Литература древнего мира кратко

Обновлено: 18.05.2024

Древняя литература — очень широкое поня­тие. Она охватывает литературное творчество всех народов древнего мира — от китайцев и индийцев до римлян, от армян и персов до создателей древней цивилизации на Амери­канском континенте.

С возникновением классов и государства в античной литературе рождается новый жанр— лирическая поэзия.

Великие греческие лирики (Алкей, Сапфо, Архилох, Феогнид, Анакреонт — VII—VI вв. до н. э.) впервые заговорили о любви, о торжестве победителя и бессильной ярости по­бежденного. В ту пору родилась и граждан­ская лирика.

От гомеровского эпического спокойствия и радостного приятия мира не осталось почти ничего. И все же не мрак, а свет пре­обладал в творчестве драматургов и в чув­ствах зрителей: древняя трагедия возвышала людей, рождая восхищение мужеством и стой­костью героя, его правотой в борьбе против неодолимых сил. Это было тоже отражение жизни, но иное, более осознанное и высокое.

Утрата независимости греческими городами-государствами, образование империи Александ­ра Македонского (356—323 гг. до н. э.) и ее распад на несколько монархий открывают но­вый период в истории греческой литературы — период эллинизма, за которым (с началом но­вой эры) последовал период римского влады­чества.

Наряду с мифологическими сюжетами и образами появляются сюжеты, заимствованные из повседневной жизни. Вера в богов ослабе­вает, да и сами герои мифов приобретают черты современников писателя, а иной раз превра­щаются даже в предмет злого осмеяния, как, Например, у одного из наиболее значительных сатириков древности—Лукиана (II в.). Очень многое в этой поздней литературе нам близко, понятно и дорого прежде всего благодаря ее интересу к обыкновенному человеку со всеми его достоинствами и недостатками. В эллини­стический и римский периоды умножались и совершенствовались литературные формы, воз­никали новые стихотворные размеры, новые жанры, которые использовали не только гре­ческие, но и римские писатели, а затем усвои­ли народы новой Европы (любовная элегия, идиллия, сатирическая эпиграмма, жанр при­ключенческого и психологического романа и многое другое).

Римская литература, родившаяся позже гре­ческой (III в. до н. э.), заимствовала у по­следней многое. Но она не копия греческой.

В первые века нашей эры греческая и рим­ская литературы развиваются настолько сход­ным образом, что можно говорить о единой греко-римской литературе. В это время не только римляне учатся у греков, но и греки— у римлян.

Историческое значение литературы раннего христианства в том, что многое из нее вошло в европейскую литературу средних веков. На греческом востоке преемницей поздней антич­ности стала культура Византии.

В богатстве содержания, сочетающегося с совершенством формы,— причина того, что лю­ди никогда не перестанут обращаться к антич­ной литературе — древнему, но вечно юному источнику высоких, прекрасных, радостных чувств, мыслей и переживаний.

Теперь более общие сведения. Каковы основные цели нашего курса? Зачем нужно и полезно изучать зарубежную литературу и вообще литературу? Зачем вообще существует литература? Во-первых, она доставляет читателям удовольствие. Литература даёт совершенно особое, специфическое наслаждение, которое не может заменить ничто другое, ни кино, ни телевидение, ни даже сама реальная жизнь. Чтение – одна из самых ярких, полезных форм досуга, наполняющих жизнь смыслом, эмоциями. Человек должен жить полноценно, ярко, а это значит, он должен испытывать яркие эмоции. И литература способна их дать. Поэтому всегда будет значительное количество людей, искренне и бескорыстно любящих читать. Во-вторых, литература развивает человека интеллектуально, из книг человек черпает новые знания о жизни, во время чтения развивается фантазия, мышление и т.д.

Поэтому литература никогда не умрёт, она просто сокращает своё влияние, с начала 2000 годов, времени бурного развития интернета, телевидения, это особенно заметно. И историю литературы всегда будут изучать.

Первая цель нашего курса – познакомиться с лучшими, самыми интересными, яркими, глубокими произведениями литературы данного периода. Вторая цель – начать учиться самостоятельно анализировать прочитанные произведения. В конечном итоге это нужно для того, чтобы научиться анализировать саму жизнь, нашу реальную жизнь (отражением которой является литература), понимать явный и скрытый смысл того, что происходит вокруг нас и внутри нас, в нашей душе. Почему всё происходит так, а не иначе и может ли быть по-другому, что для этого делать? Понимать жизнь лучше, чем не понимать её. Это помогает жить более эффективно и успешно.

Возможно, вы знаете, что литература и вообще искусство делится на массовую и элитарную. Массовую литературу читают люди малообразованные, которых абсолютное большинство: фэнтези, любовные романы, детективы и т.д. Элитарную литературу читают люди образованные и культурные, интеллигентные люди, любящие и умеющие мыслить, рассуждать на отвлечённые философские темы. Элитарная литература – это лучшие произведения мировой литературы, именно её вы и будете изучать все пять лет. Это литература для немногих, избранных, умных. Она часто бывает трудна для восприятия и осмысления. Её читать трудно, но приятно для самолюбия, для тех людей, которые не зависят от мнения окружающих, малообразованных обывателей.

Так вот литература Древнего мира – это суперэлитарная литература, чтение произведения, которое написано 2-3 тысячи лет назад – чтение необычное. Такие произведения читают очень мало, они не способны дать обычного удовольствия от чтения, удовольствие возникает от их древности и экзотичности. Вообще же древнюю литературу читать полезно: она заставляет мыслить глобально – в масштабе истории всего человечества. Правда, тех, кто не способен мыслить в принципе, не заставит мыслить ничто.

И ещё, что касается зарубежной литературы вообще. Мы её читаем всегда в переводах. В этом специфика, и сложность, и преимущество по сравнению с русской литературой. Древнерусская литература и русская литература 18 века написаны древним старым, несформированным, только формирующимся русским языком, и в основном большинство произведений этих периодов требуется читать в оригинале, а это тяжело, непонятно. Но ведь и древние произведения зарубежной литературы написаны на древних, устаревших, чаще всего уже мёртвых языках, но читаем мы их в переводах на современный русский язык. Переводчики вообще могут достаточно вольно обращаться с зарубежным произведением, осовременивать вводить современные слова, менять ритм, вводить рифму там, где её нет и т.д. Переводить поэзию, а тем более древнюю, очень сложно, и главным считается передать самый общий смысл. В любом случае, надо всегда помнить, что перевод – это индивидуальное восприятие произведения, его смысла переводчиком, это интерпретация, версия, один из вариантов прочтения, перевод никогда полностью не соответствует оригиналу. Читать зарубежные произведения в переводах легче приятнее - в этом преимущество, а сложность в том, что переводов одного произведения может быть множество, и найти однажды услышанный и понравившийся вариант перевода порой нелегко. Поэтому читая зарубежные произведения, особенно поэтические, обращайте внимание, фиксируйте переводчика, либо конкретное издание, книгу, вышедшую в определённом году в определённом издательстве.




По истории других литератур Древнего мира лучший источник – первый том девятитомной Истории всемирной литературы (это самое авторитетное и полное издание): История всемирной литературы: в 9 тт. / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т.1 /Отв. редактор И.С. Брагинский. – М.: Наука, 1983. – 584 с. Этот том есть в интернете. Также есть всеобъемлющий учебник Лукова: Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней (любое издание). На 500 страницах очень кратко изложена вся история зарубежной литературы. Хотя в этой книге очень много достойных произведений даже не упоминается, общее представление составить можно.

Список лучших произведений, рекомендованных к прочтению.

1. Мифы Древней Греции (по книге Н.А. Куна).

2. Гомер. Илиада (песни 6 и 24). Одиссея (песни 9, 10, 12).

3. Эсхил. Агамемнон.

4. Софокл. Царь Эдип.

5. Еврипид. Медея.

6. Аристофан. Лисистрата.

7. Лонг. Дафнис и Хлоя.

8. Катулл. Лирика.

9. Ветхий Завет (Бытие: гл. 1-9, 37-45; Исход: гл. 1-21; Экклезиаст).

10. Новый Завет (Евангелие от Матфея).

Древний и средневековый Китай.

Хронологическая линия истории всемирной литературы

До нашей эры 27 в. Нашей эры 5 в. 14 в. 17-18 19-21
Древний мир Средние века Эпоха Возрождения

Хронологическая линия истории литературы Древнего мира

1.Какие люди читают элитарную литературу? 1. любящие и умеющие мыслить 2. имеющие высшее филологическое образование.

2. В чём заключается основное преимущество чтения зарубежной старинной литературы по сравнению с древнерусской литературой и русской литературой ХVIII века? 1. В том, что произведения зарубежной старинной литературы мы читаем в переводах на современный русский язык. 2. В том, что произведения зарубежной старинной литературы больше и качественнее изданы.

Древнеегипетская литература.

Литература как таковая родилась очень давно и не в Европе.

И летит он, летящий далеко,

Он улетает от вас, о люди!

На земле его нет, он на небе.

Он пронзил небеса, словно цапля,

Он лобзал небеса, словно сокол,

Он вскочил к небесам саранчою.

Надписи эти сделаны примерно в 27 - 25 веках до н.э. (датировать точнее тексты такой древности просто невозможно). Значит, литература зародилась около 27 века до нашей эры, 47 веков назад, четыре тысячи семьсот лет.

Сюжет вкратце такой. Когда умер фараон, возникла угроза войны между его сыновьями из-за престола. Будучи придворным, Синухе испугался, что будет убит, и убежал.

«Сердце мое смутилось, руки мои дрожали, трепет охватил все тело —

Прошли годы, приблизилась старость. И Синухе овладела глубокая тоска по родине, он обращает свои мольбы к богам и новому фараону Египта.

«О бог, предначертавший мое бегство, кто бы ни был ты, (…)

Быть может, ты дашь мне узреть края, где сердце мое бывает каждый день.

Что желаннее погребения в той стране, где я родился? …

Подступила старость: слабость одолела меня,

и глаза отяжелели, и руки обессилели, и ноги уже не повинуются усталому сердцу.

Желание Синухе исполняется, фараон посылает ему приглашение. И Синухе возвращается на родину, его с почётом принимает сам фараон и дарит ему дом, прислугу, велел построить пирамиду (то есть, гробницу) с изванияем его самого, украшенным золотом.

Кому мне открыться сегодня?

На чужое зарится каждый.

Вывелись добрые люди.

Над жертвой глумится наглец,

А людям потеха — и только!

У ближнего рады

Последний кусок заграбастать!

Добра за добро не дождешься.

Зло наводнило землю,

Нет ему ни конца, ни края.

Разочарованный желает смерти как избавления от земных несправедливостей, но душа его отговаривает.

В это же время расцветает любовная лирика – высшее достижение древнеегипетской литературы, учёные писцы начинают записывать и обрабатывать народные любовные песни. Они являются прекрасными образцами верлибра, свободного стиха, которым пишут большинство современных поэтов. Древнеегипетские любовные стихи полны истинной поэзии. На русский язык часть из них переведены самой Ахматовой.

В моем венке — вьюнок.

Я вью венок — твой юный лоб венчать.

Ведь я тебе принадлежу,

Где мной взлелеяны цветы

И сладко пахнущие травы.

Ты выкопал прохладный водоем.

И северного ветра дуновенье

Когда вдвоем гуляем у воды.

Рука моя лежит в руке твоей.

По телу разливается блаженство,

Мы идем бок о бок

Мне голос твой — что сладкое вино.

Еды с питьем нужнее мне

Мне вспомнилась твоя любовь!

Кудрей заплетена лишь половина:

Стремглав бегу тебя искать,

Пренебрегая гребнем и прической.

О, если ты не разлюбил и ждешь —

Я косы живо заплету,

Готова буду вмиг!

В последнем стихотворении присутствует явный психологизм, конкретная психологическая деталь. Сила чувств показана через то, что девушка готова бежать к милому, сделав причёску лишь наполовину.

1. Когда возникла древнеегипетская литература? 1. в 27-25 веках до н.э. 2. Три тысячи лет назад.

2. Как называется самое значимое произведение древнеегипетской литературы периода Среднего царства (20-17 века до н.э.)? 1. Рассказ Синухе. 2. Книга мёртвых.

Шумеро-вавилонская литература.

Гильгамеш – типичный эпический богатырь, совершающий подвиги, побеждающий чудовищ, как русские богатыри, как греческий Геракл. При этом эта древнейшая поэма неожиданно человечна. Гильгамеш прежде всего человек. Он любил своего друга Энкиду, вместе с которым они совершали подвиги (в том числе вместе они убили великана Хумбабу). Когда Энкиду умер, Гильгамеш не мог избавиться от печали, он вдруг осознал смертность человека вообще и свою в частности. Он начал бояться смерти и пошёл искать бессмертия. Гильгамеш нашёл единственного бессмертного человека Утнапишти, и тот ему рассказывает о том, как боги спасли его во время всемирного потопа (описание потопа почти полностью предваряет библейское описание), о том, что на дне моря есть цветок, дающий бессмертие. Гильгамеш добыл цветок бессмертия, но по дороге домой потерял. В поэме есть некоторая первобытная наивная откровенность. Например, очень откровенно там описано, как блудница Шамхат по приказу Гильгамеша соблазняет Энкиду – для того, чтобы образумить его, превратить из первобытного дикаря в цивилизованного (по тогдашним понятиям) человека.

«Как не впасть моим щекам, голове не поникнуть,

Не быть сердцу печальным, лицу не увянуть,

Тоске в утробу мою не проникнуть,

Жаре и стуже не спалить чело мне?

Энкиду, младший мой брат,

С кем мы, встретившись вместе, поднимались в горы,

Вместе схвативши, Быка убили,

В кедровом лесу погубили Хумбабу,

Друг мой, которого так любил я,

С которым мы все труды делили,

Его постигла судьба человека!

Шесть дней, семь ночей над ним я плакал,

Не предавая его могиле, ‑

Не встанет ли друг мой в ответ на мой голос?

Пока в его нос не проникли черви!

Устрашился я смерти, не найти мне жизни!

Словно разбойник, брожу в пустыне:

Мысль об Энкиду не дает мне покоя ‑

Дальним путем скитаюсь в пустыне:

Как же смолчу я, как успокоюсь?

Друг мой любимый стал землею!

Так же, как он, и я не лягу ль,

Вся поэма небольшая, 54 страницы, почитать можно.

Античная литература.

Античная литература художественным совершенством и содержательной глубиной превосходит все предшествующие литературы,

она есть основа всей европейской литературы, также как вся античная культура (вместе с древнееврейским Ветхим заветом) есть основа европейской культуры. Очень долгое время её считали образцовой, ей подражали, переписывали её сюжеты. Дальнейшая литература лишь развивала античные традиции. Античная литература среди древних литератур лучше всего изучена, античные произведения гораздо больше переведены и изданы. Традиция изучения античной литературы идёт из 19 века (когда она вместе с древнегреческим и латинским языками изучалась в гимназиях). О других древних литературах знали в то время очень мало. Этой традицией объясняется то, что до сих пор в вузах на филологических факультетах из древних литератур изучается только античная.

Итак, античная литература – это литература Древней Греции и Древнего Рима (причём, первенство и главенство здесь принадлежит Греции, римская литература менее интересна).

Древнегреческая литература

Второе название Древней Греции - Эллада, поскольку сами себя греки называли эллины. Древняя Греция с самого начала своего возникновения не было единым государством. Сама по себе маленькая, она ещё состояла из ещё более мелких государств, полисов, городов с небольшой прилегающей областью. Во главе каждого города был царь. Именно такое устройство зафиксировано в древнегреческой литературе, хотя к 6-5 веку до н.э. в большинстве греческих полисов уже не было царей, установилась республиканская, коллегиальная, выборная форма правления. В том числе в самом знаменитом и богатом городе Греции – Афинах, культурном центре Греции на долгие столетия.

История литературы Древнего мира.

Теперь более общие сведения. Каковы основные цели нашего курса? Зачем нужно и полезно изучать зарубежную литературу и вообще литературу? Зачем вообще существует литература? Во-первых, она доставляет читателям удовольствие. Литература даёт совершенно особое, специфическое наслаждение, которое не может заменить ничто другое, ни кино, ни телевидение, ни даже сама реальная жизнь. Чтение – одна из самых ярких, полезных форм досуга, наполняющих жизнь смыслом, эмоциями. Человек должен жить полноценно, ярко, а это значит, он должен испытывать яркие эмоции. И литература способна их дать. Поэтому всегда будет значительное количество людей, искренне и бескорыстно любящих читать. Во-вторых, литература развивает человека интеллектуально, из книг человек черпает новые знания о жизни, во время чтения развивается фантазия, мышление и т.д.

Поэтому литература никогда не умрёт, она просто сокращает своё влияние, с начала 2000 годов, времени бурного развития интернета, телевидения, это особенно заметно. И историю литературы всегда будут изучать.

Первая цель нашего курса – познакомиться с лучшими, самыми интересными, яркими, глубокими произведениями литературы данного периода. Вторая цель – начать учиться самостоятельно анализировать прочитанные произведения. В конечном итоге это нужно для того, чтобы научиться анализировать саму жизнь, нашу реальную жизнь (отражением которой является литература), понимать явный и скрытый смысл того, что происходит вокруг нас и внутри нас, в нашей душе. Почему всё происходит так, а не иначе и может ли быть по-другому, что для этого делать? Понимать жизнь лучше, чем не понимать её. Это помогает жить более эффективно и успешно.

Возможно, вы знаете, что литература и вообще искусство делится на массовую и элитарную. Массовую литературу читают люди малообразованные, которых абсолютное большинство: фэнтези, любовные романы, детективы и т.д. Элитарную литературу читают люди образованные и культурные, интеллигентные люди, любящие и умеющие мыслить, рассуждать на отвлечённые философские темы. Элитарная литература – это лучшие произведения мировой литературы, именно её вы и будете изучать все пять лет. Это литература для немногих, избранных, умных. Она часто бывает трудна для восприятия и осмысления. Её читать трудно, но приятно для самолюбия, для тех людей, которые не зависят от мнения окружающих, малообразованных обывателей.

Так вот литература Древнего мира – это суперэлитарная литература, чтение произведения, которое написано 2-3 тысячи лет назад – чтение необычное. Такие произведения читают очень мало, они не способны дать обычного удовольствия от чтения, удовольствие возникает от их древности и экзотичности. Вообще же древнюю литературу читать полезно: она заставляет мыслить глобально – в масштабе истории всего человечества. Правда, тех, кто не способен мыслить в принципе, не заставит мыслить ничто.

И ещё, что касается зарубежной литературы вообще. Мы её читаем всегда в переводах. В этом специфика, и сложность, и преимущество по сравнению с русской литературой. Древнерусская литература и русская литература 18 века написаны древним старым, несформированным, только формирующимся русским языком, и в основном большинство произведений этих периодов требуется читать в оригинале, а это тяжело, непонятно. Но ведь и древние произведения зарубежной литературы написаны на древних, устаревших, чаще всего уже мёртвых языках, но читаем мы их в переводах на современный русский язык. Переводчики вообще могут достаточно вольно обращаться с зарубежным произведением, осовременивать вводить современные слова, менять ритм, вводить рифму там, где её нет и т.д. Переводить поэзию, а тем более древнюю, очень сложно, и главным считается передать самый общий смысл. В любом случае, надо всегда помнить, что перевод – это индивидуальное восприятие произведения, его смысла переводчиком, это интерпретация, версия, один из вариантов прочтения, перевод никогда полностью не соответствует оригиналу. Читать зарубежные произведения в переводах легче приятнее - в этом преимущество, а сложность в том, что переводов одного произведения может быть множество, и найти однажды услышанный и понравившийся вариант перевода порой нелегко. Поэтому читая зарубежные произведения, особенно поэтические, обращайте внимание, фиксируйте переводчика, либо конкретное издание, книгу, вышедшую в определённом году в определённом издательстве.

По истории других литератур Древнего мира лучший источник – первый том девятитомной Истории всемирной литературы (это самое авторитетное и полное издание): История всемирной литературы: в 9 тт. / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т.1 /Отв. редактор И.С. Брагинский. – М.: Наука, 1983. – 584 с. Этот том есть в интернете. Также есть всеобъемлющий учебник Лукова: Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней (любое издание). На 500 страницах очень кратко изложена вся история зарубежной литературы. Хотя в этой книге очень много достойных произведений даже не упоминается, общее представление составить можно.

Список лучших произведений, рекомендованных к прочтению.

1. Мифы Древней Греции (по книге Н.А. Куна).

2. Гомер. Илиада (песни 6 и 24). Одиссея (песни 9, 10, 12).

Особенности литературы Древнего мира

В Древнем мире существовали и активно развивались различные литературные жанры: поучения, священные гимны, сказки, поэмы, биографии, басни, религиозные тексты, пословицы, поэзия, пророчества. Произведения того времени все еще тесно связаны с фольклором, поэтому в литературные тексты часто входили фольклорные элементы.

Древними считаются сочинения, написанные до IX-VIII вв. до н.э. К этому периоду относятся:

  • древнеегипетская тексты: Месопотамии (шумерские, ассиро-вавилонские), хеттские, хуритские и угаритско-финикийские произведения;
  • классические сочинения Азии: древнекитайские, древнеиндийские, древнеиранские, древнееврейскии;
  • древние произведения: китайской, индийской, персидской, еврейской, греческой, римской литератур.

Античная литература и древние тексты

Литература античности

Античная литература включает две национальные литературы: древнегреческую и древнеримскую. Ее ярчайшими представителями являются Эсхил, Вергилий, Софокл, Платон, Еврипид, Аристофан, Аристотель, Овидий, Апулей.

Для понимания античной литературы и отличительных черт от европейских стоит помнить, что ее развитие наложило отпечаток рабовладение – в этом ее первая особенность. А вторым характерным признаком античной литературы является ее тесная связь с мифологией.

Греческие произведения исторически старше римских, поскольку древнеримская литература только начинала свое развитие в то время, когда древнегреческая уже переживала относительный упадок.

Рассмотрим подробнее характерные черты их развития.

Особенности греческой литературы

Греческая античная литература зародилась и сформировалась на основе фольклора, где важнейшее влияние оказала древнегреческая мифология.

История греческой литературы античности условно разделяется на следующие этапы:

В мифах описываются представления древних греков об окружающем мире — о его происхождении, природе, устройстве общества. Греческая мифология основана на рассказах о богах. Философы современности создавали свои труды на базе мифов. Информацию о греческих богах и героях, мы получили из текстов античной литературы – трудов Гомера, Гесиода, Эсхила, Аполлодора, Софокла и Еврипида.

Обострившиеся в VII-VI в. до н.э. расхождения между коллективом и личностью, привели к бурному расцвету лирических произведений, которые предоставили возможность самовыражения личности. Лирика этого периода разделялась на три жанра: элегию, ямб и мелику.

Причем за каждым лирическим жанром был закреплен определенный стихотворный размер (лишь мелические поэмы могли использовать все размеры даже внутри одного стиха). Для элегии, резвившейся из обрядовых песен, свойственно чередование гекзаметра, пентаметра, которое называют элегическим дистихом.

В VIII- VII вв. до нашей эры повсюду распространился культ Диониса, богатый обрядами карнавального типа. В этот период возникли все жанры греческой драмы с обрядовыми магическими играми. Постановка трагедий на празднествах, приуроченных Дионису, приобрела официальный характер в конце VIII века до нашей эры в эпоху тирании.

Античная литература и древние тексты

Софокл был любимым трагическим поэтом греков в V в. до н.э. Если Эсхил 13 раз побеждал в трагических состязаниях, то Софокл — 24 раза. Софокл — поэт афинской гражданственности: в своих трагедиях он поднимал важные социальные проблемы о разумной власти, долге человека перед обществом, о правильном поведении человека в коллективе и т.п.

Если герои Софокла убеждены в правильности своей позиции, то герои Еврипида мечутся, ищут, сомневаются; если у Софокла конфликт является результатом конфликта воззрений разных граждан, то у Еврипида – итог внутреннего противоречия, борьбы чувств и разума.

Особенности римской литературы

Римская литература считается новым этапом развития античных произведений. Римляне переняли у греков большинство литературных жанров, поэтических форм, стихотворных размеров, сюжетов, приемов, драму. Но это не значит полное копирование всех заслуг греческой литературы.

Периодизация римской литературы напрямую связана с этапами развития римского общества:

Комедия в Риме была представлена двумя жанрами: паллиатой и тогатой. С паллиаты начинается литературный путь римской комедии в лице двух крупных комедиографов Плавта и Теренция. От тогаты сохранились незначительные фрагменты и имена авторов: Титиний, Афраний, Атта.

За принципатом Августа наступает эпоха утверждения неограниченной власти императора. Грани между прозой и поэзией стирается: в прозу проникают поэтические средства, а в поэзию – авторские. Использование вдохновляющих метафор, эффектных сравнений и обилие антитез сделали литературу данного времени необычным и интересным явлением. Самым значимым писателем данного периода является Сенека.

Античная литература и древние тексты

В произведениях римского трагика находит свое отражение жестокая эпоха Нерона, чьим воспитателем он был: многочисленные картины истязаний и убийств, описания злодейств и ужасов; зловещие гадания, подробности жертвоприношений.

Историческое значение античной литературы

Историческая важность античной литературы безмерна в плане огромного влияния на формирование и развитие европейской литературы, ведь европейское искусство в целом невозможно без великих идей античности. Заявляя о значимости античной литературы, следует не забывать о том, что в ее русле зародились и утвердились такие науки, как история, философия, теория литературы и красноречия, филология, грамматика.

Литература древних греков и римлян дала миру множество письменных памятников, созданных на диалектах греческого языка и латыни, которые относятся к I веку до н. э. и началу I века н. э.

В период античности сформировались основные жанры европейской литературы, были заложены основы науки о литературе, Аристотель выделил три основных рода литературных (художественных) текстов: эпос, лирика и драму. Данная классификация актуальна и в наше время.

Время создания античной литературы давно закончилось. Однако жизнь произведения античности продолжалась и продолжается до сих пор. Многие темы и сюжеты, герои и ситуации, образы и мотивы, жанры и стихотворные формы перенимаются писателями последующих эпох. Особенно часто обращались к античной литературе как источнику собственного художественного творчества деятели эпохи Ренессанса, классицизма, романтизма.

В русской литературе идеи и образы античности активно использовали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет; в советской поэзии элементы античных сочинений можно найти в работах В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого и многих других.

Античная литература близка современному читателю своей гуманистической сущностью. Понятие о ценности человеческой личности, о гармоническом развитии духовных и физических сил каждого человека, о разумном единстве свободы личности и порядка общества, о сквозном законе, который определяет нормы жизни природы, человека и человечества, – все эти понятия были созданы греческой и римской античностью.

Именно в Древней Греции и Риме исторические условия впервые установили в центр человеческого сознания проблему единства личности и общества, которая осталась основной во всем последующем развитии европейской гуманистической традиции. Общность данной традиции и определяет тот факт, что среди всех культур Древнего мира европейская античность столь духовно близка современности.

  • Упоминаются в документах укрепления Цецина (к западу от Черновиц) и Хотин.

Упоминаются в документах укрепления Цецина (к западу от Черновиц) и Хотин.

до н.э. Создание государства Буребисты.

10 июля. Штефан Великий основал монастырь Путна.

Печать города Бая с надписью „Sigilium Capitalis Civitatis Moldaviae Terrae Moldaviensis” свидетельствует о существовании города Бая.

Восходит на престол Штефан Великий.

7 мая. Австрия аннексирует северную часть Молдовы, Буковину.

Столицей Молдавского княжества стал город Сучава.

Каноническое признание митрополии Молдавского княжества.

до н.э. Троянская война. Первое упоминание о фракийцах.

Победа даков под предводительством Децебала над римлянами.

В Яссах напечатана Правила Василе Лупу.

Участие молдавского войска в битве при Грюнвальде.

до н.э. Буребиста становится царем гетов.

до н.э. Зарождение Цивилизации Кукутень-Триполье

26 июля. Битва при Валя Албэ (Рэзбоень).

2 марта. Республика Молдова принята в ООН.

2 декабря. Молдова становится независимой республикой.

2 августа. Образование Молдавской Советской Социалистической Республики.

7 ноября. Открытие Ясского Университета.

27 августа. Республика Молдова провозгласила независимость от СССР.

29 июля. Принятие Конституции Республики Молдова.

5 января. Избрание Александра Иоана Кузы господарем Молдовы.

23 июня. Декларация о суверенитете Молдавской ССР.

Республика Молдова принята в Совет Европы.

6 января. Провозглашение Молдавской Демократической Республики.

31 августа. Верховный Совет МССР принял законы: О статусе государственного языка Молдавской ССР; О переходе молдавского языка на латинскую графику

23 августа. Подписание пакта Молотова-Риббентропа.

20 августа. Начало Ясско-Кишиневской операции.

12 октября. Создание Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) в составе Украины.

Читайте также: