Изобретение лапши быстрого приготовления кратко

Обновлено: 05.07.2024

Японское изобретение, которое некогда спасло послевоенную страну, спустя годы стало лучшим другом студентов и валютой в тюрьмах.

В 2017 году по всему миру съели больше ста миллиардов порций лапши быстрого приготовления. Это 13 порций на каждого жителя планеты. Продукт создавался как спасательный круг для голодающей послевоенной Японии, но со временем стал неотъемлемой частью культуры студенческой жизни благодаря простоте и дешевизне.

Ноутбук, скоростные поезда, караоке и VHS-кассеты — это лишь несколько изобретений, которые создали в Японии в 20-м веке. Большую роль среди них играет и лапша быстрого приготовления, которая до сих пор контролирует около 5% мирового рынка продаж. На родине блюда его подают примерно 5,5 миллиарда раз ежегодно, а наибольшую популярность лапша заработала в Китае и Индонезии.

Отследить появление пшеничной лапши в Японии можно до 1880 года, когда китайские производители привезли в страну рамэн. Это блюдо представляет собой лапшу с бульоном и небольшими кусочками мяса или тофу. С годами рецепт менялся, закрепляясь в японской культуре. Всё изменилось во время Второй мировой войны, когда большую часть дорожной инфраструктуры Японии разрушило бомбардировками — страну захватил голод.

Как показало время, гуманитарная катастрофа сделала из неудавшегося бизнесмена Момофуку Андо героя. Уроженец Тайваня под властью Японии, он заработал миллионы на продаже запчастей в период войны, а затем всё потерял. В 1948 году его отправили в тюрьму на два года за мошенничество, а затем он встал во главе банка, который позже развалился. Андо не отступил — он решительно хотел вернуть утраченные средства и восстановить репутацию.

Момофуку Андо (в центре) в поздние годы жизни в музее лапши быстрого приготовления в Осака. Фото Getty

Через десять лет после окончания войны к будущему изобретателю обратились с предложением выполнить правительственный заказ. Власти не знали, как подтолкнуть японцев есть больше еды с добавлением пшеничной муки — ключевого продукта, который США поставляли в страну в рамках гуманитарной помощи.

Вернувшись в цивилизацию, бизнесмен представил нечто похожее на тот вид лапши быстрого приготовления, которую можно встретить почти в каждом магазине по всему миру. Изначально продукт могли позволить себе только зажиточные граждане, но затем он завоевал повсеместную популярность. С тех пор в Японии построили три музея, посвящённых лапше быстрого приготовления. Самый большой и новый открыла в Иокогаме компания Nissin, основанная Андо.

Как вскоре понял Андо, преимущество его изобретения не только в скорости приготовления, но и в универсальности. В блюдо можно добавить десятки дополнительных ингредиентов, чтобы привлечь внимание иностранных покупателей. Где-то предпочитают лапшу с базиликом и оливковым ароматом, а жителям другой страны хочется морепродуктов. К примеру, в Мексике лапшу едят с традиционным соусом сальса и долькой лайма.

В Японии вокруг изобретения Андо сформировалось большое сообщество, и, как у каждого сообщества, у него есть звёздные участники. Тосио Ямамото (Toshio Yamamoto), более известный фанатам как Ton Tan Tin, считается на родине самым известным обозревателем лапши быстрого приготовления. Фанат блюда с детства, он работал инженером, но в какой-то момент его блог стал приносить доход и позволил уволиться с постоянной работы.

Отчасти это связано с условиями жизни в китайских городах — в поисках работы в мегаполисы приезжают миллионы людей, ищущих перспективы. Не у всех достаточно денег, чтобы позволить себе комфортное жильё, поэтому они селятся в комнатах в общежитиях с общей кухней. В таких условиях стандартная готовка требует гораздо больше времени и терпения, поэтому многие обращаются к лапше быстрого приготовления, а затем так же быстро собираются на работу.

Несмотря на всеобъемлющую популярность, изобретение Андо постепенно теряет аудиторию. В 2017 году мировые продажи лапши быстрого приготовления упали на 16%, в том числе из-за социальных перемен в Китае. Как говорит исследователь в области броматологии (наука о пищевых продуктах) Мэн Сухэ (Meng Suhe), снижение популярности лапши отражает внутренние изменения её главного потребителя.

Некогда британец Киран Дули (Kieran Dooley) провёл эксперимент с целью узнать, что происходит с организмом при постоянном употреблении лапши быстрого приготовления. Он снимал свой опыт на камеру, за 30 дней сбросив 11 килограммов. Как вспоминал студент, он регулярно испытывал перепады настроения и раздражался. За это время он старался не употреблять ничего кроме лапши, но один раз позволил себе пропустить три стакана пива в пабе.

Выпуск шоу о тюремном быте, где рассказывается о десяти блюдах с использованием лапши быстрого приготовления

Эта тенденция произошла после урезания федерального бюджета исправительных учреждений: больше 2,2 миллиона заключённых в тюрьмах США (рекордное число по всем странам мира) в той или иной степени столкнулись со снижением ежедневного пайка. Пострадало и качество продуктов, на которое давно жаловались осуждённые. В поиске решения многие обратились к лапше быстрого приготовления, продаваемой в тюремных кафе.

В остальное время Марте следит за рационом. Во время одного из тюремных обследований врачи сообщили ему, что из-за критически высокого уровня холестерина он рискует умереть от инфаркта в течение пяти лет. Мужчину приговорили к семи годам заключения, поэтому он отказался от вредной пищи и занялся спортом. После освобождения Марте открыл спортзал.

На тюремном кладбище нет имён, только номера. Я не хотел умереть внутри системы. Я видел, как другие умирали. Это довольно грустно. Зачастую родственники даже не приходят [на могилу].


Однако эти бренды во многих странах вообще не представлены, несмотря на то, что сама лапша в разных видах пользуется большой популярностью под общепринятым международным названием для лапши быстрого приготовления – Инстант Рамен. Однако не так многие слышали про историю ее создания. А она тем не менее очень увлекательна.

Кто же придумал лапшу рамен быстрого приготовления?

Истоки создания человечеством лапши быстрого приготовления лежат в средневековом Китае. Достаточно экономически благоприятная ситуация в стране, создала толчок для разработки новых вкусов и ароматов еды. Этот процесс не обошел и традиционное блюдо китайцев – лапшу.

Юи экспериментировал с лапшой, и придумал сначала обжаривать ее в масле, потом сушить, чтобы он смог хранить ее дольше и варить лапшу в воде позже, прямо перед подачей на стол. Если быть точным, то эта лапша не была быстрого приготовления, а скорее длительного хранения, если бы не один побочный эффект обжарки в масле, а точнее — это возможность есть ее сырой, хрустя как современными чипсами. В этом плане это действительно был один из первых фаст – фудов. Но, надо отдать должное Бинджоу, он первый начал обжаривать в масле сам продукт, а именно эта технология легла в основу создания лапши быстрого приготовления в будущем. И, тем не менее, лапша Е-фу, была продуктом, ускоренного приготовления, ведь для ее приготовления прямо перед подачей на стол, не нужно было замешивать и раскатывать тесто, тянуть саму лапшу, перед ее варкой, а просто бросить в кипящую воду и сварить.

Да, для жителя 21 века, это уже не быстро, а тогда это было революцией. Но еще четыре века потребовалось для создания продукта, действительно быстрого приготовления. И тут инициатива создания переходит уже в Японию.


В 1945 году, после капитуляции Японии, Андо находился в своем родном городе Осака. Смотря на последствия разрушения нелегко было оставаться оптимистичным. Воздушные атаки нанесли большой ущерб городу, было разрушено огромное количество зданий, включая два офисных здания и завод, которые были построены им самим. Именно в то время, прогуливаясь по городу он видел людей, которые выстраиваются в очередь у самодельных стендов Рамен и терпеливо ждут.

В течение года он пытался придумать подходящий способ высушивания лапши, однако ничего не получалось. Приготовленная лапша в результате не имела ни нужной текстуры, ни вкуса. Говорят, что практически случайно он опустил немного лапши в горячее масло, которое его жена подготовила для приближающегося ужина. Результат получился превосходным: лапша при этом метода не только высушивалась, но и в дополнение становилась слегка пористой. Это давало желанный эффект при размачивании впоследствии горячей водой.

Момофуку Андо к тому времени было 48. Его карьера приобрела неожиданный поворот: он стал изобретателем и производителем блюда, ставшего впоследствии символом вдохновения для Японии. Наконец он мог почувствовать какое-то искупление за мучившую его ответственность перед разорившимися вкладчиками. Японская индустрия стремительно развивалась, и лапша пришлась очень кстати для того чтобы накормить небогатый класс рабочих.


Во время рабочей поездки в Америку в 1966 году, Андо заметил что заведующие супермаркетом, продававшего его лапшу используют в качестве посуды вымытые одноразовые пенопластовые стаканчики из под кофе. Они использовали их просто потому что другой посуды не было, однако Андо пришло в голову, что это отличная идея для усовершенствования его продукта. Последующая разработка заняла целых 5 лет.


Впоследствии Андо так же разработал специальную лапшу для космонавтов, которую можно было употреблять в невесомости, которая не расплескивалась благодаря густому бульону и не нуждалась в горячей воде, благодаря миниатюрной лапше.

В настоящее время лапша пользуется очень большой популярностью во всем мире как еда для студентов у которых вечно мало денег и которые к тому же толком не умеют готовить. Продажи растворимой лапши по всему миру составляют более 94 миллиардов штук в год.


В городе Якогама в Японии есть музей посвященный изобретению Андо, который был построен в 1994 году. На его территории был создан полно размерный макет улицы Токио времен 1958 года — года изобретения лапши.

А в Нью-Йорке в 2004 году был даже открыт ресторан лапши Рамен под названием Момофуку Нудл Бар, который стал одним из самых модных заведений года. Очередь на бронь столов туда растягивалась на месяцы наперед.

Технология производства лапши быстрого приготовления состоит из нескольких этапов: замешивания теста из муки особых сортов пшеницы, изготовления тонких макарон, термической обработки паром, сушки, жарки, и последнего этапа – расфасовки.

Комплексные линии по производству лапши быстрого приготовления позволяют полностью автоматизировать процесс приготовления лапши от стадии замеса теста до упаковки готовой продукции.

Китай. Ухань, Хубэй. 14 мая. Производство лапши быстрого приготовления. (EPA/ИТАР-ТАСС/SHEPHERD ZHOU)

Китай. Ухань, Хубэй. 14 мая. Производство лапши быстрого приготовления. (EPA/ИТАР-ТАСС/SHEPHERD ZHOU)

Следующий этап процесс варки и формовки. В паровом туннеле лапша проходит термическую обработку при температуре 95-1000`С. Затем нарезается и формируется на установленные размеры. Параметры контролируются инфракрасными лучами.

Жарка и сушка проводятся так же на специальном оборудовании. Оно состоит из основного корпуса, теплообменника, помпы циркуляции масла, фильтров и емкости для масла. Жарка в пальмовом масле при температуре 140-1500`С позволяет быстро выпарить лишнюю влагу.

Далее в охладительном туннеле готовая лапша потоком воздуха охлаждается до нормальной температуры и подается на упаковку.
Процесс упаковки контролируется инфракрасными лучами. Лапша автоматически пакуется. Оборудование позволяет изготовить и упаковать лапшу разного размера и веса.


А я вам напомню еще Историю создания крабовых палочек и какое Самое знаменитое сало в мире

Имя этого человека знают немногие. А ведь именно он совершил открытие, которое в Японии признали величайшим за последние сто лет. Нет, это не караоке и не портативный аудиоплеер, тоже придуманные японскими изобретателями. Момофуку Андо создал лапшу быстрого приготовления.


От банкрота до изобретателя

Момофуку Андо родился 5 марта 1910 года на оккупированном японцами Тайване. Рано осиротел, поэтому вместе с двумя старшими братьями и младшей сестрой воспитывался в доме бабушки и дедушки. Они владели небольшим бизнесом — магазином одежды, и Андо с детства с интересом наблюдал, как развивалось семейное дело.

Когда Момофуку исполнилось 23 года, его семья вернулась в Японию, на историческую родину. Там парень поступил в университет и одновременно начал развивать семейный бизнес. Дела шли в гору, и жизнь казалась безоблачной.

В планы вмешалась Вторая мировая война. В армию Андо не взяли по состоянию здоровья, но из-за непростой ситуации в стране его бизнес быстро прогорел. Поэтому после окончания войны Момофуку решил сменить сферу деятельности и начал торговать солью.


Поначалу бизнес процветал, его заметили в бизнес-сообществе Осаки, третьего по величине города Японии, и предложили стать председателем одной из местных кредитных ассоциаций. Но компания обанкротилась, и будущему Мистеру Лапше пришлось рассчитываться с кредиторами с помощью собственных средств. Момофуку потратил на это все свои деньги, из-за чего практически обнищал. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, он начал искать идею для нового стартапа. И неожиданно вспомнил об одном эпизоде времён войны.

Дело было на одной из улиц Осаки. Длинная очередь, около 30 метров, выстроилась перед тускло освещённой палаткой. Из неё валил пар — там готовили традиционную японскую лапшу рамен. И люди в обносках, дрожа от холода, часами ждали своей порции. Картина так поразила Момофуку, что запомнилась на всю жизнь. И позже — именно она стала своеобразной отправной точкой для создания лапши, которую не нужно ждать.

Путь лапши

Однако реализовать идею оказалось не так просто. Выпускать обычную сухую лапшу Андо не захотел с самого начала — такая уже существовала много лет. Изобретатель мечтал о большем: чтобы продукт не просто долго хранился, а ещё и моментально готовился, был вкусным и питательным. Для исследований Момофуку построил настоящую кухню-лабораторию в сарае за своим домом в городе Икеда. И установил в ней самое простое оборудование: машинку для приготовления лапши и котелок для варки. Однако опыты проваливались один за другим. Лапша либо получалась совершенно невкусной, либо разваривалась в кашу. Изыскания продолжились целый год, в течение которого Момофуку спал не более четырёх часов в сутки.

Прорыв случился неожиданно — после того, как Андо решил опрыскать лапшу бульоном из обычной садовой лейки. Затем он размешал продукт, чтобы пропитать им весь верхний слой, обжарил в пальмовом масле, выпаривая лишнюю жидкость, и высушил в форме брикета. И это оказалось то, что нужно! Чтобы сделать лапшу ещё вкуснее, к каждому брикету изобретатель стал прикладывать два пакетика: в одном находился бульон со специями, в другом — порция пальмового масла.


В 1958 году продукция компании Nissin Food Products впервые появилась на полках магазинов. И сразу стала бестселлером, причём не только у японцев! А через 12 лет лапшу Андо ела вся Азия, Европа и Америка. Но на этом Момофуку не остановился.

В 1971 году он совершил ещё один прорыв — упаковал своё изобретение в водонепроницаемую чашу из пенополистирола. Достаточно было добавить горячую воду — и обед готов! Удобство такой подачи сразу же оценили студенты и рабочие — все, кто привык обедать на бегу. А через какое-то время Андо добавил в лапшу сушёные овощи, и это превратило её в полноценный суп, популярный и по сей день.

Nissin Food навсегда

Сегодня компания Андо — настоящий монополист на рынке лапши быстрого приготовления: в ассортименте больше двух десятков видов, а производственные мощности расположены по всему миру — от США до Перу. Nissin Food Products поставляет свою продукцию в 70 государств, где её ежегодно покупают почти сто миллионов человек.


Цитаты

Кто придумал лапшу быстрого приготовления

Где изобрели лапшу: в Китае или Японии?

Кто придумал лапшу быстрого приготовления

Настоящим создателем лапши быстрого приготовления сегодня признан Момофуку Андо (Momofuku Ando), японец родом из Тайваня. Он родился в 1910 г, не служил в армии по состоянию здоровья, но своими глазами видел, как тяжело Япония переживает последствия Второй Мировой войны. Момофуку был дважды обанкротившимся бизнесменом – экономика Японии переживала сложные времена. В своих воспоминаниях он писал о послевоенной картине, которая потрясла его и наполнила сердце болью: голодные люди в г. Осаки стояли в длинных очередях, чтобы получить миску горячей лапши рамен и хоть как-то согреться на холоде. Поэтому, когда фирма по производству соли прогорела, Момофуку решил посвятить свою жизнь созданию продукта, который сможет насытить всех людей в мире: дешевой, сытной и быстрой в приготовлении лапши. Японец верил: победив голод, люди победят и войны.

Поскольку средств у Момофуку Андо практически не было, его лаборатория размещалась в простом сарае, а из оборудования была лишь машинка для приготовления пасты и котелок для варки. Эксперименты длились довольно долго: изобретателю никак не удавалось добиться нужной клейкости рамен и хорошего вкуса одновременно. Наконец, технология была обнаружена: опрыскать лапшу бульоном, затем обжарить в пальмовом масле и высушить. Идея снабдить брикет сухой лапши двумя мини-упаковками с маслом и бульонной основой также принадлежит Андо.

Свое третье грандиозное изобретение Андо совершил в 2005 г: это была лапша для астронавтов. Первым ее попробовал Соичи Ногучи. Интересно, что сам Momofuku прожил 96 лет, и свое отменное здоровье связывал именно с ежедневным употреблением лапши собственного производства.

Основатель компании хотел, чтобы его лапша избавила людей от голода – и его мечта воплотилась в реальность. Так, именно она была основным продуктом питания для людей, пострадавших от цунами в Азии и урагана Катрина в США.

Мы привыкли ассоциировать Японию со страной высокотехнологичных разработок. В 2000 г в стране провели социологический опрос, какое же национальное изобретение они сами считают самым важным. Второе место заняло караоке. А первое – детище Андо, рамен быстрого приготовления!

Музей лапши

Музей лапши

Shin-Yokohama Raumen Museum – трехэтажный музей общей площадью около 10 000 м2. Открыт в 1994 г. К услугам его посетителей – познавательные экскурсии, мастер-классы по приготовлению рамен, а также настоящая улица середины XX века с воссозданными японскими ресторанчиками, где туристы могут попробовать несколько сортов рамен, приготовленных по аутентичным рецептам.

6 интересных фактов о сублимированной лапше

  • Идею обжарки лапши Андо подсмотрел у своей жены, обратив внимание, как она готовит тесто для кляра.
  • Первая лапша, выпущенная компанией, была со вкусом курицы. Этот гениальный ход маркетологи оценили по достоинству гораздо позже. Дело в том, что компания сразу намеревалась завоевать мировой рынок, поэтому тщательно подошла к вопросу с религиозной точки зрения. Курица, в отличие от говядины и свинины – продукт, разрешенный во всех мировых религиях.
  • Когда паста только появилась в продаже, предприимчивые японские рестораторы включили ее в премиальное меню и умудрялись продавать в несколько раз дороже обычной пасты.
  • Рамен не сразу завоевал популярность в США. В 1966 г, когда Андо совершал поездку по Америке, он заметил, что люди используют в качестве посуды под лапшу одноразовые стаканы для кофе. Именно эта идея натолкнула его на создание Cup Noodle.
  • В год в мире люди съедают более 100 млрд порций лапши быстрого приготовления. Больше всего рамен любят в Индонезии, Японии, Китае и Южной Корее (от 30 до 74 порций в год на человека).
  • В 2004 г в Нью-Йорке открылся ресторан лапши Momofuku Noodle Bar. В первый год его работы столик нужно было бронировать за несколько месяцев.

Церемония прощания с Momofuku Ando состоялась на футбольном стадионе: так много благодарных соотечественников хотели проститься с изобретателем. Так скромный и не очень удачливый бизнесмен-банкрот стал кумиром миллионов людей во всем мире.

Корейская лапша быстрого приготовления

Огромную роль в популяризации продукта сыграла компания Nongshim (ранее - Lotte Industry Co.) Свою первую лапшу - Lotte Ramen – концерн выпустил в 1965 г. Спустя пять лет в его ассортименте насчитывалось уже 10 видов рамен, а в 1971 концерн получил сразу 9 призов на Всемирном продовольственном конкурсе. За двадцать лет работы Nongshim занял прочные лидирующие позиции в Южной Корее, создавая новые оригинальные вкусы рамен по старинным аутентичным рецептам. Сегодня каталог бренда насчитывает более 40 видов лапши с различными вкусами и приправами.

Читайте также: