года. Было сыграно всего два представления, после чего спектакль сняли с репертуара из-за возмущения зрителей. Идея, что рабство нужно отменить, а к рабам относиться так же, как к белым господам, нашла поддержку далеко не у всех французов — работорговля в XVIII веке была выгодным бизнесом. После премьеры спектакля де Гуж впервые начала получать серьезные угрозы: ей открыто желали смерти.

В 1789 году во Франции началась революция. Де Гуж и ее сын Пьер, который впоследствии станет революционным генералом, поддержали перемены.

Свою декларацию де Гуж посвятила королеве Марии-Антуанетте. Олимпия была убежденной монархисткой и говорила, что предпочитает монархию любому другому государственному строю. Когда Мария-Антуанетта и Людовик XVI оказались в тюрьме, Олимпия предложила себе в качестве адвоката опального короля, но защищать его в суде ей не разрешили.

Критиковать власть стало смертельно опасно, но Олимпия была в ужасе от того, что происходит в ее родной стране, и считала, что не имеет права молчать.

Так Олимпия стала открытым политическим противником Робеспьера. Она продолжает публиковать политические памфлеты и выступать против действий якобинцев. В 1793 году Николя Кондорсе и другие политики были обвинены в предательстве интересов революции. Это означало, что все они будут гильотинированы. Кондорсе не стал дожидаться казни и отравился. Вместе с ним свели счеты с жизнью несколько других близких знакомых де Гуж.

После королевы Марии-Антуанетты Олимпия де Гуж стала второй женщиной, которую казнили на гильотине во время Великой французской революции. Сегодня она считается одной из пионерок феминизма. Многие идеи де Гуж были подхвачены суфражистками и феминистками, например, политические права для женщин. Олимпия была убеждена, что женщина, как и мужчина, имеет право выбирать, чем заниматься: семьей, карьерой или и тем, и другим, — и за свои убеждения была готова умереть.

Из-за своих революционных сочинений, посвященных правам человека, Олимпии де Гуж пришлось взойти на эшафот в самый разгар якобинского террора.

Век Просвещения и порожденные им представления о свободе, равенстве и братстве всех людей серьезно повлияли на мировоззрение европейцев, что, в частности, выразилось в пересмотре юридических норм, регулирующих брачные отношения, взаимные права и обязанности супругов. Попытка проведения радикальной реформы семейного права была предпринята на волне торжествовавшей тогда революции в 1792 — 1793 годах. Ее основу составляли четыре главных тезиса: право на развод (в том числе, инициированным женщиной), уравнивание супругов в имущественных правах, уменьшение власти родителей над детьми, политика улучшения демографической ситуации в стране.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Переломные события в насыщенной жизни Олимпии де Гуж принес 1793 год, когда Робеспьер обвинил партию жирондистов в предательстве интересов революции, что повлекло за собой исключение 22 депутатов из Конвента. Уже спустя полгода основные члены партии были приговорены революционным судом к смертной казни, причем многие из них решили не дожидаться приведения наказания в исполнение и самостоятельно свели счеты с жизнью: к примеру, Кондорсе отравился, Валазе заколол себя кинжалом в зале суда, а Барбару утопился в Роне.

Читайте также: