Палаты бояр романовых кратко

Обновлено: 04.07.2024

Боярские палаты появились здесь на рубеже XV—XVI веков, то есть вскоре после строительства новых укреплений Кремля, но раньше Китайгородской стены. Вокруг был обширный двор с домовой Знаменской церковью.

С 1540-х усадьба принадлежала Романовым. По преданию, здесь родился царь Михаил Федорович Романов. В конце 1590-х царь Борис Годунов для профилактики репрессировал Романовых, и палаты долгие годы оставались бесхозными.

В 1613 году новоизбранный царь Михаил Романов переехал в Кремль, а усадьбу на Варварке стали называть Старым государевым двором. В 1630-е царь Михаил создал на своем дворе Знаменский монастырь, и на месте домовой церкви появился огромный Знаменский собор.

В следующие десятилетия палаты подверглись реконструкции, так что на древнем белокаменном этаже построили кирпичный этаж, а над ним — деревянный. Такой вот архитектурный бутерброд.

В XVIII веке в палатах жили монахи Знаменского монастыря, потом купцы. В начале 1820-х обветшавшие палаты собирались снести и на их месте построить новые — в лучших традициях московского девелопмента. Но митрополит Филарет настоял на реставрации.

В 1850-е император Александр II распорядился вернуть палатам своих предков исконный облик и создать музей боярского быта. Основатель русской научной реставрации Фёдор Рихтер сделал всё, что мог, но всё равно допустил романтические вольности. Например, сделал изящный балкончик вместо трехпролетного крыльца.

В Москве между улицей Варварка и рекой Москвой находится древний район Зарядье, названный так по расположению за торговыми рядами на Красной площади. С XV в. здесь все чаще стали появляться усадьбы знати с каменными жилыми зданиями.

В Зарядье сохранились палаты, принадлежавшие боярам Романовым. В настоящее время здесь располагается филиал Исторического музея "Палаты бояр Романовых".

Палаты были построены в конце XV в., а в середине XVI в. они вошли в состав усадьбы боярина Никиты Романовича Юрьева. На плане Москвы конца XVI начала XVII вв. указано: Двор Никиты Романова, который был дедом ныне царствующего государя Михаила Федоровича.

Михаил Фёдорович, венчавшись на царство в 1613 году, поселился в Кремле, и родовая усадьба на Варварке стала называться "Старым государевым двором". После смерти матери, инокини Марфы Ивановны в 1631 г., Михаил Фёдорович и патриарх Филарет (Федор Никитич Романов, отец государя) основали Знаменский монастырь в память ее кончины и передали ему земли, занятые родовой усадьбой. Постройки монастыря неоднократно ремонтировались и перестраивались, обветшавшие здания разбирались. Уцелели палаты, выходившие на Варварку. Сегодня от первоначальной постройки XV–XVII вв. сохранились подвалы и часть подклета.

Ввиду ветхости палат в 1821 году их предполагали снести, но этому воспрепятствовал патриарх Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). По его распоряжению здание отремонтировали без изменения внешнего вида.

В 1856 г. император Александр II принял решение о восстановлении Палат в первоначальном виде и основании в них музея Дом бояр Романовых. Это решение способствовало подъему авторитета дома Романовых, показывало преемственность власти и историческую связь Рюриковичей и Романовых.

13 января 1857 г. последовало высочайшее повеление о пожаловании 20 тыс. рублей Знаменскому монастырю за приобретенный Его Величеством от сего монастыря дом с принадлежащим оному двором, бывший некогда бояр Романовых. 27 января Палаты передали Московской Дворцовой конторе с поручением возобновить их в древнем стиле.

Реставрация и исследование Палат проходило под руководством академика архитектуры Ф. Ф. Рихтера. Император Александр II лично контролировал ход работ. Разбирая поздние стены и пристройки, Рихтер обнаружил подлинные подвалы, подклет и второй этаж. Составленный Рихтером план старинного здания лег в основу проекта реставрационных работ.

В результате кропотливой работы были воссозданы интерьеры боярского дома XVII столетия. Для экспозиции были подобраны подлинные памятники — предметы быта XVI–XVII вв., а также личные вещи Романовых.

22 августа 1859 г. состоялось торжественное открытие музея "Дом бояр Романовых". В 1917 г. после Февральской революции музей перестал существовать. В 1923 г. "Дом бояр Романовых" переименовали в "Дом боярина XVII в." и передали в ведение Оружейной палаты. В 1932 г. музей стал филиалом Государственного исторического музея.

В годы Великой Отечественной войны музей приостановил свою работу, а его помещения заняли сторонние организации. В 1951 г. здание было возвращено Историческому музею. В 1984 г. музей закрылся на реставрацию, в ходе которой были воссозданы интерьеры XVII в., проведены раскопки во дворе музея. В результате археологических работ был создан первый в Москве подземный археологический музей. В 1991 г. обновленная экспозиция открылась для посетителей.

В 2008–2009 гг. на северном и восточном фасадах палат был воссоздан родовой герб Романовых — грифон, выполненный скульптором А. В. Черноусовым. Спонсорами работ были потомки Ф. Ф. Рихтера и П. Э. Куликовский — праправнук императора Александра III. К 400‐летию избрания на царство Михаила Федоровича Романова экспозиция музея была дополнена памятниками, связанными с историей рода Романовых, стены трапезной палаты обиты парчовой тканью, воссозданной по сохранившимся образцам XIX в.

В настоящее время "Палаты бояр Романовых" единственный музей в России, который показывает патриархальный быт богатого боярства Московской Руси.

В музее экспонируются подлинные памятники второй половины XVII в. В последние годы экспозиция дополнена памятниками, связанными с первыми Романовыми. Здесь представлены документы по "Делу Романовых" (1600–1601 гг.), портреты царя Михаила Фёдоровича, патриарха Филарета, инокини Марфы, книги, иконы, семейная переписка, Романовых, прапор боярина Никиты Ивановича Романова и другие предметы.

Эти палаты XV века принадлежали деду царя Михаила Федоровича Романова — Никите Романову-Юрьеву. Здесь в 1596 году родился будущий основатель династии Романовых, поэтому это место особо почитают люди с монархическими убеждениями.

Палаты бояр Романовых, фото 2015 года

Во время правления Бориса Годунова Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский трон, были в опале.

В 1599 году Федора Никитича посадили в тюрьму, а затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. Палаты на Варварке стали бесхозными.

Палаты бояр Романовых

Он хотел воссоздать бытовую обстановку предков русского царя. Поэтому палаты выкупили у монастыря (монастырские власти хотели вернуть их безвозмездно, но высочайшим повелением им пожаловали 20 тысяч рублей), расчистили от всевозможных пристроек и отреставрировали по проекту придворного архитектора Ф.Ф. Рихтера. Правда, здание приобрело некоторые, нехарактерные для русской архитектуры, готические черты.

Восстановили верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей и геральдическим знаком Романовых — грифоном вместо флюгера (обычно каменные палаты строили не выше двух этажей, а третий этаж строили из дерева). Также достроили крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка частично сохранилась. И хотя здание строили как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Грифон на шпиле Палат бояр Романовых

Теперь это филиал Государственного исторического музея. Для обзора доступны все 3 этажа. На первом — каменные и кирпичные подвалы, на втором (на уровне улицы Варварки) воссозданы трапезная, библиотека и кабинет боярина, на верхнем деревянном этаже — женская половина дома со светлицей. При этом убранство комнат состоит, преимущественно, из подлинных предметов XVII века.

Но основная ценность палат в Зарядье — их планировка. Тесные комнатки, толстые стены, низкие сводчатые потолки, узкие переходы, мрачные крутые лестницы — все это создает эффект погружения в Московского средневековье.

Из сеней можно пройти в светелку с окнами с трех сторон. Основную обстановку интерьера составляют предметы, связанные с рукоделием, тогда как в подвале стоят сундуки для денег, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Но есть в музее и предметы, которые напоминают о военной службе боярина, обязанного являться на войну при своем вооружении и на своем коне — холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

Лепной Грифон. Палаты бояр Романовых

В комплекс палат бояр Романовых входят 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII веков: древние палаты, собор, церкви, зубчатая крепостная стена. Сейчас это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Еще один утраченный элемент вернулся на дом в конце 2008 года, когда в канун 200-летия со дня рождения Ф.Ф. Рихтера его потомки захотели помочь реставрации музея. Такое же желание выразил Павел Куликовский-Романов, прямой потомок великой княгини Ольги Александровны (младшей сестры Николая II). Объединенными усилиями Романовых и Рихтеров в долго пустовавшей нише на северном (выходящем на Варварку) фасаде палат вновь появился красивый лепной грифон. А расстрелянного в 1917 году грифона-флюгера решили не реставрировать, сохранив следы от пуль как часть истории.

Говорят, что.

. во время Ливонской войны Никита Романов-Юрьев в городе Пернау увидел на одном из домов фигуру полульва-полуорла и взял его себе на прапор. Но только в XIX веке грифона — символ власти и силы — официально утвердили геральдическим знаком Романовых .

Здание палат бояр Романовых

Это настоящие русские хоромы — большой, роскошный дом в центре бывшей усадьбы средневекового аристократа в нескольких сотнях метрах от Красной площади, в историческом районе Китай-Город. В нескольких шагах от палат Романовых расположен другой музей и архитектурный памятник, посвященный средневековой истории Москвы — Старый Английский двор. Здания палат бояр Романовых и Старого давно стало эталоном архитектуры России периода XVI–XVII вв. Заповедным уголком можно считать и саму улицу Варварку, на которой они расположены: ее застройка почти не менялась с XVII–XVIII столетий.

История здания палат

image2_s

Считается, что пять столетий тому назад на этом месте располагалась обширная усадьба боярина Никиты Романова. Именно здесь в конце XVI в. появился на свет его потомок — боярин, а впоследствии царь Михаил Федорович Романов. В середине XIX в. палаты были отреставрированы и превращены в музей. Все, что вы сегодня видите здесь, — результат тщательной реконструкции, которую провели архитектор Ф. Рихтер и художник Ф. Солнцев.

Архитектура и декор

image5_s

Палаты представляют собой трехэтажное здание с подклетом (подвалом), к которому примыкает красивое крыльцо с фигурами львов. Здание легко заметить благодаря высоким островерхим крышам и флюгерам, старинным дымоходам и необычной архитектуре. Уже при подходе к зданию вы увидите родовой символ Романовых — герб с изображением грифона со щитом и мечом в лапах и орлом. Он помещен на флюгере, а также на двух фасадах здания. Считается, что Романовы были первыми из русских бояр, кто получил свой собственный герб. Такой нетипичный для России герб пришел из немецких земель: по преданию, предок Романовых был выходцем из Пруссии. А грифон, также согласно легенде, был военным трофеем боярина Никиты Романова — это герб покоренного им города Пярну (современная Эстония).

image6_s

Второй этаж был построен в XVII в. Он похож на многие постройки того времени: по бокам — спаренные полуколонки, наверху — изящный карниз, каждое окно украшено профилированными наличниками. А третий этаж вообще уникален для Москвы: он деревянный! Его построили во время реставрации более 150 лет тому назад. То, что деревянный этаж в средние века действительно существовал, однозначно указывает ведущая на него узкая каменная лестница, по которой вы сами сможете пройти, если посетите музей. Массивные плиты, которыми выложены двор и небольшой флигель — также результат реставрации XIX в.

В кабинете боярина обратите внимание на удивительную по красоте печь и уникальные обои. Их изготавливали в XVII в. в Западной Европе из тисненой кожи. Стоили такие обои очень дорого и в России считались модной диковинкой. Кстати, из кабинета боярин мог выйти на крошечный балкончик — еще одно западное новшество XVII столетия. В палатах почти в каждом помещении находятся удивительные по красоте изразцовые печи с желтыми и зелеными поливными изразцами — точными копиями печей XVII в. Все окна и двери палат, как и положено, закрыты металлом, а некоторые (это хорошо видно в трапезной палате) — еще и слюдяными окнами. Их делали в XVI–XVII вв. из особого минерала — слюды. Окна получались прочными и долговечными, но непрозрачными. Впрочем, этого и не требовалось: обитатели дома не хотели афишировать свою личную жизнь. В старину в русских палатах царил полумрак, зато ворота были крепкими, а внутри было тепло и уютно. Это было очень важно в эпоху, когда человеческая жизнь почти не имела ценности.

Горница

Есть в палатах и третий этаж. Правда, для того, чтобы его увидеть, вам придется пройти по одной из самых крутых и узких лестниц в мире, на которой не разойтись и двоим. На последнем этаже дома располагалась горница — помещение для боярыни. Знатных женщин в старину прятали от посторонних глаз, и они вели жизнь затворниц, выходя разве что в церковь. Стены третьего этажа — деревянные. Это самое светлое помещение в доме, состоящее из сеней и светлицы. Выйдя на Варварку, еще раз оглядите здание. Со стороны улицы вы увидите железные двери и еще один романовский герб. Через эти двери во время посещения палат проходили все императоры России, начиная с Александра II и заканчивая Николаем II. А сегодня к числу почетных гостей палат Романовых на Варварке присоединились и вы!


всего оценок: 5, средняя оценка: 5,00 (из 5)

Читайте также: