Конституционный строй италии кратко

Обновлено: 01.07.2024

Законодательная власть (конституционное положение Парламента среди высших органов государственной власти Италии, порядок формирования и роспуска Сената и Палаты депутатов, особенности их компетенции, народная законодательная инициатива, делегированное законодательство, статус парламентариев).

Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии.

Политические партии и партийная система Италии.

Конституционные основы правового статуса человека и гражданина (конституционный акцент на закрепление принципов равенства и свободы, экономических и этико-социальных прав и свобод, социальной функции частной собственности).

Конституция Италии 1947 года (разработка и принятие, общая характеристика, особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль).

Тема 21. Основы Конституционного права Италии

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности.

Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм.

1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения.

В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления.

В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций. Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.




Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11).

По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, либо пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу одобрения закона, изменяющего Конституцию. Референдум не проводится, если при ратификации закон был принят большинством в 2/3 голосов.

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий. В его компетенцию входит также решение:

·споров между 1) органами государственной власти Италии, 2) Италии и областей, 3) между областями и 4) внутри областей;

·законности выборов и референдума;

·вопрос обвинения, выдвинутого Парламентом, против Президента.

Конституция Италии (ст.ст.136 и 137) устанавливает, что в случае объявления Судом о неконституционности какого-либо акта, он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются.

Разработка и принятие Конституции

Конституция Италии 1947 года

Судебная власть, особенности судебной системы.

Правительство Италии (состав, особенности формирования, полномочия, функции Председателя Совета Министров).

Президент Республики (порядок избрания, полномочия).

Законодательная власть (конституционное положение Парламента среди высших органов государственной власти Италии, порядок формирования и роспуска Сената и Палаты депутатов, особенности их компетенции, народная законодательная инициатива, делегированное законодательство, статус парламентариев).

Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии.

Политические партии и партийная система Италии.

Конституционные основы правового статуса человека и гражданина (конституционный акцент на закрепление принципов равенства и свободы, экономических и этико-социальных прав и свобод, социальной функции частной собственности).

Конституция Италии 1947 года (разработка и принятие, общая характеристика, особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль).

Тема 21. Основы Конституционного права Италии

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности.

Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм.

1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения.

В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления.

В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций. Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.

Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11).

По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, либо пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу одобрения закона, изменяющего Конституцию. Референдум не проводится, если при ратификации закон был принят большинством в 2/3 голосов.

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий. В его компетенцию входит также решение:

·споров между 1) органами государственной власти Италии, 2) Италии и областей, 3) между областями и 4) внутри областей;

·законности выборов и референдума;

·вопрос обвинения, выдвинутого Парламентом, против Президента.

Конституция Италии (ст.ст.136 и 137) устанавливает, что в случае объявления Судом о неконституционности какого-либо акта, он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются.

Италия определяется как демократическая республика, основанная на труде. Закрепляются принципы суверенитета народа, обширный круг прав и свобод граждан, в том числе и социально-экономические. Особенностью данной Конституции выступает то, что антифашизм признается в качестве официальной идеологии. В конституционных нормах закрепляется учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного политико-территориального устройства.

В конституцию наряду снормами, определяющими устройство государства и гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы (равные социально-экономические возможности для развития граждан, упрочение социальной солидарности в рамках единого государственного сообщества).

Проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд.

По способу изменения Конституция является жесткой. Порядок изменения её включает две последовательные стадии. Первая заключается в принятии закона об изменении Конституции, который должен получить поддержку каждой из палат парламента. Вторая стадия заключается в ратификации закона об изменении конституции. Между первым и вторым голосованием должно пройти не менее трех месяцев, причем при втором голосовании поправка должна быть одобрена абсолютным большинством голосов в каждой палате. Если в течении трех месяцев после второго голосования пятая часть депутатов любой из палат парламента или 500 тыс. избирателей или пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу об одобрении закона по изменению конституции, такой закон выносится на референдум. На референдуме закон считается одобренным, если за него подано большинство действительных голосов избирателей, однако референдум не может быть проведен, если при втором голосовании закон об изменении конституции был принят большинством в две трети голосов. Предметом конституционного пересмотра не может стать республиканская форма правления.

Итальянская Конституция оказалась стабильной, за все время её действия в неё всего было внесено 10 поправок. Изменения главным образом коснулись организации высших органов государственной власти – Парламента, Президента, Конституционного суда. В настоящее время в стране продолжается конституционная реформа, начатая в 1990-х гг.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

Конституция США

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

Глава 5. Политические институты и конституционное право Италии

Глава 5. Политические институты и конституционное право Италии Италия — первая страна, в которой была установлена фашистская диктатура. Это случилось в 1922 г. После Второй мировой войны в стране была учреждена новая государственная система. Италия стала республикой

Конституция Италии

Конституция Италии Конституция Италии, принятая Учредительным собранием 22 декабря 1947 г., структурно имеет классическую форму и включает все основные вопросы регулирования на таком уровне. Она закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет,

35. Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии

35. Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии Конституция позволяет гражданам свободно объединяться в партии с целью участвовать в определении национальной политики демократическими методами. Конституция запрещает создание

41. Конституция КНР

41. Конституция КНР Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г.Структура Конституции 1982 г.: преамбула (введение), свыше 140 статей, объединенных в 4 главы.Ее характерные черты:1) это Конституция

31. Конституция США

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт

51. Конституция Италии

51. Конституция Италии До принятия Конституции Италии в 1946 г. был проведен референдум о форме правления, где большинство избирателей отвергло монархическое устройство государства. Демократическая Конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в

54. Государственные органы Италии

54. Государственные органы Италии Система государственных органов определяется парламентской формой правления и принципом разделения властей.Важная и ответственная роль принадлежит двухпалатному Парламенту – Палате депутатов и Сенату. Они избираются сроком на пять

119. Возвращение Италии к демократическим нормам

119. Возвращение Италии к демократическим нормам Италия – первая страна, в которой была установлена фашистская диктатура (в 1922 г.) После Второй мировой войны в стране была учреждена новая государственная система. Италия стала республикой после референдума 2 июня 1946 г.,

В далеком 1946 году, до момента принятия Конституционного права Италии, был проведен специальный референдум о форме правления, во время которого большинство избирателей выступило против монархического устройства государства и отвергло его. Конституция Демократического характера Италии была разработана, а также принята конкретным Учредительным собранием в 1947 году в сложной обстановке политической направленности восстановления страны после ликвидации фашистского режима Б. Муссолини. в 1947 году 27 декабря она была промульгирована и с 1949 года 1 января вступила в силу. Данная конституция послужила сменой первого конституционного акта итальянского государства – Альбертинского статута 1848 года, который осуществлял свое действие до установления диктатуры фашистского порядка в 20-е годы, 20 века.

Конституция определенной структурной направленности отличается отсутствием преамбулы, данную конституцию открывает вводный раздел «Принципы основного порядка", в котором собственно и находятся основы конституционного строя Итальянской Республики. Кроме вводного раздела она содержит в своем составе две части, которые смогли объединить 139 статей. В конце помещены специальные «заключительные, а также переходные постановления".

Италия, как демократическая республика

Италия в свою очередь определяется, как республика демократического порядка, в корне которой закладывается труд (об этом говорится в 1 статье). Закрепляются конкретные принципы суверенитета народа, обширный круг свобод и, конечно, прав граждан, в том числе и социально-экономические права. Но стоит отметить, что некой особенностью этого основного Закона является то, что антифашизм в нем признается в роли официальной идеологии.

В одной из главных нормах закрепляется специальное учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного устройства политико-территориального характера.

Что же касается способа какого-либо изменения, то Конституция по большей части является именно жесткой. Ее порядок в котором осуществляется любое изменения включает две стадии, которые идут в четкой последовательности. Основной смысл первой стадии кроется в принятии закона об изменении Конституции, а также других положениях, которые обязаны получить определенную поддержку каждой из палат парламента. Вторая стадия в свою очередь, состоит в специфической ратификации закона об изменении Конституции. Между первым, а также вторым голосованием обязательно необходимо чтобы прошло не меньше трех месяцев, причем в процессе второго голосования поправка должна быть одобрена абсолютным большинством голосов в абсолютно любой палате. Если в течение трех месяцев после осуществления второго голосования пятая часть депутатов любой из палат парламента или же большое количество в виде 500 тысяч избирателей, или пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу об одобрении закона по изменению Конституции, то данный закон выносится на референдум. В процессе референдума закон можно считать одобренным, в том случае, если за него подано большинство голосов действенного характера самих избирателей, тем не менее важно, что референдум не проводится, если в ходе второго голосования закон об изменении конституционных положений был принят большинством в 2/3 голосов.

Предметом пересмотра конституционной направленности не может быть республиканская форма правления.

Конституция Италии по большей своей части показала себя весьма стабильной, за все время своей работы в нее было внесено всего 13 поправок. Какие-либо изменения главным образом затронули организации органов высшего порядка государственной власти – то есть парламента, а также президента и, конечно, Конституционного органа судебной власти. Одна из поправок, которая была принята в 2002 году, исключила положение, которое в свою очередь запрещало бывшим королям Савойской династии, их супругам и потомкам по мужской линии въезжать в страну. Она дала сыну право последнего короля и его семье вернуться в Италию. На данный момент времени в стране продолжается реформа конституционного характера, начатая еще в 90-х годах 20 века.

Основы положения личности правовой направленности

Действующая Конституция Италии имеет прямое отношение к числу самых демократических. Эта конституция закрепляет достаточно объемный перечень основных прав и свобод, во 2-ой части 3 статьи провозглашает самую главную задачу Республики – «устранять какие-либо препятствия социального, а также экономического характер, которые в свое время, фактически служат ограничением свободы и равенства граждан, при этом мешают полному развитию человеческой личности, и наиболее эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической, и, конечно, социальной организации страны".

К числу ключевых принципов Конституции обычно относят принцип свободы и не менее важный, равноправия. При всем этом основной принцип свободы рассматривается, как обязательное условие самовыражения личности. В соответствии с 3 статьей Конституции «у всех граждан есть одинаковое достоинство общественной направленности и они равны перед законом без различия пола, расы, языка, вероисповедания, убеждений политического характера, положения общественного порядка".

Обычно в качестве определенных гарантий равноправия выступают специальные конституционные положения свидетельствующие о равенстве всех граждан перед законом, о равном использовании правами личного и публичного характера, равных возможностях защиты от судебного органа, одинаковые для абсолютно любых граждан повинности и какие-либо имущественные обложения в пользу государства.

Италия в свою очередь, показывается, как светское государство, и все ее религии являются равными перед законом. Но тем не менее по исторически-социальным, культурологическим и психологическим причинам церковь католической направленности, приверженцами которой является большее количество граждан Италии, обладает свойственными ей определенными привилегиями. Все ее привелегии отмечены в конкретном документе – конкордате (договоре), который был заключен еще в далеком 1929 году между Итальянским государством и папским престолом, а после был доработан в 1984 году. Одной из таких привилегий является признание независимого государства Ватикан, расположенного в самом центре Рима (о чем говорится в 3 приложении).

Стоит помнить, что более трети статей конституционного текста непосредственно имеют отношение к правам, а также свободам и каким-либо обязанностям человека, и гражданина. Конституция открывается первой частью под названием «Обязанности и права граждан", в которой в свое время получили закрепление одни из самых важных личных, политических и социально-экономических прав и, конечно, свобод.

Личные права и свободы

Среди прав и свобод личного характера закрепленными являются неприкосновенность личности и жилища. Выдача лица, которое является гражданином другому государству является возможной только в тех ситуациях, которые в свою очередь предусмотрены специальным международными соглашениями. Причем за преступление политической направленности выдача не допускается. Ограничения тайны и свободы переписки возможно только на основании решения судебного органа. Также стоит сказать, что провозглашаются определенные свободы передвижения и вероисповедания.

Нормы Конституционного порядка обычно фиксируют достаточно широкий спектр политических прав и свобод: свобода печати, а также мысли, прав избирательного характера, которыми в свое время наделяются все граждане независимо от иола.

Одно из самых важных мест среди них занимает свобода объединений, которая включает право на политические объединения. При этом допускается ограничение права состоять в партиях политической направленности для определенных должностных лиц, которыми являются судьи, кадровые военные, лица при должности и агенты полиции, дипломатические, и консульские представители за границей (об этом свидетельствует 3 часть 98 статьи).

Петиционное право предусматривает возможность обращения в итальянский парламент с конкретным требованием принятия или же наоборот отмены документов законодательного порядка, или с изложением проблем социальной направленности.

Право на доступ к службе государственного характера обычно получает развитие в специальных конституционных положениях, которые устанавливают равное право граждан на одинаковых условиях поступать на службу государственного характера и при этом занимать выборные должности (часть 1 статья 51), возможность приема на службу тех лиц, которые имеют итальянскую национальность, не являющихся гражданами Республики (отмечается в части 2 статьи 51), порядок проводимый на конкурсной основе замещения должностей в публичной администрации (3 часть 97 статьи).

Важно помнить, что обычно в роли основных обязанностей граждан предусмотрены: защита отечества, обязанность принимать участие в государственных расходах, соблюдать Конституцию и ее права, дисциплинированно, а также достойно осуществлять выполнение государственных функций по отношению к тем, кому они были доверены.

16.2. Конституционные основы общественного строя и политической системы Италии

16.1. Конституция Италии

Итальянская Конституция была принята в 1947 г. после проведения референдума о форме правления.

В основных частях конституции Итальянской Республики закреплены основные принципы суверенитета итальянского народа.

Закон может быть вынесен на общенародный референдум в случае, если в течение 3 месяцев после второго голосования определенная часть (пятая часть) депутатов любой из палат парламента (или 500 тыс. избирателей страны) или же пять областных советов потребуют проведения этого референдума, на котором следует обсудить данный закон. Если этот закон рассматривается на референдуме и за его одобрение проголосовало большинство действительных голосов избирателей, то закон считается принятым. Но если во втором голосовании закон об изменении Конституции был принят большинством в 2/3 голосов, то результаты могут считаться недействительными. Республиканская форма правления Италии не может быть предметом голосования. Итальянская Конституция считается одной из самых стабильных в мире, так как со времени ее принятия было принято всего 10 поправок. И все эти поправки были приняты относительно организации высших органов государственной власти: обязанностей и границ полномочий Президента, Парламента и Конституционного суда.

История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктату­ру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была при­нята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

В марте 1848 г. в Королевстве Сардиния впервые был принят конституционный закон, так называемый "Альбертинский ста­тут", названный так по имени короля Карла Альберта. После пол­ного объединения Италии в 1870 году, Альбертинский статут стал Конституцией всей страны.

По своему характеру Альбертинский статут — типичная да­рованная "сверху" конституция. Во всех ее 84 статьях (оригинал был составлен на французском языке) тщательно избегалось лю­бое упоминание о таких категориях, как "народное одобрение", "суверенитет народа" и т. д. Италия объявлялась наследственной монархией с салическим порядком престолонаследия: трон насле­дует старший потомок мужского рода. Католическая религия про­возглашалась единственной религией государства. Король получал самые широкие полномочия: он в качестве высшей инстанции одобрял законы, назначал весь состав высшей палаты — Сената, в любой момент мог распустить Палату депутатов и назначить но­вые выборы. В его же исключительную компетенцию входили на­значение всех высших должностных лиц Королевства, объявле­ние войны, ратификация международных договоров, проведение амнистии.

Вместе с тем Альбертинский статут вводил отдельные эле­менты народного представительства. Законодательные функции, в частности, осуществлялись, наряду с королем, избираемой Па­латой депутатов и назначаемым королем Сенатом. В статут была включена отдельная глава, посвященная правам и обязанностям гражданина. В ней, в частности, декларировались (без каких-либо конституционных гарантий) равенство перед законом, некоторые личные свободы, право на собственность, свобода печати и слова, хотя в сильно урезанном виде. Избирательные права были серьез­но ограничены системой цензов.

Тем не менее, при всех своих правовых и сословных ограни­чениях, Альбертинский статут знаменовал собой начало демокра­тической эволюции Италии, хотя и в рамках конституционной монархии. Элементы либерализма и демократии получили в ита­льянской конституционной практике дальнейшее развитие после введения в 1912 году всеобщего избирательного права.

Демократическое конституционное развитие Италии было прервано в 1922 году после установления в стране тоталитарного фашистского режима во главе с Бенито Муссолини.

В конституционном плане новый режим оформился с приня­тием 24 декабря 1925 г. так называемого "Закона № 2263". Со­гласно этому закону значительно возрастала роль главы прави­тельства, который получал свой мандат непосредственно от ко­роля, назначал и смещал членов правительства без каких-либо консультаций с избранными органами. В стране был установлен однопартийный режим, а глава партии — вождь (дуче) — одно­временно являлся главой всей исполнительной власти в стране. Палата депутатов первоначально потеряла значительную часть своих полномочий, а в 1939 году была заменена на Палату фа-ший и корпораций, члены которой не избирались, а назнача­лись правительством из состава органов фашистской партии и корпоративных учреждений (Большой Фашистский Совет, На­циональный Совет Фашистской партии, Национальный Совет корпораций).

Институт монархии при фашизме сохранился. Формально король оставался главой государства и верховным главнокоман­дующим и в этом смысле председатель Совета Министров был ему подотчетен. Такое положение короны облегчило ликвидацию фашистского режима в 1943 году после поражения Италии во второй мировой войне, в которой она участвовала на стороне Гер­мании и Японии. Большой Фашистский Совет на чрезвычайном заседании 25 июля 1943 г. отозвал свое доверие главе итальянс­кого фашизма Б. Муссолини и рекомендовал королю Виктору-Эммануилу III назначить на пост главы правительства маршала П. Бадольо. На волне антифашистского сопротивления были со­зданы новые органы власти, первоначально местные комите­ты национального освобождения, а 5 апреля 1945 г. — общегосу­дарственная Национальная ассамблея. Основные политические партии, представленные в Национальной ассамблее, — христи­анские демократы, либералы, а также коммунисты и социалис­ты выступили за коренное изменение конституционного строя и политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. большинством в 54,3% голосов была отвергнута монархическая форма правления и одновременно было избрано Учредительное собрание. 18 июня 1946 г. Италия была официально провозглаше­на Республикой.

Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. 453 голосами, против было подано 83 голоса. 27 декабря 1947 г. Конституция была промульгирована Временным главой государства И. Бономи, а с 1 января 1948 г. она вступила в силу.

Общая характеристика действующей итальянской Конституции

Итальянская Конституция — это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ. В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосред­ственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать в итальянской кон­ституционной доктрине, повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обес­печению гражданских прав и свобод.

Конституция состоит из вводного раздела "Основные прин­ципы", двух главных частей "Права и обязанности граждан" и "Устройство Республики" и переходных и заключительных по­становлений. Всего в Конституции 139 статей. Переходные и зак­лючительные постановления имеют свою особую, римскую нуме­рацию (всего XVIII статей).

Итальянская Конституция имеет жесткий характер. Ее пере­смотр возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии в обеих палатах Парламента расширенного, так называ­емого "конституционного большинства". Жесткость Конституции дополнительно усиливают и особые полномочия Конституционно­го суда, который вправе по упрощенной процедуре контролиро­вать конституционность практически всех принимаемых Парла­ментом законов или других, обладающих силой закона актов.

В итальянском конституционном праве основной закон стра­ны принято относить к категории "широких конституций", в ко­торые, наряду с нормами, определяющими устройство государ­ства и гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы (равные социально-эко­номические возможности для развития граждан, упрочение со­циальной солидарности в рамках единого государственного сооб­щества).

Своеобразно решается в итальянской Конституции вопрос о соотношении международного права и внутреннего закона. Ст. 10 Конституции определяет, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права.

В итальянской Конституции, хотя она и не содержит отдель­ного упоминания о принципе разделения властей, проводится четкое различие трех основных государственных функций: зако­нодательная функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть являет­ся прерогативой президента Республики, министров и органов ис­полнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, вклю­чая Конституционный суд.

Особое место в итальянской Конституции занимают взаимо­отношения между государством и Католической церковью. В зна­чительной степени это объясняется не только католическими тра­дициями Италии, но и тем, что на итальянской территории, в Риме, расположен Ватикан — религиозный и административный центр Католической церкви, а римский первосвященник — Папа по традиции является римским епископом.

Еще в 1929 году между итальянским Государством и Вати­каном были заключены особые Латеранские соглашения (Дого­вор и Конкордат), которые гарантировали частичный суверени­тет и международную правосубъектность Ватикана и регламен­тировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии. Конституция, подтверждая, что отношения между итальянским Государством, Ватиканом (точнее Святым Престолом) и католической церковью регулируются ранее под­писанными Латеранскими соглашениями, тем самым придает кон­ституционный характер нормам, содержащимся в этих соглаше­ниях.

При этом итальянская Конституция сохраняет светский ха­рактер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий. В окончательный текст Конституции не вошла ст. 1 Альбертинского статута, которой "католическая апостольская римская религия" объявлялась единственной госу­дарственной религией. Позднее, уже в 1984 году, эта формула была также исключена из пересмотренного текста Конкордата.

О конституционной реформе

С момента принятия нынешней Конституции в Италии про­изошла глубокая трансформация экономической и социальной структуры страны, Италия по праву закрепилась среди наиболее развитых промышленных стран мира. Значительно увеличился средний класс, который сейчас составляет более половины актив­ного населения. Сократилась численность работающих в промыш­ленности. Этот процесс сопровождался серьезным падением влия­ния в стране радикальных сил, как правого, так и левого толка. Завершился процесс социал-демократизации итальянской компар­тии, которая закрепилась в лагере реформистских левоцентрист­ских сил. Эволюцию в направлении классического консерватизма проделало и неофашистское Итальянское социальное движение. По сути дела перестали существовать в прежнем виде все веду­щие исторические партии послевоенной Италии — христианско-демократическая, социалистическая и коммунистическая.

С другой стороны, принятие в 1993 году нового избиратель­ного законодательства, основанного на принципах одномандатно-сти и частично вводившего мажоритарную систему, привело к сокращению общего числа партий, представленных в Парламенте.

Все это объективно создавало условия для проведения глу­бокой конституционной реформы, направленной, прежде всего, на повышение эффективности исполнительной власти и замену старой системы партократии, которая строилась на сращивании и взаимном проникновении правящих партий и государственных структур. Серьезный удар по прежней системе власти, сложив­шейся в "Первой Республике" нанесла крупномасштабная судеб-но-прокурорская операция по борьбе с государственной корруп­цией, получившей название "чистые руки".

В 1994 году на парламентских выборах победил левоцентрист­ский блок, главной политической установкой которого стало про­ведение глубокой конституционной реформы. Была создана спе­циальная парламентская комиссия в составе 35 депутатов и 35 сенаторов, представляющих как правящую левоцентристскую коалицию "Оливковое дерево", так и правоцентристскую консер­вативную оппозицию "Полюс свободы", а также незначительную группу "Коммунистическое возрождение" и сепаратистов из "Лиги Севера".

В ноябре 1997 года комиссия одобрила законопроект "О феде­ральном устройстве Италии". В случае его одобрения. в Парла­менте предполагается внести законопроект на общенациональный референдум с тем, чтобы завершить весь процесс конституцион­ной реформы к середине 1999 года.

Конституционная реформа предполагает полную замену час­ти II "Устройство Республики" нынешней Конституции. В то же время вводные "Основные принципы" и часть I "Права и обязан­ности граждан" остаются без изменений. Тем самым полностью сохранены как социальная направленность итальянской Консти­туции, так и широкие конституционные гарантии соблюдения прав и свобод граждан.

Конституционная реформа в первую очередь нацелена на ко­ренное изменение государственного устройства страны и систе­мы ее управления. Согласно законопроекту Италия превращает­ся в Федеративное государство с четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Коммуна теперь ста­новится первичной основой политико-территориальной системы государства. Исторические области Италии (их, как и сейчас, 20) преобразуются в полноправные субъекты Федерации с пра­вом принимать собственные законы, иметь свой бюджет и нало­говую систему, поддерживать внешнеполитические контакты. За­конопроект предусматривает поступления в областные бюджеты не менее 50% всех финансовых доходов области. Широкие авто­номные права приобретают провинции, входящие в области. Они, наряду с областями, в частности, могут самостоятельно участвовать в выработке и реализации решений в рамках Европейского Союза.

В целях координации действий центральной власти и местно­го самоуправления при Совете министров Италии создается спе­циальный постоянный орган. Однако вопросы внешней политики и безопасности остаются в ведении центральных властей.

Статьи законопроекта о федерализации страны составлены с несомненным прицелом на ускорение интеграции Италии в струк­туры ЕС. Решается и другая задача — новая федеральная струк­тура призвана окончательно преодолеть историческое противо­стояние между промышленно развитым Севером и сравнительно отсталым Югом, а с другой стороны — смягчить сепаратистские настроения в северных областях, население которых требует боль­шей политической и экономической самостоятельности.

Столь же принципиальный характер имеет и другое новше­ство — введение в Италии президентской (или, во всяком слу­чае, полупрезидентской) формы правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. По кон­ституционному проекту президент Италии должен быть не моло­же 40 лет и избираться на шестилетний срок с возможностью од­норазового переизбрания. В отличие от нынешнего положения в исключительные полномочия президента войдут внешняя полити­ка, оборона и безопасность. Президент возглавит вновь создавае­мый орган — Высший Совет по внешней политике и безопасности.

Президент назначает председателя Совета министров, одна­ко в отличие, к примеру, от Франции, он не председательствует на заседаниях правительства. Впервые глава государства наделя­ется правом роспуска Палаты депутатов Парламента в случае от­ставки правительства. По своей инициативе он может также по­ставить перед Парламентом вопрос о голосовании вотума доверия правительству.

Функции и полномочия Парламента в основном остаются пре­жними, однако серьезно меняется порядок его формирования. Проект реформы предусматривает, в частности, сокращение чис­ла депутатов и сенаторов, снижение возрастного ценза сенаторов с 40 до 35 лет. Верхняя палата Парламента — Сенат наполовину состоит из сенаторов, представляющих отдельные регионы.

Палата депутатов сохраняет свои законодательные функции и, в несколько сокращенном виде, полномочия по контролю за деятельностью исполнительной власти. Только Палата депутатов будет обладать правом рассматривать вопрос о внесении вотума доверия правительству. Сенат в соответствии с законопроектом такого права лишается. Однако усиливается его роль как гаранта конституционного процесса. Кроме того, именно Сенат избирает из состава Парламента членов Конституционного суда и избирае­мых членов Высшего Совета магистратуры. Нововведением явля­ется лишение Парламента права отказывать в доверии отдельно­му члену правительства.

Предусматривается серьезная реформа судебной системы. Высший совет магистратуры — автономный самоуправляемый орган, возглавляющий независимую гильдию магистратов, разде­ляется на две части: Совет по вопросам судоустройства и Совет по прокурорскому надзору. Вводится особый "Суд правосудия" с функциями дисциплинарного контроля в отношении всего судей­ского и прокурорского корпуса.

Значительно расширяются функции Конституционного суда, а его состав увеличивается с 15 до 20 судей. Впервые отдельные граждане, фракции, представляющие парламентское меньшин­ство, коммуны и провинции приобретают право прямого обраще­ния в Конституционный суд.

В проекте нового конституционного устройства сохранена ныне действующая сложная мажоритарно-пропорциональная из­бирательная система.

В случае одобрения Парламентом, законопроект должен быть вынесен на общенациональный референдум. Предполагаемая дата начала конституционной реформы — лето 2000 года.

Читайте также: