Ответственность президента рф кратко

Обновлено: 07.07.2024

Установлена ст. 91 Конституции РФ. Н. Президента РФ выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану личности Президента РФ в силу осуществляемых им государственных функций. Президента РФ нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, подвергнуть мерам взыскания за административные правонарушения, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Н. Президента РФ не ограничивается личной неприкосновенностью. Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи.

Законы нашей страны не предусматривают политическую ответственность Президента РФ. Избиратели или члены правительства не могут отозвать его с поста, даже если им приняты самые непопулярные или провальные решения.

Если Президент совершает тяжкие правонарушения, он несет юридическую ответственность, предусмотренную ст. 91 Конституции РФ. Поскольку Президент РФ является неприкосновенным лицом, судебные разбирательства невозможны, пока он возглавляет государство.

Однако в ст. 93 Конституции РФ предусмотрена возможность отрешения от власти главы государства, в случае совершения им тяжкого преступления. Вопрос о виновности рассматривается обеими палатами парламента.

Если обвинение поддерживает две трети членов Государственной думы, дело передается в Совет Федерации и в Верховный суд РФ. Последний государственный орган определяет наличие состава преступления. Срок на передачу дела из Госдумы в вышестоящие инстанции составляет не более 5 дней.

Совет Федерации подает запрос на заключение Конституционного суда, чтобы убедиться, что предъявленное обвинение соответствует установленному порядку. В течение трех месяцев СФ должен вынести решение об отрешении от должности. Данное постановление выносится, если его поддерживает как минимум ⅔ федерального совета. Если через 3 месяца решение Совета Федерации не принято, обвинение считается отклоненным.

Внутренняя политика

Президент имеет право присваивать почетные звания РФ, высшие воинские звания. Он вручает государственные награды Российской Федерации. Именно он гарантирует соблюдение Конституции, а также гражданских прав и свобод на территории РФ.

Президент РФ уполномочен определять правовой статус личности. Он предоставляет политическое убежище и решает вопросы о предоставлении гражданства. Он имеет право помиловать осужденных.

В частности, он осуществляет контроль за работой федерального центра и каждого субъекта РФ. Он разграничивает полномочия и разрешает противоречия между ними. Если разногласия возникают между субъектами РФ, Президент также разрешает ситуацию при помощи согласительных процедур.

Внешняя политика

Согласно Конституции РФ, Президент обязан участвовать в международных переговорах и скреплять подписью документы, которые одобряет парламент РФ.

Президент имеет право назначать и отзывать дипломатических представителей за рубежом (после предварительного согласования с соответствующими государственными инстанциями). Иностранные дипломаты и атташе проходят аккредитацию и состоят при Президенте РФ в соответствии с действующим законодательством РФ.

Сфера государственного управления

Глава государства принимает непосредственное участие в формировании и деятельности правительственных органов. Он уполномочен утверждать в должности Председателя Правительства РФ, однако он не может принимать такое решение единолично. Поэтому назначение кандидата на данную должность возможно только после согласования с ГосДумой.

Руководствуясь рекомендациями Председателя Правительства РФ, Президент может назначать или освобождать от должности его заместителей и федеральных министров. На заседаниях Правительства Президент может занять место Председателя.

К таким должностям относятся судьи высших судов, Генеральный прокурор РФ, которые назначаются по решению Совета Федерации. Председатель Банка России назначается депутатами Госдумы.

Президентом РФ самостоятельно назначаются:

  1. Судьи федеральных судов.
  2. Полномочные представители.
  3. Члены Центральной Избирательной Комиссии РФ.
  4. Администрация Президента.
  5. Любые назначения, которые не противоречат действующему законодательству.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Он имеет право определять приоритетные задачи военной политики. В его полномочия входит утверждение военной доктрины, назначение и освобождение от должностей высшего командования ВС. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ.

Деятельность парламента

Президент РФ самостоятельно назначает сроки проведения выборов в Государственную Думу. Он уполномочен принимать решение о её созыве или роспуске в соответствии со случаями, предусмотренными Конституцией РФ.

Президент имеет право проявлять законодательную инициативу. Это выражается во внесении законопроектов на рассмотрение членов Государственной Думы. Он может полностью или частично отклонить принятый парламентом закон (так называемое, полное и частичное вето).

Президент РФ подписывает и обнародует принятые законы. Он ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями, которые касаются положения страны, внутри- и внешнеполитических вопросов. Данная деятельность существенно влияет на законотворческую деятельность парламента.

Нормотворческая деятельность

Глава государства имеет право издавать указы как организационного, так и персонального характера. В последнем случае речь идет о назначении на должность или принятие в гражданство.

Указы Президента РФ принимаются к исполнению на всей территории Российской Федерации. Данные документы не должны расходиться с Конституцией и федеральными законами. Исключением являются случаи, когда в правовом регулировании имеются пробелы, а соответствующий закон еще не принят.

Тогда указ Президента является своеобразным координатором общественных отношений вплоть до принятия закона. Иные подзаконные акты такого регулирования не допускают.

Чрезвычайные полномочия

Президент РФ защищает суверенитет, целостность и безопасность государства. Поэтому в определенные случаях требуются меры чрезвычайного характера, когда на территории страны вводится военное положение. Данное решение Президент РФ принимает самостоятельно, но он обязан проинформировать о нем парламент.

Полномочия Президента в этот период расширяются, поскольку он может оперативно реагировать на критическую ситуацию и принимать адекватные меры по ее устранению. При этом абсолютную власть он не получает.

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации .

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Президент РФ во время пребывания у власти и соответственно в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.

Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданными им актом прав и законных имущественных интересов граждан – физических лиц и различных объединений и организаций – юридических лиц.

Процедура отрешения Президента РФ от должности определена и закреплена в ст.93 Конституции РФ. По сравнению с аналогичными процедурами, предусмотренными конституциями других стран, она носит многоэтапный, искусственно усложненный характер.

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выбора Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2.Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3.Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1.К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2.Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3.Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1.Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2.Законопроекты вносят в Государственную Думу.

3.Законопроекты о введении ил отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежит принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской федерации;

Читайте также: