Ответы на вопросы по литературе 5 класс кавказский пленник кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Когда происходили события, описанные в рассказе?

2. Какое имя было у офицера Жилина?

3. От кого пришло офицеру Жилину письмо в самом начале рассказа?

4. Что офицер Жилин дал своим солдатам на прощанье перед отъездом?

В) 4 бутылки вина

+ Г) 4 ведра водки

5. С кем воевали русские солдаты на Кавказе?

6. Почему Жилин решил уехать один, не дожидаясь сопровождения?

А) Искал приключения

+ Б) Устал ждать обоз

В) Быстрее хотелось домой

Г) Знал о засаде

7. С каким уговором офицер Жилин согласился уехать вместе с Костылиным?

А) При опасности каждый будет сам за себя

Б) Не останавливаться

В) Не разговаривать

+ Г) Не разъезжаться

8. Где наткнулся на засаду врага офицер Жилин?

9. Какая лошадь была у Жилина?

тест 10. Как поступил Костылин, увидев погоню за Жилиным?

А) Вступил в бой

+ В) Ускакал в крепость

Г) Остался на месте

11. Как татарам удалось поймать офицера Жилина?

А) Сбили его палкой

+ Б) Подстрелили лошадь

В) Ранили его в плечо

Г) Победили в честном бою

12. Какое прилагательное часто употребляется в описании татарина в эпизоде с пленением Жилина?

13. Что сделали татарские дети, увидев Жилина?

В) Начали плеваться

+ Г) Начали кидаться камнями

14. Где татары заперли офицера Жилина?

15. Как звали дочку черного татарина?

16. Какой выкуп хотел получить в обмен на Жилина Абдул-Мурат?

17. Как Абдул-Мурат стал хозяином Жилина?

В) Получил в качестве подарка

+ Г) Получил в качестве долга

18. Куда написал Жилин письмо о выкупе?

+ Г) Указал неправильный адрес

19. Что принесла Дина в благодарность за подаренную ей куклу?

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

суббота, 27 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник", 5 класс

Толстой Лев Николаевич "Кавказский пленник"

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа "Кавказский пленник"? Почему он назван "Кавказский пленник", а не "Кавказские пленники"? Какова идея рассказа "Кавказский пленник"?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ "Кавказский пленник". Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого "Кавказский пленник", по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет - это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ - это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа "Кавказский пленник", которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

Ответить на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник"?

Ответить на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник" Толстого?

Ответы на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник" Толстой гдз?

Ответы на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник" Толстой?

Ответы на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник"?

Ответы на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник" Коровина?

Ответы на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник" кратко?

Ответы на вопросы по литературе 5 класс "Кавказский пленник" ответы на вопросы?

Ответы на вопросы кавказский пленник 5 класс

"Кавказский пленник" вопросы и ответы 5 класс?

2) Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

3) Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом подробно, близко к тексту.

4) Как встретились Жилин и Костылин? Как они себя вели в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары?

В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

1) С самого начала актёру удалось создать ощущение того, что мы слушаем рассказ старого солдата, очевидца событий, описанных Л. Н. Толстым. Каким вы представляете себе рассказчика? Опишите его внешность. Что вы можете сказать о его человеческих качествах?

2) Как актёр передаёт напряжение погони? Попробуйте пересказать события, предшествующие погоне, саму погоню, пленение. Постарайтесь передать голосом резкую смену обстановки, чувств, переживаний, трагический поворот событий.

4) Послушайте ещё раз эпизод побега Жилина и Костылина. Каково отношение рассказчика к своим героям? Как актёр выражает это отношение? Перескажите эпизод, постарайтесь передать душевное и физическое состояние героев.

5) Как актёр передаёт отношение автора к Жилину и Дине в сцене побега героя из ямы? Попробуйте пересказать эту сцену сначала от лица Дины, а потом от лица Жилина.

В рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" есть все элементы фабулы.
Экспозиция - события 19 века, война с горцами, знакомство с героями.
Завязка - жилин получает письмо из дома и собирается поехать в отпуск.
Кульминация - второй побег
Развязка - Жилин в крепости у своих
Эпилог - жилин остался служить на Кавказе, Костылина через месяц выкупили за пять тысяч
Конфликт - вражда между народами, война.

Найдите завязку, кульминацию и развязку в этом рассказе. Обоснуйте свои суждения. Определите основной конфликт рассказа.

Завязка - жилин получает письмо из дома и собирается поехать в отпуск.
Кульминация - второй побег
Развязка - Жилин в крепости у своих

Какие высказывания Л.Н. Толстого показались вам наиболее близкими и интересными? Почему?

Мне больше всего понравилось следующее высказвание:
"Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие точные понятия"

Действительно, очень часто люди формулируют так свои мысли, что могут задеть кого-нибудь не желая этого. Неверно сказанное слово, фраза могут быть не правильно истолкованы. Надо бережно относиться к слову и учиться правильно излагать свои мысли.

Кто рассказывает историю Жилина и Костылина? Сам Толстой? Или его мысли высказывает другой рассказчик? Каким вы его себе представляете? Чтобы ответить на этот вопрос, вдумайтесь в приведённые ниже фразы; особо внимательно отнеситесь к выделенным словам. Если необходимо, обращайтесь к словарю.

"Пошёл он к полковнику, выправил отпуск. "
"Лошадь под Жилиным была охотницкая. "
"Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги. "

Мне кажется, что рассказ ведется не от автора, а от рассказчика. Я представляю бывалого военного, который знал эту историю не по наслышке. Возможно служил вместе с Жилиным и Костылиным.

С помощью каких художественно-выразительных средств создаётся портрет старого татарина в третьей главке рассказа?

С помощью сравнения:

усы белые, как пух;
нос крючком, как у ястреба;
как волк озирается.

Прочитайте фрагмент "Освобождение" (от слов: "Вгляделся - видит: ружья блестят. " до конца рассказа). С помощью какой части речи переданы состояние Жилина и атмосфера всего происходящего? Какие ещё средства художественной выразительности использует в этом отрывке Л.Н. Толстой? Для чего?

При помощи глаголов передано состояние Жилина и атмосфера всего происходящего. Для ощущения накала происходящих действий, для эмоциональной окраски произведения.

Глаголы: вгляделся, обрадовался, собрался, пошел, подумал , увидали, пустились, оборвалось, замахал, закричал, услыхали, выскочили, пустились, собрался, подхватил , бежит, крестится , кричит, подбежал, окружили, плачет, выбежали, обступили, узнали, повезли, обрадовались, рассказал, остался служить на Кавказе.

Л.Н. Толстой еще использует в этом отрывке - фразеологизмы, метафоры, эпитеты, повторы.

собрался с последними силами - фразеологизм;
чистое поле - эпитет;
сердце у него оборвалось - метафора;
что было духу - фразеологизм;
сам себя не помнит - фразеологизм;
еле живой - фразеологизм;
Братцы! Братцы! - повторы.


Как попал в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого?


Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе.

Ключевые слова: оптимист, пессимист, не смиряется, смиряется, трудится, ничего не делает, бездельничает, пишет письмо, выкуп, храбрый, трусливый.

Жилин – оптимист. Он надеется, что из плена можно сбежать. Костылин же опустил руки, ждет когда за него пришлют выкуп и ничего не делает.


Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только потому, что он был из бедной семьи?


Чем Жилин завоевал расположение к себе татар?


Почему Дина решила спасти Жилина? Что грозило ей за этот поступок?

Дина подружилась с Жилиным. Она проявила сострадание и решила спасти его. Хотя за этот поступок девочке грозило серьезное наказание.


Чем различаются характеры Жилина и Костылина? В каких эпизодах раскрываются человеческие качества двух героев?

Жилин:

Для чего введено в рассказ повествование о старике и его семерых детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старый джигит убил сам?

Мне кажется, что автор показывает, что не все так однозначно. Что своя правда есть и у отрицательных героев. Старик хочет убить русских, но почему он это хочет сделать, становится понятным, как раз из этого эпизода.


Какое впечатление произвёл на вас этот вставной эпизод? Можно ли понять поступок старика? Можно ли его оправдать ( и по отношению к сыну, и по отношению к Жилину)?

Меня этот эпизод поразил до глубины души, даже страшно подумать, попасть в эту ситуацию. Мне понятна логика старика, но я не могу представить, как такое можно было сделать.

"Кавказский пленник" ставит перед нами ряд вопросов. Читая рассказ, не торопитесь делать однозначные выводы, не судите строго и не спешите с приговором. На первый взгляд всё кажется простым и очевидным. Этот - друг, а этот - враг; этот - хороший, а тот - плохой; этот поступок, почти подвиг, а это. А потом, поставив себя не только на место полюбившегося героя, но и на место его противника, вдруг задумываешься: а почему же он поступает именно так? Почему он именно так судит о человеке?
Подумайте. И может быть, не на все вопросы, которые вы поставили перед собой сегодня - и даже завтра! - найдется ответ.
Толстой всегда верил: думать об этом уже самое время. Есть вопросы, на которые нельзя ответить - но нужно отвечать. Всю жизнь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

1. Как звали барина, который служил на Кавказе? – ЖИЛИН.

4. Какие события в то время происходили на Кавказе? – ШЛА ВОЙНА.

5. Что делали татары с русскими, которые отходили или отъезжали от крепости? – ИЛИ УБИВАЛИ, ИЛИ УВОДИЛИ В ГОРЫ.

6. Сколько раз в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты? – ДВА РАЗА.

7. В какое время года происходили события, описанные в данном произведении? – ЛЕТОМ.

8. Сколько вёрст необходимо было проехать? – 25

9. Какой музыкальный инструмент извещал о том, что нужно остановиться? – РОЖОК.

11. Сколько денег заплатил за свою лошадь? – 100 РУБЛЕЙ.

12. Сколько татар увидал Жилин перед собой? – ЧЕЛОВЕК ТРИДЦАТЬ.

14. Сколько татар ехало наперерез Жилину? – ШЕСТЕРО.

15. Что сделали татары с лошадью Жилина? – РАНИЛИ ЕЁ, А ПОТОМ УБИЛИ.

16. А что произошло с Жилиным? – ЕГО ВЗЯЛИ В ПЛЕН.

17. Куда татары привезли Жилина? – В АУЛ.

18. Как татарские ребята встретили Жилина? – ПИЩАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, КИДАЛИ В НЕГО КАМНЯМИ.

20. Куда поместили Жилина? – В САРАЙ.

22. Что принесла Дина Жилину? – ВОДУ И ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ.

23. Что ели татары, когда к ним привели Жилина? – БЛИНЫ С МАСЛОМ.

24. Как повели себя татары после еды? – ПОМЫЛИ РУКИ, СЛОЖИЛИ ИХ, СЕЛИ НА КОЛЕНИ, ПРОЧИТАЛИ МОЛИТВУ.

25. Что велели татары Жилину? – НАПИСАТЬ ПИСЬМО ДОМОЙ.

26. Какой выкуп они хотели за него? – 3000 МОНЕТ.

27. Сколько мог заплатить Жилин? – 500 РУБЛЕЙ.

28. Сколько за Жилина заплатил хозяин? – 200 РУБЛЕЙ.

29. Какое наказание ожидало Жилина, если он не заплатит 3000 и не напишет письмо? – ПОСАДЯТ В ЯМУ И БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ ПЛЕТЬЮ.

32. Сколько денег пришлют Костылину? – 5000 МОНЕТ.

33. На какой выкуп за Жилина согласился Абдул? – 500 РУБЛЕЙ.

34. В какое время суток пообещал хозяин снимать с пленников колодку? – НОЧЬЮ.

35. Как написал Жилин письмо? – ЧТОБ НЕ ДОШЛО.

36. Сколько времени так жили Костылин и Жилин? – МЕСЯЦ.

38. А о чём думает Жилин? – БОГ ДАСТ – И САМ ВЫБЕРУСЬ.

39. Кто из героев был мастером на всякое рукоделье? – ЖИЛИН.

40. Какой предмет очень понравился Дине? Она его схватила и с ним убежала. – КУКЛА.

41. Что сделала старуха с куклой, которой играла Дина? – СХВАТИЛА И РАЗБИЛА.

42. Как поступил Жилин? – СДЕЛАЛ ЕЩЁ ОДНУ КУКЛУ.

43. Что однажды принесла Дина в кувшине? – МОЛОКО.

44. Как девочка отреагировала на то, что Иван выпил молоко? – ВСКОЧИЛА, ЗАХЛОПАЛА В ЛАДОШИ, ВЫРВАЛА КУВШИН И УБЕЖАЛА.

45. Что девочка тайком приносила Жилину каждый день? – МОЛОКО И СЫРНЫЕ ЛЕПЁШКИ.

46. Что починил Жилин Абдуле? – ЧАСЫ.

47. Как стали называть Жилина татары? – МАСТЕРОМ.

50. Зачем Жилин пошёл к этому старику? – ПОСМОТРЕТЬ, КАК ТОТ ЖИВЁТ.

52. Что по ночам делал Жилин? – КОПАЛ В САРАЕ ПОД. СТЕНОЙ ДЫРУ.

53. Зачем Жилину нужно было выйти за аул на гору? – ПОСМОТРЕТЬ МЕСТО.

54. Кто следит за ним, корда уехал хозяин? – ЕГО СЫН.

55. Что Жидин пообещал ему сделать? – ЛУК И СТРЕЛЫ.

57. Почему Жилин не убежал в ту ночь? – Вернулись злые татары.

58. На какой день после похорон брата татарина Жилин предложил Костылину бежать? – НА ЧЕТВЁРТЫЙ.

59. Полез Костылин в дыру. А что случилось? – ОН ЗАЦЕПИЛ НОГОЙ КАМЕНЬ, ЗАГРЕМЕЛ.

60. Как звали собаку хозяина? – УЛЯШИН.

62. Как Жилин примечал дорогу? – ПО ЗВЁЗДАМ.

63. Почему Костылин изрезал все ноги? – ПОТОМУ ЧТО ШЁЛ БОСИКОМ.

64. В какую сторону пошли беглецы? – ВПРАВО.

65. А куда нужно идти? – ВЛЕВО.

66. Как ведёт себя Костылин? – ПОСТОЯННО НОЕТ, ЖАЛУЕТСЯ, ГОВОРИТ, ЧТО НЕ ДОЙДЁТ.

68. Почему вернулся татарин, который гнал корову? – УСЛЫХАЛ, КАК ЗАКРИЧАЛ КОСТЫЛИН.

69. Какие действия предпринял татарин? – ВЫСТРЕЛИЛ И ПОСКАКАЛ ПРОЧЬ ПО ДОРОГЕ.

70. Что предлагает Костылин Жилину? – ИДТИ ОДНОМУ.

71. Что произошло с нашими героями? – ИХ СХВАТИЛИ ЧУЖИЕ ТАТАРЫ И ПРИВЕЗЛИ К АБДУЛЕ.

73. Какой стала жизнь пленников? – НЕВЫНОСИМОЙ.

74. Как ведёт себя Костылин? – ВЕСЬ ОПУХ, РАЗБОЛЕЛСЯ, ЛОМОТА ВО ВСЁМ ТЕЛЕ. НЕ СПИТ, СТОНЕТ.

75. За что хозяин пригрозил их убить? – ЗА ТО, ЧТО ЖИЛИН ОПЯТЬ НАЧАЛ ПОДКАПЫВАТЬ ЗЕМЛЮ.

76. Кто однажды принёс пленникам лепёшек, черешен? – ДИНА.

77. Что Дина сообщает Жилину? – ЧТО ЕГО ХОТЯТ УБИТЬ.

78. Что вечером Дина принесла Жилину? – ДЛИННЫЙ ШЕСТ.

79. О чём Иван узнаёт от Дины? – УЕХАЛИ ВСЕ, ДОМА ТОЛЬКО ДВОЕ.

80. С кем Жилин бежал во второй раз? – ОДИН.

81. Что девочка принесла ему в дорогу? – ЛЕПЁШКИ.

82. Каким словом он её назвал? – УМНИЦА.

83. Кого на вторую ночь увидел Жилин? – КАЗАКОВ, РУЖЬЯ, СОЛДАТ.

84. Кто пустились навстречу Ивану? – ТРОЕ ТАТАР.

85. Что кричал Жилин, когда бежал к казакам? – БРАТЦЫ.

86. Сколько было казаков? – 15 ЧЕЛОВЕК.

87. Где остался служить Жилин? – НА КАВКАЗЕ.

88. Что произошло с Костылиным? – ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ЕГО ВЫКУПИЛИ ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧ И ПРИВЕЗЛИ ЕЛЕ ЖИВОГО.

Читайте также: