Пакт рериха и его значение кратко

Обновлено: 07.07.2024

Идея Пакта выходит за границы правового документа и содержит в себе целостную концепцию защиты культуры. Особенность этой концепции состоит в том, что впервые перед человечеством была поставлена задача не только охраны исторических памятников и культурных учреждений, но и задача постижения эволюционной роли культуры, идеалы которой выражены в богатом материальном наследии прошлого.

Практическое осуществление идей Пакта

Пакт в представлении Н.К.Рериха должен был обладать широкой возможностью действия.

Пакт Рериха так же многогранен, как и сама культура, для защиты которой он был создан. Множество его взаимодополняющих и взаимопересекающихся функций охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Среди этих функций:

Гуманистическая. Пакт Рериха обращен к человеку. Заложенные в нем идеи способствуют развитию человека как творца культуры и дают ему надежду на лучшее будущее.

Идеологическая. Пакт предполагает утверждение идеи культуры как ведущей творческой идеи, влияющей на качество жизни.

Законотворческая. Являясь международным правовым документом, Пакт обеспечивает уважение и охрану культурных ценностей и в военное, и в мирное время, т.е. всегда и постоянно, без условий и без ограничений.

Просветительская. Пакт предполагает через лекции, опубликование разъясняющих и призывающих статей, выступления и манифестации утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей.

Охранительная. Пакт предусматривает провозглашение городов-музеев, которые будут лишены военной индустрии и военных условий и будут признаны неприкосновенными во время войн и международных конфликтов.

Объединительная. Пакт ставит своей целью содружество народов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть единое культурное достояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного.

Повсеместной организацией разных форм приобщения человека к культуре должны, по убеждению Н.К.Рериха, заниматься комитеты, кружки, общества, создаваемые теми, для кого понятие культуры наполнено конкретным содержанием и служение ей стало жизненной потребностью. Комитеты и общества, способствуя проведению идей Пакта в жизнь, должны ставить своей целью убедить местные правительствав необходимости ратификации Пакта в государственном масштабе.

Сочетая слово и действие, Н.К.Рерих за короткий исторический срок сумел показать, что идея культуры даже в мировом масштабе является не отвлеченностью и абстракцией, а реальностью жизни и творчества. По количеству созданных в 1930 - е гг. в Европе, Америке и Азии культурных организаций, просветительных обществ и комитетов, содружеств, клубов, движений[18], пропагандирующих идеи Пакта Рериха и осуществляющих творческую деятельность, можно говорить о его феномене.

Символ Пакта – Знамя Мира

Конвенция в Гааге, взяв за основу внешнюю сторону Пакта Рериха (защита культурных ценностей), заменила Знамя Мира, которое являло собой внутренний или духовный аспект Пакта, на другой символ[34], не имеющий подобной исторической и духовной значимости. Он не отвечает глубинному значению Пакта, призыву к единению народов в понимании культуры как эволюционного явления. Гаагская конвенция утратила творческую энергию символа Пакта Рериха, который раскрывал, во имя чего нужно сохранять культурные ценности, как связаны между собой культура и эволюция человека.

[1] Знамя Мира. М., 1995. С. 317.

[2]Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 268.

[3]Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 15.

[4]Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994. С. 109.

[5] Знамя Мира. С. 106.

[7]Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 27.

[8]Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 258.

[10]Рерих Н.К. Химават. Самара, 1996. С. 107.

[11]Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 256.

[12] Знамя Мира. С. 105.

[13] Знамя Мира. С. 89.

[15] Всемирная Лига Культуры, созданная Н.К.Рерихом в начале 1930 - х гг., просуществовала до начала Второй мировой войны.

[16]Рудзитис Р.Я. Культура / Держава Рериха. М., 1994. С. 187.

[18] Количество культурных организаций насчитывалось не менее сотни.

[19] Знамя Мира. С. 103.

[20] Знамя Мира. С. 166.

[21]Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М., 1999. С. 202–203.

[24]РерихН.К. Письмо A.M. Асееву от 20.12.33 г. / Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев A.M. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. Т. 2. М., 1996. С. 28.

[25]Флоренский П. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004. С. 199.

[26]Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 71.

[27]Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры / Защитим культуру. Материалы общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. М., 1996. С. 85.

[28]Камилл Тюльпинк – председатель Королевского общества охраны памятников в Бельгии, председатель Международного союза за Пакт Рериха, созданного в 1931 году, инициатор проведения Первой и Второй Международных конференций в поддержку Пакта в Брюгге.

[29]Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 71.

[30] Знамя Мира. С. 151.

[31] В 1946 г. его одобрила Всеиндийская конференция культурного единства, а в 1948 г. – правительство независимой Индии во главе с Д. Неру. В 1950 г. комитет Пакта в Нью-Йорке направил всю документацию в ЮНЕСКО.

[32] Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002. С. 5.

[33] Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. С. 38.

[34] Знак представлял собой щит, заостренный снизу и разделенный по диагонали на четыре части, синего и белого цвета.

Пакт Рериха (лат. Pax Cultura , англ. The Roerich Pact ), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact) или Вашингтонский Пакт (англ. Washington Pact ) — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.

Содержание

История создания Пакта

Авторы Пакта

Автор идеи и инициатор этого международного договора — русский художник Николай Рерих. Официальный проект Пакта Рериха был подготовлен доктором Г. Г. Шклявером в 1928 году [1] .

Предыстория создания Пакта Рериха



Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.

1903 — Н. К. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершает путешествие по 40 древнерусским городам. Среди них: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск, Вильна, Изборск, Псков и другие. Продолжив экспедицию в 1904 году, Н. К. Рерих побывал в Угличе, Калязине, Кашине, Твери.

Во время путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.

1904 — Н. К. Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. у Н. К. Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры.

Пакт Рериха как международный договор



Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей

Исследователи международного права, касающегося защиты культурных ценностей (в том числе во время войны), ведут его историю, начиная с середины 19 века [2] [3] [4] [5] [6] :



Уникальность Пакта Рериха

Пакт Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей [7] , и который не содержит оговорки о военной необходимости.

Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры

Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры

В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях.

Характеризуя Пакт Рериха, летчик-космонавт А. А. Леонов пишет:

В развитие идей Пакта Н. К. Рерих высказывал мысли о роли общественности. Сами по себе законы по защите культуры работать не будут, если общественность не проявит активности и заинтересованности. Эту мысль впоследствии разделял академик Д. С. Лихачев, который утверждал:

На первой международной конференции Пакта Рериха в бельгийском городе Брюгге (сентябрь 1931 г.) Н. К. Рерих выступил с предложением о создании Всемирной Лиги Культуры. Одна из основных задач Лиги должна была состоять в воспитании бережного отношения к природе.

Культурная общественность высоко оценивает мысль Н. К. Рериха о проведении Всемирного Дня Культуры. Художник писал:

Идеи Пакта Рериха в наши дни



Постер, 50 лет "Пакту Рериха", выставлен в мемориальном кабинете Н.К. Рериха в Музее Востока в Москве

Активно продолжают развиваться идеи, заложенные в основу Пакта Рериха и сегодня.

В России 12 февраля 1996 г. по инициативе Международного Центра Рерихов и крупных деятелей культуры была создана и начала свою деятельность Международная Лига защиты Культуры. Первым почетным президентом Лиги стал академик РАН Б. В. Раушенбах. В этой общественной организации активно работал академик Д. С. Лихачев, который высоко оценивал творческую и общественную деятельность Н. К. Рериха. Д. С. Лихачевым была разработана Декларация прав культуры. Изложенные в Декларации мысли очень созвучны идеям Н. К. Рериха.

Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля — день подписания Пакта Рериха как День Культуры. Уже сегодня в Литовской республике День Культуры утвержден государственным праздником.

С 1995 г. День Культуры проводится во многих городах России при поддержке органов образования и культуры.

Мероприятия посвященные Пакту Рериха

Научные конференции

Выставки

См. также

Примечания

Документальные фильмы о Пакте Рериха

    — документальный фильм о Пакте Рериха. Режиссёр Валерий Шатин. (Смотреть фильм на RuTube, скачать фрагмент фильма в формате wmv — 4,4 Mb)
  • "Пакт Рериха в XXI веке" - Баренбойм П.Д. рассказывает об истории Пакта и его необходимом применении в XXI веке. (смотреть видео)

Литература о Пакте Рериха

Ссылки

Празднование Дня Культуры

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

В память о Пакте Рериха

  • Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.
  • Охрана культурных ценностей
  • Международное право
  • События 15 апреля
  • 1935 год
  • Международные договоры
  • Всемирное наследие
  • История Рериховского движения
  • Николай Рерих

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пакт Рериха" в других словарях:

Пакт Рериха: история договора о защите культурных ценностей — 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями двадцати одной республики американского континента был подписан Договор "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получивший известность в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Международный день культуры (Пакт Рериха) — Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Договора Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников , получившем известность в международно правовой практике как Пакт Рериха. С инициативой отмечать день… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пакт — (от лат. pactum договор, соглашение) одно из наименований различного рода международных договоров, имеющих большое политическое значение. Наиболее известные пакты: Антикоминтерновский пакт Восточный пакт Пакт Молотова Риббентропа… … Википедия

Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха — Центрально Азиатская экспедиция была проведена с 1924 по 1928 год Николаем, Юрием и Еленой Рерих. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян, Россию (Москва, Сибирь, Алтай), Монголию, Тибет. Существует несколько версий того … Википедия

Музей Н. К. Рериха в Новосибирске — Координаты: 55°01′21.72″ с. ш. 82°55′12.44″ в. д. / 55.0227° с. ш. 82.920122° в. д. … Википедия


ПАКТ РЕРИХА И ЗНАМЯ МИРА:

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Пакт Рериха - Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников является первым международным соглашением об охране культурных ценностей как в военное, так и в мирное время. Еще в 1904 году великий русский художник, всемирно известный ученый, академик Н.К.Рерих ставит вопрос о защите культурно-исторических памятников на заседании Русского архитектурного общества, и в 1915 году возвращается к этой проблеме в докладе, подготовленном для императора Николая II и великого князя Николая Николаевича. Но, хотя доклад был воспринят с большим интересом, известные исторические события помешали реализации идей охраны культуры российским правительством.

Вновь к этой проблеме Н.К.Рерих возвращается в 1929 году, после завершения Центральноазиатской экспедиции. По его поручению юристы-международники д-р Г. Шклявер и проф. Ж.Ла Прадель разработали проект Пакта в соответствии с нормами международного права, с целью �содействовать моральному благосостоянию. наций�. Н.К.Рерих считал, что культура - это основа, которая может объединить человечество, воспитать его, оказать влияние на весь ход мировой истории.

Проект Пакта был опубликован в американской и европейской прессе и сразу же привлек к себе большое внимание как выдающихся деятелей науки и искусства, глав государств, так и мировой общественности. В поддержку Пакта выступили А.Эйнштейн, Т.Манн, Р.Тагор, Г. Уэллс, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, президент Чехословакии Т.Масарик, президент Латвии А.Квиесис, а также военные деятели. Выдающийся бельгийский поэт и драматург Морис Метерлинк призвал всех, кому не безразлично будущее человечества: �Соберем вокруг этого благородного движения все наши моральные силы�.

Для распространения идей Пакта было создано пять Комитетов - во Франции и Бельгии (1930), Индии и два в США (1929). В 1930 году проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций. Председатель Международного трибунала справедливости в Гааге Камилл Тюльпинк в 1931 году создает Международный союз Пакта Рериха в Бельгии с центром в Брюгге - городе, богатом историческими памятниками.

В 1931 и 1932 гг. (Брюгге) и 1933 г. (Вашингтон) состоялись конференции Пакта Рериха и Знамени Мира. Вашингтонская конференция, в которой приняли участие дипломатические представители 36 государств, рекомендовала правительствам своих стран подписать Пакт Рериха. 16 декабря 1933 года на Седьмой международной конференции американских государств в Монтевидео была принята резолюция, рекомендовавшая правительствам американских государств подписать Пакт. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом доме состоялось подписание Пакта Рериха США и двадцатью государствами Центральной и Южной Америки. На торжественной церемонии президент США Ф.Д.Рузвельт сказал: �Предлагая этот Пакт для подписания всем странам мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа�.

Ф.Д.Рузвельт во время подписания Пакта Рериха.

15 апреля 1935 г., Вашингтон.

После Второй мировой войны и обретения независимости, в 1948 году Пакт Рериха подписала Индия, по инициативе президента страны Джавахарлала Неру, лично знавшего Н.К.Рериха.

В 1950 году, с целью дальнейшего продвижения Пакта Рериха, Нью-Йоркский комитет Пакта направил генеральному директору ЮНЕСКО Торрезу Боде копию договора со всей документацией относительно истории движения, начиная с 1930 года.

14 мая 1954 года на конференции, созванной ЮНЕСКО, были приняты Гаагская конвенция и Протокол о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, частично вобравшие в себя положения Пакта Рериха, а 26 марта 1999 года - Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года, с целью повысить ее эффективность.

Такова краткая история Пакта Рериха.

Попытаемся теперь ответить на два вопроса:

1. Почему Пакт Рериха не был принят Европой в 30-х годах прошлого века?

2. Почему нужно вернуться к идеям Н.К.Рериха?

Европейские государства не подписали Пакт по двум причинам - из-за обстоятельств международного характера и предательства американских сотрудников.

В Германии в 1933 году к власти пришла национал-социалистическая партия, в Испании, Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии был установлен фашистский режим. Готовясь к новому переделу мира, к большой войне, Германия и Англия откровенно не желали принятия Пакта Мира и оказывали давление на небольшие государства, в частности, на страны Балтии. Фактически, в то время в Европе вынашивались планы уничтожения Культуры. В СССР под видом борьбы с �пережитками прошлого� взрывались выдающиеся памятники архитектуры - старинные церкви, монастыри, за границу продавались коллекции лучших музеев.

Также, к сожалению, приходится отметить, что председатель Международного комитета Пакта, директор Музея Рериха в Нью-Йорке Луис Хорш и вице-президент США Генри Уоллес, назначенный президентом Ф. Рузвельтом протектором Пакта, не поняли великих идей Н. К. Рериха и предали его. По этой же причине в документ, подписанный в Вашингтоне, вошли не все идеи Н. К. Рериха, исчезла статья, регулирующая механизм действия Пакта, и, таким образом, Пакт был деформирован.

Вернуться же к идеям Н. К. Рериха необходимо в первую очередь потому, что Гаагская конвенция 1954 года никоим образом не может заменить Пакт Рериха. Во-первых, в ней идет речь о защите лишь тех культурных ценностей, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, тогда как Пакт Рериха охраняет любое культурное или образовательное учреждение, будь то школа или сельская библиотека. Во-вторых, в Конвенцию не вошла ключевая идея Пакта - о безусловной защите культурного достояния человечества. Согласно Второму протоколу к Конвенции, приказ об атаке культурного объекта в случае так называемой военной необходимости может быть отдан командиром батальона, в то время как Пакт не допускает этого даже по приказу главнокомандующего.

Также Гаагская конвенция заменила Знамя Мира (три пурпурных круга в кольце на белом фоне), предложенное Н.К.Рерихом для обозначения охраняемых объектов, на предложенный польской делегацией сине-белый щит. Но культура сильна преемственностью, традицией, и большая ошибка - заменять всемирно известный символ Знамени на щит неизвестного происхождения. В статье �Знамя Мира� Н. К. Рерих писал:

Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана . Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана . Он же на старинной иконе Св.Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св.Троицы. Он же на гербе Самарканда . Знак и в Эфиопии и на коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях . Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих�.

Масштабные разрушения культурных памятников в Югославии, Афганистане, Ираке свидетельствуют о том, что мировое сообщество ныне не может защитить культуру. Система международного права в этой сфере оказалась неэффективной, на данное время нет международного договора, который бы не допустил причинения ущерба сокровищам мировой культуры. В то же время все больше людей - мастеров культуры, государственных деятелей и выдающихся ученых понимают, что сохранение культурного наследия человечества является краеугольным камнем цивилизации. Свидетельство тому � Декларация прав Культуры академика Лихачева, Санкт-Петербургский призыв сорока глав государств, обращение министра культуры России М.Швыдкого в ЮНЕСКО с предложением создать Наблюдательный совет, который �мог бы следить за состоянием исторических и культурных памятников с целью не допустить их разрушения в условиях вооруженных конфликтов и войн�.

За Пактом Рериха стоит имя его инициатора - великого художника и ученого, все его творчество, мысли и жизнь, посвященная служению человечеству.

Пакт Рериха не только не устарел, но обогнал время. Пришла пора полностью реализовать великий замысел Николая Рериха, поддержанный в тридцатые годы прошлого века всей культурной общественностью .

Пакт Рериха (лат. Pax Cultura , англ. The Roerich Pact ), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact) или Вашингтонский Пакт (англ. Washington Pact ) — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.

Содержание

История создания Пакта

Авторы Пакта

Автор идеи и инициатор этого международного договора — русский художник Николай Рерих. Официальный проект Пакта Рериха был подготовлен доктором Г. Г. Шклявером в 1928 году [1] .

Предыстория создания Пакта Рериха



Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1899 г. Художник, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей.

1903 — Н. К. Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершает путешествие по 40 древнерусским городам. Среди них: Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск, Вильна, Изборск, Псков и другие. Продолжив экспедицию в 1904 году, Н. К. Рерих побывал в Угличе, Калязине, Кашине, Твери.

Во время путешествия Николай Рерих создает большую серию архитектурных этюдов, насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника.

1904 — Н. К. Рерих выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников и о принятии срочных мер по их охране.

Во время русско-японской войны 1904—1905 гг. у Н. К. Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры.

Пакт Рериха как международный договор



Пакт в истории международного права защиты культурных ценностей

Исследователи международного права, касающегося защиты культурных ценностей (в том числе во время войны), ведут его историю, начиная с середины 19 века [2] [3] [4] [5] [6] :



Уникальность Пакта Рериха

Пакт Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей [7] , и который не содержит оговорки о военной необходимости.

Пакт Рериха как комплекс мер по защите культуры

Всемирная Лига Культуры и Всемирный День Культуры

В более широком смысле под Пактом Рериха понимают не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н. К. Рерихом. Таким образом, Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях.

Характеризуя Пакт Рериха, летчик-космонавт А. А. Леонов пишет:

В развитие идей Пакта Н. К. Рерих высказывал мысли о роли общественности. Сами по себе законы по защите культуры работать не будут, если общественность не проявит активности и заинтересованности. Эту мысль впоследствии разделял академик Д. С. Лихачев, который утверждал:

На первой международной конференции Пакта Рериха в бельгийском городе Брюгге (сентябрь 1931 г.) Н. К. Рерих выступил с предложением о создании Всемирной Лиги Культуры. Одна из основных задач Лиги должна была состоять в воспитании бережного отношения к природе.

Культурная общественность высоко оценивает мысль Н. К. Рериха о проведении Всемирного Дня Культуры. Художник писал:

Идеи Пакта Рериха в наши дни



Постер, 50 лет "Пакту Рериха", выставлен в мемориальном кабинете Н.К. Рериха в Музее Востока в Москве

Активно продолжают развиваться идеи, заложенные в основу Пакта Рериха и сегодня.

В России 12 февраля 1996 г. по инициативе Международного Центра Рерихов и крупных деятелей культуры была создана и начала свою деятельность Международная Лига защиты Культуры. Первым почетным президентом Лиги стал академик РАН Б. В. Раушенбах. В этой общественной организации активно работал академик Д. С. Лихачев, который высоко оценивал творческую и общественную деятельность Н. К. Рериха. Д. С. Лихачевым была разработана Декларация прав культуры. Изложенные в Декларации мысли очень созвучны идеям Н. К. Рериха.

Лига защиты Культуры выступила с инициативой праздновать 15 апреля — день подписания Пакта Рериха как День Культуры. Уже сегодня в Литовской республике День Культуры утвержден государственным праздником.

С 1995 г. День Культуры проводится во многих городах России при поддержке органов образования и культуры.

Мероприятия посвященные Пакту Рериха

Научные конференции

Выставки

См. также

Примечания

Документальные фильмы о Пакте Рериха

    — документальный фильм о Пакте Рериха. Режиссёр Валерий Шатин. (Смотреть фильм на RuTube, скачать фрагмент фильма в формате wmv — 4,4 Mb)
  • "Пакт Рериха в XXI веке" - Баренбойм П.Д. рассказывает об истории Пакта и его необходимом применении в XXI веке. (смотреть видео)

Литература о Пакте Рериха

Ссылки

Празднование Дня Культуры

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

В память о Пакте Рериха

  • Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.
  • Охрана культурных ценностей
  • Международное право
  • События 15 апреля
  • 1935 год
  • Международные договоры
  • Всемирное наследие
  • История Рериховского движения
  • Николай Рерих

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пакт Рериха" в других словарях:

Пакт Рериха: история договора о защите культурных ценностей — 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями двадцати одной республики американского континента был подписан Договор "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получивший известность в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Международный день культуры (Пакт Рериха) — Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Договора Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников , получившем известность в международно правовой практике как Пакт Рериха. С инициативой отмечать день… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пакт — (от лат. pactum договор, соглашение) одно из наименований различного рода международных договоров, имеющих большое политическое значение. Наиболее известные пакты: Антикоминтерновский пакт Восточный пакт Пакт Молотова Риббентропа… … Википедия

Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха — Центрально Азиатская экспедиция была проведена с 1924 по 1928 год Николаем, Юрием и Еленой Рерих. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян, Россию (Москва, Сибирь, Алтай), Монголию, Тибет. Существует несколько версий того … Википедия

Музей Н. К. Рериха в Новосибирске — Координаты: 55°01′21.72″ с. ш. 82°55′12.44″ в. д. / 55.0227° с. ш. 82.920122° в. д. … Википедия

Читайте также: