Пахотищев николай дмитриевич биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Имя Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Пахотищева в Тайшете произносят сотни раз в день — в честь знаменитого летчика назван микрорайон. Школа № 85, где когда-то учился мальчик Коля, теперь тоже носит его имя, на здании висит мемориальная доска. Во время Великой Отечественной войны штурман эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка совершил, по разным данным, от 236 до 280 вылетов. Он одним из первых начал производить фотосъемку вражеских позиций ночью.

Штурман эскадрильи

Из воспоминаний Героя Советского Союза Николая Пахотищева: «Август 1942 года. Страна переживала тяжелое время. Москва — сердце страны — подвергалась бомбардировкам противника с воздуха. Много ночей не спала столица, отбиваясь от врага. Для производства налетов противник сконцентрировал огромное количество самолетов на ближайших к столице аэродромах: Брянск, Сеща, Шаталово, Двоевка, Ново-Дугино.

Эти аэродромы прикрывались сильной системой ПВО: с земли — зенитной артиллерией (ЗА) различного калибра, прожекторами, звукоуловителями, аэростатами заграждения; с воздуха — патрулированием истребителей прикрытия; а поэтому в дневное время было весьма трудно вести разведку. Посылали на разведку лучшие экипажи, но и они нередко погибали, не получив разведданных. Нужно было произвести разведку аэродрома Ново-Дугино. В течение пяти ночей ходили экипажи на выполнение задания, но безрезультатно.

Для фотографирования ночью применяются специальные фотобомбы, дающие при взрыве почти мгновенную вспышку порядка 500 миллионов свечей. При этом способе фотографирования особенно нужна слетанность экипажа, чтобы в воздухе понимать друг друга с полуслова. Нужно строго выдерживать режим горизонтального полета, ни в коем случае не допускать изменения высоты, а особенно снижения, потому что лучи фотобомбы могут попасть прямо в объектив фотоаппарата и, следовательно, снимок будет засвечен. Нельзя допускать изменения скорости, так как бомба рвется тогда не на расчетном угле отставания бомбы и взрыв может произойти в поле зрения объектива фотоаппарата. Нельзя производить фотографирование и тогда, когда самолет находится в лучах прожекторов, это приведет только к бесполезной трате дорогостоящих бомб.

В ночь с 4-го на 5 октября командир полка подполковник Данченко вызвал наш экипаж в составе летчика старшины Рубцова, стрелка-радиста старшины Чижова и штурмана лейтенанта Пахотищева и дал задание произвести фоторазведку аэродрома Ново-Дугино. Аэродром противника был прикрыт прожекторами до 15 штук, до 10 батарей ЗА различного калибра и аэростатами заграждения, поднимавшимися до высоты 1500—1700 метров. Задача была трудной и ответственной, а для меня тем более, так как впервые доверили выполнение такого сложного задания. Проверив подвеску 6 ФАБ-100 и 1 ФОТАБ-35, исправность вооружения и работу оборудования самолета, вырулили на старт.

Сделав круг над аэродромом, мы легли на боевой курс. Стрелок-радист доложил об установлении радиосвязи с землей. Все навигационные приборы работали безотказно. Через 30 минут пересекли линию фронта на высоте 2500 метров, но фотографировать нужно было с 2000 метров. До цели осталось 17 минут полета. С расстояния почти 15 км показалась сама цель, вырисовываясь в окружающей ночной темноте желтым пятном: аэродром был сильно укатан, так как с него велась интенсивная работа. Решили идти на цель с ходу с курсом 32 градуса, но не успели мы договориться, как были пойманы прожекторами. Другое решение принимать было поздно. Идем на цель, чтобы детальнее изучить ее. Заработали немецкие зенитки, стали слышны разрывы снарядов, от которых самолет иногда вздрагивал. Мы находились в сплошном море огня. Ничего подобного я еще не видел. Мне казалось, что пройти сквозь такой огонь было бы чудом. Однако благодаря искусному пикированию летчика мы благополучно прошли через аэродром. О фотографировании не могло быть и речи, так как самолет находился в лучах прожектора. Приняли решение ходить через аэродром, пока есть горючее в баках, оставив лишь запас на обратный путь. Сделали правый разворот и с курсом 16 градусов пошли на цель. Фотографировать не было возможности. Прошли туда и обратно с курсом 30 градусов, затем 27 градусов, но результатов не добились.

Летчик доложил, что горючего мало. Но как идти домой, не выполнив задания? Решили обмануть противника. Я дал летчику приказание: курс 27 градусов, высота — 3000 метров. Отойдя километров 40—50 на запад от цели и набрав высоту, снова развернулись на цель. Решили подойти к аэродрому с приглушенными моторами, с потерей высоты. Увидев аэродром, летчик увеличил скорость самолета, и с убранным газом самолет подошел к цели.

Вот и цель. Делаю боковую наводку, открываю люки. Противник молчит. Зловещая тишина действует на нервы. Тяжело переносить молчание противника, когда знаешь, что каждую секунду ЗА может открыть огонь. Смотрю на цель. Вот подходят на угол прицеливания стоянки с самолетами. Нажимаю на боевую кнопку. Бомбы летят вниз. Руки работают с молниеносной быстротой. Самолет строго выдерживает режим горизонтального полета. Включаю фотоаппарат и произвожу подсвечивание для перемотки пленки, тем самым подготовив свежий кадр для фотографирования. Жду с нетерпением разрыва ФОТАБ, 20 секунд замедления взрывателя ФОТАБ кажутся вечностью. Разрывы боевых бомб по блиндажам и самолетам противника, разрывы ФОТАБ на мгновение ослепляют. Летчик дает газ, и освобожденная от бомб машина быстро набирает скорость. Опомнившись, противник открывает яростный огонь. Но уже поздно. Цель сфотографирована, задание выполнено. С маневром уходим из зоны зенитного огня и берем курс на свой аэродром. Боевое задание было выполнено, в районе цели нам пришлось пробыть около двух часов.

Его именем названы.

По окончании Великой Отечественной войны Николай Дмитриевич Пахотищев продолжил служить в ВВС. В 1952 году он окончил Военно-воздушную академию. В 1965 году полковник Пахотищев ушел в запас, жил в городе Серпухове Московской области. Умер Николай Дмитриевич 6 июня 1980 года. В Тайшете в память о выпускнике Николае Пахотищеве на здании бывшей железнодорожной школы, а сейчас МОУ СОШ № 85 по улице Шевченко, в 1985 году установлена мемориальная доска. Также мемориальная доска висит на доме № 156 по ул. Комсомольской, где с 1919-го по 1936 год жил Пахотищев. В сентябре 1984 года улица Полевая в Тайшете переименована в микрорайон имени Героя Советского Союза Пахотищева. В самом микрорайоне установлена стела.

Также в поселке Большевик Серпуховского района Московской области, в музее Дашковской школы, с 1975 года работает экспозиция, посвященная 22-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку. Всего на 6 квадратных метрах музея расположены ценные экспонаты: схема боевого пути 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка, военные и послевоенные фотографии, письма летчиков, а также личные вещи штурмана эскадрильи полка, Героя Советского Союза Николая Пахотищева.

Пахотищев Н.Д.

Окончил семь классов. В 1936 был призван в ряды РККА. Учился в Иркутской военной школе авиатехников и в лётно-планёрной школе, в 1940 окончил Челябинское военно-авиационное училище.

На фронтах Великой Отечественной войны — с августа 1941. Стал одним из первых вылетать ночью на боевые задания: доставлял грузы, делал фотографии позиций противника в боевых условиях, бомбил вражеские объекты. Член КПСС с 1942. К маю 1945 только на бомбардировку позиций противника Николай Дмитриевич Пахотищев сделал 236 боевых вылетов.

В 1952 окончил Военно-Воздушную академию. В 1965 полковник Николай Дмитриевич Пахотищев уходит в запас. Жил в городе Серпухов Московской области.

В честь Николая Дмитриевича Пахотищева назван микрорайон в городе Тайшете. Имя Героя носит школа № 85 города Тайшета.

Был также награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Ссылки

Читайте в Иркипедии

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2016 | Дата последней редакции в Иркипедии: 22 января 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Родился 9 ноября 1919 года в городе Тайшет Иркутской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил семь классов.

В 1936 году призван в ряды Красной Армии. Учился в Иркутской школе военных техников и в лётно-планерной школе. В 1940 году окончил Челябинское военно-авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Воевал на Западном, 1-м Украинском и 4-м Украинском фронтах.

Н.Д. Пахотищев одним из первых освоил ночные вылеты на боевые задания. Доставлял грузы, выполнял ночное фотографирование в боевых условиях, бомбил вражеские объекты.

Штурман эскадрильи 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан Н.Д. Пахотищев к маю 1945 года совершил 236 боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Пахотищеву Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8913).

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1965 года полковник Н.Д. Пахотищев — в запасе. Жил в городе Серпухов Московской области. Скончался 5 июня 1980 года. Похоронен в Серпухове на Ивановском кладбище.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Из воспоминаний Героя:

Август 1942 года. Страна переживала тяжелое время. Сердце страны — Москва подвергалась бомбардировкам противника с воздуха. Много ночей не спала столица, отбиваясь от врага. Для производства налетов противник сконцентрировал огромное количество самолетов на ближайших к столице аэродромах: Брянск, Сеща, Шаталово, Двоевка, Ново-Дугино. Эти аэродромы прикрывались сильной системой ПВО: с земли — ЗА различного калибра, прожекторами, звукоуловителями, аэростатами заграждения; с воздуха — патрулированием истребителей прикрытия, а поэтому в дневное время было весьма трудно нести разведку. Посылались на разведку лучшие экипажи, но и они нередко погибали, не получив разведданных.

В течение пяти ночей ходили экипажи на выполнение задания, но результатов привезти не смогли, так как сплошная масса лучей прожекторов действовала угнетающе, нервы не выдерживали, и экипажи возвращались на аэродром. Главной же причиной было то, что, когда самолеты находились в лучах прожекторов, нельзя было производить фотографирование, так как снимки засвечивались.

Для фотографирования ночью, как известно, применяются специальные фотобомбы, дающие при взрыве почти мгновенную вспышку порядка 500 миллионов свечей. При этом способе фотографирования особенно нужна слетанность экипажа, чтобы в воздухе понимать друг друга с полуслова. Нужно строго выдерживать режим горизонтального полета, ни в коем случае не допускать изменения высоты, а особенно снижения, потому что лучи фотобомбы могут попасть прямо в объектив фотоаппарата, и, следовательно, снимок будет засвечен. Нельзя допускать изменения скорости, так как бомба рвется тогда не на расчетном угле отставания бомбы и взрыв может произойти в поле зрения объектива фотоаппарата. Нельзя производить фотографирование и тогда, когда самолет находится в лучах прожекторов, это приведет только к бесполезной трате дорогостоящих бомб.

И вот, наконец, боевое задание на фотографирование ночью было поручено нашему экипажу в составе летчика старшины Рубцова, стрелка-радиста старшины Чижова и штурмана лейтенанта Пахотищева.

В ночь с 4 на 5 октября командир полка подполковник Данченко вызвал наш экипаж и дал задание произвести фоторазведку аэродрома Ново-Дугино.

Летчик доложил, что горючего мало. Но как идти домой, не выполнив задания? Решили обмануть противника. Я дал летчику приказание: "Курс 27 градусов, высота 3000 метров". Отойдя километров 40-50 на запад от цели и набрав высоту, снова развернулись на цель. Решили подойти к аэродрому с приглушенными моторами с потерей высоты. Увидев аэродром, летчик увеличил скорость самолета и с убранным газом самолет подошел к цели.

Опомнившись, противник открывает яростный огонь. Но уже поздно. Цель сфотографирована, задание выполнено. С маневром уходим из зоны зенитного огня и берем курс на свой аэродром.

Благодаря нашей выдержке, настойчивости и хитрости боевое задание было выполнено, хотя в районе цели нам пришлось пробыть около двух часов.

Командование получило ценные сведения о наличии авиации на аэродроме Ново-Дугино. В юго-западной стороне аэродрома на площади 1200х800 метров было сосредоточено 43 самолета противника, преимущественно истребителей.


И снова мы листаем летописи, которые рассказывают о героических подвигах наших земляков. Одни из них — Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Пахотищев. Его судьба может стать основой для написания захватывающей повести, а еще он оставил свой яркий след в воспитании молодежи, вырастив не одно поколение патриотов.

Николай Пахотищев родом из посёлка Тайшет Иркутской области. Именно посёлка, потому как в ноябре 1919 года, когда он появился на свет, статуса города у нас ещё не было. Родители будущего героя были простыми рабочими. Окончил семилетку, а уже в 1936-м году Николай по призыву вступил в ряды Красной армии. Потом обучался в Иркутской школе военных техников и летно-планерной школе и в 1940-м окончил Челябинское военно-авиационное училище.

Фашистские захватчики вступили на советскую землю без приглашения. Вражеская армия испепеляла все на своем пути. Поэтому жажда отмщения и ненависти вспыхнула во многих сердцах советских граждан. Вот и 22-летний Николай Пахотищев рвется в бой. Поэтому практически с начала войны, с августа 1941 года, он начинает защищать родную землю, а уже в сентябре, под Брянском, в составе авиационного полка особого назначения, на самолете Р-5 Николай Дмитриевич бомбил танки Гудериана.

Тайшет24 в Одноклассниках

Пахотищеву поручают доставку грузов для партизан. Это были непростые операции, но за успешное их выполнение Николая выдвигают на должность штурмана эскадрильи, а уже к лету 1942-го года на его личном счету были двадцать четыре боевых вылета на Р-5, в результате чего за заслуги перед Отечеством 26 июня он был награжден орденом Красной Звезды.

В это же время он попадает в 1-й ночной бомбардировочный авиаполк 213-й авиадивизии. Ею командовал летчик, Герой Советского Союза, генерал В.С Молоков, тогда за один только месяц он совершил девятнадцать успешных боевых вылетов ночью на уничтожение живой силы и техники фашистской армии западнее Москвы.

Это было в ночь с 4 на 5 октября 1942 года. Подполковник Данченко вызвал экипаж, в котором служил Пахотищев, дав задание произвести фоторазведку аэродрома Ново-Дугино. До этого то самое поручение выдавалось другим экипажам, но вот уже несколько ночей подряд они возвращались на базу ни с чем. Как объясняли советские военнослужащие, проблема заключалась в плотной массе лучей прожекторов фашистов. Из-за этого невозможно было фотографировать, так как снимки засвечивались.

Справка

Герой Советского Союза Николай Пахотищев награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями.

Полет шел нормально. Экипажу этот маршрут был хорошо знаком, оставалось 15 километров. Уже стали виднеться лучи прожекторов, прикрывающие аэродром Люфтваффе, который с высоты напоминал огромное темно-желтое пятно — уж слишком сильно была укатана земля взлетающими и садящимися сюда самолетами. Навскидку летчики насчитали примерно пятнадцать таких световых столбов. Знали они и о том, что на земле располагаются порядка десяти батарей зенитной артиллерии различного калибра.

— Решили идти на цель с ходу с курсом 32 градуса, но не успели мы договориться, как были пойманы прожекторами, — вспоминал Николай Пахотищев. — Другое решение принимать было поздно. Идем на цель, чтобы детальней изучить ее. Заработали немецкие зенитки, стали слышны разрывы снарядов, от которых самолет иногда вздрагивал. Мы находились в сплошном море огня. Ничего подобного я еще не видел. Мне казалось, что пройти сквозь такой огонь было бы чудом. Однако благодаря искусному пикированию летчика мы благополучно прошли через аэродром. О фотографировании не могло быть и речи, так как самолет находился в лучах прожектора. Приняли решение не уходить, пока есть горючее в баках, оставив лишь запас на обратный путь. Сделали правый разворот и с курсом 16 градусов пошли на цель. Фотографировать не было возможности. Прошли туда и обратно с курсом 30 градусов, затем 27 градусов, но результатов не добились никаких, хотя огонь зенитной артиллерии стал на 50 процентов меньше.

В этот момент летчик докладывает, что в баках осталось катастрофически мало топлива. Но нельзя возвращаться домой, не выполнив задания. И вот штурман Пахотищев решает обмануть противника: отойдя на 40-50 км к западу и набрав высоту, самолет с красными звездами разворачивается и вновь идет на цель. Далее летели с приглушенными моторами и с потерей высоты, а когда уже в зоне видимости появился аэродром, то летчик увеличил скорость машины и с убранным газом подошел вплотную к объекту. На юго-западной стороне летного поля было сосредоточено порядка полусотни самолетов противника, преимущественно истребителей.

Когда фрицы опомнились, то открыли яростный огонь. Но оказалось слишком поздно, экипаж Пахотищева уже шел обратным курсом. В результате командование получило ценные сведения о технической базе аэродрома Ново-Дугино. Это описан всего лишь один боевой вылет штурмана эскадрильи Пахотищева.


После Великой Отечественной войны Николай Пахотищев продолжил службу в ВВС. В 1952-м году он оканчивает Военно-воздушную академию, а с 1963-го уходит в запас. Переезжает в Серпухов, где полковник запаса работал в ДОСААФе и аэроклубе. Проводил лекции и беседы, готовил курсантов, передавая им свой богатый боевой опыт управления самолетами и штурманские знания. Его жизнь оборвалась на 61-м году жизни. Николая Дмитриевича Пахотищева не стало 5 июня 1980 года. Похоронен на Ивановском кладбище.

Читайте также: