Ответственность за сохранение окружающей среды кратко

Обновлено: 30.06.2024

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

- как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

- как правоотношения между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

- как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.).

Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие двух элементов:

- причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит прежде всего от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую.

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается к ответственности администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и устанавливается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико—экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно—эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4.3)
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
    • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
    • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
    • Статья 4.1. Загрязняющие вещества
    • Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 4.3. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
    • Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
    • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
    • Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
    • Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
    • Статья 14 (утратила силу)
    • Статья 15. (утратила силу)
    • Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
    • Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
    • Статья 18. Экологическое страхование
    • Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
    • Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
    • Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
    • Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
    • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
    • Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
    • Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
    • Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
    • Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
    • Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
    • Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
    • Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды
    • Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии
    • Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
    • Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
    • Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
    • Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
    • Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
    • Статья 33. Экологическая экспертиза
    • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
    • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
    • Статья 37 (утратила силу)
    • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства
    • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства
    • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
    • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
    • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства
    • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель
    • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии
    • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
    • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции
    • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
    • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
    • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
    • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
    • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
    • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды
    • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
    • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
    • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия
    • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
    • Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
    • Статья 58. Меры охраны природных объектов
    • Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
    • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
    • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
    • Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
    • Статья 62.1. Лесопарковый зеленый пояс
    • Статья 62.2. Создание лесопаркового зеленого пояса
    • Статья 62.3. Информация о лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.4. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.5. Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации
    • Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 64 (утратила силу)
    • Статья 65. Государственный экологический контроль (надзор)
    • Статья 66. Права должностных лиц органов государственного экологического контроля (надзора)
    • Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
    • Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
    • Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
    • Статья 68.1 (утратила силу)
    • Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ
    • Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
    • Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях (утратила силу)
    • Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
    • Статья 74. Экологическое просвещение
    • Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 75.1. Использование средств от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
    • Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
    • Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
    • Статья 78.2. Использование средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований
    • Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 80.1. Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 80.2. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
    • Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды
    • Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 85. Переходные положения

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
    "Об охране окружающей среды"

    С изменениями и дополнениями от:

    22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 11, 18, 19 июля, 21 ноября, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 24 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 27 декабря 2019 г., 13, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня, 2 июля, 30 декабря 2021 г.

    Разрушительная деятельность человека в природной среде вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства - не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. В связи с чем на конституционном уровне была закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Забота о природе - это нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам Российской Федерации, иностранцам и лицам без гражданств. Данная обязанность также распространяется на коллективных субъектов права - юридических лиц, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе хозяйственной) деятельности, должны учитывать положения данной статьи.

    В конституционной норме можно выделить три логические части:

    обязанность сохранять (т.е. оберегать от разрушения, повреждения) природу;

    обязанность сохранять окружающую среду;

    обязанность бережно относиться к природным богатствам.

    Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. За нарушение законодательства в сфере охраны природы предусмотрена материальная, административная и уголовная ответственность.

    Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель и другое).

    Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены обязанности граждан по охране лесов.

    Законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за некоторые виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

    выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

    сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

    другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

    При этом плата дифференцируется в зависимости от того, осуществлялись выбросы и сбросы в пределах установленных предельно допустимых концентраций или временно согласованных лимитов или в сверхлимитных количествах. Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

    В Алтайском крае приняты нормативные правовые акты, направленные на защиту охраны окружающей среды:


    Дата публикации: 12.01.2015 г.
    Дата изменения: 21.12.2021 г.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Читайте также: