Отрицание движения зенон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие единого Бога и умопостигаемого сущего в философии Ксенофана, Парменида. Апория как понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Метод доказательства. Феномен популярности апорий Зенона. Отрицание пустоты как небытия.

Рубрика Философия
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.07.2011
Размер файла 35,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа на тему:

"Апории против движения в философии Зенона Элейского"

Что такое апория?

Споры вокруг данных логических противоречий не утихают и в наши дни. Я рискну попробовать разобраться в них самостоятельно, опираясь на некоторые исследования, проведенные до меня.

1. Понятие единого Бога и умопостигаемого сущего и движения в философии Ксенофана и Парменида

Для того, чтобы более полно представлять и исследовать понятие движения у Зенона, я предлагаю рассмотреть движение в понимании Парменида и Ксенофана.

Ксенофан Ок. (580 - 495 (90)) гг. до н.э.

Понятие единого Бога.

Творчество Ксенофана получило свое выражение исключительно в стихотворной форме. Фрагменты стихотворных произведений, которые сохранила для нас история, позволяют создать довольно полное представление о его философских воззрениях.

Ксенофан был жестоким критиком политеизма и антропоморфизма. Он активно пропагандирует идею единого для всех Бога. В этом смысле четкая монотеистическая позиция Ксенофана довольно жестко противостояла бытующей в то время олимпийской религии, основанной на политеистических представлениях, на признании множественности богов. Ксенофан аргументировал сою позицию так: Бог- - есть единое, идеальное и совершенное. Почему он может быть только один? Потому что, если бы было несколько Богов, то они уже не были бы идеальны. Один из них в любом случае менее идеален, чем другой, а это просто невозможно, т. к. если не идеален Бог, то тогда идеала нет вообще. Бог Ксенофана, это некая всевластная разумная сила, которая наполняет собой каждый миг мироздания. Бог настолько распростерт во вселенной, что находится в постоянно неподвижном состоянии, ибо ему просто незачем совершать какие-либо движения. Правит же миром он исключительно силой своей мысли.

[Единый] один [только] бог, меж богов и людей величайший,

Не похожий на смертных ни обликом, ни сознаньем.

Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит.

Но без труда, помышленьем ума, он все сотрясает.

Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе,

Переходить то туда, то сюда ему не пристало.

Богом наполнено все, повсюду уши у бога:

Слышит он через скалы, сквозь землю, равно как и прямо

Чрез человека, зане в груди он таит разуменье.

Мы ничего доподлинно не слышим и не видим,

Движение, как видно из данного отрывка, отрицалось Ксенофаном для умопостигаемого сущего. В чувственно-воспринимаемом мире оно существовало.

Так же жесткой критике Ксенофан подвергал антропоморфизм. Он пишет о том, что единый и всемогущий бог не может иметь человеческих черт, иначе, если бы кони или быки умели изображать богов, то изображали бы их конями и лошадьми. Человекоподобие бога - всеобщее заблуждение.

Люди мнят, что боги рождены,

Их же одежду имеют, и голос, и облик [такой же].

Если бы руки имели быки и львы или

Чтоб рисовать руками, творить изваянья, как люди,

Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих

Образы рисовали богов и тела их ваяли,

Точно такими, каков у каждого собственный облик. [3]

Понятие единого Бога и умопостигаемого сущего.

Умопостигаемое сущее, это сущее которое мы познаем исключительно силой своего разума. Это то, что мы познаем без помощи чувств, как таковое и само в себе.

Парменид, впервые в античной философии, приводит логические доказательства в пользу своего мнения.

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:

1. бытие не возникло;

2. бытие не подвержено гибели;

3. бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей;

4. бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5. бытие неподвижно;

6. бытие законченно или совершенно.

Все это свойства бытия необходимо вытекают из несуществования небытия, ибо только при наличии небытия само бытие может иметь момент рождения и момент гибели, может состоять из многих частей и не быть единственным, может двигаться и не быть законченным. В силу же отсутствия небытия, бытие обладает как раз совсем противоположными свойствами.

Бытие для Парменида неделимо. Потому как, если бы оно было делимым, оно бы состояло из нескольких частей. А так как это невозможно, то бытие едино.

Зенон был учеником Парменида и продолжателем его традиции. Он создает в защиту учения Парменида логические противоречия - апории, направленные на отрицание движения и множества. Далее я бы хотела рассмотреть некоторые из них.

2. Апории

В данной главе я хотела бы рассмотреть апории Зенона против движения.

Парадокс заключается в том, что Ахилл никогда не догонит черепаху, которой на старте дается фора, поскольку сначала он должен добежать до того места, откуда начинает двигаться черепаха, а за это время она доберется до следующей точки и т.д., словом, черепаха всегда будет впереди.

Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, если в начале движения черепаха находилась на некотором расстоянии от него.

Действительно, пусть начальное расстояние есть a и пусть Ахиллес бежит в k раз быстрее черепахи. Когда Ахиллес пробежит расстояние a, черепаха отползёт на a/k, когда Ахиллес пройдёт это расстояние, черепаха отползёт на a/k 2 ? и т.д., т.е. всякий раз между состязующимися будет оставаться отличное от нуля расстояние.

В этой апории, помимо затруднения отсчитанной бесконечности, имеется и ещё одно. Предположим, что в некоторый момент времени tw Ахиллес догонит черепаху. Запишем путь Ахиллеса

и путь черепахи

Можно сделать вывод, что первая апория сводится к следующим трем утверждениям:

(0) Каков бы ни был отрезок [A B], движущееся от А к В тело должно побывать во всех точках отрезка [A B].

(1) Любой отрезок [A B] можно представить в виде бесконечной последовательности убывающих по длине отрезков [A a1] [a1 a2] [a2 a3]… [an an+1].

Первый вариант был представлен милетской школой и Гераклитом. Здесь движение понималось как постоянное возникновение и распад вещей, как бесконечное возникновение всего сущего.

Вторая (противоположная) интерпретация движения была разработана в элеатской школе.

Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя - Отрицание движения

Отрицание движения

Проблема может быть перефразирована следующим образом: Можно ли описать движение на языке понятий, или движение является когнитивным?

Логическая версия проблемы

Логическая версия этой проблемы была представлена Зеноном, который, защищая тезисы своего учителя Парменида, разрабатывает целую систему обоснования того, что движения нет. Из логического противоречия движения Зенон фактически заключил, что движение не имеет истинного бытия. И — согласно общей эпистемологической позиции элеатов — объект, о котором мы не можем мыслить истинно (т.е. без противоречия), не может обладать истинным бытием. «С этой точки зрения мы должны понимать аргументы Зенона не как возражения против реальности движения, как это кажется на первый взгляд, а как указания на необходимый способ определения движения и на ход мысли, которого следует придерживаться в этом определении.

Апории Зенона

Концентрированным выражением аргументов против существования движения стали знаменитые апории Зенона, исходящие из того, что бытие едино и неподвижно.

Первая апория: движение не может начаться, потому что движущийся объект должен дойти до половины пути, и так до половины пути, и так до бесконечности (дихотомия).

Вторая апория гласит, что быстрый (Ахилл) не догонит медленного (Черепаху). Это происходит потому, что когда Ахиллес доберется до точки, где находилась черепаха, она отойдет от своего старта на столько, на сколько скорость медленного меньше скорости быстрого и т.д.

Суть подлинной человеческой индивидуальности

Мы так долго анализировали этот исторический эпизод, чтобы показать, что в истории философии почти никогда не было философов, отрицавших движение как таковое, даже если они говорили об этом. Скорее всего, они отрицали познаваемость какого-то свойства движения, например, достоверность его чувственного познания, что, конечно, ограничивало достоверность чувственного познания в целом.

Можно также отметить еще один чрезвычайно важный положительный момент, которым обладала негативная диалектика Зенона. После его апорий, направленных против возможности логически последовательного способа мышления о движении, стало ясно, что в мире существует целый класс предметов и явлений, которые можно постичь только диалектически противоречиво, то есть путем синтеза их противоположных мысленных определений. На самом деле, человек всегда представляет собой единство души и тела, сознательного и бессознательного, биологического и социального начал. Жизнь, которая нас окружает, неотделима от смерти; необходимость и закономерность наступления некоторых событий — от случайных обстоятельств и контингентных факторов.

Попытайтесь абстрактно запретить противоречия в познавательной мысли, и вы никогда не сможете постичь природу света, потому что он является другим тьмы, звука, потому что он является другим тишины, емкости стакана, являющейся другой его материальной формой, и т.д. В проблемах семьи и брака у вас никогда не получится, потому что именно единство противоположных полов обеспечивает гармонию семьи и общественного бытия. Суть подлинной человеческой индивидуальности не в том, что она противопоставляет себя родовому и универсальному и подчеркивает свое отличие от других людей, а в том, насколько органично и творчески универсальные родовые характеристики и общечеловеческие ценности преломляются в ее уникальных (особенных) поступках и чертах характера.

Третий взгляд на природу движения

Аристотель подвел своеобразный итог этим дебатам.

Движение, согласно Аристотелю, реализуется внутри существа и формы в трех отношениях — качества, количества и места. То есть, для любой изучаемой сущности всегда существует эта тройственная связь.

Движение с точки зрения количества — это рост и падение. Движение по отношению к месту — это перемещение, или, говоря современным языком, пространственное перемещение, механическое движение.

Качественное движение — это качественное изменение. Более того, все движения происходят во времени. Следует отметить, что движение в пространстве и времени изучает физика, а качественные изменения — предмет метафизики. Перевод исследования проблемы движения на уровень качественного изменения, позволяет рассматривать ее в самом широком, философски ограниченном смысле по отношению к бытию вообще, говорить об изменчивости, процессуальности бытия.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Апории Зенона – философа из Элеи и ученика Парменида – представляют собой вполне логичные и последовательные рассуждения, которые заходят в тупик несмотря на всю кажущуюся логичность. Апория как раз имеет такое значение: непроходимость, безвыходность. Наиболее известная апория – апория про Ахиллеса и черепаху, а также другие апории движения, которые, как предполагается, были записаны Зеноном позже других.

В апориях движения основополагающим принципом является предположение: у пространства нет пределов делимости. Сколь угодно малое пространство можно делить сколь угодно большое количество раз, и конца для этого процесса не предусмотрено.

Ахиллес и черепаха

Это самая известная апория, суть которой заключается в том, что Ахиллес и черепаха стартуют одновременно из разных точек. Допустим, Ахилл бежит в десять раз быстрее черепахи и находится на расстоянии в тысячу шагов от нее.

Ахилл фантастически быстр, и довольно очевидно, кто из соревнующихся должен победить в испытании. Но Зенон утверждает, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. А все потому, что, если рассуждать логически, бегун Ахилл пробежит сто шагов, а черепаха сделает десять. Так будет продолжаться до бесконечности. Расстояние, по идее, сокращается, но никогда не становится нулевым.

Дихотомия (или деление надвое)

Возьмем гипотетического путника, поставим его в точку A на координатной прямой и скажем ему топать до точки B. Чтобы пройти половину пути от A до B, ему надо пройти сначала половину половины, то есть четверть. Чтобы пройти четверть, надо пройти одну восьмую, чтобы пройти одну восьмую, надо пройти одну шестнадцатую, и…

Отрезок AB, графически изображающий путь, делится пополам бесконечное количество раз. За это как раз ответственен гипотетический принцип безграничности в делении пространства.

Летящая стрела

Еще одна известная апория – апория про летящую стрелу. Допустим, стрелу выпустили из лука, и ее траектория параллельна прямой AB. Если зафиксировать стрелу в конкретный момент ее полета, через сколько угодно секунд после ее запуска – неважно, она будет неподвижна. Это как смотреть на видеозаписи за тем, как летит стрела, и поставить на паузу – стрела на изображении будет занимать определенное положение в пространстве, то есть не будет двигаться.

Причем тут современная наука?

Ошибочно полагать, что высшая математика поможет разрешить эти парадоксы. Также не стоит приписывать апории к софизмам – намеренно запутанным высказываниям или задачам с несколькими вариантами решения, — потому что апории очень тесно перекликаются с обнаруженными позже явлениями.

Бертран Рассел, британский философ, писал, что апории Зенона на фундаментальном уровне затрагивают практически все теории времени, пространства, бесконечности. По словам исследователей, апории предвосхищают парадоксы в современной теории множеств, взывают к исследованию природы физического движения и углубляют понимание множества понятий: например, о связи в природе дискретного и непрерывного.

Рассуждениям Зенона, простых на первый взгляд, посвящено множество томов научной литературы. Несколько поколений ученых пытаются понять сущность парадоксов, но до сих пор нет четкого ответа на этот вопрос.

Понравилась статья? Есть что добавить? Не забывай делиться своим мнением в комментариях , ставить лайки и подписываться на канал !

Элеаты

Основоположником элейской школы (г.. Элея на юге Италии) был Ксенофан — один из первых рационалистических критиков мифологического мировоззрения. Но слава Элея связана с именами Парменида и Зенона. Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания есть не одна, а две разные картины мира — чувственное восприятие дает одну картину мира, а разум — другую, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположными.

Апории о движении

Дихотомия

Суть первой из них — в том, что движение не может начаться, ведь для того, чтобы пройти хотя бы малое расстояние, то, что движется должен преодолеть его половину. Но еще до этого он должен преодолеть половину этой половины. Однако ранее он должен продвинуться на половину расстояния предыдущей половины — и так до бесконечности. Итак, он вообще не может двинуться с места.

Ахилл и черепаха

Во второй Апории Ахилл, известный среди героев скоростью свой путь, соревнуется с черепахой. Они стартуют одновременно, но при этом точка, откуда начинает движение черепаха, находится несколько впереди места старта Ахилла. Бегун быстро преодолевает расстояние до точки, откуда начинала путь черепаха, но за это время неспешная животное все-таки успела проползти еще немного вперед. Ахилл стремительно преодолевает и эту малую расстояние, но черепаха снова успевает отползти немного вперед. Ахилл снова переносится в место, где находилась черепаха, но и снова одолела некоторую долю пути. И так продолжается до бесконечности: Ахилл все ближе к черепахе, но никогда не может ее не только перегнать, но даже догнать. Смысл первых двух апорий заключается в том, что если пространство делим до бесконечности, то движение неосуществим.

Стрела

Вышеприведенные апории Зенона касались применения понятия бесконечности к движению, пространства и времени. В других апориях Зенон демонстрирует другие, более общие аспекты бесконечности. Однако, в отличие от трех знаменитых апории о физическое движение, другие апории изложены менее понятно и касаются в основном чисто математических или общефилософских аспектов. С появлением математической теории бесконечных множеств интерес к ним существенно упал.

Историческое значение апорий Зенона

Апории Зенона вызвали столько споров в античной науке, как, наверное, ни другое утверждение. Прошли тысячи лет. В течение многих веков студенты всего мира успешно опровергают Зенона на экзаменах по требованию своих профессоров. И все-таки даже сегодня, по мнению выдающихся математиков и философов, апории Зенона опровергаются не полностью, не на все сто процентов. На девяносто девять опровергнуть их нетрудно. Но, покопавшись, вы обнаруживаете, что именно в этом несчастном одному проценту и содержится вся соль. И новые трудности возникают перед математиками, новые противоречия рождают новые знания уже на новом, более высоком уровне.

  • Ничто не возникает из ничего;
  • Метод доказательства от противного;
  • Доказательство путем сведения к абсурду;
  • Открытие закона изъятие третьему, а также открытие закона тождества, закона противоречия.

Читайте также: