Отношения россии со странами запада кратко

Обновлено: 07.07.2024

Россия в системе международных отношений сегодня находится в неоднозначном положении. Основное внимание власти уделяют безопасности страны; восстановление взаимодействия с западом происходит медленно ввиду участия страны в военных конфликтах. Ключевыми соратниками государства являются страны Азии. У РФ налажены отношения с Индией, Китаем, Японией. Эти государства являются значимыми для политического, технологического развития на мировом уровне.

Россия в системе современных международных отношений потеряла определенные связи ввиду санкций, введенных западом. Это способствует нарушению экономического контакта с некоторыми регионами.

Россия в системе международных отношений – кратко о взаимодействии с западом и постсоветскими соседями

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

  • Государство на протяжении всей истории старается выступать в качестве доминанта в отношениях с соседями и другими странами;
  • Россия противопоставляет себя западу;
  • Власти зачастую руководствуются консервативными взглядами, что обусловлено особенностями внутренних условий прогрессирования.

Важная задача для Российской Федерации – сохранить свое влияние на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал толчком для них к обретению независимости, что осложнило задачу РФ держать их под контролем. Каждая независимая республика имеет собственное видение дальнейшего регионального, глобального, национального развития. В ходе противостояния часто возникает международный конфликт, война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которые в избытке находятся у соседей.

Богатые земли вызывают интерес у других государств. Они привлекают внимание Ирана, Турции, Китая и Соединенных Штатов Америки. Европа также заинтересована в природных богатствах постсоветского пространства. Запад и НАТО ведут активную скрытую политику по привлечению республик. Им удалось привлечь Грузию, которая полностью настроилась на европейскую систему; Украину, находящуюся в процессе становления западных идеалов. Вопрос сохранения своего влияния на территорию бывшего СССР Россия решает следующими способами:

  • Формулировка стратегии национально-государственного развития;
  • Экономическая привязка государств СНГ к фондовым рынкам РФ;
  • Обеспечение взаимодействия финансовых систем соседних держав и рынков Российской Федерации.

Место России в системе международных отношений – внешняя политика

Отношение между государствами и Россией регулируются множеством экономических и политических рычагов. Ключевыми аспектами внешней политики можно назвать:

  1. Отказ от использования военных вооруженных сил, чтобы достигнуть политических, экономических, внешних целей.
  2. Исключение отношения к другим странам как к потенциальным противникам.
  3. Защита жизненно важных интересов как приоритетное направление.
  4. Построение взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Особенный вклад в устойчивость и силу РФ вносят целостность, единство народа, соблюдение национальных интересов. Каждая граница находится под надежной защитой, что позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, гордиться Родиной. Почему Российская Федерация – важный игрок мирового уровня:

Россия и Казахстан. Одним из основных партнёров России является Казах­стан (президент – Н.А. Назарбаев, род. 1940 г.). Оба государства тесно сотрудничают в экономической и военно-космической областях. На территории Казахстана расположен космодром Байконур. Ежегодно Россия платит Казахстану свыше 100 млн. долларов за аренду Байконура. В 1990-х годах был решён вопрос о защите интересов русских граждан на территории Казахстана. В 2010 г. вступил в действие Таможенный союз Белоруссии, РФ и Казахстана.

Россия и государства Средней Азии. Большинство государств Средней Азии входят в ШОС (Шанхайскую организацию сотрудничества).

Узбекистан (президент И.А. Каримов, род. 1938) имеет стабильные отношения с Россией, укрепляя связи с соседними Ираном и Турцией.

В Таджикистане влия­ние России весьма значительно. В 1990-е годы здесь имел место межэтнический конфликт, переросший в граж­дан­скую войну. Россия поддерживает режим президента Э. Рахмонова (Эмомали Рахмона, род. 1952).

В Туркменистане в 1990-е – 1-й пол. 2000-х гг. существовал культ личности президента С.А. Ниязова (1940–2006). Избранный в 2007 г. после смерти Ниязова новый президент Г. Бердымухаммедов (род. 1957) ограничил культ личности предшественника, начал современные реформы. Туркменистан – крупный экспортёр газа, важный торгово-экономический партнёр России.




Агрессия НАТО в Югославии.В 1999 г. страны НАТО, стремясь оказать давление на режим президента Югославии С. Милошевича (1941–2006) и заста­вить его отказаться от этнических чисток в насе­лённом албанца­ми крае Кóсово, подвергли югославскую территорию бомбардиров­кам. Натовская агрессия в Югославии перечеркнула процесс сближения Рос­сии и НАТО, в том числе соглашения по развитию мер доверия. Расчленение Югославии на небольшие государства, арест и выдача Международ­ному трибуналу в Гааге в 2001 г. экс-президента ЮгославииС. Милошевича, его смерть в тюрьме, признание США и некоторыми странами Евросоюза независимости Косово в 2008 г. вызвали отрицательную реакцию в России.

Внешняя политика РФ в 2000–2008 гг. С приходом к власти В.В. Путина отношения России со стра­нами Запада существенно изменились. Главой МИД РФ в 2000 г. был назна­чен И.С. Иванов (род. 1945), в 2004 г. – С.В. Лавров (род. 1950).

Российско-американские отношения вновь охладились в 2003 г., когда войска США и их союзников без санкции Совета Безопасности ООН вторглись в Ирак и свергли режим С. Хусейна (1937–2006). Россия осудила действия США. Несмотря на пленение и казнь С. Хусейна, американские войска увязли в бесконечной борьбе с иракским сопро­тивлением. За 5 лет войны (к марту 2008 г.) в Ираке погибли свыше 4 тыс. американских военнослужащих и огромное количество иракцев. В 2011 г. войска США покинули Ирак.

В.В. Путин в 2007 г. в Мюнхене высказал претензии к США и НАТО:

2. Расширение НАТО – провоцирующий фактор, который снижает доверие между альянсом и Россией.

3. Россия недовольна планами США разместить базы глобальной системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии.

4. Россия выступает против предоставления Косово независимости без учёта мнения Сербии.

5. НАТО, провозглашая на словах принцип равноправия и партнёрства с Россией, на деле пытается упрочить своё военное преимущество. После вступления в НАТО стран – бывших членов Организации Варшавского Договора соотношение танков, БМП и артиллерийских орудий между Североатлантическим альянсом и Россией вылилось в соотношение три к одному. Поэтому В.В. Путин в 2007 г. подписал указ о приостановке участия России в Договоре по ограничению обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ).

Отношения со странами Азии и Латинской Америки.

Китай. В поисках стратегических партнёров Россия активи­зировала сбли­жение с Китаем. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) проводятся совместные российско-китайские военные учения. Россия урегулировала пограничные споры, причем не в свою пользу, отдав Китаю острова на р. Амур. Источником потенциального конфликта является неравномерность заселения приграничных территорий двух стран. С российской стороны границы проживают 10 млн. человек, с китайской – более 100 млн., причем на китайской территории население растёт, а на российской – сокращается. Эксперты предрекают, что в случае массовой миграции китайцев Россия может потерять Дальний Восток.

Развитию отношений с Японией мешает спорный вопрос о статусе четырёх Курильских островов.

Развивается партнёрство России с Индией и Ира­ном, которым Россия продаёт современное оружие. Россия помогает Ирану в строи­тельстве АЭС. США обвиняет Иран в стремлении создать атомную бомбу, угрожает применить военную силу.

Президент Венесуэлы Уго Чавес (1954–2013) подписал с РФ соглашение о сотрудничестве в экономической, военной и культурных сферах.

Таким образом, Россия постепенно возвращается в высшую лигу мировой политики. Место России в мире XXI века будет зависеть не только от её военной мощи, но и от того, насколько успешно воз­родится российская экономика, насколько прочными будут демократи­ческие основы российской государст­венности.

Отношения России со странами Азии.

Россия и Казахстан. Одним из основных партнёров России является Казах­стан (президент – Н.А. Назарбаев, род. 1940 г.). Оба государства тесно сотрудничают в экономической и военно-космической областях. На территории Казахстана расположен космодром Байконур. Ежегодно Россия платит Казахстану свыше 100 млн. долларов за аренду Байконура. В 1990-х годах был решён вопрос о защите интересов русских граждан на территории Казахстана. В 2010 г. вступил в действие Таможенный союз Белоруссии, РФ и Казахстана.

Россия и государства Средней Азии. Большинство государств Средней Азии входят в ШОС (Шанхайскую организацию сотрудничества).

Узбекистан (президент И.А. Каримов, род. 1938) имеет стабильные отношения с Россией, укрепляя связи с соседними Ираном и Турцией.

В Таджикистане влия­ние России весьма значительно. В 1990-е годы здесь имел место межэтнический конфликт, переросший в граж­дан­скую войну. Россия поддерживает режим президента Э. Рахмонова (Эмомали Рахмона, род. 1952).

В Туркменистане в 1990-е – 1-й пол. 2000-х гг. существовал культ личности президента С.А. Ниязова (1940–2006). Избранный в 2007 г. после смерти Ниязова новый президент Г. Бердымухаммедов (род. 1957) ограничил культ личности предшественника, начал современные реформы. Туркменистан – крупный экспортёр газа, важный торгово-экономический партнёр России.

Агрессия НАТО в Югославии.В 1999 г. страны НАТО, стремясь оказать давление на режим президента Югославии С. Милошевича (1941–2006) и заста­вить его отказаться от этнических чисток в насе­лённом албанца­ми крае Кóсово, подвергли югославскую территорию бомбардиров­кам. Натовская агрессия в Югославии перечеркнула процесс сближения Рос­сии и НАТО, в том числе соглашения по развитию мер доверия. Расчленение Югославии на небольшие государства, арест и выдача Международ­ному трибуналу в Гааге в 2001 г. экс-президента ЮгославииС. Милошевича, его смерть в тюрьме, признание США и некоторыми странами Евросоюза независимости Косово в 2008 г. вызвали отрицательную реакцию в России.

Внешняя политика РФ в 2000–2008 гг. С приходом к власти В.В. Путина отношения России со стра­нами Запада существенно изменились. Главой МИД РФ в 2000 г. был назна­чен И.С. Иванов (род. 1945), в 2004 г. – С.В. Лавров (род. 1950).

Российско-американские отношения вновь охладились в 2003 г., когда войска США и их союзников без санкции Совета Безопасности ООН вторглись в Ирак и свергли режим С. Хусейна (1937–2006). Россия осудила действия США. Несмотря на пленение и казнь С. Хусейна, американские войска увязли в бесконечной борьбе с иракским сопро­тивлением. За 5 лет войны (к марту 2008 г.) в Ираке погибли свыше 4 тыс. американских военнослужащих и огромное количество иракцев. В 2011 г. войска США покинули Ирак.

В.В. Путин в 2007 г. в Мюнхене высказал претензии к США и НАТО:

2. Расширение НАТО – провоцирующий фактор, который снижает доверие между альянсом и Россией.

3. Россия недовольна планами США разместить базы глобальной системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше и Чехии.

4. Россия выступает против предоставления Косово независимости без учёта мнения Сербии.

5. НАТО, провозглашая на словах принцип равноправия и партнёрства с Россией, на деле пытается упрочить своё военное преимущество. После вступления в НАТО стран – бывших членов Организации Варшавского Договора соотношение танков, БМП и артиллерийских орудий между Североатлантическим альянсом и Россией вылилось в соотношение три к одному. Поэтому В.В. Путин в 2007 г. подписал указ о приостановке участия России в Договоре по ограничению обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ).

Отношения со странами Азии и Латинской Америки.

Китай. В поисках стратегических партнёров Россия активи­зировала сбли­жение с Китаем. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) проводятся совместные российско-китайские военные учения. Россия урегулировала пограничные споры, причем не в свою пользу, отдав Китаю острова на р. Амур. Источником потенциального конфликта является неравномерность заселения приграничных территорий двух стран. С российской стороны границы проживают 10 млн. человек, с китайской – более 100 млн., причем на китайской территории население растёт, а на российской – сокращается. Эксперты предрекают, что в случае массовой миграции китайцев Россия может потерять Дальний Восток.

Развитию отношений с Японией мешает спорный вопрос о статусе четырёх Курильских островов.

Развивается партнёрство России с Индией и Ира­ном, которым Россия продаёт современное оружие. Россия помогает Ирану в строи­тельстве АЭС. США обвиняет Иран в стремлении создать атомную бомбу, угрожает применить военную силу.

Президент Венесуэлы Уго Чавес (1954–2013) подписал с РФ соглашение о сотрудничестве в экономической, военной и культурных сферах.

Таким образом, Россия постепенно возвращается в высшую лигу мировой политики. Место России в мире XXI века будет зависеть не только от её военной мощи, но и от того, насколько успешно воз­родится российская экономика, насколько прочными будут демократи­ческие основы российской государст­венности.


Почему ключ к пониманию глобальных процессов в отношениях России и Запада лежит в прошлом и насколько системна англосаксонская политика через призму исторических параллелей? 6 марта в 18:10 по московскому времени в эфире телеканала "Россия 1" на эти вопросы ответит новый фильм журналиста ВГТРК Андрея Медведева "Война империй". За последние двести лет будущее именно нашей страны не раз пытались осмыслить философы, а дипломаты и военные старались изменить ход событий. Сегодня же как никогда очевидно, что большая геополитическая игра продолжается.

Весь XIX век Британская империя пыталась сдерживать укрепление Российской империи на Балканах, Черном море, Кавказе, в Центральной Азии и Афганистане. Это геополитическое противостояние вошло в историю как Большая игра.

"Американцы заняли место англичан, но англосаксонская логика продолжает действовать", – считает журналист Эрик Земмур.

"Стратегия не изменилась, мы видим все ту же Большую игру, даже если игроки сменились", – сказал швейцарский политик Ги Меттан.

В общих чертах то, что происходит в мире сегодня, повторяет события столетней и даже двухсотлетней давности. И ключевая задача англосаксов и Запада в целом не допустить конкурентов до ресурсов, контроля над перевозками и глобальными рынками.

Рушились империи, менялись руководители, развались государства, но одно в западной политике оставалось веками неизменным – это геополитическая игра против России.

- Но почему Россия?

- Потому что Россия — это ключевая страна. Если вы контролируете Россию, вы занимаете доминирующее положение на континенте. Потому что Россия простирается от Европы до Тихого океана. Если Россия перейдет на вашу сторону или если ее расчленят, как об этом писал Бжезинский, то у вас будет доминирующее положение в Центральной Азии. Именно поэтому с точки зрения англосаксонских геополитиков Россия всегда остается главной целью, – пояснил Ги Меттан.

В 1888 году философ Эдуард фон Гартман высказал идею о разделении России, точнее, об отчленении от России западных территорий и создании на них независимых государств. На северо-западе, по мысли Гартмана, могло появиться Балтийское королевство, а на юго-западе – соответственно – Киевское королевство. Это Киевское королевство стало бы, по мысли философа, главным союзником Австро-Венгрии и Германии, и создание такого антирусского буфера на традиционно русских территориях из русских людей стало бы серьезным фактором сдерживания России.

В начале ХХ века идеи Гартмана развил и усилил немецкий геополитик и философ Пауль Рорбах. В 1917 году он публикует работу под названием "Наша военная цель на востоке и Русская революция". В ней он пишет, что Германия, используя ситуацию в России, должна взять под свой контроль территории западной России, то есть Белоруссии, Малороссии, то есть Украины, Северный Кавказ, Черноморский регион и всю Прибалтику. Рорбах вообще считал, что украинский вопрос не является российским внутриполитическим вопросом и это вопрос мировой геополитики.

"Потому что Украина – это осевая держава, с помощью которой можно отрезать Россию от остальной Европы и не допустить их объединения, которое вернуло бы Европе ее мощь, что, в свою очередь, обрекло бы США играть уже вторую, а не первую роль. Необходимо, чтобы Запад контролировал Украину, что и произошло после путча Майдана, чтобы как раз иметь возможность полностью контролировать континент", – отметил Ги Меттан.

"Война империй" – это фильм о том, насколько системно действую геополитические противник России. В XIX веке они поддерживали кавказские войны и требовали признания независимой Черкесии. В ХХ веке англичане точно так же требовали независимости дудаевско-масхадовской Ичкерии. Потому что это позволяло бы компании British Petroleum создать новый транспортный коридор для каспийской нефти.

В XIX веке войну с Россией на южный рубежах Британия вела руками персидской армии, в 2008 году – руками грузинской. Это вообще такая частая практика – воевать с Россией руками каких-нибудь партнеров, которых потом англосаксы обязательно кинут.

При этом изоляция России всегда была важна не только, чтобы ослабить собственно Россию, но и для того, чтобы не дать возникнуть союзам на Европейском континенте.

В 1904 году многие обратили внимание на доклад английского историка Халфорд Маккиндера, с которым тот выступил перед Королевским географическим обществом Великобритании. Маккиндер предупредил элиты страны, что, во-первых, важно избежать сотрудничества России и Германии. В том случае, если страны объединят интеллектуальные потенциалы и ресурсы, то США и Великобритания уйдут на второй план. Во-вторых, Великобритании следует сохранять контроль над центральной частью Евразии, богатой полезными ископаемыми

Нынешние мировые события – это прямое следствие Войны империй XIX века. И в этой игре победит лишь то, кто сможет создать универсальные для всего мира смыслы.

Отношения между Россией и Западом переживают не лучшие времена. Остается надеяться, что здравый смысл возобладает и на смену политике конфронтации и взаимных санкций снова придет политика стратегического партнерства и сотрудничества. Ю.Н.

Россия является ключевым противником Запада, так как в отличие от большинства прочих мировых цивилизаций имеет мощное государственное ядро, вторую по силе армию в мире, а также универсальный военно-промышленный комплекс и огромный арсенал ядерного оружия. Россия играет важнейшую роль в концепции многополярного мира, противостоящей идее западной гегемонии.

"Открытая Россия" Ходорковского объявлена нежелательной на территории РФ

Отношения между Россией и Европой, Россией и США - подборка аналитических статей и публикаций

Ссылки размещены в обратном хронологическом порядке: сначала наиболее свежие. Ю.Н.

Апология недосказанности (Российская газета, 23 декабря 2014, www.rg.ru)
Автор статьи - Федор Лукьянов (председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике
"Не нужно ждать позитива в отношениях России и Запада"

Дело не в личной неприязни и даже не в тупике на Украине. Закончилась прежняя модель, которую называли "стратегическое партнерство". Она базировалась на том, что после конца СССР у России, по существу, нет альтернативы политико-экономическому и даже институциональному сближению с Западом, прежде всего с Европейским союзом. А потому все препоны рассматривались как временные проблемы, которые надо даже не столько решить, сколько переждать. Россия будет постепенно меняться и встроится в нишу, которая ей отведена в мировом дизайне, - игрок важный, но не решающий, самостоятельный настолько, насколько позволяет доля в глобальной экономике. То есть весьма умеренно.

Развитие событий на Украине не обещает улучшения ситуации
Но проблема глубже. Нужна новая модель взаимоотношений, которая базировалась бы уже на новой реальности. Россия, которая активно занимается диверсификацией своей политико-экономической активности в сторону Востока. И новый трансатлантический конгломерат Европы и США, который пытается воспроизвести модель единого политического Запада эпохи холодной войны, но в совершенно ином мировом контексте. Оба проекта в процессе осуществления с не вполне ясными перспективами.

. политика США не такая уж бестолковая. Наоборот, она весьма дальновидная и в перспективе - способна ударить по интересам главного конкурента торговых войн США последнего века - по странам Евросоюза. Так, что включать голову должны именно что политики в Берлине, Вене, Варшаве и Париже - именно их государства являются главной мишенью "слона в посудной лавке", который прикрываясь идеями демократии и защиты общих интересов, готовит огромную проблему для ЕС, которая уже далеко не за горами.

Современный полицентричный мир открывает широкий простор для маневра отдельных международных акторов, но в то же время он таит для них угрозы и риски. Очевидно, что в наиболее выигрышном положении оказывается та держава или коалиция, которая построит лучшие отношения с другими центрами силы, чем они имеют между собой.

Россия, внесшая наиболее весомый вклад в относительно благополучное завершение биполярного противостояния, в силу тяжелого экономического положения и политической слабости начала 90-х годов не смогла оказать существенного влияния на реформу международной системы. Политическая элита стран Запада обнаружила склонность к ошибочному восприятию России как проигравшей стороны в холодной войне, придавая таким образом логическое обоснование внутренним российским неурядицам и ее приниженному положению на мировой арене.

Если содержательно политика правящего режима в России, проводимая 23 года, не изменилась, то явление патриотической консолидации, скорее всего, временное.

Тяжелейшая внешнеполитическая ошибка десятилетий была в том, что Россия строила отношения с Украиной "по цене за газ". Американцы продвигали идеи, строили НКО и движения, создавали новую идеологию в стране, тратили деньги на иной, антироссийский геополитический образ Украины для ее населения. А мы выкручивали прибыль из соседней страны. Так результат закономерен!

С.С. Сулакшин - статья в Википедии

Последние несколько месяцев Запад оказывает на Россию беспрецедентное со времен развала Советского Союза давление.

Западная риторика вызывает ощущение дежавю. Вытащенные из нафталина клише времен холодной войны вновь используются Западом в коммуникациях теперь уже не с оплотом коммунизма — Советским Союзом, а с вполне либерально-капиталистической Россией. Почему же теперь, когда социализм давно побежден, а СССР распался, на Западе вновь пытаются создать образ врага? Если раньше это было принципиальное идеологическое противостояние двух цивилизационных моделей, то каково основание нынешних противоречий? Чем так мешает современная Россия Западу?

Во многом обострение сегодняшних отношений между Россией и Западом, главным образом, конечно США, связано с чрезвычайной инерционностью американской политической системы.

Второе качество – это наше чисто русское понимание Свободы, причём не только собственное понимание Свободы, но и то, что непосредственно из этого понимания следует.

Русское понимание свободы в немалой степени завязано на понятие индивидуализма. Уже здесь очень серьёзное различие в понимании Свободы между русскими и западниками.

Русский индивидуализм – это состояние личности наедине с Богом (с высшей ценностной системой), западное понимание индивидуализма – состояние личности наедине с потребительской вещью, ценимой превыше всех общественных связей.

Отчего же Россия веками смотрит на Запад, а российский политический процесс копирует преимущественно западные формы? Почему Россия является гомоморфозой именно Западной политической системы?

. Чем же отличается политическая система России от политической системы стран Запада?
При внешнем плюрализме и влиятельности гражданского общества на деле постоянно проявляется доминирование государства, а внутри него — исполнительной власти и силовых структур.

. современная Россия представляет собой политическую гомоморфозу: схожесть формы, но нетождественность содержания в отношении ее гомоморфного прообраза — политических систем стран Запада.

Читайте также: