Отображение природных катастроф в литературе и искусстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Природная катастрофа – это событие, вызываемое природными причинами, разрушительное действие которого проявляется в рамках достаточно обширных пространственно-временных параметров и вызывает гибель и/или ранение людей, а также существенные временные или постоянные изменения в живых сообществах, которые оно поражает. Оно причиняет также существенный материальный ущерб вследствие неблагоприятного воздействия на человеческую деятельность и биологические ресурсы.

Ежегодно число природных катастроф в мире возрастает, в среднем, примерно на 20 процентов. К такому неутешительному выводу пришли специалисты Международной федерации общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

В период с 2000 по 2012 год в результате катастроф погибло свыше 700 тысяч людей, 1.4 миллиона ранены, около 23 миллионов остались без крова. В общем, 1.5 миллиарда людей так или иначе пострадали от катастроф.

Проблема изучения природных катастроф всегда была существенно важной, а в последнее время актуальность ее все возрастает. Это обусловлено тем, что растет число человеческих жертв и материальный ущерб от природных катастроф.

Особенно важна и актуальна настоящая проблема для людей, проживающих в регионах, наиболее подверженных природным катастрофам.

Целью работы является знакомство с понятием природных катастроф и причиной их возникновения.

Познакомиться с понятием природных катастроф;

Узнать причину возникновения природных катастроф;

Ознакомиться с самыми смертельными природными катастрофами в истории человечества;

Исследовать самое разрушительное землетрясение в России за последние 100 лет.

1.Основные виды природных катастроф

Землетрясения - подземные удары и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом, тектоническими процессами). В некоторых местах Земли Землетрясения происходят часто и иногда достигают большой силы, нарушая целостность грунта, разрушая здания и вызывая человеческие жертвы.

Количество землетрясений, ежегодно регистрируемых на земном шаре, исчисляется сотнями тысяч. Однако подавляющее их число относится к слабым, и лишь малая доля достигает степени катастрофы.

По своей интенсивности, т.е. по проявлению на поверхности Земли, землетрясения разделяются, согласно международной сейсмической шкале MSK-64, на 12 градаций - баллов.

Наводнение - значительное затопление водой местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море, вызываемого различными причинами. Наводнение на реке происходит от резкого возрастания количества воды вследствие таяния снега или ледников, расположенных в её бассейне, а также в результате выпадения обильных осадков. Наводнение нередко вызываются повышением уровня воды в реке вследствие загромождения русла льдом при ледоходе (затора) или вследствие закупоривания русла под неподвижным ледяным покровом скоплениями внутриводного льда и образования ледяной пробки (зажора). Нередко наводнения возникают под действием ветров, нагоняющих воду с моря и вызывающих повышение уровня за счёт задержки в устье приносимой рекой воды.

Ураган (франц. ouragan, от исп. huracan; слово заимствовано из языка карибских индейцев)- ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого свыше 30 м/сек (по Бофорта шкале 12 баллов). Ураганами называют также тропические циклоны, особенно возникающие в Карибском море.

Цунами (япон.)- морские гравитационные волны очень большой длины, возникающие в результате сдвига вверх или вниз протяжённых участков дна при сильных подводных и прибрежных землетрясениях и, изредка, вследствие вулканических извержений и других тектонических процессов. В силу малой сжимаемости воды и быстроты процесса деформации участков дна опирающийся на них столб воды также смещается, не успевая растечься, в результате чего на поверхности океана образуется некоторое возвышение или понижение. Образовавшееся возмущение переходит в колебательные движения толщ воды - волны цунами, распространяющиеся с большой скоростью (от 50 до 1000 км/ч). Расстояние между соседними гребнями волн меняется от 5 до 1500 км. Высота волн в области их возникновения колеблется в пределах 0,01-5 м. У побережья она может достигать 10 м, а в неблагоприятных по рельефу участках (клинообразных бухтах, долинах рек и т.д.) - свыше 50 м.

Засуха - длительный и значительный недостаток осадков, чаще при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха, в результате которого иссякают запасы влаги в почве, что ведёт к снижению или гибели урожая. Начало засухи обычно связано с установлением антициклона. Обилие солнечного тепла и сухость воздуха создают повышенную испаряемость (атмосферная засуха), и запасы почвенной влаги без пополнения их дождями истощаются (почвенная засуха). При засухе поступление воды в растения через корневые системы затрудняется, расход влаги на транспирацию начинает превосходить её приток из почвы, водонасыщенность тканей падает, нормальные условия фотосинтеза и углеродного питания нарушаются.

Оползни - скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. Оползни возникают в каком-либо участке склона или откоса вследствие нарушения равновесия пород, вызванного: увеличением крутизны склона в результате подмыва водой; ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами; воздействием сейсмических толчков; строительной и хозяйственной деятельностью, проводимой без учёта геологических условий местности (разрушение склонов дорожными выемками, чрезмерный полив садов и огородов, расположенных на склонах, и т.п.). Наиболее часто оползни возникают на склонах, сложенных чередующимися водоупорными (глинистыми) и водоносными породами (например, песчано-гравийными, трещиноватыми известняковыми). Развитию оползня способствует такое залегание, когда слои расположены с наклоном в сторону склона или в этом же направлении пересечены трещинами. В сильно увлажнённых глинистых породах оползни приобретает форму потока. В плане оползни часто имеет форму полукольца, образуя понижение в склоне, называется оползневым цирком. Оползни наносят большой ущерб сельско-хозяйственным угодьям, промышленным предприятиям, населённым пунктам и т.д. Для борьбы с оползнями применяются берегоукрепительные и дренажные сооружения, производится закрепление склонов вбитыми сваями, насаждением растительности и т.п.

Извержения вулканов . Вулканы - геологические образования, возникающие над каналами и трещинами в земной коре, по которым извергаются на земную поверхность из глубинных магматических источников лавы, горячие газы и обломки горных пород. Обычно вулканы представляют отдельные горы, сложенные продуктами извержений. Вулканы разделяются на действующие, уснувшие и потухшие. К первым относятся: извергающиеся в настоящее время постоянно или периодически; об извержениях которых существуют исторические данные; об извержениях которых нет сведений, но которые выделяют горячие газы и воды (сольфатарная стадия). К уснувшим относят вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму и под ними происходят локальные землетрясения. Потухшими называются сильно разрушенные и размытые вулканы без каких-либо проявлений вулканической активности.

Извержения бывают длительными (в течение нескольких лет, десятилетий и столетий) и кратковременными (измеряемые часами). К предвестникам извержения относятся вулканические землетрясения, акустические явления, изменения магнитных свойств и состава фумарольных газов и другие явления. Извержение обычно начинается усилением выбросов газов сначала вместе с тёмными, холодными обломками лав, а затем с раскалёнными. Эти выбросы в некоторых случаях сопровождаются излиянием лавы. Высота подъёма газов, паров воды, насыщенных пеплом и обломками лав, в зависимости от силы взрывов, колеблется от 1 до 5 км (во время извержения Безымянного на Камчатке в 1956 она достигла 45 км). Выброшенный материал переносится на расстояния от нескольких до десятков тыс. км. Объём выброшенного обломочного материала порой достигает нескольких км3. Извержение представляет собой чередование слабых и сильных взрывов и излияний лав.

Своим творчеством Майя старается не только развлекать и отвлекать от будней, но и поднимать критически важные проблемы, одной из которых является синдром разрушения пчелиных семей. Агрессивное пчеловодство и регулярное использование пестицидов на полях, где пчелы обитают, привели к тому, что целые семейства начали просто исчезать, оставляя матку погибать в улье. Роман Майи отлично показывает весь путь – от начала истории пчеловодства до жизни на опустевшей и оголодавшей Земле.

В честь дня рождения писательницы – подборка книг, в которых также поднимаются проблемы климата и экологических катастроф.

Приятного чтения!

3 героя, 3 времени, 3 горькие истории. Первая – о человеке, который изменил саму суть пчеловодства, решив создать новый тип ульев. Вторая – о пчеловоде наших дней, который сталкивается с личнымы проблемами и первыми тревожными звоночками в работе, когда старые-добрые пчелы, всю жизнь его кормившие, вдруг начали просто исчезать. Третья – о вечно голодной китаянке, которая живет в мире будущего, и мир этот совсем не счастливый, потому что пчелы давно исчезли, а вместе с ними и все опыляемые растения. Это не страшная сказка, но очень серьезное предостережение, ведь все описанное уже частично успело сбыться…

Несколько сбивчивое и местами не слишком понятное произведение, которое можно прочесть за один вечер. Мир будущего, где зимы кончили, а реки пересохли – пресной воды так мало, что пить ее вдоволь (не говоря уж о всяком баловстве, вроде принятия ванн) уже не получится. Военные взяли под контроль оставшиеся водные ресурсы, распределяя капли живительной влаги по карточкам. Чем не безупречный рычаг для контроля за людьми? Главная героиня в этот страшный измученный жаждой мир совершенно не вписывается – она дочь чайного мастера, обучающегося секретам мастерства у отца. Но зачем людям чай, когда нет воды.

Эта трилогия точно не из тех, что можно описать в двух словах. Все три части – это антиутопия, предупреждение пока еще существующему человечеству, что собственными руками убивает планету. Здесь и генная инженерия, и чудаки, пытающиеся сохранить биоразнообразие на своем маленьком кусочке земли, и безумные ученые, считающие, что людей лучше добить, чем перевоспитывать. Но место, как известно, пусто не бывает: появляется новый вид, новая культура и новые предания о делах давно минувших дней…

Во многих произведениях русской классики изображён разгул стихии.

Таким образом, во всех трёх произведениях авторы показывают разгул природной стихии, однако каждый из них делает это по-разному.


Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи"

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.

Читайте также: