Спиноза о религии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Что мы Почему мы здесь? Имеет ли само существование смысл? Как, где и когда возникла вселенная? Эти и другие вопросы вызывали любопытство человека со времен античности, который пытался предложить различные типы объяснений, например, из религии и науки.

Например, философ Барух Спиноза создал философскую теорию, которая послужила одной из религиозных ссылок, которые больше всего влияли на западную мысль с семнадцатого века. В этой статье мы увидим, каким был Бог Спинозы и каким образом этот мыслитель жил духовно.

Научный и религиозный

Наука и религия Обе концепции постоянно сталкивались на протяжении всей истории. Одной из проблем, которая затронула больше всего, является существование Бога или различных богов, которые гипотетически создали и регулируют природу и существование в целом.

Многие ученые считают, что вера в высшую сущность предполагает нереальный способ объяснения реальности , Однако это не означает, что ученые не могут иметь своих собственных религиозных убеждений.

Некоторые великие деятели истории даже поддерживали существование Бога, но не как личность, существующую и вне мира. Это случай известного философа Баруха де Спинозы и его концепции Бога, за которым впоследствии последовали известные ученые, такие как Альберт Эйнштейн.

Бог Спинозы

Барух де Спиноза родился в Амстердаме в 1632 году. и считается одним из трех основных рационалистических философов семнадцатого века. Их размышления предполагали глубокую критику классического и ортодоксального видения религии, что в конечном итоге привело к ее excomunión со стороны ее сообщества и изгнания, а также к запрету и цензуре ее произведений.

Его видение мира и веры очень близко подходит к пантеизму, то есть к идее, что священное - это сама природа.

Реальность по мнению этого мыслителя

Идеи, отстаиваемые Спинозой, основывались на идее реальность образована одним веществом , в отличие от Рене Декарта, который защищал существование res cogitans и res extensa. И эта субстанция - не что иное, как Бог, бесконечная сущность, имеющая множество свойств и измерений, о которых мы можем знать только часть.

Таким образом, мысль и материя являются только выраженными измерениями этой субстанции или форм и всего, что нас окружает, включая нас самих, они являются частями, которые соответствуют божественному таким же образом , Спиноза считал, что душа - это не нечто исключительное для человеческого разума, а то, что оно пропитывает все: камни, деревья, пейзажи и т. Д.

Таким образом, с точки зрения этого философа то, что мы обычно приписываем экстракорпоральному и божественному, - это то же самое, что и материал; это не часть параллельной логики.

Спиноза и его концепция божественности

Бог концептуализируется не как личностная и персонифицированная сущность, которая направляет к нему внешнее существование, а как совокупность всего существующего, выраженного как в расширении, так и в мысли. Другими словами, Считается, что Бог - это сама реальность , что выражается через природу. Это было бы одним из особых способов, которыми Бог выражает себя.

Бог Спинозы не дал бы цели миру, но это его часть. Это считается природной природой, то есть тем, что есть и дает начало различным путям или природным природам, таким как мысль или материя. Короче говоря, для Спинозы Бог есть все, а вне него нет ничего.

Человек и мораль

Эта мысль заставляет этого мыслителя говорить, что Бог ему не нужно поклоняться, и при этом он не устанавливает моральную систему Будучи это продуктом человека. В них нет плохих или хороших поступков, эти понятия являются просто разработками.

Концепция Спинозы о человеке детерминирована: не считает наличие свободной воли как таковой будучи частью одного и того же вещества, и за его пределами нет ничего. Таким образом, для него свобода основана на разуме и понимании реальности.

Спиноза также считал, что нет дуализма между разумом и телом , но это был тот же неделимый элемент. Он также не учел идею трансцендентности, в которой душа и тело разделены, и то, что живет в жизни, важно.

  • Может быть, вы заинтересованы: "Дуализм в психологии"

Эйнштейн и его убеждения

Вера Спинозы принесла ему неодобрение его народа, отлучение от церкви и цензуру.Тем не менее, его идеи и работы остались и были приняты и оценены большим количеством людей на протяжении всей истории. Одним из них был один из самых ценных ученых всех времен, Альберт Эйнштейн .

Отец теории относительности имел религиозные интересы в детстве, хотя позже эти интересы будут видоизменяться на протяжении всей его жизни. Несмотря на очевидный конфликт между наукой и верой, в некоторых интервью Эйнштейн проявлял трудности в ответе на вопрос, верит ли он в существование Бога. Хотя он не разделял идею личного Бога, он сказал, что считает человеческий разум не в состоянии понять всю вселенную или как она организована несмотря на то, что способен воспринимать существование определенного порядка и гармонии.

Хотя его часто классифицируют как убежденного атеиста, духовность Альберта Эйнштейна он был ближе к пантеистическому агностицизму , На самом деле, я бы критиковал фанатизм со стороны как верующих, так и атеистов. Лауреат Нобелевской премии по физике также будет отражать, что его позиция и религиозные убеждения приближались к видению Бога Спинозы как к чему-то, что не направляет и не наказывает нас, а просто является частью всего и проявляется через это целое. Для него законы природы существовали и обеспечивали определенный порядок в хаосе, проявляя в гармонии божественность.

Он также полагал, что наука и религия не обязательно сталкиваются, так как оба стремятся к поиску и пониманию реальности. Кроме того, обе попытки объяснить мир взаимно стимулируют друг друга.

Обстоятельства жизни Спинозы, великого голландского мыслителя XVII в., непосредственно связаны с его философской позицией и отношением к официальной религии. Его воззрения стали основанием для преследований – как со стороны теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландского общества. Он был одним из первых мыслителей Нового времени, включившихся в философский поиск решения проблемы существования мира, убежденный в возможности исчерпывающего его познания с помощью человеческого разума. Он пытался отыскать этические начала свободы и независимости личности, беспристрастного, объективного взгляда на жизнь.

На формирование философских взглядов Спинозы оказал сильное влияние Декарт, но он не принял его учение, критически преодолев дуализм Декарта. Во многом он испытал влияние пантеистических идей Дж. Бруно и социально-политических идей Т. Гоббса.

Основные работы Спинозы

Монизм Спинозы

Субстанция, по Спинозе, вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно двух субстанций) и самостоятельна. Однако все эти определения суть свойства Бога, который не может рассматриваться отдельно от субстанции. Поэтому Бог в учении Спинозы и есть субстанция – единая, неделимая и бесконечная. Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы. Поскольку атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции, то протяженность и мышление становятся у Спинозы неотъемлемыми свойствами всех явлений мира – как духовных, так и материальных. Понятно, что, в связи с этим возникает целый ряд вопросов. В частности, вопрос о том, как быть с неодушевленными предметами – разве можно говорить о мышлении как об их свойстве? При характеристике субстанции Спиноза не включил в число атрибутов движение. Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании. Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции.

Теория познания Спинозы носит рационалистический характер. Если Бог есть единая субстанция, из которой происходят все вещи и понятия мира, то отдельно взятая человеческая душа является частью божественного атрибута мышления. Таким образом, познавая вещи, мы познаем самого Бога как причину этих вещей, Но для этого необходимо вооружиться подлинным способом познания.

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и воображение. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
  • Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.
  • Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.

Этика Спинозы

Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующими идеями в сознании человека. Главная цель человека в обретении счастья, а для этого необходимо полное освобождение от страстей.

Выдающейся заслугой Спинозы является исследование взаимосвязи свободы и необходимости. В понимании Спинозы, в субстанции (Боге) сливаются необходимость и свобода. Бог свободен, ибо все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. В природе господствует детерминизм, то есть необходимость. Человек – модус двух атрибутов. Свобода человека состоит в единстве разума и воли. Поэтому и размеры реальной свободы определяются ступенью разумного познания (разумом и знанием). Свобода и необходимость не противоположны друг другу, напротив, они обусловливают друг друга. Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости. Противоположностью необходимости является не свобода, а произвол.

Спиноза о религии

Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).

Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

Спиноза о государстве

Укрыться от преследований религиозного фанатизма и почувствовать себя в безопасности Спиноза мог только в свободном, веротерпимом и правовом обществе. Отсюда и главные мысли Спинозы о том, каким должно быть идеальное государство. В первую очередь, говорит Спиноза, каждый человек обладает набором естественных, неотъемлемых прав, лишившись которых, он, по существу, перестает быть человеком. Эти естественные права человека Спиноза сравнивал с определенными свойствами природных существ: «Под правом и строем природы я понимаю естественные правила, свойственные каждому существу. Например, рыбы по природе определены к плаванию, более крупные из них – к пожиранию более мелких. Следовательно, в качестве высшего закона выступает естественное право, предписывающее рыбам постоянно обитать в воде и более крупным особям питаться остальными. Люди же, также самой природой обреченные жить в постоянном страхе и вражде между собой, должны договариваться о приемлемых условиях общежития, т.е. заключать общественный договор. Итогом этого договора является создание государства, главная цель которого – обеспечение свобод и прав личности. Кроме того, Спиноза считал необходимым наличие в государстве религиозной и политической свобод.

Огромной исторической заслугой Спинозы является обоснование им тезиса о субстанциональном единстве мира в духе пантеизма. Центральная формула его онтологии – Бог, или субстанция, или природа.

Его воззрениям свойственны диалектические идеи относительно соотношения конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Глубокий смысл заключен в его выводе о свободе как познанной необходимости.

Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.

Мировоззренческая позиция Б. Спинозы, философское осмысление им религии и проблем, так или иначе связанных с ней — свободы совести, свободомыслия, гуманизма, детеологизации или, наоборот, теологизации философии, в наши дни обретают особую актуальность. В стране, отягченной обострением социальных конфликтов, ухудшением материального, культурного, морального состояния большинства населения, вполне закономерно происходит расширенное воспроизводство религии, а на этой основе начинается процесс клерикализации общества. Через средства массовой информации внедряется мысль о том, что подлинными достоинствами обладает только верующий, а точнее — православный человек; неверие же в Бога, атеизм, подвергаются дискредитации. Читателю предлагаются сочинения, в которых материализм и атеизм предстают в самом неблаговидном виде, а их последователям даже угрожают смертью [1] .

Освободительный, гуманистический пафос творчества Спинозы во многом опирается на его философию религии. Да, Барух Спиноза — тот, о котором можно сказать: в его философском наследии впервые отчетливо проступают контуры светской, внерелигиозной философии религии, зачатки которой мы обнаруживаем уже у великих античных мыслителей. Философия религии ставит целью познание природы религии, ее происхождения и эволюции, разработку понятий, связанных с исследованием религии. Надо заметить, что философия религии, разрабатываемая после Спинозы вплоть до наших дней, — явление довольно разноликое. Есть немало вариантов философии религии, разрабатываемых теологами, в которых объективное исследование религии нередко подменяется проблемами познания Бога.

Жизнеутверждающее мировоззрение Спинозы сформировалось в результате счастливого сочетания ряда благоприятных факторов: пребывание мыслителя в такой развитой экономически и политически стране, как Голландия, правительство которой проявляло терпимость в религиозных вопросах; интенсивное развитие в Европе естественных наук, к которым был пристрастен Спиноза; особенности его натуры, а именно, удивительная работоспособность, пытливость, сосредоточенность, спокойствие и доброжелательность, которые позволяли ему неспешно и фундаментально разрабатывать свое учение [5].

Главное для Спинозы — подчеркнуть реальное многообразие мнений и суждений, коренящееся в самой человеческой природе и требующее свободы выражения.

Ни Писание, ни любое сочинение теологов не содержат в себе истины, они приспосабливаются к пониманию и предвзятым мнениям толпы.

Спиноза успешно взялся за десакрализацию Писания и тем самым продолжил процесс детеологизации духовной культуры, начатый еще гуманистами Возрождения.

Спиноза призывал к поиску естественных причин при объяснении пророчеств, чудес, а также тех или иных сюжетов Библии.

Философский метод анализа требует в первую очередь выделять общее, а уже от него переходить к менее общему, — этот принцип Спиноза успешно применяет к исследованию Писания: сначала, полагает он, надо искать базис и основание всего Писания, — что именно рекомендуется пророками в качестве вечного и самого полезного учения. Базис Писания — единый и всемогущий Бог, но Писание не учит, что такое Бог. Спиноза осознанно относился к выделению главного в каждом религиозном учении. Анализируя подходы к исторической критике религии, он писал, что критика должна положения каждой книги сводить к существенным началам [37] . Указанный принцип применялся философом в отношении не только Писания, но и разновидностей монотеистических религий.

К заслугам Спинозы в области разработки им проблем философии религии следует, на наш взгляд, отнести множество теоретических разработок происхождения, сущности тех или иных религиозных идей, раскрытие их несостоятельности с точки зрения человеческого разума, здравого смысла, гуманизма. В частности, критическому анализу подвергнуты им идеи первородного греха, христианского аскетизма, телеологии, теологических доказательств бытия Бога, креационизма и (что особенно важно) кардинальной идеи любой религии — чуда.

Суждения Спинозы о религии и ее причинах были развиты последующими мыслителями, в частности, Дэвидом Юмом.

Богатейшее наследие Спинозы в области философии религии, разумеется, не ограничивается сказанным. Подчеркнем лишь, что этот аспект творчества Спинозы при дальнейшем исследовании, наверное, откроет много интересного, неожиданного, нового и поможет конкретизировать наши знания о религии и свободомыслии.

Примечания

[2]Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. М., 1964. С. 332–384.

[4]Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Фейербах Л. Избр. филос. произв. Т. II. М., 1955. С. 501–502).

[6]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. М., 1957. С. 263.

[7]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 10.

[9]Коллинз А. Рассуждения о свободомыслии, вызванное возникновением и развитием секты, называемой СВОБОДОМЫСЛЯЩИЕ // Английские материалисты XVIII века. Собр. произв.: В 3 т. М., 1967.

[10]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 11.

[11]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 637.

[14]Спиноза Б. Письмо 73. Генриху Одьденбургу // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 629.

[15]Фейербах Л. История философии Нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы // История философии: В 3 т. М., 1974. Т. 1. С. 411.

[16]Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1. С. 164.

[17]Соколов В.В. Философия как история философии. М.: Академический проект, 2010. С. 531.

[18]Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1. С. 90.

[19]Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. С. 172.

[20]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 192.

[23]Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1. С. 175.

[24]Лукач Дьердь. Своеобразие эстетического. М., 1985. Т. 1. С. 156.

[25]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 69..

[26]Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1. С. 335

[28]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 196–197.

[30]См.: Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религии. М.: ФАИР, 1998. С. 210

[31]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 119.

[33]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 107.

[34]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 107.

[35]Спиноза Б. Богословско-политический трактат. С. 114–124.

[36]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 32.

[38]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 67.

[40]Спиноза Б. Письма Генриху Ольденбургу // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. Письмо 73. С. 631, 644, 674.

[41]Генрих Ольденбург — Спинозе // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 646.

[43]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 247.

[44]Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Избр. произв. Т. 2. С. 21.

Спиноза появился на свет в век гениев. В XVII веке произошел столь сильный подъем философской мысли, которого не было со времен античности. Философия Бенедикта Спинозы содействовала этому. Рассмотрим кратко несколько фактов из биографии мыслителя.

Он был рожден, в 1632 году в Амстердаме, в семье еврейского купца. Родители бежали в Голландию, спасаясь от португальской инквизиции.

фото 619

Первым учителем Спинозы стал раввин Мортейра, который помог постичь талмуд и каббалу. Пытливый ум будущего философа не желал ограничиваться только ортодоксальными науками. Поэтому он стал изучать латынь. Через своего друга он познакомился с работами Декарта и стал последователем его идей.

В 24 года Спиноза был обвинен иудеями в непризнании бессмертности души. На допросе он не отрекся от своих взглядов и был проклят и изгнан из общины.

Философ поселился в Рейнсбурге, на жизнь зарабатывал, шлифуя линзы. Курфюрст Пфальца приглашал его стать профессором в Гейдельберге, но Спиноза отказался, опасаясь притеснений в своей работе.

Умер от чахотки в феврале 1677 г. Прижизненно издали всего одну его работу.

Монизм

Основу философии голландского мыслителя составляет теория о единой субстанции, мышлении и протяженности. Будучи последователем Декарта, Спиноза тоже искал связь этих атрибутов. Он считал, что все в мире сводится к единой субстанции. Придерживаясь идеи пантеизма, Спиноза отождествлял субстанцию и Бога, субстанцию и природу. У нее нет цели, все в мире происходит не просто так, а в силу необходимости. Творящая и сотворенная природа для него – едины.

Метод познания бытия был построен им на основе математики. Мудрец считал, что именно математика наиболее полно воплощает принципы рационализма. Поэтому он пользовался аксиомами и теоремами, примеряя их не только на физические тела, но и на бытие в целом.

Спиноза считал, что знания обретаются несколькими методами:

  • Произвольные знания, слухи
  • Хаотичное накопление личного опыта
  • Познание о вещи через другую вещь
  • Изучение сущности вещи и ее познание

Он развил дуалистическое учение Декарта и нашел общее у физики и метафизики, выдвинув тезис о единой и абсолютной субстанции, что стало основой монизма.

Этика

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

фото 620

Размышления о религии

В данной работе приводится теория существование и взаимодействие трех областей науки. Вначале трактат посвящен богословию. Дальше же государство и связь с религией. В завершении автор выводит тезис свободы мысли.

В своей работе Спиноза продолжил дело Реформации, философ передал царящие тогда настроения: стремление человека к свободе мысли. Ветхий завет открыто критиковался им за то, что утратил свою актуальность после появления Нового.

Государство и церковь, разум и религия должны установить отношения между собой. Мыслитель из Голландии полагал, что церкви следует подчиняться государству, и двум этих институтам не следует объединяться в одно целое, они должны быть отделены друг от друга. Но разделение разума и религии не означает их противоборства. Разум не противится благочестию, а помогает ему.

Суть религии, как считал Спиноза – не слепое соблюдение обрядов, а любовь к Богу, которая проявляется в добродетели.

Теории о государстве

Люди склонны увеличивать свои права и блага за счет других. Но если эти порывы не ограничивать, все люди будут окружены ненавистью и страхом. Поэтому права всех личностей объединили в одно коллективно. Так появилась верховная власть. Она выше эгоцентризма отдельного индивида. Ее назвали государством.

По мнению Спинозы, государство – итог взаимного соглашения людей. Этот договор существует пока приносит пользу. Соблюдается сделка благодаря неограниченной власти государства, которой обладает либо один человек, либо несколько или много. Опора государства – соблюдение его гражданами законов.

Спиноза предполагает, что основа государства – разум. Человек свободен лишь тогда, когда он руководствуется разумом. Пока же им руководят страсти, человек их раб.

Философия Спинозы в России

При жизни Бенедикта Спинозы под его настоящим именем был опубликован лишь один философский трактат. Основные труды философа стали доступны общественности лишь в XIX веке.

После революции новая советская власть не забыла философа, и в 1927 году провела научную сессию, приуроченную к 250-летию со дня смерти этого мыслителя XVII века.

Учение о субстанции

Философствование Спинозы гласит, что субстанция есть сама по себе. Она – своя первопричина. Тема субстанции — главная в работах философа. По его мнению, субстанция уподобляется Богу.

Субстанция формируется атрибутами. Их существует бесконечное количество, но человек способен выявить два. Первым атрибутом становится протяженность. Это телесная субстанция, непризнание пустоты. Второй – мышление. Это определяется человеческим сознанием, включая разум. Связь между двумя этими атрибутами осуществляет Бог. Тот не является конкретной личностью и далек от христианской трактовки. Он – сущность вещей, сама природа: неразделимая, вечная, бесконечная и независимая. Благодаря ей вещи становятся реальными и существуют.

Субстанцию невозможно определить или измерить, но она реальна и совершенна. Она состоит из множества атрибутов, каждый из которых выражает бытие. Вселенная – не создана, а создается. В своих работах Спиноза заменил сотворение мира на его вечное бытие.

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

фото 621

Взгляд на общество

Математический подход к философским вопросам привел к тому, что Спиноза приравнивал общество к механизму. И возникновение государства философ выводит из разумной договоренности людей, а не в результате социально-экономических процессов. По его мнению, люди договорились о создании законов, чтобы сдерживать свои страсти и порывы. Общество учреждает государство, а оно создает условия для главенства разума. Это позволяет человеку обрести свободу.

Власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь людей. Нельзя попирать свободу мысли и слова.

В своих работах мыслитель обосновывал необходимость жизни в обществе, создания различных союзов, таких как брак. Именно всевозможные объединения людей являются, со слов Спинозы, основой любого общества.

Читайте также: