Индия в 20 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Передача власти в Индии от англичан национальному прави­тельству превратилась в катастрофическую бойню. Среди жертв ока­зался и основатель Индийского национального конгресса М. Ганди, убитый в январе 1948 г. индусским экстремистом. Определённую долю вины в этом кровопролитии несут прежнее колониальное управление, не имевшее чёткой концепции много­национального государства, и новые власти, кото­рые безответственными заявлениями или бездейст­вием способствовали возникновению напряжения.

Политика Индии

После получения независимости в политической жизни Индии утвердилась парламентская система. Первое индийское правительство и ИНК возглавил соратник Ганди Джавахарлал Неру (1889-1964), основатель крупнейшей политической династии: после его смерти премьер-министром в 1966-1977 и 1980-1984 гг. была его дочь И. Ганди, а затем в 1984-1991 гг. правительство возглавил внук — Р. Ганди. Став одним из лидеров движения неприсоединившихся стран, Индия завоевала высокий авторитет на международной арене. Большую помощь в строитель­стве современной промышленной Индии оказал Советский Союз, под сильным идеологическим влиянием которого находился Дж. Неру.

Внутриполитические проблемы

Острые внутриполитические проблемы Индии по-прежнему остаются нере­шёнными. К ним относится национально-религиозная рознь, которая вылилась в столкновения между индусами и мусульманами, движение сикхов за автоно­мию, выступление на юге страны тамильских сепаратистов (народность в Южной Индии). От рук сикхов в 1984 г. погибла И. Ганди, в 1991 г. в ходе избирательной кампании тамильским террористом был убит Р. Ганди.

Экономика Индии

За годы независимости в Индии были проведены экономические реформы. Наиболее крупной мерой по модернизации страны стала аграрная реформа, ограничившая крупное помещичье землевладе­ние. Но проблема крестьянского безземелья осталась нерешённой.

В мае 1977 состоялся учредительный съезд Джаната парти (ДП), на котором было провозглашено слияние партий оппозиции. Однако консолидационный процесс затрудняла социальная и идейная разнородность участников. Острая фракционная борьба привела к расколу Джаната парти летом 1979. Ряд депутатов парламента от ДП вышли из нее и образовали новую партию, первоначально названную Джаната парти (светская), а впоследствии переименованную в Лок дал (Народная партия). В июле 1979 лидеры оппозиции в парламенте выдвинули предложение о вотуме недоверия правительству Джанаты, которое было принято премьер-министром М. Десаи, подавшим в отставку. Вновь созданный коалиционный кабинет вскоре также объявил об отставке и назначении внеочередных выборов на январь 1980. Раздельное выступление оппозиционных сил показало, что антиконгрессистские партии не превратились в конкурентоспособные прочные объединения. Сами составные части оппозиции стали иными: прекратили свое существование Сватантра и ИНК(О). На базе Джана сангх — РСС в 1980 возникла новая организация Бхаратия джаната парти (БДП).

Особенности политического и социально-экономического развития И. в период развития многопартийной системы (1980—1990-е)

Парламентские выборы 1989 привели к поражению правящей партии ИНК(И) и формированию нового правительства во главе с В. П. Сингхом, которого поддержали Бхаратия джаната парти и блок левых партий, включая обе крупнейшие компартии (КПИ и КПИ(м)). Новое правительство объявило о намерении предпринять шаги по повышению уровня жизни беднейших слоев населения, по обузданию роста цен и инфляции, по урегулированию острых религиозно-общинных противоречий. Однако коалиционный характер кабинета и разнородность поддерживавших его политических сил затрудняли реализацию намеченных программ. В течение менее чем двух лет стала ясна неспособность правительства В. П. Сингха добиться внутриполитической стабильности.

Таким образом, начавшийся на рубеже 1970—1980-х новый этап характеризовался функционированием сложносоставной многопартийной системы, в условиях общества со сложившейся в основных чертах демократической структурой. Этот период был отмечен тенденцией к образованию блоковых коалиций — Национальных / Объединенных фронтов во главе с Джаната парти (Народной партией), оппозиционных Конгрессу, и подрывом его монополии на власть. 1977—1980, 1989—1991, 1996—1998 были периодами нахождения у власти оппозиционных Конгрессу блоков, возглавляемых премьер-министрами М. Десаи, В. П. Сингхом, И. К. Гуджралом. При этом ни одна из существующих оппозиционных партий в отдельности не могла претендовать ни на положение общеиндийской альтернативной партии, ни на преобладание в общеиндийской коалиции оппозиционных партий. Коалиционность становится ведущей чертой индийской политической жизни этого этапа. Конгресс возвращал утраченные позиции и находился у власти в 1980—1984, 1984—1989 и 1991—1996. Проиндусская Бхаратия джаната парти (БДП), образованная в 1980, побеждала на выборах 1998 и 1999, создав коалиции соответственно из 17 и 10 партий и продержавшись у власти до 2004 во главе с премьер-министром А. Б. Ваджпаи. Исход выборов 2004 решался в борьбе двух коалиций — Национального демократического альянса (НДА) во главе с БДП и Объединенного прогрессивного альянса (ОПА) во главе с ИНК, в которой последний одержал победу. Если начальный этап в развитии индийской партийной системы (1947—1977) отличался предсказуемостью результатов выборов, проводившихся в срок (исключение составляет лишь период чрезвычайного положения 1975—1977); второй этап (1980—1990-е) характеризовала нестабильность поведения электората, причем досрочные выборы проводились все чаще. Второй этап в свою очередь подразделяется на внутренние периоды: 1977—1998 характеризовались противостоянием двух политических сил — ИНК и Национальных (1977—1980, 1989—1991) / Объединенных (1996—1998) фронтов. Начиная с 1996 формируется противоборствующий политический треугольник Индийский национальный конгресс (ИНК) — Объединенный фронт (ОФ) — Бхаратия джаната парти (БДП). В период с 1977 по 1996 обе противостоявшие друг другу политические силы в индийской политике — Конгресс и Национальные / Объединенные фронты — стояли на светских, секулярных позициях; после 1996 в противоборство ведущих политических сил вмешался конфессиональный компонент — деятельность БДП определялась реализацией концепции хиндутвы (индусскости). Важная роль в стратегиях индийских правительств отводилась решению спорных проблем в южноазиатском регионе, прежде всего урегулированию индийско-пакистанских отношений в целом и кашмирскому вопросу в частности. Кашмирский вопрос стал причиной индийско-пакистанских войн 1947—1948, 1965, частично 1971, а также многочисленных конфликтных ситуаций, перераставших в боевые действия. Обострение ситуации вокруг Кашмира в 1990-е было связано с действиями исламских экстремистских группировок, разжигавших сепаратистские настроения и религиозную нетерпимость. Этот процесс имел негативные последствия и для внутреннего развития И., приводя к росту индусско-мусульманских столкновений в стране, что ставило под вопрос стабильность парламентской демократии, основанной на секуляризме.

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю, а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю. При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Этносы Индостана:

Ассамцы, ассамийа, или ахомийа (самоназвание), народ в Индии, основное население штата Ассам.

Асуры, асура, асур, народ группы мунда в Центральной и Северной Индии.

Персоналии:

Бос СубхасЧандра (1897-1945), деятель индийского национально-освободительного движения.

Неру Джавахарлал (1889-1964) индийский государственный деятель

Раман, Чандрасекара Венката (Raman, Chandrasekhara Venkata) (1888–1970), индийский физик

На рубеже XIX и XX вв. Британская колониальная империя в Индии (юридически – Индийская империя), включавшая нынешние Республику Индия, Исламскую Республику Пакистан и Народную Республику Бангладеш, располагалась на территории более 4,2 млн. кв. км с населением 283 млн. человек (для сравнения: площадь Великобритании составляла 240 тыс. кв. км, население – 38 млн. человек).

В начале XX в. Индия была отсталой страной. Она подошла к этому времени с тяжким грузом огромных социально-экономических проблем: нищетой огромной части ее населения, продолжительными периодами голода и массовых эпидемий и даже абсолютного сокращения численности населения (1891–1901 гг. и 1911– 1921 гг.), низким уровнем продолжительности жизни (23 года). В значительной степени все это было результатом ее колониального подчинения. В Индии преобладало сельское население (около 90%). Горожане были сосредоточены преимущественно в малых городах (5 тыс. – 50 тыс.)[4].

Большая часть сельских жителей не имела своего хозяйства. Это были в основном низшие касты и племена, находившиеся в социальном и экономическом подчинении у своих хозяев (фактически батраки или кабальные работники. Вместе с членами семей в 1901 г. их насчитывалось более 50 млн. человек). Почти все безземельные работники, арендаторы и многие мелкие собственники были должниками ростовщиков. В деревне сохранялись пережитки феодальных отношений – взимание произвольной ренты, бесплатный труд арендаторов на помещиков, сборы или поборы за пользование пустошами, пастбищами, водой из прудов, а также внеэкономическое принуждение, связанное с выполнением кастовых обязанностей, закрепленных за низшими кастами.

В промышленном производстве, в основном на мелких предприятиях, было занято около 4,5 млн. человек. Из них фабрично-заводских рабочих было около 1 млн. человек. Для их положения были характерны тяжелый, преимущественно ручной труд по 12 и более часов в день, низкая заработная плата, зависимость от подрядчиков по найму (джобберов). Кастовая и конфессиональная разобщенность рабочих препятствовала их консолидации. В своем большинстве они были выходцами из деревень и в городе проживали в трущобах, без семей. После нескольких лет изнурительного труда они возвращались в деревню. Им на замену приходили сыновья. Такой цикл повторялся из поколения в поколение[8].

В Индии к тому времени было 6% грамотных (18 млн. человек). Из них около 500 тыс. лиц получили образование на английском языке, в основном среднее. Нарождавшийся современный средний класс в начале XX в. был представлен торговцами, чиновниками в государственном аппарате (торгово-конторскими и банковскими работниками), служащими английских компаний, муниципальных учреждений, учителями школ и преподавателями колледжей, медицинскими работниками, адвокатами, судьями в местных судах (все, как правило, на низких должностях). В Индии традиционно умственный труд противопоставлялся физическому, что находило отражение в кастовом составе служащих. Большую часть работников умственного труда составляли выходцы из высших каст, значительное число которых имело английское образование. После восстания 1857–1859 гг. англичане учли, что получившие такое образование индийцы, как правило, не поддерживали восставших и сделали ставку на привлечение индийцев из высших каст на государственную службу. В Индии стала создаваться сеть учебных заведений с преподаванием на английском языке. В 1858 г. были открыты сразу три университета – в Калькутте, Бомбее и Мадрасе. К этому же времени относится появление национальной печати и профессионально-деловых объединений[9].

Административная система Индийской империи имела атрибуты суверенного государства – правительство, армию, государственный аппарат, финансовые органы. Однако управление осуществлялось из Лондона министром по делам Индии и Бирмы в английском правительстве. Оно же назначало генерал-губернатора Индии, который имел почти неограниченную власть и как представитель короля-императора Великобритании, носил титул вице-короля. Корпус чиновников формировался почти целиком из англичан, которые сдавали экзамены в Индийскую гражданскую службу (ИГС). Число индийцев в ИГС к началу XX в. было незначительным. При вице-короле и губернаторах провинций имелись законодательные советы из назначенных властью лиц и располагавшие только совещательными функциями.

Индийская империя состояла из Британской Индии, в состав которой входили провинции во главе с губернаторами и лейтенант-губернаторами (Бенгалия, Бомбей, Мадрас, Бихар-Орисса, Соединенные провинции, Центральные провинции, Панджаб), а также провинции, возглавляемые комиссарами (Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП), Белуджистан и Ассам). Центр и юг страны, а также крайний север занимали 562 княжества (около половины территории всей Индии с населением около 25% всего населения Индийской империи). Наиболее крупные из них: Хайдарабад, Майсор, Траванкор, Кочин, Бхопал, Гвалиор, Индор, Джамму и Кашмир. Княжества имели отдельные вассальные соглашения с колониальной властью, но фактически их делами занимался Политический департамент при генерал-губернаторе, который действовал через британских резидентов, ведавших одним крупным или несколькими мелкими княжествами[10].

Реальную основу британского колониализма составляли экономическая эксплуатация и расовая дискриминация. Господство белого меньшинства чужеземцев с их комплексом превосходства и пренебрежением экономическими интересами огромного большинства индийцев были тем общественно-экономическим фоном, на котором развивались события в Индии. К тому же в канун XX в. голод охватил страну. От него страдали десятки миллионов человек. В довершение в то же время вспыхнула эпидемия чумы, от которой умерло более шести миллионов человек[11].

История Индии первой половины XX в. была прежде всего связана с национально-освободительной борьбой индийского народа против колониального господства Англии. Результатом этой борьбы стало завоевание независимости страны в 1947 г. Решающую роль в этой борьбе сыграл Индийский национальный конгресс (Конгресс, ИНК), при участии в ней и других политических сил.

Деятельность социально-религиозных реформаторов и просветительских обществ

Идейными предшественниками Конгресса были отдельные лица и организации, которые в XIX в. внесли свой вклад в формирование национальной идеологии и политики. Они изменялись по мере развития колониальной Индии под влиянием событий в общественной, экономической и политической жизни.

Деятельность подобных мусульманских организаций во многом опиралась на поддержку колониальной администрации и была направлена на европеизацию образования мусульман. Их руководители не отказывались от религиозно-общинной работы и даже противопоставляли мусульманское просветительство индусскому.

Эти первые организации оказали немалое влияние на деятельность последующих просветителей. Одним из наиболее заметных среди них был Сайид Ахмад Хан (1817–1898). Он выступал за распространение среди мусульман светского образования и расширение сферы применения языка урду. Центром его деятельности стало Переводческое общество, основанное в 1864 г., и Мусульманская конференция по просвещению (1886 г.), а также Алигархский колледж (1877 г.). В Переводческом обществе на язык урду переводились английские книги по истории, экономике, философии. В Алигархском колледже, наряду с основами исламской теологии, преподавались светские дисциплины, изучались европейская культура, английский язык и литература. Студенты в Алигархском колледже воспитывались в духе лояльности к британской короне.

В своих речах в 1887–1888 гг. Сайид Ахмад Хан выступал против участия мусульман в деятельности созданного в 1885 г. Индийского национального конгресса. Он считал, что если в Индии будет установлена парламентская форма правления, как это планировал Конгресс, то интересы мусульман, как меньшинства, пострадают[34].

Заметным общественно-политическим явлением конца XIX – начала XX в. были небрахманские и антибрахманские движения, охватившие многие районы Индии. В них участвовали практически все касты, кроме брахманов, и нередко они были направлены против брахманов, как главных идеологов кастовой системы и эксплуататоров остальных, особенно низших, каст.

Корни проблем межкастовых отношений уходят в традиционную иерархическую структуру индусской общины. Каждый индус рождается в соответствующей касте. В свою очередь, каждая каста входит в варновую систему, состоящую из четырех варн, или социальных общностей. В отличие от касты, варна – понятие сакральное. Наверху этой социальной пирамиды располагались брахманы – священники, наставники, советники правителей, учителя. Им возбранялся физический труд. Брахман считался воплощением бога на земле, все были обязаны ему прислуживать.

Каста – это эндогамная группа родственников, верящих в происхождение от одного предка. Члены касты могут вступать в брак только между собой. Основой касты является семья. Семья входит в состав рода, который считается экзогамным. Это значит, что вступать в брак могут только члены разных родов. Поскольку каста – закрытая группа, то чтобы быть ее членом, надо в ней родиться. Родство лежало в основе сплоченности касты, отношений солидарности и взаимопомощи между ее членами. Каста контролировала все аспекты жизнедеятельности человека. Каждая из каст могла иметь десятки подкаст, которые на протяжении веков сохраняли свою идентичность.

Одним из результатов функционирования кастовой иерархии в течение веков стало создание всепроникающей социальной системы, позволявшей высшим кастам, особенно брахманам, духовно, идеологически и материально эксплуатировать средние и низшие касты. При этом брахманы занимали самые престижные позиции в обществе.

Система каст является основой социальной структуры индийского общества. Она со временем претерпела заметные изменения, однако не только не исчезла, но и сегодня продолжает жить и играть большую роль в социально-экономической и политической жизни Индии[36]. Индуизм дал идеологическое обоснование кастовой системе. Поэтому идеологи небрахманских движений в борьбе против кастовой дискриминации бросали вызов индуизму. Они призывали критически относиться к священным книгам индусов, переориентировать внимание социальных реформаторов на борьбу за гражданские права и светское начало в обществе, а решение проблемы низов видели в их самоутверждении, чему должна была способствовать масштабная экономическая и культурная помощь им со стороны государства и общества.

Первые выступления небрахманских каст были связаны с антифеодальными по своей сути крестьянскими движениями на западе Индии. В последней трети XIX в. небрахманское движение уже пустило корни в среде крестьянства, особенно в Махараштре. Его возглавил демократ-просветитель Джотиба Пхуле (1827–1890). Выходец из низкой касты шудр (садовников-мали), он стал подлинным трибуном ремесленников и мелких торговцев, а также сельскохозяйственных работников – неприкасаемых. Пхуле утверждал, что брахманы монополизировали административные и иные службы, юриспруденцию и образование, пользовались бесконтрольной властью над всем обществом. Он подчеркивал, что колониальные власти содействовали сохранению и даже усилению брахманского господства. Он выступал за ликвидацию традиционной системы внутриобщинного обмена услугами, наследственно закрепленными за кастами.

Пхуле выступал за равенство людей не только перед богом, но и в жизни, требовал отказа от дискриминации неприкасаемых, свободного общения между представителями всех каст и религиозных общин, равноправия для всех, в том числе женщин. Он полагал, что главным средством достижения равноправия должны стать образование и просвещение масс, развитие антикастового сознания, борьба против монопольного господства брахманов в общественной жизни. Пхуле считал, что все небрахманские касты, в том числе и неприкасаемые, являются исконными жителями Индии, которым захватчики-арии[37] отвели низшее место в своей социальной иерархии[38].

Небрахманское движение пыталось оспорить притязания брахманов на то, что именно они создали общенациональную культуру. По мнению Пхуле, на смену брахманской культуре должна была прийти культура всего народа. Нельзя создать нацию (имеется в виду страна, государство), заявлял Пхуле, не преодолев главную силу на пути единения граждан, – кастовую систему. Он обвинял брахманизм в создании препятствий к достижению национального единства[39].

Усилению брахманского влияния во многом способствовало британское правление, которое опиралось прежде всего на пандитов (ученых-брахманов), сотрудничавших с англичанами в качестве советников. Этому также способствовало проведение переписей населения, в которых впервые стало отмечаться деление на касты.

В конце XIX в. выступления небрахманских и низших каст имели место в южных районах Индии, где господство брахманов в идеологической и социальной сферах было, по существу, абсолютным. Находясь наверху кастовой пирамиды, брахманы выступали в качестве самых ревностных защитников кастовой системы, ограничивая возможности для развития остальных каст.

Другой керальский реформатор Нараяна Гурусвами (1854–1928) – представитель самой многочисленной касты неприкасаемых ижава (или ирава, илайя, тхийя) в своем подходе к проблеме ликвидации кастовой дискриминации исходил из принципа – одна каста, один бог и одна религия для всех. Он осуждал кастовую иерархию и настаивал на социальном равенстве всех индусов. В начальный период своей деятельности он сосредоточил внимание на строительстве храмов, в которых в качестве жрецов выступали не брахманы, а ижава. Эти храмы были открыты для всех каст, включая бывших сельских рабов, низших из неприкасаемых – пулайя. Таким образом, была нарушена многовековая традиция, в соответствии с которой жрецом мог быть только брахман, а неприкасаемых и близко не подпускали к индусскому храму.

Небрахманские движения носили региональный характер, но со временем приобрели общеиндийское звучание и внесли социальное содержание в борьбу за независимость Индии.

Глава 16 Российская Федерация в конце XX – начале XXI в

Глава 16 Российская Федерация в конце XX – начале XXI в 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической республики. Народные депутаты внесли изменение в Конституцию РСФСР,

Глава 6. Финляндия в конце XIX — начале XX века

Глава 6. Финляндия в конце XIX — начале XX века После Крымской войны в Финляндии продолжали преобладать монархические настроения. По инициативе местных властей были построены дорогие и красивые памятники Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III.Столица страны

Глава 1 ОРДЕН ИОАННИТОВ в конце XI — начале XIV века

Глава 1 ОРДЕН ИОАННИТОВ в конце XI — начале XIV века Причины Крестовых походов. Первый крестовый поход. Взятие Иерусалима. Создание Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Великий Магистр Раймонд де Пюи. Крепости иоаннитов. Второй Крестовый поход. Война с Саладином. Третий и

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI — VII вв.

Раздел 4 РОМЕИ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ III - НАЧАЛЕ VIII в. РОМЕЙСКИЕ ВЛАДЕНИЯ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В КОНЦЕ VI — VII вв. По мнению исследователя А.Г. Герцена, в конце правления Юстиниана I началось сооружение крепости в столице Дори — Доросе (на плато современной

Глава XI РОССИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Глава XI РОССИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. § 1. Экономическая политика самодержавия Конец XIX — начало XX в., как и пореформенная эпоха в целом, явились для России эпохой быстрого развития капитализма, развития, прерванного социальным катаклизмом 1917 г. Однако, несмотря на

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

Глава 1. Российская империя в конце XIX — начале XX века

Глава 1. Российская империя в конце XIX — начале XX века § 1. Вызовы индустриального мираОсобенности развития России в конце XIX — начале XX века. Россия вступила на путь современного индустриального роста на два поколения позже, чем Франция и Германия, на поколение позже, чем

Глава 1 Петроград в конце XIX — начале XX бека

Глава 12 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.

Глава 12 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в. 12.1. Общая характеристика периода Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий — экономических, политических и социальных — между

Глава 3 Страны Америки в конце XVIII – начале XX века

Глава 3 Страны Америки в конце XVIII – начале XX века «…День, когда победа осталась на стороне партии, имевшей своим кандидатом Линкольна, этот великий день – начало новой эпохи в истории Соединённых Штатов Америки, день, с которого начался поворот в политическом развитии

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века

Глава 3 Страны Америки в конце XVIII – начале XX века

Глава 3 Страны Америки в конце XVIII – начале XX века «…день, когда победа осталась на стороне партии, имевшей своим кандидатом Линкольна, этот великий день – начало новой эпохи в истории Соединенных Штатов Америки, день, с которого начался поворот в политическом развитии

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века

Индия 20 века

Полная независимость Индии была достигнута 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру стал первым премьер-министром.

В 1950 г. была принята конституция и Индия стала республикой. Ее штаты преобразованы по национально-языковому признаку.

1962 г. – непродолжительная война с Китаем.

Индия стала новым участником ядерного вооружения (1974 г.), совершив подземные испытания на своей территории. Множество национальностей и религий сосуществуют в Индии, но это далеко не мирный процесс. Стычки и противостояние на основе религиозных воззрений характеризуют общественную жизнь в различных частях этой страны.

Сейчас Индия считается светским и либерально – демократическим государством.

Известны случаи столкновений с другими государствами из-за границ. А также ряд других конфликтов (столкновение на леднике Сиачен, Каргильская война).

Индира Ганди – премьер-министр Индии была убита мстителями – сикхами, служившими ее личными телохранителями. Это было реакцией на ее приказ освободить храм в Амритсаре от занявших его сикских радикалов. Сикхи требовали независимости для занятых ими территорий.

В 80-х гг. серьезно повысилась активность Кашмирских сепаратистов и пакистанских ирредентистов. В 90-е гг. удалось сгладить данный конфликт.

Благодаря реформам (1991 г.) экономика страны стала быстро наращивать темпы развития. Но большие сложности приносят проблемы, вызванные колоссальной численностью населения.

Читайте также: