Значение техники речи для выразительного чтения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Упражнение 1. Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую тихо, потом наоборот.

Как аукнется так и откликнется.

Чужим умом жить добра не нажить.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Упражнение 2. Представьте, что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.

(И. Сельвинский)

Упражнение 3. Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем все-таки остается. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на речевой разминке (пятиминутке) дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались в начальной школе, им становится неинтересно. Постепенно учителя перестают использовать на уроке специальные упражнения и ограничиваются работой над выразительным чтением только при непосредственном изучении школьниками текста произведений. Проведение речевых разминок (пятиминуток) продолжает оставаться актуальным для слабоуспевающих детей и в старшей школе, но возникает проблема подбора материала для речевой разминки. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.

Обучение выразительному чтению следует проводить в системе, и, по возможности, не отрывать от изучения программного материала по русскому языку (виды предложений по интонации, однородные члены предложения, сложное предложение, обращение, прямая речь). Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, учителю следует включать в каждый урок чтения речевые разминки или речевые пятиминутки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Речевой материал для разминки подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями старшеклассников. Материал может быть взят из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры:

  1. На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.
    1. Дети завтра пойдут в кино.
    2. Дети завтра пойдут в кино.
    3. Дети завтра пойдут в кино.
    4. Дети завтра пойдут в кино.

    Учитель спрашивает, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения учитель просит сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа учитель просит ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем учитель еще раз просит прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

    Скоро наступит жаркое лето.

    Серебряный туман пал на окрестность.

    Я награжу тебя.

    Ручьи слез покатились по бледному лицу.

    1. Родина – мать, умей за нее постоять.
    2. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
    3. Жить – Родине служить.
    4. Тот герой, кто за Родину горой.
    1. Честный труд – наше богатство.
    2. Больше дела – меньше слов.
    3. Упустишь минуту – потеряешь часы.
    1. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
    2. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
    3. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
    4. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
    1. Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
    2. Кто читал сегодня повесть Пушкина?
    3. Что делали сегодня учащиеся?
    4. Что читали учащиеся сегодня?
    5. Чью повесть читали учащиеся сегодня?

    Паузы

    Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

    Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Приведем примеры:

    1. Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.
      1. Как удивили | его слова | брата!
      2. Как удивили его | слова брата!
      1. Как обрадовали | его успехи отца!
      2. Как обрадовали | его успехи | отца!
      1. Кабинет | истории московской школы № 123.
      2. Кабинет | истории | московской школы № 123.
      1. Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
      2. Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
      1. На днях | готовившие спектакль восьмиклассники | показали свою работу.
      2. На днях готовившие спектакль восьмиклассники показали | свою работу.
      1. Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
      2. Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.
      1. Я остановился в недоумении, | оглянулся.
      2. Я остановился, | в недоумении оглянулся.
      1. Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
      2. Мой старший брат Коля очень любит футбол.
      3. Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.
      1. Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу.
      2. Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу.
      1. Доброе братство | лучше богатства.
      2. Один в поле | не воин.
      3. Согласье | крепче каменных стен.
      4. Одна пчела | не много меду натаскает.
      1. Доброе братство | лучше богатства.
      2. Один в поле | не воин.
      3. Согласье | крепче каменных стен.
      4. Одна пчела | не много меду натаскает.
      1. Правда светлее солнца.
      2. Правда дороже золота.
      3. За правое дело стой смело.

      Интонации, повышение и понижения голоса

      Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные. Приведем примеры:

        Упражнения на повышение и понижение тона голоса

      Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

      Поход
      По тропинке узкой горной
      Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
      За горой нас солнце ждет,
      Наш подъем все выше, круче,
      Вот шагаем мы по тучам,
      За последним перевалом
      Нам навстречу солнце встало.

      Учитель записывает на доске предложение: В нашем классе сегодня будет чаепитие. Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читает учитель, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначается стрелками:

      Далее учитель просит прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначается логическое ударение и пауза. В нашем классе сегодня | будет чаепитие. Предложение читается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение голоса обозначаются стрелками. После этого два предложения сравниваются:

      Совместно с учителем делается вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание учащихся на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.

      На доске записывается предложение с вопросительным знаком. По телевизору сегодня будет концерт? Учащимся предлагается по знаку в конце предложения определить, какое оно по интонации. Предлагается вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Далее учащиеся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за движением голоса. На доске делается следующая запись:

      Стрелками обозначается повышение и понижение голоса. Аналогично предложение читается с логическим ударением на слове будет, потом на слове концерт. Устанавливается движение голоса и воспроизводится следующая запись:

      После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.

      Учитель пишет на доске предложение: У меня сегодня будут гости! Сначала по восклицательному знаку устанавливается, что это предложение восклицательное. Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.). Учитель предлагает прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня. Затем прочитать предложение с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады. В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.

      После наблюдения за изменениями восклицательной интонации в предложениях учитель говорит о том, что восклицательная интонация очень богата и разнообразна. Восклицательная интонация это не только радость, любовь, гордость, восхищение, торжество, счастье и ликование, но и гнев, страх, злоба, ненависть, разочарование, досада, горе и бешенство. Следовательно, интонация восклицательных предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.

      Лиза завтра пойдет в лес?
      Лиза завтра пойдет в лес?
      Лиза завтра пойдет в лес?
      Лиза завтра пойдет в лес?

      Ты это сделал или кто-то другой?
      Ты это сделал или что-то другое?
      Ты это сделал или не сделал?

      … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
      … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
      … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
      … ? - Я это стихотворение вчера выучил.
      … ? - Я это стихотворение вчера выучил.

      В результате наблюдения учитель подводит ребят к выводу о том, что чтение однородных членов предложения характеризуется тоном перечисления, наличием пауз между однородными членами, логическим ударением на каждом однородном члене и повышением голоса на каждом из них. Постепенно задание можно усложнять, добавляя к однородным членам предложения зависимые слова.

      1. Павел | ходил сегодня в школу?
      2. Павел, | ты ходил сегодня в школу?
      1. Спой, | светик, | не стыдись!
      2. Что же ты, | моя старушка, | приумолкла у окна?
      3. О Волга! || После многих лет я вновь принес тебе привет.
      4. Как часто в горестной разлуке, | в моей блуждающей судьбе, | Москва, | я думал о тебе!
      5. Ребята! || Не Москва ль за нами?
      1. Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську Повар укоряет.
      2. Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.
      3. Я спросил: "Что с ним случилось?"
        Я спросил, что с ним случилось.

      Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать школьников не только в начальной и средней школе. В старших классах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха.

      Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

      Критерии прочтения

      Чтение характеризуется четырьмя критериями:

      • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
      • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
      • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
      • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

      Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

      Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

      Характеристика принципов обучения выразительному чтению

      Чтение

      Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

      Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

      Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

      • Интонация.
      • Логическое ударение.
      • Пауза.
      • Темп.
      • Высота и сила голоса.

      Интонация

      Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

      • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
      • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
      • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
      • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

      Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

      Принципы выразительного прочтения

      Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

      Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

      Выразительность

      Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

      • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
      • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
      • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
      • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
      • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
      • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
      • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

      Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

      Памятка родителям

      • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
      • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
      • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
      • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
      • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

      Рекомендуемая детская литература

      Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

      Руководство по чтению для ученика

      Читает книгу

      Рекомендации по прочтению для школьников помогут быстро и эффективно научиться читать текст и стихотворения выразительно, обучат работать с книгой.

      Памятка №1: Правила прочтения

      • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
      • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
      • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
      • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
      • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
      • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
      • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

      Памятка №2: Выразительное чтение

      Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

      • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
      • Дикция — произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
      • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
      • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
      • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
      • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

      Памятка №3: Правильная работа с книгой

      Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

      • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
      • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
      • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
      • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

      Выразительная декламация стихотворения

      Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

      Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

      Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.

      Логотип сайта ДИКТОРЫ.com

      Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь, для выразительного чте н ия, нужно ещё определить слова, несущие в фразе осн ов ную нагрузку. При определении логич еск ой структуры текста большими помощниками явл яю тся знаки препинания. Наиболее часто встречаю щи йся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небо ль шую остановку, но говорит о том, что мы сль не окончена, что надо ждать её продолжения. В ус т ной передаче голос перед запятой несколько повы ш ается, ибо понижение голоса создаст впечатление зак о нченности мысли и таким образом оторвёт след ую щую часть фразы от предыдущей, иск аз ив смысл.

      Точка тоже диктует остан ов ку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остан о вка должна быть более длительной, чем на за п ятой, а чтобы передать законченность мысли, голос пер ед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса пе р ед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда ря до м стоит близкая по мысли фраза, голос па да ет меньше, чем при точке, завершающей опре д еленный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение г ол оса перед точкой необходимо в конце всего те кс та. Этот глубокий интервал дает представление о полном завер ш ении прочитанного.

      Двоеточие также предусматривает по ни жение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на послед ую щих словах.

      Для обозначения недосказанной или пр е рванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием го ло с или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление неза ве ршенности.
      При вопросительном знаке вопрос буд е т звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утв ерд ительно.

      Восклицательный знак, выражающий какое- ли бо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При эт о м голос повышается, и сила тона увеличивается.
      Тире, заменяющее отсутствующее слово, тре б ует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения г ол оса.
      Точка с запятой как знак, стоящий между самосто ят ельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, прибл иж ающееся к снижению голоса при точке.
      В кавычки, обыкновенно, берутся ци та ты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выдел е ния в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменен и ем темпа, силы или высоты голоса.
      В скобки, как правило, ставятся пояснител ь ные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняю щ ие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чт об ы не прервать течения основной мысли.


      Знаки препинания необходимо хорошо ус во ить, но это не значит, что при чт ен ии им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи ча с то требуется отклонения от грамматических н о рм. Например, запятая не принимается во внимание при об ра щении, стоящем в середине или в к он це предложения:

      Но запятая сохра ня ется, если обращение стоит в начале предложения:


      На запятых при вводных словах вним а ние не акцентируется:

      Не следует делать оста но вки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова:

      Не подчеркивается запятая, стоящая пе ред второй частью сложных союзов: потому, что; оттого, что; для того, чтобы; несмотря на то, что.

      Читайте также: