Природоохранное просвещение и экологические права населения кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 74 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

ГАРАНТ:

Во исполнение главы XIII настоящего Федерального закона приказом МПР РФ от 1 марта 2002 г. N 95 утверждены Состав Консультативного совета по экологическому образованию и просвещению МПР России и Положение о нем

Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

— осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности.

Информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности:

http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19109/ - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ

Можно выделить следующие тематические блоки экологической информации:

— экология как раздел биологии, рассматривающий основные закономерности функционирования природных систем различного ранга (от биосферы до элементарных экосистем и популяций);

— социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы;

— прикладная экология, рассматривающая вопросы природоохранной деятельности, рационального природопользования, экологической безопасности;

— экологическое право, рассматривающее законодательство по вопросам экологии и охраны окружающей среды (международное, федеральное и региональное).

Документы по экологии на традиционных носителях:

Печатные издания: книги, брошюры, периодические издания; аудиовизуальные материалы по экологии и охране окружающей среды, справочно-библиографический фонд: справочные и библиографические издания, экспресс-информация, неопубликованные библиографические пособия и т. д.

В помощь экологическому образованию выходят десятки наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки. Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.

В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.

Экологический календарь на 2019 год

11 января - День заповедников и национальных парков. Отмечается с 1997 года по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

29 января - Международный день мобилизации против угрозы ядерной войны.

2 февраля - Всемирный день водно–болотных угодий.

4 февраля - Всемирный День борьбы с онкологическими заболеваниями.

11 февраля - Всемирный день больного.

15 февраля - Международный день детей больных раком.

19 февраля - Всемирный день защиты морских млекопитающих.

27 февраля - Международный день полярного медведя. (День белого медведя).

1 марта - Всемирный день иммунитета.

3 марта - Всемирный день дикой природы.

3 марта - Международный день охраны здоровья уха и слуха.

10 марта - Международный день планетариев.

14 марта - Международный день рек.

15 марта - Международный день защиты бельков (детенышей тюленя).

15 марта - Всемирный день сна (с 2008). Проводится ежегодно, в пятницу второй полной недели марта.

20 марта - Всемирный день астрологии.

20 марта - Международный день без мяса.

20 марта - День Земли. День весеннего равноденствия.

21 марта - Международный день леса.

22 марта - День Балтийского моря (с 1986 года по решению Хельсинской комиссии).

22 марта - Всемирный день водных ресурсов.

23 марта - Всемирный метеорологический день.

24 марта - Всемирный день борьбы с туберкулезом.

30 марта - День защиты Земли.

1 апреля - Международный день птиц.

7 апреля - Всемирный день здоровья. Отмечается с 1948 г. по решению Всемирной Ассамблеи Здравоохранения ООН.

15 апреля - День экологических знаний.

18 апреля - Международный день памятников и исторических мест. Отмечается с 1984 года по решению ЮНЕСКО.

19 апреля - День подснежника.

20 апреля - Национальный день донора в России.

22 апреля - Международный день Земли. Отмечается с 1990 г. по решению ЮНЕСКО с целью объединения людей в деле защиты окружающей среды.

26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (в память событий 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС).

28 апреля - Международный день ветеринарного врача (отмечается в последнее воскресенье апреля).

28 апреля - День химической безопасности (День памяти жертв применения химического оружия).

3 мая - День Солнца.

11 мая - Всероссийский день посадки леса (отмечается во вторую субботу мая).

15 мая - Международный день климата.

20 мая - Всемирный день метрологии.

20 мая - День Волги.

21 мая - Международный день космоса.

22 мая - Международный день биологического разнообразия (отмечается с 2001 года).

24 мая - Европейский день парков.

30 мая - Всемирный день борьбы с аллергией.

31 мая - Всемирный день без табака.

1 июня - Всемирный день молока. Отмечается с 2001 года по предложению Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.

2 июня - День здорового питания (день отказа от излишеств в еде отмечается с 2011 года).

2 июня - Международный день очистки водоёмов (отмечается с 1995 г. в первое воскресенье июня).

5 июня - Всемирный день окружающей среды. Отмечается по решению ООН с 1972 г.

5 июня - День эколога (отмечается с 2007 года).

8 июня - Всемирный день океанов.

14 июня - Всемирный день донора крови.

15 июня - Всемирный день ветра.

17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.

21 июня - Международный день цветка.

21 июня - День йоги.

23 июня - Международный олимпийский день.

26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств.

27 июня – Всемирный день рыболовства.

11 июля - Всемирный день шоколада. Впервые был придуман французами в 1995 году.

23 июля - Всемирный день китов и дельфинов.

28 июля - Всемирный день борьбы с гепатитом.

29 июля - Международный день тигра.

6 августа - День Хиросимы. Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия.

8 августа - Международный день альпинизма.

10 августа - День физкультурника (отмечается во вторую субботу августа с 1939 г.).

17 августа - Всемирный день бездомных животных (отмечается в третью субботу августа).

29 августа - Международный день действий против ядерных испытаний (с 2010 года по решению ГА ООН).

8 сентября - День Байкала (с 2008 г. праздник перенесен на второе воскресенье сентября).

8 сентября - Всемирный день журавля (отмечается во второе воскресенье сентября).

11 сентября - Всероссийский день трезвости.

15 сентября - День работников леса (отмечается в третье воскресенье сентября с 1966 г.).

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя.

20 сентября - Международная ночь летучих мышей.

21 сентября - Международный День сока в России.

26 сентября - Всемирный день моря (с 1978г., в последний четверг сентября).

27 сентября - Всемирный день туризма.

29 сентября - Всемирный день сердца.

1 октября - Всемирный день вегетарианства.

4 октября - Всемирный день животных.

6 октября - Всемирный день охраны мест обитания.

10 октября - Всемирный день психического здоровья (с 1992 г.).

14 октября - День работников заповедного дела (с 1999 г.).

16 октября - Международный день продовольствия.

16 октября – Всемирный день хлеба.

31 октября - Международный день Черного моря.

11 ноября - Международный день энергосбережения.

12 ноября - Синичкин день.

14 ноября - Всемирный день борьбы против диабета.

15 ноября - Всемирный день вторичной переработки.

18 ноября - День рождения Деда Мороза.

21 ноября - Международный день отказа от курения. Он был установлен Американским онкологическим обществом в 1977 (отмечается ежегодно в третий четверг ноября).

24 ноября - День моржа.

29 ноября - День образования Всемирного общества охраны природы. (Основан в 1948 году).

30 ноября - Всемирный день домашних животных.

30 ноября - Всемирный день слонов.

1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом (отмечается с 1988 года).

3 декабря - Международный день борьбы с пестицидами.

5 декабря - Всемирный день почв.

11 декабря - Международный день гор. (Отмечается с 2003 г. по решению ГА ООН)

13 декабря - День медведя в России.

15 декабря - Международный день чая.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

В подсистему природоресурсного законодательства входят:

Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.),

Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.),

Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.),

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

·К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
·Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
·Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Проблемы экологии выходят в современном мире на первый план, поскольку касаются всех и каждого. Не секрет, что результатом бездумного отношения человека к окружающей среде стали необратимые нарушения экологической обстановки во всем мире. Катастрофическое исчезновение растений и животных, нарушение водного и воздушного баланса на планете– это результат не только ростаобъема выбросов вредных производств, загрязнения поверхностных вод и т.д., но и полного отсутствия элементарных знаний природных процессов. Обретение экологического мировоззрения, воспитания не может происходить на абстрактном уровне и даётся человеку через личный опыт и практическую деятельность.

Статья 74. Экологическое просвещение

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.


Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

Глобальная проблема современности

В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

последствия загрязнения воды

А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

Уровень экологического просвещения

Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

экологи на реке

Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

Немного истории

Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

Стратегия экологического образования

Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

девочка рассматривает лист

Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

Разновидности экологического образования

В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

Вторая из этих двух систем предусматривает распространение знаний по охране естественной среды планеты, их пропаганду и распространение вне школ и вузов. Основная цель неформального образования в экологической сфере - охватить все слои общества для изменения отношения населения к среде обитания. Это позволит повысить ответственность людей в их взаимодействии с природой, а также даст каждому те знания, которые позволят минимизировать ущерб, наносимый человечеством планете.

Уровни неформального образования

Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

Уровни формального образования

Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

- студенты посещают особые курсы;

- создаются специализированные факультеты;

- усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

- происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

преподаватель перед студентами

Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

Основные задачи

Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

- воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

- обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

- содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

- ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

- дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

Экологическая культура

Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

экскурсия в лесу

Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

Роль политических аспектов

Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

полицейский в маске

Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

Основные направления деятельности

План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

- партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

- работу по комплексным программам и целевым проектам;

- проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

- осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

Проводимые мероприятия

Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

молодые люди с компьютерами

Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.

В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

- познавательные заочные путешествия;

- экологические акции и лектории;

- открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;

- проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.

Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.

Читайте также: