Огюст конт вклад в социологию кратко

Обновлено: 17.06.2024

Социологию О. Конт подразделял на 2 основные части – социальную статику и социальную динамику.

Первая должна изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая – законы развития этих систем и изменения. Социальная статика, по Конту, - это некая анатомия общества, теория гражданского порядка, социальной гармонии и т.д. При этом общество он сравнивает с живым и единым организмом, имеющем разные органы, которые выполняют определенные функции. Социальная статика – это часть социологии, изучающая структуры, которые обеспечивают порядок и целостность общества.

Социальная динамикаэто развитие, изменение, эволюция любого социального явления в прогрессивном или регрессивном направлениях. Это позитивная теория общественного развития, раскрывающая законы и этапы изменения общества. Последствиями изучения социальной динамики есть исследования в отрасли социального прогресса, подразумевающей общественное развитие по восходящей линии. О. Конт также сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий.

Первая стадия – теологическая - до начала XI в. Преобладание религиозного мировоззрения.

Третья - позитивная (научная) – с XIX в. Отход от первых двух подходов в сторону конкретных научных исследований законов окружающей среды и жизни людей.

Таким образом, Огюст Конт на основе достижений общественного развития того времени:

а) обосновал необходимость научного позитивистского подхода относительно изучения общества и возможность познания законов его развития; б) определил иерархию наук по принципу сложности исследуемых объектов, истории их появления, развития и взаимозависимости; в) определил социологию как особенную (позитивную) науку, опирающуюся на изучение и анализ конкретных социальных фактов, социологические исследования и эксперименты.

Огюст Конт

Огюст Конт – французский философ и социолог XIX века, известный, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии, сделавший её самостоятельной наукой и давший ей название. С юных лет он демонстрировал острый ум, жажду к знаниям и принципиальность, которые, с одной стороны, позволили ему сделать значительный вклад в науку, а с другой – создали ему немало личных и карьерных проблем. О его непростой биографии поговорим чуть позже, а сначала рассмотрим его основные идеи.

Ключевые идеи Огюста Конта

  • теологическая (законы природы объясняются вмешательством сверхъестественных сил);
  • метафизическая (вместо сверхъестественных сил вводятся абстрактные фундаментальные принципы);
  • позитивная (только эмпирическое познание может дать достоверное знание, объяснить и систематизировать законы природы).

Таким образом, позитивная ступень является высшим и последним этапом эволюции методов познания. Кроме того, Конт утверждает, что любая наука в своём становлении и развитии проходит все три стадии. По его мнению, философия также должна прийти к последней стадии, чтобы давать только достоверные и объективные знания, избегая абстрактных концепций.

Закон трёх стадий О. Конта

Одной из самых известных концепций, предложенных Огюстом Контом, является закон трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Согласно данному закону всё развитие человеческих представлений о мироустройстве можно разделить на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Теологическая

Пока уровень развития естественных наук остаётся низким, большинство физических и природных явлений люди объясняют действиями богов, духов, призраков, демонов, ангелов и прочих сверхъестественных существ. Внутри теологической стадии Конт выделил три ступени:

  • фетишизм – приписывание сверхъестественных свойств неодушевлённым предметам;
  • политеизм – первопричиной отдельных природных явлений считаются самостоятельные божества;
  • монотеизм – первопричины выстраиваются в определённую иерархию, и становится удобнее считать, что за всем стоит единый бог.

Важнейшая особенность теологической стадии развития заключается в том, что абсолютно всё можно объяснить простыми для понимания словами, поэтому необъяснимых явлений не существует.

2. Метафизическая

На метафизической стадии развития человек также стремится к исчерпывающему пониманию всех физических и природных явлений, но теперь уже не опирается на религиозные и мистические концепции. Вместо этого используются вымышленные первичные сущности и фундаментальные основы бытия. В отличие от религии, античная метафизика уже претендовала на научность, однако далеко не все использовавшиеся в ней методы познания можно назвать научными.

3. Позитивная

Позитивизм Конта

Позитивизм (от латинского positivus – положительный) – это философское учение, согласно которому единственным источником истинного (позитивного) знания может являться эмпирическое исследование, тогда как знание, полученное в процессе философского размышления, познавательной ценностью не обладает.

Ключевые идеи позитивизма прослеживаются ещё у античных стоиков. Но его основоположником считается Огюст Конт, который сформулировал основные принципы учения в нескольких работах, опубликованных им в 1830-х годах. Он считал, что всё человеческое знание делится на 2 вида:

  • позитивное – истинное, достоверное, объективное знание, соответствующее действительности;
  • идеологическое – не поддающееся оценке знание, в основе которого лежит интерес, цель или идея.
  • достоверными, а не сомнительными;
  • ценными, а не бесполезными;
  • реальными, а не химерическими;
  • эмпирическими, а не вымышленными;
  • чёткими и однозначными, а не смутными;
  • организующими, а не разрушительными.

С учетом этих признаков Конт называл метафизику негативным знанием, неточным и бесполезным. Он считал, что позитивная философия должна заниматься систематизацией и классификацией знаний, полученных исключительно методами научного познания. При этом она должна отказаться от поиска метафизических начал, причин и прочих основ, а изучать только реальные факты, полученные эмпирическим путём.

Социология Конта

  • доказательность (то есть, каждый тезис должен быть обоснован реальными фактами);
  • нейтральность (наука не должна продвигать идеи и ценности);
  • свобода от индивидуальных предпочтений (она не должна обслуживать чьи-либо интересы).

Стоит отметить, что социология, будучи изначально свободной и нейтральной наукой, всё же может использоваться политиками и другими деятелями для продвижения своих взглядов и зарабатывания политических дивидендов.

Конт предложил выделять в социологии два направления:

  • социальная статистика – наука о социальной структуре общества и социальных институтах, таких как семья, государство, общество и прочее.
  • социальная динамика – наука о законах развития общества (её идеи нашли отражение в социологическом эволюционизме Герберта Спенсера).

Краткая биография О. Конта

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в католической семье среднего достатка. Уже в детстве проявились его основные качества – острый ум, жажда знаний и трудолюбие. Благодаря этому он был невероятно успешным учеником, удивляя всех учителей своими познаниями. Однако у него была ещё одна ярко выраженная черта – неуёмная принципиальность, которая часто его подводила. В частности, в 1816 году он был отчислен из Политехнической школы за то, что его рукой было написано коллективное письмо студентов с требованием об отставке одного из преподавателей.

Даже с неоконченным образованием Конт обладал исключительными познаниями в математике, благодаря чему мог зарабатывать репетиторством. Изредка он пытался найти постоянную работу, но его снова подводила принципиальность. К примеру, он устроился секретарём к влиятельному банкиру и политику Казимиру Перье, но не сработался с ним из-за регулярных конфликтов.

Только к осени 1828 года состояние ученого стабилизировалось, но его репутация к тому моменту довольно сильно пострадала. Поэтому у него снова возникли сложности с трудоустройством. В частности, министр народного просвещения Гизо отказался от старых положительных отзывов о его работах и теперь отзывался о нём как об ограниченном и полоумном фанатике с очень странным видением науки.

Благодаря упорному труду, во время которого он не забывал уделять время духовному саморазвитию и самоактуализации, к 1840-м годам Конт сумел восстановить свою репутацию. Его уважали как успешного ученого и философа, а издательства охотно публиковали его труды. Удивительно, что несмотря на свою востребованность, он так и не смог заработать сколь-нибудь приличное состояние.

Умер Конт в 59-летнем возрасте 5 сентября 1857 года. Причиной его смерти стал эмоциональный кризис из-за затяжного конфликта с женой и его самым близким учеником Эмилем Литтре. Незадолго до смерти он сильно заболел, однако потом пошёл на поправку и, казалось, выздоровел. Но после визита Литтре он был взбешён, а через несколько дней умер, предположительно, от инсульта. Многие современные исследователи, изучая его записи, высказывают предположение, что у ученого в последние пару лет жизни возобновились проблемы с психикой, которые и подорвали его здоровье.

Заключение

Огюст Конт известен, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии – одной из важнейших наук современности. При этом многие его идеи подвергались критике его современниками и даже сегодня продолжают порождать споры и сомнения. В частности, сомнительными выглядят аналогии, которые Конт проводил между социальными процессами в обществе и физическими явлениями. Но несмотря на все эти тонкости, нельзя отрицать, что он был умным и одарённым человеком, оказавшим существенное влияние на современную науку.

Таким образом, поскольку объектом социологии является гражданское общество, предмет социологии неразрывно связан со специфической формой проявления человека как личности. В частности, в социологии огромное значение имеет анализ мотивов поведения людей в определенной жизненной ситуации, изучение их потребностей, интересов и ориентаций. Социология изучает общественное сознание посредством анализа индивидуального и группового сознания, исследует формы и методы объективизации сознания в деятельности. Социология учитывает определенные социально-экономические и политические отношения, влияние на человека культурной среды обитания, исходит из социальных фактов, из анализа деятельности и сознания человека, группы к которой он принадлежит.

Содержание

Введение 3
1. Краткая биография О. Конта 5
2. Становление социальной науки 9
3. Вклад Огюста Конта в развитие социологии 11
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по социологии.doc

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Серпухов 2011 г.

Введение

Люди всегда интересовались первопричинами своего поведения, но тысячелетиями наши попытки понять себя основывались на традиционных способах мышления, передаваемых из поколения в поколение и связанных с использованием религиозных понятий. Систематическое изучение человеческого поведения и человеческого общества - относительно недавнее достижение, его истоки восходят к концу восемнадцатого века. Основой для появления нового подхода были радикальные изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, так и природного миров.

Социология – наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей.

Объектом социологии является социальная жизнь общества, структуры взаимодействия социальных субъектов, социальных групп, институтов, общностей и т.д., имеющие социальные различия между собой.

Предметом социологии можно считать закономерности функционирования социальных общностей как субъектов исторически определенных социальных отношений, совокупность которых образует социальную сферу жизнедеятельности общества.

Таким образом, поскольку объектом социологии является гражданское общество, предмет социологии неразрывно связан со специфической формой проявления человека как личности. В частности, в социологии огромное значение имеет анализ мотивов поведения людей в определенной жизненной ситуации, изучение их потребностей, интересов и ориентаций. Социология изучает общественное сознание посредством анализа индивидуального и группового сознания, исследует формы и методы объективизации сознания в деятельности. Социология учитывает определенные социально-экономические и политические отношения, влияние на человека культурной среды обитания, исходит из социальных фактов, из анализа деятельности и сознания человека, группы к которой он принадлежит.

Социология изучает общество как целостную организованную систему социальных связей и отношений, институтов, общественных групп, взаимодействующих друг с другом, т.е. социальной структуры общества. Специфика и отличие социологии от других общественных наук состоят в том, что она изучает социальные системы и социальные явления с точки зрения их взаимодействия и влияния на развитие социальных отношений между людьми, на формирование человека, его сознание и поведение.

Цель данной контрольной работы изучить вклад О. Конта в развитие социологии.

Краткая биография О. Конта

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г., он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.

В 1817г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы

сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.

Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академическо й системе тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, пробавляясь также частными уроками. Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами.

Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды.

2. Становление социальной науки

В XVIII в. капиталистическая форма хозяйствования уверенно завоевывала право на существование. Вначале мануфактурная организация производства демонстрировала не известные предшествующей (сельскохозяйственной) цивилизации возможности новых способов продуктивной деятельности, разделения труда, наведения порядка. Последующий промышленный поворот, связанный с введением машин в производство, меняет взгляд на культуру: теперь это не только интеллектуальная деятельность, но и материальное изобилие. На фоне общих изменений, закрепляющих промышленные и социально-политические преобразования, социально-философские доктрины метафизиков выглядели неуместно. Жизнь доказывала, что руководствоваться здравым смыслом лучше, чем ложными философскими размышлениями. На повестку дня стал вопрос создания новой действенной науки, имеющей возможность быть противопоставленной философской метафизике. За последней остаются лишь мировоззренческие вопросы типа "кто мы?", "куда идем?", "вечного мира" и т.п. Исторический парадокс заключается в том, что чем громче звучали декларации о "вечном мире", тем более кромешный, полный страданий и опустошений ад опускался на человечество.

На рубеже XVII-XVIII веков распространяется идея идеального сообщества ученых, представляющих собой гораздо большее, чем общество людей одной профессии, и играющих наряду с торгово-промышленным кругами важную роль в обществе.

Зарождающееся и отделяющееся в отдельную область социальное познание было призвано объективно показать новую становящуюся цивилизацию.

Во-первых, они ориентировались на реальные проблемы (а не на идеал) с последующим их решением в рамках "наличной государственности" и на уровне универсальной доктрины. В становлении социальной мысли идея создания динамического социального устройства, позволяющего всесторонне развивать социокультурную активность людей, становится ведущей. Во-вторых, эмпирико-аналитический стиль анализа, позволяющий среди множества фактов отыскивать типичные закономерности реальной жизни, а также практические средства ее усовершенствования. Тем самым закладываются основы позитивного знания. На первое место ставится наиважнейшее значение характеристик, способных объяснить изучаемые объекты и явления: численности населения, климата, рас, классов, доходов, профессии и т.п.

В-третьих, формирующаяся наука претендует на контроль социальной жизни как стихии, заменяя беспорядок порядком везде - от мыслей до материального хозяйства. Данная направленность дала миру лозунг: "Знать, чтобы предвидеть!" Предполагалось, что таким образом направленное изучение экономических, исторических, антропологических и др. явлений позволит придать видимому миру нужный порядок и организацию, открыть факторы, оказывающие влияние на ход исторического процесса. Эту задачу решают отдаляющиеся от философии новые социальные дисциплины, изучающие конкретные формы человеческой жизнедеятельности. В них все меньшее место занимают абстрактные рассуждения о сущности человека, и все чаще для анализа используется эмпирический материал: экономический, исторический, антропологический, статистический и т.д. Соответственно, формируются новые самостоятельные социальные дисциплины, такие как политическая экономия, историография, антропология, статистика и др., за которыми следует образование социологии.

3. Вклад Огюста Конта в развитие социологии

Мало кто не знает имя основателя социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе, которым явился Огюст Конт, но не все знают, при каких обстоятельствах это произошло.

Конт видел свою задачу в создании абсолютно новой философии, которая бы выступала в противовес философии, основанной на теолого-метафизической концепции, в связи с чем он разработал позитивную философию на основе целостной системы фактов и законов, которые открывает научное познание и создал объективную науку об обществе, которая должна отвечать потребностям людей и функционировать в порядке и прогрессии.

Эту науку он вначале назвал социальной физикой, а позднее - социологией.

Представляется интересным проследить путь реконструкции основных этапов понятийно-терминологической эволюции Конта от социальной физики к социологии.

Так, в апреле 1822 года Конт по поручению своего учителя Сен-Симона подготовил для его работы "Катехизис промышленников" третью тетрадь - "План научных результатов, необходимых для реорганизации общества". И здесь обнаружилось принципиальное отличие позиции ученика от позиции учителя. В качестве главной задачи людей молодой Конт выдвинул создание особой науки об обществе, которая опирается на наблюдения, имеющие дело с реальными фактами, открывает объективные законы. В отличие от Сен-Симона, который рассматривал науку об обществе как часть физиологии или общей науки об организмах, Конт выделил новую науку о социальных организмах в отдельную область, которую назвал социальной физикой. "Эта социальная физика является, очевидно, такой же позитивной, как и любая другая наука, опирающаяся на наблюдения. Свою внутреннюю уверенность она всегда черпает из реальности. Законы, которые она открывает, соответствуют совокупности наблюдаемых явлений, заслуженно применяются и пользуются доверием. Как и все другие, эта наука обладает, помимо прочего, общей способностью к подтверждению, даже независимо от своих отношений с физикой". 1

Согласно контовскому закону классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Наиболее близкой социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета исследования, каковым выступает целостная система.

На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

Читайте также: