Отношение правительства японии к международной разрядке и разоружению кратко

Обновлено: 02.07.2024


Политика Японии в области нераспространения формируется под влиянием двух факторов: мощным антиядерным лобби и военным союзом с США. В Японии существует большое число неправительственных организаций, выступающих за уничтожение ядерного оружия (ЯО). Под их давлением премьер-министр Э.Сато в 1967 году провозгласил три неядерных принципа (не обладать, не производить и не разрешать ввоз ядерного оружия на свою территорию), за что получил Нобелевскую премию мира. Эти принципы до сих пор лежат в основе государственной политики Японии. Влияние общественных организаций велико и по сей день, и можно предполагать, что наблюдающаяся в последние несколько лет активизация антиядерного движения будет только укреплять их авторитет в мире.

Борьба за ядерное разоружение и нераспространение стала неотъемлемой частью международного имиджа Японии, после войны вставшей на позиции пацифизма. Как единственное государство, испытавшее последствия атомных бомбардировок, Япония считает, что не только имеет моральное право бороться за запрещение ядерного оружия на земле, но и несет определенную ответственность за продвижение процесса разоружения и ядерного нераспространения. На международной арене она продвигает концепцию постепенной ликвидации всех ядерных арсеналов. С тем чтобы привлечь внимание к проблеме ядерного разоружения после бессрочного продления Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) Япония с 1994 года ежегодно представляет на ГА ООН резолюцию, призывающую к полному уничтожению ядерного оружия. Важно отметить, что в 2009 году США не только поддержали резолюцию, но и впервые выступили ее ко-спонсором. Изменение позиции Вашингтона по проблеме ядерного нераспространения дает Японии шанс, во-первых, получить необходимую международную поддержку своим предложениям, а во-вторых, проявить себя как глобального союзника США и содействовать проведению их нового курса на ядерное разоружение.

Смена власти в Белом доме позволяет надеяться на прогресс на еще одном направлении, которое продвигает Япония – это вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Первые попытки Японии привлечь внимание к проблеме запрещения ядерных испытаний относятся еще к 1957 г., когда она безуспешно попыталась провести в ООН резолюцию, призывающую к запрету ядерных испытаний. Япония первой присоединилась к ДВЗЯИ и взяла на себя роль его координатора, одновременно работая над развитием системы верификации договора.

Ориентирована на Вашингтон и позиция Японии в отношении третьих стран. Япония безоговорочно поддержала позицию США по Ираку и даже направила контингент сил самообороны для содействия восстановлению страны. Жесткой критике японцев подвергается КНДР (что вполне естественно, учитывая ее действия и заявления в отношении Японии) и Иран, являющийся важным партнером Японии в сфере энергетики. Под давлением со стороны США японцы начали сворачивать сотрудничество с Ираном, наглядным примером чему стала пробуксовка проекта разработки месторождения Азадеган. Иная ситуация наблюдается с Индией. Хотя японское правительство и заморозило некоторые виды помощи после ядерных испытаний, произведенных Индией и Пакистаном в мае 1998 г., после 11 сентября 2001 года этот запрет был снят. Достаточно спокойно японское правительство восприняло подписание в 2005 году соглашения о сотрудничестве в области атомной энергетики между США и Индией, притом, что в академической среде оно вызвало волну возмущения. Более того, уже в 2006 году Индия была объявлена стратегическим партнером Японии, а в июне 2010 года стартовали японо-индийские переговоры о сотрудничестве в области мирного атома. Как и США, Япония закрывает глаза на политику Израиля, игнорирующего режим ДНЯО. Все это еще раз подтверждает, что интересы японо-американского союза, как в региональном, так и в глобальном масштабе будут превалировать над декларируемыми Японией установками на разоружение.

Поводом к возобновлению дискуссий о целесообразности ядерного выбора в 2000-е годы стали ядерные испытания КНДР, однако очевидно, что они являются своеобразным предупреждением и Китаю. С 2005 года КНР официально признана потенциальной угрозой безопасности Японии [3], при этом отсутствие транспарентности в ядерной политике КНР, а также ее позиция по ядерным испытаниям только способствуют росту недоверия. Кроме того, японская сторона неоднократно обращала внимание мирового сообщества на то, что Китай – единственный член ядерного клуба, не сокращающий свои ядерные арсеналы, то есть фактически игнорирующий свои обязательства по ДНЯО.

Можно предположить, что высказывания относительно ядерного выбора рассчитаны и на то, что их услышат в Белом доме. Во-первых, некоторые японские ученые и политики выражают сомнение в том, что США действительно будут защищать их страну в случае возникновения конфликта. Во-вторых, ситуация с КНДР демонстрирует, что ядерное оружие успешно используется как средство политического шантажа, и на определенном этапе в Токио сложилось впечатление, что США готовы идти на уступки Северной Корее в ущерб интересам союзника (например, неожиданное решение Вашингтона об исключении КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, вызвало недоумение в Японии). В-третьих, ядерное оружие воспринимается не только как инструмент сдерживания, но и как средство укрепления международного престижа. Это немаловажный фактор для Японии, стремящейся к повышению своей роли в международных делах, в том числе за счет получения постоянного места в СБ ООН. Наряду с ней на постоянное членство в СБ претендует Индия, обладающая ЯО и не признающая режим нераспространения, и шансы ее попасть туда вполне реальны. Именно в условиях пробуксовывания процесса ядерного разоружения и сомнений в эффективности режима ДНЯО в Японии вновь заговорили о возможности ядерного выбора. С этой точки зрения важен тот посыл, который исходит от Б.Обамы, он созвучен тому, что японское правительство отстаивало долгие годы: создание безъядерного мира. Инициативы американского президента нашли полную поддержку в Японии, на высшем уровне было подтверждено намерение сотрудничать в сфере нераспространения. Импульс, данный процессу ядерного разоружения, позволит отвлечь Токио от размышлений на тему вхождения в клуб ядерных держав.

Безусловно, изменение подхода США к проблеме ядерного оружия будет способствовать эффективной японской деятельности на этом направлении. Очевидно, что японская позиция во многом зависит от американской, поэтому любые позитивные сдвиги со стороны США будут способствовать еще большей активизации японской политики. Притом что Токио выступает за разоружение и нераспространение, без поддержки со стороны США его деятельность не приносит желаемых результатов. Да и для США важно заручиться поддержкой Японии, обладающей авторитетом борца за ядерное разоружение и позиционирующей себя как посредника между ядерными и неядерными государствами.

Япония - один из важнейших восточных соседей нашей страны - в связи с последними событиями на Украине взяла резкий антироссийский крен. Официальный Токио ввел персональные санкции против руководства РФ, а также присоединился к экономическим рестрикциям против целого ряда российских компаний и финансовых организаций.

На американских базах в Японии уже давно развернуты конвертопланы Osprey. Но теперь Токио неофициально выражает заинтересованность в ядерном оружии США. Фото: EPA

На американских базах в Японии уже давно развернуты конвертопланы Osprey. Но теперь Токио неофициально выражает заинтересованность в ядерном оружии США. Фото: EPA

Заморозка несуществующих активов высших лиц правительства России в японских банках - жест символический. Нанесенный кабинетом Фумио Кисида удар по экономике РФ - явно не критичен. Но начавшаяся в Стране восходящего солнца дискуссия о пересмотре оборонной стратегии и перспективах размещения ядерного оружия США - вещь более чем серьезная. И она в совокупности с последними недружественными шагами Токио в адрес Москвы рискует окончательно поставить крест на перспективах взаимовыгодного решения застарелой проблемы Южных Курил.

Как сообщил министр обороны Японии Нобуо Киси, в свете событий на Украине решено разработать новую стратегию национальной безопасности. А экс-премьер министр Японии Синдзо Абэ, призвав начать дискуссию о размещении американского ядерного оружия на территории Японии, дал понять о возможных изменениях в этом концептуальном документе. "Мы не должны табуировать обсуждения, касающиеся реальности, с которой мы столкнулись", - сказал Абэ, несмотря на участие его страны в договоре о нераспространении ядерного оружия.

Справедливости ради отметим, что слова отставного главы кабинета министров были быстро дезавуированы на официальном уровне. "Это невозможно. Наша страна придерживается трех неядерных принципов", - заявил премьер Кисида. Но сколько он с такими убеждениями просидит в своем кресле с учетом бурной и сложно прогнозируемой политической жизни Японии, сказать сложно. А какие взгляды на эту проблему окажутся у его преемника - предвидеть невозможно.

Спрашивается, зачем Токио сознательно пошел по пути полного обрушения российско-японских отношений? Ведь в политическом плане из-за наложенных на российское руководство персональных санкций японцам теперь просто не с кем будет обсуждать перспективы заключения мирного договора. В экономическом - потери японцев будут исчисляться миллиардами. Ведь на вопрос, что произойдет с японскими инвестициями и построенными за последние годы в России автомобильными заводами, локализовавшими выпуск автомобилей "Тойота", "Ниссан", "Мазда", в Токио никто внятно так не ответил. Также очевидно, что в случае размещения американского ядерного оружия на своей территории Страна восходящего солнца превратится в потенциальную мишень для российских сил стратегического сдерживания.

Коренные интересы японского народа в очередной раз стали жертвой геополитической игры, в которую Токио под предлогом проявления "солидарности" втянул Вашингтон. Американцы, кстати, имеют солидный опыт в этом отношении - именно усилиями США в 1956 году было сорвано подписание совместной декларации Москвы и Токио, предусматривающей взаимоприемлемое решение проблемы Курил. О чем японцы потом не раз сожалели.

В очередной раз, пойдя на поводу у своих союзников-американцев, Япония не только "выстрелила себе в ногу", но и сделала это в своей части света в гордом одиночестве. Ведь другие крупные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай, Индию, Вьетнам, самострелом заниматься отказались. И с удовольствием займут освободившиеся ниши на российском рынке.

Между тем

Власти Польши не будут отправлять свои боевые самолеты на Украину. Об этом заявил президент Анджей Дуда по итогам встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. "Мы не отправляем наши самолеты, так как это означало бы военное вмешательство в конфликт, который ведется на Украине, и включение тем самым НАТО в этот конфликт", - отметил глава государства. Таким образом, власти уже второй страны опровергли заявления Киева о том, что Болгария, Польша и Словакия намерены передать ВСУ до 70 военных самолетов. Ранее передавать самолеты Украине отказался премьер Болгарии.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Япония имеет вооруженные силы самообороны ( и только).

+

Вевразии полуостров аравийский а в северной америки лабрадор, и на мой шет, самый крупный это аравийский

Другие вопросы по Географии

Категория

Категория

(40 ) хозяйственное освоение территории южной сибири 1.виды хозяйственной деятельности не территории райна. 2.проблемы освоения территории. 3.перспективы освоения территории.

Категория

Почему самые крупные ледники россии расположены именно на кавказе и камчатке, а не в хибинах, на урале или алтае.


ТОКИО, 6 августа. /ТАСС/. Япония, будучи единственной страной, перенесшей атомные бомбардировки, должна стоять во главе движения за полное ядерное разоружение. Об этом в понедельник заявил премьер-министр Японии Синдзо Абэ, выступая с речью на мемориальной церемонии в Парке Мира по случаю 73-й годовщины бомбардировки Хиросимы.

"Как единственная страна, познавшая ужас атомных бомбардировок, мы должны стоять во главе движения за ядерное разоружение, предпринимать конкретные действия по достижению мира без ядерного оружия", - подчеркнул он. Абэ выразил уверенность в том, что Япония должна выступать посредником в диалоге между ядерными и неядерными державами. Глава японского правительства также подтвердил приверженность трем неядерным принципам Японии - не обладать, не производить и не размещать ядерное оружие на своей территории.

Синдзо Абэ добавил, что позиция правительства Японии касаемо принятой в прошлом году Конвенции ООН о запрещении ядерного оружия, остается неизменной, и страна не намерена становиться участником этого договора.

"[Конвенция] расходится с мышлением и подходом нашего государства. Решение не присоединяться [к конвенции] остается неизменной", - цитирует его агентство Киодо.

Премьер-министр Абэ также пообещал расширить программу поддержки для "хибакуся" - переживших атомные бомбардировки граждан страны, а также всячески способствовать развитию программ, направленных на вовлечение молодого поколения японцев в мирное движение за ядерное разоружение. "Клянусь, что сделаю все, что в моих силах для достижения мира без ядерного оружия", - подчеркнул Абэ.





Китайская Народная Республика – единственная из пяти великих держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН, лишь одно государство из пятерки признанных Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) обладателей ЯО не предоставляет никакой официальной фактической информации о своих ядерных силах и программах их развития.

Экономический и технический потенциал КНР позволяет осуществить быстрое наращивание ракетно-ядерных вооружений

Китайская Народная Республика – единственная из пяти великих держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН, лишь одно государство из пятерки признанных Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) обладателей ЯО не предоставляет никакой официальной фактической информации о своих ядерных силах и программах их развития.

М ежду тем военно-экономический потенциал КНР, ее роль в международной политике и безопасности, влияние на перспективы разоружения и нераспространения значительно больше, чем любой страны мира, кроме США и России.

Официальные позиции и мнения экспертов

Объективности ради следует отметить, что Российская Федерация и Соединенные Штаты публикуют официальные данные о численности и характеристиках только тех ядерных вооружений, которые охвачены договорами об СНВ (а в прошлом – об РСМД). Китай не является участником соглашений об ограничении ядерных вооружений, как, впрочем, Великобритания и Франция. Однако Соединенное Королевство и Пятая республика публикуют весьма детальную информацию о своих ядерных силах и программах, являясь демократическими открытыми государствами и будучи защищены американскими гарантиями в качестве членов НАТО. Все названные выше державы, кроме Китая, довольно обстоятельно представляют свои военные доктрины, задачи и условия возможного применения ядерного оружия.

В 2010 году Соединенные Штаты дополнительно опубликовали официальную информацию об общей численности оперативно развернутых и находящихся в боеготовом резерве американских ядерных вооружений, включая историческую динамику размера арсенала ЯО за весь период 1945–2010 годов.

Вместе с тем следует отметить, что в США и России выходит в свет очень много неофициальных фактических и аналитических материалов по ядерным вооружениям с детальной информацией об их количествах, видах, типах и технических характеристиках, включая исторический генезис систем оружия и перспективные системы. Сходная ситуация в Великобритании и Франции.

“ В настоящее время наибольшую озабоченность в КНР вызывает развитие американских средств большой дальности с высокоточным неядерным оружием ”

Неприменение ядерного оружия первыми


В современном стратегическом мышлении общепринято, что ядерная держава, принявшая обязательство о неприменении ЯО первой, опирается на концепцию и средства ответного (второго) удара. Однако, по общепринятым оценкам, пока китайские стратегические ядерные силы (СЯС), равно как и система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), инфраструктура пунктов боевого управления и связи слишком уязвимы и недостаточно эффективны, чтобы обеспечить возможность ответного или ответно-встречного удара после гипотетического разоружающего ядерного удара со стороны США или России.

Поэтому официальную доктрину КНР можно трактовать как преимущественно политико-пропагандистский инструмент (вроде советского обязательства о неприменении ЯО первыми от 1982 года), не отражающий реального оперативного планирования СЯС. Скорее всего реально предусматривается в ситуации высокой угрозы ядерного нападения нанесение Китаем упреждающего удара. Впрочем, китайская концепция неприменения ЯО первыми наряду с отказом от транспарентности может иметь и другое объяснение, о чем речь пойдет ниже.

Ядерные силы и программы

Китайская Народная Республика провела первое испытание ЯО в 1964 году. По оценкам зарубежных специалистов, КНР имеет в общей сложности от 20 до 24 тонн высокообогащенного урана и 4–4,8 тонны оружейного плутония в боезарядах и запасах оружейных ядерных материалов.


Коллаж Андрея Седых

В общей сложности ядерный арсенал Китая оценивается примерно в 200–240 боеголовок, что делает его, а не Францию третьей ядерной державой после США и РФ в зависимости от точности имеющихся неофициальных оценок. Китайские ядерные боезаряды относят в основном к термоядерному классу с диапазоном мощности 200 кт – 3,3 Мт.

Несомненно, экономический и технический потенциал КНР позволяет осуществить быстрое наращивание ракетно-ядерных вооружений и за 10–15 лет с момента принятия решения создать СЯС, сопоставимые в количественном отношении с силами США и России. Впрочем, нельзя исключать, что такой статус Китай имеет не потенциально, а вполне реально и зарубежные оценки нынешних сил КНР абсолютно ошибочны. В прессе периодически появляются сведения о построенных и строящихся в Китае огромных тоннелях, общая протяженность которых оценивается примерно в 5000 километров. Интересно, что строительство ведется силами Второго артиллерийского корпуса, ответственного за стратегические силы наземного базирования (вроде российских РВСН). Эти тоннели непомерно велики для хранения ядерных боеголовок, которые, по одной из полуофициальных версий, якобы должны быть пристыкованы к ракетам после ядерного удара противника. Скорее всего по своим габаритам тоннели могут предназначаться для скрытного базирования резервных наземно-мобильных ракет, иначе таким исполинским сооружениям просто нет объяснения. По различным оценкам, в том числе Разведывательного управления Министерства обороны США, к настоящему моменту Китай может иметь от 1000 до 3500 резервных ядерных боезарядов и многие сотни запасных ракет, скрытых в тоннелях.

Это обусловливает необходимость учитывать китайские ядерные силы (или обеспечить их транспарентность и ограничение) при обсуждении любого следующего российско-американского соглашения по сокращению стратегических вооружений после нового Договора СНВ.

Перспективы переговоров

Интересно, что, как и Россия, Китай проецирует угрозу применения таких систем исключительно на себя. При этом практически единственный сценарий конфликта, который повсеместно и всерьез рассматривается в КНР, – это вооруженное столкновение с Соединенными Штатами из-за попытки Пекина силовым путем решить тайваньскую проблему. Видимо, Китай не уверен, что ответит ядерным возмездием на нападение с применением высокоточных обычных вооружений.

Тем не менее, как представляется, Китай можно постепенно вовлечь в процесс ограничения ядерных вооружений. Но путь лежит не через благие пожелания о расширении числа участников процесса. Вовлечение КНР возможно только на сугубо прагматической основе: если она сочтет, что ее уступки по части транспарентности и каких-либо лимитов на вооружения окупаются уступками США (и России) по тем вопросам, которые интересуют Пекин.

Китайское понимание стабильности состоит в признании двумя ведущими державами факта своей уязвимости для гипотетического ответного удара КНР и неприемлемости для них разрушительных последствий такого удара. Далее, это предполагает обязательство двух ведущих держав не пытаться ослабить потенциал Китая посредством наступательных средств (ядерных и обычных) и оборонительных систем (ПРО ТВД и ПРО стратегического класса, воздушно-космическая оборона).

Кроме того, Пекин считает новый Договор СНВ промежуточным, наскоро согласованным документом и относится к нему весьма критически. Чтобы всерьез подойти к вопросу каких-либо ограничений на свое ядерное оружие, Китай как минимум ждет следующего российско-американского договора СНВ. Однако перспективы такого соглашения сейчас туманны из-за разногласий двух стран по ПРО и нестратегическим ядерным вооружениям.

Если США и Россия в той или иной форме согласятся на указанные условия общего понимания стратегической стабильности, то на этой основе можно формировать конкретные положения договоренностей о транспарентности и ограничении вооружений. Таким образом, подключение Китая к процессу ядерного разоружения – это прежде всего проблема корректив военной политики США и России. Только на такой основе можно рассчитывать добиться перемен в практическом курсе КНР.

Вероятный формат переговоров – двусторонний диалог между США и КНР, параллельно с переговорами по СНВ между США и Россией и наряду с регулярными стратегическими консультациями России и Китая. Трехсторонний формат возможен впоследствии по нестратегическим ядерным вооружениям и сотрудничеству в развитии ПРО.

  • обязательство США не наращивать средства ПРО морского и наземного базирования на Тихом океане;
  • обязательство США и России, что в случае их договоренности о сотрудничестве в развитии ПРО такая система будет ограничена евро-атлантической зоной и в отдельных проектах (например сопряжение СПРН) КНР сможет принять участие в сотрудничестве в приемлемом для нее формате;
  • переход США и РФ к переговорам о следующем соглашении СНВ, включая ликвидацию стратегических носителей, ограничение высокоточных средств в неядерном оснащении, ракетно-планирующих частично-орбитальных систем (в чем должна быть заинтересована и Россия);
  • продвижение в ограничении нестратегических ядерных вооружений США и России, которое позволит поставить вопрос о транспарентности и ограничении китайских систем средней дальности и оперативно-тактического класса (в чем особенно заинтересованы Россия, Япония, Индия).

В долгосрочной перспективе Россия и США могли бы перейти к новой модели ядерного разоружения – через глубокое сокращение оперативно развернутых стратегических средств при сохранении значительного числа неразвернутых вооружений. Китай мог бы напрямую подключиться к этим ограничениям, согласившись на равные с двумя другими державами потолки на развернутые носители и боезаряды. Асимметрия по неразвернутым средствам может оказаться приемлемой для Пекина, если он обладает скрытым запасом ЯО в тоннелях и хранилищах. В конечном итоге и на эти резервы ядерного оружия могут распространиться меры транспарентности, согласованные ограничения и контролируемые меры ликвидации.

Алексей Арбатов,
член-корреспондент Российской академии наук, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Читайте также: