Относительность и абсолютность движения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Логический анализ мысленного эксперимента с падающим лифтом. Применение закона тождества формальной логики к описанию эксперимента автором теории относительности.

Относится к разделу Философия науки

Последняя из новостей: Просто и ясно показывается сущность явления самоощущения: Суть самоощущения.


Чем важнее ген, тем реже он мутирует
Изучение большого массива данных по мутагенезу у модельного растения Arabidopsis thaliana показало, что в разных участках генома мутации возникают с разной частотой. В результате получается, что частота возникновения новых мутаций связана обратной зависимостью с функциональной важностью данного участка генома и с силой действующего на него очищающего отбора. Иначе говоря, в наиболее важных участках новые мутации не только активнее вычищаются отбором, но и реже возникают.

Движение материи абсолютно и вечно, его нельзя ни сотворить, ни уничтожить, поскольку несотворима и неуничтожима сама материя. Естественнонаучным доказательством несотворимости и неуничтожимости движения является закон сохранения и превращения энергии. Этот закон говорит о том, что движение, как и материя, не исчезает и не возникает вновь, а только видоизменяется, превращается из одной формы в другую.

В отличие от абсолютности движения покой относителен. Его нельзя понимать как какое-то мертвое, застывшее состояние. Тело может покоиться лишь по отношению к какому-то другому телу, но оно обязательно участвует во всеобщем движении материи. Так, дом, в котором мы живем, покоится по отношению к поверхности Земли, но он движется вместе с Землей вокруг ее оси, перемещается с ней вокруг Солнца и т. д. Кроме того, в каждом покоящемся теле всегда протекают физические, химические или другие
процессы.

Но в каких видах, формах существует движение?

Формы

Всеобщий характер движения материи признавали и домарксовые материалисты, но они понимали его ограниченно, метафизически. Они не связывали движение с изменением, развитием тел и зачастую представляли его себе только как их механическое перемещение в пространстве.

Видов и форм движения много. Диалектический материализм, опираясь на достижения естествознания, классифицирует виды движения, выделяя из их многообразия ряд основных, главных форм. К числу основных форм относятся механическую, физическую, химическую, биологическую, общественную, причем каждую из них связывал с определенным видом материи (механическую — с небесными и земными телами, физическую — с молекулами и т. д.).

Однако в связи с новейшими успехами науки наши представления об этих формах значительно обогатились.

Значительно углубились, обогатились представления о физической формедвижения материи. Это обогащение было обусловлено прежде всего тем, что физическая наука продвинулась глубоко внутрь атома.

Химическая форма движения материи связана с соединением или разъединением атомов, в результате чего образуются или распадаются молекулы, из которых состоят все химические соединения. Химические процессы сопровождаются движением электронов, образующих внешнюю оболочку атомов. Химические превращения широко распространены как в неорганической, так и в органической природе.

Одной из самых сложных форм движения материи являетсябиологическое движение. Оно охватывает все многообразие процессов,
протекающих в живых организмах. Эти процессы связаны с белковыми телами — носителями жизни, которым присущ непрерывный обмен веществ со средой. В результате этого обмена происходит постоянное самообновление химического состава белковых тел, которое и составляет главную особенность живого.

Еще более высокой формой движения материи является общественная жизнь, история человеческого общества. Эта форма движения существенно, качественно отличается отвсех предыдущих. Она появилась с возникновением человеческого общества. Важнейшей особенностью ее является процесс материального производства, который и определяет все остальные стороны общественной жизни.

Формы движения материи взаимосвязаны и неразрывны. Основой их единства и взаимной связи является материальное единство мира. Одна форма движения при соответствующих условиях может превращаться в другую. Так, механическое движение вызывает теплоту, звук, свет, электричество и другие виды физического движения. Взаимодействие физических процессов приводит к химическим превращениям, а химические процессы в определенных условиях порождают органическую жизнь.




Итак, признание абсолютности, всеобщности движения с обязательным учетом качественного своеобразия каждой из его форм, способности этих форм к взаимному превращению, несводимости высших форм движения к низшим — главное в диалектико-материалистическом понимании движения.

Движение материи абсолютно и вечно, его нельзя ни сотворить, ни уничтожить, поскольку несотворима и неуничтожима сама материя. Естественнонаучным доказательством несотворимости и неуничтожимости движения является закон сохранения и превращения энергии. Этот закон говорит о том, что движение, как и материя, не исчезает и не возникает вновь, а только видоизменяется, превращается из одной формы в другую.

В отличие от абсолютности движения покой относителен. Его нельзя понимать как какое-то мертвое, застывшее состояние. Тело может покоиться лишь по отношению к какому-то другому телу, но оно обязательно участвует во всеобщем движении материи. Так, дом, в котором мы живем, покоится по отношению к поверхности Земли, но он движется вместе с Землей вокруг ее оси, перемещается с ней вокруг Солнца и т. д. Кроме того, в каждом покоящемся теле всегда протекают физические, химические или другие
процессы.

Но в каких видах, формах существует движение?

Формы

Всеобщий характер движения материи признавали и домарксовые материалисты, но они понимали его ограниченно, метафизически. Они не связывали движение с изменением, развитием тел и зачастую представляли его себе только как их механическое перемещение в пространстве.

Видов и форм движения много. Диалектический материализм, опираясь на достижения естествознания, классифицирует виды движения, выделяя из их многообразия ряд основных, главных форм. К числу основных форм относятся механическую, физическую, химическую, биологическую, общественную, причем каждую из них связывал с определенным видом материи (механическую — с небесными и земными телами, физическую — с молекулами и т. д.).

Однако в связи с новейшими успехами науки наши представления об этих формах значительно обогатились.

Значительно углубились, обогатились представления о физической формедвижения материи. Это обогащение было обусловлено прежде всего тем, что физическая наука продвинулась глубоко внутрь атома.

Химическая форма движения материи связана с соединением или разъединением атомов, в результате чего образуются или распадаются молекулы, из которых состоят все химические соединения. Химические процессы сопровождаются движением электронов, образующих внешнюю оболочку атомов. Химические превращения широко распространены как в неорганической, так и в органической природе.

Одной из самых сложных форм движения материи являетсябиологическое движение. Оно охватывает все многообразие процессов,
протекающих в живых организмах. Эти процессы связаны с белковыми телами — носителями жизни, которым присущ непрерывный обмен веществ со средой. В результате этого обмена происходит постоянное самообновление химического состава белковых тел, которое и составляет главную особенность живого.

Еще более высокой формой движения материи является общественная жизнь, история человеческого общества. Эта форма движения существенно, качественно отличается отвсех предыдущих. Она появилась с возникновением человеческого общества. Важнейшей особенностью ее является процесс материального производства, который и определяет все остальные стороны общественной жизни.

Формы движения материи взаимосвязаны и неразрывны. Основой их единства и взаимной связи является материальное единство мира. Одна форма движения при соответствующих условиях может превращаться в другую. Так, механическое движение вызывает теплоту, звук, свет, электричество и другие виды физического движения. Взаимодействие физических процессов приводит к химическим превращениям, а химические процессы в определенных условиях порождают органическую жизнь.

Итак, признание абсолютности, всеобщности движения с обязательным учетом качественного своеобразия каждой из его форм, способности этих форм к взаимному превращению, несводимости высших форм движения к низшим — главное в диалектико-материалистическом понимании движения.

В то время как другие науки постигают вещи с определенных точек зрения и руководствуются в своем выборе целями, философское рассмотрение устремляется к чистой сущности самих вещей.

Мы хотим знать, что есть движение в самом себе, а не то, каким образом можно установить существование и массу движущихся тел в реальном мире или каково их воздействие друг на друга и т. д. Поэтому философские результаты должны были нередко отвергаться именно новейшей наукой, хотя против них и не выдвигалось никаких объективных возражений. Такого рода возражения, по-видимому, имели бы место только в том случае, если бы дефиниторно-описательно или не в собственном смысле употребляемые научные выражения рассматривались бы как относящиеся к сущности самих вещей.

Утверждению естествознания, что всякое движение относительно, мы противопоставляем философское утверждение, что всякое движение абсолютно; или, лучше сказать, что всякое движение есть именно движение и что в нем самом вообще отсутствует какая бы то ни было противоположность абсолютного и относительного. Если мы представим себе наглядно какое-нибудь движущееся тело, – а сделать это нам столь же просто, как наглядно представить прямую или систему точек, – то мы будем иметь тело, которое с произвольно полагаемой скоростью и в произвольном направлении проходит пространство, которое наглядно дано вместе с этим телом. Движение есть движение этого тела и больше ничего, точно так же как при расширении полагания мы можем представить тело, движущееся в ином направлении и с иной скоростью, или же покоящееся тело, и при этом мы будем иметь в подвижности и покое не что иное, как состояния соответствующего тела.

В представлении мы полагаем движение, позволяя движущемуся телу описывать различные траектории и произвольно изменять скорость, – все это мы очень легко можем осуществить, не будучи вынуждены представлять какое-нибудь второе тело, относительно которого движется первое тело или же относительно которого оно изменяет свою скорость или направление. Тело описывает эллипс – станет ли кто-нибудь серьезно утверждать, что здесь необходимо представлять изменение расстояния до другого тела? И даже если бы существовали люди, которые по каким-то эмпирически-психологическим основаниям были вынуждены вызывать в своем представлении образ другого тела, то это бы ничего не доказывало. Ибо речь здесь идет, конечно, не о совместном представлении двух тел, но о том, требует ли движение одного тела по своей сущности другого тела, относительно которого оно имеет место, подобно тому как любое изменение в природе по своей сущности предполагает событие, которое его вызывает, – совершенно независимо от того, представляется ли такого рода событие вместе с представлением изменения или нет. Но о такого рода необходимости в случае движения речь не идет.

По смыслу слова абсолютное (absolutum от absolvere) значит, во-первых, отрешенное от чего-нибудь, освобожденное и, во-вторых, завершенное, законченное, полное, всецелое. Таким образом, уже в словесном значении заключаются два определения абсолютного: в первом оно определяется само по себе, в отдельности или отрешенности от всего другого и, следовательно, отрицательно по отношению к этому другому, т.е. ко всему частному, конечному, множественному,– определяется как свободное от всего, как безусловно единое; во втором значении оно определяется положительно по отношению к другому, как обладающее всем, не могущее иметь ничего вне себя (ибо в противном случае оно не было бы завершенным и всецелым). Очевидно притом, что оба эти значения необходимо совмещаются в абсолютно-сущем, ибо они предполагают друг друга, одно без другого немыслимо, будучи только двумя неразрывными сторонами одного и того же определения.
В. Соловьев

3.3.1. Абсолютность, относительность, система отсчета

Раз дано бытие, необходимо есть сущее, раз дано явление, необходимо есть являющееся, раз дано относительное и производное, необходимо есть абсолютное и первоначальное.
В. Соловьев
Относительное предполагает существование чего-то абсолютного, оно только тогда имеет смысл, когда ему противостоит нечто абсолютное.
М. Планк

Читайте также: