Отношение народа к борису годунову кратко

Обновлено: 02.07.2024

Народ и его роль в трагедии Борис Годунов Александра Пушкина — сочинение

Борис Годунов описан Пушкиным всесторонне и исчерпывающе. Это превосходный отец, стремящийся дать счастье родным детям, праведный и внимательный властелин, размышляющий о благе народном, однако отчего же повсеместно он терпит поражение? Нет удачи и счастья его детям:

Я, может быть, прогневал небеса,

Я счастие твое не мог устроить.

Безвинная, зачем же ты страдаешь?

В трагедии выведены и другие бояре: робкий и простоватый Воротынский; подлинный выразитель боярских взглядов Афанасий Пушкин; перешедший на сторону Самозванца Гаврила Пушкин, предок поэта, Голицын, Масальский и другие. Эти образы в трагедии Пушкину были необходимы, чтобы показать взаимоотношения царя и бояр, правящего класса и народа.

В самом воздухе витает обвинение, что Годунов — убийца царевича Дмитрия. Бояре не решаются высказать это царю, им есть что терять, они хотят любыми средствами спасти свои привилегии, местничество, близость к трону.

В народе же постоянно бродит недовольство своим униженным положением, подчиненностью вся и всем. Порой оно выливается в бунты, заканчивающиеся ничем. Правители умеют вовремя остановить народ, умаслить его не столько действенными мерами, сколько сиюминутными подачками и посулами. Шуйский очень хорошо объясняет Борису сущность народа.

Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь первое и основное место принадлежит народу. Народ и является главным героем трагедии Пушкина. Народу в композиции трагедии отведено центральное место: народ появляется в самом начале трагедии, он же и завершает её, уже после смерти Бориса и до вступления в Москву Самозванца; последний после сцены в лесу далее в трагедии уже не появляется. Не отдельные герои (Борис и Самозванец), а именно народ завершает трагедию.

Народ творец истории, подлинная основа государства. Без поддержки народа бессильны и цари, и бояре. Народ поддержал избрание Бориса на престол, а когда отвернулся от него, Борис погиб. Народ обеспечил победу и Самозванцу. Мощь народа безгранична.

Сила народа — в присущей ему высокой нравственной чистоте, в отвращении к преступлениям. Он не может простить Борису убийства младенца. Народ не может простить и Самозванцу гибели вдовы и сына Годунова. Так народ выступает как грозный судья беззаконий и преступлений царской власти.

Пушкин на материале истории XVII века даёт ответ на важнейшие вопросы своей современности. Приближалось восстание декабристов; их слабость была в том, что они действовали в отрыве от широких народных масс.

Народ в драме изображен в движении, в формировании нравственного самосознания. Сцена первого появления народа на Красной площади приглашает задуматься об отдельной оторопи общенародной массы, очутившейся без венценосца:

В заключении драмы народ уже другой: он самостоятельно принимает активное участие в происходящем, не тая собственной ненависти к монаршему дому.

Образ. Характеристика

Годунов потомственный боярин. Если верить легенде, его предком был татарский князь. Он приходится зятем Малюты Скуратова.

…зять палача и сам в душе палач…

Борис Годунов являлся не только хорошим правителем, но и прекрасным семьянином. Сын и дочь главное в его жизни. Он искренне сопереживает горю дочери, потерявшей своего жениха. Скорбит по-покойному вместе с ней. С Феодором Борис постоянно беседует на волнующие его темы, наставляет на путь истинный, дает отеческие советы. Перед смертью признается сыну, что он для него дороже душевного спасенья.

…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья…

Годунов хотел быть не только хорошим отцом для своих детей, он хотел стать отцом для всего русского народа. Вступая на престол он признавался боярам, что принимает власть со страхом и смиреньем, обещая быть благим и праведным. В этот момент Борис был искренен в словах. Он не лицемерил и не лукавил.

Несмотря на недостаточный уровень образования, он был умным человеком. Понимал, что за образованными людьми будущее. Признает высокое значение науки.

Простой и душевный человек с добрым сердцем и наделенный здравым смыслом. Властолюбие погубило его, потряся душу и внеся в нее адскую муку. Тревожная страсть довела его до преступления, отравив жизнь.

Несмотря на свойственную ему прямолинейность, Борис начинает хитрить, предпочитая отсиживаться в келье и делать вид, что ему чужда мысль о власти. Хотя именно ради нее была пролита кровь невинного младенца Дмитрия (царевича). От этих мыслей ему неспокойно. Он мечется, теряется. Становится мнительным и раздражительным. Частыми гостями в его опочивальне становятся колдуны.

…в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном…

Он советуется с ними. Ищет ответа на вопрос, сколько ему осталось царствовать. Спокойным будет его правление или нет. Борис перестает доверять простому народу, к которому раньше тянулся всей душой.

Характер его в корне меняется. Он уже не похож на прежнего Бориса Годунова. Он ужесточает расправу над боярами, ущемляет права крестьян, окончательно укрепляя крепостное право. Такая политика усиливает недоверчивое отношение к нему народа, которое в скором времени становится враждебным. Они стали приписывать ему то, чего он не совершал. Обвиняли в смерти жениха дочери и его сестры. Это было несправедливо, ведь он всегда был примерным отцом семейства. Люди перестали видеть в нем защитника. В их глазах он стал деспотом, который не только не заботится о благе народа, но и ухудшает и без того их шаткое положение. Для них он убийца. Все его попытки задобрить народ, всего лишь способ удержать смятенье и мятеж.

Хуже всего, то, что он не казнил людей явно. Он предпочитал отправлять их в ссылку, сажать в тюрьмы. Делать это не прилюдно, а втайне ото всех, но сути это не меняло.

…что пользы в том, что явных казней нет…

Спустя шесть лет правления Бориса Годунова Григорий Отрепьев, объявивший себя покойным царевичем Дмитрием, отправляется в Москву, чтобы свергнуть царя с престола. Когда до царя дошли слухи о самозванце, он приказывает арестовывать всех, кто хоть слово молвит о нем.

В разгар войны с Лжедмитрием, Годунов внезапно заболевает и скоропостижно умирает.

Образ Годунова – это образ типичного самодержавца, закончившего правление трагично по той причине, что он не учел силу и значение народа.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«НАРОД И ВЛАСТЬ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА

1. Вступительное слово учителя.

2. Основные вопросы беседы:

— кого автор определил как главных действующих лиц трагедии?

— можно ли в связи с этим считать трагедию политической?

— кто является главной действующей силой в первых сценах трагедии?

— каким изображается народ в начале пьесы? Как действует московская толпа в сцене уговоров Бориса взойти на престол?

— каково отношение народа к власти?

— чем объяснить разные высказывания народа о Годунове?

— почему народ не может представить жизнь без власти?

— легко ли добиться признания, находясь у власти?

— для чего Борису нужен факт народного избрания его на власть?

— в чем сила Бориса на первых порах его правления? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем монолог Бориса из 6 сцены.

— почему Годунов, полный самых добрых и просвещенных мыслей и намерений, становится, как и большинство его предшественников, тираном?

— что начинает происходить, когда появляется реальная угроза власти Годунова?

— прочна ли власть, достигнутая через злодеяние?

Иллюстрация к образу Бориса Годунова

— чем отличается это изображение Бориса от ликов святых?

— почему никто: ни бояре, ни народ – не могут напомнить Борису, как он добился власти?

— кто из представителей народа может позволить себе сказать Борису все, что о нем знает и думает? (Традиция в русской литературе).

— за что отвергнут народом Годунов? Почему народ вдруг оказывается на стороне Лжедмитрия?

— итак, какое столкновение в трагедии можно считать главным?

— как созревает у Григория Отрепьева решение выдать себя за царевича?

— что предсказывает Отрепьеву его сон?

— что изменяется в положении Григория, когда он попадает к полякам?

— кто подогревает честолюбие в Отрепьеве?

— как он ведет себя на русской земле?

— что способно затмить Лжедмитрию власть?

— почему, несмотря на жестокое сопротивление, Лжедмитрий входит в Москву?

— в чем причина его побед?

— почему неизбежно крушение Лжедмитрия?

— каким видится Лжедмитрию с высоты народ?

— каким способом Лжедмитрий достигает высшей власти?

— кому из героев в большей степени симпатизирует автор?

— в чем значение народных масс, народного мнения в крупных исторических событиях?

— доказывает ли история, что основу жизни и развития нации, государства составляет простая жизнь народа?

3. Заключительное слово учителя.

Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышение и трагический конец. Особенности исторических событий времени его правления. Отношение русского народа к Борису Годунову как к царю. Образ Годунова в произведениях искусства прошлого и современности.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 06.08.2011
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство Образования Российской Федерации

«Красноярский Государственный Университет

исторический факультет

кафедра Отечественной истории

контрольная работа на тему:

1.Царь Борис: начало пути

2.Царствование и смерть Бориса Годунова

3.Отношение народа к Борису Годунову

4.Годунов в произведениях искусства

Список использованной литературы

Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышение и трагический конец поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей, поэтов, музыкантов, художников. В этом нет ничего удивительного. Жизненный путь Бориса Годунова на редкость необычен. Начав службу заурядным дворянином, Борис занял пост при слабоумном царе, а затем стал властителем огромной державы.

В это время Россия вступила в череду тяжелых испытаний. Стихийные бедствия на десятилетия подорвали ее экономику. Длительная война довершила свое дело. В стране царила разруха. Проиграв Ливонскую войну, Россия лишилась порта на Балтике, необходимого для развития торговли в Западной Европе.

Поражения во внешней политике усугубили внутренний кризис общества. Истоки его коренились в отношениях двух сословий феодального общества - землевладельцев и крестьян.

7 января 1598 года умер царь Федор Иоаннович. Он был последним из рода Рюриковичей, и на нем заканчивалась великая династия, которая правила Россией, без малого 736 лет. Народ чувствовал себя осиротевшим. Люди кинулись к вдове Ирине, как к последней надежде. Но Ирина приняла постриг, и надежда исчезла совсем. Стало ясно - старую династию не воскресить. А значит, будет новая. Будет новый царь, который утешит народ в сиротстве. Новый царь появился - Борис Годунов.

В глазах Карамзина лишь законные самодержавцы были носителями государственного порядка. Борис узурпировал власть, убив последнего члена царской династии, и потому само проведение обрекло его на гибель. Суждения дворянского историографа о Годунове не отличались глубиной. А.С. Пушкин понимал историческое прошлое несравненно лучше. Истоки трагедии Годунова он усматривал в отношении народа к власти. Бориса преследовали неудачи потому, что от него отвернулся собственный народ. Крестьяне не простили ему отмены старинного Юрьева дня ограждавшего их свободу.

Обвинения Годунова во многих кровавых преступлениях Ключевский отмел как клевету. Яркими красками нарисовал он портрет человека, наделенного умом и талантом, но всегда подозреваемого в двуличии, коварстве и бессердечии. Загадочная смесь добра и зла - таким виделся ему Борис.

Царь Борис

Борис Федорович Годунов родился около 1551 года. Его отец Федор Иванович был помещик средней руки. Служебная карьера Федору не удалась. Федор и его брат Дмитрий сообща владели небольшой вотчиной в Костроме. После смерти отца, Бориса в свою семью взял дядя. Он взял его не ради участия в судьбе племянника, а ради того, чтобы не допустить раздела последнего родового имения.

Борис начал службу при дворе Ивана Грозного: в 1570 году он упоминается в Серпуховском походе, одним из оруженосцев царя.

Около 1571 года Борис упрочил свое положение при дворе женитьбой на дочери царского любимца известного опричника Малюты Скуратова - Бельского. С 1576 - 1579 годы Борис занимал должность кравчего. В 1580 году Грозный выбрал сестру Бориса Ирину в супруги царевичу Федору; тогда же Борис был пожалован в бояре.

В конце Ливонской войны в царской семье произошли события, круто изменившие судьбу Годунова. В ноябре 1581 года царь поссорился со старшим сыном и в припадке гнева убил его, и Федор стал наследником.

Царь издавна возлагал на Годунова заботу о младшем сыне. Отправляясь в военные походы, он оставлял Федора в безопасном месте под его присмотром. Положение Бориса было весьма почетным. Кроме того, по утверждениям некоторых источников, Борис Годунов присутствовал при трагедии со старшим сыном и даже пытался защитить несчастного царевича, за что был ранен разбушевавшимся царем.

После осознания Грозным того, что он натворил, отношение его к Годунову изменилось, ведь он пытался спасти любимого царя. Борис приобрел доверие Грозного, который, умирая, назначил его одним из опекунов к Федору, так как он, хотя и вступал на престол взрослым в 27 лет, был ребенком по способностям. Помимо Годунова опекунами Федора были назначены: Никита Романович Юрьев, родной дядя Федора по матери, князь Иван Федорович Шуйский, прославившийся обороной Пскова от Батория и Богдан Яковлевич Бельский. Последнему, как говорят, Иоанн поручил в опеку своего младшего сына Дмитрия, родившегося от пятой венчанной жены его Марии Нагой.

31 мая 1584 года столица торжественно отпраздновала коронацию нового царя. Федора короновали по чину венчания византийских императоров. Долгая церемония утомила его. Не дожидаясь окончания коронации, он передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжелое золотое яблоко (державу) - Борису Годунову. Этот ничтожный эпизод потряс присутствующих. В дни коронации Федор возвел шурина в чин конюшего.

Начало пути

Первое время значение Бориса среди советников Федора ослаблялось влиянием на дела боярина Никиты Романовича, но вскоре он опасно заболел и умер. Эта смерть дала возможность Борису выдвинуться на первый план. Царь Федор искренне любил свою жену Ирину Годунову, а Борис имел на сестру неограниченное влияние. Таким образом, постепенно он становится для царя незаменимым советчиком и делается фактическим руководителем государства. Кроме того, Борис Годунов умело нейтрализует таких соперников в борьбе за власть как семейство Мстиславских, Шуйских, Романовых и других.

В руках Бориса сосредотачивается огромная власть. Он реформирует внешнюю и внутреннюю политику. В 90-е годы заключает выгодное перемирие с Польшей, проводит победоносную войну со Швецией, возвратив многое из потерянного Грозным в Ливонской войне и расширив выход к Балтийскому морю. За Россией окончательно закрепляется Сибирь, строятся новые города, укрепляются границы. Вместе с властью приумножается и личное благосостояние Годунова.

Своеобразие политического курса Годунова состояло в том, что он отказался от услуг привилегированного охранного корпуса и пытался найти прочную опору во всей массе дворянства.

У Годунова была податная политика. Казна стала освобождать от податей земляную запашку помещиков, несших военную службу.

Налоговая политика носила отчетливый сословный характер. Мелкопоместные дворяне рассматривали предоставленные им посты как очень значительные. Необлагаемая барская пашня гарантировала им пропитание и спасала от нищенской сумы, при неблагоприятной ситуации казны, освобождала то податей тем большие участки боярской пашни, чем большим поместьем владел дворянин. Таким образом, реформа податной системы принесла среднему дворянству еще большую выгоду, чем мелкому. Податная реформа имела исключительно важные социальные последствия. Она провела четкую грань между высшим, привилегированными сословиями феодальных землевладельцев и низшим, податным сословием зависимых крестьян.

В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Это был великий триумф Годунова. Патриаршество на Руси не только подтвердило великий авторитет русской церкви в православном мире, но и положило конец вечным попыткам константинопольских патриархов вмешиваться в дела русских епархий, назначать митрополитов. Церковь обрела независимость.

В 1591 году совершилось событие, имевшее огромное влияние на судьбу всей страны, на нашу дальнейшую историю: 15 мая в Угличе погиб царевич Дмитрий. Следствие, произведенное на месте особой комиссией, выяснило, что царевич погиб в результате несчастного случая.

Единственное препятствие между Борисом Годуновым и троном было ликвидировано. Больше наследников царского рода не было. Поэтому, когда царь Федор Иоаннович умер, а вдова его Ирина, отказавшись от трона, приняла постриг, все взоры обратились к Борису Годунову. Благо, что почву для себя он уже подготовил.

Царствование и смерть Бориса Годунова

Борис рассчитал, что на первых порах своего правления необходимо расположить к себе народ, приучить любить себя и повиноваться себе. С этой целью он освободил весь сельский народ от податей на один год. Борис преследовал бесчинное пьянство. Сидевшие в тюрьмах получили свободу, опальным прежнего царствования давалось прощение; вдовы, сироты, нуждающиеся получали то царя помощь. Борис непрестанно кормил и одевал неимущих. Казней не было. Все благие стремления клонились к одной цели: утвердиться на престоле. Только духовенство и служилые люди были действительно за Бориса; народ не любил его.

Сознавая, сколь необходимы России тесные культурные и хозяйственные связи с Западной Европой, Годунов деятельно хлопотал о расширении западной торговли, Борис осыпал милостями немецких купцов, некогда переселенных на Русь из завоеванных ливонских городов. Гостям московским и другим разрешил торговать беспошлинно 2 года. Одним из важнейших указов стал указ об уменьшении барщины и оброка крестьянам.

При Годунове иноземцев было больше, чем когда-либо прежде. Он любил общество иноземных медиков и подолгу расспрашивал их о европейских обрядах и обычаях. Новый царь зашел столь далеко в нарушении традиций, что сформировал из наемников-немцев отряд телохранителей.

11 марта 1601 года было заключено перемирие с Литвою на 10 лет (в котором Сигизмунда не именовали королем Швеции под предлогом, что он не известил ни Федора, ни Бориса о своем восшествии на трон).

Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились страшные события. В 1601 году шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод. Цена на хлеб увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного придела, даже прибегая к преследованию тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился.

Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавал беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более что, узнав о раздаче, люли со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у их дома.

Люди начали думать, что это - кара Божья. Возникло убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

В 1601-1602 годы Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил невыход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне, таким образом, спасли свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не на много увеличил популярность царя.

В последствии он получил прозвище - Лжедмитрий 1.

16 октября 1604 года Лжедмитрий 1 с горсткой казаков и поляков двинулся на Москву. Даже проклятия патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 года правительственные войска разбили самозванца, который вынужден, был уйти в Путивль.

Ситуация для Годунова так же осложнялась из-за состояния его здоровья. Прежде деятельный и энергичный, Борис в конце жизни все чаще отстранялся от дел. Он почти не покидал дворец. Все чаще и чаще обращался к знахаркам и ведуньям. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях, нередко царь недомогал и в 1600-е годы.13 апреля 1605 года Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав что, чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало плохо: из ушей и носа пошла кровь. Царь потерял сознание и вскоре умер. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе.

Отношение народа к Борису Годунову

борис годунов царь правление

Царствование Федора Иоанновича было очень благостным, по сравнению с последними годами правления Ивана Грозного. А поскольку фактически все годы правления Федора страной управлял Борис Годунов, то, казалось бы, народ должен был возрадоваться, когда после смерти Федора, Борис стал и официальным царем. Но этого не произошло. Народ откровенно не любил Бориса Годунова. Он не был родовитым боярином, за ним не было природного права на царство. Но не это главное. В глазах народа Борис Годунов был убийцей. Народная молва приписала ему смерть трех невинных младенцев и не просто младенцев, а младенцев настоящей царской крови.

Еще до гибели несчастного царевича Дмитрия, в 1585 году появились слухи о привезенной из-за границы девочки Евдокии - последней кровной представительницы династии Рюриковичей. Ее мать Мария Владимировна - прямая правнучка Ивана 3, в 1573 году была выдана замуж Иваном Грозным за ливонского короля Магнуса. От этого брака родилась девочка Евдокия Магнусовна. После смерти Магнуса, Борис Годунов уговорил Марию Владимировну вернуться в Москву, пообещав ей богатую и обеспеченную жизнь. Но по приезду ее в Москву, разлучил ее с дочерью и заключил в Пятницкий монастырь, близ Троицы под именем Марфа, где она и умерла через несколько лет. О судьбе ее дочери ничего не известно.

Очень выгодна для Бориса была и смерть царевича Дмитрия. Было понятно, что Годунов расчищает себе путь к трону. Хотя сейчас многие

Считают, что он в этих смертях не виновен.

А в 1592 году по Москве разлетелась радостная весть - царица Ирина наконец-то беременна. Это значит, что у Федора будет наследник или наследница, а значит, династия не закончится. И поэтому, когда родилась девочка, названная Феодосией Федоровной и, прожив всего несколько месяцев, умерла, народная молва сразу же обвинила в этом Бориса Годунова. К этой смерти, скорее всего, Годунов также не имеет никакого отношения, но слух закрепился в умах людей. Поэтому, каким бы ни был Борис Годунов царем, а в глазах людей он был убийцей.

Не прибавляла Годунову популярности и его жена. Мария Григорьевна, дочь Григория Лукьяновича Бельского, известного под именем Малюты Скуратова, самого любимого опричника Ивана Грозного. Одно его имя наводило ужас на людей. И хотя многие источники сообщают, что его дочь не имела ничего общего с характером отца, была добропорядочна, сердечна, много занималась благотворительностью, народ не верил в ее искренность. Бориса обвиняли во всех смертных грехах и бедах.

Причина подобного отношения к правителю в том, что общество все-таки не могло простить ему стремительное возвышение до царского престола. Восхождение Годунова на престол венчало процесс разрушения облика незыблемости и недосягаемости царской власти.

Многочисленные обвинения против Бориса никем не доказаны. Но они запятнали правителя в глазах потомков.

Борис Годунов в произведениях искусства

И если о Годунове помнят еще на Западе, то это благодаря опере, созданной другим русским, Модестом Мусоргским, по трагедии Пушкина. Первое представление оперы состоялось в 1874 году. Мусоргский сильнее, чем Пушкин, акцентирует тему вины и изображает Годунова, умирающим от замучивших его угрызений совести. В опере видение убитого окровавленного мальчика, преследует царя и, в конце концов, сводит его с ума.

Господство и власть Бориса основывались на придворной ловкости и интригах, иначе его положение в правительстве не было бы таким прочным.

При более детальном рассмотрении жизни Годунова, если свести на нет все слухи и клевету, действительно можно увидеть человека заботящегося не только о своем благе, но и о благе своего отечества, прежде всего. Его погубило роковое стечение обстоятельств и ненависть собственного народа. Такая выдающаяся личность как Борис Годунов всегда будет интересна для изучения и останется предметом научных споров.

Список литературы

1.Ключевский В.О. Соч. в 9 т; М. 1954.

Подобные документы

Объективная оценка периода правления Бориса Годунова, причины его восшествия на престол, семья. Сложные отношение народа и нового царя. Трагическая судьба детей и жены Бориса после его кончины, последствия царствования Годунова для будущего России.

курсовая работа [74,6 K], добавлен 24.12.2010

Биография русского правителя Бориса Годунова. Его деятельность как главы правительства при царе Федоре. Смерть царевича Дмитрия. Годунов на троне: репрессии, великий голод, появление самозванца. Внешнеполитические успехи русского царя. Крах Годунова.

реферат [33,6 K], добавлен 12.12.2014

Изучение и оценка политической деятельности такого важного исторического персонажа, как Борис Годунов. Начало его карьеры и деятельность при дворе Ивана Грозного. Борьба Бориса Годунова за власть, избрание царем. Его политические успехи и неудачи.

контрольная работа [35,0 K], добавлен 17.01.2016

Краткая история происхождения рода и характеристика исторического портрета Бориса Годунова как боярина, фактического правителя государства и русского царя. Выдвижение Годунова во времена опричнины и оценка внутренней и внешней политики его правительства.

презентация [1,3 M], добавлен 27.12.2012

Историческая обстановка в России конца XVI века. Сыновья Ивана IV (Грозного) - претенденты на власть, род Годуновых. Характер Бориса Годунова и его возвышение, реформаторский характер правления при Федоре Ивановиче. Избрание Бориса на царство и смута.

реферат [19,7 K], добавлен 10.02.2010

Торжество Бориса. Преступления, наказание. В правление Бориса Годунова в судьбах России произошел крутой перелом. Фактический приемник Ивана Грозного, Годунов расширил и упрочил дворянские привилегии. В стране утвердилось крепостное право.

реферат [24,1 K], добавлен 29.11.2003

Внутренняя политика Бориса Годунова, задачи нового правительства. Расширение внешней торговли со странами Европы и Востока. Постепенное закрепощение крестьян. Мероприятия Бориса Годунова по преодолению отсталости России. Причины и последствия Смуты.

Годуновы. Исчезнувший род

Происхождение рода Годуновых

Род Годуновых, согласно старинным преданиям, происходит от татарского мурзы Чета. В конце XIII в. он выехал из Орды на службу к русским князьям, правившим в Костроме. Вероятно, это были сыновья великого князя Дмитрия Александровича, Александр или Иван. Легенда гласит, что, уже подъезжая к Костроме, мурза тяжело заболел и потому вынужден был остановиться на отдых на берегу Волги, где ему во сне явилась Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.

Под впечатлением от этого чудесного сновидения Чет крестился с именем Захарий и построил в этом месте каменный храм Святой Живоначальной Троицы, к которому стали относиться еще и приделы апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Таким образом, был основан монастырь, ныне известный как Свято-Троицкий Ипатьевский, навечно связанный в отечественной истории с другим известным родом – Романовыми. Впоследствии и сам Захарий, и все грядущие поколения его потомков нашли здесь свое последнее пристанище, и Ипатьевский монастырь стал фамильной усыпальницей Годуновых. Данным обстоятельством объясняются и более поздние вклады представителей рода Годуновых (например, Якова Афанасьевича в 1594 г., Ивана Ивановича в 1603 г.) в этот монастырь.

В русских летописях тех времен сведений о Чете не найдено, но под 1304 г. записано, что в Костроме было восстание против местных бояр, во время которого был убит боярин Александр Захарьевич по прозвищу Зерно. По родословной Годуновых он считается сыном Чета-Захария.

Официальные поколенные росписи нового времени ведут родословную бояр и дворян Годуновых от внука Захария Дмитрия Александровича по прозванию Зерно. После возвышения с 1328 г. Московского княжества при Иване Калите и переноса столицы Северо-Восточной Руси в Москву костромской боярин Дмитрий Зерно, сын Александра, со своими сыновьями, Иваном Красным, Константином по прозвищу Шея и Дмитрием, перебрался в столичный город. В Москве все они получили боярские чины уже при тамошнем великокняжеском дворе. А Константин Шея стал настолько близок Василию I, что подписал его духовную грамоту. Правда, детей Константину бог не дал, и род пошел от сыновей Ивана Красного – Федора Сабура и Ивана Годуна. Первый стал родоначальником старшей ветви – Сабуровых, потомки второго от брака с некой Агриппиной (в иночестве Александра, похоронена в Ипатьевском монастыре) стали именоваться Годуновыми.

Однако не все историки считают, что Годуновы – потомки татарского мурзы. Известный исследователь С. Б. Веселовский опровергал легенду о Чете, полагая, что монахи Ипатьевского монастыря выдумали ее для того, чтобы доказать княжеское происхождение своих покровителей – Годуновых. В действительности же Захарий являлся одним из представителей боярства, появившегося в Костроме еще при великом князе Василии Ярославиче (правил в Костроме с 1247 по 1276 г.).

Веселовский отмечал хронологическую несообразность легенды о выезде и крещении Чета. Так, в некоторых родословцах выезд мурзы происходил при Иване Калите и митрополите Петре, в других – при митрополите Феогносте и с благословения Петра. При этом известно, что Петр скончался в 1325 г., а Феогност стал митрополитом в 1328 г. Вероятно, эти персоналии упоминались в летописи лишь с целью украсить ее страницы своими именами, но если даже не брать во внимание эти временные нестыковки, получается, что если Чет действительно существовал, то в 1330 г. его не было уже в живых.

При этом Веселовский считает вполне возможным то, что Александр Зерно являлся сыном Захария (Чета) и отцом Дмитрия Зерна, с которого Государев родословец начинает род Сабуровых-Годуновых. Вот как он это аргументирует.

Бархатная книга начинает род Сабуровых-Годуновых с Дмитрия Зерна, без указания его отчества. Некоторые частные родословцы начинают род с Захария и говорят о наличии у него сына Александра и внука Дмитрия Зерна. О том, что Захарий и Александр существовали, свидетельствует также монастырские синодики. В синодике Ростовского Успенского собора род Годуновых записан так: Захарий, Александр, Дмитрий (Зерно), Иван, Константин (Шея), Дмитрий, Федор (Сабур), Данило (Подольский), Иван (Годун), Григорий (Иванович Годунов) и т. д.

Далее известно, что Дмитрий Иванович Годунов в третьей четверти XVI в. построил в Ипатьевом монастыре каменную усыпальницу, гробы в которой укрывались покровами с вышитыми надписями. В переписных книгах монастыря есть информация о почти четырех десятках покровов – от относящихся к Захарию и Александру и до тех, кто жил на протяжении трех последующих веков. Записи эти не вызывают никаких сомнений, ибо к таким вещам, как запись в синодики на вечное поминание, относились чрезвычайно серьезно, и о выдумывании несуществующих имен и речи быть не могло.

Выше уже приводились доказательства того, что жизнь Захария, Александра и Дмитрия можно по времени отнести приблизительно к середине XIII в. – третьей четверти XIV в. Это заставляет задуматься об одном моменте в летописях костромской жизни. В начале XIV в. в связи с борьбой князя Михаила Ярославича Тверского и князя Юрия Даниловича Московского за великое княжение во многих городах имели место столкновения сторонников и противников споривших в Орде князей. Князь Михаил послал в Великий Новгород своих наместников, но там их не приняли и заключили перемирие до возвращения князей из Орды и решения их спора ханом. В Нижнем Новгороде ситуация приняла критический оборот: вечники восстали против бояр покойного великого князя Андрея Александровича и перебили их, за что князь Михаил, возвратившись из Орды, отомстил мятежникам. Тверской боярин Акинф Великий с тверской ратью пытался занять Переяславль и захватить находившегося там князя Ивана Даниловича, но был убит в битве, а тверская рать бежала. Тогда же Кострому заняли бояре князя Михаила, и здесь против них восстали местные вечники.

В композиции произведения народу отводится центральное место. Этот персонаж открывает трагедию, он же ее и завершает. Не отдельные герои произведения – Борис, Шуйский или Самозванец, а именно народ знаменует окончание трагедии Пушкина.

Государство держится на простых людях. Они – основа всего, сила и мощь. Без них цари и бояре ничего из себя не представляют. Народ творит историю, является ее движущей силой. Крестьяне поддержали незаконное восшествие на престол Бориса Годунова, но в результате его политики отвернулись, возненавидели, и правитель погиб. Народ погубил одного царя и помог другому, пусть и Лжедмитрию. Мощь простого люда поистине не знает границ.

В глубине народных масс живет вечная тяга к свободе, к избавлению от тирании. Народ – стихия, он может в любой момент пойти восстанием против обидчиков и угнетателей. Он, как солома, которая вспыхивает от огня одной спички. Достаточно небольшого толчка, чтобы вся эта махина пришла в действие и кинулась защищать свои права.

Сила крестьян заключается в их чистоте и нравственности, в богобоязненном отношении к преступлениям. Народ никогда не простит Борису убийство младенца. Но и Самозванец не будет прощен за смерть Годунова и его жены. Народ – строгий судья всех отступников божественных заповедей и законов.

Пушкин в знаменитой трагедии на материале исторических событий того времени дает ответы на все вопросы своей современности: приближающееся восстание декабристов не могло закончиться победой, так как не имело достаточной поддержки народных масс.

Александр Сергеевич чувствует и показывает силу народа и обусловленною особенностями 17 века слабость его. Крестьяне могут легко свергнуть ненавистных тиранов и обидчиков, но вот обеспечить себя свободой они не в силах. И причина этого проста – необразованность, отсутствие политических знаний.

Цари и бояре пользуется этой темнотой народа, творят то, что считают нужным, и с легкостью присваивают себе те достижения, которые принадлежат простым людям.

Народ – не статичный персонаж, он показан в движении. Впервые мы сталкиваемся с народными массами в Сцене на Красной площади. Люди растеряны, они оказались без царя и еще не совсем понимают, что им теперь делать.

Но такого не скажешь об окончании трагедии, здесь уже народ – полноправный деятельный участник всех происходящих событий. Он уже не скрывает своей ненависти и накипевшей злобы и готов на расправу.


Бориса Годунова можно отнести к главным неудачникам русской истории. Став первым выбранным царём, он парадоксальным образом стал, к тому же, и самым нелюбимым монархом у своего народа. Кем же был одиозный русский царь: отравителем, инноватором или проанглийским государем.

Народный избранник

Коварный отравитель

Если Борис Годунов действительно был причастен к этим кровавым преступлениям, то делал это очень хитро и коварно – у историков нет ни одного доказательства.

Проанглийский государь

Именно Борис Годунов, а не Пётр I стал первым государем, ориентированным на европейские порядки. Он поддерживал дружеские связи с Англией и состоял в лестной переписке с английской королевой. При Годунове англичане получили небывалые привилегии, в том числе и право беспошлинной торговли.

Дабы показать свою европейскую культуру, Борис Годунов стал брить коротко бороду. Правда, от других он подобного не требовал.

Англичане тоже старались не терять благосклонность русского государя. Например, когда один из послов Флетчер, по возвращению из России написал сочинение, где не в самых светлых тонах описал Московию, его работа подверглась запрету, дабы не гневить русского царя. Сегодня, памятником русско-английским отношениям времён Годунова является город Архангельск.

Инноватор

Лучший отец

Патриаршество на Руси

Благодаря стараниям Бориса Годунова на Руси появился свой патриарх: в 1589 им стал Московский Митрополит Иов.

Великий голод

13 апреля 1605 года Борис Годунов казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Спустившись, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер в возрасте 53 лет.

Читайте также: