Охарактеризовать живописный стиль рублева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 в. , которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе) . Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 в. с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — нач. 13 вв.

Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства ок. 1400 и первой трети 15 в. , но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.

А между тем в истории русской иконописи Рублев занимает значимое место. Подтверждением этому может стать хотя бы тот факт, что в 1551 году московским Стоглавым Собором было предписано иконописцам писать образы именно так, как это делал Рублев. Так в чем же особенность и неповторимость этого мастера?

Портрет Андрея Рублева

Ветхозаветная Троица

В те времена нужно было иметь немалую смелость художника, чтобы отступить от всеобщего видения и преподнести богословские сюжеты по-новому. Рублев сделал этот шаг, чем без преувеличения открыл новую страницу в истории русской иконописи. Вторая характерная черта, которая делает иконы Андрея Рублева узнаваемыми, – внутренний свет, умиротворение, согласие и гармония. В этом его произведения несколько перекликаются с зарождавшимися в то время на Руси визуально легкими, светлыми и позитивными византийскими традициями иконописи. Это сходство дало повод недоброжелательным современникам причислять Рублева к копиистам, в точности повторяющим византийскую стилистику.

Страшный суд - роспись в Успенском соборе

Церковь, хоть и не сразу, приняла новый, измененный благодаря мастеру, образ Царствия Небесного. Тот факт, что Андрей Рублев был канонизирован русской православной церковью, хоть и относительно недавно, в 1988 году, - тому подтверждение.

Стать вторым Рублевым вряд ли возможно. А вот научиться писать в таком же стиле вполне реально. Для этого важно не только изучить технику, но и обрести соответствующие познания и особое видение. Именно это мы пытаемся донести до учеников в нашей онлайн школе иконописи. Если к нашим попыткам добавится ваше старание – все обязательно получится.


Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.

Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.

Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Роспись Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря, книжная миниатюра ок. 1592 г.

В эпоху, когда жил преподобный Андрей (а это конец XIV— начало XV века), не было ничего зазорного в том, чтобы копировать иконы чужого письма. Иконописцы часто делали списки с других икон — интерпретации исходного образца, часто довольно вольные, но обязательно связанные с оригиналом.

А у Рублева мы находим нечто совсем другое. Богословскую новизну, богословскую смелость.

Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19).

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Троица. Икона Андрея Рублева. 14254

Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Мое мнение — этот образ тоже принадлежит Рублеву. Это такая выдающаяся работа, что ее обязательно должны были связать с кем-нибудь из мастеров. Если бы появился другой иконописец такого высокого уровня, его имя обязательно должно было бы выйти наружу. Князь Юрий Звенигородский, при котором проводилась роспись Успенского собора, не преминул бы похвастаться, если бы у него работал такой талантливый художник.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел. 1408

Но никаких других имен, кроме Андрея Рублева, в исторической литературе не звучит.

В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый. Необычны и боковые иконы: апостол Павел, иконописный образ которого обычно довольно строгий, здесь склоняется перед величием Господа, подносит Священное Писание словно бы к трону царя. И Архангел Михаил, которого Откровение Иоанна Богослова рисует в виде воина, возглавляющего битву с воинством сатаны, — здесь он вовсе не воинственный, а милостивый.

Андрей Рублев: что в нем особенного?

Андрей Рублев иконы – 01

Живописец Андрей Рублёв стал первым из русских художников, причисленных к лику православных святых. Он отступил от общепринятых в те времена византийских канонов и основал собственную школу иконописи.

Рублёв писал иконы, расписывал храмы и занимался книжной иллюстрацией. Это важно, но не это главное. С творчества Андрея Рублёва в России началась новая эпоха.

Она была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.

= Академик Дмитрий Лихачёв =

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига.

А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев.

Из этой записи следует, что чернец Рублём был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху Средневековья, особенно Средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой…

= Михаил Алпатов, искусствовед =

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

Андрей Рублев иконы – 02

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию.

= Искусствовед Михаил Алпатов =

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Андрей Рублев иконы – 03

Святая Троица (Около 1411). Дерево, темпера. 142×114 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

При написании иконы Андрей Рублёв отказался от большого количества деталей, которые в те времена было принято изображать по канону (нет на иконе Сары, отсутствует сцена омовения ног ангелов и заклания тельца, а ангелы за столом не трапезничают, а мирно беседуют). Ангелы сидят не в один ряд, а образуют подобие круга и воспринимаются, как единый образ. Рублёву в этой иконе удалось воплотить христианское представление о триединстве Бога.

Последние годы жизни Андрея Рублёва

В последние годы жизни Андрей Рублёв, совместно с Даниилом Чёрным, руководил работой иконописцев, которые расписывали Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. После окончания работ иконописец поселился в Спасо-Андрониковском монастыре где занимался росписью Спасского собора.

В 1439 году Андрей Рублёв скончался от морового поветрия (чумы) и был похоронен на территории монастыря.

В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Андрея Рублёва в лике преподобных святых.

Иконы, фрески и иллюстрации Андрея Рублёва

Андрей Рублев иконы – 04

Андрей Рублев иконы – 05

Андрей Рублев иконы – 06

Андрей Рублев иконы – 07

Андрей Рублев иконы – 10

Андрей Рублев иконы – 11

Андрей Рублев иконы – 12

Святитель Иоанн Златоуст

Андрей Рублев иконы – 13

Апостол Павел из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Андрей Рублев иконы – 14

Апостол Петр из деисусного чина собора. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Андрей Рублев иконы – 15

Андрей Рублев иконы – 16

Андрей Рублев иконы – 17

Андрей Рублев иконы – 19

Андрей Рублев иконы – 20

Андрей Рублев иконы – 21

Андрей Рублев иконы – 22

Фреска “Страшный суд”. 1408. Успенский собор, Владимир, Россия

Андрей Рублев иконы – 23

Андрей Рублев иконы – 24

Царские врата. 1425-1427. Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия

Андрей Рублев иконы – 25

Спас в славе (Разворот). Андрониково Евангелие (Начало XV века). Государственный Исторический музей, Москва, Россия

Андрей Рублев иконы – 09

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: